Основные средства земельный участок

Является ли земельный участок объектом основных средств?

Является ли земельный участок объектом основных средств?

В первую очередь выясним, является ли земельный участок объектом основных средств в целях налогообложения прибыли. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров ( выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб. При этом из названия указанной статьи следует, что в ней установлен порядок определения стоимости амортизируемого имущества. Отсюда можно сделать вывод, что основные средства являются амортизируемым имуществом. Но ко всем ли основным средствам это относится?

Понятие амортизируемого имущества приведено в п. 1 ст. 256 НК РФ. Таковым признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности ( если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб.

Однако в силу п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования ( вода, недра и другие природные ресурсы) наряду с материально-производственными запасами, товарами, объектами незавершенного капитального строительства, ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок не подлежат амортизации. Следовательно, по мнению автора, земельные участки не являются амортизируемым имуществом. Означает ли это, что их не следует считать и основными средствами? Ответ неоднозначен в силу наличия неопределенности в нормах Налогового кодекса. В то же время среди судей есть мнение о том, что земельные участки, приобретенные в производственных целях, относятся к основным средствам, не подлежащим амортизации ( Постановления ФАС СЗО от 16.10.2012 по делу N А05-9110/2011, от 30.03.2012 по делу N А13-1127/2011). На такой же позиции, по сути, настаивает и Президиум ВАС РФ ( см. Постановление от 14.03.2006 N 14231/05).

Согласно п. 2 ст. 256 НК РФ земля относится к объектам, не подлежащим амортизации, что означает использование земельных участков без уменьшения их стоимости и потребительских свойств на протяжении всего срока эксплуатации. Поэтому ее стоимость не переносится на производимую организацией продукцию. Основания относить затраты, направленные на приобретение земельных участков, к материальным или прочим расходам, в составе которых учтены иные расходы собственников земли, землевладельцев и землепользователей, отсутствуют.

И продолжение: в отношении объектов основных средств предусмотрено включение понесенных организацией затрат по приобретению, сооружению, доставке и доведению до состояния, в котором эти объекты пригодны для использования, в расходы, связанные с производством и реализацией, только путем начисления сумм амортизации. Отсутствие в гл. 25 НК РФ норм об учете в составе расходов затрат на приобретение земельных участков путем начисления сумм амортизации лишает общество возможности уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на соответствующие суммы.

Данное Постановление было взято на вооружение налоговиками, о чем свидетельствует Письмо ФНС России от 31.05.2006 N ШС-6-14/[email protected] Еще ранее чиновники излагали свою точку зрения следующим образом ( Письмо от 15.04.2005 N 02-1-08/[email protected]). Поскольку гл. 25 НК РФ не установлено специального режима учета стоимости земли, налогоплательщик имеет право на применение общего порядка учета стоимости имущества, не являющегося амортизируемым, который предусмотрен пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно этому подпункту к материальным расходам относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

Однако при применении указанных норм законодательства в части признания стоимости земельных участков необходимо учитывать, что ни законодательство РФ, ни нормативные ( ненормативные) правовые акты не содержат критериев определения даты ввода в эксплуатацию земельных участков. Отсутствие такой даты делает невозможным включение стоимости земельных участков в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Основные средства земельный участок

Документ : Бухгалтерский учет земельного участка

Бухгалтерский учет земельного участка

ВОПРОС: Наше предприятие согласно решению горисполкома и договору купли-продажи выкупило в собственность земельный участок под будущее строительство хозяйственного объекта. Предприятию выдан государственный акт на право собственности на землю. Просим дать ответы на следующие вопросы:

1) на каком балансовом счете будет учитываться земельный участок;

2) начисляется ли износ (амортизация) на землю и если да, то каким образом и с какого момента;

3) включается ли в стоимость земельного участка стоимость государственного акта на право собственности на землю?

