Надбавка 10 лет на госслужбе

Украинским чиновникам изменили структуру зарплаты

Министр соцполитики объяснил, как новшества скажутся на суммах, которые получают госслужащие

Кабинет министров Украины изменил структуру начисления зарплаты госслужащим. Теперь доля оклада в зарплате будет составлять 50%. Соответствующее постановление приняло правительство.

Как пояснил министр социальной политики Андрей Рева в ходе заседания, изменение структуры зарплаты не повлияет на размер оплаты труда. Решение касается работников государственных органов, судов, органов правосудия.

Он также отметил, что согласно требованиям законодательства о госслужбе, до 1 января 2019 года доля оклада должна быть на уровне не менее 70%, что потребует принятия еще одного постановления в конце 2018 года.

В целом зарплата госслужащих состоит из таких компонентов:

  • оклад,
  • доплаты и надбавки,
  • премии,
  • материальная помощь.

При этом еще в 2014 году оклад составлял не более 30% от всей зарплаты.

К окладу существует немалое количество разнообразных доплат и надбавок:

  • за ранг (45-160 грн);
  • за выслугу лет (10-40% оклада с учетом надбавки за ранг);
  • за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы (50-100% оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет);
  • за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников (коллег – 50% оклада, начальников – разница между окладами). Эта норма временно приостановлена;
  • за руководство особо крупными структурными подразделениями (10-20% оклада);
  • за знание иностранных языков (10-25% оклада);
  • за научную степень (5-10% оклада);
  • за почетное звание (5% оклада) и другие.

Оклад устанавливается по-разному для руководящих кадров и рядовых госслужащих. Отправной точкой для расчета оклада руководящих кадров является оклад премьер-министра. Например, президент может рассчитывать на 140% оклада премьера, министры и депутаты (депутаты приравниваются к министрам) – на 92% и т.д. В свою очередь, оклад премьера равен 20 минимальным зарплатам.

Таким образом, зарплаты госслужащих зависят от минимальной зарплаты, которая с 1 января 2018 года выросла до 3723 грн в месяц. Правительство также рассматривает вариант повышения «минималки» до 4100 грн.

Надбавка 10 лет на госслужбе

Сегодня мы начинаем новую тему «Оплата труда государственных служащих». Вместе мы разберемся в специфике оплаты труда, пенсионного обеспечения, зачисления и увольнения со службы, аттестации. Материалы будут охватывать практические вопросы работы не только госслужащих, но и приравненных к ним по статусу лиц (например, журналистов государственных и коммунальных СМИ), а также должностных лиц местного самоуправления. Каждый месяц на страницах газеты мы будем отвечать на волнующие вас профессиональные вопросы, расскажем о том, о чем вам больше никто не скажет.

Специалист управления экономики райгосадминистрации (14 ранг госслужащего, стаж госслужбы — 3,5 года) работает на условиях неполного рабочего времени (полставки).

Можно ли ему выплачивать надбавку за высокие достижения в труде? Если да, то в каком размере?

ОТВЕТ: Да, можно. Конкретный размер этой надбавки зависит от определенных обстоятельств. Поговорим обо всем более подробно.

Возможность установления госслужащему надбавки за высокие достижения в труде (далее — надбавка за высокие достижения) предусмотрена абз.2 пп. 1 «в» п.2 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.06 г. № 268 (далее — постановление №268). Никаких ограничений относительно выплаты этой надбавки госслужащим, работающим на условиях неполного рабочего времени, ни указанный документ, ни другие нормативные акты не устанавливают.

В ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХII написано, что продолжительность рабочего времени госслужащих определяют в соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом. Поэтому госслужащий с разрешения руководителя райгосадминистрации может работать на условиях неполного рабочего дня. Поскольку это предусмотрено ч. 1 ст. 56 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Госслужащему, работающему на условиях неполного рабочего времени, и его руководителю нужно помнить о том, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав (ч. 3 ст. 56 КЗоТа, письмо Минтруда от 07.03.07 г. № 65/06/186-07). Согласно ч. 2 ст. 56 КЗоТа оплату труда в этих случаях производят пропорционально отработанному времени.

