Оао закон об акционерных обществах

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

Религиозные организации.

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:


Новости по теме:

Материалы по теме:

Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

Изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

01.09.2014 вступили в законную силу изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

Так, с 1 сентября 2014 г. понятие «открытое» и «закрытое» акционерное общество не применяется, появилось понятие «публичное» и «непубличное» общество.

Согласно ст.66.3 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.

Если общество является публичным, то его устав и фирменное наименование должны содержать указание на то, что оно является таковым.

Статьей 67.1 п. 5 ГК РФ введена обязанность проведения обязательного аудита для всех акционерных обществ: как публичных, так и непубличных, вне зависимости от их величины.

Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров с долей более 10% от уставного капитала.

В отношении публичных акционерных обществ, согласно ст. 97 ГК РФ действуют следующие положения:

1) Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 г. и отвечающие признакам ПАО, признаются ПАО вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

2) ПАО обязано внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что оно публичное.

3) Публично размещать акции можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что акционерное общество публичное.

4) В ПАО обязательно образуется коллегиальный орган управления (совет), число членов которого составляет не менее 5.

5) Ведение реестра и выполнение функций счетной комиссии осуществляется регистратором.

6) Не может быть ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру. Действует свободное отчуждение акций. К компетенции общего собрания акционеров не могут быть отнесены вопросы, которые к ней не относятся.

7) ПАО требуется публичное раскрытие информации.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (п. 4 ст. 100 ГК РФ).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 г., подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (п.7 ст.3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

Со дня вступления в силу Федерального закона №99-ФЗ от 05.05.2014 г. к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

Оао закон об акционерных обществах

Документ : Новый Закон “Об акционерных обществах” и рейдерство

Новый Закон “Об акционерных обществах” и рейдерство

Благодаря новшествам, вводимым в Закон об АО, появляется как масса ограничений для рейдеров, так и много возможностей для АО защищаться.

Во-первых, Закон гласит: тот, кто хочет приобрести существенное участие в АО (а это 10 и более % акций), должен письменно, за 30 дней до приобретения, известить само общество, а также Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБиФР). Более того, эту информацию следует опубликовать в официальных печатных органах (КМУ, ВР Украины, ГКЦБиФР). А если речь идет о публичном обществе (т.е. бывшем ОАО), то информацию о том, что такое-то лицо желает приобрести такой-то пакет акций, необходимо сообщить еще и биржам, у которых акции данного предприятия.

Во-вторых, если АО осуществило публичное размещение акций или в нем свыше 100 акционеров, то любое голосование по повестке дня собрания происходит исключительно бюллетенями. Причем свой бюллетень акционер должен подписать, ибо в случае отсутствия подписи его признают недействительным. Если же учесть, что: а) с помощью бюллетеней голосуются все кадровые вопросы; б) форма бюллетеня утверждается наблюдательным советом за 10 дней до собрания; в) любой бюллетень, отличающийся от официально изготовленного, признается недействительным, то подтасовать результаты такого голосования вряд ли удастся.

Не обошли законодатели вниманием и популярные в последние годы схемы захвата ЗАО посредством преимущественного права покупки акций.

Прежде чем предложить акции для продажей “на сторону”, акционер, согласно Закону о хозобществах, должен был предложить их сначала акционерам самого АО. Как рейдеры обходили это ограничение? Они проворачивали мнимую сделку: рассчитывались за акции деньгами, но оформляли договор дарения. Теперь делать так будет нельзя, т.к. вводятся существенные ограничения по процедуре купли-продажи акций. Преимущественное право покупки теперь не работает только в двух случаях — передача акций в наследство близким родственникам акционера либо получение акций юрлицом-правопреемником. У рейдера нет лазейки, как войти в ЗАО без согласия акционеров.(1)

Юридического определения терминов “рейдер” и “рейдерство” в Украине нет. Рейдерство — общее название цепочки операций, которое с помощью несовершенства законодательства позволяет получить владение над капиталом (обычно — предприятием).

При этом совершается вывод активов из владения законных собственников.

Считается, что рейдерство — сложный, высокоинтеллектуальный и высокодоходный бизнес. Люди, осуществляющие рейдерство по заказу со стороны, называются рейдерами.

Существует несколько видов рейдерства, различимых по диапазону от совершенно легальной деятельности (рейдерство как бизнес, ничем не отличающееся от других видов бизнеса) до уголовного деяния, как правило, сопровождаемого целым комплексом преступлений — от коррупции до физического насилия.

