Орд статья 6

Об оперативно-розыскной деятельности
Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности

Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются:

1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, что требует проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:
— преступления, готовящихся;
— лиц, которые готовят совершение преступления;
— лиц, скрывающихся от органов досудебного расследования, следственного судьи, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
— лиц безвестно отсутствующих;
— разведывательно-подрывную деятельность спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
— реальную угрозу жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего разведывательной деятельности

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках, а также лиц, которым предоставляется разрешение на пребывание без сопровождения в контролируемых и стерильных зонах , зонах ограниченного доступа, охраняемых и критических частях таких зон аэропортов;

3) потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства;

4) наличие обобщенных материалов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, полученных в установленном законом порядке.

Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, постановлениях следователя судьи, суда, материалах правоохранительных органов, в запросах и сообщениях правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций, а также запросам полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государствам ой тайны, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в этой статье.

Орд статья 6

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

Об оперативно-розыскной деятельности

Статья 1. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачей оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности общества и государства.

Статья 2. Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность — это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств.

Статья 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Украины, настоящий Закон, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, законы Украины о прокуратуре, милиции, Службе национальной безопасности, Пограничных войсках. Управлении охраны высших должностных лиц, другие законодательные акты и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украина.

Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия с органами управления и населением.

Статья 5. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

органов внутренних дел — уголовной милицией, оперативно-режимными подразделениями мест лишения свободы;

органов национальной безопасности — разведкой, контрразведкой, военной контрразведкой, подразделениями защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, оперативно-техническим, оперативного документирования;

пограничных войск — подразделениями по оперативно-розыскной работе;

управления охраны высших должностных лиц-подразделением оперативного обеспечения охраны.

Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами не допускается.

Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности

Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются:

1) наличие достаточной информации о:

— преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;

— лицах, готовящих или совершивших преступление;

— лицах, скрывающихся от органов расследования или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

— лицах, пропавших без вести;

— разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной, военной и служебной тайне;

3) необходимость в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства.

Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, которые находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной, военной и служебной тайне.

Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мер при отсутствии оснований, предусмотренных в настоящей статье.

Статья 7. Обязанности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора, определения суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мер;

2) выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов других государств на основании договоров и соглашений;

3) своевременно информировать высшие органы государственной власти Украины об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;

4) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и разоблачения виновных;

5) обеспечивать с привлечением других подразделений безопасность сотрудников и лиц, оказывающих помощь и содействующих оперативно-розыскной деятельности, и их близких, а после возбуждения уголовного дела — также участников процесса, других лиц, принимающих участие в деле, и членов их семей.

Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 настоящего Закона оснований предоставляется право:

1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) производить контрольные закупки товаров с целью выявления фактов противоправной деятельности;

3) принимать участие в проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц;

4) истребовать, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов;

5) проводить операции по захвату вооруженных преступников, пресечению тяжких преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;

6) посещать жилые и другие помещения с согласия их собственников или жильцов для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых или лиц, в отношении которых производится проверка;

7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки либо совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, сотрудничающего с ним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности. Указанные лица не несут ответственности, если они действовали в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

9) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных работников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на началах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о готовящихся или совершенных преступлениях и угрозе безопасности общества и государства;

15) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а также с согласия лиц-принадлежащие им жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество;

16) создавать в целях конспирации предприятия, организации, использовать документы, зашифровывающие лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции, Службе национальной безопасности, Пограничных войсках, Управлении охраны высших должностных лиц Украины.

Негласное проникновение в жилые помещения, визуальное наблюдение в них, снятие информации с каналов связи, применение других технических средств получения информации и контроль телеграфно-почтовых отправлений производятся как исключительные меры с санкции Генерального прокурора Украины в случае, если другим способом невозможно добыть фактические данные для обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств.

Исключительно с целью получения разведывательной информации для обеспечения внешней безопасности Украины, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций указанные меры могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Украины.

Для выполнения отдельных поручений в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности могут привлекаться работники других подразделений.

Статья 9. Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел, национальной безопасности, пограничных войск, охраны высших должностных лиц.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Министерством внутренних дел Украины, Службой национальной безопасности Украины, Государственным комитетом по охране государственной границы Украины, Управлением охраны высших должностных лиц Украины.

На лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, скрывающееся от органов расследования или уклоняющееся от отбывания уголовного наказания, пропавшее без вести, ведется только одно оперативно-розыскное дело. Если в течение шести месяцев не установлены данные, указывающие на признаки преступления в действиях лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные меры, такое дело подлежит уничтожению.

При проверке лиц в связи с их допуском к государственной, военной и служебной тайне оперативно-розыскное дело не заводится.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод носят исключительный и временный характер и могут применяться только с санкции прокурора в отношении лица, в действиях которого есть признаки преступления и в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мер в соответствии с действующим законодательством.

При применении оперативно-розыскных мер работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства

В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные меры, не подтвердилась, Служба национальной безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Пограничные войска Украины, Управление охраны высших должностных лиц Украины обязаны восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб.

Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия.

Запрещается передавать и разглашать сведения о нераскрытых преступлениях либо такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины.

Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечить возможность выдавать данные о лице на запрос органов расследования, прокуратуры, суда. В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны.

Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены.

Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, которые в соответствии с законодательством Украины представляют государственную, военную и служебную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение этих сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны по службе или работе, подлежат ответственности согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Оперативно-розыскные меры, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с санкции прокурора с целью предотвращения тяжких преступлений, их пресечения и раскрытия, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или пропавших без вести, пресечения разведывательно-подрывной деятельности против Украины. В случае оперативной необходимости неотложного осуществления этих мер оперативно-розыскные подразделения обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору о применении и основаниях для их проведения.

Визуальное наблюдение может проводиться с целью установления данных о лице и его связях в случаях, когда имеются факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, а также случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мер в соответствии с действующим законодательством.

При применении оперативно-розыскных мер работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства

В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные меры, не подтвердилась. Служба национальной безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Пограничные войска Украины, Управление охраны высших должностных лиц Украины обязаны восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб.

Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативнорозыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия.

Запрещается передавать и разглашать сведения о нераскрытых преступлениях либо такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины.

Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечить возможность выдавать данные о лице на запрос органов расследования, прокуратуры, суда. В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны.

Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены.

Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, которые в соответствии с законодательством Украины представляют государственную, военную и служебную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение этих сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны по службе или работе, подлежат ответственности согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Оперативно-розыскные меры, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с санкции прокурора с целью предотвращения тяжких преступлений, их пресечения и раскрытия, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или пропавших без вести, пресечения разведывательно-подрывной деятельности против Украины. В случае оперативной необходимости неотложного осуществления этих мер оперативно-розыскные подразделения обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору о применении и основаниях для их проведения.

Визуальное наблюдение может проводиться с целью установления данных о лице и его связях в случаях, когда имеются факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, а также для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления.

Для получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и другие вещества, угнетающие волю или причиняющие вред здоровью людей и окружающей среде.

Статья 10. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности

Материалы оперативно-розыскной деятельности используются:

1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или проведения неотложных следственных действий;

2) для получения фактических данных, которые могут служить доказательствами в уголовном деле;

3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников и лиц, пропавших без вести;

4) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;

5) для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Статья 11. Содействие осуществлению оперативно-розыскной деятельности

Государственные органы обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключено с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины.

Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, ставшую им известной. Разглашение этой тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, в отношении которого они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом.

Статья 12. Социальная и правовая защита работников оперативных
подразделений

На работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законами Украины об этих органах.

Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы по вопросам социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности Украины, или по раскрытию тяжкого преступления, или разоблачению организованной преступной группы оперативное подразделение обязано принять специальные меры для обеспечения их безопасности-изменение данных о лице, перемена места жительства, работы и учебы, других данных в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Не несет ответственности работник оперативного подразделения, который нанес вред правам, свободам человека, интересам государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, находясь в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или профессионального риска, а также в связи с задержанием лица, в действиях которого имеются признаки преступления.

Статья 13. Социальная и правовая защита лица, привлекаемого к выполнению
задач оперативно-розыскной деятельности

Лицо, привлекаемое к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, находится под защитой государства.

Сотрудничество лица с оперативным подразделением засчитывается в его общий трудовой стаж в случае заключения с ним трудового соглашения. Если в связи с выполнением таким лицом задач оперативно-розыскной деятельности наступила его инвалидность или смерть, на него распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для работников оперативных подразделений.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, привлекаемого к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, его защита обеспечивается в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 12 настоящего Закона.

