Права и свободы личности в информационном обществе

6.4. Информационная свобода личности

Понятие информационной свободы личности

С развитием процессов демократизации общества в нашу жизнь вошло новое понятие — информационная свобода личности. Информационная свобода личности является одним из наиболее важных достижений демократии, которое может быть сравнимо лишь разве с отменной рабства и крепостного права.

Стремление к свободе, т. е. к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями, является одним из наиболее фундаментальных психологических свойств человеческой личности, которое самым тесным образом связано с ощущением человеком психологического комфорта, счастья и благополучия. Ведь по-настоящему счастливым может быть только свободный человек, ибо только свобода открывает ему возможность для своей полной самореализации, осуществления своих планов и замыслов, достижения главных жизненных целей.

В учениях древних философов Сократа и Платона подчеркивалась особая роль свободы для судьбы человека. При этом исключительно важное значение придавалось свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса под свободой понималась возможность беспрепятственного всестороннего развития человеческой личности. Нам представляется, что именно эти представления наиболее полно отвечают современным воззрениям.

Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.

Таким образом, информационная свобода личности является важнейшим необходимым условием свободы самого человека, которое обеспечивает его самореализацию в обществе, интеллектуальное и духовное развитие. Именно поэтому информационная свобода личности должна рассматриваться как важнейшее право человека, которое должно быть гарантировано наивысшими законами демократического общества, такими, как Конституция страны, Декларация прав человека и т. п.

В то же время необходимо подчеркнуть, что информационная свобода личности не должна быть беспредельной. Она не должна наносить ущерба другим людям и поэтому должна быть ограничена этическими нормами. То есть информационная свобода личности предполагает и вполне определенный уровень ее ответственности перед обществом за свои поступки в информационной сфере.

Информационная свобода личности не должна также наносить ущерба общественным и государственным интересам и поэтому может и должна регулироваться общественными нормами, государственным и международным правом.

Таким образом, информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов.

Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности

Необходимым условием информационной свободы личности является обеспечение права человека на информацию. Это право должно быть зафиксировано в Конституции страны, в базовом законодательстве, которое определяет важнейшие правовые положения в информационной сфере, а также практически обеспечиваться политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.

Мало того, органы государственной власти и местного самоуправления в демократическом обществе обязаны создавать такие условия функционирования его информационной среды, которые содействовали бы повышению информированности всех членов этого общества в области социально значимой информации. Так, например, в федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» (статья 13 «Гарантии представления информации») содержатся следующие требования:

«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренном в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суде».

Таким образом, закон обязывает российские власти не только формировать в доступной форме общественно значимую информацию о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т. п., но также и оповещать граждан через средства массовой информации о состоянии этих сфер деятельности общества. Причем невыполнение этих обязанностей влечет за собой административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.

Информационная свобода личности и средства массовой информации

Информационная свобода личности в том или ином обществе в значительной степени определяется деятельностью и положением в этом обществе средств массовой информации. Ведь именно через СМИ большинство людей получают сведения не только о текущих политических событиях и погоде на завтра, но и о достижениях научно-технического процесса, образования и культуры, о международных событиях, а также о чрезвычайных ситуациях.

Многие помнят трагическую ситуацию на Украине в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС. В те дни средства массовой информации практически дезинформировали население страны, скрыв от него правду о радиационной опасности. Поэтому в Киеве и других близлежащих городах люди шли на демонстрацию вместе с маленькими детьми, ничего не подозревая о грозящей их здоровью опасности.

Этот печальный исторический факт свидетельствует о том, что монополизация СМИ, даже в руках государственной власти, далеко не лучший способ решения информационных проблем современного общества. Что же касается роли и положения СМИ в информационном обществе и их воздействия на информационную свободу личности, то нет никакого сомнения в том, что эта роль будет существенно более высокой, если не сказать определяющей.

В гражданском обществе СМИ выступают в качестве инструмента для взаимодействия трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому не зря СМИ часто называют четвертой ветвью власти в обществе.

Так, например, принятый в Англии Билль о правах, провозгласил свободу слова, открыв, таким образом, эпоху конституционной монархии, при которой гласность стала уже прерогативой не королевской власти, а парламента и суда.

Первая поправка к Конституции США положила запрет на вмешательство государства в деятельность прессы, поддержав таким образом развитие в этой стране гражданского общества.

Декларация прав человека и гражданина Французской республики объявила свободу печати и слова важнейшими правами человека.

Таким образом, положение в обществе средств массовой информации существенным образом определяет реальный уровень его демократизации, а следовательно, и реальную возможность достижения того или иного уровня информационной свободы личности.

При построении открытого общества функции СМИ существенным образом расширяются, так как теперь они должны обеспечивать решение еще двух исключительно важных для человека и общества социальных задач. Такими задачами являются открытость деятельности всех ветвей власти и гласность политических и общественных процессов в обществе.