ОТВЕТ: .Несмотря на то что право собственности на землю в Украине существует уже давно, вопрос учета земельных участков, которые принадлежат на правах собственности юридическим лицам, остается открытым. Что такое «земельный участок» в бухгалтерском учете? Прямых указаний (инструкций, разъяснений) относительно учета земельных участков не существует. По нашему мнению, земельный участок, принадлежащий предприятию на правах собственности, следует учитывать в составе основных фондов.

Определение термина «основные фонды» приводится в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями, далее — Закон о прибыли). В пп.8.2.1 п.8.2 ст.8 Закона о прибыли указано: «Под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, который превышает 365 календарных дней с даты введения в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом». Земельный участок не подпадает под определение основных фондов: он не изнашивается в процессе эксплуатации и его стоимость со временем не обязательно уменьшается (рыночная стоимость земли может и возрасти), поскольку качество земли со временем не изменяется. Однако это вполне материальная ценность, которая используется в хозяйственной (как правило) деятельности.

В пользу учета земельных участков в составе основных фондов существует еще одно косвенное подтверждение. В пункте 2.3 раздела 2 Инструкции «О порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия», которая была утверждена приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139, определено, что в статье баланса «Основные средства» отражаются, в частности, капитальные вложения на улучшение земель.

Поскольку земельный участок не может быть отнесен ни к первой, ни ко второй группе основных фондов, то его остается учитывать в составе третьей группы, к которой относятся «любые другие основные фонды, не включенные в группы 1 и 2». В Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов (утверждена приказом Министерства финансов Украины от 24.07.97 г. N 159) предусмотрено, что учет основных средств третьей группы ведется на счете 01 «Основные средства» субсчет 4 «Другие основные средства».

Согласно п.3 «Порядка и размеров платы, которая взимается за выдачу государственного акта на право собственности на землю» (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.06.99 г. N 934) стоимость бланка государственного акта на право собственности на землю «покрывается за счет части средств, уплаченных покупателем за приобретенный земельный участок», то есть входит в стоимость этого участка.

Если приобретенный земельный участок используется предприятием в хозяйственной деятельности, то расходы на его приобретение будут подлежать амортизации согласно пп.8.1.2 п.8.1 ст.8 Закона о прибыли. Порядок начисления амортизационных отчислений по земельным участкам такой же, как и по другим основным средствам третьей группы основных фондов — амортизация рассчитывается ежеквартально путем произведения нормы отчислений (3,75% на квартал для третьей группы основных средств) на балансовую (то есть остаточную) стоимость группы основных фондов. Необходимо помнить, что согласно п.2 ст.1 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 06.04.99 г. N 568-XIV в 1999 г. к суммам начисленной амортизации применяется коэффициент 0,8.

При этом балансовая стоимость группы основных фондов определяется так:

Б(а) = Б(а — 1) + П(а — 1) — В(а — 1) — А(а — 1), где

Б(а) — балансовая стоимость группы на начало отчетного периода;

Б(а — 1) — балансовая стоимость группы на начало периода, который предшествовал отчетному;

П(а — 1) — сумма расходов, понесенных в связи с приобретением основных фондов, осуществлением капитального ремонта, реконструкций и другими улучшениями основных фондов в течение периода, который предшествовал отчетному;

В(а — 1) — сумма выведенных из эксплуатации основных фондов в течение периода, который предшествовал отчетному;

А(а — 1) — сумма амортизационных отчислений начисленных в периоде, который предшествовал отчетному.

Таким образом, начисление амортизации на приобретенный предприятием земельный участок будет осуществляться начиная со следующего отчетного периода, который наступит после оприходования земельного участка в состав основных фондов предприятия.

