Поправки в ук рф 2014-2018

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 352-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 25 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1999, № 11, ст. 1255; № 28, ст. 3489; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 15, ст. 1304; № 27, ст. 2708; № 50, ст. 4848; 2005, № 30, ст. 3104; 2007, № 16, ст. 1822; № 31, ст. 4000; 2008, № 52, ст. 6227; 2010, № 19, ст. 2289; № 41, ст. 5192; № 52, ст. 6997; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362; 2012, № 29, ст. 3986; 2013, №26, ст. 3209; № 52, ст. 6986, 6997; 2017, № 31, ст. 4798) изменение, дополнив его статьей 144 1 следующего содержания:

«Статья 144 1 . Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста

Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Примечание. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Федеральный закон от 2 октября 2018 г. N 348-ФЗ «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 20 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 26 сентября 2018 года

Внести в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2014, N 19, ст. 2301) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

1. Злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 4 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в отношении того же судебного акта, —

наказываются штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.».

ТОП-15: самые значимые нововведения мая

В мае вступают в силу 90 принятых к настоящему времени федеральных актов. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для представителей бизнеса, так и для всех россиян.

1. Перечень освобождаемых от НДФЛ доходов будет расширен (с 1 мая)

С указанной даты не будут подлежать налогообложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и иными федеральными законами, устанавливающими особенности привлечения добровольцев (волонтеров). К ним отнесены и доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) в связи с осуществлением ими указанной деятельности.

Также в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, включены доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных НКО за счет грантов Президента РФ; оплаты стоимости проезда к месту проведения указанных соревнований, конкурсов, мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование в соответствии с условиями договоров о предоставлении грантов НКО.

2. ФСС России начнет списывать недоимки по взносам на случай временной нетрудоспособности по состоянию на 1 января 2017 года (с 1 мая)

Территориальные органы ФСС России начнут применять Правила признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по соответствующим пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 года и порядок их списания. При этом задолженности списываются на основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, которым полномочия по администрированию взносов были переданы ФНС России.

3. Начинает применяться новый ГОСТ по проверке систем противопожарной защиты (с 1 мая)

С этой даты вступит в силу ГОСТ Р 57974-2017, которым установлены требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов. В соответствии с новым ГОСТом проверку работоспособности противопожарных систем организует собственник здания (сооружения) или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании. Проверка проводится с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, или на договорной основе с привлечением экспертной организации. Предусмотрена периодичность проведения проверок. С учетом этой периодичности руководитель должен утвердить график проведения плановых проверок работоспособности противопожарных систем. Внеплановые проверки осуществляются по мере необходимости. В случае выявления в ходе проверки неисправностей систем противопожарной защиты либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих соответствующую деятельность.

4. В ряде регионов с туристов начинают взимать курортный сбор (с 1 мая)

Эксперимент по взиманию на территории отдельных субъектов РФ курортного сбора с физлиц, проживающих в объектах размещения более 24 часов, пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Изначально ожидалось, что участвовать в эксперименте будут Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Однако введение курортного сбора в Республике Крым могут отложить на один год – депутаты Государственного Совета Республики Крым во втором чтении приняли соответствующий проект, которым предлагается изменить срок начала взимания курортного сбора на территории полуострова с 1 мая 2018 года на 1 мая 2019 года.

5. МРОТ сравняется с размером прожиточного минимума (с 1 мая)

При этом ранее планировалось уравнять эти показатели с 1 января 2019 года (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ). Так, с 1 января текущего года действующий размер МРОТ составляет 9489 руб. – 85% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения во II квартале 2017 года, а с 1 мая указанный размер возрастет до 11 163 руб.

6. Перечень предъявляемых к банкам требований для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будет расширен (с 3 мая)

Так, с этой даты банки смогут выдавать гарантии в указанных целях только при наличии кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Одновременно в отношении банков прекращает применяться требование соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Аудиторов обяжут сообщать о признаках отмывания денег или финансирования терроризма их клиентами (с 4 мая)

Соответствующие поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2008 год № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) начнут действовать с указанной даты.