Средства массовой информации в открытом обществе должны не только подробно и объективно освещать происходящие в стране и в мире общественно-политические и другие события, но и давать возможность любому члену этого общества выразить свое отношение к этим событиям, воздействуя таким образом на их дальнейшее развитие.

Следовательно, СМИ как основное орудие гласности являются важнейшим фактором практической реализации прав граждан на доступ к информации и свободу слова, которые в значительной мере и определяют реальную информационную свободу личности.

Информационная свобода в информационном обществе

Что же будет происходить со средствами массовой информации в дальнейшем при формировании информационного общества, в котором получат дальнейшее развитие и широкое распространение новые информационные технологии? Здесь можно указать на несколько наиболее существенных изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем [103].

1. Ожидается глобальная «цифровизация» технических средств массовой информации за счет все большего использования современной и перспективной цифровой элементной базы. В результате этого техника СМИ не только станет более портативной и надежной, но, самое главное, — существенно более качественной и функционально развитой.

Так, например, развитие систем цифрового стереофонического радиовещания с использованием спутниковых ретрансляторов позволит обеспечить высококачественный прием общественно-политических, образовательных и культурно-развлекательных программ, а также службы новостей даже на штыревую автомобильную антенну или же карманный радиоприемник. Таким образом, будет обеспечена «включенность» каждого жителя нашей планеты в глобальную информационную среду будущего информационного общества.

Цифровое телевидение высокой четкости, переход на плоские экологически безопасные экраны различных размеров, возможность размещения телевизионных экранов отдельно от приемных блоков телевизора существенно расширят использование телевизионной техники в производственных и домашних условиях и, по-видимому, окончательно вытеснят из социальной практики традиционные кинотеатры, которые должны будут уступить свое место голо графическим информационным центрам.

2. Будет происходить все большая интеграция СМИ с цифровой вычислительной техникой и информационно-телекоммуникационными системами не только на техническом, но и на функционально-организационном уровне. Другими словами, функции СМИ и ИТКС будут все более часто пересекаться и дополнять друг друга.

Так, например, в информационном обществе станет возможным получать последние новости не только по радиовещательным и телевизионным сетям, но и по компьютерным сетям обмена информацией. Ведь сами эти сети будут интегрированными. Поэтому и телевизионные передачи можно будет смотреть прямо на экране компьютера, точно так же, как и телевизионный приемник будет иметь возможность выполнять определенные функции терминала информационно-телекоммуникационной сети. Через него можно будет связаться, например, с другим абонентом этой сети или же, что очень важно, выразить свое отношение к общественно значимой проблеме, обсуждаемой в данный момент обществом.

3. Цифровизация и интеллектуализация фото-, кино- и видеотехники, а также простота ввода полученной с ее помощью информации в цифровые сети передачи данных существенным образом расширят круг пользователей этой техникой, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить запасы информационных ресурсов общества, повысить их качество, оперативность и достоверность.

Причем это дело самого ближайшего будущего. Ведь первые цифровые видео- и фотокамеры существуют уже сегодня, а многие музыкальные и видеостудии переходят на современную мультимедийную технику, которая открывает совершенно новые возможности для композиции и создания новых аудиовизуальных эффектов.

Таким образом, развитие средств массовой информации в информационном обществе, безусловно, получит ряд новых возможностей для того, чтобы эти средства стали действительно массовыми и более доступными для всех граждан общества.

Необходимо только помнить, что информатизация общества сама по себе не делает его более демократическим, открытом или даже гражданским. Угроза тоталитаризма существует сегодня и будет существовать и в информационном обществе. Просто формы проявления этого тоталитаризма там будут другими. Но ведь сущность его от этого не изменяется.

Поэтому, для того чтобы обеспечить информационную свободу личности в условиях информационного общества, важно сохранить за средствами массовой информации возможности для оппонирования любым органам власти и организации их конструктивного диалога с общественностью своей страны, а также других стран мирового сообщества.

Основные информационные права и свободы в РФ, основания их ограничения

Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст. 3), право на свободу мысли (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

— в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г., для Российской Федерации — 28 февраля 1996), где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

— в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы:

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч. 1 ст. 23;

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч. 2 ст. 23;

— свобода мысли и слова — ч. 1 ст. 29;

— свобода массовой информации — ч. 5 ст. 29;

— право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч. 3 ст. 29;

— право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч. 4 ст. 29;

— право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст. 33;

— свобода всех видов творчества — ч. 1 ст. 44;

— право на доступ к культурным ценностям — ч. 2 ст. 44.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995 г. и вступившая в силу 11 августа 1998 г. в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Таджикистан, также в ст. 11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в федеральных законах.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

— обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст. 12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

— удовлетворение справедливых требований морали;

— и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничений прав только по закону расширяется и уточняется перечень оснований для такого рода ограничений:

— в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия;

— в целях предотвращения беспорядков и преступлений

— для охраны здоровья и нравственности;

— для защиты и репутации или прав других лиц;

— для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;

— для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах выделены следующие основания для ограничений:

— для уважения прав и репутации других лиц;

— для охраны государственной безопасности,

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2.ст. 2) выделяются следующие основания для ограничений по закону:

— в целях защиты конституционного строя;

— законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень ограничений. Там указано, что информационные права и свободы ограничиваются, если они используются в целях насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч.З. ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

— защиту основ конституционного строя;

— прав и законных интересов других лиц;

— обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст. 56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст. 23, ч.1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст. 51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Из этого сравнительного анализа можно сделать следующий вывод: Если основные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания их возможного ограничения и прямые ограничения, определенные там же, зачастую не совпадают между собой. Необходимы унифицированный перечень оснований для ограничений (для защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а также в интересах обороны и безопасности государства) и перечень случаев прямого ограничения прав и свобод с последующим их закреплением в законе.

права человека в информационном обществе

Декларация прав человека в информационном обществе
Как известно современная концепция прав и свобод сложилась еще в конце 18 века. Она отстала от тех технологических возможностей, которые появились для расширения «территории свободы» в последнее время. Первый пост на эту тему, который вызвал оживленную дискуссию, был посвящен основополагающему праву человека – праву свободно решать, чему посвящать время своей жизни. Подробнее об этом здесь: http://igeid.livejournal.com/24890.html

Я решил развить тему и сформулировать современную версию некоторых базовых прав человека, основанную на технологических возможностях Интернета, прямой политической и экономической демократии, свободном обмене информацией и творческими достижениями.

1. Право непосредственно участвовать в управлении обществом
Каждый человек имеет право напрямую участвовать в управлении своей страной, регионом или населенным пунктом с помощью инструментов прямой демократии (прежде всего электронных собраний граждан).

2. Право на равное участие в доходах от природных ресурсовсвоего общества
Каждый человек имеет право:

  • на равную с другими долю в доходах от эксплуатации природных ресурсов своей страны,
  • напрямую участвовать в управлении процессом эксплуатации этих ресурсами

3. Право брать обязательства перед обществом и отказываться от них
Каждый человек имеет право:

  • брать на себя обязательства перед обществом (платить налоги, служить в армии, исполнять другие гражданские повинности) или отказаться от этих обязательств,
  • не нести никаких гражданских повинностей, не участвовать в управлении обществом, не получать от него преференций и гарантий.

Никто не может принуждать человека к действиям, направленным на выполнение обязательств перед обществом, против его воли.

4. Право на творчество, труд и отказ от востребованной обществом деятельности
Каждый человек имеет право:

  • тратить время своей жизни так, как хочет он сам, не подвергаясь насильственному или экономическому принуждению к тому или иному виду деятельности,
  • заниматься любой деятельностью, не направленной против прав других граждан, или посвятить себя созерцанию мира, имея гарантии удовлетворения, как минимум своих базовых материальных потребностей (в еде, жилище, медицинском обслуживании) при необходимости за счет ресурсов общества,
  • на безвозмездное содействие общества в достижении творческой самореализации, в т.ч. на получение информации, образования, интеллектуально-эстетических и базовых материальных ценностей необходимых для свободного занятия творчеством.

5. Право участвовать в управлении любым сообществом, в работу которого человек вкладывает свой труд, и отказываться от продажи своего труда
Каждый человек имеет право:

  • участвовать в управлении любой экономической структуры, в которой он работает,
  • иметь социальные гарантии от общества, защищающие от экономического или иного принуждения к продаже своего труда или вступления в трудовые отношения, условия которых он считает не справедливыми

6. Право на свободное потребление и распространения любой информации и информационной продукции
Каждый человек имеет право:

  • свободно и беспрепятственно распространять любую информацию, не являющуюся личной тайной других людей, в том числе любые сведения о работе государственных органов,
  • обеспечивать свои интеллектуально-эстетические потребности в любой продукции, которую можно автоматически копировать (музыкальной, видео, аудио, текстовой, программной и т.д.).

PS. В этих тезисах кратко сформулированы некоторые мои социальные и футурологические идеи, которые я подробно развиваю в последние годы в многочисленных публикациях (см. ссылки в моем юзер инфо и постах).

Права и свободу человека в информационном обществе обсудят в Югре

ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 23 мар — РИА Новости. Более 130 человек примут участие в научно-практической конференции «Правовые основы реализации Стратегии развития информационного общества. Обеспечение прав и свобод человека в информационном обществе», которая пройдет в Ханты-Мансийске 23 марта, сообщил РИА Новости сотрудник пресс-службы губернатора ХМАО.

