Консультации для родителей права ребенка

консультация для родителей «Права ребенка»


Документы регламентирующие Права ребенка:

— Декларация прав ребенка;

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

— Семейный Кодекс РФ;

— Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

— Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на всестороннее развитие;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

— Ребенок ни в чем не виноват. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

— Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

— Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

— Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера, т.е. не желали принимать его таким, каков он есть.

— Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

(Барбара Л. Вульф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты! » или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

Перестаньте шантажировать ребёнка.

Навсегда исключите из словаря такие фразы : «Вот я старалась, а ты… .», «Я заболела, а ты… » Родители, на языке уголовного кодекса, это называется шантаж! Самая нечестная из всех попыток устыдить, и она же самая не эффективная. Избегайте свидетелей!

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине, необходимо увести его с места происшествия. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Ведь чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. Беседовать нужно твердо и решительно. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Главное не забывать, что у всего есть мера.

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

*жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

*на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

*на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее) ;

*на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

*на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей) ;

*на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Консультация для родителей о правах ребенка «Защитим наших детей»

Диспут на тему «Защитим наших детей

Сегодня мы собрались , чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему о защите прав и достоинств ребенка , а так же рассмотреть права и обязанности по отношению к ребенку родителей

Разговор пойдет в форме диспута. Просим принять активное участие.

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

В то же время это период . когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Здоровье и полноценное развитие ребенка во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых несет ответственность государство, о правах которые связаны с экономической ситуацией в стране.

Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита.

Существует ли такой закон , в котором прописаны права ребенка и обязанности родителей?

. Как называется основной документ по правам ребенка , принятый на 44 сессии генеральной Ассамблеи ООН ?

( Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1989 году)

После принятия конвенции создали службы уполномоченных по правам детей для рассмотрения жалоб и контролю за соблюдением прав. Наша страна только начинает заниматься этой проблемой.

Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа ? ( дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства )

Вопрос : Как вы считаете , нужно ли знание прав нашим детям в

С какого возраста нужно знакомить детей с правами ?Когда начинать воспитывать обязанность не нарушая прав ребенка?

Этот вопрос стоит перед обществом. Бытует мнение , вот мол свои права они знают , лучше бы они знали свои обязанности. Не надо сарказма по этому поводу. Правам детей надо учить а заодно и обязанностям еще с детского сада, но доступным языком для детей.

Многие из вас сегодня видели как дети знакомятся с правами на примере сказочных героев , дидактических игр , обсуждают сказки, разыгрывают сценки, обсуждают ситуации изображенные на картинках и т, д.Это можно делать не только в детском саду но и вы родители должны этим заниматься.

Ведь знание прав – это щит, прикрывающий детей их достоинство от посягательств.

Формировать правовое сознание ребенка это значить облегчить его социализацию, вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой привычки в получение жизненно необходимых знаний.

А Вы уважаемые родители знаете права детей ?

Вот сейчас мы это и узнаем.

(слайды – права ребенка )

1 Айболит лечит зверей

( ст. 24 право на охрану здоровья получение медицинской помощи)

Папа Карло дает азбуку Буратино

( право на образование ст .28)

Золушка уезжает на бал

( ст. 31 право на отдых и игры , а так же участие в культурной и творческой жизни)

4 Куклы убегают от Карабаса — Барабаса

( ст. 19 право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления и грубого обращения. )

( ст.5 право на жизнь и воспитание в семье)

( ст.8 право на сохранение индивидуальности

Волк пытается ворваться в дом Наф-нафа

( ст. право на неприкосновенность жилища)

Ребенок играет в игрушки

( ст. 31 право на игру )

В жизни встречаются разные ситуации иллюстрирущие наши взаимоотношения с детьми.

( ситуации взаимоотношений взрослых с ребенком)

* Психологическое давление, оскорбление . унижения наносят ребенку ещё больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление .Здесь мы увидели явно выраженную гиперопеку. Психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.

Это воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность, развивается комплекс неполноценности ,заниженная самооценка, замкнутость, трусость, садизм.

* Воспитанием ребенка в первую очередь должны заниматься родители а потом бабушки, дедушки другие члены семьи, педагоги.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Родители являются законными представителями своих детей и представляют их интересы в отношении с любыми физическими и юридическими лицами.

*Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье ребенка. Улучшать и сохранять здоровье ребенка _ это первостепенная обязанность родителей и всех кто занимается воспитанием ребенка.

Если ребенок балуется или плохо занимается его нельзя оскорблять, обзывать , а тем более бить.

* Игра _ это ведущая деятельность ребенка это многие знают, но не всегда в жизни ребенка она занимает достойное место

Игра развивает двигательную активность, формирует взаимоотношения между детьми : взаимопомощь, дружелюбие, умение общаться, находить компромиссы, справедливо оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, развивает творчество.

В дидактических играх развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Детские игры – это не пустяки! Некоторые родители перегружают своих детей : после садика идут заниматься музыкой, иностранными языками, в спортивную секцию, в школы раннего развития в танцы и т.д.

* У каждого человека есть своя индивидуальность : характер, взгляды отношения к окружающим.

