Органы судебной власти в нижегородской области

«Рейтинг по итогам 2017 года отразил баланс федеральной, исполнительной и судебной власти в Нижегородской области», — Александр Прудник

Нижний Новгород. 10 января. НТА-Приволжье — «Рейтинг по итогам 2017 года отразил баланс федеральной, исполнительной и судебной власти в Нижегородской области», — заявил социолог Александр Прудник, комментируя результаты «Рейтинга влиятельности персон Нижегородской области» агентства «НТА-Приволжье» по итогам 2017 года.

Как отметил Александр Прудник, прошедший год в Нижегородской области привёл к резкому изменению баланса сил на политической арене.

«Если где-то до сентября было неоспоримо лидерство Валерия Шанцева и его группы в политической сфере и на втором месте шла группа Олега Сорокина, то уже со второй половины года в этой сфере начались подвижки. При том, что Валерий Шанцев по-прежнему сохраняет лидирующие позиции, то по остальным группам изменения происходили довольно динамично и на первые позиции стали выходить представители так называемого силового блока — правоохранительные органы и представители административного блока», — подчеркнул он.

«В результате мы имеем соотношение сил влияния в политике, кардинально отличающееся от того, что было в начале прошлого года. Поэтому можно сказать, что Нижегородская область уже живёт совершенно в иной политической и административно-управленческой культуре.Таким образом, рейтинг и отразил этот баланс федеральной, исполнительной и судебной власти», — резюмировал социолог Александр Прудник.

Напомним, по итогам 2017 года в «Рейтинге влиятельности персон Нижегородской области» первое место занял полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, за ним следуют экс-губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и и.о. вице-губернатора Нижегородской области Евгений Люлин.

На четвёртом месте по итогам года оказался председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев. На пятом — зампредседателя Заксобрания Нижегородской области Олег Сорокин; на шестом и.о. замгубернатора Нижегородской области Роман Антонов. Седьмую строчку в рейтинге занял председатель Нижегородского областного суда Анатолий Бондар, восьмую — начальник УФСБ РФ по Нижегородской области Сергей Старицын; девятую — зампредседателя Заксобрания Нижегородской области Александр Табачников. Замыкает десятку и.о. замгубернатора Нижегородской области Антон Аверин.

Органы судебной власти в нижегородской области

Юбилейный год для системы Судебного департамента

Управлению Судебного департамента в Нижегородской области 20 лет

2018 год является юбилейным для системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

14 января 2018 г. исполнилось 20 лет со дня создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент). День создания Судебного департамента установлен приказом Судебного департамента от 6 марта 2017 г. № 38: «в целях совершенствования организационных основ служебной деятельности, направленных на укрепление авторитета судебной власти: «Считать днем создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации день официального опубликования Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в «Российской газете» –
14 января 1998 г.».

Управление Судебного департамента в Нижегородской области (далее – Управление) было создано приказом Генерального директора Судебного департамента от 1 июля 1998 г. № 20, которым был утвержден перечень управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Главной первоначальной целью работы Управления стало создание условий для качественного и эффективного отправления правосудия.

На Управление возложено организационное обеспечение деятельности 58 районных (городских) судов Нижегородской области, Нижегородского гарнизонного военного суда, органов судейского сообщества Нижегородской области, а также финансирование мировых судей.

Приказом Генерального директора Судебного департамента от 16 июля 1998 г.
№ 45 л/с начальником Управления назначена Татьяна Петровна Захарова – Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник судебной системы, награждена знаком Совета судей Российской Федерации «За служение правосудию», медалью «За безупречную службу». Татьяна Петровна руководила Управлением с момента образования и на протяжении 14 лет.

С 25 декабря 2012 г. на должность начальника Управления назначен Олег Анатольевич Сухов, который награжден: медалью «За безупречную службу», юбилейными медалями «10 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации», «15 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации», «20 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации»; знаками отличия Судебного департамента «За усердие» I и II степени; благодарностями и Почетной грамотой Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

В настоящее время приказом Генерального директора Судебного департамента
от 28 августа 2017 г. № 966 л/с исполняющим обязанности начальника Управления назначен Александр Викторович Юрьев, награжден: юбилейной медалью «20 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации»; знаками отличия Судебного департамента «За усердие» I и II степени; благодарностями и Почетной грамотой Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

На современном этапе, как и в предыдущие годы, усилия Управления сосредоточены на своевременном и качественном выполнении мероприятий, направленных на реализацию ключевых мероприятий по созданию надлежащих условий для эффективного и качественного правосудия, обеспечение его доступности, открытости и прозрачности, достижение надлежащего уровня обеспечения безопасности судебной деятельности, укрепление независимости судей, повышение авторитета судебной власти.

