Отказ границ земельного участка образец

Спор при согласовании местоположения границ земельного участка

Здравствуйте. Не могли бы вы помочь нам с юридической консультацией!? К сожалению, самостоятельно, без вашей правовой помощи, нам не обойтись.

Я являюсь собственником земельного участка в садоводстве. У меня есть кадастровый план, в котором указан кадастровый номер участка. Кроме этого, указано, что границы участка точно не определены, и подлежат уточнению. Недавно, наш сосед стал проводить межевание своего земельного участка. Для этого, он заказал у землеустроительной организации изготовление новых чертежей. Этот чертеж был подготовлен и предъявлен мне вместе с актом о согласовании местоположения границ.

После того, как я ознакомилась с этими документами, я пришла к выводу, что сосед вместе с землеустроительной организацией попытался изменить границу нашего участка. Новая граница участка стала проходить чуть ли вплотную вдоль моего дома.

Уважаемые сотрудники юридической компании, посоветуйте, что мне делать в подобной ситуации. Подписать такой акт согласования местоположения границ я не могу.
Светлана, Санкт-Петербург

Ответ юриста

Уважаемая Светлана! Ваш случай не уникален. Он встречается достаточно часто среди владельцев и собственников садовых участков. Причин этому много. Иногда границы участков четко не определены из-за халатного отношения должностных лиц садоводства к своим обязанностям, а иногда и сами землевладельцы злоупотребляют своими правами и пытаются увеличить площадь своих участков за счет соседей.

Юридическая консультация в данном случае вам необходима очная, а не виртуальная. В любом случае, мы вам рекомендуем не подписывать Акт согласования местоположения границ земельных участков, и обязательно написать мотивированный отказ, и потребовать приобщить его к материалам землеустроительного дела.
Примерный образец мотивированного отказа от согласования местоположения границ мы приводим ниже.

МОТИВИРОВАННЫЙ ОТКАЗ

от согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Призерский район, МО Н-ское сельское поселение, массив Южный, уч.110

Уважаемый владелец земельного участка № 110, И-ов Сергей Васильевич, настоящим уведомляем вас о том, что я, М-ов Виктор Андреевич, собственник земельного участка № 131, отказываю вам в согласовании местоположения границ вашего земельного участка №110, по следующим причинам:

Представленный мне для согласования границ «Чертеж границ земельного участка № 110» составлен не правильно и нарушает мои права собственника. А именно:

  • Представленный чертеж не соответствует правоустанавливающим документам на земельный участок №110.
  • Площадь участка №110, указанная в чертеже, не соответствует площади участка, указанной в вашем Свидетельстве о собственности на данный земельный участок (серия РФ IX – ЛО 36517 № 754035). Площадь участка в Свидетельстве указана значительно меньшего размера, чем площадь, указанная в Чертеже. Следовательно, у меня есть все основания полагать, что вы увеличили площадь своего участка за счет площади моего участка.
  • Из представленного вами чертежа следует, что граница между нашими участками была вами в одностороннем порядке изменена. Кроме того, измененная вами граница между нашими участками нарушает установленные технические требования и нормативы прилегания строений к границам.
  • Представленный вами чертеж земельного участка не соответствует чертежам земельных участков (№110 и №131), которые были выданы ранее и являются обязательными приложениями к Свидетельствам о собственности на землю. Помимо всего прочего, новый чертеж земельного участка №110 не соответствует фактическому положению границ наших участков и исполнен с существенными нарушениями в части привязки к местности.
  • Представленный вами АКТ согласования границ по форме и содержаний не отвечает требованиям законодательства. В частности, в Акте в качестве председателя правления садоводства указана П-ва Л.А., которая в действительности не занимает эту должность.

На основании вышеизложенного, я, М-ов Виктор Андреевич, отказываю вам в согласовании местоположения границ вашего земельного участка №110.

Также информирую вас о нижеследующем:

Наличие разногласий при согласовании местоположения границы земельного участка является безусловным основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка. Участок не может быть поставлен на кадастровый учет до тех пор, пока земельный спор не будет урегулирован либо в суде, либо во внесудебном порядке путем переговоров.

Статья 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Статья 40 указанного закона гласит: Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (ст. 64 Земельного кодекса).

Таким образом, Уважаемый К-ов Сергей Васильевич, принимая во внимание наличие между нами разногласий по поводу границы наших земельных участков, положение границ вашего участка не может считаться согласованным, следовательно, вам должны отказать в постановке земельного участкам на государственный кадастровый учет.