Земля как основное средство

Обратившись к современным словарям, мы узнаем, что земля — это «даровые блага природы», природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг: для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, дорог.
Объектами земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.
Приобретаемые организациями земельные участки учитываются в качестве объектов основных средств. О бухгалтерском и налоговом учете земельных участков мы расскажем в этой статье.
Итак, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.
Объектами земельных отношений, как мы уже отметили, являются, в частности, земельные участки. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Образуются земельные участки при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что установлено ст. 11.2 ЗК РФ.
Собственностью юридических лиц, то есть частной собственностью, являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки в соответствии со ст. 25 ЗК РФ возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, предусмотренных законодательством.
Как установлено ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридических лиц осуществляется за плату. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с пп. 20 п. 1 названной статьи госпошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается организациями в размере 7500 руб.
Следует также отметить, что купля-продажа земельных участков имеет особенность, о которой идет речь в ст. 37 ЗК РФ. Эта особенность заключается в том, что объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Рыночная стоимость земельного участка на основании ст. 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Исключение составляют случаи, определенные п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Теперь обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ). Пунктом 3 ст. 129 ГК РФ установлено, что земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле.
Земельные участки на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ отнесены к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, что следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ.
Сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее — Методические указания N 91н).
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в составе основных средств, если он одновременно удовлетворяет следующим условиям:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В учетной политике следует закрепить положение о том, когда принимаются к учету объекты основных средств, требующие государственной регистрации. До того момента, пока на данный объект не зарегистрировано право собственности, у организации нет права учитывать объект на балансе в качестве основных средств, поскольку нарушается принцип имущественной обособленности.
Основные средства в соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен п. п. 8 — 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию.
Фактическими затратами на приобретение земельного участка будут суммы, уплачиваемые продавцу, государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности на земельный участок, а также иные расходы, непосредственно связанные с приобретением земельного участка.
Как отражается приобретение земельного участка на счетах бухгалтерского учета? Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, затраты на приобретение земельного участка отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету счета 08 отражаются и иные затраты, формирующие первоначальную стоимость земельного участка, в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учитываются такие затраты (сумма госпошлины за регистрацию будет отражена по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»).
Сформированная первоначальная стоимость земельного участка при принятии его к учету в качестве объекта основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08.
Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из п. 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности земельные участки.
В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.
В целях исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля не подлежит амортизации. Тем не менее, расходы на приобретение земельных участков можно учесть в целях налогообложения прибыли, если выполняются установленные НК РФ условия. Как вы, наверняка, помните, еще до недавнего времени, а если быть точными, то до 1 января 2007 г. расходы на приобретение земельных участков не учитывались в целях налогообложения прибыли организаций. С внесением изменений в налоговое законодательство, начиная с указанной даты расходами на приобретение права на земельные участки, согласно нормам ст. 264.1 НК РФ, признаются:
— расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках (п. 1 ст. 264.1 НК РФ);
— расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды (п. 2 ст. 264.1 НК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 264.1 НК РФ, в целях налогообложения расходы на приобретение земельных участков можно учесть лишь в том случае, если приобретенные участки находились в государственной или муниципальной собственности.
Для признания расходов на приобретение земельных участков в обязательном порядке должно выполняться одно из двух условий:
— на земельном участке должны находиться здания, строения, сооружения;
— земельный участок должен приобретаться с целью капитального строительства на нем объектов основных средств.
Как сказано в Письме Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/342, целью положений ст. 264.1 НК РФ является создание условий для приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.
Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2015 г. Такие сроки установлены п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В Письме Минэкономразвития России от 15 января 2010 г. N Д23-57 обращено внимание на то, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды не лишает возможности приобрести данный участок в собственность, что предусмотрено п. 2.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Напомним, что согласно названному пункту собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исключительное право на приватизацию земельных участков согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, необходимо учитывать следующее. Установленный п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
То есть если организация не является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, приобрести этот участок организация не может.
Как и кем определяется цена земельного участка?
Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на земельных участках строений, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, о которых идет речь, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка такая цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении его в собственность.
Сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права, что установлено пп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается в данном случае расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