Поэтому, даже работая в госадминистрации на полставки, госслужащий все же вправе рассчитывать наравне с другими на получение, кроме должностного оклада, и доплат, премий, надбавок. Главное — чтобы были основания для их выплаты. Для надбавки за высокие достижения обязательны условия: своевременное выполнение задач госслужащим, высокое качество работы, соблюдение трудовой дисциплины (письмо Минтруда от 07.11.07 г. № 8379/0/14-07/13). Если же этого не будет, то и надбавки за высокие достижения госслужащему не видеть как своих ушей.

Обратите внимание: конкретные порядок и условия выплаты надбавки следует прописать в колдоговоре и положении об оплате труда райгосадминистрации.

Теперь о размере надбавки. Ее рассчитывают исходя из размера должностного оклада (с учетом надбавок за ранг и выслугу лет). Например, для специалиста без категории, который работает на полную ставку и имеет 14 ранг (50 грн) и 10%-ную надбавку за выслугу лет (стаж госслужбы — 3,5 года), максимальный размер надбавки за высокие достижения составляет: 50% от суммы должностного оклада, надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет. Итак, имеем: (744 грн* + 50 грн + 79,40 грн**) х 50% = 436,70 грн. (*Должностной оклад специалиста райгосадминистрации по приложению 33 постановления №268 равен 467 грн, но установить его нужно на уровне минзарплаты. Ведь согласно ч.1 ст.З Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР оплата труда не может производиться ниже определенного размера минзарплаты (без надбавок и доплат). Размер последней на сегодня — 744 грн (письмо Минтруда от 03.02.10 г. № 98/13/84-10).)(**Для госслужащего, у которого стаж госслужбы свыше 3 лет, надбавка за выслугу лет составляет 10% от его должностного оклада с учетом надбавки за ранг, то есть (744 грн + + 50 грн) х 10% — 79АО грн (пп. 4п.З постановления № 268).)Но поскольку специалист райгосадминистрации работает на полставки, то, исходя из ч. 2 ст. 56 КЗоТа, ему целесообразно установить надбавку в сумме не более 218, 35 грн (50% х 436,70 грн).

Таким образом, надбавку специалисту райгосадминистрации с 14-ным рангом и стажем госслужбы свыше 3 лет, который работает на полставки, есть смысл ограничить половиной той суммы, которую бы он получал, работая на полную ставку. Конкретный же процент этой надбавки устанавливает руководитель райгосадминистрации (в пределах фонда оплаты труда). При этом он должен учитывать порядок и условия, определенные колдоговором и положением об оплате труда.

Пенсия госслужащих в вопросах и ответах

01.11.2016 8705 7 1

Мы уже неоднократно сообщали, что с 01.05.16 г. действуют новые принципы функционирования органов власти и соответственно применяются иные подходы к определению статуса, полномочий, выполняемых функций работающих в этих органах лиц. Это предусмотрено Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Что касается пенсионного обеспечения госслужащих, то оно осуществляется на общих основаниях (ст. 90 Закона № 889). Отметим, что Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), который является базовым в части определения порядка исчисления и назначения пенсии лицам, на которых он распространяется, действовал только до 01.05.16 г. (за исключением некоторых норм). Сегодня мы на примере конкретных ситуаций подробнее рассмотрим правила получения пенсии госслужащего, которые следуют из норм действующих нормативно-правовых актов.

Бывший госслужащий, который приобрел стаж госслужбы в течение 1981–2013 гг. (в целом – 32 года), с 2013 года работает заведующим детсадом. Имеет ли он право на пенсию госслужащего?

Обратимся к разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 и постановлению КМУ от 14.09.16 г. № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» (далее – Постановление № 622). Согласно их нормам на право на пенсию госслужащего согласно ст. 37 Закона № 3723 могут рассчитывать те, кто имеет не менее 20 лет госслужебного стажа работы на должностях, определенных в ст. 25 Закона № 3723 и соответствующих решениях Кабмина. Условиями получения такой пенсии является достижение лицом возраста, установленного ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058), и наличие минимального страхового стажа для мужчин – 35 лет, для женщин – 30 лет.

