Надзорный орган регулятор

Один из лучших финансовых надзирателей – регулятор FCA

Регулятор FCA является одним из ведущих регуляторов финансового рынка не только Великобритании, но и мира. Организация прошла долгий путь через реформы и изменения. Регулятор в его современном виде обеспечивает один из самых высоких уровней защиты для клиентов брокерских компаний, у которых есть его лицензия.

История создания

Начало создания организации было положено еще в 1985 году. Тогда для обеспечения прозрачности и безопасности финансового сектора Великобритании было создано Управление по ценным бумагам и инвестициям (SIB). Орган наделялся довольно узким спектром полномочий.

Спустя тринадцать лет SIB реформировали в финансовый регулятор Financial Services Authority. FSA получила контроль над всеми сферами финансового рынка. Спустя год начала выполнять некоторые обязанности Банка Англии.

1 апреля 2013 года FSA разделилась на два органа: Управление по финансовому надзору Великобритании (FCA) и Орган пруденциального надзора (PRA). Первый получил слегка урезанные полномочия регулятора. Второй – функции надзора за топ-менеджментом предприятий.

Регулятор FCA – какие у него функции

Спектр полномочий FCA включает в себя:

  • проверка финансовой отчетности и прозрачности финансовой деятельности компаний;
  • предотвращение мошеннических схем, которые задевают интересы других субъектов финансового рынка;
  • урегулирование разногласий, защита клиентов, проверка квалификации высшего руководства крупных компаний;
  • разработка новых стандартов контроля за финансовым сектором страны;
  • принятие мер в случае возникновения критических ситуаций для экономики Великобритании.

Большинство указов FCA должны исполняться в обязательном порядке. Однако, их всё-таки можно обжаловать в Трибунале по финансовым услугам и рынкам департамента конституционных дел. Но судовые процессы в Англии настолько дорогие, что легче и быстрее выполнить предписание регулятора.

Требования к брокеру

Форекс брокеры с бинарными опционами и просто бинарные брокеры не стремятся получить эту лицензию. Так как FCA действительно регулярно проверят компании. Это возможно благодаря тому, что первые 2 года в компании, которая имеет их лицензию обязательно присутствует человек из этой регулирующей организации на постоянной основе.

Кроме того, требования, которые предъявляет регулятор к компаниям очень высокие:

  • Сегрегированные счета – все деньги клиентов брокера находятся на отдельных счетах в Английских банках. Эти деньги никак не могут смешиваться с деньгами брокера. Так как за каждый такой счет брокер платит банку за обслуживание, брокер вынужден ставить более высокие тарифы в торговых условиях. Но стоит согласиться, чуть менее выгодные условия торговли стоят того, чтобы ваши деньги были в безопасности.
  • Все сделки со счетов клиентов проводятся только через финансовые учреждения Великобритании. Благодаря этому регулятор FCA может полностью контролировать всю финансовую деятельность брокера. Максимально быстро реагировать на их проблемы, например, заблокировав их счета.
  • В организации есть отдел разрешения спорных вопросов между брокером и трейдером – FOS (The Financial Ombudsman Service). При этом функционирует этот сервис так, что брокеру значительно выгоднее решить все вопросы до того, как вмешается этот отдел.
  • Раз в год, брокер обязан нанять лучшую, независимую аудиторскую компанию и пройти полный аудит. Если аудит будет пройден не своевременно или будет подана неверная отчетность, компанию ждут серьезные последствия. Благодаря такой проверке, трейдеры могут быть уверены, что у компании где они торгуют все в порядке.

К этому перечню, важно добавить, что компания, работающая в качестве представителя другой компании с этой лицензией, несет туже ответственность. Соответственно, обязана выполнять все условия.

Преимущества для трейдеров

По мимо изложенных выше требований, которые уже являются преимуществами для трейдера, стоит сказать ещё об одном. Клиенты компании получившей лицензию регулятора, участвуют в специальной программе FSCS. Она гарантирует возмещение финансовых потерь клиентам на сумму до 50 тыс. фунтов стерлингов. Пока никакой другой регулирующий орган мира не предлагает такой выгодной услуги. Поэтому трейдеры могут быть уверены, что в случае проблем с брокером смогут гарантированно получить свои деньги обратно в размере указанной суммы.

Ненужный орган: функции Нацкомфинуслуг разделят между НБУ и НКЦБФР

В Парламенте зарегистрирован законопроект, которым ликвидируется Нацкомфинуслуг, а ее полномочия будут разделены между НБУ и НКЦБФР

В Верховную Раду подан Президентом проект о «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по регулированию и надзору за рынками финансовых услуг», которым предполагается разделение полномочий Нацкомфинуслуг по надзору за небанковскими финансовыми рынками между НБУ и НКЦБФР.

Нацкомфинуслуг существует с 2003 года и прославилась на финансовых рынках высокой коррумпированностью и низкой эффективностью. Delo.UA уже писало о том, как регулятор небанковских финучреждений превратился в один из крупнейших конвертцентров при руководстве Бориса Визирова. Но он не единственный, кто был уличен в коррупции: другой руководитель Комиссии, Василий Волга отбывал заключение за получение взятки и вышел досрочно в январе этого года.

Для справки, по состоянию на конец 2014 года, в Государственном реестре финансовых учреждений насчитывалось 2087 небанковских финансовых учреждений. Общий объем их активов за прошлый год выросли на 18,4% (или на 23 млрд грн) и составили 9,4% ВВП Украины.

Идея с разделом Нацкомфинуслуг, если верить представителю Президента Украины в Кабинете министров Украины Александру Данилюку, появилась еще осенью прошлого года.

Его слова цитирует пресс-служба Администрации Президента: «Таким образом (разделив функции Нацкомфинуслуг — ред.) мы сократим количество контролирующих и надзорных органов, избежим дублирования функций и повысим качество и эффективность государственного регулирования. Сегодня многие функции, по сути, дублируются в разных ведомствах. Мы не можем себе этого позволить».

Закон не только передает полномочия по надзору за рынками НКЦБФР и НБУ, но и в целом вносит изменения в порядок функционирования рынков.

Фонды — фондовому

Согласно законопроекту, под крыло НКЦБФР переходят негосударственные пенсионные фонды и функция регулирования и надзора за работой финансово-кредитных механизмов, и управления имуществом при операциях с недвижимостью. В Комиссии рассказали, что после принятия законопроекта Верховной Радой Украины, в структуру и штатное расписание НКЦБФР будут внесены необходимые организационные изменения.

«В Комиссии будут созданы отдельные структурные подразделения, которые будут осуществлять функции по реализации новых полномочий. Что касается вопроса о руководителе такого подразделения, то говорить об этом пока рано, поскольку данная инициатива не вступила в силу», — сообщили в пресс-службе.

Правками в закон НПФ признается видом деятельности на фондовом рынке, включается в список видов по управлению активами институциональных инвесторов.

Комиссия в том числе будет выдавать лицензии НПФ, ежеквартально рассчитывать средневзвешенный показатель изменения чистой стоимости единицы пенсионных активов и обнародовать такую ​​информацию в установленном ею порядке, публиковать список НПФ.

В добавок, к функциям НКЦБФР будет относиться обнародование информации о компаниях, которые страхуют пожизненные пенсии за счет средств накопительной системы пенсионного страхования.

Алексей Сухоруков, управляющий директор Инвестиционной Группы УНИВЕР уверен, что переход к НКЦБФР однозначно упростит жизнь фондам. «Регулирование НПФ по природе не должно отличаться от ИСИ. Есть специфика, но она техническая. КУА, которые управляют НПФами, отчитываются в НКЦБФР, потому логично объединить процесс с регулированием НПФов», — уверен фондовик.

