Коррупция какой закон

Коррупция какой закон

Осторожно: ответственность растет!

Декларирование того, что Украина взяла решительный курс на борьбу с коррупцией, звучит не первый день. Эта «новость» не несет никакой новизны, поскольку борьба с коррупцией была лозунгом в нашей стране на протяжении всех лет независимости. Если проанализировать, хотя бы поверхностно, экономическую ситуацию, многие факторы демонстрируют, что теперь, спустя год после Революции Достоинства, ситуация в стране не изменилась. Разве что Гондурас стал на строчку выше Украины по уровню ВВП на душу населения… Коррупция остается наиболее болезненной проблемой общества и государства. Социальный пакт «чиновники не берут – граждане не дают», по словам Гаранта Конституции, нарушается обеими сторонами!

Однако, очевидно, законодательные изменения заставят сам бизнес выделять немалые ресурсы на предотвращение коррупции. Новый Закон Украины «О предупреждении коррупции», введенный в действие 26 апреля 2015 года, должен завершить цикл обновления антикоррупционного законодательства страны. Изменения, которые были внесены в этот Закон в начале текущего года, заставят значительное количество отечественных компаний обратить внимание на установление и контроль антикоррупционных процедур. Следовательно, на такую внутреннюю «борьбу с коррупцией» компаниям придется выделить отдельные (значительные) бюджеты.

Кто ощутит антикоррупционные требования?

Нужно сразу подчеркнуть, что Закон «О предупреждении коррупции» предусматривает относительно ограниченные по сравнению с лицами публичного права, но все же достаточно ощутимые антикоррупционные требования к юридическим лицам частного права.

Положения Закона распространяются не только на государственных чиновников и лиц, предоставляющих публичные услуги (нотариусы, аудиторы, оценщики и т. п.), а и на лиц, чьи должности связаны с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права (директоров, членов наблюдательных советов и ревизионных комиссий и т. п.).

Среди самых важных нововведений, предусмотренных Законом, следует отметить требования относительно осуществления всеми юридическими лицами ряда внутренних мер (в основном в сфере организации работы), которые будут касаться предотвращения коррупции. Так, руководители и учредители (участники) юридического лица обязаны обеспечивать регулярную оценку коррупционных рисков деятельности компании и осуществлять соответствующие антикоррупционные меры, выявлять и отстранять коррупционные риски, в том числе, например, путем привлечения независимых экспертов и проведения аудита. Заметьте: открытым остается вопрос, кто именно может проводить такой аудит.

Также Законом предусмотрено введение на предприятиях антикоррупционных программ – комплекса правил и процедур для выявления, противодействия и предотвращения коррупции. Такие антикоррупционные программы являются обязательными для отдельных категорий государственных и коммунальных предприятий (в которых доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 %), а также для компаний, являющихся участниками процедуры закупки согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок», если стоимость закупки товаров или услуг равна или превышает 1 миллион гривен, а работ – 5 миллионов гривен.

Открытость не исключает ответственности

Антикоррупционная программа должна содержать нормы профессиональной этики для сотрудников компании, порядок проведения повышения квалификации сотрудников в сфере противодействия коррупции и применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам, нарушившим положение.

Следует отметить, что текст антикоррупционной программы должен быть в открытом доступе для всех работников компании.

То есть этот документ должен быть не просто очередным внутренним документом компании, а реальным эффективным инструментом, призванным помогать сотрудникам компании разоблачать факты проявления коррупции. И это должны быть не просто декларации: Закон вводит понятие лица, которое предоставляет помощь в предотвращении и противодействии коррупции (в документе – «Викривач») путем сообщения о нарушении требований антикоррупционного законодательства другим лицом. Кроме обязательства сотрудников «разоблачать» коррупционные правонарушения, Законом также предусмотрен целый раздел с гарантиями защиты (!) для таких «изобличителей», включая даже государственную защиту таких лиц.

Еще одним нововведением Закона стало обязательное установление в компаниях государственной/коммунальной собственности и в компаниях, которые принимают участие в госзакупках, должности уполномоченного, ответственного за реализацию антикоррупционных программ. А в результате такое должностное лицо фактически будет отвечать за всю антикоррупционную деятельность в компании.

Конфликт интересов: реальный или потенциальный?

Еще один ключевой момент. Закон вводит понятие реального и потенциального конфликта интересов. Так, реальный конфликт интересов – это расхождение между частным интересом лица и его служебными полномочиями, которое влияет на объективность и беспристрастность принятия таким лицом решений или совершения действий при выполнении своих полномочий. Потенциальный конфликт интересов означает наличие частного интереса, который может повлиять на объективность принятия решений.

Вместе с тем в новом Законе предусмотрено, что в случае сомнения относительно наличия конфликта интересов должностное лицо должно обратиться за объяснениями в территориальный орган Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

При этом законодательно установлена презумпция наличия конфликта, пока Агентство не подтвердит его отсутствия.

