При остановке дпс на что имеет право водитель

Какие права есть у водителя, если инспектор ДПС остановил автомобиль?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Инспектор ДПС должен указать место остановки автомобиля, если он подает сигналы об остановке (п. 86 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664).

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 руб. В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере ( ч. 2 ст. 12.25 , ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Остановив автомобиль, водитель имеет право не выходить из него и вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Инспектор при обращении к водителю должен представиться — назвать свою должность, звание и фамилию. Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля, а также изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 45, 89 Регламента).

По требованию водителя инспектор обязан предъявить служебное удостоверение (п. 45 Регламента). Эти данные могут пригодиться, если возникнет какая-либо конфликтная ситуация.

Инспектор вправе предложить водителю (п. 93 Регламента):

а) выйти из автомобиля:

  • в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;

б) переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:

  • нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения подразделения ДПС или телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу (п. 52 Регламента).

Инспектор ДПС имеет право использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, уведомив об этом водителя (п. п. 38, 39, 40 Регламента).

Водитель также вправе вести съемку общения с инспектором ДПС, если это не запрещено законодательством и не создает помех инспектору в работе, о чем тот должен проинформировать водителя. В иных случаях инспектор не вправе препятствовать осуществлению съемки (Информация МВД России от 20.10.2017).

По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий (п. 51 Регламента).

В случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми вы можете воспользоваться.

Права водителя при остановке ДПС

Управляя транспортным средством, водитель является одним из ключевых участников дорожного движения. Автомобиль потенциально является источником повышенной опасности, поэтом за состоянием технического средства и характером движения на дорогах устанавливается контроль со стороны специализированного ведомства – ГИБДД. Инспекторы структуры следят за соблюдением ПДД со стороны всех участников движения. Последние определяют права гаишника и водителя, знание которых позволяет избежать конфликтных ситуаций.

Не стоит думать, что инспекторы дорожного движения призваны выполнять исключительно карающую функцию. Если права водителя купить, нельзя рассчитывать на безопасное вождение. Инспекторы оказывают услуги информационного сопровождения водителям и дают полезные советы при экстремальных погодных условиях. Также они препятствуют перемещению украденных или нелегальных транспортных средств, выполняют задержание преступников, а также проверяют объекты подозрительного характера движения. Все права инспектора и водителя сводятся к недопущению нарушений ПДД и запрету к допуску к управлению водителя в неадекватном состоянии. За невыполнение предписаний инспектора возможно лишение прав водителя.

Существуют также и права водителя на дороге. Для досмотра разрешительных документов водитель должен остановиться, но оставаться в машине, ожидая предписаний. Помните о том, что имеет право водитель также потребовать вызова вышестоящего должностного лица, если претензии инспектора, по мнению водителя, необоснованны. В любом случае, с инспектором необходимо держаться корректно и вежливо, не вызывая раздражения и с пониманием относясь к служебному долгу.

Какие права имеет водитель?

Разумеется, инспектор должен назвать свое имя и приветствовать остановленного участника движения с объяснением причины. Ничто не запрещает производить диктофонную или видеозапись беседы с силовиком. На просьбу инспектора о предоставлении документа, права водителя перед гаи не запрещают потребовать у инспектора его служебное удостоверение. Это, возможно, пресечет неправомочные действия патрульного.

Права водителя четко указывают на ознакомлении с вменяемым нарушением, которое прописано в административном протоколе. Не стоит подписывать никаких форм, если есть малейшее несогласие с происшедшей на дороге ситуацией. При наличии в салоне пассажиров стоит смело записать их в свидетели, даже если сам инспектор этого не сделал. Права водителя при остановке ДПС указывают на возможность не свидетельствования против самого себя. Иначе говоря, не стоит потакать инспектору и соглашаться на допущенное правонарушение, если последнее не очевидно.

Водитель обязан выйти из машины по таким причинам:

  • устранения выявленных проблем технического характера или правил транспортировки грузов;
  • необходимости проведения личного досмотра;
  • при подозрении инспектора на наличие опьянения;
  • при угрожающем поведении водителя и других причинах.

