Оформление права собственности на землю рф

Регистрация права собственности на земельный участок

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права собственности на земельный участок (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Регистрация права собственности на земельный участок

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Регистрация права собственности на земельный участок

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Регистрация права собственности на земельный участок

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Переоформление земли в Ялте и на ЮБК.

Переоформление собственности и особенно переоформление земли, вызывает большой интерес, как у жителей Крыма, так и у иностранных граждан.

Длительная практика по переоформлению земли в г. Ялта и на всем ЮБК, показала, что не всегда собственники земельного участка хорошо понимают объем действий, которые необходимо выполнить для переоформления своего права собственности, как при отчуждении собственности, так и при ее переоформлении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более подробно на вопросах переоформления земельного участка мы остановимся в другой статье. Сейчас хотелось бы сказать о наиболее общих вопросах.

Право собственности на землю регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Вопросы переоформления права собственности на земельный участок регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право собственности на землю переоформляется путем заключения сделок – купли-продажи и дарения.

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ эти сделки должны быть засвидетельствованы нотариально и право нового собственника должно быть зарегистрировано. Именно с момента государственной регистрации права приобретатель по любому договору становится собственником земельного участка.

Для подготовки сделки по переоформлению земли в Крыму лучше сначала обратиться к опытному юристу, который поможет подготовить необходимые документы для сделки и, если Вы проживаете далеко от Крыма или являетесь иностранцем, может по доверенности от Вас заключить договор, выступая при этом как от имени продавца или дарителя, так и от имени покупателя или одаряемого.

Переоформление земли в Крыму в ближайшее время будет иметь некоторые особенности, связанные с переходным периодом.

По каждому конкретному вопросу наши юристы смогут оказать Вам правовую помощь, для этого нужно предоставить нашим юристам ксерокопии или сканкопии правоустанавливающего документа и в личной беседе рассказать, что именно Вы хотите переоформить.

Регистрация права на земельный участок в госреестре прав на недвижимое имущество. Порядок 2018

В 2018 г. зарегистрировать собственность или другие права (аренду, сервитут, суперфиций, эмфитевзис и т.д.) на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество, или у нотариуса. Именно после регистрации в госреестре прав на недвижимое имущество возникает, изменяется или прекращается соответствующее право.

Для справки. Правила регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, определены, в частности Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1127, вступившим в силу с 01.01.2016 г.

Если вспомнить, то до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.

Сегодня же, после включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госгеокадастра выписки из ГЗК, необходимо обратиться в местный ЦНАП или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок. В ЦНАП можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитут, суперфиций, эмфитевзис, обременения на недвижимое имущество и тому подобное. Самым распространенным случаем обычно является именно регистрация права собственности на земельный участок, пошаговый порядок с образцами документов которой мы и рассмотрим ниже.

Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок

1. Сначала необходимо определиться с удобным для Вас центром предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусом, к которым можно обратиться по вопросу регистрации прав. Адреса местных ЦНАПов, которым следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти, в частности в интернете. В ЦНАПе вы оплачиваете только административный сбор, однако там могут быть очереди. У нотариуса наоборот — дороже (админсбор + услуги нотариуса), но все удобно и без очередей.

2. Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный ЦНАП или нотариусу, который будет включать:

  • извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
  • копию и оригинал паспорта заявителя;
  • копию и оригинал идентификационного номера;
  • подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера минимальной заработной платы, по состоянию на 2018 гг. — это 170 грн.);
  • документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
  • доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
  • оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.

Заявление о регистрации права печатается госрегистратором или нотариусом и подписывается заявителем на месте.

Важно также то, что выписку из Государственного земельного кадастра (ГЗК) не нужно подавать в случае, когда документы, которые являются основанием возникновения, перехода или прекращения права собственности или иных прав, содержат в себе информацию о кадастровом номере.

С некоторыми случаями присвоения кадастрового номера земельному участку можно ознакомиться в разделе техническая документация по установлению границ земельного участка.

3. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней (не календарных!). По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права.

Следует также отметить, что Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24х и 2х часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.

После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).

Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:

  • выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
  • свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госземагентства или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).

Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо таких документов можно получить выписку и информационную справку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе и самостоятельно через Кабинет электронных сервисов Минюста.

Предложения по регистрации права на земельный участок от нашей компании

Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для регистрации прав на земельный участок в Государственном реестре прав.

Что бы заказать услугу по регистрации права на земельный участок у нас, позвоните по номеру 044 232 8910.

