Конституционное право зарубежных стран система правовых норм наука учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран система правовых норм наука учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений.

Конституционное право зарубежных стран как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Содержанием науки являются конституционные доктрины, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высшей школе.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право конкретной страны – французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др. Нет и особой науки с таким названием. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.

В настоящее время в мире существует более 200 государств, и каждое государство имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. Выделяют:

– по социально-экономическому развитию: высокоразвитые страны Запада (в т. ч. Япония); государства среднеразвитого капитализма (Израиль, Турция, Мальта и др.); бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния и др.); развивающиеся страны, которые были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Пакистан, Индия, Египет и др.); государства, являющиеся социалистическими (Китайская Народная Республика, Куба, Вьетнам и др.);

– по форме правления: республики и монархии;

– по формам государственного устройства: унитарные и федеративные;

– по партийным системам: с многопартийной системой; с двухпартийной системой; с однопартийной системой;

– и другие классификации.

Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или огосударствленная экономика).

Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.

Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.

Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Конституционное право зарубежных стран система правовых норм наука учебная дисциплина

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:

как отрасль права;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

форма государственного устройства;

субъекты государственной власти;

способы реализации государственной власти;

Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

принципы правового статуса личности;

основные права, свободы и обязанности;

гарантии прав и свобод;

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право — есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

регулируют особую сферу общественных отношений;

носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

учредительный характер предписаний;

регулируют поведение широкого круга субъектов;

своеобразие их вида;

особенности их структуры.

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права — различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

Конституционное право зарубежных стран система правовых норм наука учебная дисциплина

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явлени

Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые государственным принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д. Конституционное право любой зарубежной страны призвано регулировать определенную группу общественных отношений (например, правовое положение личности или основы устройства общества и государства).

Конституционное право зарубежных стран является учебной дисциплиной, которая преподается в высших учебных заведениях.

Конституционное право зарубежных стран является наукой, т. е. совокупностью различных взглядов, учений, теорий, а также гипотез по вопросам конституционного права, которые, в свою очередь, изложены в статьях, книгах или научных докладах. Как такового отдельного понятия «конституционное право зарубежных стран» не существует и оно не выделено в особую отрасль права. Общепринято, что существует конституционное право определенной страны и каждая страна самостоятельно составляет свое конституционное право. Под понятием «конституционное право зарубежных стран» принято понимать такое явление, которое представляет собой сравнительный анализ всех официально принятых действующих конституционных прав стран в мире.

Конституционным правом зарубежных стран регулируются четыре главные сферы общественной жизни любой страны:

1) социальные отношения (социальная роль государства);

2) экономика (основы отношений собственности);

3) идеология (идеологический плюрализм);

4) политика (роль и порядок образования политических партий, организация государства).

Следовательно, можно толковать «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль права конкретной страны. Предназначение данной системы заключается в согласовании внутренних норм государства и общества, коллективов. Также в регулировании основ правовых взаимосвязей государства и общества, борьбы за соблюдением норм конституционного права мирными, конституционными средствами.

К объектам конституционного права зарубежных стран относят общественные отношения, под которыми понимают основы жизни личности (установление законом прожиточного минимума), государства (его места в обществе), а также самого общества (рыночную экономику или экономику государства). Важными частями любого конституционного права любого государства являются конституционные права и обязанности гражданина данного государства, а также способы их реализации и гарантии.