В числе основных задач Управления решение проблем увеличения объемов финансирования, строительства и ремонта зданий судов, организационно – правовое обеспечение деятельности судов области, а также обеспечение социальных гарантий судьям.

За 20 лет удалось значительно улучшить финансовое и материально-техническое обеспечение судов области, добиться дальнейшего укрепления кадрового состава судей и работников аппаратов судов, активного внедрения передовых информационных технологий в сферу судопроизводства.

Немаловажная роль принадлежит Управлению в создании мировой юстиции в Нижегородской области.

Управление внесло свою лепту в разработку Соглашения между Правительством Нижегородской области и Судебным департаментом «О порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Нижегородской области», которое было заключено в 2010 году. Согласно Соглашению Правительство Нижегородской области и Судебный департамент взаимодействуют по осуществлению мероприятий организационного обеспечения деятельности мировых судей в Нижегородской области, включая вопросы кадрового, финансового, материально-технического и иного характера. Управление выполняет функции по организационно-правовому обеспечению деятельности мировых судей в части ведения судебной статистики.

В течение 20 лет в нашем Управлении формировались лучшие традиции, работали люди, преданные своему делу и имеющие богатый опыт работы по своим направлениям деятельности. Сложился коллектив, умеющий трудиться на общее благо.

На сегодняшний день заместителями начальника Управления являются:

— Жанна Владимировна Рузина. Назначена на должность заместителя начальника Управления – главного бухгалтера приказом Судебного департамента
от 25 декабря 2013 г. № 833 л/с. Курирует вопросы финансово-экономического обеспечения деятельности судов.

— Елена Анатольевна Кручинина. Назначена на должность заместителя начальника Управления – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов приказом Судебного департамента от 7 августа 2014 г. № 727 л/с. Курирует вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов, а также вопросы информатизации и судебной статистики.

— Елена Юрьевна Карачина. Назначена на должность заместителя начальника Управления приказом Судебного департамента от 12 апреля 2017 г. № 357 л/с. Курирует вопросы государственной службы, социальной защиты, кадров и делопроизводства.

Постоянно развиваясь и совершенствуясь, Управление постепенно становилось той скоординированной, четко организованной системой, какой оно является сегодня.

Отдел капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью

Отдел с учетом финансовых ресурсов решает основную, базовую задачу – улучшение условий размещения судов. Ежегодно проводятся капитальный ремонт и текущие ремонтные работы зданий районных (городских) судов Нижегородской области.

За последние годы проведены комплексные капитальные ремонты в зданиях Богородского, Варнавинского, Ветлужского, Дивеевского, Кстовского, Московского, Приокского, Сосновского, Семеновского, Шарангского судов.

На сегодняшний день Управление участвует во всех программах, реализуемых Судебным департаментом по созданию и поддержанию надлежащих условий размещения судей и работников аппарата суда, созданию оптимальных условий доступа граждан к правосудию, крупнейшими из которых являются Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Сейчас выполняется объемная работа по строительству новых и реконструкции имеющихся зданий судов, капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, их инженерных сетей и коммуникаций, благоустройству прилегающих территорий.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» завершены строительство здания для размещения Городецкого городского суда и реконструкция незавершенного строительством здания для размещения Автозаводского районного суда.

Автозаводский районный суд Городецкий городской суд

В настоящее время это современные здания судов, в которых вместительные залы судебных заседаний, в том числе и для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, оборудованные системами видеоконференцсвязи и аудиозаписи судебных процессов, светлые фойе, приемные для посетителей, архивы. Здания оснащены необходимыми системами охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и автоматического пожаротушения, а также энергосбережения и жизнеобеспечения, в полной мере отвечают всем требованиям организации судопроизводства.