Обратите внимание! Положения п. 3 ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, заключивших договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Такое правило установлено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также указанием даты и времени представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.
Регистрационные действия начинаются с момента приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Специалисты финансового ведомства в Письме Минфина России от 26 июня 2007 г. N 03-03-06/1/403 напомнили налогоплательщикам, что порядок заключения договора купли-продажи земельного участка регламентирован параграфом 7 «Продажа недвижимости» гл. 30 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости.
В Письме отмечено, что гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена лишь государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, а не договора купли-продажи указанного участка.
Сумма расходов на приобретение права на земельные участки по выбору налогоплательщика:
— признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет;
— признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено ст. 264.1 НК РФ. При этом для расчета предельного размера расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.
Выбранный организацией порядок признания расходов на приобретение права на земельный участок должен быть закреплен приказом по учетной политике организации.
Как сказано в Письме Минфина России от 14 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/95, при покупке земельного участка налогоплательщик должен определить, в каком порядке и в течение какого периода времени он будет принимать к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль расходы, и отразить это в учетной политике организации.
Если организация в течение нескольких лет имеет стабильную и высокую прибыль, она может воспользоваться предоставленным ей правом и направить 30 процентов налогооблагаемой прибыли на покрытие расходов, связанных с приобретением земельных участков. При этом она должна отразить в учетной политике для целей налогообложения, в течение какого срока будут погашены эти расходы. Следует отметить, что несмотря на рекомендацию специалистов Минфина п. 3 ст. 264.1 НК РФ не требует при выборе этого способа признания расходов устанавливать период времени, в течение которого расходы на приобретение земельного участка будут погашены.

Пример. Организация, являющаяся собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, приобрела этот участок в собственность. Стоимость земельного участка составила 11 500 000 руб. Документы на регистрацию перехода права собственности на земельный участок поданы в январе 2010 г. В соответствии с учетной политикой организации расходы на приобретение права на земельный участок учитываются в целях налогообложения прибыли равномерно в течение 7 лет. Для признания расходов организация использует метод начисления, отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Поскольку документы на государственную регистрацию права собственности поданы в январе 2010 г., именно с этого момента организация должна учитывать расходы на приобретение земельного участка в целях налогообложения прибыли.
Размер расходов, которые ежемесячно будет учитывать организация, составит 136 904,76 руб. (11 500 000 руб. / 7 лет / 12 месяцев).

Если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой превышает указанный в абз. 1 пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ срок, то расходы на приобретение земельного участка признаются расходами отчетного (налогового) периода в течение срока, установленного договором.
Иными словами, если учетной политикой организации установлено, что расходы на приобретение земельных участков признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение, например, 6-ти лет, а земельный участок приобретен в рассрочку на 8 лет, то несмотря на положение учетной политики расходы следует признавать в целях налогообложения прибыли в течение 8 лет.
В Письме Минфина России от 4 марта 2010 г. N 03-03-06/1/111 был рассмотрен вопрос о том, можно ли учесть расходы на приобретение земельного участка при его реализации при условии, что приобретенный организацией земельный участок относился к категории «земли населенных пунктов с целевым использованием для сельскохозяйственного назначения» и в другие категории не переводился. Как отметили в Письме специалисты Минфина, п. 2 ст. 256 НК РФ установлено, что не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества. При реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 НК РФ, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Таким образом, при реализации земельного участка сельскохозяйственного назначения организация может уменьшить доход от реализации такого земельного участка на цену его приобретения.

Основные средства: признание и классификация

Последние поступления

Сейчас наше профессиональное издание начинает цикл публикаций по бухгалтерскому и налоговому учету основных средств (далее — ОС). На электронных страницах «Интерактивной бухгалтерии» мы обобщим передовой учетный опыт, который поможет нашим читателям систематизировать и проверить свои знания, а также узнать много нового в этой, казалось бы, давно изученной сфере. Поэтому начнем с определения ОС и их налогово-бухгалтерской классификации

Признание ОС в бухучете

Критерии признания ОС. В п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства» прописано:

«Основные средства — материальные активы, которые предприятие/учреждение с целью использования их в процессе производства/деятельности или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он свыше года)».

В дополнение к этому п. 6 П(С)БУ 7 определяет: объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие/учреждение получит в будущем экономические выгоды от его использования и его стоимость может быть достоверно определена.