Первый и самый безобидный вид украинского рейдерства на Западе вообще рейдерством не считается. Часто применяемый миноритарием корпоративный шантаж собственника с целью более дорогой продажи своих акций именуется на Западе гринмейлом и отделяется от рейдерства как такового, поскольку считается, что целью рейдера является не получение прибыли от перепродажи акций, а установление полного контроля над бизнесом.

Однако в Украине зачастую бывает невозможно различить цель, преследуемую рейдерами, тем более, что она может меняться. Приобретая миноритарный пакет, рейдеры, как правило, зарятся на весь бизнес, но если атака по каким-либо причинам срывается, они могут удовлетвориться получением прибыли от перепродажи мажоритарию втридорога приобретенного пакета акций, ликвидировав, таким образом, базу конфликта.

Второй вид — “белое рейдерство”. Действия исключительно законные, с использованием оставленных законодателем “дыр”, — организованная скупка акций или долгов предприятия, попытка временно ухудшить его экономическое и финансовое положение, удешевив его акции, поиски недостатков в уставе и т.д.

Третий вид — “серое рейдерство”. Это уже балансирование на грани закона, однако, как правило, эта грань переступается: характерно использование фальсифицированных документов, двойного реестра, незаконного собрания акционеров. Естественно, здесь есть простор и для коррумпированных действий судей.

Четвертый вид — “черное рейдерство” — идет рука об руку с бандитизмом. Здесь тоже используются фальсифицированные документы и прочие методы “серого рейдерства”, но значительно больше внимания уделяется коррумпированию чиновников разного рода администраций, министерств, представителей правоохранительных органов, судей. Фактически, коррупция — питательная среда и базис “черного рейдерства”.

Однако, помимо использования коррупционных незаконных и неправосудных решений, “черное рейдерство” применяет и физическое насилие с целью реального воплощения этих решений в жизнь.

Следует отметить, что в Украине грань между “белыми”, “серыми” и “черными” рейдерами предельно размыта.

Поможет ли новый Закон бороться с рейдерами?

Результаты аналитического исследования, проведенного ООО “Центр исследования корпоративных отношений” с 12 по 18 июня 2008 года (представленные на пресс-конференции в Киеве — http://e-news.com. ua/show/153173.html), показали: 70% граждан Украины считают, что “рейдерство невозможно без поддержки судов, прокуратуры, милиции”. По мнению участников исследования, “рейдерство не существует как отдельный процесс, в получении контроля над предприятием или собственностью задействован весь необходимый спектр поддержки начиная от административного давления (в том числе и с привлечением правоохранительных органов) и заканчивая “нужными” решениями в судах.

Теперь же все АО в течение 5 лет будут обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями нового Закона. Исключение — ЗАО, существовавшие до момента вступления нового Закона в силу. Согласно этому Закону частные АО могут осуществлять только частное размещение акций, а количественный состав акционеров в таких обществах не может превышать 100 акционеров. Закон не снижает требование к кворуму общего собрания акционеров. В соответствии с Законом кворум для проведения общего собрания акционеров должен составлять не менее 60% акционеров, владеющих акциями с правом голоса, хотя ранее предполагалось, что он будет снижен до 50%.

Закон наделяет наблюдательный совет правом отстранить главу исполнительного органа от исполнения полномочий и назначить временно исполняющего обязанности. Наблюдательный совет также получил право избирать и отзывать членов исполнительного органа и устанавливать размер их вознаграждения. За наблюдательным советом остаются полномочия по порядку и срокам выплат дивидендов, а также по рассылке акционерам предложений о покупке акций.

Можно в данной статье долго перечислять новшества Закона и делать сравнительный анализ с предыдущими нормами. Но главный вопрос, на который стоит ответить, — что из этих новшеств защитит предприятия от рейдерских захватов любого вида? Конечно, есть еще недостатки в судебной системе и исполнительного производства, и этими дырами или пятнами в законодательстве рейдеры воспользуются со временем. Но, возможно, сделать им это будет труднее? Ведь изменения в законодательстве учитывают основные схемы захвата.

Во-первых, Закон исключает возможность блокирования реализации решений, принятых на общем собрании акционеров, при помощи исков миноритариев. Согласно ст. 68 Закона об АО миноритарный акционер, не согласный с решением (в случае с публичным АО принимается при наличии кворума — 60% акционеров), вправе требовать от учредителей приобретения его акции по рыночной цене и только в случае отказа — обращаться в суд.

