Нк рф 20 статья

Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица

Новая редакция Ст. 20 НК РФ

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Комментарий к Статье 20 НК РФ

Статья 20 НК РФ содержит определение взаимозависимых лиц. Взаимозависимые лица — граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо через суд.

Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

1) одна организация непосредственно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) одна организация косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов.

Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

3) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

4) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два основания распространяются на сделки между физическими лицами. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20 процентов.

Пример непосредственного участия

Организация А владеет акциями ОАО Организации Б в размере 25 процентов от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет 18 процентов, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Пример косвенного участия

Организация А владеет акциями ОАО Организации Б в размере 70 процентов от уставного капитала. В свою очередь Организация Б владеет акциями ОАО Организации С в размере 30 процентов от уставного капитала. В этом случае Организация А и Организация С являются взаимозависимыми лицами, поскольку доля участия составляет 21 процент (70% x 30% x 100% = 21%). Все сделки, совершаемые между Организацией А и Организацией С, также подлежат контролю со стороны налогового органа.

Если бы Организация А владела акциями ОАО Организации Б в размере 60 процентов, то доля косвенного участия в Организации С составила бы 18% (60% x 30% : 100% = 18%). В этом случае Организация А и Организация С не считались бы взаимозависимыми лицами.

Признание взаимозависимости без суда можно только в указанных четырех случаях. Во всех остальных случаях суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Конституционный Суд РФ своим Определением от 4 декабря 2003 г. N 441-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нива-7″ на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 20, пунктами 2 и 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил порядок признания судами лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не указанным в п. 1 ст. 20 НК РФ.

Согласно данным разъяснениям лица могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, если:

во-первых, эти основания указаны в других правовых актах;

во-вторых, отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Другой комментарий к Ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 20 Кодекса вводит понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения и устанавливает основания, по которым лица могут быть признаны взаимозависимыми.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 комментируемой статьи, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Пункт 1 ст. 20 Кодекса также устанавливает конкретные основания, по которым лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов (подп. 1 п. 1).

Согласно п. 2 ст. 48 части первой ГК в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Пунктом 2 ст. 48 ГК также установлено следующее:

к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Из этого следует, что правила подп. 1 п. 1 ст. 20 Кодекса распространяются на хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы:

согласно п. 1 ст. 66 части первой ГК хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности;

производственным кооперативом (артелью) в соответствии с п. 1 ст. 107 части первой ГК признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией;

потребительским кооперативом согласно п. 1 ст. 116 части первой ГК признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Косвенное участие одной организации в другой означает участие через последовательность иных организаций. В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи также установлено правило определения доли косвенного участия одной организации в другой: такая доля определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.

Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (подп. 2 п. 1).

Представляется, что под подчинением одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению следует понимать подчинение работников организаций руководителям и другим работникам этих организаций, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Такой подход следует из положений примечания к ст. 2.4 КоАП.

Лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого (подп. 3 п. 1).

Согласно ст. 2 СК семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление или удочерение в соответствии с п. 1 ст. 124 СК является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение), указаны в ст. 124 СК. Порядок усыновления ребенка предусмотрен ст. 125 СК. Согласно п. 3 ст. 125 СК права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с п. 1 ст. 137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Согласно п. 1 ст. 47 части первой ГК рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть как акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации. Указанные акты гражданского состояния в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» подлежат государственной регистрации в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 31 части первой ГК опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье. Пунктом 2 ст. 31 ГК установлено, что опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Согласно п. 3 ст. 31 ГК опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека согласно п. 1 ст. 32 части первой ГК устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Пунктом 2 ст. 32 ГК установлено, что опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство в соответствии с п. 1 ст. 33 части первой ГК устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Согласно п. 2 ст. 33 ГК попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Признание лиц взаимозависимыми имеет значение для применения следующих положений Кодекса:

по сделкам между взаимозависимыми лицами налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 40 Кодекса вправе проверять правильность применения цен по сделкам (см. комментарий к ст. 40 Кодекса);

согласно п. 8 ст. 40 Кодекса при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (см. комментарий к ст. 40 Кодекса).