Из всего вышеизложенного следует, что разногласия по поводу местоположения границы земельного участка носят характер земельного спора, который подлежит рассмотрению в суде.

Использование материалов возможно только с разрешения администрации сайта юридической фирмы «Юрисконсульт».

Возражения на иск по определению границ земельного участка

Адвокат по земельным спорам 8(495) 664-55-96

Внимание! Это образец.
Он не может быть применен ко всем делам

В Видновский городской суд МО
Истцы: Д.Н.А.
г.Москва, Мичуринский пр., Олимпийская дер., д.5
Д.Г.А.
г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.48, кв.31
Ответчик: Х.С.Л.
г.Москва, ул.Братеевская
Третье лицо:
ФБУ КП по МО
МО, Одинцовский район, р.п. Новоивановское. Ул.Агрохимиков, д.6а

ХОДАТАЙСТВО
о замене ненадлежащего Ответчика

По существу заявленных исковых требований об исправлении кадастровой ошибки и определении места расположения смежной границы земельного участка сторона Ответчика желает пояснить следующее:

Действительно, в августе 2013 г. Истцами, а также Ответчиком для определения границ земельного участка были заключены договора с ООО «М.». Соответствующие геодезические работы были выполнены, границы со смежными землепользователями согласованы, споров ни с одним из них ни у Истцов, ни у Ответчика не имелось. По результатам работ были изготовлены 2 межевых плана – один на земельный участок Истцов, (далее «ЗУ И.»); другой – на земельный участок Ответчика, (далее «ЗУ О.»). Земельные участки согласно фактическим границам и межевым планам имеют одну общую границу.

Ответчик в соответствии с законом, одновременно с Истцами, обратился в ФБУ КП. по МО для регистрации границ земельного участка. Решением ФБУ КП. по от 20.09.2013 г. «Об отказе в учете изменений объекта недвижимости» установлено, что граница ЗУ Ответчика пересекает границу ЗУ И., в связи с чем отказано в государственном учете изменений сведений о местоположении границы и площади земельного участка (приложение №1).

Такой же отказ был получен Истцами. Однако в основаниях отказа в регистрации границ, помимо пересечения границ участка с ЗУ О., значилось также: «площадь земельного участка, заявленного к кадастровому учету в связи с исправлением кадастровой ошибки, увеличивается на 15 кв.м.».

Таким образом, помимо одинакового основания отказа в регистрации границ ЗУ О. и ЗУ И. в сентябре 2013 г., в решении об отказе в регистрации ЗУ И. значилось также указание на увеличение площади ЗУ И. за счет дополнительной площади.

Согласно межевым планам данная дополнительная площадь не имеет общих границ с ЗУ О.

Позднее, Ответчик вновь обратился в ООО «М.» для подготовки нового межевого плана и исправления ранее допущенных ошибок. После проведения геодезических работ, согласования границ с собственниками прилегающих участков, новый межевой план был изготовлен (приложение №2) и подан для регистрации в ФБУ КП.. Решением от января 2014 г. изменения сведений о местоположении и/или площади ЗУ О. были утверждены, 19.01.2014 г. был выдан кадастровый паспорт на земельный участок (приложение №3, №4).

В настоящее время ЗУ О. имеет зарегистрированные в соответствии с законом границы и площадь. Смежные с ЗУ И. границы ЗУ О. Истцом фактически не оспариваются, де-юре являются установленными межевым планом от, подготовленным Ответчиком и решением ФБУ КП. по МО от января 2014 г. .

Исходя из решения ФБУ КП. предметом правопритязаний Истцов фактически является определение и включение в границы ЗУ И. спорной дополнительной площади в 15 кв.м, которая не имеет никакого отношения к ЗУ О., равно как не имеет с ним каких-либо, в т.ч. спорных, границ.

