Кто нуждается в улучшении жилищных условий 2014

Улучшение жилищных условий — КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ

Такая проблема, как улучшение жилищных условий, а также способы ее преодоления, регламентированы положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также соответствующих законов (Закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»). Данную проблему также органы власти пытаются решить на местах путем разработки соответствующих программ и постановки лиц, нуждающихся в улучшении таких условий, на учет. Так, например, определены льготные категорий лиц, которые в первую очередь обеспечиваются жильем из государственного и муниципального фондов. На льготных условиях определенным слоям населения предоставляется ипотека.

В многоквартирном доме имеются комнаты, признанные непригодными для проживания межведомственной комиссией. Имеется рыночная оценка комнат. Комнаты приватизированы.

Как составить исковое заявление в суд на управление жилищных отношений для улучшения жилищных условий, какие документы необходимо предоставить?

Составление исковых заявлений является письменной работой и выполняется только при поступлении оплаты.

Проживаю по договору социального найма с 1996 года, с 2005года живу с женой и двумя детьми. Официально зарегистрированы и прописаны в данном помещении.

Площадь жилая 21.4кв. метра, площадь общая 43,3 кв.метра, 1 комнатная квартира. Законно ли нам отказали в улучшении жилищных условий со стороны наймодателя.

При несогласии с отказом Вам необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру.

Мы с женой являемся военными пенсионерами, ветеранами труда. Я к тому же и ветеран боевых действий. У нас 2 сына: 15 и 3 лет. Проживаем в квартире с общей площадью 51,51 кв.м. Имеем ли мы право на улучшение жилищных условий? Куда подавать документы?

Вам необходимо обратиться с заявлением в администрацию города.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Обращайтесь в местную администрацию с заявлением о постановке вас на учет в качестве нуждающихся. Удачи!

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учетная норма на 1 человека в Самаре 14 кв.м. Пишите заявление в администрацию на постановку вас на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Земельный участок без строения не является как таковым жилым объектом. Основания для признания вас нуждающимися имеются. В случае отказа, пишите мне.

Как добиться улучшения жилищных условий?

Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

В каких случаях могут отказать

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.

Юрист по жилищному праву

Комментарии

Наша семья состоящая из трех человек (муж, жена, совершеннолетняя дочь) проживает в коммунальной квартире. В ней мы имеем долевую собственность в размере — 22,35 кв. м. Состоим на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1981г.

Несколько лет назад моей жене отец, проживающий в Новгородской области, подарил 2/3 доли квартиры площадью 47,9 кв.м., а своей супруге 1/3 долю. Сам он остался без собственности, но прописан и проживает там же вместе со своей супругой.

В Санкт-Петербурге учетная норма жилья на одного человека составляет 15 метров, а в Новгородской области 14 кв. метров. В квартире, в которой подарена доля, прописано 2 человека (отец и его жена) и они вдвоем занимают соответственно 28 кв. метров учетной нормы. Получается, что для нашей семьи, в указанной квартире, остается 19,9 кв.м. учетной нормы.

Если сложить учетные метры всего нашего жилья, то получится 22,35м+19,9м=42.25м. Исходя из этого наша семья имеет право претендовать на улучшение жилищных условий в СПб т.к. улучшений жилищных условий до нормы (15 кв. м на человека) не произошло.

Недавно из жилищного отдела Администрации Кировского района СПб пришло уведомление о снятии с очереди только моей жены, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, без каких-либо обоснований.

Вопрос: -Законно ли такое решение? Почему с очереди сняли только жену? Ведь фактически улучшение жилищных условий всей семьи до положенной нормы не произошло.

Почему жилищный отдел игнорирует требования ст. 56 ч.2 ЖК РФ и конкретно не обосновывает причину снятия с учета?

Здравствуйте. Если у вашей жены есть жил площпдь не ниже нормы то снятие правомерно. В остальных случаях идите в суд

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

[Жилищный кодекс РФ]
[Глава 7]
[Статья 56]

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,
за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной
власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на
приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа
государственной власти или органа местного самоуправления земельного
участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих
трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий
принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и
послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий
должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении
вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого
такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение
тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся
основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания
снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства,
предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или
направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут
быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях органами местного самоуправления муниципального образования
по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с
предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений
жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных
в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской
Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и
Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской
Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых
помещениях по предыдущему месту их жительства.