Похожие вопросы

  • . стран — Конституционноеправозарубежныхстран: отрасль.
    Предметами изучения конституционногоправа являются общественно-политические процессы и явлени. Конституционноеправозарубежныхстран: отрасльправа, наука, учебнаядисциплина.
  • КонституционноеправозарубежныхстранПредмет.
    Конституционноеправозарубежныхстран: отрасльправа, наука, учебнаядисциплина.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам не страшен! Сообщество.
  • Конституционноеправозарубежныхстран — КП ЗС как наука.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам не страшен!
    КП ЗС как наука и как учебнаядисциплина (общая и особенная часть). КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и представляет.
  • Шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран
    ПредметомКПЗС является государственное право конкретных стран Государственно право в каждой стране . подробнее ».
    Конституционноеправозарубежныхстран: отрасльправа, наука, учебнаядисциплина.
  • Конституционноеправозарубежныхстран — Понятие, сущность.
    КП ЗС как наука и как учебнаядисциплина (общая и особенная часть). КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и представляет собой совок.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам.
  • Конституционноеправозарубежныхстран — Источники КП ЗС.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам не
    КП ЗС как наука и как учебнаядисциплина (общая и особенная часть). КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и представляет собой совок.
  • Конституционноеправозарубежныхстран — Источники.
    Понятие конституционногоправа как отраслиправа в отечественной и зарубежной литературе. ПредметомКПЗС является государственное право конкретных стран Государственно право в каждой стране. Загрузка.
  • . стран — Понятие конституционногоправа как отраслиправа.
    ПредметомКПЗС является государственное право конкретных странГосударственно право в каждой стране является основной отраслью национальной
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам не страшен!
  • Конституционноеправозарубежныхстран — Источники.
    Предметомнауки конституционного (государственного) правазарубежныхстран является государст.
    Достаточно скачать шпаргалки по конституционномуправузарубежныхстран — и никакой экзамен вам не страшен!
  • Конституционноеправозарубежныхстран — Понятие.
    Предметомнаукиконституционного (государственного) правазарубежныхстран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль.

найдено похожих страниц:10

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
КАК НАУКА, ОТРАСЛЬ ПРАВА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

  1. Наука конституционного права зарубежных стран.
  2. Основные направления и школы в современной науке конституционного права.
  3. Предмет конституционного права зарубежных стран.
  4. Источники конституционного права зарубежных стран.

1. Наука конституционного права зарубежных стран

В отличие от действующего конституционного права, наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения тезисы гипотезы, выводы ученых. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, Обнаруживает закономерности его развития, формирует практические советы его развития с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теорию, их развитие.

Исследование конституционного права зарубежных стран — это изучение и определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике, те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся несоответствующими общечеловеческим ценностям.

Конституционно-правовая наука прошла длительный путь развития. Она тесно связана с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).

Первоначально некоторые идеи (например, об устройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писателей древнего мира — Платона, Аристотеля, Цицерона, Гая и др., хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было.

Конституционно-правовая наука сравнительно молода. Она появилась значительно позднее других юридических наук, таких как гражданское, уголовное, процессуальное права, и отпочковалась от философии, социологии и других наук лишь в первой половине XIX века.

В период борьбы против феодализма идеологи демократии Г.Гроций Б.Спиноза,Т. Гоббс, Т.Монтескье, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие, выдвинули и обосновали важнейшие концепции конституционного права: конституционализм, народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, естественные неотчуждаемые права человека. Эти теории служили идеологическим обоснованием ликвидации феодализма как общественного строя, способствовали движению организационного единства антифеодальных политических сил.

В XIX веке правоведы-конституционалисты — Т.Мэй, А. Дайси, Д. Милль — в Великобритании, Р.Гейнст — в Германии, и другие в своих фундаментальных работах создали классические теории конституционного права, включая такие конституционно-правовые дисциплины, как парламентаризм, правовое, социальное и демократическое государство. На рубеже и в начале XX века серьезный вклад в развитие теории конституционного права внесли Л.Дюги, М.Ориу (Франция), В.Орландо (Италия), Д.Брайс, С.Лоу (Великобритания), Г. Еллинек (Германия). В их взглядах появляются суждения о необходимости ограничения доли парламентов, усиления участия правительства в законодательстве, идей «сильно власти» и т.п.

Крупнейшими представителями современной западной науки конституционного права являются Ж.Бюрдо, М.Дюверже, М.Прело, Ж.Ведель во Франции, А.Дженнингс, Х.Филлипс, Д.Маккинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед в Велиобритании, р.Паунд, Э.Карвин, Т.Кельзен, к.Левенщтейн, Л.Трайб в США, Т.Маунц, Г.Навяски, К.Хессе, К.фон Байне в Германии- разработавшие теории плюралистической демократии и др.

