Право выбора на проживание

Озвучены пять новаций проекта закона о свободном выборе места проживания в Украине

Офис реформы административных услуг обнародовал новую редакцию проекта закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Об этом сообщает сайт Министерства экономического развития и торговли Украины.

Минэкономразвития обращает внимание представителей СМИ, что этот законопроект является инициативой экспертной группы, которую возглавляет Офис реформы административных услуг и не является правительственным законопроектом. В то же время ожидается, что проект закона упростит взаимодействие граждан с органами государственной власти.

Сейчас в Украине люди должны зарегистрировать свое место жительства (получить так называемую прописку) в течение 30 календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия на новое место жительства. По подсчетам Офиса реформы административных услуг, более 10 млн украинцев не могут воспользоваться услугой регистрации через обременительные процедуры. Более 63% детей проживают без «прописки». Кроме того, граждане вынуждены обращаться за услугами к посредникам, которые за вознаграждение (от 3 тыс. грн) регистрируют место жительства в нужной местности.

В июле 2017 года правительство утвердило Стратегию государственной миграционной политики Украины, согласно которой будет введена электронная регистрация (декларирование) места жительства без посещения органа власти.

Проект предусматривает следующие изменения:

1) для регистрации места проживания (получения так называемой прописки) достаточно подать онлайн или лично только один документ — декларацию (сейчас необходимы 4-5 документов и личное присутствие в органе или ЦПАУ),

2) регистрация осуществляется в момент обращения (сейчас — один день по закону, но до 10 дней на практике),

3) отменяется необходимость в предоставлении справок, подтверждающих место жительства и о составе семьи: все органы, имеющие право знать о месте проживания, получат информацию из Единой информационной системы (сейчас такие справки требуются при предоставлении 19 административных услуг),

4) отменяется внесение сведений в паспорта как обязательное условие регистрации, поставить отметку можно будет по желанию лица,

5) владельцы (другие распорядители) жилья, родители, органы опеки информируются о регистрации.

Проект закона не предусматривает штрафов за проживание не по месту регистрации. Проект закона предусматривает штраф в размере 1700 грн за предоставление ложных сведений с целью регистрации места жительства (то есть при желании зарегистрироваться там, где лицо фактически не проживает). Проект закона также предусматривает штраф в размере 340-850 грн за проживание граждан без регистрации места проживания более 90 календарных дней после снятия с предыдущего места регистрации.

Право выбора на проживание

73 Свобода передвижения и право на свободный выбор места жительства

Свобода передвижения и право на выбор места жительства, впервые было предусмотрено статьями 13 и 14. Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на свободу передвижения и избрание я себе местожительства в пределах границ каждого государства, право покидать любую страну, включая также ее собственную, и возвращаться в свою страну, право искать убежище от преследований (за исключением таких, которые вызваны совершением не-политического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам. ООН) в других странах и пользоваться этим убежищем. Согласно ст. С. Протокола № 4 к. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен права въезда на территорию государства, гражданином которого є.

Согласно ст 33. Конституции Украины, свобода передвижения и право на свободный выбор места проживания принадлежащие каждому человеку, на законных основаниях находится на территории Украины, и включают в себя е:

1) свободу передвижения по территории Украины;

2) право на свободный выбор постоянного или временного места жительства на территории Украины;

3) право свободно покидать территорию Украины;

4) право гражданина Украины в любое время вернуться в Украину

Первые три составляющие права на выбор места пребывания могут быть ограничены законом (но не подзаконным актом). Четвертая любым ограничениям не подлежит

Но два такие ограничения в законодательстве Украины существуют и соответствие их. Конституции Украины нами ставится под сомнение. Во-первых, согласно ст 29. Закона Украины»Об обеспечении санитарного и эпидем мического благополучия населения», въезд на территорию Украины граждан Украины из стран (местностей), где зарегистрировано особо опасные инфекционные болезни, разрешается только при наличии документов, предусмотренных международными соглашениями и санитарным законодательством Украины. Во-вторых, согласно ст 331. УК Украины и ст 204-1. КУоАП, граждане Украины подлежат привлечению к уголовной или админис тративнои ответственности в случаях незаконного пересечения государственной границы Украины не только при выбытии из Украины, но и при поступлении в нее (за исключением прибытия в Украину без установленного док умента ее граждан, ставших жертвами преступлений, связанных с торговлей людьми). Итак, гражданин Украины, который был жертвой других преступлений, не связанных с торговлей людьми, и / или по каким-то причинам возвращается в Украину путем пересечения границы вне пунктов пропуска, хотя и не лишается права вернуться в Украину, но использование им этого права определяется предыдущим привлечением к уголовной или административной ответственностивідповідальності.