Права и обязанности водителя необходимо помнить любому участнику движения. При выявлении инспектором просроченных прав необходима замена прав водителя с уплатой штрафа. Права водителя категории распространяется только на управление определенным классом транспортного средства.

Нарушения прав водителя при остановке гаи и требования инспекторов, все ли законно?

Большинство водителей не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками полиции (гаи), именно из-за этого и возникают многочисленные конфликты с дорожной полицией.

Каждому известно, что стоить только стать водителем автомобиля, то избежать нарушения прав водителя со стороны сотрудников полиции бывает практически невозможно. Довольно распространены случаи, когда сотрудники ГАИ (ныне полиции) всячески пытаются обвинить водителя в разнообразных нарушениях, которые водитель иногда просто не совершал.

Как показывают социальные опросы и общественное мнение, большинство водителей чувствуют себя полностью бесправными на дороге, не верят, что можно отстоять свои водительские права при встрече с сотрудником ГИБДД (полиции).

Однако наша практика показывает, что если водитель знает свои права и обязанности при общении с сотрудниками ГАИ (полиции), то в большинстве случаев остановка такого водителя сотрудником полиции, для последнего заканчивается настоящим испытанием. Как итог работник полиции старается как можно быстрее закончить общение с грамотным водителем и остановить другого который не так хорошо знает свои права.

Ниже мы составили краткий перечень прав и обязанностей водителя при остановке сотрудниками полиции (гаи):

1. Дорожный полицейский, а также любой сотрудник полиции имеет право вас остановить ( ст. 11 Закона РФ «О полиции» , п. 2.4 и 6.11 ПДД РФ). Вы должны остановиться, но имеете право не выходить из машины. Водитель имеет полное право не покидать свой автомобиль и вести разговор с сотрудником полиции через окно.

Обязанность водителя выйти из своего автомобиля в наступает следующих случаях:

Пункт 70, Приказа № 185 МВД РФ (Административный регламент), Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

  • нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

2. По требованию работника полиции (инспектора ДПС) остановитесь с соблюдением требований п. 6.11 ПДД РФ , а именно в указанном инспектором полиции месте.

3. Если есть возможность, запишите беседу с инспектором полиции на диктофон или записываете его действия на видеокамеру. Вы имеете на это полное конституционное право.

4. После остановки вашего автомобиля поздоровайтесь с инспектором полиции и спросите причину остановки.

5. Прежде чем передавать свои документы, попросите инспектора полиции предъявить служебное удостоверение (в соответствии с п. 2.4 ПДД РФ инспектор обязан это сделать), данные его удостоверения обязательно перепишите. При возникновении конфликтной ситуации Вы будете знать на кого и куда жаловаться.

6. Любой пассажир вашего автомобиля (друг, жена и т.д.) – ваш свидетель. Каждого из них должны вписать в протокол об административном правонарушении. Если инспектор ДПС отказывается их вписать, в протоколе об административном правонарушении в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» напишите, что инспектор отказался вписать свидетеля, и впишите сами их фамилию, имя, отчество с контактными данными (адрес места жительства).

7. Каждый водитель имеет право, согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против себя самого – не ставить подписи, не давать объяснения. Поэтому если нарушения в ваших действиях не было, но при составлении протокола об административном правонарушении вы не знаете, какие дать правильные пояснения, то в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» укажите: «С протоколом не согласен, ПДД не нарушал».

8. Перед тем как подписать протокол об административном правонарушении, внимательно прочитайте, какое нарушение Вам вменяют. Никогда не подписывайте протокол об административном правонарушении, не прочитав его внимательно! Если Вам что-то не понятно в протоколе об административном правонарушении, попросите инспектора ДПС пояснить. Обязательно забирайте копию протокола об административном правонарушении.

Помните, привлечение к административной ответственности начинается не в суде, а уже с момента оформления протокола инспектором. Доказательствами обвинения будут и ваши объяснения, которые вы напишите в протоколе.

Как правильно действовать при составлении протокола узнайте из руководства как сохранить водительские права .

