Личный досмотр закон о полиции

Если полиция решила осмотреть…

В редакцию газеты «Время» поступил звонок с таким сообщением: муж нашей читательницы был осмотрен полицейскими в людном месте без понятых и составления протокола.

«К счастью, — рассказывает женщина, — у него ничего не отобрали, но немалая толпа видела, с какими комментариями они лазали по карманам и сумкам немолодого и известного в городе человека». Наша читательница и ее супруг, пострадавший от унизительных действий стражей правопорядка, хотят знать, насколько такие действия полицейских законны и что делать, если вдруг еще раз случится нечто подобное.
Законодательство Украины формировалось годами и в некоторых своих уголках напоминает неряшливо пошитое лоскутное одеяло, в котором кусочки, мягко говоря, не прилегают друг к другу. Две разные нормы в разных законах описывают похожие действия правоохранителей. Ст. 34 Закона «О Национальной полиции» вводит понятие «поверхностная проверка». «Она состоит в визуальном осмотре лица, проведении по поверхности одежды рукой (или специальным устройством), визуальном осмотре вещи или транспортного средства, — рассказывает адвокат Ксения Проконова. — Проводится лицом того же пола, но в неотложных случаях ограничение по полу утрачивает актуальность. Что является неотложным случаем, непонятно. Провести такую проверку полицейские могут, посчитав, что у вас при себе есть вещь, оборот которой запрещен или ограничен, или она представляет угрозу для жизни и здоровья. Закон разрешает требовать открыть багажник транспортного средства».
Обратите внимание — визуальном осмотре. То есть работник полиции не прощупывает различные участки тела, а проводит по поверхности одежды рукой или спец­оборудованием. Он не копается в ваших вещах или карманах, а только осматривает содержимое тех вещей, которые самостоятельно показываются осматриваемым.
Личный досмотр и досмотр вещей описываются статьёй 264 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Как и поверхностная проверка, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым, но обязательно в присутствии двух понятых того же пола. Он осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они являются. В неотложных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Если к вам обратился работник полиции с требованием предъявить личные вещи или осмотреть вас, то сначала узнайте причину такого требования. Аргументы правоохранителей типа: «плановая проверка» или «вы же на вокзале …» — не обоснованны. А обоснованной причиной такого требования могут быть только четыре случая:
— если вы совершили или совершаете административное правонарушение или преступление, и полиция стала свидетелем этого;
— если на вас характерные признаки правонарушения (топор за спиной, руки по локоть в крови и т.п.);
— если на вас указало третье лицо, что вы — правонарушитель;
— если работники полиции имеют ориентировку на вас или похожее на вас лицо, совершившее правонарушение
(в этом случае просите показать ее).
Вот как в таком случае советует действовать адвокат Александр Шадрин. «Как только вы попали в ситуацию повышенного интереса со стороны правоохранительных органов, звоните своему адвокату или в центр бесплатной правовой помощи, на горячую линию прокуратуры и в полицию. Спросите у полицейских, есть ли решение суда и каковы причины повышенного интереса к вашей персоне. Требуйте присутствия понятых и ведения протокола досмотра. Можно также ходатайствовать и о проведении видео­съемки».
Если вас не досматривают, но вы стали свидетелем ситуации, когда проверку или личный досмотр женщины осуществляется полицейским мужского пола, а именно такое нарушение является распространенным, то немедленно требуйте прекратить такие действия и сообщайте о нарушениях по телефону «102».
Сергей
Чепижный.

Инне Жмуд было 35 лет

Граф Александр Карлович Сиверс (1823—1887) был первым харьковским губернатором, родившимся на территории вверенной ему государем в управление губернии

Это был уже второй звонок на контактный номер телефона нашей редакции. Сначала читатель Владимир Николаевич.

Сайт Международного благотворительного фонда «Фонд Александра Фельдмана» (http://feldman.fund/) сегодня, 12 декабря, был взломан.

Выставка «Пепел Дробицкого Яра» откроется 13 декабря в Галерее «АВЭК» (начало — в 17.00).

Полиция подозревает, что у вас есть наркотики: 11 советов от юристки

Времена Ильи Кивы прошли, но кто знает, что в голове у правоохранителей, какую статистику им надо выполнить и какими методами они зарабатывают. Знай свои права, даже если на ЗОЖе!

В борьбе с наркотиками правоохранительные органы ведут себя хладнокровно и жестоко. Бывает, превышая свои полномочия и «забывая» сообщить нам о наших правах.

Как вести себя, если просят показать карманы, хотят допросить или в дом приходят с обыском. В каких случаях мы можем отказаться от похода в отделение, что такое наркотические средства и как не нарушить закон, рассказала update адвокатка Оксана Гузь.

К вам обратился полицейский

Любой разговор с полицейским или человеком, который утверждает, что он полицейский, должен начинаться с того, что он представляется и озвучивает причину обращения.

При этом у полицейского должен быть нагрудный жетон с номером и удостоверение личности.

Вы имеете право записать все данные с удостоверения полицейского. Не спешите, вы можете просить повторить фамилию правоохранителя, чтобы переписать все данные.

Если вас зовут в отделение, то вам обязаны озвучить причину.

Например: вы попали под ориентировку и ваша внешность схожа с человеком, который совершил преступление.

Если полицейский не сообщил вам, почему вы задержаны или почему он хочет отвести вас в отделение — это грубое нарушение. В такой ситуации важно зафиксировать время, когда произошло незаконное задержание. Дальше эта информация пригодится адвокату.

Выходя на улицу — не забывайте документы

Иллюстрации Алены Пашиной специально для Update

Полицейский может остановить человека на улице только для проверки документов. При требовании — просто покажите полицейскому паспорт, права, студ.билет или любой документ, удостоверяющий личность, где есть ваше фото. В противном случае, вас могут забрать в отделение для процедуры установления личности.

Помните, что полицейский не имеет права брать в руки ваши документы, забирать их и отводить вас в отделение для служебных проверок.

Полицейский остановил вас для опроса

Например: вы выходите из клуба и полицейский спрашивает у вас, видели ли вы что кто-то употреблял наркотики.

Опрос — это добровольный разговор и принудить к ответам полицейский на месте не имеет право. Ваше право — отвечать ему или нет, но вынудить вас давать какие-либо пояснения в этом формате работник полиции не может.

Полицейский хочет провести поверхностный осмотр

Предположим, вы не хотите ночью разговаривать с полицейскими и рассказывать им о подробностях вечера. Поэтому полицейский хочет проверить ваши карманы и вещи.

Запомните — полиция не может вас обыскивать, но может провести поверхностный осмотр.

Это только внешний осмотр, максимум — полицейский одного пола с вами может пройтись руками по одежде.

Сотрудник полиции не может собственноручно проверять содержимое ваших карманов, сумок или рюкзака — это нарушает процедуру поверхностного осмотра. Не забывайте об этом, если вам просят показать содержимое сумок и рюкзаков.

Если представитель закона нагло сунул руку в карман или в рюкзак и «нашел там наркотики» — суд не признает такие доказательства.

При просьбе достать все из карманов или из сумки — вы можете отказаться.

Полицейский настаивает на личном досмотре

Личный досмотр может происходить только в отделении во время задержания (не путать с установлением личности). При этом, в присутствии понятых должен составляться протокол.

Досмотр без понятых считается незаконным.

Следите внимательно, чтоб все графы при заполнении протокола были заполнены. Если таковые пустуют — ставьте в эти графы прочерк.

Вам пришла повестка

Вас могут вызвать к следователю, прокурору или в суд путем вручения повестки о вызове, по почте, на e-mail, через телефонный звонок или телеграммой.

В повестке должно быть указано: кто вызывается, к кому вызывается (с указанием должности и фамилии должностного лица); в качестве кого вас вызывают (свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего), адресные данные куда вам приходить.

Может случиться, что вас не оказалось на месте — тогда повестка для передачи вручается под расписку вашему сожителю или администрации по месту работы (если повестку принести вам туда).

При телефонном звонке выясните, кто именно звонит, его звание и должность, выясните, к кому необходимо прийти и в качестве кого вы вызываетесь.

Если вас просят прийти через 3 часа или завтра по телефону, вы можете отказаться и назначить встречу в течение 3 дней. Уточните, вызывают ли вас как свидетеля или по другой причине.

После получения повестки вы обязаны явиться к следователю, но помните, что уведомить вас по закону должны не менее чем за 3 дня до даты, указанной в повестке. Если вы не можете явиться по какой-либо причине — обязательно позвоните тому лицу, которое вас вызывает, и предупредите о том, что вы не можете явиться.

Неявка может быть наказуема в соответствии с законом.

Вас вызвали для допроса

На допросе не постесняйтесь попросить у лица, которое собирается вас допрашивать, удостоверение личности и запишите данные о нем.

Перед допросом следователь заполняет «шапку» протокола допроса свидетеля. Проследите, чтобы он заполнил все графы протокола (особенно те, где указываются данные о том, кто осуществляет допрос, дата и время допроса, а также кто присутствует во время допроса).

Бывает, что следователи «забывают» рассказать вам о ваших правах.

Вы имеете право на правовую помощь вне зависимо от того, подозреваемый вы или свидетель.

Если вас вызывают, как подозреваемого, то по вашему требованию вам обязаны предоставить адвоката из бесплатной правовой помощи или дать возможность связаться с вашим адвокатом.

Если, несмотря на заявленное требование о предоставлении защитника, таковой предоставлен не был, при подписании протокола не бойтесь собственноручно внести замечание об этом.

Помните, что вы можете отказаться давать показания против себя или близких.(Ст. 63 Конституции Украины).

Во время дачи показаний отвечаете только на четко поставленные вопросы, а также, по возможности, односложно и без воды. Не говорите о том, о чем вас не спросили. Не внесенный в протокол вопрос является не заданным и на него можно не отвечать.

Каждый вопрос и ответ должен фиксироваться в протоколе. Строго следите, чтобы следователь записывал именно то, что вы сказа­ли.

Внимательно читайте, что подписываете. Любое некорректно написанное следователем слово, может сыграть важную роль для вас или знакомых

К вам пришли домой с обыском

Обыск помещения полицейские могут проводить только при разрешении суда.

Перед тем, как пускать правоохранителей для обыска, внимательно прочитайте, что написано в судебном разрешении.

Сверяйте фактический адрес с написанным (например, если в разрешении указано старое название улицы, то вы вправе отказать в проведении); сверьте данные в удостоверении личности с тем, кто указан в разрешении для проведения обыска; вещи, которые ищут и подлежат изъятию в качестве доказательств.

Если данные, указанные в постановлении не совпадают, вы можете отказать в доступе в помещение и вызвать наряд полиции.

Перед проведением обыска вам должны сообщить, что именно будут искать в жилище. Обыск может производится только в присутствии двух понятых и человека, который в проживает по месту проведения обыска.

По результатам обыска могут быть изъяты только те предметы, вещи или документы, которые указаны в постановлении, поэтому требуйте объяснения, почему полиция изымает ту или иную вещь.

По окончании обыска внимательно прочтите составленный протокол, требуйте внесения в него всех своих, даже незначительных, замечаний и обязательно получите один экземпляр протокола.

Наркотическое вещество, кто же ты

В Украине есть целый список наркотических средств и психотропных веществ употребление, хранение и распространение которых запрещено.

Если вам что-то знакомо из этого списка, проявляйте максимальную осторожность проводя какие-либо действия с ними.

Например, даже предложение покурить трубку, чтобы голова не болела, с точки зрения закона, расценивается, как склонение к употреблению и может обернуться для вас сроком до 3 лет. (Ст. 315 Криминального кодекса Украины).

Будьте осторожны соглашаясь на подобное предложение: любое публичное употребление наркотических средств в общественных местах тоже наказуемо. (Ст. 316 Криминального кодекса Украины).

Если говорить о количествах, то есть понятия: небольшой, крупный и особо крупный размер.

Например, до 5 грамм марихуаны, считается небольшим объемом, а на вашем участке может расти до 100 растений мака или конопли (Ст. 310 Криминального кодекса Украины).

Все объемы наркотических веществ рассчитываются только в высушенном виде.

Общение в сети

Отважившийся прикупить запрещенки, должен знать, что во время следствия у него могут читать интернет-переписки.

Будьте внимательны, определяясь в выборе «ягодок», «цветов», «конфеток» или «книг» — люди, работающие в органах, считывают эту информацию на раз.

Как отнести наркотик в полицию?

Ситуации бывают разные. Например, идете вы по улице и нашли небольшой (не больше 5 грамм, согласно закону) пакетик с непонятным ароматно пахнущим зеленым содержимым.

Вы решили обезопасить общество от содержимого пакетика, а тут к вам подошел полицейский и начал задавать вопросы.

В такой ситуации увиливать не стоит — прямо сообщите работнику полиции, что хотели отнести найденное в отделение и попросите вас сопроводить.

Осмотр и досмотр

Осмотр и досмотр – два процессуальных действия, имеющих сходные по звучанию названия, но сильно отличающиеся по смыслу процедуры. В вопросах, касающихся ограничения права на личную неприкосновенность, необходимо обращаться к федеральным законам. Поскольку основными любителями проведения досмотров являются сотрудники полиции, то логично оценивать данные процедуры именно с точки зрения федерального закона, регулирующего их деятельность.

Также сотрудники вправе осматривать транспортные средства, если есть основания полагать, что транспорт используется в противоправных целях, при этом закон обязывает составлять по факту данного действия акт осмотра.

