План психологической консультации для родителей

Работа с родителями в детском саду (ДОУ)

Консультации для родителей в детском саду

Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

Консультация для родителей «Почему дети разные?»

Консультация для родителей в старшей группе «Как победить застенчивость»

Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»

Устный журнал для родителей «Светофор»

Консультация для родителей «Ребёнок и книга»

Консультация для родителей «Отец как воспитатель»

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Дорожная азбука»

Консультация для родителей «Кризис трех лет»

Консультация для родителей «Не отрываясь от дел»

Консультация для родителей «Детское упрямство»

Консультация в школе молодых родителей «Как подготовить малыша к детскому саду»

Консультация для родителей «Будь здоров малыш»

Консультация для родителей «Лечение любовью»

Консультация для родителей «Вежливый ребенок»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей «Игрушки-чудовища»

Консультация для родителей «Фу, вашу кашу!»

Консультация для родителей в ДОУ «Осторожно клещи»

Консультация для родителей «Семейный досуг зимой»

Консультация для родителей в старшей логопедической группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей

Анкета для родителей об образовательно-воспитательном процессе на занятиях хореографии

Памятка по ПДД для родителей дошкольников «Обучение детей наблюдательности на улице»

Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания»

Общее родительское собрание в средней группе — Подготовка к школе

Конспект родительского собрания «Игра — не забава»

Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»

Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь — то говорит, словно реченька журчит»

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Семинар — практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Родительское собрание «Именины Мишутки» во II младшей группе

Родительское собрание в подготовительной группе: «Роль игры в организации поведения ребенка»

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»

Родительское собрание в детском саду «Ребенок и компьютер»

Родительское собрание в детском саду «Посеешь привычку — пожнешь характер»

Круглый стол для родителей в средней группе «Организация детского питания»

Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»

Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительский уголок в детском саду и его оформление, перспективные планы по работе с родителями

Стенды для детского сада: Ранний возраст

Уголок по ПДД в детском саду в картинках: «Уголок юного пешехода»

Перспективный план по работе с родителями во 2 младшей группе

Перспективный план по работе с родителями в средней группе

Перспективный план по работе с родителями в старшей группы

Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Экологическая газета для родителей «Вода — это жизнь»

Перспективный план кружка «Колесо истории»: План работы с семьей

Подсказки начинающему педагогу-психологу в Центре игровой поддержки развития ребенка и других вариативных формах дошкольного образования

Не так давно на базе московских дошкольных учреждений появились вариативные формы дошкольного образования. Одним из таких структурных подразделений является Центр игровой поддержки ребенка, разработанный сотрудниками ЦПМСС “Лекотека” совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ.

Концепция Центра игровой поддержки предполагает осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Кроме того, данное структурное подразделение призвано, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме. Таких, как например, увеличение очередности в дошкольные образовательные учреждения, сокращение объема игровой деятельности детей в детских садах вследствие вытеснения ее учебной деятельностью, несовершенство системы по сопровождению семьи и обучение родителей игровым приемам в занятиях с детьми.

Для организации деятельности Центра, реализации его целей и основных задач в штатное расписание структурного подразделения непременно должен быть включен педагог-психолог.

Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и практического материала по работе педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение поднятой темы и на полное руководство по работе педагога-психолога в структурном подразделении. Наш обзор призван помочь начинающим молодым специалистам грамотно выстроить начальные этапы своей работы и наметить первые шаги на профессиональном поприще.

“Начинать любую работу стоит со сбора информации”.

Это своего рода подготовительный этап работы, важность которого невозможно переоценить. Не стоит жалеть времени на поиски необходимых данных, – они пригодятся, вне всякого сомнения. Информация нужна разнообразная и лучше с самого начала позаботиться о том, чтобы она была четко распределена и классифицирована. В соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности, педагог-психолог создает свою базу данных, постоянно пополняя ее новой информацией. Например, папка под названием “Нормативная документация” включает в себя нормативно-правовую базу (приказы, положения, приложения к приказу, постановление СанПиН), нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.

Блок “Мониторинг развития” содержит диагностический инструментарий (диагностические методики Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О., Печоры К.Л., Роньжиной А.С., скрининг RCDI, тесты и опросники для работы с родителями и педагогами, стимульный материал для диагностического обследования, бланки обследования, протоколы, показатели возрастных норм развития, методические рекомендации).

Папка “Индивидуальный маршрут развития” включает в себя сетки и шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.

В папке “Развивающая и коррекционная работа” хранятся картотеки игр и упражнений, описания методов и методик развивающе-коррекционной работы, реестр технологий и пособий.

Раздел “Работа с родителями” включает конспекты консультаций для родителей, анкеты, бланки и опросники, рекомендации по результатам психологической диагностики ребенка, подборки литературы по проблемам развития, психологические тесты, информационные папки.