По его словам, предполагается обсудить вопросы правового обеспечение прав и свобод человека и гражданина в информационном обществе, эффективности и открытости государственного управления, формирования электронных парламента и правосудия, а также развития в новых условиях экономики, социальной сферы, науки, технологий, систем культурного и гуманитарного просвещения, информационной безопасности.

«Заявки на участие поступили от 130 участников, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени и других городов страны. Те же, кто из-за финансовых проблем не сможет нынче приехать в Ханты-Мансийск, будут участвовать в конференции заочно, присылая доклады для итогового сборника», — отметил собеседник агентства.

Конференция организована администрацией губернатора и правительством при содействии думы и общественной палаты автономного округа, регионального отделения Ассоциации юристов России и Югорского государственного университета. Конференция является одним из звеньев реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной президентом РФ.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества

(Чеботарева А. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 6) Текст документа

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

——————————— Chebotareva A. A. Evolution of institute of human rights in conditions of development of informational society.

Чеботарева Анна Александровна, заведующая кафедрой Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена исследованию эволюционного развития прав человека электронной России. Заявленный в названии статьи предмет исследования представляется одним из наиболее актуальных вопросов современной юриспруденции. Автор подчеркивает приоритетность права человека на информационную безопасность.

Ключевые слова: информационное общество, электронное государство, электронное правительство, институт прав человека, информационные права, безопасность, национальная безопасность, информационная безопасность, информационная безопасность человека, личности.

The article is devoted to research of evolutionary development of human rights of «Electronic Russia». The subject of research presented in the title of the article is one of the most topical issues of contemporary jurisprudence. The author stresses the priority character of human rights to informational security.

Key words: informational society, electronic state, electronic government, institute of human rights, informational rights, security, national security, informational security of a man, personality.

Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем . С таким заключением нельзя не согласиться. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. ——————————— Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.

Формирование электронной России как электронного государства по-новому расставляет акценты в вопросе реализации прав субъектов информационных отношений, и прежде всего человека как основного, первичного их участника. Действительно, «самым активным и часто уязвимым субъектом в эпоху перемен (а информатизация, цифровизация и сетевая жизнь информационной среды — это не что иное, как революция в развитии социума) остается человек, индивид, гражданин. И понять, что изменяется под воздействием информационно-технологических факторов, чрезвычайно важно» . ——————————— Бачило И. Л. Правовые вопросы социальных и демократических процессов в информационном обществе России // Информационное общество: проблемы развития законодательства: Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. С. 11.

При этом далеко не маловажное значение имеют гарантии прав и интересов в информационной сфере. Так, Модельный информационный кодекс для государств — участников СНГ в качестве таковых гарантий называет следующее. Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией государства. Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования, создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и средствами возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом . ——————————— Модельный информационный кодекс для государств — участников СНГ. Часть первая (Санкт-Петербург, 3 апреля 2008 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2008. N 42. С. 223 — 251.

Сформировавшаяся несколько лет назад на международном уровне устойчивая система взглядов на информационные права человека включает в себя: — право на информацию; — право на частную жизнь с точки зрения охраны информации о ней, а также право на защиту информации в аспекте его социальной жизни; — право на защиту информации с точки зрения безопасности государства, а следовательно — и гражданина; — право на защиту информации с точки зрения безопасности бизнеса и, следовательно, делового человека . Сегодня в условиях формирующегося электронного государства задача полноценного обеспечения информационных прав и свобод человека не только не теряет своей актуальности, а, напротив, становится все более значимой. ——————————— Бачило И. Л., Сергиенко Л. А., Кристальный Б. В., Арешев А. Г. Персональные данные в структуре информационных ресурсов. Основы правового регулирования. Минск, 2006. С. 11.

Во главу угла, безусловно, следует поставить само право на информацию — под данным институтом понимают совокупность правовых актов и отдельных норм, определяющих порядок реализации прав субъектов информационного права в области производства (создания) информации, поиска и получения (доступа) информации, сбора, хранения, передачи, использования, распространения информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам человека, государства, общества и обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для реализации других прав и обязанностей субъектов права, предусмотренных и гарантированных законодательством РФ и нормами международного права . ——————————— Бачило И. Л. Информационное право: Учебник. М.: Издательство «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2011. С. 135.

