Приёмка и ввод в эксплуатацию

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Приемка и ввод в эксплуатацию

Помимо таких форм оценки соответствия, как государственный контроль (надзор), аккредитация, регистрация и подтверждение соответствия, действующее законодательство предусматривает также форму «приемка и ввод в эксплуатацию» и так называемые иные формы оценки соответствия, оставляя тем самым перечень законодательно установленных форм оценки соответствия открытым для появления новых форм. Примерами «иных форм», существующих в настоящее время, являются лицензирование, экспертиза и классификация.

Приемка и ввод в эксплуатацию — одна из основных форм оценки соответствия сложных технических объектов (систем), таких, как здания, сооружения, газопроводы и т.п., установленным требованиям. Это выполняемая в строго определенной юридической форме процедура сдачи построенного (реконструированного, модернизированного и т.д.) объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами. Она предусматривает проверку как документации, так и фактического состояния объекта, его пробный пуск, введение в действие (включение в постоянный технологический цикл), а также начало функционирования. Как правило, такая форма оценки соответствия применяется тогда, когда сложный технический объект создается несколькими предприятиями, включая монтаж оборудования. В этом случае «обычная» форма оценки, такая, как подтверждение соответствия составных частей, оказывается недостаточно эффективной.

Ввод в эксплуатацию начинается с приемки, которую проводит приемочная комиссия. В состав приемочной комиссии обычно входят представители заказчика, генерального подрядчика и других служб, например, газовой службы предприятия. Представители надзорных органов включаются в состав комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам.

Приемочная комиссия анализирует основную исполнительную документацию, например:

  • комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, о соответствии выполненных работ этим чертежам или внесенным в них проектной организацией изменениям;
  • сертификаты заводов-изготовителей (или их копии) на основные комплектующие, от которых зависит безопасность объекта в целом;
  • технические паспорта заводов-изготовителей (или их копии) на оборудование, узлы, соединительные детали, изоляционные покрытия и т.п.;
  • инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования и приборов;
  • строительные паспорта и протоколы проверки качества сварных стыков;
  • акты приемки скрытых и специальных работ, выполненных в соответствии с договором-подрядом (контрактом);
  • сертификаты соответствия и декларации о соответствии на отдельные элементы объекта;
  • акты приемки оборудования для проведения комплексного опробования.

Приемочная комиссия проверяет соответствие представленной исполнительной документации требованиям безопасности. Все работы, относящиеся к вводу объекта в эксплуатацию, должны быть документально оформлены. Приборы должны быть поверены или калиброваны. Следует предусмотреть наличие инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования. Документация должна быть доступной и понятной для персонала, ответственного за пуск и эксплуатацию оборудования и за чистоту помещений, в которых оно находится. Обычно, кроме документации, описанной выше, проверяют документацию по обучению персонала.

При необходимости в рамках приемки проводят пробные испытания отдельных элементов объекта (поузловые испытания) и (или) испытания объекта в целом. Эти испытания выполняют по специальным программам и методикам, разрабатываемым на основе частных программ и методик испытания отдельного оборудования, которые в свою очередь формируются разработчиками этого оборудования, подсистем.

Для сложных объектов приемка осуществляется в несколько этапов, каждый из которых определяется соответствующей программой. В программе указываются сроки выполнения работ и их объемы в рамках данного этапа, определяется отчетная документация после выполнения работ, устанавливается персональная ответственность за результаты. Часто для ввода сложного объекта в эксплуатацию разрабатывается программа обеспечения качества, в соответствии с которой заказчик периодически осуществляет контроль качества выполняемых работ, а также контроль промежуточных результатов. В этой программе могут быть изложены критерии приемки, выполнение которых проверяют в процессе оценки соответствия.

В процессе приемки объекта могут также проводиться проверки персонала.

Ввод в эксплуатацию объекта обычно осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится комплексное опробование, а на втором — опытно-промышленная эксплуатация. В ходе последней выполняются необходимые испытания, результаты которых подтверждают, что оборудование, подсистемы функционируют в соответствии с требованиями проекта.