Раздел “Психопрофилактика и просвещение” содержит конспекты групповых консультаций, раздаточные информационные листы, презентации и стендовую информацию, повышающую психологическую компетентность участников педагогического процесса.

Блок “Организационно-методическая работа” включает график и циклограмму работы, перспективный план на год и календарные планы, программы (основная для образовательного учреждения и дополнительные для Центра), список детей на сопровождении, журнал учета проведенной работы, журнал групповой работы, аналитический, статистический отчеты, перечень используемых психологических методик, пакет документов на детей (психологическая карта ребенка, анкета, регистрационный лист, анамнез, протоколы проведенного обследования, заключения специалистов, индивидуально-ориентировочная программа), портфолию и архив.

Папка “Документация специалиста” содержит документы, которые заверяются руководителем образовательного учреждения: должностную инструкцию педагога-психолога, график и циклограмму работы, копию годового плана работы структурного подразделения, календарный план на месяц, аналитический и статистический отчет, журнал учета проведенной работы, годовой план работы педагога-психолога, списки детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения.

Часть материала может быть в распечатанном виде, а другая в электронном, но лучше, если у педагога-психолога она будет в наличии и в том и в другом варианте. Информация собирается из литературы по психологии и педагогике, из методической литературы и Интернет-ресурсов. Также существенную помощь могут оказать Интернет-сообщества, ассоциации практикующих специалистов и форумы, где можно получить краткую консультацию по вопросам содержания и организации профессиональной деятельности.

Данный вид профессиональной деятельности также относится к организационно-методической и аналитической деятельности. Он предполагает, что специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую документацию. Так, соответствующая папка “Документы педагога-психолога” включает в себя:

  1. должностные инструкции специалиста,
  2. график работы,
  3. циклограмму работы,
  4. перспективный план на год,
  5. план календарный (на месяц),
  6. программы (основная и дополнительные),
  7. список детей на сопровождении,
  8. журнал учета проведенной работы,
  9. журнал групповой работы,
  10. аналитический отчет за год,
  11. статистический отчет за год.

Пакет документов на детей содержит: психологическую карту ребенка, анкету, регистрационный лист и анамнез, которые заполняет родитель, протоколы проведенного обследования, выписка из медицинской карты, справка из поликлиники (хранится у медсестры), договор с родителями, заключения специалистов (особенно психоневролога, невролога), а также индивидуально-ориентировочную программу или план работы с ребенком (Приложение 1).

“Формы работы педагога-психолога с детьми”.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы. План индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Примерный алгоритм игрового сеанса представлен в приложении (Приложение 2). Индивидуальный игровой сеанс длится от 30 до 50 минут. Продолжительность зависит от возраста ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик. Длительность цикла индивидуальных игровых развивающих сеансов также может варьироваться от 6 сеансов до 12 игровых сеансов. При необходимости количество встреч увеличивается или ребенок берется на повторный цикл развивающих сеансов. Цикл сеансов сопровождается мониторингом детского развития. Кроме того, сформированные навыки и умения обязательно должны закрепляться дома, посредством специально организованных игровых сеансов самими родителями.

Групповая работа с детьми организовываемся из расчета 3–8 человек в подгруппе. Продолжительность группового сеанса составляет 1 час с обязательными перерывами между разными видами деятельности. Между разными видами деятельности обязательно делается перерывы по 5–10 мин. для отдыха и свободной игры по инициативе детей. Подробная схема группового игрового сеанса представлена в приложении (Приложение 3).

Игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в течение учебного года, то есть с сентября по май. Индивидуальные развивающие сеансы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые 2–3 раза в неделю.

“Рабочее место педагога-психолога – это кабинет”.

Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания как со стороны самого специалиста, так и со стороны администрации. За материальную сторону ответственна администрация учреждения, что оговаривается при подписании договора о приеме педагога-психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация финансирования часто способствует тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант наиболее распространен в практике дошкольных учреждений и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников. В таком случае считается справедливым то, что при уходе на иное место работы или при оформлении отпуска по уходу за ребенком, специалист забирает с собой все материалы, игровые средства и пособия, приобретенные за его счет (чеки от покупок желательно сохранять).

При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Оптимальным вариантом является наличие небольшого помещения, специально отведенного под кабинет педагога-психолога. Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых тонах). По возможности кабинет должен располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать приходу и возникновению боязни, близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания клиента. Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего [2].

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая профессиональная зона – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги) [1]. Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

При поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного “погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе, налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов, изучения деятельности предшественника (если таковой был).