О том же говорит и Григорий Овчаренко, генеральный директор КУА «ОТП Капитал»: «На данный момент, наша деятельность регулируется двумя органами — НКЦБФР и Нацкомфинуслуг — они имеют схожие подходы в работе и функции, которые лишь частично пересекаются. Конечно, уменьшение количества контролирующих органов упростит работу рынка — бизнес получит единые отчетность, требования, стандарты и т.д.».

Небанковский разворот

Нацбанку отойдут все остальные участники рынка: кредитные союзы, ломбарды, лизинговые и, конечно же страховые компании. В обновленной структуре НБУ уже предусмотрен департамент по надзору за небанковскими учреждениями. Он находится под управлением первого заместителя главы НБУ Александра Писарука.

Что касается лизинговых компаний, то они мало общаются с регулятором, потому что по природе своей не работают с вкладами населения. Ранее в интервью Delo.UA Андрей Павлушин, генеральный директор компании «ОТП Лизинг» отмечал, что Нацкомфинуслуг никогда особо не пыталась мешать лизинговому рынку постановлениями, но никогда и не лоббировала очень сильно его интересы.

«До сих пор для рынка лизинга роль Нацкомфинуслуг сводилась к приему отчетности, регистрации. Мы бы хотели, чтобы комиссия как-то помогала рынку по части лоббирования законов. Если она хочет, чтобы рынок развивался, то есть определенные законодательные инициативы, которые мы хотим лоббировать в парламенте», — сетовал Павлушин.

Тем ни менее, Павлушин высказывался против ликвидации Комиссии, опасаясь, что НБУ за проблемами в банковском секторе, будет не до небанковских финрынков. «Нацкомфинуслуг — организация поменьше, и до нее проще достучаться, чтобы она могла нам как-то помочь. Потому я против разделения. Просто нужно, чтобы Нацкомфинуслуг продвигала наши инициативы», — отмечал глава ОТП Лизинг.

Не в восторге от инициативы и кредитные союзы. Людмила Кравченко, глава правления объединенного кредитного союза НАКСУ отмечает, что сегодня им наконец удалось наладить диалог с регулятором.

«Мы смогли наладить диалог с новым составом Нацкомфинуслуг, я подчеркиваю, с новым, потому что до этого отношение регулятора к кредитным союзам оставляло желать лучшего, — рассказывает Кравченко. — Мы уже начали работу над значительными изменениями касательно деятельности кредитных союзов, направленными на модернизацию и совершенствование законодательства. Эту работу, совместно начатую с новым руководством Нацкомфинуслуг, мы очень хотели бы довести до конца».

При этом, она отмечает, что очень хочет сохранить диалог с регулятором и опасается, что как раз этого добиться в случае с НБУ не получится.

Одной из принципиальных вещей, которые хочет видеть при переформатировании регулятора глава НАКСУ, это разделение надзорной и регуляторной функции между разными органами. «Нужно, чтоб одни устанавливали правила игры, а другие контролировали их исполнение. В нашем случае, эти функции объединены», — говорит Кравченко.

О той же проблеме говорит и Вячеслав Черняховский, председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков. По его мнению, ликвидация страхового надзора это неправильная идея. «Я за переформатирование регулятора. За то, чтобы у Комиссии убрали функции, которые были лишними или несвойственными. Кредитные союзы, ломбарды — отдать в НБУ, НПФ — в Комиссию по ценным бумагам — это правильное и нужное решение. Основная функция здесь это страховой надзор», — заметил Черняховский.

Он обеспокоен, что страховой рынок — специфический, сильно отличается от банковского и методологически, и идеологически, и финансово. «Банкиры очень плохо понимают цифры страхового рынка», — сетует Черняховский.

По его мнению, если мы отдаем сейчас все в Нацбанк как надзор, желательно было бы отдать методологию в Минфин, как это когда-то было.