Кроме того, здесь стоит упомянуть еще одно условие для признания в бухучете ОС, а именно — подконтрольность. Ведь согласно п. 3 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Так, предприятие может контролировать актив только в случае владения правами на получение будущих экономических выгод от его использования и способности ограничивать доступ других субъектов хозяйствования к таким экономическим благам. Как правило, контроль сопровождается наличием права собственности.

Итак, с указанных норм можно выделить следующие критерии для признания ОС:

1) контролируемость;

2) материальность;

3) срок полезного использования (эксплуатации) свыше года или операционного цикла, если он более года;

4) получение в будущем экономических выгод от использования данного актива

5) возможность достоверной оценки;

6) предназначение — использование в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций.

Согласно п. 4 П(С)БУ 7, срок полезного использования (эксплуатации) — это ожидаемый период времени, в течение которого необоротные активы будут использоваться предприятием/учреждением или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием/учреждением объем продукции (работ, услуг).

Дополнительно следует выделить и критерий малоценности. Так, в п. 5.2 П(С)БУ 7 указано: предприятия могут самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА). Косвенно на это указывают п. 2.1 и абз. 1 п. 2.6 р. II Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации № 635).

Таким образом, предприятия самостоятельно устанавливают критерий малоценности. И все активы, стоимость которых ниже данного критерия и которые используются свыше года, в бухучете попадают в ряды МНМА. В свою очередь, те активы, которые используются дольше года и стоимость которых выше критерия малоценности, в бухучете признаются ОС.

Такую стоимостную планку для целей бухучета предприятие устанавливает, как правило, в приказе об учетной политике (см. письмо Минфина Украины от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793). В данном разъяснении указано, что полномочия собственника (собственников) предприятия устанавливать учетную политику реализуется путем определения в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, по которым нормативно-методическая база предусматривает более одного их варианта.

Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен среди прочего определить применение также стоимостных признаков предметов, входящих в состав МНМА. Однако, несмотря на такие в целом дельные советы, нужно помнить, что в бухучете стоимостный критерий рассматривается не как элемент учетной политики, а как учетная оценка. Подтверждает это и письмо Минфина Украины от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004. Поэтому последствия изменения стоимостного критерия будут отображаться в финотчетности «перспективно»: в периоде, в котором произошли данные изменения, и в последующих периодах, без корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало года (п. 8 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).

Единица учета ОС. Согласно п. 7 П(С)БУ 7, единицей учета ОС является объект основных средств.

Объект ОС — это:

  • законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
  • конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного предназначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
  • прочий актив, соответствующий определению основных средств, или часть данного актива, контролируемая предприятием/учреждением.

Это определение приведено в п. 4 П(С)БУ 7. Кроме него, там также указано: если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из таких частей может признаваться в бухучете как отдельный объект основных средств.

К примеру

Здание состоит из различных конструктивных элементов, имеющих разный срок эксплуатации, например: системы отопления — 20 лет полезной эксплуатации, крыши — 15 лет полезной эксплуатации, основной конструкции — 40 лет полезной эксплуатации.

В таком случае предприятие может учитывать каждый конструктивный элемент как отдельный объект основных средств, а может и отражать здание как один объект ОС.

Стоимость признания ОС. Согласно п. 7 П(С)БУ 7, приобретенные созданные ОС зачисляются на баланс предприятия/учреждения по первоначальной стоимости.

Напомним

Первоначальная стоимость — это историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости прочих активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Справедливая стоимость — это стоимость, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.

Первоначальная стоимость объекта ОС состоит из следующих расходов (п. 8 П(С)БУ 7):

  • суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
  • суммы ввозной пошлины;
  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются предприятию/учреждению)
  • расходы по страхованию рисков доставки ОС;
  • расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Заметим: в первоначальную стоимость ОС, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствований, не включаются финансовые расходы, за исключением финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов в соответствии с П(С)БУ 31 «Финансовые расходы».