Несомненно, в условиях развития электронного государства можно говорить о расширении правоспособности людей как участников информационных правоотношений. И речь уже идет о правоспособности, основанной на транспарентности и открытости государственного управления. Транспарентность можно определить как состояние информированности (наличие полного, достаточного и достоверного знания) о той или иной деятельности (ее объектах или результатах) любого заинтересованного в этом субъекта. Состояние информированности возникает вследствие получения соответствующей информации, которое возможно посредством доступа к информации, под которым следует понимать ознакомление с информацией либо предоставление ее для ознакомления. То есть анализируемому состоянию предшествует информационный процесс, состоящий в совершении действий по доступу к информации. Субъектами такого информационного процесса выступают две стороны: сторона, обладающая информацией, и сторона, заинтересованная в ее получении . ——————————— Гунин Д. И. Транспарентность и тайна информации: Теоретико-правовой аспект: Автореф. дис. … к. ю.н. Екатеринбург, 2008.

Соответственно, субъектами информационного процесса электронного государства выступают, с одной стороны, человек, с другой — государственные органы, составляющие электронное правительство. И государство должно обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти. Сегодня возможно лишь констатировать недостаточный уровень информированности общества, конкретного человека. Электронное государство — прежде всего, социальное государство, в свою очередь, социальное государство — и эта позиция И. Л. Бачило вызывает уважение — в определенной части является сервисным государством. При этом нужно иметь в виду, что только сервисные задачи и работа в этом направлении не исчерпывают функций государственных и муниципальных органов в области социальной сферы. Это, пожалуй, конечный итог каждой социальной функции — предоставить условия для граждан и организаций реализовать свои социальные и иные права. Для этого необходимо неуклонное выполнение базовых государственных функций. Конституционной основой социальности Российского государства является глава вторая Конституции Российской Федерации о правах и обязанностях человека и гражданина, где содержится основной перечень социальных прав каждого, находящегося под юрисдикцией России. Социальность государства обеспечивается, прежде всего, федеральными законами, актами президента и правительства, деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти, актами органов местного самоуправления. ——————————— Бачило И. Л. Государство социальное или сервисное? (информационно-правовой аспект) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. N 1. С. 7.

То есть «законодательство по существу должно обеспечивать социальность всей государственно-управленческой деятельности через функции органов исполнительной власти по обеспечению материальной основы и других условий реализации прав граждан» . ——————————— Там же. С. 8.

Тем не менее, несмотря на установленный в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, действительность кардинально отличается от задекларированного законодателем. ——————————— Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Немалый клубок проблем в механизме реализации задачи предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и посредством деятельности многофункциональных центров. В числе серьезных сдерживающих факторов отсутствие полноценного электронного документооборота. Действительно, в настоящее время электронный документооборот не сопровождается законодательными гарантиями, которые в полной мере обеспечивали бы законность и действительность разнообразных юридических действий, совершаемых в сети Интернет. Участникам электронного документооборота часто предъявляются невыполнимые в электронной среде требования о предоставлении в подтверждение сделки бумажных документов, подписанных собственноручными подписями сторон. Не установлены оптимальные юридические критерии, предъявляемые к электронному обмену данных. Законодательство не регламентирует порядок передачи, получения, хранения электронных документов . ——————————— Филатова Л. В. Актуальные вопросы правового регулирования предоставления государственных услуг в электронной форме // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий. М.: Институт государства и права РАН; ИПО «У Никитских ворот», 2010. С. 197.

Государственная программа Российской Федерации N 1815-р «Информационное общество (2011 — 2010 годы)», принятая 20 октября 2010 г. , также напрямую выводит на проблему обеспечения прав и свобод человека в электронном государстве. Она направлена на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. ——————————— Собрание законодательства РФ. 15.11.2010. N 46. Ст. 6026.

Программа констатирует наличие проблем в области защиты прав и свобод человека в информационном обществе Российского государства и подчеркивает, что в настоящее время наблюдается неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, об организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, что в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан; сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий… различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества, в частности сохраняются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей и низкие показатели качества доступа к сети Интернет. Наряду с правом на информацию, правом на использование информационных технологий, правом на развитую инфраструктуру информационного общества, правом на качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг человек современной России должен обрести и право на информационную безопасность. И это приоритетно, поскольку в электронном государстве категория «безопасность», безусловно, приобретает новое звучание. Понятие «информационная безопасность» актуализируется сегодня наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность». И эта проблема требует своего решения как никогда . ——————————— См. об этом: Чеботарева А. А. Теоретико-правовое исследование понятия «информационная безопасность личности» // Юрист. 2010. N 6; Чеботарева А. А. Обеспечение информационной безопасности личности в Интернете: история и проблемы развития законодательства // История государства и права. 2010. N 11; Чеботарева А. А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: реальность 2014 года? // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10.