Что касается других существующих ограничений свободы передвижения и права на свободный выбор места пребывания, то, согласно. Протокола № 4 к. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и, осуществления права на свободное передвижение, свободу места жительства в пределах территории любого государства и права покидать любую страну, включая свою собственную, не подлежит никаким ограничениям, за исключением ком тех, которые вводятся согласно законом и необходимы в демократическом обществе, а именно: в интересах национальной безопасности, с целью поддержания общественного порядка или причинить бегание преступлений, для охраны здоровья или нравственности, с целью защиты прав и свобод других люди.

Действующее законодательство Украины предусматривает значительное количество ограничений рассматриваемого права

Так, в ст 313. ГК Украины указано, что законом могут быть установлены особые правила доступа на отдельные территории, если этого требуют интересы государственной безопасности, охраны общественного порядка, жизни я и здоровья людей соответствии со ст 23. Закона Украины»О государственной границе Украины», в пограничной полосе устанавливается пограничный режим, который регламентирует правила въезда, временного пребывания проживания, передвижения граждан Украины и других лиц. Разрешение на въезд, временное пребывание, проживание, а также пропуск в пограничную полосу и в приграничные районы, контролируемые, дает и осуществляется является. Государственная пограничная служба Украины вместе с органами внутренних дел. Запрещается передвижение берегу и на льду пограничных рек, озер и других водоемов вне установленных для этого путей, сте жкамы или с нарушением правил передвижениявил пересування.

Согласно законодательству Украины, определяется также порядок пребывания и передвижения всех лиц в пределах территории пограничных железнодорожных и автомобильных станций, морских и речных портов, аеропор ртив и аэродромов, открытых для международного сообщения.

Согласно ст 9. Закона Украины»Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лица, в отношении которых установлен административный надзор, обязаны прибыть в избранное ним мы место жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел, сообщать работникам милиции, осуществляющих административный надзор, об изменении места жительства, а также о выезде за пределы района ( города) по делам. Согласно постановлению начальника органа внутренних дел, в них могут частично или в полном объеме применяться такие ограничения, как запрет пребывания в определенных местах рай оную (города), запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города) и некоторые др.а деякі інші.

Законом Украины»О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы»(в 4 и др.), предусмотрено обязательное отселение населения, проживающего в соответствующем со оновідній зоні.

статьи 106, 148. КоБС Украины предусматривают ограничения права подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на выбор места пребывания, которое состоит в отобрании письменного обязательства не отлучаться с места я жительства (месту пребывания) без разрешения следователя (прокурора, суда), или в задержании подозреваемого или взятии под стражу (аресте) подозреваемого, обвиняемого или пидсудног.

Ограничивается это право и в связи с исполнением гражданами Украины воинской обязанности, в том числе в связи с необходимостью соблюдения ими правил воинского учета, прохождением военной, а так каждого альтернативной (невоенной) службы, что предусмотрено законами Украины»О всеобщей воинской обязанности и военной службе»и»Об альтернативной (невоенной) службе»Согласно ст 17. Закона Украины»О. Вооруженных силах Украины»военнослужащие и работники. Вооруженных сил Украины, могут быть ограничены в свободе передвижения, свободном выборе места жительства в соответствии с закон проживання відповідно до закону.

Определенные ограничения свободы передвижения и права на свободный выбор места жительства могут быть применены в условиях военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено соответствующими законами Украины

Право граждан Украины свободно покидать территорию Украины и любые исключения из него детально регламентируются. Законом»О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины»Но граждане. В Украине имеют возможность выехать за границу только на основании документа, удостоверяющего их личность (паспорта гражданина Украины для выезда за границу, проездного документа ребенка, дипломатического служащие ого паспорта и т.д.порта тощо).

Гражданину Украины, как указано в ст 6. Закона Украины»О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», может быть временно отказано в выдаче паспорта, а гражданину Украины, имеющему паспорт, в выезде за границу в случаях, если: он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, он уклоняется от выполнения обязательств, возложенных на него судебным решением; против него возбуждено уголовное дело, он сознательно предоставил о себе неправдивые сведения; он подлежит призыву на срочную военную службу и в некоторых других случаях. Все эти ограничения имеют временные овый характер, но они могут иметь различную продолжительностьу тривалість.

Нарушение. Закона относительно оснований для ограничений в праве выезда граждан Украины за границу может быть обжаловано гражданином в суд по месту жительства. Принятое судом решение немедленно выполняется соответствующая им подразделением паспортной службы. Однако отказ в выезде за границу в связи с нарушением в отношении лица уголовного дела, ее осуждением за совершение преступления, уклонением от выполнения обязательств, в зависимости ених на лицо судебным решением, пребыванием ее лед административным надзором обжалованию не подлежитає.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Право выбора на проживание

Сімейний кодекс України

N 2947-III, 10.01.2002, Кодекс України, Верховна Рада України

Стаття 160. Право батьків на визначення місця проживання дитини

1. Місце проживання дитини, яка не досягла десяти років, визначається за згодою батьків.