Каждый психолог, приходя в новый коллектив, сталкивается с рядом типичных для большинства его коллег проблем:

  1. Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дать себе право на первые ошибки и, для начала, взяться за то, что получается лучше всего (заняться оснащением кабинета, сбором информации, провести диагностическое обследование развития детей в соответствии с планом);
  2. Вхождение в педагогический коллектив. Выход: первое время лучше занимать нейтрально-доброжелательную позицию, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги.
  3. Проблема “личностного” взросления. Выход: профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, взглядах на жизнь. Это не всегда его радует, но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть к этому готовым.
  4. Проблема налаживания контактов с детьми и родителями. Выход: не стоит ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, – как правило, этого не происходит, особенно если психолог молод и совсем недавно пришел в учреждение. Психолог сам должен позаботиться о своем профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей.
  5. Полное “погружение” в работу в ущерб личному времени. Выход: часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для специалиста перегрузками и стрессами. Важно стараться следить за нарушением баланса между работой и личной жизнью.
  6. Критическое отношение к возрасту (наличию опыта) психолога со стороны педагогов и родителей. Выход: свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью и неопытностью. В этом случае лучший помощник – чувство юмора, ведь на такой аргумент можно оригинально ответить: “А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!” [2].

Кроме того, многое зависит от того, какую позицию занимает психолог в коллективе: “При руководителе”, “Самый умный”, “Сам по себе”, “Один из нас”, “Палочка-выручалочка”. Лучший вариант – придерживаться нейтрально-доброжелательной позиции, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги и отслеживать, когда происходит соскальзывание в какую-либо из вышеперечисленных позиций. Неоценимую помощь здесь может оказать независимый коллега-психолог, имеющий опыт работы и согласившийся выполнять роль временного супервизора, а также обсуждение сложных ситуаций со знакомыми практикующими психологами.

“Начинаем общение с родителями детей”.

Большую часть своего практического рабочего времени педагог-психолог проводит в системе “тройственного союза” – “Мать – Дитя – Специалист”. Поэтому особого внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста представит кто-нибудь из педагогического коллектива, если же такой возможности нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обраться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе, расклеить приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема. Стендовая информация, например, может быть такого содержания: “Уважаемые родители!

В Центре игровой поддержки ребенка “Солнышко” работает педагог-психолог Иванова Елена Владимировна. Специалист проводит развивающие игровые сеансы и психологические консультации по вопросам детского развития. Обратиться к специалисту можно в приемные часы…”

Далее следует указать удобное для приема время и номер кабинета. Еще один важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой теме.

Также можно привлечь внимания родителей к своей профессиональной деятельности проведением лекториев, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также разместить объявления такого рода: “Дорогие родители! Педагог-психолог ЦИПР Иванова Елена Владимировна проводит лекции и семинары по наиболее актуальным вопросам развития детей раннего возраста. Мы будем рады видеть Вас на наших семинарах!”

“Какие игрушки выбирать для игровых сеансов?”

Теперь обратим внимание на необходимый набор игровых средств для работы с детьми, и на то, какими они должны быть. По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Поэтому игровые средства должны быть хорошего качества, естественных цветов и нести в себе развивающий потенциал. Перечислим развивающие свойства, которыми должны обладать игровые средства:

  • делимость – свойство, которое позволяет сформулировать на основе игрушек достаточно большое количество игровых упражнений и заданий;
  • ступенчатость – свойство, которое дает возможность создать на основе этих заданий “лесенку развития”, выстраивая задания в порядке возрастания их сложности;
  • интерактивность – свойство, которое препятствует неправильным действиям ребенка, показывая ему сделанные при выполнении задания ошибки;
  • открытость – свойство, стимулирующее творческую активность, побуждает придумывать все новые и новые способы применения игрушки.

Вот примерный набор игровых средств, который чаще всего используются нами в работе и которые мы рекомендуем включать в домашние занятия с детьми:

  • народные игрушки (матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка);
  • деревянные развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, наборы овощей, пазлы, доски Сегена, рамки, шкатулки, сортеры, конструкторы, волчки, дидактический счетный материал в виде фигурок и т.д.);
  • природные материалы (шишки, разнообразные орехи, скорлупа, каштаны, желуди, семена, ракушки, перья, песок, камни, вода, крупы, засушенные листья и т.д.);
  • бытовые предметы (вата хлопковая, лоскутки тканей, пуговицы, бусины, шкатулки и баночки);
  • пальчиковые бассейны (с различными наполнителями);
  • куклы и семьи животных (крупные и мелкие фигурки);
  • игровые модули для сюжетно-ролевых игр (кухня, набор для игры в доктора, повара, парикмахера и т.д.).

Комплект материалов по изобразительной деятельности на каждого ребенка включает в себя: альбом или папку белой бумаги (формата А4); цветной картон (набор); двустороннюю цветную бумагу; клей-карандаш и клей ПВА; простой карандаш; набор гуашевой краски (основные цвета); набор мягкого или воскового пластилина (мягкость – главное требование); ватные шарики или диски; ватные палочки; тонкую кисть с мягким ворсом и толстую кисть с жестким ворсом. Кроме того, необходимо также иметь комплекты развивающих пособий для работы с детьми раннего возраста и настольно-печатные игры.