Варнавинский районный суд

За последние 5 лет площадь зданий для размещения районных (городских) судов Нижегородской области увеличилась с 61282,56 кв.м. до 75011,6 кв.м., а площадь земельных участков с 86881,97 до 110646,29 кв.м. соответственно. Выборочные капитальные ремонты проведены практически во всех судах.

В течение последних лет выполнен ремонт помещений приемных в судах, что позволило организовать прием граждан по принципу «единое окно».

В целях организации доступности зданий судов для маломобильных групп населения 24 здания оборудованы подъемниками, 14 зданий – пандусами, все здания судов имеют кнопку вызова судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Во всех зданиях судов установлены системы охранно-пожарной сигнализации, современные металлобнаружители.

Проведены мероприятия по оснащению зданий дополнительными камерами видеонаблюдения для возможности проведения судебных заседаний с участием присяжных заседателей.

В 2018 году в новое здание после капитального ремонта переехал Большеболдинский районный суд, также запланирован переезд в новое здание общей площадью 3659 кв.м. гражданской коллегии Дзержинского городского суда, а до 2020 года выполнить комплексный капитальный ремонт еще одного здания общей площадью 2546,5 кв.м. для размещения уголовной коллегии Дзержинского городского суда.

В планах на 2019-2021 годы ввести в эксплуатацию после комплексного капитального ремонта здания для размещения Павловского городского суда, Сергачского районного суда и Советского районного суда.

Отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов

Управление ставит своей целью развитие и совершенствование организационного обеспечения деятельности судов, применение новых стандартов и технологий для обеспечения достойного отправления правосудия. За последние годы судебное делопроизводство в судах обрело более функциональный, электронный характер.

Особое место среди ключевых задач отдела занимает организация судебного делопроизводства в судах, поскольку от его уровня зависит соблюдение установленных сроков рассмотрения судебных дел, своевременное обращение к исполнению судебных актов, разрешение жалоб.

Важное место в работе отдела занимает изучение организации деятельности районных (городских) судов. С целью совершенствования организации судебного делопроизводства в судах проводятся комплексные, целевые и контрольные проверки, по результатам которых составляются и направляются в суды справки, обзоры, информационные письма.

На постоянном контроле находится исполнение судами положений Федерального закона от 22 декабря 2008 г . № 262 – ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Увеличилось количество судов, в которых приемная организована по принципу «единое окно». В каждом суде функционирует интернет-сайт, постоянно осуществляется его информационное наполнение. Ведется мониторинг поддержания сайтов в актуальном состоянии.

Во всех судах развёрнута работа по переводу судебных актов в электронный вид, проводится работа по размещению текстов судебных актов на интернет-сайтах судов.

Ведется работа по систематизации законодательства, обеспечению судов юридической литературой. Осуществляется подписка на периодические печатные издания, как для Управления, так и для судов, органов судейского сообщества. Во всех судах установлена и еженедельно обновляется информационно-справочная система «Консультант-Плюс». Ежегодно проводится работа по заключению государственных контрактов на оснащение судов справочно-правовыми системами «Консультант Плюс», юридической литературой.

За 20 лет проделана огромная работа по информатизации судов. Процесс развития информатизации судебной системы идет быстрыми темпами, активно развивается электронное правосудие. Создается современная инфраструктура для единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества. Так, одной из самых актуальных задач в настоящее время является эффективное использование информационных технологий в судебном делопроизводстве. Во всех судах развернуты подсистемы ГАС «Правосудие», функционирует модуль электронное правосудие интернет-портала ГАС «Правосудие», организовано межведомственное взаимодействие с ПАО Сбербанк.

Управлением проводится работа по обеспечению программно-техническими средствами судов.

Особое место в деятельности отдела занимает судебная статистика. В соответствии с Табелем форм статистической отчетности суды и мировые судьи предоставляют в Управление статистические отчеты о своей деятельности.

По итогам полугодия и года работниками отдела проводится анализ статистических показателей, с последующим составлением обобщений и обзоров, характеризующих результаты судебной деятельности судов и мировых судей.

Ежегодно, с 2001 года, ведется серьезная аналитическая работа по подведению итогов смотров-конкурсов на звания: «Лучший суд Нижегородской области», «Лучший председатель суда (заместитель председателя суда по уголовным делам, заместитель председателя суда по гражданским делам) Нижегородской области», «Лучший судья Нижегородской области», а также конкурс «Лучший администратор районного (городского) суда, Нижегородского гарнизонного военного суда».