Таким образом, спорные правоотношения между Истцами и Ответчиком о границах их земельных участков отсутствуют. Истцами не заявлено требований о признании недействительным Решения ФБУ КП. от января 2014 г. в отношении границ земельного участка Ответчика. Спор о принадлежности площади в 15 кв.м, либо о включении этой дополнительной площади в границы ЗУ Истцов должен разрешаться с собственниками прилегающих к этой доп.площади участков. Участие Ответчика Х.С.Л. в настоящем судебном разбирательства без необходимых к тому оснований влечет издержки для него.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 41 ГПК РФ,

Публикации

А я не подпишу! Акты согласования границ земельного участка все чаще становятся инструментом вымогательства

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Ситуации возникают самые разнообразные. Например, крупная деве­лоперская компания приобретает в центре города большой земель­ный участок, границы которого прилегают к границам участка, на котором расположен небольшой домик или гараж. Но когда подни­мается вопрос о проведении межевания земельного участка и согла­сования границ со смежным земле­пользователем, девелоперская компания сталкивается не с обы­чным гражданином — хозяином постройки, а с профессиональным юристом или наделенным властью чиновником, который согласен подписать необходимый акт, но — на «определенных условиях». Схема примерно одна и та же, меняются лишь действующие лица. Показательный случай произо­шел в 2006 году в Московской обла­сти. По версии следствия, глава сельского поселения не подписы­вал акт согласования до тех пор, пока ООО «ТДМ» (организация, желающая поставить на кадастро­вый учет свой земельный участок) не заключило договор купли-про­дажи земельного участка размером 7 га с его супругой. В отношении чиновника в итоге было возбужде­но уголовное дело.

Возникают закономерные вопросы: неужели законодатель­ством не предусмотрен способ избежать шантажа? как быстро и правильно преодолеть противо­действие?

Судиться или смириться?

1 марта 2008 года вступил в силу новый ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который, в частности, был призван ликвиди­ровать имеющиеся нормотворческие пробелы при постановке объектов недвижимости на када­стровый учет. К сожалению, он не устранил всех подводных камней, о которые может «споткнуться» физлицо или организация, желающие внести сведения об объекте недви­жимости в государственный кадастр.

Сегодня для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо представить в территориальное управление Федерального агентства кадастра (далее — Кадастровая палата) заяв­ление с приложением документов, состав которых определен ст. 22 вышеупомянутого закона (в част­ности, это межевой план, неотъем­лемой частью которого является акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями).

Законом предусмотрено три результата согласования границ:

  • смежный землепользователь подписывает акт;
  • смежный землепользова­тель, уведомленный надлежащим образом, не подписывает акт, о чем в этом акте делается соответствую­щая отметка. Этот случай говорит о безразличии соседа к границам своего и смежного земельных участков и толкуется как согласие;
  • смежный землепользователь отказывает в согласовании границ, о чем также делается соответствую­щая отметка в акте.

С первыми двумя вариантами сложностей нет: межевой план бла­гополучно утверждается. С третьим же вариантом возникают большие проблемы, решения которых зако­ном не предусмотрено.

В соответствии с Постановле­нием Правительства РФ «О Феде­ральном агентстве кадастра объек­тов недвижимости» межевые дела утверждает Кадастровая палата. Она наделена широким кругом полномочий, в том числе возмож­ностью проводить государствен­ную экспертизу документов, пра­вом запрашивать и получать необ­ходимые сведения. И, например, в случае, когда смежный землеполь­зователь обосновывает свой отказ в согласовании границы несуще­ствующим документом, представи­тели этого органа легко могли бы проверить законность такого дей­ствия. (Также целесообразно было бы законодательно обязать смеж­ного землепользователя предоста­влять копии документов, которыми он подтверждает свой отказ. Такая обязанность отбила бы у большин­ства недобросовестных соседей желание зарабатывать легкие день­ги — не каждый решится на поддел­ку документов.)

В нынешней же ситуации, полу­чив межевое дело с отказом, Када­стровая палата, как правило, просто не утверждает межевой план, пре­доставляя сторонам возможность отстаивать свою позицию в суде. Однако перспектива длительного судебного разбирательства отпуги­вает некоторых собственников, и они предпочитают «полюбовно» разобраться со «смежниками», удо­влетворив их аппетиты.

Тех же, кто обратился в суд, ждут свои подводные камни. Дело в том, что законодательством не предус­мотрен какой-либо определенный способ защиты в такой ситуации, и лицо, подавшее иск, рискует полу­чить отказ в удовлетворении заяв­ленных требований.

Практика на этот счет весьма противоречива. Федеральные арбитражные суды некоторых округов в своих постановлениях (см., в частности, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.09.2007 по делу №КА-А41/8261-07; Поста­новление Федерального арбитраж­ного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу №Ф04-3727/2007) допускают возмож­ность понуждения смежного земле­пользователя к согласованию. В то же время в постановлениях Феде­рального арбитражного суда Севе­ро-Кавказского округа (см., напри­мер, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказ­ского округа от 17.06.2008. по делу №Ф08-29б 1/2008; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2008) приведены аргументы, свидетельствующие о невозможно­сти удовлетворения такого требо­вания. Главный из них — в соответ­ствии с законом согласование акта является правом, а не обязанно­стью.