Расчет пенсии должен осуществляться исходя из суммы заработка, в который включены все виды оплаты труда, из которой был уплачен ЕСВ (п. 4 Порядка назначения пенсии некоторым категориям лиц, утвержденного Постановлением № 622, далее – Порядок № 622). Пенсия назначается в размере 60 % от вышеупомянутой суммы заработка. В расчет будут входить выплаты начиная с мая текущего года по должности госслужбы, которую занимало лицо на день увольнения из госоргана, или по приравненной должности.

Женщина работала библиотекарем в вузе, а начиная с июня 2006 года – специалистом отдела культуры райгосадминистрации. В ноябре текущего года она достигает пенсионного возраста, имеет общий стаж работы свыше 37 лет. Есть ли у нее основания для получения пенсии госслужащего?

Нет, она не может рассчитывать на пенсию госслужащего по следующим причинам.

Согласно п. 10 разд. XI Закона № 889 право на пенсию госслужащего согласно нормам ранее действующего законодательства имеют лица, которые по состоянию на 01.05.16 г. имеют стаж работы на госслужебных должностях не менее 10 лет и на эту же дату продолжают занимать должности госслужащих. В нашей ситуации одно из этих условий не соблюдено – на 01.05.16 г. женщина не имеет 10 лет специального госслужебного стажа. Поэтому претендовать на пенсию госслужащего она не может.

Госслужащий, имеющий 14 лет стажа работы на должности руководителя отдела городской госадминистрации, после увольнения с 28.10.16 г. в связи с получением им права на пенсию госслужащего обратился в отделение Пенсионного фонда за назначением ему такой пенсии. Начиная с мая 2016 года составляющими его заработка были: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет. В октябре он получил надбавку за выполнение особо важной работы в размере 25 % должностного оклада и месячную премию в размере 15 % должностного оклада. Можно ли включать в расчет для назначения пенсии этому лицу все вышеперечисленные выплаты, включая начисленные и выплаченные в октябре?

Правильным будет расчет, осуществленный исходя из выплат, предшествующих месяцу обращения за назначением пенсии. Согласно п. 4 Порядка № 622 должностной оклад, надбавка за ранг и выслугу лет при этом должны учитываться в размерах, установленных на день обращения за назначением пенсии по последней занимаемой должности госслужбы. Что касается других выплат (за исключением вышеупомянутых надбавок и оклада), то в нашей ситуации они будут учитываться за период до сентября включительно, но не за октябрь. Если бы лицо обратилось за назначением пенсии в ноябре 2016 года, то в заработок для расчета пенсии правомерно была бы включена как надбавка за выполнение особо важной работы, так и премия, выплаченные в октябре этого года.

Женщина, стаж работы которой на должности госслужащего составляет 20 лет, намерена обратиться за назначением пенсии в ноябре 2016 года. В течение мая – октября этого года она ежемесячно получала премию в размере 30 % установленного должностного оклада и надбавку за высокие достижения в труде в размере 40 % должностного оклада. В каком размере ей будет назначена пенсия, если на конец октября текущего года она занимает должность руководителя самостоятельного управления облгосадминистрации?

Для исчисления пенсии будут использоваться следующие исходные данные:

  • должностной оклад – учитывая юрисдикцию госоргана (областной уровень, 4-я группа оплаты труда), должностной оклад руководителя самостоятельного управления составляет 6 547 грн.;
  • надбавка за ранг (четвертый) – 700 грн. (это следует из приложений 1, 2, 3 к постановлению КМУ от 06.04.16 г. № 292);
  • надбавка за выслугу лет – 3 273,50 грн. (50 % должностного оклада, см. ст. 52 Закона № 889).
  • ежемесячная премия – 1 964,10 грн. (6 547 грн. х x 30 %);
  • надбавка за высокие достижения в труде – 2 618,80 грн. (6 547 грн. х 40 %).

Заметим, что надбавка за высокие достижения в труде и ежемесячная премия будут учитываться при расчете пенсии в вышеуказанных размерах.

Итак, общая сумма заработка для исчисления пенсии составит:

6 547,00 грн. + 700,00 грн. + 3 273,50 грн. +
+ 1 964,10 грн. + 2 618,80 грн. = 15 103,40 грн.