Во-вторых, ст.ст. 59, 61, 62 Закона об АО исключают назначение председателя и членов правления компаний на основании судебных решений. То есть финансово-промышленные группы, претендующие на контроль над компанией, обречены искать компромиссы.

В-третьих, сложнее будет сменить руководство АО на основании решения альтернативного собрания акционеров — новый Закон предписывает проводить собрания обязательно по месту нахождения АО. Также документ исчерпывающе детализирует процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров, фиксации принятых решений и т. д.

В-четвертых, Закон четко регламентирует порядок реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций дополнительной эмиссии, исключая искусственное размывание доли одного акционера в интересах другого. Кроме того, лица, намеревающиеся приобрести более 10 % акций компании, обязываются за 30 дней до предполагаемой покупки и в письменной форме уведомлять об этом собственников АО, руководство биржи (если акции котируются), а также ГКЦБиФР.

В-пятых, Закон об АО защищает учредителей предприятий от недобросовестного менеджмента: целый раздел документа посвящен описанию правовых механизмов, позволяющих акционерам контролировать все сделки компании, теоретически делая невозможным незаконный вывод средств предприятия через связанных лиц. Как верно подметил Андрей Бережанский в своей статье, “новый закон заставит рейдеров захватывать предприятия по правилам”(2). И, следует полагать, будут невозможны такие ситуации (или маловероятны) в виде случившейся 22.02.2006 г., когда представители одной из ФПГ, вооруженные решением Соломенского райсуда г. Киева, штурмовали ОАО “Черниговоблэнерго” с целью поставить на предприятии свой менеджмент. Нечто подобное происходило в феврале 2005-го на Прикарпатье и в “Полтаваоблэнерго”, с той лишь разницей, что там правление меняли на основании решения не Соломенского, а Дарницкого райсуда столицы. А также исключаются судебные решения наподобие того, которое принял 08.04.2008 г. Верховный Суд Украины, удовлетворив иск 000 “Бизнес-Инвест”, владеющего 0,00655% акций ОАО “Днепроэнерго”, и отменив результаты прошлогоднего собрания акционеров.

Закон снабжен, как мы видим, целым рядом механизмов защиты от рейдерства. Однако достаточно ли одного закона для такой реальной защиты? Или тут важна работа дополнительная с правоохранительными и судебными органами? Страх перед весомым наказанием? Будут ли фактически работать эти нормы — покажет практика. Непременно будут возникать коллизии.

Как их решать на практике — научат высшие судебные органы. А пока все — в надежде на лучшее!

1) По материалам журнала “Акционерный вестник Украины” от 01.10.2008 г. — “Закон об АО десять лет спустя”, (http://vestnikao.com.ua/publ/4-l-0-94).

2) Андрей Бережанский. “Общество в законе” (http://kontrakty.ua/content/view/5505/39/).

Список использованных нормативно-правовых актов

Закон об АО — Закон Украины от 17.09.2008 г. № 514-VI “Об акционерных обществах”

Закон о хозобществах — Закон Украины от 19.09.1991 г. № 1576-ХП “О хозяйственных обществах”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 5-6 (683-684),
02 февраля 2009 г.
Подписной индекс 40783

Об акционерных обществах

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II
ОСНОВАНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел III
КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел IV
ЦЕННЫЕ БУМАГИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел V
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АКЦИОНЕРОВ

Раздел VI
ДИВИДЕНДЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел VII
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел VIII
Наблюдательный совет акционерного общества

Раздел IX
Исполнительного органа акционерного общества

Раздел X
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел XI
ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО И КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел XII
ВЫКУП И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ВЫКУП акционерным обществом размещенных им ценных бумаг

Раздел XIII
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ И СДЕЛКИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Раздел XIV
ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Раздел XV
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ

Глава XVI
Выделите И ПРЕКРАЩЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Новая редакция Закона об акционерных обществах

Александр Молотников
Начальник отдела корпоративного управления
ОАО ФПК «Славянка», г. Владимир

С первого января 2002 г. вступили в действие поправки к Закону «Об акционерных обществах». В связи с этим в текущем году всем отечественным акционерным компаниям придется не только приводить свои Уставы в соответствие с новыми положениями Закона, но и существенно корректировать линию поведения во взаимоотношениях как с акционерами, так и со своими партнерами.