В Законе о кадастре говорится, что отказ в согласовании границ является неотъемлемой частью акта согласования границ земель­ного участка и подшивается к нему. В свою очередь, акт согласования должен быть подшит в межевой план. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не допус­кает возможности составления нового акта согласования, который смежный землепользователь должен будет подписать по реше­нию суда.

Что и от кого требовать

Итак, с каким же иском необходимо обращаться в суд? В данной ситуа­ции наиболее уместно обжалова­ние отказа в утверждении межевого плана со стороны Кадастровой палаты — в этом случае суд будет исследовать законность ее дей­ствий (бездействия): ведь именно Кадастровая палата приняла реше­ние об отказе, нарушив права лица, обратившегося за утверждением межевого плана. Правда, заявление такого иска еще не гарантирует успешного исхода. Для выяснения всех обстоятельств суд будет обязан привлечь к участию в деле смежно­го землепользователя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. В рамках такого рода дел проверяют­ся основания приобретения спор­ных земельных участков, а также все документы, на которые ссы­лаются стороны, то есть разреша­ется земельный спор.

Обжалование действий органа кадастрового учета более целесо­образно и с точки зрения после­дующего исполнения судебного решения. Признав действия када­стровой палаты незаконными, суд обяжет ее утвердить межевой план. Являясь государственной структу­рой, Кадастровая палата не сможет затянуть или затруднить принуди­тельное исполнение судебного акта, поскольку согласно ст. 315 Уголовного кодекса неисполнение судебного акта грозит госслужа­щим уголовной ответственностью.

В случае, когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться на очень долгое время — особенно в том случае, если горе-сосед целена­правленно отказывается от согла­сования, планируя подзаработать на этом.

Отказ границ земельного участка образец

Документ : Установление границ земельного участка

Установление границ земельного участка

Споры между владельцами (пользователями) соседних земельных участков возникают исконно, они являются одними из самых распространенных видов земельных споров. Как правило, причинами конфликтов являются нарушения правил добрососедства и определения пределов соседних земельных участков.

На практике очень часто возникают проблемные ситуации, когда сосед отказывается от подписания акта землепользования и согласования пределов земельного участка без всяких причин, что делает невозможным должное оформление «земельной документации». Автор этих строк как практикующий юрист довольно часто представляет интересы той или иной стороны и с данной проблемой знаком непонаслышке. Итак, что делать в таком случае?

Законодательная база и полномочия
территориальных громад в разрешении споров

Обратимся к действующему законодательству.

Собственность на землю — экономическая категория, отражающая процесс приобретения земельных богатств отдельными субъектами (гражданами и юридическими лицами, государством, территориальными громадами). В правовом государстве процесс отчуждения земельных участков в пользу отдельных субъектов носит упорядоченный характер и регулируется правовыми средствами. Главенствующая роль среди этих средств принадлежит таким категориям, как право собственности и иные вещные права, законодательно признаваемые за правообладателями земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 106 ЗК Украины собственник земельного участка имеет право требовать от собственника соседнего земельного участка содействия в установлении твердых границ, а также восстановлении межевых знаков в случаях, когда они исчезли, переместились или стали невыраженными. При осуществлении межевки владелец земельного участка реализует свое право. Однако такое участие является также обязанностью каждого из соседних владельцев и землепользователей, ведь приступать к использованию земельного участка до установления его пределов в натуре (на местности) запрещается.

По общепризнанным нормам, владельцы и землепользователи смежных земельных участков должны жить по правилам добрососедства, то есть обязаны сотрудничать при совершений действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них, не нарушать законные права друг друга (ст.ст. 91, 96, 103 ЗК Украины). Отказ в согласовании пределов земельного участка может помешать другому лицу (соседу) в оформлении прав на земельный участок.

Так в какие компетентные органы обратиться? Кто может помочь развязать конфликт с соседом, который не хочет подписывать Акт установления и согласования пределов земельного участка?

Гражданин или юридическое лицо, признанное собственником земельного участка, вправе владеть им и иметь в наличии. Чтобы осуществлять такое владение, субъект должен иметь земельный участок как реальность. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка и имеющие на это законное право, подают об этом заявление органам государственной власти или органам местного самоуправления, в ведении которых находятся земельные участки.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЗК Украины органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно пределов земельных участков, которые находятся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства.