Поэтому пенсия будет назначена в сумме:

15 103,40 грн. х 60 % = 9 062,04 грн.

Бывшему госслужащему назначена пенсия согласно нормам ст. 37 Закона № 3723 в августе 2016 года как имеющему стаж госслужбы свыше 20 лет. После этого он в течение двух месяцев не работал, а с 24.10.16 г. работает в коммерческой структуре начальником отдела охраны, о чем уведомил орган Пенсионного фонда. Продолжается ли выплата пенсии этому лицу?

Да, выплата «госслужебной» пенсии в такой ситуации должна продолжаться, но в уменьшенном размере. То есть с 24.10.16 г. лицо, как и все остальные работающие пенсионеры, будет получать только 85 % назначенной пенсии. Такое ограничение не касается пенсии, размер которой – меньше 150 % ПМ (прожиточный минимум) для лиц, утративших трудоспособность. Напомним, что размер такого ПМ составляет: в октябре 2016 года – 1 130 грн., с 01.12.16 г. – 1 208 грн. То есть ограничение не касается пенсии, размер которой в октябре не превышает 1 695 грн., а с 01.12.16 г. – 1 812 грн.

Женщина занимала должность председателя сельского совета в течение двух полных созывов. После этого 6 лет она работала руководителем почтового отделения, оформила пенсию госслужащего, а с февраля 2016 года была избрана на выборную должность председателя городского совета. Может ли она получать назначенную ей пенсию и в то же время продолжать исполнять свои обязанности как председатель городского совета?

Здесь есть нюансы законодательства, которые следует соблюдать этому должностному лицу. Речь идет о том, что независимо от вида назначенной пенсии – на общих основаниях или в соответствии со специальными законами – работающим на должностях госслужбы или должностях в органах местного самоуправления лицам выплата пенсии прекращается. Запрет на получение пенсии в период службы в органах местного самоуправления предусмотрен нормой ч. 7 ст. 21 Закона № 2493, которая действует временно, в период с 01.01.16 г. по 31.12.16 г.

Правом на получение как пенсии в полном объеме, так и заработной платы, даже при продолжении работы на должностях, с которых назначена пенсия госслужащего, могут воспользоваться следующие лица: инвалиды I и ІІ групп, инвалиды войны ІІІ группы, ветераны военной службы и участники боевых действий, а также те лица, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551). К последним, в частности, относятся семьи военнослужащих, погибших или умерших из-за ранений, контузии, увечья во время защиты Родины, включая добровольцев АТО. Для подтверждения этого следует подать в органы Пенсионного фонда по месту получения пенсии необходимые подтверждающие документы.

Поэтому если женщине, которая в настоящее время является председателем городского совета, назначена пенсия по правилам, касающимся госслужащих, она не может получать ее, работая на такой выборной должности в органе местного самоуправления. Добавим, что она обязана уведомить о факте своей работы орган пенсионного фонда по месту получения пенсии, в противном случае ее будут ждать неприятные санкции.

После прекращения полномочий на должности председателя городского совета выплата назначенной пенсии госслужащего возобновляется.

Должностное лицо местного самоуправления (главный бухгалтер совета) получило необходимый согласно законодательству стаж госслужбы в апреле 2016 года. Исходя из каких составляющих заработка ему необходимо исчислять пенсию?

Прежде всего обратим внимание, что хотя согласно Закону № 2493 должностным лицам органов местного самоуправления и назначается госслужебная пенсия при наличии определенных условий, однако применять к ним нормы Закона № 889 и решения Кабмина по условиям оплаты труда госслужащих некорректно.

Это значит, что должностных лиц органов местного самоуправления не касаются новации госслужбы по оплате труда – этим лицам, как и ранее, заработная плата устанавливается и выплачивается по старым принципам. То есть на них распространяются условия оплаты труда, определенные постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268). Напомним: в течение действия Постановления № 268 размеры должностных окладов повышались сначала на 45 % – с 01.02.08 г., а затем на 25 % – с 01.12.15 г. Исключение составляют лишь работники, должности которых включены в приложение 54 к Постановлению № 268 (сельские, поселковые головы, их заместители, руководящие работники и специалисты аппарата сельских, поселковых советов и их исполнительных органов), которым, кроме упомянутого, с 30.05.09 г. были повышены должностные оклады на 50 %.

В расчет пенсии включаются надбавки (за ранг, за выслугу лет, за знание и использование в работе иностранного языка, за почетное звание, за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы), доплаты, премии (включая премии к государственным, профессиональным и юбилейным датам) и материальная помощь.

Конечно, такие составляющие заработка могут быть не у всех должностных лиц органов местного самоуправления, поэтому в расчет должны включаться лишь те выплаты, которые были им установлены в период работы должностными лицами советов и их исполнительных органов. Например, поскольку права на получение надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы сельские, поселковые головы, их заместители и другие работники и специалисты аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительные органы не имеют, то фактически эти выплаты они и не получали, и поэтому такие выплаты не могут входить в расчет их заработной платы для назначения пенсии.

На сегодняшний день данные о причитающихся этим должностным лицам выплатах отражаются в справке о зарплате, которая представляется для назначения пенсии госслужащим. Для этого пользуемся формами, утвержденными постановлениями правления Пенсионного фонда от 14.02.11 г. № 5-1 и от 04.09.13 г. № 15-1 (за исключением форм справок о зарплате для перерасчета пенсии госслужащего).

Составляющие зарплаты госслужащих, подлежащие обязательной выплате

Алла Литвин,
заместитель директора Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда, начальник отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере

вопрос

Какие составляющие заработной платы госслужащих относятся к подлежащим обязательной выплате?

ответ

В соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-XII (далее — Закон о госслужбе ) заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

В настоящее время условия оплаты труда государственных служащих определяются постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268 ).

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 26 Закона о госслужбе ранги присваиваются государственному служащему при принятии на государственную службу в пределах соответствующе й категории.

Надбавка за ранг устанавливается в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему. Положение о рангах государственных служащих утверждено постановлением КМУ от 19.06.1996 г. № 658 . Размеры надбавок за ранги государственных служащих утверждены приложением 57 к постановлению № 268.

Надбавка за выслугу лет в соответствии со ст. 33 Закона о госслужбе и согласно п. п. 4 п. 3 постановления № 268 выплачивается государственным служащим ежемесячно к должностному окладу с учетом надбавки за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в таких размерах: свыше 3 лет — 10 %, свыше 5 лет — 15 %, свыше 10 лет — 20 %, свыше 1 5 лет — 25 %, свыше 20 лет — 30 %, свыше 25 лет — 40 %.

Кроме того, постановлением № 268 работникам указанных органов предусмотрена выплата:

  • надбавки за почетное звание «заслуженный» в размере 5 % должностного оклада;
  • надбавки за знание и использование в работе иностранного языка: одного европейского — в размере 10 %, одного восточного, угро-финского или африканского — 15 %, двух и более языков — 25 % должностного оклада;
  • доплаты за ученую степень кандидата или доктора нау к по соответствующей специальности — в размере соответственно 5 и 10 % должностного оклада.

Доплата за ученую степень и надбавка за почетное звание к должностному окладу выплачиваются, если деятельность работников по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью или почетным званием.

Следовательно, вышеуказанные составляющие заработной платы относятся к подлежащим об язательной выплате.

В соответствии с п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов пре­доставлено право устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и выслугу лет и премирование и премировать работников только в пределах установленного фонда оплаты труда .

Надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в зависимости от конкретных заданий, ст оящих перед соответствующим органом, в случае добросовестного и качественного выполнения работником в течение определенного периода своих должностных обязанностей, профессионализма, компетентности, инициативности и отсутствия нарушений исполнительской и трудовой дисциплины по приказу руководителя.

Надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок , то есть на период выполнения этой работы, с целью стимулирования ускорения ее выполнения и повышения качества выполняемой работы.

Надбавка отм еняется или уменьшается в случае несвоевременного выполнения заданий, ухудше ния качества работы и нарушения трудовой дисц иплины. Отмена надбавок осуществляется по приказу соответствующего руководителя с обязательным указанием конкретных обстоятельств, повлекших отмену.