Приемка оформляется актом, в котором приемочная комиссия отмечает, что она рассмотрела представленную документацию, провела внешний осмотр объекта, определила соответствие строительно-монтажных работ проекту, выполнила при необходимости дополнительные испытания (кроме зафиксированных в исполнительной документации), осуществила опытную эксплуатацию и констатирует, что объект принят заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией. Акт подписывают председатель комиссии и ее члены. Если необходимо, члены комиссии могут отмечать в акте свое особое мнение. В этом случае окончательное решение о приемке объекта принимает председатель комиссии или решение выносится на более высокий уровень.

Учитывая, что приемка и ввод в эксплуатацию осуществляются заказчиком (второй стороной), пусть и с привлечением исполнителей (подрядчиков) и надзорных органов, эта форма оценки соответствия является весьма «жесткой» и должна использоваться тогда, когда другие формы оценки неэффективны из-за высокого риска причинения вреда.

Приёмка и ввод в эксплуатацию

  1. Головна
  2. Документ
  3. Санітарні норми і правила
  4. ТСН 12-301-97. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов основные положения

ТСН 12-301-97. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов основные положения

Система нормативных документов в строительстве

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЕМКА И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ

Администрация Тамбовской области

Регистрация Госстроя России: ТСН 12-302-98

Дата введения 1998-01-01

1. Разработаны областной инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (В.А. Черный)

2. Внесены управлением архитектуры и градостроительства администрации Тамбовской области

3. Приняты и введены в действие постановлением администрации Тамбовской области от 23.12.97 № 764

Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительство объектов разработаны с целью защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.

Главная цель правил — установление единых принципов объективной, всесторонней и независимой оценки готовности законченных строительство объектов к нормальной эксплуатации, а также установление общих процедур приемки, ввода и их документального оформления.

1 Область применения

1.1 Настоящие нормы устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением (в дальнейшем — строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования, кроме жилых домов и вспомогательных построек индивидуальных застройщиков.

1.2 Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, учреждений, организаций и объединений, юридических и физических лиц независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Тамбовской области.

В настоящих территориальных строительных нормах применены термины в соответствии с приложением А (обязательным) “Термины системы нормативных документов в строительстве и их определения” СНиП 10-01-94, а также нижеследующие:

“Новое строительство” — строительство на новых площадках вновь создаваемых предприятий, зданий, сооружений, а также филиалов и новых производств, которые будут находиться на самостоятельном балансе после ввода в эксплуатацию.

К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятия взамен ликвидируемого.

“Реконструкция объекта” — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т. д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

“Реконструкция предприятия” — переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих.

“Расширение предприятий” — строительство дополнительных производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории предприятии или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.

“Техническое перевооружение” — комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Техническое перевооружение проводится, как правило, без расширения производственных площадей.

“Инвестор” — физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство объектов и обеспечивающее их целевое использование.

“Заказчик” — инвестор, а также любое физическое или юридическое лицо, уполномоченное инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта по строительству и подготовке к вводу в эксплуатацию объекта за счет инвестора с привлечением подрядчика на основе договора подряда для выполнения строительно-монтажных работ, имеющий лицензию на выполнение функций заказчика.

“Подрядчик” — юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на право ведения работ, принимающее на себя по договору подряда с заказчиком обязательство своими силами и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта.

“Объект” — предусмотренный утвержденной в установленном порядке проектной документацией комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение или его автономная часть в составе, допускающем возможность ее самостоятельной эксплуатации по назначению в соответствии с требованиями нормативных документов.

“Законченный строительством объект” — объект, на котором выполнены и приняты в соответствии с проектом и требованиями нормативных документов все строительно-монтажные, пусконаладочные и другие работы для подготовки его к вводу в эксплуатацию.

“Приемка законченного строительством объекта” — комиссионная проверка и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

“Ввод объекта в эксплуатацию” — юридическое действие, осуществляемое инвестором и состоящее из государственной регистрации, включения объекта в государственную статистическую отчетность, начала использования объекта по назначению.