Так, ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ будет дополнена п. 2.1, предусматривающим обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Одновременно, новый подп. 3.2, устанавливающий аналогичную обязанность, появится в ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, в которой закреплены права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. При этом в подп. 3.1 ч. 2 указанной статьи будет сделана оговорка о том, что аудитор не вправе ставить в известность учредителей клиентов о выявленных признаках отмывания денег.

8. Заказчики по государственным и муниципальным контрактам начнут списывать неустойки, начисленные поставщикам в 2015 и 2016 годах (с 4 мая)

С этой даты ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пополнится новой ч. 42.1, в соответствии с которой начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Отметим, что соответствующий порядок пока не утвержден.

9. Уголовное наказание за совершение ряда преступлений ужесточат (с 4 мая)

Так, ст. 159.3 Уголовного кодекса «Мошенничество с использованием платежных карт» получит новое наименование – «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», при этом санкция, предусмотренная ч. 1 этой статьи, будет ужесточена – арест на срок до 4 месяцев, как вид наказания, будет заменен на лишение свободы на срок до 3 лет. А по ст. 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации» будет понижено пороговое значение крупного размера ущерба с 1,5 млн руб. до 250 тыс. руб., особо крупного – с 6 млн руб. до 1 млн руб.

Кроме того, в ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража» появится новый п. «г», предусматривающий ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Максимальное наказание за совершение этого преступления суды будут определять в виде лишения свободы сроком до 6 лет с назначением штрафа и ограничения свободы до 1,5 лет.

Одновременно вводится уголовная ответственность за преступления в сфере госзаказа. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок виновных будут приговаривать к лишению свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. А за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы либо иного представителя заказчика предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

10. Оформлять диагностические карты на транспортное средство после прохождения техосмотра специалисты будут по обновленным правилам (с 4 мая)

Так, операторы технического осмотра при выявлении несоответствия автомобиля хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств будут обязаны указать в диагностической карте это несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, а не отказывать в выдаче карты, как это предусмотрено сейчас. Также региональные органы власти наделяются правом контролировать соблюдение установленного законом размера платы за выдачу дубликата карты. Соответствующие изменения будут внесены в ст. 9 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11. Издержки по делам об административных правонарушениях с ИП будут взыскиваться в том же порядке, что и с юрлиц (с 4 мая)

К ИП будет применяться такой же подход по взысканию издержек, как и к юрлицам: издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, будут относиться на счет ИП, совершивших административное правонарушение. При этом суммы, выплаченные переводчику относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета субъекта РФ.

В случае, когда производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя прекращено по реабилитирующим основаниям (предусмотренным подп. 1-3, подп. 5, подп. 7-8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), издержки по делу будут относиться на счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

12. Правила нотариального делопроизводства будут скорректированы (с 4 мая)

В частности, будет уточнен порядок регистрации получаемых нотариусом документов. Из перечня таких документов исключаются образы электронных документов на бумажном носителе, отображения на бумажных носителях информации, полученной из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов и государственных регистров, находящейся в открытом доступе. При этом журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции будут вестись в электронной форме. Будут прописаны случаи, в которых производится замена печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Так, заменить печать нотариус обязан, если: изменился указанный на ней нотариальный округ нотариуса или его наименование; изменилось указанное на ней наименование государственной нотариальной конторы; изменились фамилия, имя, отчество нотариуса и т. д. При этом территориальный орган обязан выдать нотариусу гербовую печать в течение одного рабочего дня после ее получения из специализированного полиграфического или штемпельно-граверного предприятия – изготовителя.

Одновременно вносятся изменения в состав форм рабочих документов нотариусов. К примеру, исключается образец расписки в получении документов нотариусом (приложение № 3) и вносятся изменения в формы журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции (приложения № 4-5). Также вводятся формы описей наследственных дел, оконченных в соответствующем году, и дел, оконченных в соответствующем году, срок хранения которых не установлен.

13. Перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, станет шире (с 14 мая)

Так, банки будут отказывать в совершении валютных операций не только в случае непредставления или представления необходимых документов с нарушением установленных требований, как это сейчас предусмотрено абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», но и в случае несоблюдения правил осуществления валютных операций, в том числе между резидентами, порядка ведения счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ и нарушения иных требований валютного законодательства.

Кроме этого, будут уточнены нормы об административной ответственности за незаконные валютные операции. Так, за это правонарушение для должностных лиц предусматривается отдельная ответственность в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А в случае повторного нарушения указанных лиц будут подвергать дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции будет распространяться и на ИП.

14. Охрана труда в организациях связи будет осуществляться по новым правилам (с 20 мая)

Новые Правила по охране труда в организациях связи устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, на станциях космической связи, на телефонных станциях, на станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение и т. д. Они обязательны для исполнения работодателями – ИП и юрлицами независимо от их организационно-правовых форм. При этом ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

В документе перечислены основные вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказывать воздействие на работников отрасли связи, среди них: повышенные уровни электромагнитного излучения и напряжения в электроцепях; попадание частиц оптоволокна на кожу работников; воздействия лазерного излучения и т. п. Устанавливается право работодателей определять дополнительные требования безопасности, улучшающие условия труда работников.

15. Авиаперевозчики начнут выдавать грузоотправителям электронные перевозочные документы (с 27 мая)

Кроме этого, электронные перевозочные документы будут оформляться на перевозку почты.

Также будут уточнены правила определения периода воздушной перевозки пассажира в целях применения норм об ответственности перевозчика за причинение вреда его жизни или здоровью. С учетом изменений, указанный период будет включать в себя нахождение пассажира на борту воздушного судна, а также периоды посадки и высадки. Отметим, что в настоящее время воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра и до момента, когда пассажир воздушного судна покинул аэродром. Порядок исчисления продолжительности периодов посадки и высадки определит Минтранс России.

Одновременно вводятся основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках. Ответственность авиакомпаний в указанных случаях будет определяться в соответствии с международными договорами РФ. При этом течение срока исковой давности в указанных случаях, а также в связи с просрочкой доставки перевозимых грузов начинается со дня, когда воздушное судно должно было прибыть в пункт назначения.

Европейская правда

Выбор редакции

Порошенко не планирует встречаться с Путиным в Париже — источники

В Польше готовят провокации от имени украинских националистов — посольство

Правительство Италии начало борьбу с «евробляхами»: штраф 700 евро и конфискация

Задержанный экс-полковник вооруженных сил Австрии признался, что работал на ГРУ РФ

Парламент Румынии одобрил противоречивые поправки в Уголовный кодекс

Парламент Румынии в среду утвердил противоречивые изменения в Уголовный кодекс, несмотря на критику оппозиции, антикоррупционных активистов и иностранных дипломатов.

Голосование состоялось на внеочередной пленарной сессии, которая состоялась на день раньше, чем было запланировано. За изменения проголосовали 167 депутатов при необходимых 165.

Наиболее противоречивые изменения относятся к частичной декриминализации преступлений, связанных со злоупотреблением служебным положением. Именно за такое преступление лидер правящей Социал-демократической партии Ливия Драгня на прошлой неделе получил 3,5 года заключения.

Новый кодекс ограничивает определение злоупотребления служебным положением только периодом, когда государственный служащий получает необоснованные преимущества для себя или своей семьи в течение рабочего дня.

Злоупотребление служебным положением также больше не применяется в случаях принятия законодательства или утверждения правительственных или парламентских документов.

Правящие социал-демократы всего за два дня приняли 237 поправок в обеих палатах парламента.

Сенат (верхняя палата парламента) во вторник всего за часа утвердил законопроект, а законодатели в нижней палате получили ключевые документы только в среду — за час до начала парламентской сессии.

Президент Румынии Клаус Йоханнис раскритиковал утвержденные изменения и заявил, что обратится в Конституционный суд, сообщает Romania TV.

«То, что происходит в наши дни — это диктатура большинства и глубоко вредит демократии», — сказал он.