2. Місце проживання дитини, яка досягла десяти років, визначається за спільною згодою батьків та самої дитини.

3. Якщо батьки проживають окремо, місце проживання дитини, яка досягла чотирнадцяти років , визначається нею самою .

Однако, ваш бывший муж не учитывает, что приведенная норма закона регулирует право выбора ребенком своего места проживания только в пределах Украины , т.е. когда оба родителя живут в Украине. Только в этом случае ребенок, достигший 14 лет, имеет право самостоятельно выбирать с кем из родителей ему проживать.

Для выезда несовершеннолетнего ребенка заграницу (независимо от целей выезда) одного желания ребенка мало.

Для выезда заграницу несовершеннолетнего ребенка, т.е. не достигшего 18-тилетнего возраста, требуется согласие обоих родителей .

Про порядок виїзду з України і в’їзду в Україну громадян України

N 3857-XII, 21.01.1994, Закон, Верховна Рада України

2. Оформлення проїзного документа дитини провадиться на підставі нотаріально засвідченого клопотання батьків або законних представників батьків чи дітей у разі потреби самостійного виїзду неповнолітнього за кордон. У клопотанні зазначаються відомості про дитину, а також про відсутність обставин, що обмежують відповідно до цього Закону право на виїзд за кордон (лише для дітей віком від 14 до 18 років).

За відсутності згоди одного з батьків виїзд неповнолітнього громадянина України за кордон може бути дозволено на підставі рішення суду .

Проїзний документ дитини видається органами внутрішніх справ за місцем проживання.

Проїзний документ на дитину оформляється терміном на три роки або до досягнення нею 18-річного віку.

Виїзд з України на постійне проживання дітей віком від 14 до 18 років може бути здійснено лише за їх згодою, оформленою письмово і нотаріально засвідченою.

За видачу проїзного документа дитини державне мито не справляється.

Таким образом, закон не позволяет вашему бывшему мужу забрать ребенка к себе в Швейцарию без вашего согласия, даже если ребенку исполнилось 14 лет и он желает проживать с отцом.

Для того, чтобы вывезти ребенка за границу без вашего согласия вашему мужу необходимо будет обратиться в суд .

В суде он должен будет доказать, что выезд ребенка в Швейцарию соответствует интересам ребенка.

Для того, чтобы ребенок остался в Украине вам необходимо будет доказать, что в интересах ребенка было бы лучше проживать в Украине.

Решение суда должно соответствовать не вашим интересам или интересам вашего мужа, а исключительно интересам вашего ребенка.

Ответ дан по состоянию законодательства на 06 Августа 2011, 15:43.

Законодательство (кодексы, законы и т.д.) можно найти на сайте Верховной Рады Украины

С кем должен проживать ребенок?

Со скольки лет ребенок может выбирать с кем жить?

С какого возраста ребенок может выбирать с кем жить?

Когда ребенок решает с кем жить?

С какого возраста учитывается мнение ребенка при разводе?

На все эти вопросы отвечает Адвокат.

Определяют место жительства ребенка родители, причем:

место жительства ребенка, не достигшего десяти лет, — определяется по соглашению родителей ;

место жительства ребенка, достигшего десяти лет, — определяется по общему согласию родителей и самого ребенка ;

если родители проживают раздельно, — место жительства ребенка, достигшего четырнадцати лет, определяется им самим.

Таким образом, ребенок может выбирать с кем жить, — по достижении 14-летнего возраста.

При возникновении спора относительно места проживания ребенка, следует помнить, что мама и папа имеют равные права на воспитание своего ребенка.

По-закону мамы не имеют никаких преимуществ перед папами в вопросах воспитания детей.

Споры, касающиеся порядка и способов участия родителей в воспитании детей, а также места проживания детей, — решаются с привлечением органа опеки и попечительства или в судебном порядке.

Со скольки лет я имею право выбора проживания с определенным родителем?

Здравствуйте.У меня такой вопрос.Родители в разводе,официально я живу с мамой,по сложившимся обстоятельствам,хотела бы жить с отцом,он прописан у своей матери,может ли он забрать меня от мамы к себе?И со-скольки лет я могу выбрать с кем мне жить(сейчас мне 15) и что для этого нужно?

Ответы юристов (2)

Мнение и желание с кем из родителей жить должно учитываться с 10 лет. Если мама не против, то вы можете уйти к папе. Но, если есть решение суда в котором определено место жительсва вас с мамой, то придется его менять. Нужно узнать у родителей есть ли пункт в решении о разводе, с кем остаетесь вы

Уточнение клиента

В решение о разводе есть этот пункт,что живём мы с мамой.Мама против того,чтобы я жила с папой,можем ли мы через суд сделать так,чтобы официально я жила с ним?Что для этого нужно?

29 Сентября 2015, 20:41

Да, конечно, можно. Для этого папа должен подать исковое заявление в суд об определении твоего места проживания с ним.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.