Статья 14. Надзор за соблюдением законов при проведении
оперативно-розыскной деятельности

Надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами Крымской АССР, областей, городов Киева и Севастополя.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г.Киев, 18 февраля 1992 года
N 2135-XII

Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

3 июня с. г. представители разных депутатских фракций Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел. Другой немаловажной причиной принятия нового закона депутаты называют несогласованность законодательства, которое регулирует оперативную и процессуальную деятельность, учитывая принятие нового УПК. Из-за законодательной неурегулированности согласование и санкционирование оперативно-следственных мероприятий и негласных следственных действий требует длительного времени, что негативно влияет на их результативность и эффективность.

Еще большую актуальность упомянутые вопросы приобрели со вступлением в силу законов «О Национальной полиции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и »О Государственном бюро расследований». При этом действующий закон об ОРД не отвечает в полной мере требованиям практики Европейского суда по правам человека. В итоге инициаторы считают внесение изменений в этот закон нецелесообразным и предлагают вместо этого принять новый нормативный акт.

Базовые нормы нового закона об ОРД

Абсолютно новой частью законопроекта №4778 является раздел «Определение терминов». В нем определено, что такое аудио- и видеоконтроль места и лица, что такое снятие информации с различных источников и фиксация, контроль телефонных разговоров и корреспонденции, что такое негласное сотрудничество и штатный негласный работник, а также множество других понятий. Тем самым многие элементы и методы оперативно-розыскной деятельности получают общее и специализированное определение на уровне законодательства, а не только специальных инструкций МВД или правовой литературы.

Далее положения проекта подают измененные по сравнению с действующей редакцией закона определения задач оперативно-розыскной деятельности и принципов, на которых она основывается. Так, ст. 1 действующего закона говорит о задаче ОРД как о поиске и фиксации фактических данных о противоправных деяниях с целью пресечения правонарушений, а также в интересах безопасности граждан, общества и страны. А ст. 2 законопроекта подает расширенный список, разделяя задачи ОРД на 3 группы. Кроме непосредственно поиска и фиксации данных о противоправной деятельности, к ним отнесены также получение информации о правонарушениях, которые не являются уголовными, если это способствует противодействию преступлениям, и получение информации о фактах и обстоятельствах, которые не содержат признаков уголовного правонарушения, но в соответствии с законодательством требуют проверки.

Такая формулировка фактически расширяет сферу, в которой осуществляется оперативно-розыскная деятельность, за пределы уголовного производства и может вызвать негативную реакцию общественности. Хотя пределы ОРД будут очерчены законодательством (к слову, не обязательно уголовным), и это позволит избежать незаконного вмешательства осуществляющих ее органов в сферы, прямо не касающиеся правонарушений, пока это не разрешит законодательный орган. Кроме того, это прямо связано с некоторыми задачами ОРД, такими как установление местоположения без вести пропавших лиц или анкетных данных неузнанных лиц, что не всегда связано с уголовным производством.

Перечень принципов верховенства права, законности и соблюдения прав и свобод человека, на которых строится ОРД, законопроект предлагает дополнить принципами:

  • наступательности (осуществления ОРД с целью предотвращения преступлений до их совершения или пресечения будущих возможных преступлений);
  • конспиративности (осуществления негласных мероприятий в полной тайне от тех, кто не имеет доступа к информации о их проведении по закону);
  • объединения гласных и негласных мероприятий;
  • взаимодействия с госорганами, населением, неправительственными или общественными организациями;
  • соответствия и адекватности использования оперативно-розыскных мероприятий степени общественной опасности противоправной деятельности.

Нужно отметить, что расширенные определения перечисленных принципов в проекте №4778 не приводятся, но в отдельных статьях уделяется внимание как соблюдению принципа законности, так и обеспечению прав и свобод человека. Так, в ст. 6 прямо указано, что в случае нарушения прав и свобод человека или законных интересов юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица не подтвердилась, подразделения, которые осуществляют ОРД, обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Граждане Украины имеют право обращаться по этому поводу в соответствующее подразделение и получать письменные пояснения. Обязанность по восстановлению прав и возмещению ущерба также возлагается на судей и прокуроров, которые должны этому всеми методами способствовать.