В случае неадекватного поведения инспектора ДПС либо очевидного нарушения ваших прав водителя, обязательно отображайте всё подробно в своих объяснениях, а в случае необходимости звоните по телефону 02, и излагайте всё, что происходит.

Квалифицированно защитить права водителя помогает автоюрист .

Читайте другие, полезные статьи:

Новый регламент ГИБДД. К чему надо привыкать водителям

ФОТО : «Мир 24» / Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир»)

С пятницы, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент ГИБДД, который, как обещают в ведомстве, обеспечат «надлежащий уровень защищенности граждан» и сведет к минимуму «возможные злоупотребления». «МИР 24» разобрал наиболее важные изменения, а также проверил слухи, возникшие в ходе обсуждения документа.

Многих автовладельцев взбудоражила информация о том, что автоинспекторам опять разрешат устраивать засады на трассах. «Патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе, что, на первый взгляд, только подтверждает опасения.

Однако начальник управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков подчеркнул, что речь идет только об устранении пробелов в законодательстве. По его словам, основной посыл этого пункта в том, что «автомобиль ДПС должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения». Но если это требование в силу особенностей местности или рельефа дороги исполнить нельзя, то инспекторы могут оставить машину исходя из соображений безопасности.

Другими словами, прятаться в лесу на ровном участке трассы, а потом внезапно появляться перед водителями, сотрудники ГИБДД права по новому регламенту все равно не получат. И напомним, что составить административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.

Съемка на видео

Еще одним заблуждением относительно новых правил стал якобы вводимый запрет на съемку общения с автоинспектором. Действительно, из регламента пропал разрешающий пункт, но и запрета там нет. В ГИБДД объяснили это избыточностью нормы: ведь разрешение снимать разговор предусмотрено законом «О полиции».

«Из новой редакции регламента исключена норма, обязывающая сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Это решение обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, и исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — указал Быков.

Впрочем, как полагают эксперты, нельзя исключать случаев, когда недобросовестные сотрудники ГАИ решат пугать водителей отсутствием разрешения и требовать прекратить съемку.

Вежливость

Однако пугать, по крайней мере теоретически, должно стать сложнее. Ведь новый регламент прямо запрещает гаишникам несправедливо обвинять водителей, дискриминировать их по любым признакам — полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям. Нельзя проявлять грубость, допускать пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики, а также провоцировать на них. Если же водитель находится в состоянии нервного возбуждения, то сотрудник ДПС обязан дать ему время успокоиться и только потом продолжить разговор.

Фото: Татьяна Константинова, «Мир 24».

Впрочем, автоэксперты отмечают, что проблема хамства на дорогах сейчас стоит далеко не так остро, как несколько лет назад. То есть регламент просто закрепляет существующий порядок.

Что интересно, в первых проектах документа сотрудникам ДПС запрещалось не только грубо выражаться, но и курить. В утвержденной редакции этот пункт исчез. Это произошло из-за того, что он дублирует положение кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России, в который норма включена.

Проверка документов

Никаких существенных изменений нет и в пункте о возвращении права на проверку документов вне стационарных постов. Лишение сотрудников ГИБДД этой возможности в ведомстве признали ошибкой, так как оно, отмечал замминистра внутренних дел Александр Горовой, принималось без учета географии и транспортной логистики России.

Дело в том, что сейчас гаишник не может остановить автомобиль вне стационарного поста и проверить документы, если у него нет на это конкретной причины. Вместе с тем список допустимых причин таков, что сотрудник ДПС практически всегда может объяснить остановку. Он может сослаться на собственное подозрение, на проходящее мероприятие (например, «трезвый водитель»), на ориентировку и т. д. Однако многие водители начинают разговор с инспектором со скандала, требуя пояснить остановку и не принимая во внимания какие-либо приводимые им причины. Таким образом, с 20 октября автоинспектору не придется объяснять свое желание проверить документы. К слову, нельзя забывать, что проверить документы могут не только у водителя, но и у пассажиров.