Что касается категорий «электронное правительство», «электронное государство» — для них понятие безопасности архизначимо и составляет «кита» — основу. Застрахованы ли граждане, получив с 1 января 2013 г. универсальную электронную карту, от мошенничества? Насколько обеспечена будет защита персональных данных? Не вызывает сомнений одно: развивающееся законодательство в сфере регулирования информационных правоотношений должно быть ориентировано прежде всего на человека как основного, первичного их участника. Этот самый «главный» участник — человек электронного государства, человек информационного общества — не должен остаться в стороне, и его права и свободы, которые в условиях развития электронного государства актуализируются как никогда, законодателем в полной мере должны быть обеспечены. Понятия «права человека», «законность» являются лидирующим ядром в ряду институциональных признаков электронного государства. Определение правомочий человека как субъекта информационного права представляет немалый научный интерес. По мнению И. Л. Бачило, «наиболее сложное решение прав субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «человек», «личность», «лицо», при условии оговорки, что оно физическое» . ——————————— Бачило И. Л. Информационное право: Учебник. М.: Издательство «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2011. С. 58.

Исследователями отмечается, что значительным прорывом в этом отношении стали поправки к Конституции Греции, которые впервые на конституционном уровне закрепили право личности на участие в информационном обществе. Принятие поправки к греческой Конституции позволило поставить вопрос о юридическом содержании понятия «информационное общество», а также признать действия по формированию ИКТ обязанностью государства. С признанным в греческой Конституции правом личности участвовать в информационном обществе корреспондирует обязанность государства предпринимать позитивные действия для обеспечения равного и активного для всех доступа к информационному обществу. При этом право личности на участие в информационном обществе включает в себя свободный доступ к сетям электронных коммуникаций и услугам, право на неограниченный доступ к электронным коммуникациям и на участие в различных услугах информационного общества. Греческая правовая доктрина исходит из того, что данное право не может быть ограничено, а правовые акты, направленные на ограничение, могут быть обжалованы в судебном порядке. Право на участие в электронной форме включает в себя обязанность государства по созданию условий для доступа к электронной информации (продукции), к обмену и распространению таковой . ——————————— Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И. Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 226.

Информационная правосубъектность субъекта информационных отношений слагается из информационной правоспособности и информационной дееспособности. Информационная правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая государством возможность или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случае субъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нести ответственность за реализацию таких прав и обязанностей. В таком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием этого субъекта. Предпосылкой для возникновения информационных правоотношений является информационная правоспособность, которая выражается в определяемой информационно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере, может рассматриваться в качестве субъекта информационного права. Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектности — информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений. При этом «гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополитических, административно-территориальных, культурологических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с информационным фоном потребностей этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные институты демократии, тем прочнее связи гражданина с государством, государственной организацией» . ——————————— Бачило И. Л. Информационное право: Учебник. М.: Издательство «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2011. С. 61.

Рассматриваемая область общественных отношений, т. е. отношений, складывающихся в процессе реализации электронным государством своих функций, безусловно, обладает определенной спецификой; при этом упоминаемые И. Л. Бачило связи гражданина с этим государством становятся еще более тесными, с одной стороны, и более прозрачными и открытыми — с другой. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. , подчеркивается, что в настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, одним из важнейших проявлений которого является обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации. ——————————— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. N 34. 16.02.2009.

Согласимся: сегодня происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Если на предшествующих этапах развития отсчет шел от государства к человеку, то теперь обозначился новый подход: истинным моментом становится человек. В этом контексте информационные права — особый и специфический вид прав человека . ——————————— Устинович Е. С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 9.

Действительно, «…в реальности растворяемых в трудносводимом разнообразии социальных отношений самым решающим фактором является человек, гражданин, население страны. В его физическом, нравственном, творческом, идеологическом, психологическом здоровье, в его готовности и желании переустраивать и устраивать свою жизнь состоит развитие общества» . И неслучайно в условиях формирования электронного правительства выделяют подсистему электронных муниципалитетов, понятия «электронный бизнес» — e-Business и «электронный гражданин» e-Citizen. ——————————— Маликова А. Х. Эволюция теории и практики правового и социального государства и их соотношение в историческом развитии // Государство и право. 2009. N 10. С. 36 — 41.

Какие же они — права и интересы человека в условиях формирования информационного общества и электронного государства? Согласно Доктрине информационной безопасности (причем интересы личности в информационной сфере не случайно поставлены в ней на первое место), интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность . ——————————— Российская газета. N 187. 28.09.2000.

Также в числе интересов личности в информационной сфере — соблюдение информационного равенства. Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами государственной власти в области реализации направлений информационной политики, является разрешение противоречий между реально существующим и необходимым качеством защищенности информационных интересов (потребностей) личности. Решение этой задачи непосредственно связано с переоценкой существующих подходов, концепций к пониманию места и значимости информационного права как отрасли права. В числе интересов личности в информационном обществе — полноценный процесс интерактивного взаимодействия граждан с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. Интересы личности в информационном обществе — и это один из ключевых моментов — заключаются также в ее информационной безопасности. Так, механизм предоставления государственных и муниципальных услуг, заложенный в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , система введения универсальных электронных карт, многофункциональных центров выводит на одно из первых мест задачу обеспечения информационной безопасности личности, прежде всего, задачу обеспечения защиты персональных данных. ——————————— Российская газета. N 5247. 30.07.2010.