“Приемочная комиссия” — временный коллегиальный орган, проводящий проверку и документально подтверждающий соответствие законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию.

3 Общие положения

3.1 Объект, законченный строительством, должен быть предъявлен к приемке приемочной комиссии и введен в эксплуатацию в установленном данными нормами порядке.

3.2 Объект должен соответствовать проекту и требованиям нормативных документов, действовавших на момент передачи заказчиком подрядчику проектной документации.

В случае введения в действие после указанного момента новых нормативных требований, их предъявляют к вводимому объекту, если эксплуатация объекта, соответствующая требованиям ранее действовавших норм, может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Обязательность соответствия принимаемого объекта новым требованиям устанавливается решением соответствующего органа надзора. В случае разногласий окончательное решение принимается органом исполнительной власти, принявшим новые нормы.

3.3 Заказчик имеет право предъявлять инвестору для приемки, инвестор — назначить приемочную комиссию, а приемочная комиссия — принять только законченный строительством объект и при наличии документации, перечень который приведен в п. 4. 3.

3.4 Инвестор имеет право ввести в эксплуатацию только законченный строительством и только принятый приемочной комиссией объект при наличии документации в соответствии с перечнем, приведенным в п. 4.3.

3.5 При приемке объектов в зимнее время по решению приемочной комиссии допускается переносить сроки выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, отделке элементов фасадов зданий на ближайший благоприятный период, но не позднее 1 июня, со сдачей их приемочной комиссии в установленном данными нормами порядке.

3.6 Запрещается заселение жилых домов и использование непроизводственных и производственных объектов без оформления в установленном настоящими нормами документации о вводе объекта в эксплуатацию.

Временное использование отдельных зданий и помещений до ввода объекта в эксплуатацию может быть допущено заказчиком, если это не создает угрозу для жизни, здоровья и имущества пользователей и населения и окружающей среды.

4 Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов

4.1 Приемку законченных строительством объектов от подрядчика производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо в соответствии с условиями договора подряда на строительство, которым должны быть регламентированы требования к приемке.

Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях рабочие комиссии.

4.2 После приемки объекта от подрядчика заказчик должен подготовить объект к вводу в эксплуатацию. При этом объект должен быть:

укомплектован эксплуатационными кадрами;

обеспечен сырьем, энерго- и другими материально-техническими ресурсами;

выполнено комплексное опробование оборудования;

проведены пусконаладочные работы и начат выпуск продукции (оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором подряда на строительство;

получены разрешения на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора;

внешние наружные коммуникации переданы соответствующим территориальным или другим эксплуатирующим организациям.

4.3 Законченный строительством и подготовленный к вводу в эксплуатацию объект заказчик должен предъявить инвестору для приемки приемочной комиссией, представив следующую документацию:

а) документация, представляемая подрядчиком:

перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;

комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;

сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;

акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих методических и сборных железобетонных конструкций и т. п.);

акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;

акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего) водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;

акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);

акты об испытаниях наружных электроустановок и электросетей, сертификаты соответствия электроустановок жилых домов и общественных зданий;

акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрыво-, пожаро-безопасность и молниезащиту;

журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

б) документация, представляемая заказчиком:

заявление заказчика о готовности объекта к вводу в эксплуатацию с просьбой о назначении приемочной комиссии;

документ, подтверждающий приемку объекта заказчиком от подрядчика;

заключение территориального управления государственной вневедомственной экспертизы;

документы об отводе земельных участков;

разрешения на производство строительно-монтажных работ, выдаваемые органами Госархстройнадзора, там, где они отсутствуют -главными архитекторами органов местного самоуправления;

документы на специальное водопользование;

документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;

документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод и экологических изысканиях, паспорта на установленное оборудование;

справки территориальных или других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;

документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора Российской Федерации в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах;

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
УКРАИНЫ

Управление, организация и технология

ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ,
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДБН А.З.1-3-94
Издание официальное

Государственный комитет Украины по делам градостроительства и архитектуры
(Госкомградостроительства Украины)

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ
К УТВЕРЖДЕНИЮ

Союзом гражданских инженеров Украины

( инж. Проценко К.И., Манько В.И.,
Грихлес В.А., Билецкий И.Т.,
Ребицкий А.А., Анастасьев Л.Т.)