Новый регламент дает инспектору право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. Для этого у него должны заметить признаки опьянения или болезненного состояния. Также водителю могут предложить сесть в машину ДПС, но делать это он не обязан.

Пожаловаться на инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД. Там обязаны ответить на вопрос, правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорожной сети.

Лишение прав и медосвидетельствование

Новый регламент разрешает уехать с места нарушения с водительскими правами. Сдать их можно в течение трех дней после нарушения, а не сразу на месте, как принято сейчас.

Статья 223 поможет водителям, которых неправомерно заподозрили в пьянстве за рулем. Если гражданина забрали в медцентр, а тесты не подтвердили подозрения, то экипажу придется доставить водителя обратно к его автомобилю.

Регламент закрывает и еще один пробел. Теперь сами документы водителям придется передавать без «удерживающих устройств». Сейчас в России распространена практика, когда гражданин пристегивает свои права и другие документы цепочкой, длина которой иногда даже не позволяет проверить их.

Временные знаки

Этот пункт, вероятно, может породить немало проблем. Если действующие правила запрещают применять средства автоматической фиксации нарушений в местах установки временных дорожных знаков, то теперь этот пункт исчез. А это значит, что водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями или упал из-за сильного ветра. Если у инспектора есть бумага об установке знака (получить ее он может, например, у подрядной организации, ремонтирующей участок дороги), то доказывать, что его там не стояло, придется оштрафованному. Что возможно разве что с помощью записи видеорегистратора.

Сотрудникам ГИБДД следует помогать водителям организовать транспортировку машины, если та сломается, содействовать в охране имущества поврежденных автомобилей, а также помогать детям и инвалидам переходить дорогу.

В целом же, согласно документу, наряды ДПС будут ориентированы на наблюдение за дорожной ситуацией в местах наибольшей аварийности и на потенциально опасных участках. Всего же административный регламент состоит из 137 листов, поэтому появление подводных камней, которые не предсказали заранее, возможно.

Обязан ли водитель передавать документы в руки инспектору ДПС

Зачем, отдавать «права» дпснику: «он может их спрятать, сказать, что их у него нет и вымогать у меня потом взятку». Примерно так отвечают водители из «секты непередающих документы» на вопрос о практическом смысле их упорства. В доказательство своей теории эти граждане обычно делятся опытом общения на дороге с нечистоплотными сотрудниками ДПС, протекавшим по подобному сценарию. Но чаще в подобных рассказах в качестве жертв подобного полицейского развода фигурируют знакомые и знакомые знакомых.

Однако это не смущает изрядное число водителей, «во избежание провокаций» возить «права» и СТС машины в прозрачных пластиковых чехлах, прикованных цепью к водительскому креслу. Мол, в случае проверки на дороге, полицейский будет иметь возможность ознакомится с ними сквозь прозрачный пластик, но не сможет утащить их в свою машину. А некоторые автолюбители отказываются предъявить сотруднику, остановившему их машину на том основании, что он не назвал убедительную (по мнению водителя) причину остановки транспортного средства. На самом деле, с точки зрения закона, не существует причин не отдавать в руки сотрудника полиции ваше ВУ, регистрационные документы на авто и полис ОСАГО.

Пункт 2.1.1 ПДД прямо требует от водителя «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства». Без всяких условий и оговорок — обязан передавать и точка. При это не важно, законна ли была остановка, представился ли сотрудник полиции, назвал ли он причину своего интереса к вашему ТС или нет. Водитель обязан предоставить патрульному требуемые документы в полное полицейское распоряжение.

Как бы ни было при этом страшно стать жертвой «развода на деньги». И применение при этом стеклопластикового «блокпакета» с документами, прикованного цепью к машине означает, что водитель препятствует полицейской проверке. Не передает свои документы то есть. А это на юридическом языке называется «неповиновение законному требованию сотрудника полиции». За такое поведения КоАП, как известно предполагает либо штраф 500—1000 рублей, либо арест на срок до 15 суток — по части 1 статьи 19.3. Стоит ли упорство в своем незнании законов отсидки «на сутках» — каждый должен решать для себя сам.