Строгий закон: dura lex

За нарушения предусмотренных Законом обязательств относительно борьбы с коррупцией сотрудники компании могут быть привлечены к дисциплинарной и, в некоторых случаях, уголовной ответственности (например ст. 354 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за подкуп сотрудников предприятия). Должностные лица компании, кроме дисциплинарной и уголовной ответственности, также могут быть привлечены к административной ответственности (так, ст. 172-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неосуществление мероприятий по предотвращению коррупции) и отстранены от занимаемой должности.

Несмотря на то что Закон имеет декларативный характер и в нем отсутствуют механизмы реализации некоторых процедур, его принятие, бесспорно, содействует гармонизации украинского законодательства по европейским стандартам. Это с одной стороны. А с другой, в случае несоблюдения чиновниками требований законодательства, выборочного (можно даже сказать, с лицемерным двойным стандартом!) применения антикоррупционных механизмов и в условиях несоблюдения принципа неотвратимости наказания борьба с коррупцией станет очередным неудачным экспериментом на фоне обнищавшей экономики Украины. Но тогда уже – за счет бизнеса!

Украинский синтаксис в сфере ответственности за преступную коррупцию уверенно может дать установку, подсказывая, где на самом деле должна стоять запятая: «Осторожно, ответственность растет!». Главное, чтобы законодательная теория не расходилась с жизненной бизнес-практикой.

Нормативно-правовая база

    История документа

Л У Г А Н С К А Я Н А Р О Д Н А Я Р Е С П У Б Л И К А

О противодействии коррупции

Настоящим Законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для исполнения целей настоящего Закона используются понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Задачи антикоррупционной деятельности

Задачами антикоррупционной деятельности в Луганской Народной Республике являются:

1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;

2) уменьшение риска совершения коррупционных деяний, а также потерь от них;

3) вовлечение гражданского общества в реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции;

4) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным деяниям.

Статья 3. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики, законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Луганской Народной Республики, настоящий Закон, нормативные правовые акты Главы Луганской Народной Республики, а также нормативные правовые акты Совета Министров Луганской Народной Республики, нормативные правовые акты органов государственной власти и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Луганской Народной Республике основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства в целях противодействия коррупции с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами;

8) периодическая оценка правовых документов и административных мер, с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Статья 5. Международное сотрудничество Луганской Народной Республики в области противодействия коррупции

1. Луганская Народная Республика в соответствии с международными договорами Луганской Народной Республики и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Луганской Народной Республике, иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Луганской Народной Республики, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Луганской Народной Республики и законами Луганской Народной Республики.

Статья 6. Организационные основы противодействия коррупции

1. Глава Луганской Народной Республики:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию исполнительных органов государственной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Народный Совет Луганской Народной Республики обеспечивает разработку и принятие законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти в пределах своих полномочий.

3. Совет Министров Луганской Народной Республики распределяет функции между исполнительными органами государственной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Главы Луганской Народной Республики могут формироваться органы в составе представителей органов государственной власти и представителей органов местного самоуправления и иных лиц (далее – органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).

Для исполнения решений органами по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Главы Луганской Народной Республики, проекты постановлений, распоряжений и поручений Совета Министров Луганской Народной Республики, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Главе Луганской Народной Республики, Совету Министров Луганской Народной Республики. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Луганской Народной Республики и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Луганской Народной Республики, органов государственной безопасности, таможенных органов Луганской Народной Республики и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные законами Луганской Народной Республики.

Статья 7. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, должностей государственной службы и муниципальной службы, предусмотренных законами Луганской Народной Республики, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной службы или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, с замещаемой должности государственной службы или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти и органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Луганской Народной Республики о противодействии коррупции.

Статья 8. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных служащих и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Луганской Народной Республики;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной службы и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или нужд органов местного самоуправления;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и общественного имущества, государственных ресурсов и ресурсов органов местного самоуправления (в том числе при предоставлении государственной помощи и помощи органов местного самоуправления), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных служащих и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных служащих и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную службу и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 9. Обязанность государственных служащих и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, а также лицо, замещающее должность государственной службы или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Главой Луганской Народной Республики, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным служащим или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего или муниципального служащего от замещаемой должности государственной службы или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

9. Законами Луганской Народной Республики для государственного служащего или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 10. Обязанность государственных служащих и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный служащий или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие правоохранительные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным служащим или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

4. Государственный служащий или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие правоохранительные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Статья 11. Конфликт интересов на государственной службе и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной службе или муниципальной службе в настоящем Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного служащего или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 12. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и муниципальной службе

1. Государственный служащий или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный служащий или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики.

6. В случае если государственный служащий или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 13. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной службы или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, в течение двух лет после увольнения с государственной службы или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Луганской Народной Республики и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

2. Гражданин, замещавший должности государственной службы или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, в течение двух лет после увольнения с государственной или гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной службы или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, после увольнения с государственной службы или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего или служащего органов местного самоуправления по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 14. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Луганской Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики права занимать государственные должности, должности государственной службы и муниципальной службы.

Статья 15. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 16. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования.

2. До принятия законодательства о муниципальной службе под понятиями «муниципальная служба» и «муниципальный служащий», применяемыми в нормах настоящего Закона понимаются «служба в органах местного самоуправления» и «служащие органов местного самоуправления».