Взаимозависимость лиц также может иметь значение для применения положений части второй Кодекса. В частности, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 212 гл. 23 части второй Кодекса доходом налогоплательщика налога на доходы физических лиц является материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

2. В соответствии с п. 2 ст. 20 Кодекса лица могут быть признаны взаимозависимыми и по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 комментируемой статьи.

Признание лиц взаимозависимыми осуществляется судом в случае, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 4 декабря 2003 г. N 441-О , право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 данного Кодекса, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом.

Как указал КС России, основанием признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки; лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» признает членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, участников общества, имеющих совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки (аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Как разъяснено на конкретном примере в п. 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, установление факта взаимозависимости лиц по обстоятельствам иным, чем перечислены в п. 1 ст. 20 Кодекса, судом осуществляется с участием налогового органа и налогоплательщика в ходе рассмотрения дела, касающегося обоснованности вынесения решения о доначислении налога и пеней (ст. 40 Кодекса). Как указано в примере, суд отклонил доводы о том, что проверка налоговым органом правильности применения цен могла быть осуществлена только после признания судом факта взаимозависимости лиц по заявлению налогового органа.

В пункте 2 указанного Обзора на примерах показано, что в смысле ст. 20 Кодекса с учетом конкретных обстоятельств могут быть признаны взаимозависимыми лицами юридическое лицо и его руководитель. В одном случае идет речь о продаже обществом (ответчиком) 35 квартир своему директору, при этом собственниками 100% акций общества являются директор и его сын. В другом случае суд признал взаимозависимыми лицами два общества с ограниченной ответственностью, поскольку руководитель одного из обществ имел долю в размере 25% во втором обществе.

Представляет также интерес практика применения п. 2 ст. 20 Кодекса Президиума ВАС России при разрешении конкретных дел в Постановлениях от 3 августа 2004 г. N 2870/04 (до налоговых органов Постановление доведено письмом МНС России от 15 сентября 2004 г. N 14-3-03/[email protected] ) и от 8 февраля 2005 г. N 10423/04 . Президиум ВАС России придал значение сведениям налогового органа, основанным на представленных в делах документах, о том, что одно и то же физическое лицо организовало схему движения металла, реализуемого после переработки на экспорт. Это физическое лицо было заинтересовано во взаимодействии созданных им организаций, совершении между ними сделок на определенных условиях и оказывало непосредственное влияние на экономические результаты этих сделок. Президиум ВАС России согласился с мнением налогового органа о том, что перечисленные обстоятельства очевидно указывали на взаимозависимость названных организаций и невозможность сделать вывод о добросовестности экспортера без учета сложившихся между ними взаимоотношений.

Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица (действующая редакция)

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица

Какие лица являются взаимозависимыми?

Еще в 2011 году в законодательство добавлены изменения, уточняющие особенности и правила налогообложения сделок, которые совершаются взаимозависимыми лицами. Теперь в кодексе есть две статьи с одинаковыми названиями — это ст 20 НК РФ и ст 105.1 НК РФ. Обе они определяют понятие взаимозависимости, но вторая делает это более подробно в рамках особенностей налогообложения.

Минфин разъяснил в своём письме от 23 апреля 2012 г. N 03-01-18/3-52, что нормы ст 20 НК РФ применимы теперь только к тем сделкам, доходы от которых облагались налогом до вступления в силу изменений, то есть до 1 января 2012 года.

Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми, то есть они стоят на особом контроле у налоговых органов.

Взаимозависимыми в налоговом контроле признаются лица, отношения между которыми могут как-либо повлиять на результаты их сделок. Особенно важна экономическая составляющая: лица, находящиеся во взаимоотношениях, могут занижать друг для друга цены по сделкам и тем самым уменьшать налогооблагаемую базу. Это невыгодно для бюджета и несправедливо с точки зрения равенства налогообложения. Поэтому к взаимозависимым организациям особый подход со стороны налоговых служб, и по заключенным ими сделкам проводятся отдельные проверки.

Зависимыми друг от друга лица признаются в трёх случаях:

  • по одному из критериев, содержащихся с 2012 года в ст 105.1 НК РФ;
  • лица сами могут объявить себя взаимозависимыми;
  • суд может признать их таковыми.