Здравствуйте! Я очередник по улучшению жилищных условий с 1980 года (поставил в очередь мой отец, жилищные условия не улучшились), в настоящее время я хочу поставить в очередь моего несовершеннолетнего сына и участвовать в одной из жилищный программ. Мною была подана заявка со всеми необходимыми документами в жилищный отдел района Санкт-Петербурга, но мне было отказано. В 2009 году я вышла замуж, ребенка прописала в однокомнатной квартире у отца, где собственником квартиры была и остается его мать, он только прописан там. В ноябре 2011 года мы с мужем развелись, но ребенок оставался прописан в квартире матери бывшего мужа, в июне 2013 года я выписала от отца (потому что была вынуждена) и прописала к себе в 2-ух комнатную кв., где зарегистрировано еще 6 человек. В связи с этим жилищный отдел отказал поставить в очередь моего сына, ссылаясь на то, что я ухудшила жилищные условия ребенка. Кроме того, администрация района не нашла оснований для включения моего ребенка в учетное дело нашей семьи. Но ребенок не проживал с отцом (после нашего развода), оставаясь прописанным там, и не мог проживать. Ребенок проживал все это время со мной, т.к. с отцом он ни при каких обстоятельствах оставаться не мог. Так в чем же заключается намеренное ухудшение условий, если ситуация сложилась так сказать безвыходная? Правомерно ли мне отказали поставить ребенка в очередь по улучшению жилищных условий? И действительно ли администрация района при положительном решении сможет поставить в очередь не ранее через 5 лет? (ссылка на ст.53 Жилищного кодекса РФ).

Все, кто стоял на учете в очередь на получение жилой площади до принятия нового Жилищного кодекса от 2004 года (ЖК РФ), автоматически снимаются с очереди, так как с тех пор сильно поменялись законодательные основания для нахождения в такой очереди. Начну ответ с последнего вопроса. Да, администрация района при положительном решении сможет поставить в очередь любого прописанного в Вашей квартире не ранее чем через 5 лет. Тут вопрос состоит в том, что, как указано в статье 53 ЖК РФ: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия (в Вашем случае — прописали ребенка с большей жилплощади на меньшую). Если Вы сможете доказать в суде, что у Вас не было такого намерения, а были жизненные обстоятельства, то, на основании решения суда, Вас могут поставить в очередь сразу. Но учтите, что для признания Вас и Вашего сына нуждающимся в жилом помещении, Вам необходимо быть официально (решение местного органа) быть признанной 1.малоимущей и 2. Нуждающейся в жилом помещении.
Основанием для признания Вас и Вашего сына нуждающейся в жилом помещении будет являться, в Вашем случае, скорее всего несоответствие количества площади, которое приходится на одного проживающего в квартире, нормам установленным в Санкт-Петербурге.

Здравствуйте, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации как ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.

Как видно из содержания Вашего вопроса, Вы состоите на учете с 1980, то есть имели обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы еще до переезда в двухкомнатную квартиру и регистрации Вашего ребенка в жилом помещении, в котором проживаете.

В то время, как статья 53 ЖК РФ определяет намеренное ухудшение жилищных условий когда граждане до такого ухудшения не могли являться нуждающимися в жилье, а после вселения получили такое право. Более того, в силу статьи 69 Жилищного Кодекса РФ, вселение несовершеннолетних детей к родителям не можем расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Решение органа местного самоуправления от отказе во включении Вашего ребенка в состав Вашей семьи по учетному делу должно было Вам направлено в течении трех рабочих дней, Вы должны его оспорить в судебном порядке в течении трех месяцев с момента получения, Удачи.

Добрый вечер! У меня такая ситуация: я зарегистрирована и проживаю в 2-комнатной квартире, вместе со мной в квартире зарегистрированы мать, муж, два сына и четыре внука. Больше 20-ти лет назад я вставала на очередь на улучшение жилищных условий. На тот момент вместе со мной на очереди числились муж и два сына. Но с тех пор прошло много лет, появились внуки, а в администрации города мне говорят, что сколько человек вставало на очередь, столько и будет фигурировать, а внуки не считаются. Три года назад я уже обращалась к юристам, они помогли мне составить заявление на включение моих внуков в дело по улучшению жилищных условий. Сегодня я ходила в администрацию, мне опять пытались сказать то же самое про внуков, но после моих споров с ними, сказали что я должна принести копии паспортов и выписки из домовой книги моих снох, которые в этой квартире не зарегистрированы. Имеют ли они право проверять жилищные условия моих снох и могут ли отказать во включении внуков в очередь на улучшение жилищных условий?