Закон коррупции: содействие больше противодействия

Вот и социальные сети взвились – оказывается, у нас есть коррупция. С рождения живу в Абхазии и ни разу не видела, чтобы кого-то обвинили в коррупции. И есть у меня мысль, почему этого не происходит.

На мой взгляд, коррупция – это такая изменчивая штука, что, пока ты являешься ее звеном, она либо не замечается начисто, либо именуется умением зарабатывать деньги. Когда ты выпадаешь из системы и она перестает тебя кормить, вот именно в этом месте коррупция превращается в преступление. Страшное преступление, про которое отлученный от животворящего денежного потока готов говорить на каждом перекрестке с детальными подробностями, со знанием дела. Только не добавляя, что в данном случае эти знания не что иное, как собственный опыт, а желание бороться с явлением – зависть к тем, кто заместил отсутствующее звено.

Чтобы никто не сомневался, скажу конкретно: я про чиновников бывших и настоящих. Для меня то, как чиновники становятся борцами с коррупцией, – метафизическое явление в бытовом понимании этого слова. Мне трудно понять, как это у них получается: вчера еще он рулил растлением, получал и давал взятки, используя служебное положение, «приватизировал», пристраивал, распределял, раздавал, брал и не возвращал кредиты, а сегодня вот он, экс-чиновник, или экс-депутат, или бывший мэр, белый и пушистый, слегка отряхнул перышки и «громче всех кричит: «держите вора». А что кричит, собственно? Только что за порог вышел и сразу забыл про свои дома, вип-машины, дачи, предприятия, оформленные на него и на всех его родственников, доли? Все ж в наличии.

Закон коррупции: содействие больше противодействия

No media source currently available

Но нет в абхазском обществе такой традиции – задать вопрос: «откуда дровишки?» А если и найдется чудаковатый герой, что спросит: а откуда у вас, товарищ, да при вашей-то нищенской зарплате столько добра насобиралось, то вопрос зашикают со всех сторон, и рассказ о друзьях и подарках будет выглядеть вполне себе убедительно и даже благородно. И сам любопытствующий застесняется и разве что подумает: а от чего жизнь так устроена, что дорогие подарки так часто дарят не героям, а чиновникам, депутатам, судьям?

А что закон? Да, есть, конечно, закон – мы ж демократическая страна, в конце-то концов. Но я столько раз выражала свое мнение о законе под названием «О противодействии коррупции», принятом парламентом несколько лет назад, что повторяться мне уже не хочется.

Скажу лишь, что из этого закона следует изъять слово «противодействие», и тогда он будет соответствовать реальности, вдохновляя коррупционеров на дальнейшие подвиги во благо собственного кармана, потому как даже своего профилактического предназначения (противодействия) он не выполняет. К примеру, закон предусматривает проведение конкурсов при получении фирмой подряда или заказа; в закон внесены нормы, предполагающие квалифицированный отбор кадров, претендующих на те или иные должности и многое другое. Но все эти требования расписаны столь неконкретно, что обойти их несложно, и даже можно доставить себе некоторое удовольствие от ощущения неопасной для жизни игры. К тому же закон непродуктивен уже потому, что не предусматривает серьезной ответственности, в нем даже не прописаны стандартные обязательства для должностных лиц, связанные хотя бы с декларированием доходов и расходов.

В общем, с таким законом противодействовать коррупции вряд ли получится. И вот здесь возникает резонный вопрос: а почему все, кто говорил о коррупции на президентских и парламентских выборах, кто возмущается этим явлением вчера и сегодня, находясь во власти или в оппозиции, не хотят пойти по очень простому сценарию, прописанному в статье 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции, и внести в Уголовный кодекс такое понятие, как незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы?

Все же так просто: собрался в судьи, президенты или вице-президенты, в депутаты, главы администраций, расскажи и покажи, откуда у тебя недвижимость за границей, как ты изгаляешься, чтобы на свою пятирублевую зарплату кутить в дорогих ресторанах и покупать вип-автомобили и т.д. Не хочешь или не можешь, так просто не иди во власть. И никакого вторжения в область презумпции невиновности не будет. Меня восторгают защитники этого бесспорно важного принципа, которые вспоминают о нем, только когда речь идет о представителях власти, и наглухо не помнят, когда этот принцип подминается в силовых структурах, в судах, в надзорных инстанциях и так далее. Непоследовательно как-то получается.

Вопрос о том, почему никто из субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, до сих пор не обратился в парламент с предложением хотя бы рассмотреть возможность внедрения в законодательство этой статьи, хоть и риторический, но ответ на него понятен всем.

Каждый политик, находящийся у власти или стремящийся к ней, конечно же, рвется не к зарплате в 10 тысяч рублей, красивому портфелю или мягкому креслу. Во власти есть более притягательное начало – деньги. И рубить сук, до которого мечтает добраться каждый, кто когда-то на нем сиживал хоть сколько-то, хоть на какой-то его веточке, никакого смысла нет. Поэтому разговоры о коррупции и ничего не значащие заявления о необходимости борьбы с ней – это лапша на уши доверчивой электоральной массе. Не верьте, что они об этом всерьез.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции