Мониторинг качества земель

uristinfo.net

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Основными целями мониторинга земель являются:

диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

К задачам мониторинга земель относятся:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных со снижением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучается также состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности.

Все наблюдения подразделяются в зависимости от сроков их проведения на базовые (на момент начала ведения мониторинга), периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения), а в зависимости от территории охвата — на федеральные, региональные и локальные.

Мониторинг земель ведется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования при участии Минсельхоза России, Госстроя России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

По результатам оценки состояния земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минприроды России и Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования направляют в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости предложения по мониторингу земель на определенный период. Указанные федеральные органы исполнительной власти обобщают и анализируют материалы мониторинга, государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель РФ.

В последнее время в рамках проводимой административной реформы высказывается мнение о необходимости создания единой службы охраны земель на базе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Можно согласиться с данной точкой зрения, так как, учитывая важность сохранения почвы от загрязнения и других негативных воздействий, необходимо, чтобы вопросами охраны земель занималась специализированная служба. Дело в том, что нередко некоторые из вышеперечисленных контролирующих органов просто не в состоянии в силу загруженности другими проблемами эффективно контролировать состояние земель.

Под землеустройством понимают мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Земельное законодательство устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Существует два вида землеустройства — территориальное и внутрихозяйственное, каждое из которых решает свои задачи.

Территориальное землеустройство — система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Территориальное землеустройство распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

Внутрихозяйственное землеустройство — система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лиц, приравненных к ним, в целях обеспечения их традиционного образа жизни. Внутрихозяйственное землеустройство затрагивает сельскохозяйственные земли (в том числе земли, предоставленные для охоты и рыболовства).

Субъектами землеустройства признаются: а) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти; б) субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти; в) органы местного самоуправления (муниципальные и иные административно-территориальные образования); г) юридические лица (предприятия, учреждения, организации); д) граждане.

Также существуют специальные субъекты землеустройства, к которым относятся: а) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; б) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Объектами землеустройства являются:

а) территории всех 89 субъектов Российской Федерации (значит, в целом вся территория Российской Федерации);

б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т.е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на
иных территориях (т.е. в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях) и других муниципальных образованиях).

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения;

в) территории иных административно-территориальных образований. К ним относятся прежде всего закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО);

г) территориальные зоны.

Территориальная зона — это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»);

д) земельные участки.

Земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»);

е) части вышеуказанных территорий, зон и участков. Землеустроительная документация представляет собой единую систему взаимосвязанных проектных документов, предусматривающую обязательность учета ранее утвержденной документации более высокого уровня при разработке последующей и служащую основой для организации использования земли. Землеустроительная документация включает федеральные и региональные инвестиционные нормы, схемы землеустройства, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Землеустроительной документацией признаются документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Перечень видов землеустроительной документации приводится в ст. 19 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Карта (план) объекта землеустройства — обязательный и необходимый элемент землеустройства, важнейший документ, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Карта (план) объекта землеустройства является составной частью землеустроительной документации.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются с целью отображения в них описания характерных, отличительных качеств, черт состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Закон «О землеустройстве» предусматривает, что порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Государственная экспертиза землеустроительной документации — это установление соответствия этой документации экологическим, экономическим, социальным условиям и требованиям.

Согласно ст. 6 Закона «О землеустройстве» государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N214.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

§ 2. Государственный мониторинг земель. Землеустройство

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Основными целями мониторинга земель являются:

диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

К задачам мониторинга земель относятся:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных со снижением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучается также состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности.

Все наблюдения подразделяются в зависимости от сроков их проведения на базовые (на момент начала ведения мониторинга), периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения), а в зависимости от территории охвата — на федеральные, региональные и локальные.

Мониторинг земель ведется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования при участии Минсельхоза России, Госстроя России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

По результатам оценки состояния земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минприроды России и Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования направляют в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости предложения по мониторингу земель на определенный период. Указанные федеральные органы исполнительной власти обобщают и анализируют материалы мониторинга, государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель РФ.

В последнее время в рамках проводимой административной реформы высказывается мнение о необходимости создания единой службы охраны земель на базе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости . Можно согласиться с данной точкой зрения, так как, учитывая важность сохранения почвы от загрязнения и других негативных воздействий, необходимо, чтобы вопросами охраны земель занималась специализированная служба. Дело в том, что нередко некоторые из вышеперечисленных контролирующих органов просто не в состоянии в силу загруженности другими проблемами эффективно контролировать состояние земель.

Гусев Р.К. Сущность и значение правового режима земель в современных условиях. Материалы научно-практ. конф. 17 — 18 апреля 2002 г. «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М: ИЗиСП при Правительстве РФ, 2002. С. 39.

Под землеустройством понимают мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно- территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Земельное законодательство устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Существует два вида землеустройства — территориальное и внутрихозяйственное, каждое из которых решает свои задачи.

Территориальное землеустройство — система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Территориальное землеустройство распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

Внутрихозяйственное землеустройство — система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лиц, приравненных к ним, в целях обеспечения их традиционного образа жизни. Внутрихозяйственное землеустройство затрагивает сельскохозяйственные земли (в том числе земли, предоставленные для охоты и рыболовства).

Субъектами землеустройства признаются: а) Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти; б) субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти; в) органы местного самоуправления (муниципальные и иные административно-территориальные образования); г) юридические лица (предприятия, учреждения, организации); д) граждане.

Также существуют специальные субъекты землеустройства, к которым относятся: а) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; б) лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Объектами землеустройства являются:

а) территории всех 89 субъектов Российской Федерации (значит, в целом вся территория Российской Федерации);

б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т.е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях (т.е. в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях) и других муниципальных образованиях).

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения;

в) территории иных административно-территориальных образований. К ним относятся прежде всего закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО);

г) территориальные зоны.

Территориальная зона — это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»);

д) земельные участки.

Земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»);

е) части вышеуказанных территорий, зон и участков. Землеустроительная документация представляет собой единую систему взаимосвязанных проектных документов, предусматривающую обязательность учета ранее утвержденной документации более высокого уровня при разработке последующей и служащую основой для организации использования земли. Землеустроительная документация включает федеральные и региональные инвестиционные нормы, схемы землеустройства, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Землеустроительной документацией признаются документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Перечень видов землеустроительной документации приводится в ст. 19 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Карта (план) объекта землеустройства — обязательный и необходимый элемент землеустройства, важнейший документ, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Карта (план) объекта землеустройства является составной частью землеустроительной документации.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются с целью отображения в них описания характерных, отличительных качеств, черт состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Закон «О землеустройстве» предусматривает, что порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Государственная экспертиза землеустроительной документации — это установление соответствия этой документации экологическим, экономическим, социальным условиям и требованиям.

Согласно ст. 6 Закона «О землеустройстве» государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

Землеустройство является обязательным в следующих случаях:

при изменении границ объектов землеустройства:

а) территории субъектов Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции РФ);

б) территории муниципальных образований.

Изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ (ст. 13 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

в) территории иных административно-территориальных образований.

Изменение границ закрытого административно-территориального

образования производится в порядке, установленном ст. 2 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ. В свою очередь, предложение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ. Им же вносятся предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории. Таким образом, решение об изменении границ ЗАТО будет приниматься федеральным Правительством по согласованию с правительством субъекта Федерации;

г) изменение границ территориальных зон, земельных участков, а также частей указанных территорий, зон и участков будет осуществляться федеральными специально уполномоченными органами и территориальными органами в области управления лесными, земельными, водными, геологическими ресурсами, охраны окружающей среды и иными органами (Федеральная служба земельного кадастра, Министерство природных ресурсов), а также органами исполнительной власти субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Изменение границ земельных участков возможно также при слиянии двух и более земельных участков (их частей), при купле-продаже части земельного участка, наследовании части земельного участка и при иных комбинационных вариантах;

при предоставлении и изъятии земельных участков.

Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и жилищного строительства.

Изъятие земель — это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.

Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ.

Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:

определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии (водная эрозия — процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами. Различают линейную (глубинную, овражную) и плоскостную водную эрозию (поверхностную эрозию, смыв почв); ветровая эрозия (дефляция, выдувание) — процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы ветром), селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель (консервация земель — временное выведение из использования по прямому назначению деградированных земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, отходами производства сверх допустимой концентрации из-за невозможности их восстановления в ближайшее время), рекультивации нарушенных земель (рекультивация нарушенных земель — комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель), защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания (под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв), вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.

Основанием для проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти о проведении землеустройства (Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ);

решения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства. Они осуществляют свою деятельность в области проведения землеустройства в тесном взаимодействии с Росземкадастром и его территориальными органами;

договоры о проведении землеустройства. Инициаторами и участниками заключаемых договоров (сторонами договоров) могут быть: а) Правительство РФ; б) правительства субъектов РФ; в) Росземкадастр, его территориальные органы, а также находящиеся в его ведении федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации; г) органы местного самоуправления; д) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; е) юридические лица; ж) граждане.

Однако заключение таких договоров возможно только в том случае, если это допускается земельным законодательством, законодательством субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Договоры заключаются в порядке и форме, установленных нормами гражданского законодательства.

Закон «О землеустройстве» предусматривает изучение состояния земель. Цель такого исследования — получение информации о количественном и качественном состоянии земель.