Кто нуждается в улучшении жилищных условий по закону?

Понятие «очередь на жильё» родом из ещё СССР. Тогда эта очередь была главной возможностью получить квартиру побольше и получше (вторым способом были жилищно-строительные кооперативы, но для подавляющего большинства такая роскошь была недоступна). Сегодня получить социальное жильё от государства граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, тоже могут. Давайте выясним, кто входит в эту категорию нуждающихся.

Иллюстрация: Полина Васильева

Кто может стать в очередь на получение жилья в 2016 году?
Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ. В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:

  • являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
  • получили статус малоимущей семьи;
  • признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
  • в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).

Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.

Как получить статус малоимущей семьи?

Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т.д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.

После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет приобрести квартиру на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ. Эти требования достаточно часто редактируются.
На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:

  • не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья по договору социального найма, или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
  • являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
  • ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности ( аварийное, подлежащее сносу и т.д.);
  • вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).

Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв.м. для коммуналок и 10 кв.м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв.м., Ярославля – 12 кв.м., Воронежа -11 кв.м.

Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.

Перечень документов, представляемых для постановки на учёт

После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики. В пакет входят:

  • заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
  • справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
  • справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
  • документы, подтверждающие льготы, если они имеются.

В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.

После подачи заявления о постановке на учёт

В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.

Стоит ли овчинка выделки?

Практика показывает, что получение очередником муниципального жилья – дело почти безнадёжное. В Москве в 2015-2016 годах подошла очередь вставших на учет в 1990 году. Очередники сетуют на то, что очередь в последние два года замерла и не двигается совсем. Всё жильё из городского фонда уходит на расселение ветхих пятиэтажек. Поэтому многие не встают в очередь, считая это бесполезным. Так происходит не только в Москве, но и в других регионах, ситуация во многих из которых не лучше московской.

Что касается Москвы, то здесь при расселении пятиэтажек квартиры получили за время действия программы около 24 тысяч семей. Программа близится к завершению, в пяти московских округах она уже полностью завершена. Оживится ли после этого очередь на получение бесплатного жилья – вопрос открытый.

На самом деле, польза от постановки на учёт может быть даже в том случае, если бесплатного жилья вы не дождётесь. Дело в том, что сейчас государственная жилищная политика переходит от предоставления гражданам бесплатного муниципального жилья к программам, субсидирующим покупку гражданами недвижимости. Например, по федеральным и региональным программам при покупке жилья семьям может быть выдана субсидия, покрывающая до 35% его стоимости, а для многодетных семей – вплоть до 100%. Существуют программы социальной ипотеки с льготной ставкой. Действуют специальные программы для военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, многодетных семей, молодых семей, молодых учёных, инвалидов. Справка о постановке на учёт как очередника в получении жилья будет для участия в этих программах совсем не лишней. Минус многих из таких программ в том, что для участия в них нужно обладать либо достаточно высоким совокупным доходом, достаточным для получения банковской ипотеки, либо иметь сбережения, покрывающие до 70% будущих затрат на приобретение жилья.

Что касается очередников, то, по данным Департамента городского имущества Москвы, в 2016 году более 6 тысяч семей очередников получили предложение об улучшении жилищных условий путём покупки с помощью субсидии, и 500 из них воспользовались этим предложением. Правда, для Москвы такая цифра выглядит довольно скромно. Особенно если учесть, что в очереди на жильё здесь стоит больше 85 тысяч семей.

Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, сложный расчет

Здравствуйте! Прошу помочь мне разобраться, имеет ли наша семья право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Подробности ниже:

Есть семья: я (29 лет), муж (32 года), ребенок (1,5 года). Общего жилья у нас нет. У моей семьи есть квартира в Москве общей площадью около 59 кв. м., собственников трое в равных долях. У меня 1/3, около 19.6 кв. м. Прописаны на этой площади четверо, в том числе я и мой ребенок.

У семьи мужа есть квартира в Московской области, площадью около 69 кв. м. У мужа в собственности 1/4, около 17.25 кв. м. Прописаны на этой площади четверо, в том числе и сам муж.

1) Какие из площадей нужно учитывать при подсчете, нуждаемся ли мы (т.е., я, муж и ребенок) в улучшении жилищных условий? Те, что у нас в собственности, или площадь, приходящаяся на одного прописанного?

2) Если учитывается площадь в собственности, надо ли как-то учитывать другое жилье семей (у мамы мужа есть еще в собственности маленькая квартира).

3) Если нужно учитывать площадь по числу прописанных, есть ли возможность изменить расклад, увеличив их число? Например, есть возможность прописать ко мне в квартиру жену моего брата.

Учетная норма жилья в том районе, где находится квартира семьи мужа, составляет 10 кв. м.

Заранее благодарю за ответы!

01 Февраля 2017, 00:07 Ольга, г. Москва

Ответы юристов (4)

чтобы определить нуждаемость в жилых помещениях необходимо определить кто является членами семьи.

Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

что видим y Ваc: 2 квартиры, и в них прописано 8 человек, соответственно вся площадь данных квартир будет поделена на 8 человек (на всех прописанных в ней).

давайте посчитаем, без yчета квартиры свекрови, хотя ее тоже надо yчитывать, т.к. берется жилье всех членов семьи.

1. 59 кв.м/4 (зарегистррванных)х2 (Вы с сыном)=29,5 кв.м;

2. 69 кв.м/4 (зарегистрированных)х1 (Ваш мyж)= 17,25 кв.м;

Итого на Вас 3-х (Вы, мyж и ребенок) приходится 15,58 кв.м ((29,5 + 17,25) / 3), что более приведенной Вами yчетной нормы.

Есть вопрос к юристу?

Признание нуждающимся осуществляется с расчетом членов семьи в понимании Жилищного кодекса РФ, то есть семьей признаются лица, проживающие совместно на одной жилой площади.

Вам необходимо вселить мужа к Вам и если говорите есть возможность, вселить в Вашу квартиру Вашего брата.

После чего учитывать в квартире мужа будут только его метры в собственности а не всю квартиру.

Таким образом получим:

59/4 х 2 = 29,5 кв.м это доля Вас и ребенка на праве пользования в Вашей квартире с учетом вселенного брата + 17.25 кв.м (доля мужа в его квартире) Итого — 46.75 кв.м на Вас 3-х, что составляет 15.58 кв.м., что более учетной нормы.

Таким образом, нужен еще один член семьи.

Рассмотрим вариант переселения в квартиру мужа

69 / 6 (с учетом Вас и ребенка) = 34.5 кв.м. на Вас троих в квартире мужа, плюс Ваша доля в квартире родителей 19.6, Итого — 54.1./3= 18.03 на человека.

Вам решать какой вариант выбрать и где удобнее признаваться нуждающимися.

Но в любом случае Вам не хватает одно, двух членов семьи.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

С уважением! Г.А. Кураев

Добрый день, Ольга.

Согласно ст. 51 ЖК РФ:

Приналичии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Исходя из норм вышеуказанной статьи: (59/4*2+69/4)/3 =15,58 кв.м.

ЖК РФ, Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Ввиду того, что учетная норма жилья в том районе, где находится квартира семьи мужа, составляет 10 кв.м. под категорию нуждающихся Вы не подходите.

В квартиру Ваших родителей необходимо прописать еще двух человек, после чего, получим: 9,83 кв.м на одного человека, в квартиру родителей мужа как минимумтрех человек, для того чтобы на одного приходилось: 9,85 кв.м.

Есть еще один вариант: мужу выписаться из своей квартиры, прописаться к Вашим родителям, также прописать жену брата, правда не стоит забывать о доли в собственности мужа (если возможно, удобно и безопасно произвести отчуждение в пользу родителей), при данных условиях — нуждающимися в улучшении жилищных условий Вы будете считаться.

Хочу добавить, в Жилищном кодексе РФ ст. 53 имеется также есть мера ответственности за намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий.

То есть, если граждане совершили действия, для того, что бы приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых чтобы быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее пяти лет, с момента совершения таких действий.

При выборе нужного варианта прошу учитывать, ответственность, сделанных действий. Раз существует такая статья, значит, любые сделки проверяются и по ним выносится решение могут ли они подходить под ст. 53, намеренно это было сделано или нет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.