Оппозиционные партии считают, что изменения могут серьезно подорвать верховенство права в Румынии и призывают людей сегодня выйти на акцию протеста в центре Бухареста.

Напомним, в июне социал-демократы приняли в парламенте Румынии поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые ослабляют полномочия прокуроров по расследованию коррупции на высоком уровне.

Прослушка отменяется. Минюст предлагает прописать порядок обжалования секретных решений

05 ноября 2018 года

Договорная правда. В УПК прописали, как брать показания у человека, заключившего сделку со следствием

01 ноября 2018 года

Проверка третьей степени. Утвержден порядок рассмотрения жалоб в новых кассационных судах

14 октября 2018 года

18 июля 2018 года

15 июля 2018 года

09 июля 2018 года

04 июля 2018 года

16 апреля 2018 года

05 апреля 2018 года

05 апреля 2018 года

27 февраля 2018 года

24 января 2018 года

20 декабря 2017 года

Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее.

12 октября 2017 года

28 сентября 2017 года

13 июля 2017 года

20 июня 2017 года

28 апреля 2017 года

23 апреля 2017 года

22 марта 2017 года

21 марта 2017 года

29 декабря 2016 года

5 декабря 2016 года

18 ноября 2016 года

17 ноября 2016 года

11 ноября 2016 года

5 ноября 2016 года

3 ноября 2016 года

25 июля 2016 года

06 июня 2016 года

31 мая 2016 года

26 мая 2016 года

20 марта 2016 года

18 декабря 2015 года

Законопроект ФСКН о внесение изменений в ст.228 УК РФ

В настоящий момент работа над законопроектом остановлена в связи с расформированием ФСКН.

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в статьи 82 1 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) в части первой статьи 82 1 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,»;

а) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от двух до пяти лет»;

б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати лет» заменить словами «от пяти до пятнадцати лет».

В пункте 4 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2003, № 50, ст. 4847; 2010, № 8, ст. 780; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162) слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 82 1 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Законопроект подготовлен во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 июня 2015 г., и направлен на изменение санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России), с учётом степени их общественной опасности.

Анализ уголовного законодательства Российской Федерации и судебно-следственной практики его применения свидетельствуют о том, что отдельные уголовно-правовые нормы требуют совершенствования.

Так, в настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта – тяжким и особо тяжким преступлениям.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах (в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России).

При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений.

Соответственно к таким лицам необходимо более активно применять механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному образу жизни.

Данные отчета Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации формы № 10.3.01 свидетельствуют о том, что в 2014 году при рассмотрении 17 759 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 ст. 228 УК России, суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет в 261 случае, от 8 до 10 лет – в 17 случаях, а в 2457 случаях суды назначали наказание, используя исключительный механизм по назначению наказания ниже низшего предела установленных санкций.

Таким образом, нельзя считать нормальной ситуацию, когда возможность назначения наказания сроком от 5 до 10 лет остается судами практически не востребованной, а исключительный механизм назначения наказания, предусмотренный УК России, используется на регулярной основе.

Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости перевода наименее опасных преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, в категорию менее тяжких.

Предлагаемые законопроектом изменения по снижению санкций за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 УК России приведут их в соответствие со степенью общественной опасности совершенных деяний и в то же время позволят более широко использовать имеющиеся меры уголовно-правового побуждения лиц к отказу от потребления наркотиков.

Для этих целей законопроектом предлагается распространить положения статьи 82 1 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 178 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

В этой связи в законопроекте предусмотрено его вступление в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 299).

Данная редакция законопроекта появилась недавно, ранее законопроект был опубликован в следующем виде:

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»предлагается дополнить статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России) таким новым квалифицирующим признаком, как «средний размер наркотических средств и психотропных веществ», что позволит дополнительно дифференцировать ответственность за преступления, предусмотренные указанной статьей.

Введение указанного квалифицирующего признака позволит устранить существенный разрыв в размерах наркотических средств и психотропных веществ между действующими в настоящее время крупным и особо крупным размерами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002.