Такими органами местного самоуправления, к полномочиям которых относится решение земельных споров, являются исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов (ч. 1 ст. 33 Закона о местном самоуправлении). Законодатель в указанной норме установил правило, в соответствии с которым, к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, в частности, относятся:

— собственные (самоуправляемые ) полномочия:

— подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по установлению ставки земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, изъятию (выкупу), а также предоставлению под застройку и для других нужд земель, находящихся в собственности территориальных громад; определение в установленном порядке размеров возмещения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности за загрязнение окружающей среды и других экологических убытков; установление платежей за пользование коммунальными и санитарными сетями соответствующих населенных пунктов;

— взимание платы за землю;

— осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизводством лесов;

— регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей;

— координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

— решение земельных споров в порядке, установленном законом;

— организация и осуществление землеустройства, согласование проектов землеустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о местном самоуправлении установлен круг вопросов, которые решаются районными и областными советами исключительно на их пленарных заседаниях.

Так, исключительно на пленарных заседаниях районного, областного совета решаются вопросы создания, избрания и ликвидации постоянных и других комиссий совета, изменения их состава, избрания председателей комиссий. То есть для разрешения земельных разногласий создается специальная комиссия.

Лицо, заинтересованное в решении земельного спора, может обратиться в такую комиссию с заявлением о невозможности согласования пределов земельного участка в натуре в связи с отсутствием смежных землепользователей, непредставлением ими согласия на согласование или по иным причинам. При наличии такой просьбы (заявления) и других необходимых документов этот спор рассматривается коллегиально комиссией по вопросам землепользования, а при необходимости совместно с другими комиссиями, например, с комиссией архитектуры, градостроения и охраны исторической среды. На заседании комиссии (комиссий) могут присутствовать стороны, собственники и землепользователи смежных земельных участков, между которыми возник спор.

Если при рассмотрении земельного спора будет доказано, что отказ соседа о согласовании пределов является безосновательным или действительно невозможно подписание Акта из-за отсутствия смежных собственников или землепользователей, то комиссией принимается решение о необходимости подписания Акта соседом или, соответственно, о согласовании пределов земельного участка без подписей смежных владельцев или землепользователей. Протокол комиссии прилагается к Акту установления и согласования пределов земельного участка и далее документы оформляются в общем порядке.

Однако решение органа местного самоуправления не является окончательным, потому что нет механизма его принудительного исполнения. Иными словам, вывод комиссии по вопросам землепользования имеет рекомендательный, а не императивный характер.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В таком случае, если рассмотрение земельного спора соответствующим органом местного самоуправления не принесло позитивного результата, то лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права на землю.

Возвращаясь к вышеупомянутой ст. 158 ЗК Украины, отметим, что, согласно ч. 2 данной статьи, исключительно судом решаются споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что суды, как правило, удовлетворяют исковые заявления к смежному собственнику или землепользователю, который безосновательно уклоняется от согласования пределов земельного участка, или же по другим объективным основаниям. В таких случаях суды исходят из необходимости защиты законных прав и интересов субъекта землепользования, который просит согласовать пределы его земельного участка, ведь, как отмечалось выше, к этому корреспондирует обязанность владельца соседнего земельного участка, предусмотренная ст. 106 ЗК Украины.

Установление пределов земельного участка
в натуре (на местности) и межевые знаки

Рассматривая вопросы о земельных спорах, следует обратить внимание на алгоритм действий по установлению пределов земельного участка в натуре (на местности).

В соответствии с положениями Инструкции N 376 установление (восстановление) пределов земельного участка осуществляется с целью определения в натуре (на местности) метрических данных земельного участка, в том числе местоположения поворотных точек его пределов и их закрепления межевыми знаками.

Ранее этот вопрос не был конкретно определен, хотя владельцы земельных участков расписывались за получение каких-то виртуальных межевых знаков. Однако все же те — ранее «установленные» виртуальные межевые знаки или просто колышки, согласно Инструкции N 376, являются действительными и подлежат замене только при добровольном обращении владельца (пользователя) земельного участка соответственно за отдельную плату.

В соответствии с Инструкцией N 376 комплекс работ по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) включает:

— топографо-геодезические, картографические работы и работы по землеустройству;

— составление и оформление материалов технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности);

— установление границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепление их межевыми знаками. Топографо-геодезические, картографические работы и работы по землеустройству выполняются, а результаты этих работ оформляются согласно Закону N 353, Закону о землеустройстве, Инструкции N 56. Границы земельного участка в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками конкретно установленных видов.