Государственная регистрация права собственности на землю

29.03.2016 3031 0 1

Земельным законодательством предусмотрено, что право собственности на земельный участок возникает с момента регистрации этого права (ст. 125 ЗК). Как осуществляется такая процедура и какие документы следует подавать для регистрации земли, рассмотрим в данной консультации.

Куда обращаться для регистрации

Право собственности на землю подлежит регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом № 1952.

За регистрацией следует обращаться к субъектам госрегистрации прав, наделенным соответствующими полномочиями, или нотариусам. Нотариусы наделены полномочиями госрегистраторов прав на недвижимое имущество и могут регистрировать права без осуществления нотариальных действий относительно такого имущества (п. 1 ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 834).

Субъектами госрегистрации прав являются (ст. 6 Закона № 1952):

  • органы госрегистрации прав, созданные Минюстом (до момента принятия КМУ решения о прекращении ими своих полномочий, но не позднее 30 апреля 2016 года);
  • исполнительные органы местных советов, Киевской, Севастопольской горгосадминистраций (в случае принятия местным советом решения об осуществлении полномочий в сфере госрегистрации прав);
  • аккредитованные субъекты (юридические лица, состоящие в трудовых отношениях не менее чем с тремя госрегистраторами).

Регистрация права собственности на земельный участок проводится любым госрегистратором независимо от местонахождения такого участка в пределах области.

Если право собственности на земельный участок возникает в результате совершения нотариальных действий (например, при купле-продаже, дарении земельного участка или его наследовании), то госрегистрацию права собственности осуществляет нотариус. Нотариусы регистрируют право собственности на землю независимо от местонахождения земельного участка (ч. 5 ст. 3 Закона № 1952).

Какие документы необходимы для регистрации

Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку (ч. 5 ст. 18 Закона № 1952). Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).

Перечень документов, которые подаются вместе с заявлением для регистрации права собственности, определен Постановлением № 1127. Информацию о необходимых документах заявителю обязан предоставить госрегистратор (ч. 2 ст. 18 Закона № 1952).

Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:

  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок в порядке его отвода из земель государственной и коммунальной собственности – решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка и предоставлении его в собственность или об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка (в случае подготовки лотов к проведению земельных торгов) (п. 45 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на земельный участок, который зарегистрирован до 01.01.13 г., в связи с утратой, повреждением государственного акта на право собственности или права постоянного пользования – копия утраченного или поврежденного госакта и объявление об утрате документа в печатных СМИ по месту размещения земельного участка (п. 50 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок путем разделения или объединения участков – документ, удостоверяющий право собственности на участок до его разделения или объ- единения, извлечение из Госземкадастра о вновь сформированном земельном участке, письменное согласие всех совладельцев (если раздел или объединение касается участка, находящегося в общей собственности) (п. 51 Порядка № 1127);
  • если право собственности приобретается в связи с выполнением условий сделки – документ, подтверждающий факт выполнения соответствующих условий сделки (п. 53 Порядка № 1127);
  • если в документах отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка – извлечение из Госземкадастра о таком участке (п. 55 Порядка № 1127);
  • документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора (либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты такого сбора).

Заявление о госрегистрации права собственности и оригиналы необходимых документов подаются в бумажной или электронной форме. Во время принятия письменного заявления госрегистратор (нотариус) обязательно изготовляет электронные копии поданных документов путем сканирования (ст. 16 Закона № 1952).

После получения документов госрегистратор устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, в частности проверяет соблюдение формы сделки, полномочия лица, подавшего документы, наличие обременений на земельный участок и т. п. (ч. 3 ст. 10 Закона № 1952).

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов госрегистратор принимает решение о регистрации права собственности на землю или об отказе в такой регистрации (ст. 11, 18 Закона № 1952). После внесения сведений в Государственный реестр прав с помощью программных средств он формирует информацию, которая размещается на веб-портале Минюста для доступа к ней заявителя в целях просмотра, загрузки и печати (п. 22 Порядка № 1127). Такая информация может предоставляться по желанию заявителя и в бумажной форме. Заметим, что обе формы (и электронная, и бумажная) имеют одинаковую юридическую силу (ст. 21 Закона № 1952).

В какие сроки проводится регистрация

Госрегистрация права собственности на земельный участок проводится в срок не более 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952). Возможна также сокращенная процедура регистрации, правда, за срочность размер административного сбора гораздо выше (подробнее об этом см. ниже).

Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.