Изучение состояния земель включает в себя следующие виды работ:

геодезические и картографические работы — это процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных. Собственно геодезия — это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени. Картография — также область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения (ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии»);

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания. Почвенные обследования и изыскания могут включать такие работы, как:

почвенное районирование — разделение территории на части по характеру почвенного покрова;

почвенно-мелиоративное районирование — разделение территории по характеру почвенного покрова, природным и ирригационно-хозяйственным условиям, определяющим направленность почвообразования, приемы мелиоративного воздействия, скорость и характер изменения плодородия почвы под влиянием мелиорации и орошения;

составление почвенно-эрозионной карты — карты, отображающей распределение почвы с учетом степени эродированности;

проведение почвенных съемок — съемка и нанесение на план или карту нужных для изучения почв объектов, почвенных разрезов, прикопок и контуров почвенных разновидностей, определение и нанесение на плановую основу информации, характеризующей качество почв и их границ;

составление карты бонитировки — графическое изображение средневзвешенной балльной оценки почв определенной территории;

оценка качества земель — деятельность (процесс) по установлению экологического состояния и свойств конкретных земельных участков для определенных целей, т.е. в данном случае речь идет об экологической и сельскохозяйственной оценке земли. Эколого-сельскохозяйственная оценка может быть взаимоувязана с экономической оценкой земли. При экономической оценке земель (определении цены стоимости земли) используются различные математические (экономические) методы в зависимости от категории земель;

4) инвентаризация земель — учет и оценка земель с выявлением ее принадлежности, описанием ее основных признаков и определением технического состояния.

В соответствии со ст. 15 Закона «О землеустройстве» при проведении землеустройства выполняются следующие виды работ:

образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

межевание объектов землеустройства.

Общий порядок проведения территориального землеустройства будет определен Правительством РФ.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объектов землеустройства (ст. 17 Закона «О землеустройстве») представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с восстановлением и закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяются Правительством РФ.

При этом следует заметить, что землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Споры, возникающие при проведении землеустройства, могут быть классифицированы по основаниям их возникновения и по субъектам, между которыми эти споры возникают (например, споры между субъектами землеустроительных отношений при межевании земель).

По действующему законодательству землеустроительные споры могут разрешаться в административном и судебном порядках.

Споры, возникающие при проведении землеустройства, преимущественно подведомственны и подсудны арбитражным судам. Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам установлена в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Государственный мониторинг земель

В соответствии со ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Мониторинг земель – это функция государственного управления земельными ресурсами. Изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг в переводе с латинского «monitor» означает предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

Мониторинг – это преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния.

В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят: мониторинг качества земель; мониторинг правового режима земель; мониторинг использования земель; мониторинг экономического состояния земель и др.

При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы. С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830.

В соответствии со ст. 16 Закона об обеспечении плодородия земель мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения предусматривает проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсико-экологических обследований. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систематические наблюдения за состоянием этих земель по их гидротехническим, техническим и иным характеристикам. На основе данных наблюдений, в частности, выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель, производится их оценка [1] .

Мониторинг включает также наблюдения за: изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. В зависимости от уровня власти, на которой осуществляется мониторинг, он подразделяется на федеральный, региональный и местный. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга [2] . В настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В связи с этим важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления [3] .

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации. Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами па доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель согласно ст. 67 ЗК РФ устанавливается Правительством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Субъекты РФ также могут регулировать осуществление мониторинга земель на своей территории. Например, в г. Москве приняты: Закон г. Москвы от 20.10.2004 № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 № 717-ПП «Об утверждении Положения о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы», Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» и др. В Ленинградской области принят Закон от 29.02.2008 № 11-оз «Об экологическом мониторинге в Ленинградской области», регулирующий в том числе и осуществление мониторинга земель. В г. Санкт-Петербурге действует аналогичный Закон от 17.04.2006 № 155-21 «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга».

Оказание государственных услуг в сфере ведения государственного мониторинга земель возложено на Росреестр, его территориальные органы [4] во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель, с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами Единой государственной системы экологического мониторинга.

Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Минсельхоз России.

Росреестр осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения государственного мониторинга земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти [5] , органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в Правительство РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные выше органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономной области и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель [6] .

Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Принципами ведения мониторинга являются: достоверность и точность данных мониторинга земель по фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; непрерывность ведения мониторинга земель; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных; наглядность; доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну; экономичность и эффективность; централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ [7] .

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в органах Росреестра.

Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными органами в соответствии с их задачами в области использования и охраны земель.

Данные мониторинга могут использоваться органами государственного земельного надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов. На основании полученных материалов, характеризующих, например, уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия влияния па растительный и животный мир, органы государственного земельного надзора имеют возможность привлекать виновных в этих нарушениях лиц к ответственности.

Росреестр с участием других федеральных органов исполнительной власти обобщает полученные предложения, разрабатывает и представляет в Правительство РФ федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняет ее с учетом поступивших предложений.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и банки данных автоматизированной информационной системы.

Основной задачей хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации является организация оперативного предупреждения органов управления и контроля (надзора) за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

  • [1] См.: Закон о мелиорации земель (ст. 19, 21); О мелиорации земель. Постатейный комментарий к Федеральному закону / М. В. Пономарев, В. В. Попов, И. Г. Путин, А. С. Широбоков; под ред. М. В. Пономарева. М.: Юстицинформ, 2010.
  • [2] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  • [3] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3 (постатейный) / отв. ред. С. Н. Волков; науч. ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009; Черепанова Е. В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 123– 129.
  • [4] См., например: постановление Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы».
  • [5] См.: постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 109 «О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель».
  • [6] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • [7] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3 (постатейный) / отв. ред. С. Н. Волков, науч. ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009.