Кроме того, предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228 УК России.

Проведенный анализ уголовных дел о преступлениях, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, показал, что карательная политика в отношении лиц, хранящих наркотик для личного потребления, себя не оправдывает. В 2014 году за преступления, предусмотренные статьей 228 УК России (хранение без цели сбыта), осуждено около 96 тыс. лиц. Все осужденные являются наркоманами, для которых болезнь является фактором, способствующим совершению данного преступления.

При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

В настоящее время для квалификации наркопреступлений установлены единые размеры наркотиков без их дифференциации в зависимости от степени общественной опасности совершаемых деяний.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики без цели сбыта для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах.

Именно поэтому необходимо адаптировать систему уголовного наказания к общественной опасности принципиально разных преступных деяний, а именно: хранение наркотиков без цели сбыта, их оптовый сбыт и сбыт в организованных формах.

Оптимальным решением данного вопроса будет введение дополнительного квалифицирующего признака «средний размер наркотических средств и психотропных веществ» для целей статьи 228 УК России путем дополнения указанной статьи частью 1 1 .

Кроме того, законопроектом предлагается распространить положения статьи 82 1 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных указанной новой частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Кроме того, необходимо отметить, что на содержание наркопотребителей учреждения пенитенциарной системы ежегодно затрачивают значительные суммы денег, а предложенные законопроектом меры приведут к экономии средств, повышению эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации без привлечения дополнительных финансовых затрат.

Реализация указанного предложения позволит более активно применять механизмы правового побуждения лиц к отказу от наркопотребления, а также благотворно скажется на социальной обстановке в обществе.

Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по борьбе с наркоманией.

Новая часть 1 1 статьи 228 УК России будет отнесена к подследственности дознавателей (следователей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 178 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

В этой связи в законопроекте предусмотрено его вступление в силу по истечении пяти месяцев со дня его официального опубликования.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299).

Законопроект соответствует Договору о ЕАЭС, а также положениям иных международных актов.

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) в части первой статьи 82 1 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,»;

а) дополнить частью 1 1 следующего содержания:

«1 1 . Те же деяния, совершенные в среднем размере,-

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.»;

б) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от пяти до десяти лет»;

в) примечание 2 изложить в новой редакции:

«2. Значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.»;

в) в примечании 3:

после слова «Значительный,» дополнить словом «средний,»;

после слова «значительному,» дополнить словом «среднему,»;

3) статью 228 1 дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, статей 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22 ст. 2027; № 30 ст. 3020, 3029; № 44 ст. 4298; 2003, № 27 ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27 ст. 2711; 2005, № 1 ст. 13; 2006, № 28 ст. 2975, 2976; № 31 ст. 3452; 2007, № 1 ст. 46: № 24 ст. 2830, 2833; №49 ст. 6033; 2009, № 11 ст. 1267; № 44 ст. 5170; 2010, № 1 ст. 4; № 8, ст. 780; № 15 ст. 1756: № 27 ст. 3431; 2011, № 1 ст. 6, 16; № 23 ст. 3259; № 30 ст. 4605; № 45 ст. 6334; № 50, ст. 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; № 30 ст. 4172; № 31 ст. 4330, 4331; № 47 ст. 6401; № 49 ст. 6752; № 53 ст. 7637; 2013, № 26 ст. 3207; № 27 ст. 3442, 3478; № 30 ст. 4078; № 44 ст. 5641; № 51 ст. 6685; № 52 ст. 6945; 2014, № 19 ст. 2303, 2310, 2333; № 23 ст. 2927; № 26 ст. 3207, 3385; № 30 ст. 4219, 4259, 4278; № 48 ст. 6651; 2015, № 1 ст. 83, 85; № 6 ст. 885; № 21 ст. 2981; № 29 ст. 4391) следующие изменения:

1) в пункте 8 части 3 статьи 151 слова «228 частью первой» заменить словами «228 частями первой и первой 1 «;

2) в пункте 4 части первой статьи 398 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через пять месяцев со дня его официального опубликования.