Старая редакция Закона «Об акционерных обществах» (далее Закон) уже давно вызывала нарекания со стороны рядовых акционеров, работников судебных органов и даже топ-менеджеров отечественных предприятий. Многим положениям Закона были присущи неясность и размытость формулировок, что зачастую приводило к юридическим казусам. В частности, ни одна статья Закона не определяла, что членом Совета директоров может быть только физическое лицо. Поэтому во многих компаниях в Совет директоров входили юридические лица (ООО, ЗАО и т.д.) — ситуация абсолютно недопустимая даже с точки зрения элементарной логики.

Другие положения Закона позволяли основным акционерам компании всячески ущемлять права миноритариев. В качестве примера можно привести пресловутую консолидацию акций, когда у мелких акционеров фактически изымались принадлежащие им акции.

Разумеется, негативные черты Закона не были обусловлены злым умыслом или некомпетентностью его разработчиков. Дело в том, что задачи, стоящие перед отечественной экономикой в настоящее время, существенно отличаются от проблем, волновавших Россию в начале 90-х гг. Если тогда основной целью было плавное перераспределение активов из государственной собственности в частную, то сейчас — наиболее эффективное управление полученной собственностью. Таким образом, изменившаяся экономическая ситуация потребовала и корректировки действующих нормативных актов, в том числе и Закона «Об акционерных обществах».

Уже сейчас очевидно, что одним из последствий принятия поправок к этому Закону будет массовое изменение Уставов акционерных обществ. Скорее всего многие крупные акционеры, прикрываясь требованиями законодательства, постараются наряду с обязательными поправками к Уставам провести через годовые собрания и ряд изменений, ограничивающих права миноритарных акционеров. При этом рядовые владельцы акций, считая, что изменения в их правовом статусе происходят на основании закона, будут покорно голосовать за весь комплекс поправок. Именно поэтому, прежде чем принимать поправки в Устав, необходимо внимательно сравнить их содержание с текстом новой редакции Закона «Об акционерных обществах».

Перейдем к наиболее значимым поправкам к закону.

1. Открытым акционерным обществам запрещено устанавливать преимущественное право компании или акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционером общества. Иными словами, если один из акционеров компании захочет продать принадлежащие ему акции, а в Уставе ОАО сказано, что эти акции сначала должны быть предложены другим акционерам, то подобное ограничение прав считается незаконным. Следовательно, акционер может продать акции любому лицу, не сообщая об этом ни обществу, ни другим владельцам акций.

Если в настоящий момент в Уставе ОАО есть подобное условие об ограничении прав акционеров, оно должно быть в обязательном порядке из него исключено.

2. Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в т.ч. заимствованные из иностранных языков. Таким образом, «ставится крест» на компаниях, в названии которых фигурируют красивые иностранные слова (как правило, англоязычные). Разумеется, никто не лишал предприятие права одновременно именовать себя и на русском, и, например, на английском языках, однако включать в русское название чуждые термины теперь недопустимо. А ведь иногда доходило до смешного: предприятие называли ОАО «Форматика Limited», сочетая при этом взаимоисключающие понятия, т.к. Limited в англосаксонской системе права является эквивалентом нашего ООО.

При несоответствии названия акционерного общества указанным условиям необходимо переименовывать компанию, внося соответствующие изменения в Устав.

Обратимся теперь к тем положениям, которые касаются учреждения, реорганизации и ликвидации общества.

3. Для внесения в Устав изменений, связанных с филиалами и представительствами общества, теперь требуется только решение Совета директоров. Как известно, создание филиалов и открытие представительств акционерных обществ, а также их ликвидация входят в компетенцию Совета директоров. В то же время Устав компании должен содержать сведения о всех филиалах и представительствах общества. Согласно старому Закону, внесение изменений в Устав осуществлялось на основании решения общего собрания акционеров. Нетрудно заметить, что подобное положение существенно тормозило налаживание партнерских связей между предприятиями различных регионов, значительно снижая эффективность решения о создании филиала.

В Уставе общества желательно закрепить данное основание изменения Устава.

4. Важным новшеством в сфере защиты прав акционеров стала возможность для любого акционера реорганизуемого общества, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения либо выделения. Приобретенные ценные бумаги должны наделять акционера теми же правами, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Приведенная норма была принята в связи с распространенной практикой вывода активов из хозяйственных обществ. В частности, в ходе разделения акционерного общества образовывалось два юридических лица. На балансе одного из лиц аккумулировались наиболее ценные активы первоначальной компании. Баланс же второго лица мог похвастаться только неликвидным имуществом и долгами, переведенными с реорганизованного предприятия. Несложно догадаться, что основные акционеры получали практически все акции первого общества, миноритариям же приходилось довольствоваться акциями неплатежеспособного предприятия.