Каждый межевой знак имеет номер, который не повторяется на всей территории Украины и состоит из десяти символов, из которых:

— первые три — арабские цифры;

— четвертый — буква украинского алфавита;

— последние шесть — арабские цифры.

Выбор вида межевого знака осуществляется владельцем (пользователем) земельного участка с учетом местных климатических и физико-геологических условий. Понятно, что и цена имеет немаловажное значение. Наиболее дешевыми считаются пластиковые знаки.

Межевые знаки устанавливаются в поворотных точках границ земельного участка, но не реже чем через 200 м. Минимальное расстояние между межевыми знаками в поворотных точках границ земельного участка не должно быть менее 1 м. Установление межевых знаков осуществляется таким образом, чтобы обеспечить возможность их сохранности и создать по возможности минимум препятствий для движения пешеходов и транспортных средств.

В местах, где установка межевых знаков может создавать неудобство в использовании земель сельскохозяйственного назначения, межевые знаки закладываются на глубину не менее 0,65 м от поверхности земли (грунта). Границы земельных участков, которые выделяются владельцам земельных частей (паев) в натуре (на местности) и которые будут использоваться их владельцами самостоятельно, закрепляются межевыми знаками каждая отдельно. Если же их владельцы или иные лица будут использовать участки единым массивом, то их закрепляют межевыми знаками по окружной границе единого массива.

Следует отметить, что межевые знаки не устанавливаются:

— в общих поворотных точках границ сопредельных земельных участков, на которые ранее были установлены межевые знаки. В таких случаях ранее установленный межевой знак используется для описания каждого сопредельного земельного участка (сопредельных земельных участков) в составе соответствующей документации по землеустройству;

— в местах, где их установка невозможна (на водных объектах, при запрете производства земляных работ). В таком случае поворотные точки границ земельного участка могут обозначаться маркированием краской;

— по желанию владельца (пользователя) — в случае если границы земельных участков совпадают с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами, лесными полосами, путями, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами и т. п.). Межевые знаки можно дополнительно привязывать путем проведения линейных промеров к углам домов и сооружений, центров люков обзорных колодцев, опор линий электропередачи и связи. Закрепление межевыми знаками границ земельного участка осуществляется исполнителем в присутствии владельца (пользователя) земельного участка, владельцев (пользователей) сопредельных земельных учас-тков или уполномоченных им (ими) лиц.

Уведомление владельцев (пользователей) сопредельных земельных участков о дате и времени проведения работ по закреплению межевыми знаками границ земельного участка осуществляется исполнителем заранее, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала работ. Уведомление направляется заказным письмом, курьерской почтой, телеграммой или при помощи иных средств связи, которые обеспечивают фиксацию уведомления.

Владельцы (пользователи) сопредельных земельных участков, местожительство или местонахождение которых неизвестно, уведомляются о времени проведения работ через объявление в печати по местонахождению земельного участка. За все это владелец участка должен будет заплатить исполнителю.

Закрепление межевыми знаками границ земельного участка в натуре (на местности) может осуществляться при отсутствии владельцев (пользователей) сопредельных земельных участков в случае их неявки, если они были надлежащим образом уведомлены о времени проведения работ, о чем отмечается в акте приема-передачи межевых знаков на хранение.

Границы других земельных участков, вкрапленных в земельный участок, устанавливаются и закрепляются межевыми знаками в том же порядке, как и внешние границы такого земельного участка.

Передача межевых знаков на хранение владельцу (пользователю) земельного участка осуществляется по акту приема-передачи межевых знаков на хранение.

Расходы по установлению сопредельных границ несут владельцы земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

Восстановление границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется при полной или частичной утере в натуре (на местности) межевых знаков, при их повреждении, которое делает невозможным использование межевых знаков, а также при рассмотрении земельных споров между владельцами (пользователями) сопредельных земельных участков.

Владелец земельного участка имеет право потребовать от владельца соседнего земельного участка содействия в установлении твердых границ, а также в восстановлении межевых знаков, если они исчезли, переместились или стали невыразительными. Восстановление границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется на основании ранее разработанной и утвержденной, в соответствии со ст. 186 ЗК Украины, документации по землеустройству.

При отсутствии такой документации разрабатывается техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности).