Кто и каким образом должен осуществлять ОРД

Предусматривает проект и исчерпывающий перечень оснований для проведения ОРД, а также приводит список подразделений, которым предоставляется право ею заниматься, причем он более соответствует действующему законодательству. В этот список включены СБУ, Национальная полиция Украины, Государственное бюро расследований, Государственная пограничная служба, Управление государственной охраны Украины, Государственная фискальная служба, Государственная пенитенциарная служба, разведывательный орган Министерства обороны Украины и Национальное антикоррупционное бюро Украины. При этом предлагается запретить проведение ОРД подразделениям других структур, а также общественным и частным организациям или лицам (как указано и в действующем законе).

Далее законопроект четко определяет непосредственно оперативно-розыскные мероприятия и порядок их совершения, а также требования к документальному оформлению. Так, в ст. 10 содержится перечень из 29 оперативно-розыскных мероприятий, и отдельным пунктом определено, что этот список может быть расширен только на основании закона. В ст. 11 для каждого упомянутого в проекте подразделения определены те мероприятия из перечисленных, которые он может осуществлять.

Третий раздел проекта №4778 посвящен оперативно-розыскному производству. Он включает определение стадий процесса, строки ведения оперативно-розыскных дел и их закрытия, а также правила использования полученных материалов. Нужно отметить, что в действующем законе об ОРД существенные элементы оперативно-розыскного производства хоть и были определены, но их структура была сформулирована нечетко. Новый проект вводит понятие «оперативно-розыскное производство», определяет стадии этого процесса и четко привязывает к каждой из них конкретные оперативно-розыскные мероприятия в пределах их перечня.

Другие существенные положения

Немаловажно, что в законопроекте регулируется вопрос контроля оперативно-розыскной деятельности, включая парламентский, судебный и общественный. Также отдельно выделен прокурорский надзор за соблюдением законности во время осуществления ОРД, определены субъекты такого надзора, его предмет и пределы компетенции прокуроров в данной сфере. В отличие от прокурорского, другие варианты контроля в действующем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не отражены.

Раздел 6 проекта №4778 предполагает государственный ведомственный и вневедомственный контроль. В первом случае речь идет о контроле над подразделениями со стороны их «головных» структур, а во втором – со стороны Президента Украины, ВР, Кабмина и судов (в пределах их компетенции). Парламентский контроль, согласно нормам законопроекта, должен быть реализован через отчеты перед соответствующим Комитетом ВР, которые представляют Генеральный прокурор и руководители соответствующих правоохранительных органов. Судебный контроль функционирует как через реализацию права на судебное рассмотрение и оспаривание незаконных действий и решений, так и в процессе проверки судом соблюдения законности при принятии решений о назначении следственных действий.

Общественный контроль законопроект предлагает реализовать через ежегодную отчетность руководителя территориального органа, к которому принадлежит подразделение, осуществляющее ОРД. Такие отчеты должны публиковаться на официальных веб-порталах. Кроме того, представители общественности могут быть привлечены к общему рассмотрению жалоб на действия или бездействие работников оперативных подразделений и к проверке информации о несоответствующем исполнении возложенных на них обязанностей. Такого механизма в действующем законе нет, и о его эффективности можно будет судить только после того, как проект будет реализован в виде действующего нормативного документа.

Помимо этого, законом в редакции проекта №4778 регулируются вопросы осуществления негласных следственных действий и ОРД во время уголовного производства оперативными подразделениями, оперативно-розыскного сопровождения уголовного производства, использования материалов, полученных в результате таких мероприятий.

Как видим, проект нового закон об ОРД достаточно детализирован и включает многие механизмы, которые действующему нормативному акту в этой сфере не присущи.

Человек не терпит насилия!

О деле «правосека» Дениса Гордеева, который обвиняется в убийстве офицера СБУ Виктора Мандзика, и его политической подоплеке мы рассказывали подробно: https://ord-ua.com/2017/07/10/poroshenko-protiv-kolomojskogo-sbu-protiv-ps-pravda-o-dele-cinichnih-bander/ . Президентская оговорка «циничный бандера», которая моментально стала мемом – это о нем.

Сразу после ЧП в Волновахе говорящие головы напустили тумана: «Капитан Мандзик героически погиб во время выполнения служебных обязанностей». По официальной информации, представитель СБУ в одиночку задерживал банду, которая отправляла «контрабас» в «ДНР». Но эта версия разбилась о фактические обстоятельства. Фуры с контрабандным спиртом тормозил Гордеев, а сопровождал Мандзик. И даже после трагического инцидента маршрут спирта не поменялся: контрабанда проследовала на оккупированную территорию.