Важно при этом, чтобы их отношения обладали признаками, определяющими взаимозависимость, то есть эти лица могли влиять на решения друг друга.Самим лицам и суду для констатации взаимозависимости не обязательно пользоваться перечнем критериев, приведенным в ст 105.1 НК РФ. Этот перечень формален и не является исчерпывающим. Ст 20 НК РФ, применимая теперь только к налоговым правоотношениям, возникшим до 2012 года, еще менее содержательна. В ней всего три критерия, по которым лица признаются взаимозависимыми, а в ст 105.1 НК РФ таких критериев одиннадцать.

Эти одиннадцать критериев можно условно разбить на 5 групп:

  • признание взаимозависимости по доле прямого или косвенного участия в деятельности организации (с 2012 г. это более 25%, а до 2012 г.- более 20%);
  • признание по полномочиям избирать органы управления фирмой (не менее 50%);
  • признание по причине управления одними и теми же лицами несколькими организациями (если это более 50% управляющего состава);
  • признание по полномочиям единоличного исполнительного органа;
  • признание физических лиц зависимыми по родству и должностному положению подчинения.

Итак, лица попадающие под критерии ст 105.1 НК РФ, являются взаимозависимыми. Также стороны могут сами признать себя таковыми, если имеют влияние на налогооблагаемую деятельность друг друга. Или зависимыми друг от друга их вправе признать суд.

Как суд признаёт лица взаимозависимыми?

Ст 105.1 и ст 20 НК РФ остались схожи в том, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не содержащимся в НК РФ. Для этого их отношения должны обладать признаками взаимовлияния.

Исходя из сложившейся практики налоговые службы не подают в суды отдельные иски, касающиеся признания зависимости лиц друг от друга. Такие вопросы решаются в рамках споров по результатам налоговых проверок. Обычно налоговый орган просто рассматривает сделки, взаимозависимых по его мнению лиц, как контролируемые, а суд (если лица с этим не согласны) оценивает правильность такого подхода.

Еще до уточнений, внесенных в законодательство, КС РФ было вынесено определение. В нем указывалось, что суд может использовать иные основания признания взаимозависимости, только если такие основания упоминаются в каких-либо правовых актах. Согласно позиции многих авторов, внесение поправок в законодательство — не основание для отказа от использования этой правовой позиции.

Итак, суд признаёт лица взаимозависимыми в рамках споров налогоплательщиков и налоговых органов. Он подтверждает либо опровергает право налоговой службы рассматривать сделки некоторых лиц, как совершенные под влиянием друг друга. При этом суд должен принимать решение с учётом признаков взаимозависимости, которые есть в существующих нормативно-правовых актах.

Налоговый кодекс Украины — Статья 20

Статья 20. Права контролирующих органов

20.1 . Контролирующие органы имеют право:

20.1.1. приглашать плательщиков налогов, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований другого законодательства, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются в порядке, установленном статьей 42 настоящего Кодекса, не позднее чем за 10 календарных дней до дня приглашения заказными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик (представитель налогоплательщика);

20.1.2. для осуществления функций, определенных законом, получать безвозмездно от налогоплательщиков, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, всех форм собственности в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложен на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом;

20.1.3. получать безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц, в том числе от органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, документы и материалы;

20.1.4. проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки налогоплательщиков (кроме Национального банка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления;

20.1.5. получать безвозмездно от налогоплательщиков, а также от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений справки в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и настоящим Кодексом, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — информацию об объеме и обращении средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов хозяйствования;

20.1.6. запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

20.1.7. получать от налогоплательщиков, плательщиков единого взноса и предоставлять в пределах, предусмотренных законом, документы в электронном виде;

20.1.8. при проведении проверок у налогоплательщиков — физических лиц, а также у должностных лиц налогоплательщиков — юридических лиц и плательщиков единого взноса проверять документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие должность должностных лиц и/или лиц, которые фактически осуществляют расчетные операции;

20.1.9. требовать при проведении проверок от налогоплательщиков, которые проверяются, проведения инвентаризации основных средств, товарно -материальных ценностей, денежных средств, снятие остатков товарно — материальных ценностей, наличных. В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию, патентованию и/или сертификации) от проведения такой инвентаризации или непредоставление для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные статьей 94 настоящего Кодекса;

20.1.10. осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам регулирования обращения наличности (кроме банков), порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов, за соблюдением порядка приема наличных для дальнейшего перевода (кроме приема наличных банками), за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств;