В заключение перечислим еще некоторые важные моменты, которые тоже необходимо учесть начинающему специалисту в своей работе. Чтобы избежать рутины в ведении текущей документации, лучше заполнять журналы в конце каждого рабочего дня. В конце месяца останется только проанализировать эффективность работы. Это существенно сэкономит затраты сил и времени при написании статистического и аналитического годового отчета. Педагогу-психологу, кроме того, стоит присутствовать на игровых сеансах других специалистов Центра. В начале учебного года это позволит провести следящую диагностику развития детей, протекания адаптации, а также отследить динамику развития детей в течении всего учебного года. Составление конспектов игровых сеансов позволяют составить индивидуальный план или программу развивающей работы с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Это также существенно сэкономит силы и время, а при составлении индивидуального плана останется подобрать подходящие и соответствующие целям, конспекты. Алгоритм составления такого конспекта приведен в приложении (Приложение 4).

Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Работа с детьми раннего возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.

Календарно-тематическое планирование на тему:
План работы педагога-психолога с родителями

План работы педагога-психолога ДОУ с родителями на 2014-2015 учебный год

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Москва, ул. Медведева, 6, 111675

Телефон: (495) 8 499 721-45-47, факс: (495) 8 499 721-45-41

ИНН / КПП 7710640209 / 772001001

ОКПО 96590035, ОГРН 5067746145430

E-mail: [email protected] ; сайт: http://schv2026.mskobr.ru/

План работы с родителями

Основные направления работы ГБОУ «Школа №2026» на 2014-2015 г .

  1. Реализация государственной программы на среднесрочный период 2012-2016 г. «Развитие образования города Москвы».
  2. Изменение направленности в воспитательном процессе в сторону деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС.
  3. Реализация целей и задач правительственной программы «Год русской литературы».

Основные задачи работы дошкольного отделения №2 ГБОУ Школы №2026 на 2014-2015 учебный год:

  1. Создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к русской литературе.
  2. Создание условий для социального развития детей посредством театрализованной деятельности.

3. Совершенствовать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

Психологическая служба представлена одним педагогом-психологом (1 ставка)

Цель деятельности педагога-психолога:

— содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса, а так же равные стартовые возможности детям.

Основные задачи в работе педагога- психолога:

  • Обеспечить психологическое просвещение родителей детей посещающих детский сад, используя наглядную агитацию, консультирование.
  • Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.
  • Обеспечить практическую помощь семье в вопросах воспитания и развития ребенка.

— профилактическое и просветительское — содействие повышению психологической компетентности родителей;

— диагностическое – выявление особенностей детско-родительских отношений, условий и факторов, влияющих на развитие ребенка в семье;

— консультативное – помощь родителям в решении актуальных вопросов воспитания и развития ребенка.

С кем проводится работа

Психологическая профилактика и просвещение

С сентября по май

С сентября по май

Профилактическое и просветительское взаимодействие с родителями:

— Участие в родительских собраниях.

— Оформление «Уголка психолога» по темам:

— значение игры для развития ребенка

— информация по проблемам застенчивости, тревожности, агрессии.

— Кризис 7 лет (старшая-подготовительная группа)

— В семье будущий первоклассник — как готовить ребенка к школе?

— Выдача книг из психологической библиотеки.

Педагог-психолог совместно с педагогами групп

Педагог-психолог, педагоги, родители

По плану образовательного учреждения

Психодиагностическая работа с родителями:

— «Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад»

-Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

— тест «Оценка уровня тревожности ребенка»

-Психологическая диагностика личности родителей

Родители гр № 4,6

Родители гр № 4, 5, 6

А.И. Захаров, тест-опросник

Методика PARI, тест-опросник родительского отношения (ОРО) (по запросу)

С сентября по май

Психологическое консультирование родителей:

-Групповые наглядные консультации на темы:

«В семье будущий первоклассник – как готовить ребенка к школе?»

-«Психологическая готовность к школе – почему это важно?» — консультации по результатам диагностики готовности к школе

-Индивидуальные консультации по запросам родителей

Для родителей гр № 4,6

Подготовка буклетов и папок передвижек с информацией по актуальным темам

1. Консультации для родителей вновь прибывших детей «Адаптационный период в детском саду» (по мере поступления детей в ДОУ перед занятиями по профилактике).

2. Выступления на родительских собраниях во всех группах «Возрастные особенности детей» (возраст детей по группам).

3. Оформление уголков психолога во всех возрастных группах (по возрасту).

4. Буклеты, наглядные консультации, папки передвижки «Адаптационный период в детском саду» «Как научить ребенка понимать слово «нельзя»? », (младшие группы), «… Еще раз о наказании» (средние группы), «Возрастные особенности детей 5-6 лет, 6-7 лет» (старшие и подготовительные группы) .

5. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Консультация для родителей средних групп «Мальчики и девочки: любим по-разному, воспитываем по-разному».

2. Консультация для родителей подготовительных групп «Результаты проведения диагностики психологической готовности к школе в детском саду».

3. Консультация для родителей подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка к школе».

4. Анкетирование для родителей «Эмоциональные особенности детей» (По А.И. Захарову).

5. Наглядная информация в уголках психолога в группах: «Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет» (младшие группы), «Агрессивый ребенок» (средние, старшие группы, «Кризис семи лет» (подготовительные группы) .

6. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Консультация для родителей младших групп «Игры и игрушки для детей младшего возраста»

2. Консультация для родителей подготовительных групп «Результаты проведения диагностики готовности к обучению в школе».

3. Консультация для родителей старших групп «Ребенок со страхами. Памятка для родителей»

4. Буклеты и наглядные консультации «Памятка для родителей агрессивного ребенка» (старшие, подготовительные группы), «Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком».

5. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Консультация для родителей подготовительных групп «Готовим ребенка к школе».

2. Консультация для родителей старших групп «Агрессивый ребенок. Памятка для родителей».

3. Консультирование для родителей подготовительных групп «Кризис семи лет».

4. Наглядная информация в уголках психолога в группах: «Медлительный ребенок» (средние группы, «Утомляемый, истощаемый ребенок» (старшие группы, «Как научить ребенка управлять своим поведением? » (подготовительные группы), «Развитие самостоятельности в игре» (младшие группы).

5. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

  1. Буклеты и наглядные консультации «Как вести себя родителям с застенчивым ребенком» (старшие группы), «Что делать, если дети не слушаются?» (средние группы), «Влияние семьи на развитие ребенка» (подготовительные группы), памятка для родителей «Как общаться с детьми в период кризиса 3-х лет» (младшие группы).
  2. Консультации по результатм диагностик уровня развития психических процессов у детей 3-4 лет (младшие группы).
  3. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Наглядная информация «Влияние семьи на развитие ребенка» (старшие группы), «Тревожный ребенок» (средне группы), «Как снять напряжение после детского сада» (младшие группы), «Застенчивый ребенок» (подготовительные группы).

2. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Консультирование для родителей младших групп «Мама, я сам!». Проявления кризиса 3-х лет».

2. Консультирование для родителей средних групп «Четыре заповеди мудрого родителя».

3. Буклеты «Почему ребенок не слушается?» (младшие группы, «Значение рисования для всестороннего развития ребенка» (старшие группы), «Ребенок и реклама» (средние группы), «Некоторые причины психосоматических заболеваний у детей» (подготовительные группы) .

4. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Анкетирование родителей подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?»

2. Наглядная информация: «Ревность между детьми. Правила поведения родителей в данной ситуации» (младшие группы), «Слово не воробей… — или как родители формируют вредные установки у детей» (средние группы), «Как справиться с детским гневом», «Патриотическое воспитание» (старшие группы), «На пороге школы! Что должен уметь и знать ребенок, поступающий в школу» (подготовительные группы) .

3. Консультирование для родителей старших групп «Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы».

4. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

1. Консультация для родителей подготовительных групп «Десять заповедей для родителей будущих первоклассников».

2. Буклеты «Волшебные свойства улыбки» (старшие группы), «Оптимизм и здоровье, пессимизм и здоровье» (средние группы), «Азбука родительской любви» (младшие группы, «Консультация «Театр помогает общаться – или использования элементов театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольника » (подготовительные группы) .

3. Консультирование для родителей младших групп «Прогулка с пользой для здоровья и ума»

4. Выступление на родительских собраниях во всех возрастных группах.

5. Индивидуальное консультирование с родителями по интересующим их вопросам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы педагога — психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня.

Годовой план работы педагога-психолога на 2016-2017 год.Разработала: Рослова Н.С.

план работы педагога- психолога с родителями.

Планирование работы педагога -психолога детьми с ЗПР в детском саду.

Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2017-2018 учебный год.

Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2018-2019 учебный год.

Этапы психологической консультации

Плюсы и минусы директивного подхода в консультировании.
скачать видео

Психологическая консультация обычно состоит из следующих шагов:

Установление и поддержание контакта. Контакт есть, когда консультанта слышат и понимают, хотят слышать и понимать. Когда-то нужно быть более солидным, когда-то более теплым — тут смотрите, но всегда нужно быть к клиенту внимательным. См.→

Выяснение ситуации и запроса.