После выхода публикации на «ОРД» мы получили немало разных откликов, в т.ч. от самого «циничного», с которым начали переписываться. А недавно узнали, что в Европейском суде по правам человека рассматривается его жалоба на длительность содержания под стражей без приговора – Денис Гордеев сидит 3 года и 7 месяцев.

До войны он был успешным адвокатом, имел несколько фирм, офисы в Киеве и Днепре. Поддержал Революцию достоинства, участвовал в столкновениях на Грушевского и Институтской. Весной 2014 организовывал людей внутри Днепропетровской обладминистрации, стал первым комендантом самообороны захваченной майдановцами ОГА. Затем был членом политсовета «Правого сектора», ушел на фронт добровольцем и получил в бою под Саур-Могилой ранение руки.

Нам показались интересными его мысли о реалиях украинской тюрьмы, ведь раньше адвокат Гордеев был по другую сторону правосудия.

— На что вы ссылаетесь в своей жалобе в Евросуд?

— На 5 и 6 статьи Конвенции о правах человека (Статья 5 – «Право на свободу и личную неприкосновенность», Статья 6 – «Право на справедливое судебное разбирательство», — прим.Ред). На нарушение разумных сроков рассмотрения и ненадлежащие условия содержания. Жалоба «Гордеев против Украины» принята к рассмотрению, ей присвоен номер. Вопрос только в том, когда будет вынесено решение — думаю, произойдет это гораздо быстрее, чем появится приговор по делу об убийстве Мандзика.

— На какой стадии находится рассмотрение уголовного дела?

— На той же, что и год назад — частично допрошены потерпевшие и свидетели. Не знают, что делать с моим делом, понимая, что как только начнется более активная фаза (изучение экспертиз, например), выяснится, что нет состава того преступления, что мне инкриминируется. Меня не опознает никто. Свидетели и потерпевшие не являются (хотя за неявку суд их штрафует), потому что некоторых из них не существует в природе. А других нет на территории Украины. Один потерпевший много лет в РФ, другой — в оккупированном Донецке. Ведь кроме основного эпизода (убийства офицера СБУ) мне накидали кучу нераскрытых преступлений в Курахово, в Первомайском… Там и магазин (Разбойное нападение – прим.ред), и угон автоцистерны. Насобирали «глухарей» на 30 томов.

— Вы по-прежнему не признаете свою вину в убийстве офицера СБУ?

— Я действовал по закону, и, как бы крамольно это ни звучало — если бы я действовал иначе, никакого УД не было бы. Но поскольку я задержал фуры, вызвонил представителей правоохранительных органов (и все это отражено в материалах УД), события пошли по трагическому сценарию. Я не смог предугадать неадекватную реакцию вооруженного человека, который свою принадлежность к правоохранительным органам не подтвердил (напомним, Гордеев выстрелил в офицера СБУ из его же оружия, предварительно сделав выстрел в воздух – прим.Ред).

— В чем состоит главное нарушение прав человека в тюрьме?

— 80 процентов тех, кто находится в тюрьме, можно было бы не сажать вовсе. Чем дольше я сижу, тем больше в этом убеждаюсь. У нас на этаже — умирающий от рака человек. Онкологию обнаружили у него уже в тюрьме, но не выпускают. Седьмой год сидит без приговора.

Или вот — здесь же, в СИЗО г. Днепр, есть человек, который обвиняется в краже двух поросят. Пришел он к фермеру и давай требовать зарплату. Тот отказался платить. Как «свое», арестант забрал этих поросят. За что суд дал ему три года колонии (сейчас идет апелляция). Причем, потерпевший в суде от претензий отказался – поросят ему вернули. Но «вор» сидит.

Знаю спецназовца-фронтовика с перебитыми ногами, который год катается по Украине на костылях, и ему инвалидность никак не могут присвоить. Воевал с самого начала, был на Саур-Могиле, в ДАПе… Имеет многочисленные награды и фронтовые ранения. Пуля ему задела нерв, поврежден тазобедренный сустав. Инкриминируют терроризм. Дали восемь лет.

Спрашивается: куда сбежит на свободе онкобольной или инвалид, которые еле передвигаются по камере?