Многие вещи в Нацкомфинуслуг не решались годами и даже десятилетиями. Например, новый закон о страховании не принимается уже много лет. За эти годы не прописали, что является расходами страховых компаний. А еще лет десять назад Всемирный банк комментировал закон о Нацкомфинуслуг, и говорил, что с нынешним законодательством у нас получается орган, очень зависимый от того, кто его возглавляет.

«Если его возглавляет честный руководитель, который болеет за дело — он сможет многое сделать, если это жулики и воры или случайные люди — они тоже добьются многого, только в совершенно другом направлении», — передает слова Банка Черняховский.

Роман Маленко, председатель правления СК «Саламандра-Украина» также уверен, что все зависит от того, кто конкретно возглавит эти направления в новых регуляторах.

«Посмотрим, каких людей туда назначат — если это будут те же, что и сейчас, то ничего нового на страховом рынке не произойдет. С января этого года регулятор реагирует только на те задачи, которые ставит Администрация Президента», — комментирует Маленко.

От нового регулятора он ждет жесткого контроля резервов страховых компаний и немедленной реакции на их уменьшение или малейшее подозрение на вывод активов.

В нагрузку

Новые рынки, это не все, чем пополнится зона ответственности регуляторов. С принятием законопроекта, НБУ будет принимать решение об отнесении предоставляемых на рынке услуг к одной из категорий, перечисленных в законе «О финансовых услугах и госрегулировании рынка финансовых услуг» и запрещать предоставление услуги, если ее нет в списке.

Теперь служащим Национального банка и их родственникам первой степени родства запрещается входить в органы управления, быть акционерами или участниками не только банков, но и других финансовых учреждений, государственное регулирование деятельности которых осуществляет Национальный банк.

Кроме того, из закона исчезло требование согласовывать с Кабмином размер платы за регистрацию документов и выдачу лицензий, а также за регистрацию лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги. Нацбанк сможет это делать самостоятельно. Лицензии своим подопечным выдает Нацбанк. Согласовывать образец бланка с Кабмином, согласно изменениям в закон, будет больше не нужно.

Распределение функций попутно сопровождается ужесточением законодательства. В частности, за нераскрытие информации акционерными обществам и НПФ или раскрытие не в полном объеме, или с нарушением сроков, грозит штраф от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов (было от двадцати до пятидесяти). Наказание предусмотрено также за препятствование НКЦБФР в проведении проверок акционерных обществ и НПФ — от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов.

Кроме того, из перечня допускаемых к обращению бумаг исчезли ипотечные сертификаты (сертификаты с фиксированной доходностью, сертификаты участия).

Есть изменения в перечне финансовых услуг. В частности, исчезли доверенное управление финансовыми активами, управление имуществом для финансирования объектов строительства и операции с ипотечными активами с целью эмиссии ипотечных ценных бумаг.

В добавок, предлагается отменить закон «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах» и Декрет Кабинета Министров Украины «О доверительных обществах» для устранения избыточного регулирования.

Надзорный орган регулятор

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Лукина Ирина Игоревна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Степанова Анастасия Сергеевна

студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва

Панова Татьяна Александровна

научный руководитель, доцент МЭСИ, РФ, г. Москва

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг [3].

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), трансфер-агенты [6].

Регулирование рынка ценных бумаг является необходимым условием для эффективности его работы. Функции регуляторов как правило включают в себя:

· Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.

· Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.

· Выдачу разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрацию этих выпусков.

· Контроль за соблюдением эмитентами — акционерными обществами прав акционеров.

· Выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства по рынку ценных бумаг [2].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [5] с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее — ФСФР) прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [7], вступившим в силу 01.09.2013 года, за исключением отдельных положений (сроки вступления в силу которых отражаются в настоящем законе).

Банк России в соответствии с данным федеральным законом осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности, в число которых входят профессиональные участники рынка ценных бумаг [8].