20.1.11. проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций. Товары, полученные служебными (должностными) лицами контролирующих органов при проведении контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей;

20.1.12. требовать при проведении проверок от должностных или служебных лиц налогоплательщика привлечения полномочных лиц для совместного с работниками контролирующего органа снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления деятельности проверяемого;

20.1.13. доступа при проведении проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан) и другого имущества, используемых для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объект объектами налогообложения и/или могут быть источником погашения налогового долга;

20.1.14. в случае выявления нарушения требований налогового или другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, передавать налогоплательщикам письменные запросы о предоставлении заверенных должным образом копий документов;

20.1.15. требовать при проведении проверок от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, устранения выявленных нарушений законодательства;

20.1.16. пользоваться по делам службы средствами связи, принадлежащих налогоплательщикам, с их разрешения или разрешения должностных лиц таких плательщиков;

20.1.17. привлекать в случае необходимости специалистов, экспертов и переводчиков;

20.1.18. определять в порядке, установленном настоящим Кодексом, суммы налоговых и денежных обязательств налогоплательщиков;

20.1.19. применять к налогоплательщикам предусмотренные законом финансовые ( штрафные) санкции (штрафы) за нарушение налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины; взимать суммы недоимки по уплате единого взноса; взимать суммы просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальным обществом города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальным обществом города) или под государственные (местные) гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, определенном настоящим Кодексом и другими законами Украины;

20.1.20. получать бесплатно необходимые сведения для ведения Единого реестра налоговых накладных, формирование информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов от налогоплательщиков, а также Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов, сборов, платежей; от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, выдавать лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, — о государственной регистрации и выдаче лицензий субъектам хозяйственной деятельности; от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц, — о гражданах, прибывших на проживание в соответствующий населенный пункт или выбывших из него; от органов государственной регистрации актов гражданского состояния — о физических лицах, которые умерли; информацию, необходимую для обеспечения регистрации и учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

20.1.21. получать безвозмездно от органов статистики данные, необходимые для использования в проведении анализа финансово — хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

20.1.22. получать от нотариусов по письменному запросу информацию о вступлении физического лица в права наследника с обязательным указанием полных данных о таком лице и данных об имуществе, полученном по праву наследования;

20.1.23. предоставлять в соответствии с законом информацию из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и Государственного реестра страхователей органам государственной власти, Пенсионному фонду Украины и органам фондов общеобязательного государственного социального страхования;

20.1.24. получать безвозмездно от органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, необходимую для осуществления полномочий контролирующих органов по обеспечению погашения налогового долга налогоплательщика. Срок предоставления информационных справок этими органами на письменные запросы контролирующих органов не может превышать пяти рабочих дней со дня получения таких запросов;

20.1.25. принимать решение об изменении основного места учета и переводе крупных налогоплательщиков на учет в контролирующие органы, осуществляющие налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов, снимать их с учета и переводить в другие контролирующие органы;

20.1.26. пользоваться информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами в соответствии с законом;

20.1.27. применять к финансовым учреждениям, которые не подали соответствующим контролирующим органам в установленный законом срок уведомления об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков или начали осуществление расходных операций по счету налогоплательщика до получения уведомления соответствующего контролирующего органа о взятии счета на учет в такого органа, финансовые (штрафные) санкции (штрафы) в установленном настоящим Кодексом размере;

20.1.28. взимать с банков и других финансовых учреждений пеню за несвоевременное выполнение ими решений суда и поручений налогоплательщиков об уплате налогов, сборов, платежей;

20.1.29. принимать решения о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о списании безнадежного налогового долга в порядке, предусмотренном законодательством;

20.1.30. обращаться в суд, в том числе подавать иски к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, по признанию Оспаривание сделок недействительными и применения определенных законодательством мер, связанных с признанием сделок недействительными, а также о взыскании в доход государства средств, полученных по ничтожным договорам;

20.1.31. обращаться в суд о приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах такого налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций по выдаче заработной платы и уплаты налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика, погашения налогового долга), в том числе при недопущении должностных лиц контролирующих органов к обследованию территорий и помещений;