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены.

При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры.

Законодательство об административных правонарушениях дает вполне конкретный и полноценный перечень основных положений, соблюдения которых должен требовать любой гражданин при проведении в отношении него указанной процедуры.

— Досмотр не подразумевает нарушение конструктивной целостности вещей. То есть требования сотрудника полиции, например, снять обшивку дверей в автомобиле является незаконным, поскольку эта процедура уже будет являться обыском, и она должна проводиться только на основании постановления следователя.

— Личный досмотр производится лицом одного пола с лицом, которого досматривают. При этом должны присутствовать двое понятых того же пола.

— О личном досмотре составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

При этом досмотр не подразумевает добровольность, ведь он проводится (по закону) только при наличии достаточных оснований полагать, что у досматриваемого имеются предметы совершения административного правонарушения.

Осмотр и досмотр две различные процедуры, не имеющие практически ничего общего. Осмотр представляет скорее профилактическое действие (например, профилактика правонарушений в местах массовых скоплений граждан во время различных мероприятий). Досмотр же является мерой обеспечения по делу об административном правонарушении и подразумевает более серьезные основания и другие мотивы проведения процедуры.

Личный досмотр и осмотр вещей полицейскими (что нужно знать)

Личный досмотр и досмотр вещей лица – повседневное занятие для сотрудников полиции, осуществляющих патрулирование в местах скопления людей (вокзалы, метро, ​​центральные улицы и т.д.), которое часто сопровождается нарушениями различной тяжести. Существует также поверхностная проверка. Часто подобные нарушения незначительны и не доставляют беспокойство лицу, чьи права нарушены, однако всегда есть вероятность стать жертвой произвола со стороны полиции. Работники полиции могут ограничиться угрозами и вымогательством неправомерной выгоды (взятки), но и могут задержать Вас с дальнейшей целью получить большие средства, заметив у Вас или в Ваших вещах ценные изделия или значительные суммы денег. Все это может быть «обоснованно» ими как профилактические меры, плановые проверки и тому подобное.Такие действия являются незаконными!

Если к Вам обратился работник полиции с требованием показать личные вещи или осмотреть Вас, следуйте такого алгоритма и советов:

1. Узнайте причину такого требования. Причины типа «плановой проверки» или «Вы же на вокзале …» – не обоснованы. Настоящая требование – отвечает пункта или статьи конкретно закона. Требуйте ответа на вопрос: «Согласно какой статьи какого закона вы хотите осмотреть меня (мои вещи)?». По поверхностной проверки смотрите ниже.

2. Помните, что обоснованной причиной такого требования могут быть только 4 случая:

1) если Вы совершили или совершаете административное правонарушение / преступление и полиция стала свидетелем этого;

2) если на Вас характерные признаки правонарушения (топор за спиной, руки по локоть в крови и т.п.);

3) если Вас указала третье лицо, Вы правонарушитель;

4) если работники полиции имеют ориентировку на Вас или похожее на Вас лицо, совершившее правонарушение (в этом случае просите показать его).

3. Если причина Вам кажется обоснованной, и Вы согласились на осмотр, обратите внимание на следующее:

– Проверка должна проводиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола (это касается личного досмотра)

Осмотр вещей осуществляется в присутствии лица, в собственности (владении) которого они являются. В неотложных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника;

– Эти действия должны обязательно сопровождается составлением протокола или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании;

– Полиция имеет право изымать вещи и документы в случае необходимости, но об этом обязательно составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

4. Поверхностная проверка является превентивным полицейским мероприятием и состоит в визуальному осмотру лица, вещи или транспортного средства. Такая проверка осуществляется, если существует достаточно оснований полагать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещено или ограничено, или которая представляет угрозу жизни или здоровью людей. Осуществляется лицами соответствующего пола. Если поверхностная проверка касается вещи или транспортного средства, то основание для этого – подозрение в том, что в транспортном средстве находится правонарушитель или он является средством совершения преступления. Человек должен самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства.

5. Если есть достаточные основания полагать, что дело может быть использована с целью посягательства на жизнь и здоровье полицейского (или другого лица), то он может ограничить фактическое обладание вещью путем изъятия его у владельца, ограничения ее переноса или перевозки. Об этом составлянтся протокол и вручается данному лицу (либо делается соответствующая запись в протокол административного / уголовного задержания).

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

23) — 24) утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

25) обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

26) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

27) участвовать в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации, а также в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба;

38) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

39) выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания и заключения.

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).