Или вот еще история – «азовец» с перебитой рукой, полтора года в СИЗО без приговора. Руку ему прострелили при задержании, инкриминируют ст.187, ч.4 ( Разбой, в составе ОПГ в сочетании с тяжкими телесными – прим.Ред ), но пока приговора нет, нет и лечения тоже. Катают его: Запорожье-Днепр-Киев — чтобы медицинская спецкомиссия в Киеве «дала добро» на лечение в спецклинике.

У меня тоже есть медзаключение о том, что после ранения требуется операция, но суд говорит: а это ничего, сидите. С такой скоростью судебного процесса до моих показаний года эдак через три дойдет, а пока содержание под стражей продлевается автоматически.

Когда истек очередной срок моего содержания, в Приморском суде г. Мариуполя, попытались довесить побег. Хотя в зале суда находилось на тот момент под сто человек, было полно автоматчиков и снайпера на крышах ближайших домов… Спустя полгода уголовное дело «о побеге» было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Но готовы делать что угодно — только бы не выпустить.

Вся существующая правоохранительная Система ориентирована на это: закрыть, продлить, не дать выйти. А украинская тюрьма – она ж еще советская. И ее цель — сломать человека. Подавить волю, довести до состояния, когда ты готов на все, только бы вырваться. А как только подследственный выходит из-под ареста, о нем сразу же забывают — дело глохнет и разваливается. Его становится неинтересно расследовать.

— Что за решеткой потрясло, шокировало?

— То, что из владельца фирмы с высоким социальным статусом ты вдруг превращаешься в человека, зависящего от кого угодно, кроме себя – это, безусловно, напрягает. Но и к этому привыкаешь.

То же касается бытовых условий. Различные ситуации на фронте способствовали выработке иммунитета к некомфортному проживанию.

Самым тяжелым было предательство. Это когда люди, которым верил, чьей поддержки ожидал, порой самые близкие, при первом же давлении на них (а иногда — со временем) открещиваются и отворачиваются… Было тяжело слышать, что «с этим циничным бандерой» их ничего не связывает.

На момент ареста у меня за плечами были 1, 5 года участия в войне в статусе командира диверсионно-разведывательной группы – и «Правого сектора», и «Днепра-1» (хотя они от этого открещиваются), и нескольких подразделений ВСУ (открестились тоже). Все документы о зачислении, представление на звание – все абсолютно было «вычищено» после задержания.

— В тюрьме сталкивались с проявлениями неадекватного поведения? Суицидами?

— Очень часто это выглядит как вспышка гнева, и почти сразу (если отвечаешь тем же: агрессией на агрессию) наступает успокоение и потеря интереса к объекту агрессии.

То, что выглядело бы как неадекватное на воле, за решеткой вписывается в «норму». Например — наркоман после передоза решил повеситься, а пока вешался — передумал. Висит, дергается, пытается хрипло звать на помощь. Сняли, отправили на карцер .

Или взять «обслугу» — это осуждённые, которые отбывают тюремный срок в СИЗО в качестве сантехников, электриков, или пищу разносят. Рабочих рук всегда не хватает (впрочем, как не хватает финансирования и логического объяснения действий администрации). Отбывать срок заключения на «лагере» проще, и удобнее, чем в тюрьме. И арестанты стремятся на лагерь, а СИЗО правдами и неправдами, под разными предлогами не отпускает — каждого, кто хоть сколько-нибудь полезен.

Вот почему тут один представитель «обслуги» вдруг начал вести себя «неадекватно»: пьянки, нарушения режима, невыполнение требований администрации… – все это ради того, чтобы его перевели на лагерь.

У каждого свой психологический порог. Еще когда сидел в Мариуполе, была история: в соседней камере «вскрылся» (порезал вены на руках) молодой паренек. Не выдержал постоянных шуток сокамерников. Ведь шутки в тюрьме, как правило, злые. Не издевательство напрямую (здесь это не практикуется просто так, без повода), но злые. И, порой, бесконечные. Если видят, что человек «ведётся» , над ним будут шутить в такой форме постоянно.

Как избежать конфликта с сокамерниками?

— Конфликты неизбежны, ведь среди сокамерников встречаются и наркоманы, и люди, далекие от тюремных реалий, и те, кому тюрьма — дом родной. Но суть профессии адвоката, на мой взгляд, в том состоит, чтобы находить решения.