Приказом Госкомстроительства Украины от 5 октября 1994 г.
№ 48 и введены в действие 01.01.95 г.

С вводом в действие ДБН А.3.1 – 3 – 94 теряет силу на территории Украины СниП 3.01.04 — 87

Управление организация и технология Приемка в эксплуатацию законченных
строительством объектов. Основные положения.

ДБН А.3.1-3-94
Взамен СНиП 3.01.04-87

Настоящие нормы устанавливают порядок, основные требования и условия приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов независимо от их формы собственности и назначения, способов проведения строительных работ и распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и капитальный ремонт (далее — строительство) объектов — зданий, сооружений, помещений предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов.
Объекты собственности других государств, их юридических и физических лиц, совместных предприятий и международных организаций подлежат приемке в эксплуатацию в определенном этими нормами порядке, если другой не установлен соответствующим международным договором

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Законченные строительством и подготовленные к эксплуатации в соответствии с утвержденным проектом объекты подлежат вводу в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством.
  • Законченные строительством объекты могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении необходимых условий охраны труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, требований пожарной и радиационной безопасности и выполнении мероприятий по защите окружающей среды.
  • Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственного заказа осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 1992 г. №449, а также постановлениями Кабинета Министров Украины от 6 декабря 1993 г. № 990 и 23 мая 1994 г. № 332 о внесении дополнений к указанному Положению.
  • Особенности приемки в эксплуатацию отдельных законченных строительством объектов государственного и негосударственного заказа со специфическими условиями производства определяются соответствующими министерствами, ведомствами и другими центральными органами исполнительной государственной власти на основании Положения, утвержденного вышеуказанным постановлением по согласованию с Государственным комитетом Украины по Делам градостроительства и архитектуры.

1.5. При приемке в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлялось по иностранным лицензиям инофирмами с поставкой иностранного оборудования, должны быть представлены контракты, договора на поставку и наладку оборудования и другие документы, обусловливающие условия и сроки завершения строительства.
1.6. Законченные строительством объекты производственного назначения могут быть приняты при условии их готовности к эксплуатации (укомплектованы кадрами, обеспечены ресурсами и сырьем), если на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг).
1.7. Не допускается приемка в эксплуатацию объектов, по которым в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав предусмотренных проектом пусковых комплексов. В исключительных случаях до назначения государственных приемочных комиссий органом, утвердившим проект, могут вноситься изменения в состав пусковых комплексов. При этом из состава таких комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания, обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников, очистки, обезвреживания и улавливания вредных выбросов в атмосферу, сбросов в воду и грунт, а также подъездные пути с фронтами погрузки и разгрузки, линии связи, мелиоративные мероприятия, системы и мероприятия обеспечения пожарной безопасности.
1.8. Жилые дома и гражданские сооружения нового жилого микрорайона подлежат приемке в эксплуатацию преимущественно как законченный градостроительный комплекс, в котором должно быть завершено строительство объектов, связанных с обслуживанием населения, благоустройство и озеленение территории в соответствии с утвержденным проектом застройки микрорайона, квартала, жилого массива.
При приемке в эксплуатацию отдельных объектов в новых микрорайонах, кварталах, жилых массивах благоустройство и озеленение территории требуется выполнять в объеме, необходимом для нормальной эксплуатации и обслуживания вводимых объектов. Окончательное благоустройство и озеленение выполняется после завершения застройки микрорайонов кварталов, жилых массивов, но не позднее двухлетнего срока, и принимается по отдельному акту.
1.9. Жилые многосекционные дома могут приниматься в эксплуатацию отдельным секциями, если это предусмотрено проектом, при условии полного окончания монтажа конструкций и подключения отопления в примыкающей секции, а также завершения благоустройства территории, прилегающей к сдаваемой в эксплуатацию секции.
Если многосекционный жилой дом имеет встроенные (встроенно-пристроенные, пристроенные) помещения, посекционную приемку следует осуществлять после окончания строительно-монтажных работ и обеспечения отопления в этих помещениях данной секции. Приемка в эксплуатацию указанных помещений в этом случае осуществляется одновременно с приемкой последней секции отдельным актом.
1.10. Очистные сооружения канализации подлежат приемке в эксплуатацию после гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений, продолжительного (не менее трех суток) комплексного опробования под нагрузкой на чистой или сточной водах, а также после проверки взаимодействия в работе всех сооружений.
1.11. При приемке объектов, а эксплуатацию в I и IV кварталах разрешается, перенос сроков выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделки элементов фасадов зданий, выполнение которых невозможно из-за неблагоприятных погодных условий.
Конкретные сроки выполнения указанных работ устанавливаются государственной комиссией.
1.12. Встроенные, встроенно-пристроенные или пристроенные помещения, отдельно стоящие здания и сооружения, входящие в состав объекта, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим, предъявлением их государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.

Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Пермская область

Настоящие нормы устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением (в дальнейшем — строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования, кроме малоэтажных жилых домов и вспомогательных построек индивидуальных застройщиков, приемка и ввод в эксплуатацию которых осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими территориальными строительными нормами Пермской области.

Утверждены
постановлением
губернатора области
25.03.96 N 97

Система нормативных документов в строительстве

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЕМКА И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения 1996-04-11

1 Разработаны управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области (В.А. Дьячков).

2 Внесены управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области.

3 Приняты и введены в действие постановлением губернатора Пермской области от 25.03.96 N 97

4 Взамен СНиП 3.01.04-87.

Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов устанавливаются в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.

Главная задача Правил — установление общих принципов объективной, независимой и всесторонней оценки готовности законченных строительством объектов к нормальной эксплуатации, а также упорядочение процедур приемки, ввода и их документирования.

Правила основаны на методе комиссионной проверки соответствия законченных строительством объектов утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением (в дальнейшем — строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования, кроме малоэтажных жилых домов и вспомогательных построек индивидуальных застройщиков, приемка и ввод в эксплуатацию которых осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими территориальными строительными нормами Пермской области.

1.2 Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений, юридических и физических лиц (независимо от форм собственности и принадлежности), участвующих в строительстве , приемке и вводе в эксплуатацию объектов на территории Пермской области.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих территориальных строительных нормах применены следующие термины и их определения.

2.1 Инвестор — единое юридическое или физическое лицо, осуществляющее от своего имени или группы юридических (физических) лиц-вкладчиков вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство объекта в объеме полного его инвестирования, а также обеспечивающее их целевое использование.

2.2 Вкладчик — юридическое или физическое лицо, передающее инвестору на договорных условиях собственные, заемные или привлеченные средства в качестве доли для формирования инвестиций на строительство объекта.

2.3 Заказчик — инвестор или другое, уполномоченное инвестором юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта по строительству и подготовке к вводу в эксплуатацию объекта за счет средств инвестора с привлечением подрядчика на основе договора подряда для выполнения строительно-монтажных работ.

2.4 Индивидуальный застройщик — физическое лицо, осуществляющее для собственных нужд, за свой счет, своими силами и под свою ответственность строительство малоэтажного жилого дома и вспомогательных построек без привлечения подрядчика.

2.5 Подрядчик — юридическое или физическое лицо, принимающее на себя, по договору подряда с заказчиком, обязательство своими силами и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта.

2.6 Генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий на договорной основе субподрядчиков к выполнению специальных работ при реализации инвестиционного проекта по строительству объекта.

2.7 Объект — предусмотренный утвержденной в установленном порядке проектной документацией комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение или его автономная часть в составе, обеспечивающем их самостоятельную эксплуатацию по назначению в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.8 Законченный строительством объект — объект, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы, а также пуско-наладочные и другие работы по подготовке его к вводу в эксплуатацию.

2.9 Приемка законченного строительством объекта — комиссионная проверка и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

2.10 Приемочная комиссия — временный коллегиальный орган, устанавливающий и документально подтверждающий соответствие законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию.