По итогам деятельности судов Управлением проводились для работников аппаратов, администраторов судов семинарские и практические занятия по вопросам судебного делопроизводства, работы архивов, ведения судебной статистики, информатизации. Организовывались круглые столы с участием представителей Нижегородского областного суда, представителей органов внутренних дел, Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

Управление во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества, правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей. Взаимодействует с Министерством внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области, а также Управлением Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области по вопросам безопасности судебной деятельности, поддержанию установленного порядка деятельности в судах, в том числе, в части конвоирования лиц, содержащихся под стражей.

Отдел государственной службы, кадров и делопроизводства

Отделом государственной службы, кадров и делопроизводства осуществляется ведение персонального учета судей и статистического учета работников аппаратов судов, подбор и формирование резерва работников Управления, организация работы по их профессиональной подготовке, взаимодействие с образовательными учреждениями по вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации работников аппаратов судов.

В настоящее время штатная численность судей составляет:

— 409 судей районных (городских) судов Нижегородской области;

— 11 судей Нижегородского гарнизонного военного суда;

— 179 мировых судей судебных участков судебных районов г. Нижний Новгород и Нижегородской области.

С момента образования увеличена штатная численность работников Управления с 31 до 124 человек, включая:

— 58 администраторов районных (городских) судов;

— администратора Нижегородского гарнизонного военного суда;

— администратора Нижегородского областного суда;

— администратора Арбитражного суда Нижегородской области;

— администратора Арбитражного суда Волго-Вятского округа.

В течение 20 лет происходила реорганизация отделов и совершенствование структуры Управления. На момент исполнения Управлению 15 лет в состав Управления входило 6 отделов.

Сегодня в состав Управления входит 7 отделов:

— отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов;

— отдел государственной службы, кадров и делопроизводства;

— отдел по противодействию коррупции;

— отдел финансов и бюджетной отчетности;

— отдел бухгалтерского учета и оплаты труда;

— отдел материально-технического обеспечения;

— отдел капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью.

За 20 лет работы в Управлении произошло внедрение информационных технологий, системы ГАС «Правосудие»: ПИ «Документооборот и обращения граждан», ПИ «Ведомственный электронный документооборот», ПИ «Кадры».

Также отделом ведется работа в программных изделиях: государственная информационная система «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», АРМ_ФСС, ССТУ.РФ.

Необходимо отметить, что одной из задач, стоящих перед Управлением, является организация социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, работников аппаратов районных (городских) судов.

С начала своей деятельности Управление обеспечивает судей и членов их семей санаторно-курортными путевками по всем курортным направлениям в оздоровительные центры страны, а детей судей и работников аппаратов судов — в летние лагеря.

Отдел по противодействию коррупции

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции
на 2014 — 2015 годы» и указаниями Судебного департамента с января 2015 г. в составе Управления был образован отдел по противодействию коррупции.

Основной задачей отдела является реализация единого подхода к исполнению требований законодательства о противодействии коррупции в судах и системе Судебного департамента, организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в районных (городских) судах Нижегородской области и Нижегородском гарнизонном военном суде.

Учитывая актуальность борьбы с коррупционными проявлениями в нашей стране, в период с 2015 года и по настоящее время разрабатывается большое количество нормативных актов на федеральном уровне, вместе с ними изменения претерпели и ведомственные нормативные акты.

Наиболее значимым за последнее время следует считать Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2017 г. «Об утверждении Положения о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», которое определило новый порядок работы со сведениями о доходах судей.

В целях реализации данного постановления в Нижегородском гарнизонном военном суде, в 16 многосоставных районных (городских) судах были созданы комиссии по проверке полноты и достоверности сведений о доходах судей федеральных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и утверждены составы комиссий.

Создание комиссий в многосоставных судах с отнесением к ним малосоставных судов и соответствующих судебных участков мировых судей было согласовано с председателем Нижегородского областного суда.

Все установленные Управлением факты непредставления (неполного представления) государственными служащими судов и Управления сведений о доходах, а также случаи несоблюдения гражданскими служащими запретов и ограничений рассматриваются на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Нижегородского областного суда, районных (городских) судов Нижегородской области, Нижегородского гарнизонного военного суда, Арбитражного суда Волго-Вятского округа, Арбитражного суда Нижегородской области и Управления и урегулированию конфликта интересов.