Что касается зарубежных «социалистических» стран, то установление в этих странах диктатуры коммунистических партий и тоталитарных политических режимов устранило всякую возможность легального развития подлинной конституционно-правовой науки.

2. Основные направления и школы в современной науке конституционного права

В настоящее время в науке конституционного права существует два основных направления.

Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки: говорится о диктатуре народной демократии).

Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов». Авторы радикалистского направления говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущество в правах определенных групп населения, за ликвидацию частной собственности., «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.

Либеральной направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. Представители данного направления выступают за правовое, демократическое и социальное государство, разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрушения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса, против закрепления в Конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти. Они считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности.

Между этими двумя полярными взглядами есть промежуточное течение, соединяющее некоторые черты обоих направлений. Не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов во всем, даже принципиальным вопросам. Существуют различные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, а отсюда возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные толкования их результатов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

3. Предмет конституционного права зарубежных стран

В предмет конституционного права как отрасли права входят следующие общественные отношения, которые подвергаются регулированию со стороны этой отрасли:

1) общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственной власти – условия, порядок, процедура создания основных органов государственной власти (парламент, правительство и т.д.), так же порядок реализации своих функций со стороны данных органов, порядок их взаимодействия друг с другом, ответственность и ликвидация.

2) Общественные отношения, возникающие по поводу прав и свобод человека и гражданина – закрепление, приобретение и реализация прав и свобод, а также обязанности человека, групп людей, объединений, возникающие по поводу взаимодействия государства и человека, общества в ходе проведения выборов, референдумов и других демократических институтов.

Конституционное право зарубежных стран – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых связей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающие законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными конституционными средствами.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Основным, главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основной закон. Но конституции часто содержат лишь общие положения, обходя ряд важных вопросов государственной жизни, оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации.

При этом конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

Это законы, которые можно подразделить на:

а) Конституционные, вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.

б) Органические, принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом.

Имеют не менее важное значение в качестве источников государственного права, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащиеся в конституциях. Например, органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д.

в) Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции.

г) Обычные, законы принимаемые парламентом.

Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.

Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:

а) акты главы государства (указы, декреты);

б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);

в) нормативные акты министерств и ведомств;

Естественно не все акты, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции, например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, как правило, сопровождающиеся прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).

Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и других англосаксонских странах.

Конституционный обычай — сложившееся в практике однообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (в литературе они называются согласительными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, новой Зеландии.

В зарубежной классической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывая выдающихся ученых-государствоведов — правовая доктрина. Эта концепция широкое распространение получила в Великобритании.

а) религиозные источники — в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.

б) декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах.

Конституционное право зарубежных стран система правовых норм наука учебная дисциплина

Источники КП ЗС – основной инструмент юриста.
1) Общепризнанные принципы и нормы междунар

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Constitutio (лат. — установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при р

КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть)

КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и представляет собой совокупность всех идей и знаний (история, теория, зарубежный опыт и т.д.) о государственно-правовых отношениях. Изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм КП ЗС.

Наука КП имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений в их логической связи между собой.

Система науки КП: 1) характеристика КП как науки; 2) положения обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития государства; 3) комплекс теоретических проблем вытекающих первого конституционно-правового института – Основ конституционного строя; 4) теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей; 5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии; 6) организация функционирования систем государственной власти и МСУ.

Источники КП как науки: труды отечественных и зарубежных ученых; НПА; практика, как источник научного познания.

Общая часть изучает основные понятия и принципы КП ЗС. Основная часть изучает КП отдельных государств.

Методы научного познания: исторический (КП в историческом развитии), сравнительно-правовой (КПН различных стран), системный (объекты предмета изучения), статистический (количественный фактор общественных процессов), конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН) и т.д.

Как учебная дисциплина КП имеет более узкое содержание, так как КП изучается в рамках учебных планов и программ, которые должны соответствовать государственным образовательным стандартам. Главное назначение учебного курса – дать последовательное, логичное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирических материалов раскрывающих суть науки КП.