2.11 Ввод объекта в эксплуатацию — юридическое действие, осуществляемое инвестором и состоящее из получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в органах Госархстройнадзора, включения объекта в государственную статистическую отчетность о вводе, технической паспортизации, государственной регистрации и начала эксплуатации объекта в соответствии с его назначением.

2.12 Техническая паспортизация объекта — составление технического паспорта объекта органами технической инвентаризации в установленном порядке.

2.13 Государственная регистрация объекта — регистрация права собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, а также сделок с ним в уполномоченных государственных органах в установленном порядке.

2.14 Малоэтажные жилые дома — жилые дома, которые могут иметь до двух жилых этажей, цокольные и мансардные этажи.

2.15 Вспомогательные постройки — служебно-хозяйственные строения на индивидуальном приусадебном участке, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Законченный строительством объект должен быть принят приемочной комиссией и введен в эксплуатацию в установленном данными нормами порядке.

3.2 Заказчик имеет право предъявить инвестору для приемки, инвестор — назначить приемочную комиссию, а приемочная комиссия — принять только законченный строительством объект при наличии документации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А.

3.3 Инвестор имеет право ввести в эксплуатацию только законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект при наличии документации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А, после получения разрешения органов Государственного архитектурно-строительного надзора на ввод объекта в эксплуатацию по форме, приведенной в приложении Б.

3.4 Принятый и введенный в эксплуатацию объект должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к законченным строительством объектам.

На объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время, допускается по решению приемочной комиссии переносить сроки выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных путей к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделке элементов фасадов зданий на ближайший весенне-летний период, но не позднее августа месяца, со сдачей их приемочной комиссии в установленном данными нормами порядке.

3.5 Заселение жилых домов и эксплуатация объектов гражданского назначения, а также промышленная эксплуатация производственных объектов до их приемки и ввода в эксплуатацию в соответствии с настоящими нормами запрещается.

4 ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ

4.1 Приемка объекта заказчиком от подрядчика должна производиться в порядке, устанавливаемом договором подряда.

4.2 Заказчик после приемки объекта от подрядчика должен подготовить его к вводу в эксплуатацию, обеспечив: выполнение комплексного опробования оборудования и пуско-наладочных работ с пробным выпуском продукции, передачу территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних наружных коммуникаций на обслуживание, получение специальных разрешений на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора, укомплектование объекта эксплуатационными кадрами, сырьевыми и другими материально-техническими ресурсами.

4.3 Законченный строительством и подготовленный к вводу в эксплуатацию объект заказчик обязан заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта предъявить инвестору для приемки приемочной комиссией, представив документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А.

4.4 Инвестор обязан в течение 15 дней после получения заявки заказчика назначить приемочную комиссию либо дать в письменной форме мотивированный отказ в ее назначении.

4.5 Приемочная комиссия должна быть назначена приказом, распоряжением инвестора, в котором обязательно должны быть приведены: цель и задачи комиссии, полное наименование и адрес подлежащего приемке объекта, персональный состав комиссии, даты начала и окончания работы комиссии.

Персональный состав комиссии должен устанавливаться инвестором по согласованию (не позднее чем за 15 дней до начала работы комиссии) с органами, представители которых должны включаться в состав комиссии.

Замена персонального состава комиссии после ее назначения в обоснованных случаях может производиться органами, представители которых заменяются, что подтверждается доверенностью, оформленной в установленном порядке.

4.6 В состав приемочной комиссии должны быть включены представители: инвестора (председатель комиссии), заказчика, исполнительного органа городского (районного) самоуправления, генподрядчика, генпроектировщика, эксплуатирующей организации и органов государственного надзора, контроля и управления, которым поднадзорен принимаемый объект из перечня, приведенного в приложении В. Инвестором в состав приемочной комиссии могут включаться также представители других органов государственного и ведомственного надзора и контроля, других заинтересованных органов и организаций.