Определение первоначальной стоимости объекта ОС зависит от способа их поступления на предприятие, в частности, первоначальной стоимостью для:

  • приобретенных и созданных ОС является стоимость их приобретения с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7;
  • безвозмездно полученных ОС — справедливая стоимость на дату получения с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7 (п. 10 П(С)БУ 7);
  • ОС, внесенных в уставный капитал, — согласованная учредителями (участниками) предприятия их справедливая стоимость с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7 (п. 10 П(С)БУ 7);
  • объектов, переведенных в ОС из оборотных активов (запасов), — их себестоимость, определенная согласно П(С)БУ 9 «Запасы» и П(С)БУ 16 «Расходы» (п. 11 П(С)БУ 7);
  • ОС, полученного в обмен на подобный объект, — остаточная стоимость переданного объекта ОС. Если остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного в обмен на подобный объект, является справедливая стоимость переданного объекта с включением разницы в расходы отчетного периода (п. 12 П(С)БУ 7);
  • ОС, приобретенного в обмен (или частичный обмен) на неподобный актив, — справедливая стоимость переданного немонетарного актива, увеличенная (уменьшенная) на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана (получена) во время обмена (п. 13 П(С)БУ 7).

Признание ОС в налоговом учете

Учитывая пп. 14.1.138 НКУ:

«основные средства — материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 грн, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 6000 грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет свыше одного года (или операционного цикла, если он более года)».

Выделим главные характеристики налогового определения ОС и сравним их с бухучетными характеристиками ОС.

1. Материальность. В налоговом учете ОС могут считаться лишь материальные активы. В бухучете в ОС могут попасть также только материальные активы. Поэтому с этим никаких недоразумений быть не должно.

2. Ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации). Для того чтобы претендовать на статус ОС, материальный актив должен быть необоротным. То есть, по ожиданиям управленческого персонала, срок его полезного использования с даты ввода в эксплуатацию должен превышать год (или операционный цикл, если он больше года). В этом аспекте налоговое определение ОС звучит в унисон с бухучетным. К сожалению, этого не скажешь о других критериях.

3. Хоздеятельная направленность активов. Из необоротных материальных активов в налоговые ОС могут попасть только те, которые предприятие планирует использовать в собственной хозяйственной деятельности. Последней считают деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг и направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 НКУ).

Безусловно, претендовать на статус ОС могут не только необоротные материальные активы, которые прямо генерируют (увеличивают) налоговые доходы (например, оборудование, которое сдают в аренду, или автомобиль, которым предоставляют услуги по перевозке груза). Для этого, на наш взгляд, достаточно даже опосредованного участия в процессе хозяйственной деятельности.

Скажем, большинство административных необоротных активов (офисы, офисное оборудование, мебель, служебные автомобили, обслуживающие админперсонал, и т.д.) непосредственно не генерируют дохода. Однако все они обслуживают и обеспечивают деятельность предприятия, целью которой является получение дохода, а следовательно — имеют хоздеятельную направленность. То же касается также объектов, которые непосредственно не увеличивают доход от любого отдельно существующего объекта ОС, но могут быть необходимы для получения доходов от прочих активов предприятия (например, охранные системы, системы видеонаблюдения и т.д.).

Соответственно, необоротные материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика, называют непроизводственными ОС (пп. 138.3.2 НКУ). Данные объекты не считают ОС, и, как результат, расходы на их приобретение (создание) в налоговом учете не амортизируют. Примером непроизводственных ОС являются необоротные материальные активы, которые предприятие содержит исключительно для удовлетворения личных потребностей своих работников или, допустим, учредителей (например, сауны, автомобили или яхты для бесплатной организации их досуга).

В бухучете разделения на ОС и непроизводственные ОС не существует. Независимо от того, где задействован необоротный материальный актив (в производстве или поставке товаров, предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для осуществления административных и социально-культурных функций), в системе П(С)БУ его по определению считают ОС и амортизируют. То есть использование в хоздеятельности не является определяющим фактором бухгалтерской классификации необоротных материальных активов как ОС.