Что касается уставного капитала общества, акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, а также чистых активов общества, то и тут не обошлось без нововведений.

5. В гражданско-правовой оборот введено понятие дробных акций. Пожалуй, это наиболее существенная поправка к закону об АО. Причины появления данной правовой конструкции очевидны: злоупотребления крупных акционеров в ходе проведения консолидации акций, характеризующейся обменом нескольких старых акций компании на одну новую. Результатом подобной процедуры могло стать исключение из числа акционеров даже тех лиц, которым принадлежит 49% голосующих акций общества.

Согласно принятым поправкам дробные акции образуются в следующих случаях:

· осуществление преимущественного права на приобретение дополнительных акций;
· реализация преимущественного права на приобретение акций, продаваемых в закрытом акционерном обществе;
· консолидация акций.

Дробная акция наделяет своего владельца частью прав, предоставляемых целой акцией (сюда входит и участие с правом голоса в общем собрании акционеров, и получение дивидендов).

Отличительная особенность дробных акций в том, что они обращаются наряду с целыми акциями. При этом дробные акции могут суммироваться. Это значит, что если лицо, владея пятью с половиной акциями компании, купит еще две с половиной акции этого же общества, оно становится собственником восьми полноценных акций.

Всем заинтересованным лицам (особенно крупным акционерам) придется исключить консолидацию акций из набора средств корпоративной борьбы с неугодными акционерами.

6. С введением поправок к закону об акционерных обществах изменился порядок уменьшения уставного капитала предприятия. В частности, государственная регистрация изменений в Уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется строго при наличии доказательств уведомления кредиторов. Данное условие призвано предотвратить уменьшение уставного капитала компании вопреки воле ее кредиторов.

7. Важное нововведение, обеспечивающее защиту прав акционеров — норма, устанавливающая соответствующий срок на выплату дивидендов — 60 дней со дня принятия решения об их начислении. Несмотря на то, что Устав общества или общее собрание могут устанавливать иные сроки, внесенная поправка придает данному вопросу гораздо большую определенность.

8. Следующая поправка скорее всего затронет подавляющее большинство отечественных АО. Дело в том, что теперь акционерные общества, число акционеров которых превышает 50, обязаны передать реестры акционеров специализированным организациям, осуществляющим деятельность по ведению реестра. Принятие данного положения было вызвано частыми нарушениями прав рядовых акционеров со стороны самого общества, ведущего свой реестр самостоятельно. Имели место случаи, когда лицам, купившим акции компании, безосновательно отказывали во внесении соответствующей записи в реестр акционеров. В то же время если реестр акционеров ведет независимый регистратор, уровень корпоративных нарушений значительно снижается.

Акционерным обществам, имеющим более 50 акционеров, до 1 июля 2002 г. следует заключить договоры на ведение реестра с соответствующими организациями, имеющими государственную лицензию. Необходимо помнить, что с 2002 г. утверждение регистратора общества и условий договора с ним входит в компетенцию Совета директоров акционерного общества.

Было внесено и несколько изменений в главу закона, касающуюся общего собрания акционеров.

9. Разрешена ситуация с проведением общего собрания акционеров компаний, все голосующие акции которых принадлежат одному лицу. Прежде из-за отсутствия определенности по этому вопросу такому лицу приходилось оформлять принятое им решение протоколом общего собрания акционеров с обязательным указанием граф «за», «против», «воздержалось» (интересно было бы посмотреть на акционера, который по одному вопросу голосует частью своих акций «за», а другой частью — «против»). Теперь акционер оформляет не протокол, а решение, содержащее суть принятых к рассмотрению вопросов.

Обществу с одним акционером целесообразно внести изменения в Устав, которые бы касались особого порядка управления компанией. Например о неприменении порядка и сроков подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, составление решения акционера вместо протокола и т.д.

10. Установлен срок, в течение которого акционер может обжаловать в суде решение общего собрания акционеров — шесть месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Эта статья призвана обезопасить акционерные общества от исков недобросовестных акционеров, сознательно желающих осложнить работу общества, оспаривая решения, принятые несколько лет назад.