Надежная система защиты персональных данных, находящихся в информационных системах органов власти, — основное условие создания системы электронного правительства. И в этом отношении содержание Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» должно соотноситься с содержанием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» . Напомним одно из положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. ——————————— Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. N 31 (ч. 1). Ст. 3451. Российская газета. N 187. 28.09.2000.

Принцип правовой защищенности человека как основополагающий принцип правового государства должен лечь в основу решения проблемы «человек в информационном обществе», «человек и электронное правительство (электронное государство)». Если брать во внимание подход философов к определению понятия «информационная безопасность», можно выделить три составляющие интересов личности в этом направлении: ——————————— Атаманов Г. А. Информационная безопасность: сущность и содержание // Бизнес и безопасность в России. 2007. N 47. С. 108.

— удовлетворение информационных потребностей субъектов; — обеспечение безопасности информации; — обеспечение защиты субъектов. Таким образом, в сущностном плане информационная безопасность, согласно философскому подходу, есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям, направленным на прогрессивное развитие. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как в результате проведения мероприятий, направленных на поддержание информационной среды в безопасном для объекта защиты состоянии, защиту объекта от деструктивного воздействия, так и путем укрепления иммунитета и развития способности объекта уклоняться от деструктивного информационного воздействия (в том числе за счет предвидения их возможности). Требуется подчеркнуть: субъективное публичное право изменило систему отношений государства и гражданина, они стали рассматриваться не только и не столько с точки зрения возможностей субъекта публичного управления воздействовать на гражданина, сколько с точки зрения возможностей гражданина воздействовать на субъект публичного управления. Гражданин признается полноценным субъектом права, наделенным возможностями самостоятельно требовать от государства соблюдения закона . ——————————— Васильева А. Ф. Теория правоотношений, складывающихся в сфере предоставления публичных услуг // Государство и право. 2010. N 7. С. 90.

Таким образом, немаловажным представляется подчеркнуть следующее: интересы личности должны иметь первостепенное значение в процессах реализации всех подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», — качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие. Проблематичен, прежде всего, вопрос практической реализации права человека электронной России на доступ к информации о деятельности государственных органов. Вступивший с 1 января 2010 г. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться различными способами, при этом чиновники менее всего заинтересованы в автоматизации, документирующей и раскрывающей их деятельность, поскольку сегодняшнее отсутствие прозрачности позволяет им избегать персональной ответственности. Но и общество не стремится устанавливать с ними прозрачные отношения. Интернет впервые в истории человечества предоставляет техническую возможность для массового открытия информации. Но вовсе не определяет необходимость делать это. ——————————— Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. N 4849. 13.02.2009.

Действительно, в контексте синтеза многих аспектов (сервисно-электронного, социального, правового) измерения государственности в понятии «культурного государства проявляется еще и проблема борьбы с коррупцией» . ——————————— Кузнецов П. У. Социальная миссия электронного государства: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство: Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; ИПО «У Никитских ворот», 2011. С. 25.

Нельзя не согласиться: в настоящее время необходимым является изменение характера информационного взаимодействия общества и государства, выражающееся в расширении прав граждан путем не только предоставления доступа к разнообразной информации, но и увеличения возможностей людей участвовать в процессе принятия решений. Центральной фигурой в процессах информатизации органов государственной власти должен быть человек как источник, потребитель информации и субъект гражданского общества, его интересы и потребности . И это должно как никогда осознаваться государственными служащими. ——————————— Куликова С. А. Практика реализации права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов: на примере Саратовской области // Информационное общество и социальное государство: Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; ИПО «У Никитских ворот», 2011. С. 169.

Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность указанных органов более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные выше органы за счет снижения количества поступающих обращений. Согласно Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 гг. в указанной сфере необходимо обеспечить свободный доступ через сеть Интернет к содержимому основных федеральных государственных информационных ресурсов и систем, за исключением сведений, которые составляют охраняемую законом тайну, исключив случаи установления платы за предоставление информации из государственных информационных ресурсов в соответствии с ведомственн ым актами. ——————————— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р // Текст документа официально опубликован не был.