В целях оказания практической помощи и проверки исполнения установленных запретов и ограничений в сфере противодействия коррупции Управлением проводятся выездные проверки районных (городских) судов Нижегородской области.

Ежегодно отделом разрабатывается план противодействия коррупции Управления, содержащий основные мероприятия антикоррупционной направленности, проводимые структурными подразделениями Управления, и сроки их исполнения.

Так, ревизором Управления регулярно проводятся выездные проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности судов, также проводятся проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления.

Кроме того, проводится работа по защите интересов Управления в судах: участие в судебных заседаниях в судах общей юрисдикции Нижегородской области, в Арбитражном суде Нижегородской области, Арбитражном суде г. Москвы, в соответствующих арбитражных судах апелляционной и кассационной инстанций.

Отдел финансов и бюджетной отчетности

В течение 20 лет Управлением первостепенное внимание уделялось вопросам финансового обеспечения деятельности судов.

Достаточное финансирование позволяет обеспечить самостоятельность и независимость судов, возможность внедрять современные методы ведения делопроизводства и информационные технологии.

Отделом принимаются меры по увеличению объемов финансирования и проведению анализа текущего финансирования. Приоритетными направлениями отдела финансов и бюджетной отчетности являются анализ выделенных из федерального бюджета средств, их грамотное распределение, выделение на определенные нужды, а также контроль их целевого использования.

Управлением для санкционирования расходов бюджета ведется аналитический учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств на основании первичных документов, подтверждающих принятие обязательств (государственные контракты, договоры, накладные).

Финансовое обеспечение всех направлений деятельности Управления осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В целях обеспечения рационального, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, снижения остатков бюджетных средств на лицевых счетах на конец года, Управлением проводятся следующие мероприятия:

— анализ кредиторской задолженности на окончание года с целью недопущения просроченной задолженности;

— осуществляется контроль за выполнением контрагентами обязательств по заключенным государственным контрактам с целью недопущения кредиторской и дебиторской задолженности;

— осуществляется перераспределение лимитов бюджетных обязательств с разрешения Судебного департамента;

— направляются заявки на отзыв невостребованных лимитов бюджетных обязательств;

— проводится инвентаризация расчетов и материальных ценностей.

Управлением в пределах своей компетенции осуществляется финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.

Отдел бухгалтерского учета и оплаты труда

Отдел бухгалтерского учета и оплаты труда занимается анализом и распределением бюджетных средств.

Важнейшей стороной деятельности Управления является начисление денежного содержания и социальных выплат судьям районных (городских) судов, в том числе пребывающим в отставке, работникам аппаратов судов, Нижегородского гарнизонного военного суда и Управления в соответствии с федеральным законодательством, а также финансирование мировых судей.

Сохранность денежных средств в Управлении обеспечивается соблюдением требований, утвержденных пунктом 7 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Управлением средства федерального бюджета расходуются в пределах доведенных лимитов и статей сметного назначения.

Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой расходов и доходов, расходование средств федерального бюджета сверх утвержденной сметы расходов и сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, не допускается.

Отдел материально-технического обеспечения

По линии материально-технического обеспечения деятельности судов Управление осуществляет реализацию задач по обеспечению зданий и помещений судов и Управления коммунальными услугами (электроэнергия, отопление, водоснабжение и водоотведение, связь, почтовые услуги), услугами охраны, основными средствами и материальными запасами. Осуществляются выездные проверки с целью определения реальных потребностей судов в материально-технических ресурсах.

Необходимость интенсивного совершенствования материальной базы судов, состояние которой из-за периодического недофинансирования было далеким от реальных потребностей, обусловила целенаправленную работу Управления по обеспечению судов основными средствами и предметами снабжения.

Благодаря целенаправленной и предметной работе Управления за период истекших 20-ти лет удалось добиться значительного увеличения объема выделяемых бюджетных средств по материально-техническим статьям. Вместе с тем реализация аналитических ведомственных целевых программ в указанном периоде в целом способствовали поэтапному повышению уровня обеспеченности судов материально-техническими средствами, что, в свою очередь, создает и поддерживает надлежащие условия для размещения судей и аппарата суда, создает оптимальные условия доступа граждан к правосудию.