20.1.32. обращаться в суд, если налогоплательщик препятствует выполнению налоговым управляющим полномочий, определенных настоящим Кодексом, о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика путем наложения ареста на ценные бумаги и/или денежные средства и другие ценности такого налогоплательщика, находящиеся в банке (кроме операций по выдачи заработной платы и уплаты налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика, погашения налогового долга), и обязательства такого налогоплательщика выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные настоящим Кодексом;

20.1.33. обращаться в суд о наложении ареста на средства и другие ценности, находящиеся в банке, налогоплательщика, имеющего налоговый долг, в случае если у такого налогоплательщика отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга;

20.1.34. обращаться в суд о взыскании денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, на сумму налогового долга или его части;

20.1.35. обращаться в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на контролирующий орган, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика;

20.1.36. обращаться в суд относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен;

20.1.37. обращаться в суд о прекращении юридического лица и прекращения физическим лицом — предпринимателем предпринимательской деятельности и/или о признании недействительными учредительных (учредительских) документов субъектов хозяйствования;

20.1.38. обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово — хозяйственных и бухгалтерских документов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

20.1.39. обращаться в суд с заявлениями о возбуждении дел о банкротстве;

20.1.40. обращаться в суд о применении санкций, связанных с запретом организации и проведения азартных игр на территории Украины;

20.1.41. составлять относительно налогоплательщиков — физических лиц и должностных лиц налогоплательщиков — юридических лиц протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом;

20.1.42. проводить анализ и осуществлять управление рисками с целью определения форм и объемов налогового и таможенного контроля;

20.1.43. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Какие лица признаются взаимозависимыми по НК РФ?

Взаимозависимыми лицами признаются кто? О том, какие субъекты попадают под данное определение, подробно поговорим в настоящей статье. Ниже будут рассмотрены условия признания лиц взаимозависимыми, последствия сделок между такими субъектами, а также многие другие смежные вопросы.

Взаимозависимые лица по НК РФ: ст. 105.1

Если особенности правоотношений между субъектами могут оказать влияние на условия и/или итоги свершаемых между ними сделок или итоги экономической деятельности таких субъектов, то названные лица признаются взаимозависимыми (п. 1 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ).

К данной категории могут быть отнесены субъекты с различным правовым статусом:

  • юрлица по отношению друг к другу;
  • физлица по отношению друг к другу;
  • юрлица и физлица по отношению друг к другу.

Общим критерием для квалификации правовых и экономических связей между субъектами как взаимозависимости выступает наличие объективной возможности у одного из таких субъектов оказывать влияние на деятельность или итоги деятельности другого субъекта из группы взаимозависимых:

  • в силу участия первого в капитале второго лица;
  • согласно условиям составленного между такими субъектами договора;
  • при наличии иного рода возможности у первого субъекта влиять на решения второго.

Прочие признаки, более детализированные, изложены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Сами по себе не выступают основаниями для выявления рассматриваемого в статье вида связи лиц такие факты:

  • возможность оказания один лицом существенного влияния на сделки в рамках конкретного рынка в связи с преимущественным положением данного лица на этом рынке (п. 4 ст. 105.1);
  • прямое или опосредованное участие в организации госструктур различного уровня (п. 5 ст. 105.1).

Данный список признаков НК РФ оставляет открытым:

  • суд правомочен признать лиц таковыми по иным основаниям, не перечисленным в названной выше норме;
  • участники сделки сами могут объявить о наличии такого рода связи между ними ввиду причин, не упомянутых в названной выше норме, если факт влияния одного из них на параметры и итоги договора очевиден.

Статья 20 НК РФ: комментарии

До обретения юридической силы законом «О внесении изменений. » от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — закон № 227-ФЗ), положениями которого и была введена в т. ч. упомянутая норма ст. 105.1 НК РФ, признаки взаимозависимости лиц регламентировались ст. 20 НК РФ.

Системный анализ этих норм показывает, что они не противоречат друг другу, однако ст. 105.1 НК РФ в большей степени детализирует и поясняет критерии отнесения лиц к группе взаимозависимых.

ВАЖНО! Положения ст. 20 НК РФ к настоящему моменту могут быть применены только в отношении сделок, учтенных по правилам гл. 25 НК РФ до 01.01.2012 (п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ).