Таким образом, начиная с 1 сентября 2013 года регулятором рынка ценных бумаг становится Центральный Банк Российской Федерации, который при выявлении нарушений профессиональными участниками рынка ценных бумаг использует такие инструменты, как:

· Приостановление лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· Аннулирование лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В процессе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, представленной по форме № 1100 «Квартальный отчёт профессионального участника рынка ценных бумаг» и форме № 2000 «Ежемесячный отчет Группы оперативного финансового анализа Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг России» был выявлен ряд типовых нарушений, среди которых:

1. Сумма сделок по покупке/продаже:

· совершенных во исполнение договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

· прочих ценных бумаг,

· производных финансовых инструментов не соответствует сумме составляющих их разделов.

2. Собственные средства превышают Активы организации.

3. Займы организации превышают ее Пассивы (только при использовании программы-анкеты версии 2.16.2).

4. Кредиторская задолженность превышает Пассивы организации.

5. Количество клиентов юридических и физических лиц больше общего количества договоров.

6. Количество договоров с юридическими и физическими лицами больше общего количества договоров.

7. Обороты на внебиржевом рынке превышают общие Обороты по покупке и продаже.

8. Обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки,

· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений

превышают обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт в целом.

9. Итоговая сумма по всем разделам не соответствует сумме составляющих её разделов.

10. Балансовая стоимость:

· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,

· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,

· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований,

· неэмиссионных ценных бумаг,

· прочих финансовых вложений на конец периода превышает балансовую стоимость ценных бумаг по всем разделам [1].

По данным Центрального Банка Российской Федерации с 01.01.2014 по 31.12.2014 года было аннулировано 330 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг [8] (из них — 108 в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 120 в связи с выявленными нарушениями и 102 по собственному желанию профессионального участника рынка ценных бумаг [8]). За аналогичный период 2013 года — 312 лицензий [4] (из них 48, 145 и 112 соответственно, кроме того было аннулировано 8 лицензий в связи с неосуществлением деятельности участника рынка ценных бумаг больше года [4]). Более подробные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг с 2010 по 2014 год

2010

2011

2012

2013

2014

В связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника

По нарушению

По собственному желанию

В связи с неосуществлением деятельности

Всего

761

620

443

312

330

За начало 2015 года (по данным на 17.03.2015) у профессиональных участников рынка ценных бумаг было отозвано 73 лицензии [4], 10 из которых — в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 41 — в связи с выявлением нарушений и 22 по собственному желанию [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, с каждым годом количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг значительно сокращалось, за исключением 2014 года, где наблюдается небольшой рост, что связано с активным отзывом лицензий у банков на осуществление банковской деятельности. Кроме того, количество нарушений профессиональных участников рынка ценных бумаг также сокращается (за исключением небольшого увеличения в 2011 году), в 2014 году относительно 2013 года количество нарушений сократилось с 46,5 до 36,4 %.

Стоит отметить, что структура Банка России по финансовым рынкам на сегодняшний день является еще не идеальной (Департамент сбора и обработки отчетности некридитных финансовых организаций и Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка существуют независимо друг от друга, что не позволяет им эффективно обмениваться информацией).

BaFin — Федеральное управление финансового надзора Германии

BaFIN или Федеральное управление финансового надзора Германии является основным надзорным органом, подотчетным немецкому правительству, который осуществляет контроль над предоставлением финансовых услуг на рынке государства. BaFIN входит в состав Федерального правительства. Что касается статуса организации, а также его функциональных обязанностей, они определяются «Федеральным законом об управлении финансового надзора».

В рамках выполнения своих функциональных обязанностей, Федеральное управление финансового надзора Германии осуществляет сотрудничество с Федеральным банком Германии. Что касается финансирования организации, оно осуществляется за счет средств (взносов, а также пожертвований) подконтрольных компаний и предприятий. Основная задача BaFIN заключается в контроле над финансовым рынком Германии, а также обеспечении прозрачности работы организаций, которые оказывают финансовые услуги.