И здесь наблюдается один плюс: в режиме 24/7 вся гниль выходит наружу. На свободе удается носить маску, а здесь это даже чревато. Через короткий промежуток общения с любым сидельцем ты видишь его мотивацию. И в определенной степени сам учишься быть более однозначным. Место и обстановка способствуют…

Чистой лжи и чистой правды в тюрьме больше, чем на свободе. Все полутона, все недо- и все полу- в тюрьме стираются, фальшь отделяется от искренности моментально .

— Как выглядит ваш тюремный быт?

— Я сижу в условиях максимального уровня безопасности – в условиях закрытого помещения камерного типа — таких же, как у пожизненников.

Представьте: ты имел неограниченное передвижение, и вдруг тебя заперли в 8 квадратных метрах. На этой территории и нары, и импровизированная кухня (стол, кипятильники), и умывальник, и туалет. Это камера на двоих. Хотя в некоторых СИЗО в такой камере сидят четверо.

Прогулочный дворик на час в день – и это по размеру такая же камера, но без потолка, над головой – сетка («зарешеченное окно»), а внутри лавочка и турник.

— Что комфортнее – одиночка или переполненная камера?

— Первые 4,5 месяца я провел в режиме полной изоляции в СИЗО СБУ — с круглосуточным видеонаблюдением внутри камеры. Все «общение с миром» сводилось к тому, что по утрам я слышал вопрос проверяющего: «Жалобы есть?». Полная изоляция — это хуже, чем в камере с толпой…

Максимальное количество человек в камерах, где мне приходилось «жить», было 15.

— Как выглядит тюремная иерархия? Смотрящие, козлы, другие касты — это разделение актуально?

— Разделение, конечно, существует. Многие нюансы, знакомые по фильмам, стерлись или выглядят расплывчато: как, например ограничение общения «блатных» с «обслугой», или «западло» общаться с администрацией, или же ограничение на общение обычного арестанта с бывшим сотрудником (правоохранительных органов). Но ступени неформальной иерархической лестницы неизменны. И стабильно консервативны. Переход из низшей ступени к высшей невозможен по определению. А вот наоборот – да.

«Блатной» может быть понижен в статусе (это называется «разбродяжить») за определенные непорядочные поступки. А вот обратно — из «мужика» в «блатные» — уже никак.

— Говорят, за деньги в камере можно организовать любые люксовые условия. Это правда?

— Более чем. Я наблюдал в той же Лукьяновке камеры не только с плазмой, кондиционером, холодильником и санузлом с унитазом, но и с паркетной доской на полу, диваном вместо нар, отдельной кухней, и тд. Как говорится, любой каприз за твои деньги.

— Есть ли у вас собственный рецепт того, как не сойти с ума в тюрьме?

— Нужна внутренняя дисциплина. Проснулся, привел себя в порядок, позанимался физкультурой, помолился (если веруешь), и так далее.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=137473180172698&id=135432947043388 ). Недавно на мой день рождения самый близкий человек подарил книгу «Тамплиеры» — читаю. Помогаю повышать правосознание другим сидельцам — тем самым практикую как адвокат. Чем заставляю судей и прокуроров сильно нервничать.

Уже находясь здесь, помог нескольким заключенным. Под мою диктовку человек смог добиться в апелляции изменения срока с 8-и лет на 3,3 года. Из зала суда ушел домой (отсидев в СИЗО чуть больше 1,5 лет – к нему применили «закон Савченко»). Статуса адвоката я не лишен, ограничен только в методах деятельности. Имею ряд договоров об оказании правовой помощи сидельцам.

— Какие отношения у вас с тюремной администрацией?

— Я понимаю так, что администрация – те же заключенные. Сидят в том же здании, что и мы, заключены в инструкции. У нас негласная договоренность: они меня не трогают, я не трогаю их. В смысле – не создаю проблем присутствием. Как в анекдоте о Мойше, который торгует семечками у банка: «Я не даю кредит, а они не торгуют семечками».

— До войны вам как адвокату приходилось вести резонансные дела?

— В декабре 2013 я представлял интересы работников Киевского Дома профсоюзов. Правоохранители получили указание сфабриковать ряд уголовных дел по статье «Захват админзданий». Хотя «захват» был согласован, и половина здания работала в штатном режиме. Тупо, по телефонной книжке вызывали всех подряд сотрудников на допросы и давили, чтобы дали нужные показания. У меня было по 10-15 допросов в день, но в итоге всех удалось отбить.