В случае невозможности выявления реальных границ установка их осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка установить невозможно, то каждому выделяется одинаковая по размерам часть спорного участка. В случае если такой способ определения границ не согласуется с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Таким образом, при возникновении сложностей с согласованием пределов земельного участка, подписанием Акта установления и согласования пределов земельного участка можно смело обращаться в суд. Однако в любом случае, принимая во внимание необходимость мирного сосуществования соседей, автор данных строк советовал бы находить более позитивные методы решения спорных вопросов.

Список использованных документов

ЗК Украины — Земельный кодекс Украины

Закон N 353 — Закон Украины от 23.12.1998 г. N 353-XIV «О топографо-геодезической и картографической деятельности»

Закон о землеустройстве — Закон Украины от 22.05.2003 г. N 858-IV «О землеустройстве»

Закон о местном самоуправлении — Закон Украины от 21.05.1997 г. N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине»

Инструкция N 56 — Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГКНТА-2.04-02-98), утвержденная приказом Укргеодезкартографии от 09.04.1998 г. N56

Инструкция N 376 — Инструкция об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знаками, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 18.05.2010 г. N 376

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов», N 45 (879),
1 ноября 2012 г.
Подписной индекс 40783

Подготовка заявления на отказ от земельного участка

Если по каким-либо причинам хозяин земельного участка не хочет проводить в его пределах надлежащие работы или не желает платить налог за пользование имуществом, он имеет право отказаться от объекта. Процедура выполняется в строгом соблюдении положений действующего законодательства. Для осуществления действия потребуется оформить заявление.

Дополнительно разрешается использовать образец бланка для заполнения. Рассмотрение заявки осуществляется в течение 30 дней. Затем гражданин узнает решение. Если оно положительное, будут приведены определенные процедуры для отречения от конкретной территории.

Чтобы выполнить действие, необходимо наличие ряда специфических знаний. Получить их можно, ознакомившись с положениями действующего законодательства и изучив актуальную информацию по теме. Своевременный анализ данных позволит упростить оформление отказа от участка.

В каких случаях это необходимо

Гражданин, владеющий участком, имеет право распоряжаться им по собственному усмотрению. Однако на хозяина надела возлагаются определенные обязательства. Он обязан не только использовать землю по целевому назначению, но и своевременно вносить налог.

Реализация заброшенного участка может быть связана с затруднением в поиске покупателя. Если хозяину недвижимости по каким-либо причинам недоступны прочие варианты отчуждения участка, он имеет право отказаться от владения землей. Порядок осуществления действий зафиксирован в статье 53 Земельного кодекса РФ. Дополнительно процедура регламентируется статьей 236 Гражданского кодекса РФ.

До внесения изменений в законодательство земли, от которых отказался владелец, признавались бесхозными. За бывшим хозяином территории сохранялась потребность в уплате налога до появления нового владельца недвижимости.

Подобное приносило пользу для государства. Если в течение года никто не брал землю в аренду или не приобретал её, площадь переходила в собственность муниципалитета. Только в этой ситуации бывший владелец недвижимости избавлял себя от обязанности внесения налога.

Образец заявления об отказе от права собственности на земельный участок

Требуемая документация

Перед обращением в уполномоченный орган потребуется подготовиться. В частности нужно собрать необходимый перечень бумаг.

Гражданин обязан предоставить следующие документы:

  • заполненное в соответствии с правилами заявление на отказ от недвижимости;
  • документы, подтверждающие наличие права собственности на объект;
  • гражданский паспорт заявителя;
  • выписка из БТИ, если на территории земельного участка возведены постройки;
  • кадастровый паспорт вместе с планом границ земли;
  • квитанция, подтверждающая внесение госпошлины.

Все документы предоставляются в виде копии. Исключением является заявление. Оно необходимо в оригинале. Составляя документ, можно использовать образец заявления на отказ от земельного участка.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Отсылка к закону и порядок действий

Проведение процедуры регламентирует статья №44 земельного кодекса РФ и статья №235 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ними гражданин, который больше не хочет владеть участком, должен выполнить следующие действия:

  1. Подготовить пакет документов в соответствии с требованиями, выполнить заполнение заявки и обратиться в Росреестр.
  2. Предоставить необходимые документы. Получив бумаги, сотрудники учреждения рассмотрят заявку. Если нарушения отсутствуют, будет произведено принятие заявки в обработку.
  3. Когда заявление принято, гражданину будет предоставлен акт, содержащий перечень бумаг и порядковый номер заявки.