Необходимо расширить перечень сведений о проведении государственного (муниципального) контроля, подлежащих обязательному опубликованию на сайтах органов. Должны публиковаться результаты проведения плановых и внеплановых проверок (к примеру, публикация наименований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена или прекращена (по решению суда) либо продукция которых отозвана с рынка), а также статистика. Второй немаловажный аспект — это обеспечение равного доступа к информационным технологиям. Термины «цифровое неравенство» или «цифровой разрыв» (в англоязычной литературе digital divide) трактуются по-разному. Чаще всего под цифровым неравенством понимается неравный доступ к информационным технологиям, разделение на тех, кому эти технологии доступны, а кому нет, деление на «информационно богатых» и «информационно бедных». ЮНЕСКО считает проявлением цифрового неравенства наличие на карте мира стран, где информационные технологии развиты и доступны гражданам, и стран или даже целых регионов, где уровень развития информационных технологий низок и большинство населения не имеет к ним доступа. Другие исследователи считают, что цифровое неравенство — это социально-экономический феномен, являющийся следствием разницы в уровне дохода, грамотности и образования, степени развития определенных навыков, различия в сфере бизнеса, культуры, законодательства. Для обеспечения цифрового равенства и цифрового единства граждан необходимыми условиями являются: — равенство в доступности технических средств; — равенство в навыках использования ИКТ; — равенство в способах и целях использования ИКТ. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации , к 2015 г. не менее 80% населенных пунктов должны получить доступ к открытым государственным ресурсам. ——————————— Российская газета. N 34. 16.02.2009.

Сегодня же в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера. По аналогии, «как социальное государство обеспечивает социальное равенство, так и электронное государство берет на себя обязанность обеспечить цифровое равенство… Проблема цифрового равенства по своей природе тесно связана с социальным равенством. Ее решение зависит от того, как государство решает вопрос выравнивания социального положения населения. Любое социальное неравенство способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления… Принцип цифрового равенства должен не только получить законодательное воплощение, но и пронизывать собой все законодательство. Этот принцип исходит из того, чтобы лицо выбирало, в какой форме получать информацию — в традиционной бумажной или электронной» . ——————————— Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И. Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 231.

Итак, информационные права человека электронной России приобретают новое звучание, и вопрос их полноценного обеспечения должен стать одной из приоритетных задач государства. «Как справедливо отмечают греческие ученые-юристы, законодательно регулируются не сами информационно-коммуникационные технологии и не их применение, а участие индивида в информационном обществе. Доступ к электронным коммуникационным системам и службам приобретает правовой характер по мере того, как общество осознает, что такой доступ — это право личности, определяющее деятельность государственных органов. Содержание данного права постепенно вырабатывается в национальных юрисдикциях» . ——————————— Там же. С. 234.

И еще один немаловажный аспект. Очевидно, что сегодня, наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность», как никогда актуализируется понятие «информационной безопасности личности». В современных условиях эта проблема выдвигается на уровень общенациональной. Решение проблем обеспечения информационной безопасности личности сегодня — это и актуально, и своевременно, поскольку Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. , подчеркивается, что в настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, одним из важнейших проявлений которого является обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации. ——————————— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. N 34. 16.02.2009.

Анализ основных правомочий человека электронного государства позволяет сделать вывод о приоритетности решения вопроса информационной безопасности личности. Неслучайно Модельный информационный кодекс для государств — участников СНГ в ст. 1 в числе основных целей информационного законодательства называет в том числе обеспечение и защиту конституционных прав и свобод человека в информационной сфере; обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства; создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления . ——————————— Модельный информационный кодекс для государств — участников СНГ. Часть первая (Санкт-Петербург, 3 апреля 2008 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2008. N 42. С. 223 — 251.

При этом информатизация общества и проблема информационной безопасности личности тесно взаимосвязаны. К сожалению, в свете проблем «информационной безопасности государства», «информационной безопасности госструктур», «информационной безопасности бизнеса» и т. п. предмет нашего исследования остается как бы в тени, за рамками внимания как законодателя, так и многих исследователей. Однако можно с уверенностью утверждать, что постепенно эта проблема выйдет на первый план и будет требовать скорейшего решения. Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит на повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования этого пространства. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности. Поскольку сегодня человек — хочет он этого или нет — начинает жить в электронной России, необходим целый комплекс специальных мер для обеспечения допустимого уровня безопасности жизни и деятельности человека в таком государстве. Данный комплекс должен включать мониторинг всех аспектов электронного государства, осуществляемый в режиме реального времени с целью своевременного выявления существующих и возникающих в нем информационных угроз, их предотвращения и нейтрализации, а также ликвидации негативных последствий этих угроз. Такой мониторинг станет возможным, если основная масса субъектов электронного государства станет сознательно в нем участвовать и возьмет на себя долю ответственности за безопасность этого государства. Это означает, что должна быть соответствующая этика — этика электронного государства, которой будут следовать субъекты данного государства и без которой безопасность человека в информационном обществе будет практически недостижима. При этом, безусловно, должен соблюдаться определенный баланс интересов личности, интересов общества в целом и интересов самого электронного государства.