Конкретные условия назначения и отмены надбавки целесообразно определять в Положении.

Премирование работников осуществляется в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее чем 10 % должностных окладов и экономии фонда оплаты труда.

Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа в зависимости от имеющихся средств на эти цели .

Размер премии конкретному работнику определяется согласно положению о премировании, действующему в данном учреждении, в зависимости от личного вклада работника в итоговые результаты работы. Премирование работников осуществляется по решению руководителя соответствующего органа на основании приказа.

Вместе с тем право устанавливать надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы и премировать работников предоставлено руководителю органа в зависимости от личного вклада в общие результаты работы.

Указанные выплаты осуществляются дифференцировано в пределах фонда оплаты труда при наличии средств после осуществления обязательных выплат.

Частью 1 ст. 35 Закона о госслужбе предусмотрено предоставление государственным служащим ежегодного отпуска с выплатой помощи для оздоровления в размере должностного оклада.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям органов исполнительной власти предоставлено право в пределах установленного фонда оплаты труда оказывать работникам помощь для оздоровления в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника, один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска.

Это одна и та же помощь, выплата которой в размере должностного оклада обязательна при предоставлении ежегодного отпуска , а при наличии средств — в размере среднемесячной заработной платы.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлено право оказывать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в сумме, не превышающей среднемесячную заработную плату.

Решение о предоставлении такой материальной помощи принимается руководителем соответствующего органа, исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника.

Обстоятельства, по которым предоставляется указанная материальная помощь, и порядок ее выплаты целесообразно определять в Положении, действующем в данном учреждении.

Работникам органов исполнительной власти на протяжении года может предоставляться одна материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.

Порядок определения заработной платы при исчислении пенсий государственных служащих

01.01.2014 г. вступит в силу Закон № 4050, который существенно изменит, в частности, условия оплаты труда государственных служащих, что, в свою очередь, скажется и на размерах пенсий как работающих, так и неработающих государственных служащих.

Пенсионное обеспечение государственных служащих, в частности условия назначения и перерасчета пенсий, порядок их исчисления, регулируется ст. 49 этого Закона.

Пунктом 3 ст. 49 Закона № 4050 предусмотрено, что порядок и условия определения заработной платы для исчисления пенсии государственного служащего устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

19.06.2013 г. издано постановление № 426, которое вступит в силу одновременно со вступлением в силу Закона № 4050. Этим постановлением установлен механизм определения заработной платы для назначения и перерасчета пенсии государственного служащего в соответствии с указанным Законом.

Согласно постановлению № 426 при назначении пенсии в соответствии с Законом № 4050 должностной оклад, надбавка за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет при определении заработной платы учитываются в размерах, установленных на день назначения пенсии, по последней занимаемой должности.

Размер других выплат (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет), включаемых в заработную плату, определяется в зависимости от периода, в котором лицо обращается за назначением пенсии. При этом такие выплаты учитываются в заработок только начиная с 01.01.2014 г.

Кроме того, постановлением № 426 предусмотрено, что по желанию должностных лиц органов местного самоуправления, работавших на выборных должностях в органах местного самоуправления восемь и больше лет или в течение полных двух и больше созывов начиная с созыва 1990 г., а также лиц, имеющих не менее 20 лет стажа государственной службы независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста, и лиц, определенных пунктами 4 и 7 раздела ІХ «Заключительные и переходные положения» Закона № 4050, размер других выплат (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет), которые включаются в заработную плату для исчисления пенсии, может определяться на момент назначения пенсии в средних размерах, выплаченных государственному служащему, занимающему долж-ность государственной службы по последней должности на момент увольнения с государственной службы лица, обратившегося за пенсией.