Еще раньше вел дело днепропетровских террористов, которые взрывали урны. Мой бывший подзащитный Виталий Федоряк вышел 13 августа нынешнего года, отсидев 6 лет (по «закону Савченко»), получив 12. Хотя можно было выйти если не на оправдательный, то на другую квалификацию. Обстоятельства дела и нюансы четко показывали необоснованность. Мой подзащитный — сисадмин, компьютерщик, человек далекий от взрывотехники, у него совершенно иначе устроен склад ума, его стихия – ноутбуки. В деле огромное количество технических нестыковок. Допускаю, эти взрывы могли быть постановкой, чтобы звездочки повесить на погоны кому-то, ужесточить законодательство, получить средства на усиление мер безопасности (перед ЕВРО 2012).

А вообще резонансные дела токсичны, потому что почти в каждом чей-то заказ: СБУ (правильнее говорить, наверное – Ф-СБУ), прокуратуры, или АП. Заказ какого-нибудь политика или олигарха. Такому делу придается определенный гриф, и кем бы ни был адвокат, какими бы железобетонными доказательствами не обладал… Пока сверху не придет указание: закрывать, продлевать, возвращать — ничего не добьешься.

— Адвокаты иногда играют роль решал. Или работают против подзащитного. Вы с этим сталкивались?

— Увы. Оправдать это нельзя, но я и не осуждаю адвокатов, которые не рискуют идти против Системы. Пиар не оправдает проблем, которые ты заимеешь, ведь у нас полицейско-коррумпированное государство. А уровень страха и бесстрашия у каждого свой.

— Вы в тюрьме выражаете свои политические взгляды? Что-то рассказываете о событиях на Майдане? Спорить с сокамерниками о ситуации в Украине приходится?

— Рассказываю правду – что в роду у меня были сечевые казаки с Сумщины, а в националистическом движении я еще с 1994 года. Я убежденный сторонник украинской соборной независимой Державы, которая зубами обязана защищать свои границы. Мое участие в событиях на Майдане, кстати, началось не сразу, а после пожара в Доме профсоюзов. У меня были три фирмы, я зарабатывал, и мне не нравились палатки в центре Киева, разбитый Хрещатик, дым из бочек. Но когда я стал очевидцем того, что творилось в Доме профсоюзов — помогал выносить обгоревшие трупы… Когда увидел наглухо заваренные двери снаружи запасного входа, я пришел к убеждению, что все было подстроено. У меня был билет на поезд в Днепр, я сказал жене, что уехал, а сам его сдал, выключил телефон и остался на Майдане.

Я вам скажу, что в Днепре огромное количество пророссийски настроенных деятелей и немало желающих «дружить с Россией». Многие правоохранители, которые весной 2014 г. были готовы вешать триколоры, сейчас пошли на повышение. Они готовы предать, не задумываясь.

А в тюрьме спорят обо всем. Но в разговорах на политические темы предпочитаю аккуратно идти на грани. Ведь у каждого человека свое мнение и свой взгляд. И у каждого второго война как-то вошла в судьбу.

— Правда, что «блатные» подчиняются идеологии Москвы, или, как минимум, придерживаются нейтралитета по отношению к нынешней войне?

— Этот вопрос к «блатному миру». Но четкого подчинения московской идеологии я не наблюдал. Встречаются резкие проявления т.н. сепаратизма. Но чаще нейтралитет. И противопоставление себя власти (любой) – уж это традиционно.

Отдельная тема — фронтовики и БРМ («бывшие работники милиции»). Фронтовиков тюремная администрация старается держать с бывшими сотрудниками (дескать – они «классово близкие»), однако, порой случаются сюрпризы.

Фронтовик же фронтовику рознь. Как, впрочем, и блатные, и «среднестатистические» сидельцы — все люди разные… Но есть и неизменный критерий: порядочность-непорядочность (в поступках, действиях). Здесь уважают не столько физическую силу (хоть и не без этого), но силу духа, стержень, «настоящность».

— Не верь, не бойся, не проси — эти правила тюремного выживания, описанные в «Архипелаге ГУЛАГ», еще действуют?

— Основа этого принципа верна и работает, как и раньше.

Переписку вела Татьяна Заровная, «ОРД».