Следует отметить, что в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона № 1952, рассмотрение заявления о регистрации права собственности может быть приостановлено. Если в течение 30 рабочих дней с момента принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления заявитель не выполнит требования регистратора, последний принимает решение об отказе в регистрации права собственности.

Сколько стоит регистрация?

Как уже было отмечено выше, за регистрацию права собственности взимается административный сбор, размер которого зависит от сроков осуществления регистрации (ст. 34 Закона № 1952). Так, если регистрация проводится в срок:

  • до 5 рабочих дней – сбор составляет 0,1 МЗП;
  • 2 рабочих дня – 1 МЗП;
  • 24 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 2 МЗП;
  • 2 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 5 МЗП.

Административный сбор рассчитывается от МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения государственной регистрации прав, и округляется до ближайших 10 грн.

Следует отметить, что в случае отказа в регистрации прав или отзыва заявления административный сбор не возвращается. Некоторые категории граждан, указанные в ч. 4 ст. 34 Закона № 1952 (например, инвалиды I и II групп), а также лица, определенные решениями местных советов, исполнительные органы которых выполняют функции субъектов госрегистрации прав, освобождены от уплаты админсбора.

Оформление права собственности на землю рф

Информ-бюро

Юридические практики

Наши партнеры

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека — полезная информация

Всем хорошо известно, что земля практически всегда была и есть одним из наиболее интересных объектов недвижимости в Украине. К тому же специалисты рынка твердят, что земля, особенно сельскохозяйственного назначения, – один из наиболее значимых стратегических ресурсов Украины, привлекающий как отечественных, так и иностранных инвесторов.

В последнее время наблюдается особо повышенное внимание к вопросам, касающимся земли. Это связано с тем, что в земельном законодательстве Украины произошли значительные изменения, что, в свою очередь, привлекло дополнительное внимание как собственников земли, так и тех, кто только намеревается таковыми стать, а также риэлторов, землеустроителей и, конечно же, юристов.

Так, с 1 января 2013 года начала действовать реформа государственной регистрации прав на недвижимость и их отягощений, непосредственно коснувшаяся и земельного сектора Украины. Были введены совершенно новые правила регистрации земельных участков, а также оформления прав на них.

Кроме этого, с 1 января текущего года впервые в истории страны появилась публичная база данных земли – Публичная кадастровая карта Украины.

Способы приобретения права собственности на землю

Объектом права собственности на землю является земельный участок, что являет собой часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами.

Порядок приобретения в собственность земли в большей мере прямо зависит от субъекта такого права. Действующее законодательство Украины выделяет следующих субъектов права собственности на землю:

• граждане и юридические лица – на земли частной собственности;

• территориальные общины, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, – на земли коммунальной собственности;

• государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, – на земли государственной собственности.

В данной статье речь пойдет непосредственно о субъектах частной собственности на землю.

В Основном Законе Украины закреплено, что право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами исключительно в соответствии с законом.

Способы приобретения права собственности на землю остались низменными и урегулированы Земельным кодексом Украины (далее – ЗК). Так, согласно нормам ст. 81 ЗК граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование; г) принятия наследства; г) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности, в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности; в) принятия наследства.

Согласно ст. 82 ЗК юридические лица (основанные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) вправе приобрести в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал; в) принятия наследства; г) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

Что касается иностранных юридических лиц, то они могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине; б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

В случаях наличия спора, помимо перечисленных выше способов, земля также может перейти в собственность на основании решения суда, вступившего в законную силу.

С 1 января 2013 года были введены совершенно новые правила регистрации земельных участков, а также оформления прав на них, а также впервые в истории страны появилась публичная база данных земли – Публичная кадастровая карта Украины. При этом способы приобретения права собственности на землю остались низменными и урегулированы Земельным кодексом Украины

Государственная регистрация земли и права собственности на нее

Как уже было упомянуто выше, земельная реформа 2013 года существенно изменила порядок регистрации права собственности на землю.

Вместо существовавшего ранее Государственного реестра земель (вело Государственное агентство земельных ресурсов Украины и его территориальные органы) был введен Государственный земельный кадастр (ведет Государственное агентство земельных ресурсов Украины и его территориальные органы), в котором фиксируется формирование земельных участков, а также создан Государственный реестр прав на недвижимое имущество и их отягощений (ведет Государственная регистрационная служба Украины и ее территориальные органы), содержащий информацию по оформлению прав на земельные участки.

Кроме этого, подверглись также изменению и документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Так, на смену государственных актов на право собственности на земельный участок пришли свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество и извлечение из Государственного реестра прав о зарегистрированном праве.