Напомним, что в 20-летний стаж государственной службы включается период работы, предусмотренный пунктами 1 — 7, 9 — 11 части второй ст. 35 Закона № 4050, а именно:

период нахождения на должнос-тях государственной службы в соответствии с этим Законом;

период нахождения на должнос-тях в органах местного само-управления, предусмотренных Законом № 2493;

период нахождения на политических должностях, определенных законами № 2591 и № 3166;

период осуществления полномочий народного депутата Украины;

период нахождения на должностях судей;

период нахождения на должнос-тях работников прокуратуры, которым присваиваются классные чины;

период нахождения на должнос-тях, на которых присваиваются специальные звания;

период повышения уровня профессиональной компетентности государственного служащего с отрывом от службы, если не позд-нее 75 дней после его завершения это лицо вернулось на государственную службу;

период, когда государственный служащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с государственным органом, органом власти Автономной Республики Крым или их аппаратом;

период нахождения государственного служащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, — в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста;

Кроме того, в соответствии с п. 7 раздела ІХ «Заключительные и переходные положения» Закона № 4050 работники, указанные в п. 4 этого раздела (работники государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или их аппарата, государственных предприятий, учреждений и организаций, которые на день вступления в силу Закона № 4050 являются государственными служащими и должности которых согласно этому Закону не являются должностями государственной службы), которые на день вступления в силу Закона № 4050 имеют не менее 10 лет стажа на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих, определенных ст. 25 Закона № 3723, имеют право на назначение пенсии согласно ст. 49 Закона № 4050 в порядке как для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях государственной службы.

В соответствии со ст. 49 Закона № 4050 основаниями для осуществления перерасчета пенсии являются:

повышение размера заработной платы работающим государственным служащим по решению Кабинета Министров Украины или изменение минимальной заработной платы;

увольнение государственного служащего с должности государственной службы.

При повышении размера заработной платы работающим государственным служащим согласно решениям Кабинета Министров Украины или в связи с изменением минимальной заработной платы заработная плата для перерасчета пенсии, назначенной в том числе до вступления в силу вышеуказанного Закона, определяется в следующем порядке:

пенсионерам, которые на момент перерасчета пенсии продолжают работать на должности, с которой назначена пенсия, — на основании заявления и справки о получаемой заработной плате на момент перерасчета;

другим пенсионерам — на основании поданного заявления и необходимых документов, предоставленных на момент перерасчета, исходя из сумм заработной платы государственного служащего, занимающего должность государственной службы в соответствии с подгруппой и рангом по последней должности государственной службы, с которой назначена (пересчитана) пенсия, на момент возникновения права на перерасчет. При этом:

должностной оклад, надбавка за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание и выслугу лет учитываются в размерах, установленных на момент возникновения права на перерасчет пенсии государственного служащего, который занимает должность государственной службы соответствующей подгруппы и ранга по последней должности на момент назначения (перерасчета) пенсии;

премии, кроме премий к государственным, профессиональным праздникам и юбилейным датам, и другие надбавки учитываются в средних размерах, выплаченных государственному служащему, который занимает долж-ность государственной службы по последней должности в том государственном органе, с которого лицо вышло на пенсию, на момент возникновения права на перерасчет. Премии к государственным, профессиональным праздникам и юбилейным датам, а также денежная помощь, выплаченные в месяце повышения заработной платы, учитываются в размере 1/12 среднего размера таких выплат, выплаченных государственному служащему, который занимает должность государственной службы соответствующей подгруппы и ранга по последней должности государственной службы, с которой назначена (пересчитана) пенсия.

По желанию как работающих пенсионеров — государственных служащих, так и неработающих при перерасчете пенсий могут учитываться выплаты, полученные на момент назначения (перерасчета на момент увольнения) пенсии, начиная с 01.01.2014 г. (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет).

При увольнении государственного служащего с должности государственной службы по его желанию проводится перерасчет пенсии с заработной платы, определенной на дату увольнения.

Перерасчет пенсии проводится на основании поданного заявления и необходимых документов, выданных государственным органом по последнему месту работы, в сроки:

с месяца повышения размера заработной платы работающего государственного служащего — при перерасчете пенсии в связи с повышением размера заработной платы работающим государственным служащим в соответствии с решениями Кабинета Министров Украины или в связи с изменением минимальной заработной платы;

со дня обращения — при перерасчете пенсии в связи с увольнением государственного служащего с государственной службы.

Во всех случаях заработная плата для исчисления пенсии государственного служащего учитывается в пределах установленной законом на день назначения (перерасчета) пенсии максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (с 01.01.2013 г. — 19 499 грн., -с 01.12.2013 г. — 20 706 грн.).