Обеспечение судов проводилось в соответствии с нормами обеспечения, утвержденными приказами Судебного департамента, в пределах лимитов денежных средств, выделяемых на год. При распределении и выдаче материальных ценностей учитывались составность судов и их нагрузка.

За указанный период произведено обновление парка служебного автотранспорта судов. Обеспеченность автотранспортом увеличена с 81% до 100%. При этом более 50% автопарка транспортных средств составляют автомобили иностранных марок российской сборки со сроком эксплуатации не более 4-х лет.

Значительно возрос показатель обеспечения судей и работников аппарата судов, имеющих классный чин, служебным обмундированием с 18% до 60%.

С целью создания достойных условий для организации работы судей и работников аппарата судов осуществлялись поставки металлической и офисной мебели, жалюзи, информационных стендов, кондиционеров, в результате чего было достигнуто увеличение обеспечения мебелью до 95% (обновлено 50% всей мебели), жалюзи до 95% (обновлено 75%), информационных стендов до 100 % (обновлено 75%), кондиционеров до 45%. Завершена планомерная работа по обновлению имеющейся государственной символики (флаги, гербы) на более качественные образцы, имеющие современный, эстетический вид, в результате чего все кабинеты судей, залы судебных заседаний, здания судов обеспечены символами государственной власти.

Управлением проведены мероприятия по подготовке судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей, осуществлена поставка мебели (барьер и 8 стульев) для оборудования залов судебных заседаний.

Дивеевский районный суд Богородский городской суд

Также улучшено обеспечение судов расходными материалами (канцтовары, бумага, конверты). Доводимые лимиты бюджетных обязательств позволяют планомерно осуществлять поставку расходных материалов непосредственно в суды, минуя склад Управления.

Управление подняло на должный уровень материально-техническое обеспечение судов нашей области, что, в свою очередь, позволило на деле гарантировать реализацию конституционного принципа независимости судей, создать достойные условия их труда.

При создании Судебного департамента закономерно встал вопрос о реализации его функций непосредственно в судах. Для всестороннего обеспечения работы судов необходимо было создать связующее звено, которое позволило бы не только видеть ситуацию изнутри, оперативно реагировать на наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе функционирования суда, но и, прежде всего, освободить председателей судов от выполнения несвойственных им административно – хозяйственных обязанностей. Таким звеном стали администраторы судов.

В 2000 году приступили к исполнению своих обязанностей администраторы судов, которые вошли в штат Управления. Сегодня с уверенностью можно сказать, что администраторы судов во многом освободили председателей судов от деятельности, не связанной с осуществлением правосудия.

Администратор суда принимает меры по организационному и материально-бытовому обеспечению деятельности суда, взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу хозяйственной службы, осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Во исполнение указаний Управления администраторы судов ежеквартально проводят проверки организации судебного делопроизводства, а также раз в полугодие — проверки актуальности правовой информации, размещенной на информационных стендах и в киосках, о чем составляют справки и направляют их в установленные сроки в Управление. По результатам изучения поступающих сведений Управлением проводится аналитическая работа, по итогам которой составляются и направляются в суды для руководства в работе соответствующие информационные письма.

Администраторами судов проверяются такие направления судебного делопроизводства, как обращение к исполнению судебных актов, передача рассмотренных судебных дел в отделы судопроизводств или ответственным работникам аппаратов судов, ведение журналов, нарядов, составление номенклатуры дел, заполнение учетно-статистических карточек на дела, учет и хранение вещественных доказательств, бланков исполнительных листов, организация работы архива, приемной суда, работа с обращениями непроцессуального и внепроцессуального характера.

Ежегодно д ля администраторов судов Управлением организовываются и проводятся семинарские занятия, на которых рассматриваются вопросы судебного делопроизводства, ведения архива суда, учета и хранения вещественных доказательств, бланков исполнительных листов; оформление служебных документов, вопросы материально-технического обеспечения деятельности судов, информатизации, государственной гражданской службы, кадров, противодействия коррупции; вопросы организации работы капитального строительства, текущего ремонта, эксплуатации зданий судов, по возмещению процессуальных издержек, также освещаются основные изменения в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде.