Кроме того, управление выполняет информативную функцию, предоставляя потребителям сведения по различным продуктам на финансовом рынке, а также разъяснение прав и возможностей клиентов при решении споров, касающихся их личных интересов, в случае возникновения спорных ситуаций. Учитывая тот факт, что BaFIN лицензирует компании, которые хотят работать в сфере услуг на финансовых рынках, при выявлении нарушений, управление имеет право применения различных санкций, вплоть до полной ликвидации компании.

Датой создания управления является 1 мая 2002 года. Оно заменило собой функционировавшие ранее три федеральных надзорных органа BAKred, BAV, а также BAWe. У организации имеются два отделения, одно из которых находится в Бонне, другое во Франкфурте на Майне. Управление находится под надзором федерального министерства финансов. В штате BaFIN работает более тысячи сотрудников. Управление контролирует работу 2400 кредитных институтов, 800 институтов финансовых услуг, а также 700 страховых организаций.

В структуре Федерального управления финансового надзора работает три подразделения, которые отвечают за контроль над банковской деятельностью, страховыми компаниями, а также рынком ценных бумаг. Также в составе управления функционируют три межотраслевых отдела, которые отвечают за борьбу с отмыванием денег, незаконными финансовыми операциями, контроль над финансовым рынком, а также соблюдение прав потребителей и инвесторов.

Основные цели и задачи Федерального управления финансового надзора Германии

К основным целям и задачам BaFIN относятся:

  • обеспечение стабильного функционирования финансовых рынков Германии;
  • выдача лицензий на оказание услуг в области финансовых рынков;
  • осуществление надзорной и контролирующей функции за немецкой банковской системой, а также финансовыми организациями в том, что касается их платежеспособности, а также выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
  • контроль за соблюдением стандартов профессионального поведения компаний, которые оказывают услуги в сфере финансовых рынков;
  • предотвращение манипуляций на рынке, проведения инсайдерских сделок;
  • контроль за отчетностью компаний;
  • проведение исследовательской работы, направленной на выявление рисков в сфере финансовых услуг.

BaFIN в действии

Следует отметить, что в целом, немецкий регулятор хорошо справляется со своими задачами в области регулирования брокерской деятельности. Этому способствует жесткая система контроля, которая не оставляет Форекс брокерам ни единого шанса на сокрытие каких-либо фактов или нарушения по отношению к клиентам. К тому же, BaFIN в своем распоряжении имеет сильнейший инструмент контроля над деятельностью банков и финансовых организаций, такой как внезапные проверки.

Так, несколько лет назад, управление проводило внезапную проверку четырех немецких банков, которые подозревались в манипулировании с процентной ставкой Euribor. Несмотря на то, что подозрения не подтвердились фактами, подобные проверки являются хорошей профилактической мерой.

Штрафом в несколько сотен тысяч евро была наказана компания DaimlerChrysler AG, которая не вовремя раскрыла информацию об увольнении ее бывшего исполнительного директора Юргена Шремпа. В свою очередь, компания попыталась опротестовать решение Федерального управления финансового надзора Германии.

Широкую огласку получило дело о подозрении немецкого банка Commerzbank в содействии отмыванию денег компанией «Телекоминвест». В рамках расследования, сотрудники BaFIN не нашли причин для наказания руководства, однако отметили, что банк не на должном уровне контролировал ситуацию за своими филиалами в Восточной Европе.

Работа регулятора в области предотвращения мошенничества и инсайдерских сделок хорошо видна на следующих двух примерах. Гражданин Австрии был наказан штрафом в 5000 евро и полуторагодовым заключением под стражу за то, что провел инсайдерскую сделку с акциями немецкой энергетической компании Ersol Solar Energy AG, прибыль от которой составила около одного миллиона евро. Расследование этого дела проводилось BaFIN. Подельник австрийского гражданина, который также получил прибыль от сделки, отделался штрафом в 20 000 евро.