Получается, что ранее земля и право собственности на нее регистрировалось государственными органами земельных ресурсов с присвоением участку кадастрового номера и выдачей собственнику государственного акта на право частной собственности на землю. Но начиная с 2013 года этот порядок регистрации уже не применяется на практике.

Теперь регистрацией права собственности занимается Государственная регистрационная служба Украины и ее территориальные органы, а в отдельных случаях – нотариусы. И в подтверждение государственной регистрации права собственности выдается не государственный акт, а Свидетельство о праве собственности на землю или извлечение из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их отягощений.

Свидетельство о праве собственности на землю будут получать владельцы вновь созданных земельных участков, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 18 ЗУ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений»). Под понятием «вновь созданный» следует понимать участок, вновь сформированный и которому присвоен кадастровый номер. Статьей 791 ЗК закреплены случаи, когда осуществляется формирование нового земельного участка, а именно:

1) при отводе земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, 2) при разделении или объединении ранее сформированных земельных участков, 3) при определении границ земельных участков государственной или коммунальной собственности в процессе разграничения земель государственной и коммунальной собственности.

Надо отметить, что Свидетельство о праве собственности на землю можно получить исключительно в Государственной регистрационной службе Украины и ее структурных территориальных подразделениях.

Извлечение из Государственного реестра прав согласно действующему законодательству Украины предоставляется собственникам земельных участков в случае, если земельный участок давно сформирован и имеет кадастровый номер, а меняется только его владелец, например при заключении договора купли-продажи, дарения и т. п.

За получением извлечения из Государственного реестра прав можно обратиться с заявлением к нотариусу при осуществлении нотариального удостоверения сделки относительно земельного участка или в соответствующий территориальный орган Государственной регистрационной службы.

С внедрением указанных изменений возникло много вопросов относительно Государственных актов на землю, в частности, имеют ли они юридическую силу после 01 января 2013 года? Согласно нормам Закона Украины «О государственном земельном кадастре» с 01 января 2013 года государственные акты на право собственности на земельные участки не выдаются. Однако это не значит, что выданные ранее акты не являются действительными. Все государственные акты, выданные в установленном законодательством порядке, действуют независимо от времени их выдачи.

Впрочем, лица, имеющие на руках государственные акты на право собственности на землю, выданные до 2003 года, то есть без кадастрового номера, хотя и имеют право использовать такие земли, однако они не смогут ими распоряжаться (продать, подарить и т. д.). В данном случае, если собственник земли хочет иметь возможность полноценно распоряжаться своим земельным участком, ему необходимо получить кадастровый номер и в установленном действующим законодательством порядке зарегистрировать земельный участок и право собственности на него. И после этого получить в Государственной регистрационной службе извлечение из Государственного реестра прав.

С 2013 года регистрацией права собственности занимается Государственная регистрационная служба Украины и ее территориальные органы, а в отдельных случаях – нотариусы. И в подтверждение государственной регистрации права собственности выдается не государственный акт, а свидетельство о праве собственности на землю или извлечение из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их отягощений

Публичная кадастровая карта

Наконец-то заработала публичная кадастровая карта, в которой каждый желающий в режиме онлайн может найти земельный участок, интересующий его. Сведения о земельных участках в Украине, содержащихся в Государственном земельном кадастре, стали открытыми и опубликованы в сети Интернет на сайте Государственного агентства земельных ресурсов Украины.

За время работы публичной карты в целом можно сказать, что это прогрессивный шаг для Украины. Это, в первую очередь, способствует повышению уровня прозрачности операций с землей.

Так как публичная карта это «новый продукт» для нашей страны, то, соответственно, есть свои недочеты и недоработки, среди которых можно отметить следующее: значительное количество информации о земле не отображено в карте; аэрофотосъемка не позволяет четко увидеть границы земельных участков, а иногда она вообще неправильно привязана к тому или иному земельному участку; земельные участки накладываются один на другой и т. д.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что 2013 год ознаменовался периодом изменений и нововведений для земельного сектора Украины.

Хотя на сегодняшний день пока нельзя сказать, что практика применения нового законодательства со столь кардинальными переменами в порядке регистрации земли и права собственности на нее установилась, хочется верить, что это в целом позитивно отразится на операциях в сфере земли и упростит документооборот при работе с ней.

Отдельно также стоит отметить, что законодатель, проводя реформу государственной регистрации прав на землю, в очередной раз добавил работы специалистам, занимающимся земельными вопросами, в том числе юристам и адвокатам.