Немного иной подход к данному вопросу демонстрирует международная практика. Так, по определению из § 6 МСБУ 16 «Основные средства» в ОС попадают только необоротные материальные активы, которые «предназначены для использования в производстве или поставке товаров либо предоставлении услуг для предоставления в аренду или для административных целей». Как видим, в нем не нашлось места для социально-культурной функции. Поэтому если материальный объект приобретен именно для этого, его, по сути, нельзя отразить в МСФО-отчетности среди ОС. В случае же если предприятие может продемонстрировать вероятность поступления будущих экономических выгод от такого объекта, его придется признать в составе необоротных активов.

4. Стоимость объекта превышает 6000 грн.

Для того чтобы попасть в налоговые ОС, стоимость приобретенного или созданного необоротного материального актива должна превышать 6000 грн (до 01.09.2015 г. — 2500 грн, до 01.01.2012 г. — 1000 грн). Конечно, речь идет не о какой-то абстрактной стоимости (ценности) объекта для собственника, а о его первоначальной стоимости. То есть с упомянутым критерием надо сравнивать всю сумму расходов, которые формируют первоначальную стоимость объекта ОС.

Поскольку с 01.01.2015 г. из НКУ исключили порядок определения первоначальной стоимости основных средств (как известно, расчет налога на прибыль привязали к бухгалтерскому учету), то сравнивать с 6000 грн следует именно первоначальную стоимость ОС, определенную по правилам П(С)БУ 7. Подробнее — в материалах «Стоимостный предел для признания актива основными средствами повышена с 2500 грн до 6000 грн» газеты № 153/2015 и «Предел 6000 грн для основных средств применяется для приобретенных объектов после 01.09.2015 г.» газеты № 219/2015.

Важно

НДС, начисленный (уплаченный) во время купли (создания) объекта ОС, который согласно р. V НКУ включают в налоговый кредит, не увеличивает первоначальную стоимость объекта ОС (см. п. 8 П(С)БУ 7). Иначе говоря — не участвует в определении суммы расходов, которую сравнивают со стоимостным критерием.

В случае если материальный актив соответствует всем вышеперечисленным критериям, кроме стоимостного (его первоначальная стоимость не превышает 6000 грн), предприятие имеет дело не с налоговым ОС, а с МНМА. С точки зрения классификации необоротных активов, приведенной в НКУ, это прочий необоротный материальный актив (пп. 138.3.4 НКУ).

Если исходить из названия п. 138.3 НКУ, который прописывает налоговые правила амортизации, то им установлен порядок расчета амортизации основных средств или нематериальных активов. О всех остальных необоротных активах он четко не говорит. В пп. 138.3.1 НКУ указано: расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с П(С)БУ или МСФО с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 НКУ.

Обо всех остальных необоротных активах не упоминается, а если учесть ограничения пп. 14.1.138 НКУ, то МНМА за бортом, ведь именно согласно последнему МНМА не попадают в основные средства. Однако далее по тексту п. 138.3 НКУ не говорится о запрете амортизации МНМА. Наоборот, группа 11 — малоценные необоротные материальные активы — приведена в таблице «Минимально допустимые сроки амортизации основных средств и прочих необоротных активов» в пп. 138.3.3 НКУ. Именно такая путаница и способствовала появлению вопросов и сомнений касательно амортизации МНМА в налоговом учете.

Согласно последним разъяснениям налоговиков, МНМА в налоговом учете не амортизируются и, соответственно, разницы, предусмотренные ст. 138 НКУ, по данным активам у плательщика не возникаютсм. разъяснения в подкатегории 102.05 системы «ЗІР» и письмо ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15. Свою позицию по этому вопросу мы изложили в материалах «Амортизировать ли в налоговом учете МНМА» газеты № 92/2016 и «Можно ли амортизировать МНМА в налоговом учете» газеты № 132/2016.

Заметим: в отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете плательщик не имеет права самостоятельно менять стоимостный критерий (6000 грн), которым надежно разграничены налоговые МНМА и ОС благодаря определению последних с пп. 14.1.138 НКУ.