Индивидуальность великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве. Когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать , но и помогать малышу сохранять свою индивидуальность.

* Ребенок может думать совсем не так, как взрослые и все что думает высказывать в слух. И не надо говорить ему, как любят говорить взрослые: « Мал ещё, помалкивай!»

Ребенок может свободно выражать своё мнение, если при этом он ни кого не оскорбляет. Ведь бывают дети которые дразнятся, обзывают других людей..

* Тест « Я и мой ребенок» ( слайд )

Консультация по теме:
Консультация для родителей: «Права ребенка — соблюдение их в семье».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка.

Предварительный просмотр:

«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный Кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на всестороннее развитие;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность . не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это , граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Права ребенка в семье

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это – право и обязанность родителей.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

— изменение имени и фамилии;

— восстановление родителей в родительских правах;

— в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

Консультация (старшая группа) на тему:
Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»

Консультация для родитеелей дошкольников, содержащяя перечень основных документов регламентирующих права детей и перечислены права детей с указанием статьи Конвенции

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Нарушением прав ребенка можно считать:

— лишение свободы движения,

— уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

— применение физического насилия к ребенку,

— унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

— угрозы в адрес ребенка,

— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

— отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

— отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье; — знать, кто являет.

Консультация для родителей «Право ребенка на отдых и досуг».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка.

информационный материал разработанный к 1 июня — дню защиты детей.

Подборка информационного материала к папки-передвижке «Права ребенка».

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.

Детский сад № 92

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 92»

Консультация для родителей о правах ребенка

«Все мы разные, но мы вместе»

На голубой планете,
На планете Земля
У каждого ребёнка
Есть свои права.

Сегодня мы поговорим о правах ребенка. А именно вспомним какие права имеет ребенок.

Еще с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детства. С наступлением XXI века, понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, во всем мире встала проблема, как защитить права ребёнка.

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении прав детей. Защита прав детей – это дело всего общества.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права- это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности – это определённый круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Существуют документы, в которых закреплены права ребенка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребенка и Законодательство Российской Федерации. Например, в статье 6 Конвенции ООН написано, что «каждый ребенок имеет право на жизнь», а в статье 16 говорится о том, что «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища». В статье 31 ведется речь о «праве ребенка на отдых и досуг».

Конвенция ООН защищает права детей всего мира. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

Каждый ребенок имеет право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя отличает человека от других людей.

Каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия-родная, Виктор-победитель, София-мудрая. Попросите родителей рассказать вам о том, что обозначает ваше имя, почему его тебе дали, кто предложил назвать тебя именно так. Фамилия тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек ее носивший, был сыном кузнеца.

У граждан нашей страны кроме фамилии и имени есть еще и отчество. Отчество дает каждому ребенку его отец.

Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе, который называется свидетельство о рождении. В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Взрослые придумали для всех людей на Земле особые правила поведения на улице, дома, на воде, в автомобиле. Даже в детском саду малышей знакомят с предметом, который называется обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) .Если дети будут соблюдать правила ОБЖ, с ними никогда не случится ничего плохого.

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители несут по закону ответственность за ребенка, управляют и руководят ребенком в осуществлении им прав, признанных Конвенцией ООН. Родители заботятся о ребенке, а ребенок уважительно относится к ним, проявляет почтение.

Каждый ребенок имеет право жить в благополучной дружной семье. Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама и папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никому не позволено врываться в ваш дом и лишать вас жилья. Вы должны чувствовать себя дома в полной безопасности.

Постарайтесь запомнить и знать свои домашний адрес и телефон.

Помните, что в доме с вами проживают и другие люди. Вы должны относиться к ним с уважением, соблюдать правила проживания в доме.

Здоровье – главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, медицинские работники в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры.

Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки.

Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

Каждый ребенок должен знать, как вызвать «скорую помощь» себе и своим близким. Запомните номер телефона: 03. Вызов экстренной службы 112.

Каждый ребенок имеет право на образование. Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности.

В нашей стране существует сеть детских садов, где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, санатории. В городе Курске работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательные комплексы.


В нашем детском саду дети могут заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала.

Каждый ребенок имеет право на защиту от похищения. Государство должно принимать необходимые меры для пресечения торговли детьми и их контрабанды в любых целях.

Дети должны знать, что никогда нельзя поддаваться уговорам незнакомых взрослых пойти с ними погулять, покататься на машине, идти покупать игрушки.

Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи, ханты и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.

Каждый ребенок имеет право на гражданство. С самого рождения он является гражданином государства, в котором живет.

Каждый ребенок в нашей стране является россиянином, гражданином России, имеет право на заботу и охрану со стороны государства. Это право подтверждает первый документ каждого ребенка – свидетельство о рождении.

Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны имя, отчество и фамилия человека, дата его рождения, адрес. На обложке паспорта изображен российский герб.

Каждый гражданин обязан любить свою Родину и участвовать в жизни своей страны, вставать на ее защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным.

Итак, все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, имя, на свой дом. Все люди на планете должны дружить друг с другом и жить в мире!

Теперь Вы, уважаемые родители вспомнили о правах ребенка. Любите своих детей — родительская любовь, это одна из самых больших человеческих ценностей.