Правомочие квалифицировать лица как взаимозависимые по прочим основаниям, не регламентированным п. 1 ст. 20 НК РФ, может быть реализовано судебным органом только в том случае, если эти основания зафиксированы в других правовых актах, а связи и особенности взаимодействия между этими субъектами объективно могут оказать влияние на итоги сделок между ними (определение КС РФ от 04.12.2003 № 441-О). Например, в случаях осуществления хозобществом сделок с заинтересованностью, которые признаны таковыми в соответствии с нормами законодательства (см. решение АС ЯНАО от 06.06.2017 по делу № А81-6264/2016) и т. д.

Как видно, данный вывод активно применяется в судпрактике по сей день, в т. ч. применительно к положениям п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

Что влечет признание лиц взаимозависимыми

Отнесение субъектов к рассматриваемой категории лиц влечет определенные налоговые последствия, общее среди которых — необходимость учета любого рода доходов, которые могли бы быть получены одним из таких субъектов, если бы сделка состоялась на общепринятых для сторонних лиц условиях, для налоговых целей (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Так, если была совершена сделка по выдаче беспроцентного займа между такими лицами, то:

  • у заемщика материальной выгоды не образуется (письма Минфина России от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149, УФНС России от 27.09.2011 № 16-15/[email protected]);
  • заимодателя возникает обязанность по учету дохода в форме неполученных процентов (письма Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778, от 25.05.2015 № 03-01-18/29936).

Также для целей налогообложения надлежит установленным образом определить собственно цену сделки (основные правила установлено пп. 2–10 ст. 105.3 НК РФ).

ВАЖНО! Перераспределение денежных масс внутри группы взаимозависимых лиц само по себе не является нарушением требований налогового законодательства РФ. Например, выдача займа между взаимозависимыми хозсубъектами из заемных средств, полученных одним из участников сделки в банке, была признана судом соответствующей НК РФ (см. постановление АС Северо-Западного округа от 01.07.2015 № А56-60966/2014).

В зависимости от того, является ли сделка контролируемой, функции по контролю цен возлагаются:

  • на ФНС России, если сделка признана контролируемой;
  • территориальные органы ФНС РФ, если сделка неконтролируемая (см. письма ФНС РФ от 16.06.2015 № ЕД-2-13/[email protected], Минфина РФ от 19.06.2015 № 03-01-18/35527).

Условия признания судом лиц взаимозависимыми

Как мы уже обозначали выше, суду предоставляется право признать субъекты взаимозависимыми в т. ч. по основаниям, не перечисленным непосредственно в НК РФ (п. 2 ст. 20, п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Для признания субъектов таковыми необходимо установить обязательное существование 2 условий:

  • наличие в законе или ином НПА формальных критериев взаимозависимости;
  • наличие связи «причина — следствие» между фактом взаимозависимости и итогами произведенных данными субъектами сделок.

Если данная совокупность фактов не будет выявлена, то лица нельзя признать взаимозависимыми по смыслу НК РФ (см. постановление 15-го ААС от 16.09.2016 по делу № А32-46378/2015). При этом суды критически оценивают именно факт экономического влияния на деятельность взаимозависимых лиц, а не наличие корпоративной общности.

  • Бремя доказывания обстоятельств, которые могут выступить основанием для признания рассматриваемого вида связи между лицами, возлагается на налоговый орган (п. 4 Обзора. утв. президиумом ВС РФ 16.02.2017).
  • Факт аффилированности лиц сам по себе не указывает на их взаимозависимость без установления возможности влияния таких лиц на условия сделок между ними и результаты предпринимательской деятельности и выступает отдельной юридической категорией. Кроме того, наличие между лицами сложных связей и неких особенностей правоотношений, не отвечающих признакам, изложенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, также не выступает причиной для признания таких лиц взаимозависимыми (например, решение АС Кемеровской обл. от 16.06.2017 № А27-5674/2016).

Итак, признаются взаимозависимыми лицами субъекты, которые в связи с особенностями установившихся между ними связей могут оказать воздействие на условия договоров и соглашений между ними и/или итоги их экономической деятельности.

НК РФ включает открытый перечень признаков, соответствие которым позволяет сделать вывод о взаимозависимости субъектов для целей налогообложения. Вместе с тем суд может признать такую зависимость между лицами и по иным основаниям, не зафиксированным в НК РФ. При этом бремя доказывания существования таких оснований возложено на налоговые органы.