Рассмотрим ответы на вопросы, поступившие от подписчиков в редакцию «Вестника».

Период прохождения срочной службы засчитывается в стаж государственной службы

Мужчина 1961 года рождения с 1978 г. по 1984 г. обучался в высшем учебном заведении, с 1984 г. по 1986 г. — служил в армии, с 1986 г. — работал на заводе, с 1995 г. и до настоящего времени работает государственным служащим. Будет ли засчитан в стаж государственной службы период прохождения службы в армии и в каком возрасте этот мужчина будет иметь право на пенсию государственного служащего?

В соответствии со ст. 37 Зако-на № 3723 на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, которые достигли 62-летнего возраста, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (35 лет), в том числе не менее 10 лет стажа государственной службы, и которые на момент достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста.

Порядком № 283 предусмотрено зачисление в стаж государственной службы, в частности, периода прохож-дения срочной службы.

Следует отметить, что 01.01.2014 г. в связи со вступлением в силу Закона № 4050 Закон № 3723 утратит силу.

Учитывая то, что мужчина 1961 го-да рождения будет иметь право на назначение пенсии по достижении 62-летнего возраста, то есть в 2023 г., то и, соответственно, право на пенсию будет определяться в рамках Закона № 4050. Необходимо отметить, что существенных изменений в законодательстве, которые будут касаться возраста выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа и стажа государственной службы, не произойдет, то есть условия выхода на пенсию в целом не изменятся.

Кроме того, ст. 35 Закона № 4050 предусмотрено зачисление в стаж государственной службы периода службы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законом, органах внутренних дел и других органах, при прохождении службы в которых присваиваются специальные звания.

То есть по достижении мужчиной 62-летнего возраста (при условии, что его страховой стаж будет составлять 35 лет, стаж государственной службы — 10 лет и он будет работать на государственной службе на момент достижения пенсионного возраста или будет иметь 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих) он будет иметь право на назначение пенсии согласно Закону № 4050.

Корректировка выплат для начисления пенсий государственным служащим

В мае 2013 г. работник находился на больничном, который выплачен в июне. Как отразить в справке для начисления пенсии госслужащего больничные — в мае или июне? Как учитывается при начислении пенсии государственного служащего материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов? Как корректируются выплаты в период с 1998 г. по 2012 г.?

В соответствии со ст. 37 Зако-на № 3723 пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Порядок определения заработной платы для исчисления пенсии государственным служащим утвержден постановлением № 865, которым предусмотрено, что размер выплат (кроме должностных окладов, надбавок за ранг и выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии согласно Закону № 3723, определяется по выбору лица, обратившегося за пенсией, за послед-ние 24 календарные месяца работы, которая дает право на этот вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на данной работе.

При заполнении справки о выплатах (кроме должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии согласно постановлению № 865, размер ежемесячных выплат за месяцы нахождения на больничном необходимо исчислять исходя из среднего размера этих выплат в порядке, определенном постановлением № 100.

Кроме того, в соответствии со ст. 33 Закона № 3723 заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, надбавок за ранг и выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Поскольку материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов не преду-смотрена указанной статьей как составляющая заработной платы, основания для ее учета в заработок,- из которого исчисляется пенсия государственному служащему, отсутствуют.

Постановлением № 865 предусмотрено, что в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов выплаты, полученные лицом за период до изменения структуры заработной платы, включаются в заработок для исчисления пенсии согласно абзацу первому п. 1 этого постановления без корректировки. То есть надбавки и премии, определенные по выбору лица, обратившегося за пенсией, за последние 24 календарных месяца работы, которая дает право на этот вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на такой работе, в данном случае не корректируются.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением № 268 с 01.01.2006 г. повышены должностные оклады работающим государственным служащим с одновременным изменением структуры заработной платы. То есть выплаты, полученные лицом до 01.01.2006 г., корректировке не подлежат.

Учитывая то, что в последний раз должностные оклады работающим государственным служащим повышались с 01.02.2008 г. согласно постановлению № 34, корректировке подлежат только выплаты, полученные лицом в период с 01.01.2006 г. по 31.01.2008 г.