Пример заявления на отказ от земельного участка

Чтобы государственный орган согласился принять заявку, она должна быть оформлена правильно. В документе должны присутствовать обязательные сведения.

Порядок и документы для приватизации садового участка в 2018 году перечислены далее.

Заполняя заявку, предстоит указать следующие данные:

  • Государственный орган, в который осуществляется обращение.
  • Сведения о лице, подающем заявку. В документе предстоит указать ФИО, место жительства или пребывания.
  • Данные об участке. В тексте документа предстоит зафиксировать площадь в квадратных метрах, адрес недвижимости и ее кадастровый номер.
  • Дата написания заявления и подпись.

Дополнительно в заявке фиксируется полный перечень документов, дополняющих ее. Бумаги прописываются в списке приложений.

Образец паспорта гражданина РФ

Общие условия

Чтобы получить права на осуществление процедуры отказа от земельного участка, нужно соблюдать обязательные условия. Их перечень зафиксирован в земельном кодексе РФ.

В нём говорится, что:

  • Если гражданин написал заявку об отказе от недвижимости, он лишается права собственности на участок.
  • Гражданин лишается права на территорию не с момента написания заявления, а с даты государственной регистрации факта прекращения права.
  • Если человек обладает правом бессрочного пользования земельного участка, чтобы отказаться от него, нужно подать заявление в исполнительный орган власти. В дополнение к заявке в 2018 году нужно приложить пакет документации.
  • Получив документ, уполномоченный орган рассмотрит заявку и приложенный перечень. Действие выполняется в течение 30 дней с момента подачи бумаг.
  • Если получено заявление на отказ от земельного участка, уполномоченные сотрудники исполнительного органа в течение недели обращаются в налоговый орган и сообщают о решении, принятом гражданином.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Как провести оформление

Особенности проведения процедуры напрямую зависят от вида права хозяина объекта на земельный участок. Недвижимость может находиться в собственности или использоваться на основании постоянного бессрочного пользования. Если гражданин является хозяином участка, обращаться необходимо в Росреестр.

Перед визитом в учреждение, потребуется подготовить пакет документов и заявку. Если недвижимость была внесена в Росреестр, предоставлять правоустанавливающие бумаги, в том числе договор купли-продажи, не нужно.

Сотрудники учреждения проверят документы. Если они соответствуют требованиям, бумаги примут. На их основании будет произведено удостоверение сделки. В реестр вносится запись, прекращающая права собственности на объект недвижимости.

О своем решении Росреестр сообщит гражданину в течение 5 суток. Информация направляется в виде официального извещения. Документы посылаются лицу, отказавшемуся от объекта недвижимости, и субъекту Федерации или муниципальному образованию, которые теперь стали собственниками участка. С этой даты у представителей уполномоченных органов появляется исключительное право по пользованию, владению и распоряжению недвижимостью.

Если участок сельскохозяйственного назначения находился в бессрочном пользовании, особенности отказа от прав меняются. Как и в предыдущей ситуации, гражданину потребуется подготовить заявку. Документ оформляется в соответствии с установленной формой.

Образец бумаги можно найти в интернете. Заявку нужно передать представителю исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления. Дополнить бумагу необходимо ксерокопией паспорта.

Сроки и прочие нюансы

К возникновению споров может привести наличие на участке строений целевого назначения. В этой ситуации предварительно стоит получить консультацию специалиста, обладающего соответствующими знаниями по данному вопросу. В соответствии со статьей №35 Земельного кодекса РФ, отчуждение земли не может проходить без построек, расположенных на его территории. Это значит, что, если многодетная семья откажется от участка, она лишится и права собственности на постройки. Отказаться от земли, но сохранить за собой право на дом не получится.

Если выполняется процедура отказа, гражданин или застройщик не избавит себя от обязанности по уплате налога на строение. Денежные средства необходимо вносить до того момента, пока сооружение не станет собственностью другого лица. Если на участке возведен двуквартирный дом, гражданин может отказаться только от своей части.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 дней. Если решение положительное, происходит официальная фиксация отречения от конкретной территории. Гражданин получит почтовое уведомление о завершении процедуры. Аналогичное уведомление отправляется и муниципальному образованию, которое теперь становится собственником надела. Бывший владелец недвижимости компенсаций не получает.

Смотрите также, как составляется заявление на аренду земельного участка у администрации.

Как проводится приватизация земельного участка под частным домом в 2018 году — специалисты рассказали здесь.