Определение запроса. Клиент рассказывает, консультант разбирается в ситуации и уясняет запрос. «Что у вас плохо, понятно. Что вы не хотите — услышали. А что вы хотите?» — Как правило, звучат общие слова, часто в негативных формулировках (избавиться, прекратить), но и это уже шаг вперед. Формулирование образа желаемого результата, для клиента — общей цели разговора. К чему мы хотим придти в результате нашей беседы? Какой результат вас устроит? «Выговориться — и хорошо» «Сделать список, что делать — и начать это делать» См.→

Строим концепцию о проблемах клиентах

В чем главные трудности клиента, с чем нужно работать. Смотри Синтон-карта личностной диагностики.

Разработка плана действий. Психологу нужно разработать два плана, которые он должен держать в голове. Первый — план того, что должен делать клиент для решения своей задачи. Второй — план того, как, в какой последовательности и в какой форме все это преподносить клиенту. Нужно обеспечить, что клиент смог план понять, принять, планом заинтересоваться и начать план реализовывать. См.→

Формат, настройка клиента на работу.

Преподнесение плана действий должно настроить клиента на будущую работу. Рекомендации нужно достойно преподнести, «продать» дорого. Дешево «продать» рекомендации — значит их погубить, подставить их под игру «Да НО». Прежде чем рекомендации озвучить, нужно удостовериться, что клиент готов работать. Типовая формула: «Я предоставлю вам рекомендации в обмен на вашу готовность работать». См.→

Реализация плана, работа с клиентом.

Реализация плана и есть собственно психологическая консультация. Когда-то это совместный поиск решения, когда-то конкретная инструкция от специалиста. Направление и содержание работы определяется как запросом клиента, так и видением психолога, Даем новое видение настоящего и технические подсказки.

Домашние задания: работа самого клиента.

Консультация — обычно только подготовка того, что должно быть продолжено в жизни. Клиент должен получить задание, что ему нужно делать после консультации. Чем понятнее, предметнее, конкретнее описание его будущих действий — тем лучше. Задания должны быть клиенту по силам (несложные) и укладываться в его философию жизни (не вызывать внутренних протестов). Важные пункты: адаптация результата в реальности (как конкретно вы сделаете то, что решили?), фиксация решений (лучше всего — письменно), проверка экологичности рекомендаций (Если вы будете это делать, вас это будет устраивать? Вы готовы к тем последствиям, которые это может вызвать?).

Завершение консультации — это проверка, понял ли вас клиент и что собирается делать. Нет ли сомнений, блокирующих страхов? При необходимости финальная мотивация и поддержка, когда-то подкачка ответственности. Фиксация результата: внушения на действия и на позитив. Обеспечения выхода клиента в ресурсном состоянии (спокойно, бодро, уверенно).

Типичные ошибки

Соответственно, типовые ошибки:

  • Выслушивание жалоб без определения позитивной цели клиента, отсутствие ясности: «Чего вы хотите? — Я хочу . «
  • Дешевые советы: рекомендации без достойной «продажи». Рассказ клиенту что делать без определения его намерений. В результате оказывается, что женщина хотела только пожаловаться, а что либо менять — «не готова».
  • Объяснение происходящего вместо поиска решения.

ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА

Особенности консультирования
родителей в школе

Тема консультирования кажется достаточно простой и всем понятной. Действительно, трудно представить деятельность школьного психолога без консультирования учащихся, педагогов, родителей. В любой книге, посвященной организации и содержанию работы школьного психолога, можно найти разделы о таком консультировании. Чаще всего концептуальной основой работы становится положение о психологическом здоровье школьников, сформулированное И.В.Дубровиной. Как метод используется возрастно-психологический подход.

О.В.Хухлаева определяет цель психологического консультирования как поддержку здоровых людей в критических ситуациях.

В рамках возрастно-психологического подхода задача консультирования рассматривается как «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса». Указанная общая задача включает следующие конкретные составляющие:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

2. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в ПМПС-консультации.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

4. Составление рекомендаций для учителей, родителей и других лиц по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа индивидуально или в группах при консультации с детьми и родителями.

7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

На первый взгляд все понятно. Но мне хочется обсудить «наивные» вопросы.

I. Какую позицию по отношению к психологу занимают родители, если встретились со школьным психологом не по своей инициативе: клиентов, заказчиков или кого-то иного?

Давайте рассмотрим, как организовано консультирование родителей. Оно может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча школьного психолога с родителями ученика происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога школы (см. табл.).

Поводы для проведения
психологической консультации

Инициатор
встречи

Характеристика
повода
для обращения

Когда встреча с психологом происходит по инициативе родителей, чаще всего мы наблюдаем стандартную консультацию в возрастно-психологическом подходе.

Рассмотрим ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей школы.

Плановое групповое консультирование вполне можно отнести к психологическому просвещению. Обычно это происходит на родительских собраниях. Психолог информирует об общих особенностях класса и психологических особенностях данного возрастного этапа развития.

Такая деятельность является важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития школьников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребенком на данном этапе; решить, как строить с ним отношения. Таким образом психолог помогает здоровым людям пережить сложную ситуацию. Именно поэтому выступления на родительских собраниях можно квалифицировать как консультирование.

Кроме того, такие встречи помогают родителям познакомиться со школьным психологом, увидеть его стиль работы. То есть являются предконтактом для индивидуальной встречи. По существу, родители выступают клиентами школьного психолога без заключения контракта.

Давайте рассмотрим, что происходит, когда родителей приглашают на индивидуальную встречу. Описывая стратегию консультирования родителей, О.В. Хухлаева отмечает, что «принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей — это отсутствие жалобы». То есть у родителей нет запроса. Не будем останавливаться на относительно безобидной ситуации плановой встречи, когда родителям предлагают ознакомиться с результатом диагностического обследования класса.

Представим, что родителей пригласили потому, что школу беспокоят какие-либо проявления в поведении или успеваемости ребенка. Стоит подчеркнуть, что именно школа проявляет тревогу, выражает беспокойство, то есть является «заказчиком» консультации. А кто же тогда родители? Скорее всего, за приглашением родителей стоит желание либо «сделать что-нибудь с ребенком», либо добиться каких-то изменений в детско-родительских отношениях, достичь изменения родительской позиции. Ведь именно к этому должно привести «адекватное отношение к ребенку», «согласование семьей и школой задач воспитания и развития», чего стремится достичь психолог в результате встречи. Ни в коей мере не обесценивая эти задачи, признаем, что родители оказываются немотивированными клиентами. Именно поэтому возникает первый этап, выделенный О.В. Хухлаевой. Задача этого этапа — «побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса».

Я так подробно остановилась на обсуждении того, как родители помимо своей воли попадают в клиентскую позицию, потому что эта ситуация содержит «ловушку» и для школьного психолога.

Описанные выше консультации обусловлены двойственностью положения психолога. Ориентированный на возрастно-психологическое консультирование специалист предполагает, что семья признает проблему. В крайнем случае что-то тревожит, и родители чувствуют дискомфорт. Допускается, что семья может отказаться от консультации, от идеи изменений.

Для любого психолога аксиома — клиент имеет право на выбор решения. Мы допускаем, что семья принимает ребенка таким, какой он есть, и знает, какой цели добивается. Вспомним маму из фильма «Форест Гамп» с ее сакраментальной фразой: «Дурак дураку — рознь». Иногда семейной системе нужен именно такой ребенок.

Другая сторона медали — и ребенок, и психолог входят в школьную систему. Школьный психолог стремится обеспечить успешную адаптацию детей в школе. Задачи семьи (и ученика — как части семьи) и школы могут противоречить друг другу. Специалист рискует попасть в патовую ситуацию.

Хочется задать еще один «наивный» вопрос.

II. На чьей стороне психолог, если он сотрудник школы? Школы или ребенка?

Я понимаю, что первый ответ — на стороне ребенка. Конечно, у многих психологов детоцентрированное сознание. И даже если, к большому сожалению, возникает ситуация, когда школа добивается, чтобы ученика перевели в другое учебное заведение, психолог понимает, что это делается в интересах ребенка. В крайнем случае — в интересах других детей.

Кстати, позиция психолога на стороне школы тоже вполне допустима. Это хорошо представлено Р.В.Овчаровой.

Насколько психолог может отстаивать точку зрения, отличную от позиции администрации, если зарплату он получает у этой самой администрации? Простой пример: как чувствует себя психолог, объясняя родителям, почему их ребенка не берут в первый класс данной школы по результатам тестирования? На чьей он стороне?

Это сложный нравственный вопрос, и каждый специалист решает его для себя. Но для того чтобы избежать двойного стандарта, надо найти свой ответ.

Есть еще одна причина, почему эти вопросы затрудняют консультирование родителей. Г.В.Бурменская пишет: «В начале беседы нужно побудить родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребенка, актуализации наиболее волнующих их вопросов». Как бы ни был высок профессионализм школьного психолога, обстановка консультации не способствует безопасности. Не стоит требовать от семьи полного доверия, поэтому приходится учитывать, что некоторая информация будет от нас скрыта. Вполне вероятно, что специалист столкнется с рационализацией или дифлексией, получая социально желаемые ответы. Об этом подробно написано у О.В.Хухлаевой.

В продолжение обсуждения вопроса «на чьей стороне психолог», мне кажется важным ответить на следующие «наивные» вопросы.

III. Какую цель мы преследуем в консультировании? Предполагается ли, что:

— ребенок должен выполнять требования школы;

— ребенок должен развиваться в соответствии со своими возможностями?

Если вернуться к задачам консультирования, то совершенно очевидным кажется второй ответ. Да, если мы на стороне ребенка, мы скажем, что он должен развиваться в соответствии со своими возможностями. Но в школе существует учебный план. От ребенка ждут, что он будет выполнять систему требований. Хватит ли психологу терпения ждать, пока ребенок дорастет до того, чего от него требует школа? Не проще ли делегировать ответственность семье?

Вопросы, которые я поднимаю, безусловно влияют на результативность консультирования родителей. Ответы на некоторые из них требуют теоретической разработки, на другие — честности перед самими собой, определения личной позиции. мне кажется, что в любом случае открытое обсуждение поднятых проблем станет поддержкой для специалистов, снизит профессиональное выгорание.

На эффективность консультирования родителей влияют ситуативные установки в работе психолога. Хочется рассмотреть некоторые «ловушки».

1. Родители иногда приходят на консультацию потому, что им предложили встретиться с психологом. Они не всегда знают, что происходит в школе, либо имеют свою точку зрения, отличную от педагогической. Стоит также учесть, что в семье ребенок проявляет себя иначе и что у родителей нет возможности сравнить его с другими школьниками.

Психолог перед консультацией достаточно много времени обсуждает проблему с учителями. Он поглощен этим, и ему кажется, что все в курсе дела. Поэтому он может начать разговор с родителями как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками.

Между тем для семьи тема беседы может стать неожиданной, или родители могут не разделять высказанную психологом точку зрения. Кроме того, проблемы с ребенком воспринимаются порой как обвинение в родительской некомпетентности. Испытывая чувство вины, собеседник может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно.

Чтобы избежать такой ситуации, надо предварительно выяснить позицию семьи, описать все обстоятельства, выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опираться. И только потом обсуждать «болевые точки» и согласовывать стратегию взаимного сотрудничества.

2. Хочется обратить внимание на то, что в последние годы обиходный язык стал очень психологизированным. Благодаря обилию популярной психологической литературы, телевизионных шоу с участием психотерапевтов и сериалам, психологические термины вошли в повседневную речь. Сплошь и рядом можно услышать слова «комплекс», «амнезия», «здесь и теперь», «произвольность», «сенсорика» и др. В беседе психологу может показаться, что он говорит с единомышленником, владеющим материалом. Однако хорошо бы проверить, как собеседник понимает произносимый термин. В противном случае может возникнуть иллюзия, что вы пришли к согласию, а на самом деле окажется, что подразумевалось разное.

Хочу проиллюстрировать это личным примером. Я беседовала с молодым папой о готовности к школе. Обсуждали тему произвольности. Отец сразу поддержал, что это необходимое качество. Однако характер его реплик смутил меня, и я решила уточнить, как он понимает слово. Мне объяснили: «Ну как. Вот сразу делает, естественный». Вероятно, человек имел в виду бытовое понятие «самопроизвольно», но я говорила о прямо противоположном. Мои рекомендации об играх с правилами в эту картину укладывались бы плохо.

Поэтому в беседе с родителями, используя психологический термин, надо раскрывать его смысл. Хорошо также перефразировать простыми словами термины, произносимые родителями. Лучше это делать в форме уточнения или повторов: «Вы сказали, что…», «Я правильно поняла, что…».

3. Иногда приходят очень грамотные родители. Я говорю о людях, действительно знакомых с проблемой. Например, они наблюдали такой вариант развития у кого-то из близкого окружения и очень точно описывают картину, симптомы. Либо кто-то из родителей — профессиональный психолог, действительно владеющий материалом.

В этом случае может возникнуть впечатление, что мать или отец все понимают, являются единомышленниками консультанта. Мол, таким родителям достаточно дать рекомендации, и все будет сделано.

Ситуация напоминает рассказ М. Булгакова «Тьма египетская». Молодой врач в глухой деревушке встретил читающего мельника, обрадовался, что имеет дело с образованным пациентом. Решил, что больной сам все понимает, поэтому оставил на тумбочке пузырек с таблетками. Мельник выпил все таблетки сразу, чтобы быстрее поправиться, и чуть не умер.

То, что родители хорошо описывают постороннего человека, совсем не гарантирует, что они видят те же особенности у своего ребенка. Профессиональные психологи могут выстроить картину, совершенно не соответствующую реальности, дать свою интерпретацию. Иногда увидеть истинную картину семье мешает страх.

В работе продуктивно использовать стратегию, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго. Психолог должен выражать эмпатию, сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность, конкретность, а также способность донести до родителей понимание их переживаний. В консультировании выделяются фазы:

— выявление, понимает ли семья характер трудностей ребенка, готова ли к этому, внесение ясности в факты (как родители видят ребенка, семейные мифы);

— информирование семьи (сообщение о том, что знает консультант, и проверка, что поняли родители);

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2000.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? — М. — Рига, 2000.

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

Психологическое консультирование в школе / сост. Н.В. Коптева. — Пермь, 1993.

Семаго М.М, Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. — М., 2005.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2001.