Таким образом, напрашивается следующий вывод: все «налоговые» МНМА (необоротные материальные активы, предназначенные для использования в хоздеятельности и со стоимостью не более 6000 грн) в бухучете классифицируются как полноценные ОС (если в бухучете стоимостный критерий по отнесению к МНМА совпадает с налоговым, они окажутся на субсчете 112). Соответственно, к ним применяют положения П(С)БУ 7.

С основными характеристиками ОС мы разобрались. Осталось пройтись по исключениям.

Определение ОС (пп. 14.1.138 НКУ) специальным предостережением (см. цитату определения) выводит из данной категории:

  • землю;
  • незавершенные капитальные инвестиции;
  • автомобильные дороги общего пользования;
  • библиотечные и архивные фонды;
  • материальные активы, стоимость которых не превышает 6000 грн;
  • непроизводственные ОС;
  • нематериальные активы.

Данные активы ни при каких обстоятельствах не могут считаться налоговыми ОС.

В бухучете же из вышеперечисленного в ОС не попадают только незавершенные капитальные инвестиции.

Напомним: капитальными инвестициями в необоротные материальные активы считают расходы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в т.ч. необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудования для монтажа), осуществляемые предприятием (п. 4 П(С)БУ 7).

А вот земля в бухучете, хотя и считается ОС, однако ее стоимость не амортизируют так, как стоимость природных ресурсов (п. 22 П(С)БУ 7).

Подытожим

Если приобретенный актив соответствует всем вышеуказанным критериям (материальность, ожидаемый срок полезного использования, хоздеятельная направленность, стоимостный критерий) и не относится к исключениям, он попадает в налоговые ОС.

Кроме того, данный объект будет классифицирован как ОС и в бухгалтерском учете, ведь бухучетное определение данного понятия шире. Все это означает, что налоговый учет таких активов регулирует, в частности, ст. 138 НКУ, а бухгалтерский — П(С)БУ 7.

Удостоверившись, что приобретенный объект является налоговым ОС, для него необходимо правильно выбрать группу. Это очень ответственный момент. Ведь от групповой прописки объекта зависит минимально допустимый срок полезного использования объекта, который нужно учитывать при его налоговой амортизации.

Далее ознакомимся с классификацией групп ОС и прочих необоротных активов, предложенной в пп. 138.3.3 НКУ. Заметьте, такое разделение основывается на определении ОС из пп. 14.1.138 НКУ.

Налоговая классификация ОС и прочих необоротных активов

Таблица 1

Основные средства

Номер группы

Название и определения по НКУ (при наличии)

Минимально допустимый срок полезного использования, лет

Бухгалтерская классификация

2

Капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством

Согласно пп. 14.1.75 НКУ, земельное улучшение — результаты каких-либо мероприятий, которые приводят к изменению качественных характеристик земельного участка и его стоимости.

К земельным улучшениям относятся материальные объекты, расположенные в пределах земельного участка, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также результаты хозяйственной деятельности или проведение определенного вида работ (изменение рельефа, улучшение почв, размещение посевов, многолетних насаждений, инженерной инфраструктуры и т.д.).

субсчет 102

3

Здания

Согласно пп. 14.1.15 НКУ, здания — земельные улучшения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных (несуще-ограждающих) конструкций, образующих наземные или подземные помещения, предназначенные для проживания или пребывания людей, размещения имущества, животных, растений, сохранения прочих материальных ценностей, производства экономической деятельности

субсчет 103

Сооружения

Согласно пп. 14.1.238 НКУ, сооружения — земельные улучшения, не относящиеся к зданиям и предназначенные для выполнения специальных технических функций

субсчет 103

Передаточные устройства

Согласно пп. 14.1.143 НКУ, передаточные устройства — земельные улучшения, созданные для выполнения специальных функций по передаче энергии, вещества, сигнала, информации и т.п. любого происхождения и вида на расстояние (линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы, тепловые и газовые сети, линии связи и т.д.)