Второй пример относится к манипулированию акциями компании De Beira Goldfields Inc. Судебные разбирательства были инициированы по заявлению Федерального управления финансового надзора Германии. Перед судом предстали трое обвиняемых, среди которых гражданин Канады, получивший три года и два месяца тюремного заключения, издатель газеты, публикующей новости рынка акций, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения, а также бывший редактор новостной газеты, освещающей рыночную тему, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения.

Не менее активную роль финансовый регулятор играет и в деле спасения еврозоны. Так, BaFIN время от времени принимает радикальные решения, среди которых, запрет на короткие продажи акций ряда немецких финансовых компаний, а также банков.

Однако, несмотря на такую активную роль в деле сохранения стабильности и надежности немецких финансовых рынков, это управление постепенно теряет свои полномочия. К примеру, контроль над финансовыми институтами уже частично передан Федеральному банку Германии. Ожидается, что в ближайшее время это может коснуться также сферы страховой деятельности.

Весь список компаний, которые имеют лицензию BaFIN можно посмотреть в нашем рейтинге форекс брокеров.

Финансовые регуляторы Швеции и Новой Зеландии высказались по ICO

Финансовые регуляторы Швеции и Новой Зеландии высказались по ICO

«Финансовый надзорный орган Швеции (FSA) опубликовал официальное заявление о возможных рисках, связанных с инвестициями в первичные предложения монет. В опубликованном документе ICO определяется как термин, обозначающий запуск нового токена или любой другой формы цифрового доступа, основанного на криптографии», — пишет Bitcoin.com.

Финансовый регулятор отметил, что цель ICO — привлечь частные инвестиции для дальнейшего развития идеи в полноценный бизнес, а это ничем не отличается от общественного финансирования. В опубликованном документе также отмечаются пять зон риска:

Отсутствие прав

FSA отметил, что большинство ICO-кампаний никем не регулируются, а значит они не подлежат и надзору властей, вследствие чего отсутствует защита прав потребителей. Нет никаких гарантий, что выпущенный токен или криптовалюта предоставит держателю право предъявить претензию выпускаемому лицу или организации.

Отсутствие рыночной оценки

Также надзорный орган Швеции отметил, что в большинстве случаев требования к цифровому активу отсутствуют, а значит активы не обязаны соответствовать рыночной себестоимости. Также выпускающее лицо не обязано предоставлять доступ третьим сторонам для оценки данных активов.

Нет гарантий доступа ко вторичному рынку

FSA предупредил, что совершенно не обязательно, что кто-то выкупит цифровой актив обратно после выпуска ICO.

Отсутствие обязательств по предоставлению информации

Надзорный орган также подчеркнул, что у выпускающего лица или организации отсутствуют обязательства по предоставлению информации по ICO, а распространяемая информация не обязательно поступит инвесторам одновременно.

Риск инвестиционного мошенничества

Также FSA предупредил, что в связи с ростом числа ICO и стоимости криптовалют, увеличивается и число случаев работы недобросовестных разработчиков, которые не планируют никаких проектов, а ищут легкий способ заработать деньги.

Заявление финансового регулятора Новой Зеландии о ICO

Напомним, что недавно с похожим заявлением выступило Управление Финансовых Рынков Новой Зеландии (FMA). FMA рекомендует организациям, участвующим в ICO, в первую очередь консультироваться с регулирующим органом касательно своих юридических обязательств.

FMA рекомендует любому бизнесу, планирующему запуск ICO, обращаться в управление еще на стадии разработки. FMA сделает оценку специфических характеристик и экономических составляющих ICO, чтобы понять, является ли данное ICO финансовым продуктом и, если так, то как его регулировать.

В дополнение, FMA выпустило руководство для предпринимателей и компаний, планирующих предоставлять услуги и сервисы в сферах обмена криптовалют, крипто-кошельков, а также брокерские услуги. Предоставляя эти услуги, юридические лица обязаны зарегистрироваться в реестре Поставщиков Финансовых Услуг, а также соблюдать постановления Закона о Поведении на Финансовых Рынках.