Работе администраторов судов Управлением ежегодно дается серьезная оценка. Так, в целях определения среди администраторов судов лучших по профессии, совершенствования уровня профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков, выявления и распространения положительного опыта работы, повышения авторитета должности администратора суда Управлением проводится конкурс на звание «Лучший администратор районного (городского) суда Нижегородской области, Нижегородского гарнизонного военного суда», по итогам которого победитель и призеры награждаются памятными дипломами и денежной премией.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что за последние 20 лет многое сделано для того, чтобы суды функционировали эффективно, а правосудие становилось все более доступным для граждан. Перед Управлением стоит еще много задач, которые будут успешно решаться в тесном вза­имодействии с руководством Нижегородского областного суда, органами судейского сообщества Нижегородской области и председателями судов.

Управление и дальше будет совершенствовать работу по организационно-правовому обеспечению деятельности судов.

Органы судебной власти в нижегородской области

Судебный участок №3 Автозаводского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области

31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 1996 года

26 декабря 1996 года

(в ред. Федеральных конституционных законов

от 15.12.2001 N 5-ФКЗ , от 04.07.2003 N 3-ФКЗ ,

от 05.04.2005 N 3-ФКЗ , от 09.11.2009 N 5-ФКЗ ,

от 27.12.2009 N 9-ФКЗ , от 06.12.2011 N 4-ФКЗ )

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ , от 06.12.2011 N 4-ФКЗ )

Дисциплинарное судебное присутствие.

(абзац введен Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 N 5-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом . Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

(в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 N 5-ФКЗ)

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

По вопросу, касающемуся порядка определения начала срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, см. статьи 3 и 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ , от 06.12.2011 N 4-ФКЗ )

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Положение статьи 14 данного документа (в редакции Федерального конституционного закона от 05.04.2005 N 3-ФКЗ) о предельном возрасте пребывания в должности судьи федерального суда распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона возраста 65 лет, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года (статья 2 Федерального конституционного закона от 05.04.2005 N 3-ФКЗ).

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом .

(в ред. Федеральных конституционных законов от 05.04.2005 N 3-ФКЗ , от 09.11.2009 N 5-ФКЗ )

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. СУДЫ

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 21. Районный суд

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 22. Военные суды

1. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

2. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 23. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам, арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированным арбитражным судам.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ , от 06.12.2011 N 4-ФКЗ )

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 24. Федеральный арбитражный суд округа

1. Федеральный арбитражный суд округа рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

(в ред. Федерального конституционного закона от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

2. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ , от 06.12.2011 N 4-ФКЗ )

3. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд

(введена Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 N 3-ФКЗ)

1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом .

Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

1. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 3-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 26. Специализированные федеральные суды

1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

(в ред. Федерального конституционного закона от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 26.1. Суд по интеллектуальным правам

(введена Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

О конституционно-правовом смысле части первой статьи 27 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 103-О.

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 28. Мировой судья

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Статья 32. Аппарат суда

1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

2. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

(в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 9-ФКЗ)

Статья 33. Финансирование судов

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Часть вторая статьи 33 в части финансирования судов на основе нормативов введена в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона (часть четвертая статьи 35 данного документа)

2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Статья 34. Символы государственной власти в судах

1. На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний — устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.

Глава 5. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

Статья 35. Срок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

1. Ввести настоящий Федеральный конституционный закон в действие с 1 января 1997 года.

2. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794; 1993, N 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3300) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

3. Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 546) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

4. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона.

5. До вступления в силу федерального конституционного закона о военных судах финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции».

Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

1. Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего Федерального конституционного закона, считаются районными судами.

2. Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу.

3. Введение в действие настоящего Федерального конституционного закона не влечет изменения состава суда по делам, ранее начатым рассмотрением.

Статья 37. Сроки полномочий судей, а также народных и арбитражных заседателей

С введением в действие настоящего Федерального конституционного закона судьи всех судов Российской Федерации, а также народные и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены).

Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по реформированию судебной системы

1. Расходы на финансирование мероприятий, связанных с реформированием судебной системы, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

2. С 1 января 1997 года штаты подразделений Министерства юстиции Российской Федерации пропорционально той части объема их работы, которая связана с финансированием и обеспечением деятельности судов, за исключением военных судов, передаются Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с открытием в тот же срок финансирования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации непосредственно из федерального бюджета в объеме средств, высвобождающихся в результате сокращения численности соответствующих подразделений Министерства юстиции Российской Федерации.