11. Важные изменения коснулись и процедуры внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров. В частности, акционеры, владеющие в совокупности более 2% голосующих акций общества, могут внести в повестку дня годового собрания любое количество вопросов (ранее они могли предложить не более двух вопросов). Кроме того, новый Закон предусматривает уменьшении вероятности срыва общего собрания из-за того, что акционеры не выдвинули необходимое число кандидатур в выборные органы компании или просто не сделали предложений в повестку дня собрания. В этом случае Совет директоров вправе самостоятельно и выдвинуть кандидатов, и внести соответствующие вопросы в повестку дня.

12. Поправками к Закону «Об акционерных обществах» изменен срок проведения акционерного собрания. Если внеочередное собрание созывается по требованию акционера, ревизионной комиссии или аудитора, то оно в обязательном порядке проводится в течение 40 дней с момента представления подобного требования.

13. Если акционерное общество имеет более 500 акционеров, функции счетной комиссии выполняет регистратор общества. Данное новшество, по замыслу законодателя, должно пресечь махинации, связанные с регистрацией участников общего собрания акционеров, подведением итогов собраний.

Акционерные общества в обязательном порядке должны допустить своего регистратора к исполнению им обязанностей счетной комиссии. Если же подведение итогов общего собрания акционеров будет осуществлять старый состав счетной комиссии, то решение, принятое на таком собрании, будет незаконным.

Поговорим теперь о Совете директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительном органе общества.

14. Внесены поправки в части срока полномочий Совета директоров. Ранее возникало много вопросов в связи с тем, что по старому Закону этот орган управления избирался на один год. В то же время годовое собрание акционеров, на котором Совет директоров и формируется, не всегда проходит ровно через год после предыдущего. Возникал логичный вопрос: кто исполняет функции Совета директоров на промежуточном этапе? Теперь это недоразумение разрешено: Совет директоров функционирует до следующего годового общего собрания акционеров.

15. Следующие поправки касаются состава Совета директоров. Теперь члены коллегиального исполнительного органа общества (правление, дирекция) не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Это снизит взаимозависимость этих двух управленческих органов. В то же время четко определено, что членом Совета директоров может быть только физическое лицо.

Тем акционерным обществам, где число членов коллегиального исполнительного органа превышает одну четвертую состава Совета директоров, есть смысл задуматься о целесообразности функционирования в компании такого исполнительного органа. Возможно, чтобы не подыскивать новые кандидатуры в состав Совета директоров, надо будет просто изменить управленческую структуру общества, исключив из нее коллегиальный исполнительный орган.

Крупные сделки общества также не остались без внимания законодателя.

16. Определен круг сделок, связанных с возможностью отчуждения имущества, которые могут быть причислены к разряду крупных: заем, кредит, залог, поручительство.

17. Более четко регламентируются процедурные моменты: в решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся ее сторонами, выгодоприобретателями, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. Такой порядок позволит точно установить, решение об одобрении какой именно крупной сделки принималось в прошлом.

18. Специально оговаривается, что положения о крупных сделках не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Указанная норма избавляет такие компании от соблюдения лишних формальностей.

Необходимо особо подчеркнуть, что данная норма не распространяется на крупную сделку, совершаемую стопроцентной «дочкой», если только ее единоличный акционер не является еще и управляющей компанией.

19. По смыслу предыдущей редакции Закона было неясно: следует ли лицу, которое приобрело более 30% обыкновенных акций общества с числом акционеров менее тысячи, извещать акционеров о такой сделке. Судебная практика была чрезвычайно противоречива и не могла помочь в данном вопросе. В настоящее время сняты все спорные вопросы: указанное положение распространяется только на акционерные общества с числом акционеров более тысячи.

Обратимся теперь к учету и отчетности, документам общества, информации об обществе.

20. Изменилось количество голосующих акций, которые должны принадлежать акционеру, необходимое для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа. Теперь для этого нужно владеть не менее 25% голосующих акций (раньше было 10%).

Данная норма осложнит миноритарным акционерам доступ к указанным документам общества. Для преодоления указанной ограничительной цифры акционерам придется объединяться и подавать совместные запросы, чтобы совокупное количество принадлежащих им акций превышало 25%.

Как мы увидели, принятые поправки к Закону говорят о стремлении законодателей упорядочить корпоративные отношения в отечественных компаниях, снизить уровень нарушений прав миноритарных акционеров. При положительном результате этих процессов можно рассчитывать на повышение уровня инвестиций в российскую экономику, особенно со стороны иностранных компаний. При отрицательном же придется вносить новые поправки в Закон об акционерных обществах.