4.7 Председатель и члены приемочной комиссии должны проверить законченность строительством и подготовленность объекта к вводу в эксплуатацию в соответствии с требованиями проектной документации и нормативных документов.

4.8 Приемочная комиссия самостоятельно устанавливает программу проверки, назначает в необходимых случаях контрольные опробования, испытания и проверки, в том числе со вскрытием отдельных узлов и конструкций.

4.9 Приемка законченного строительством объекта оформляется актом приемочной комиссии, который должен быть составлен председателем приемочной комиссии по форме, приведенной в приложении Г, в пяти экземплярах. К акту должны быть приложены документы по перечню, приведенному в приложении А.

4.10 Акт приемки законченного строительством объекта должен быть подписан всеми членами и председателем приемочной комиссии и в установленный для работы комиссии срок представлен председателем комиссии инвестору (три экземпляра), заказчику и подрядчику.

Право подписи акта имеют только лица, персонально назначенные в состав приемочной комиссии в соответствии с п. 4.5 и п. 4.6.

4.11 В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи акта, они должны представить председателю комиссии мотивированные заключения в письменной форме с изложением замечаний, входящих в полномочия органов, давших заключения, и имеющих отношение к исполнению требований проектной документации принимаемого объекта и нормативных документов. Эти требования должны быть выполнены или сняты с участием органов, давших заключения. Объекты, по которым не выполнены или не сняты такие требования в установленный для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к приемке.

4.12 Приемочная комиссия при установлении неподготовленности объекта к приемке должна составить в письменной форме, в четырех экземплярах, мотивированное заключение об этом и в установленный для работы комиссии срок представить его инвестору, заказчику, подрядчику и органам Госархстройнадзора.

4.13 Объекты, по которым акты не подписаны в установленном п.4.10 порядке в установленный для работы комиссии срок, считаются не принятыми и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.

4.14 Инвестор в течение трех дней после получения акта о приемке объекта, подписанного всеми членами и председателем приемочной комиссии, должен представить его со всеми приложениями в органы Госархстройнадзора с заявлением по форме, приведенной в приложении Д, о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

4.15 Органы Госархстройнадзора в течение пяти дней после получения заявления инвестора, акта приемочной комиссии и полного комплекта прилагаемой документации должны проверить соблюдение правил приемки законченного строительством объекта и выдать инвестору разрешение на ввод его в эксплуатацию или мотивированное заключение об отказе в выдаче разрешения в письменной форме.

4.16 Органы Госархстройнадзора вправе отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в случае выявления нарушений настоящих норм и при этом должны в установленном порядке принять меры по привлечению виновных к ответственности.

4.17 После получения инвестором разрешения органов Госархстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию заказчик и подрядчик должны представить в органы государственной статистики отчеты о вводе в действие объекта, основных фондов и об использовании капитальных вложений в установленном Госкомстатом России порядке.

4.18 Инвестор в течение пяти дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен получить в органах технической инвентаризации, а органы технической инвентаризации выдать инвестору технический паспорт объекта в установленном порядке.

4.19 Инвестор в течение трех дней после получения технического паспорта объекта должен осуществить государственную регистрацию объекта, а специально уполномоченные органы произвести ее с выдачей документов о регистрации в установленном порядке.

5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРИЕМКИ И ВВОДА ОБЪЕКТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

5.1 Участники приемки и ввода объектов в эксплуатацию несут в установленном порядке административную, материальную и уголовную ответственность за нарушения настоящих норм и за ущерб, причиненный охраняемым законом правам или интересам потребителей строительной продукции, общества и государства, в пределах своей компетенции.

5.2 Исполнение меры наказания не освобождает виновных от исправления нарушений и возмещения ущерба.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ИНВЕСТОРУ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ И ПРИЛАГАЕМОЙ К АКТУ ПРИЕМКИ ЗАКОНЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА

Документация, представляемая генеральным подрядчиком

1 Перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, с указанием видов выполняемых ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий.

2 Комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них проектной организацией в установленном порядке изменениям по согласованию с органами управления и надзора, компетенцию которых эти изменения затрагивают.

3 Исполнительная геодезическая документация в составе, установленном требованиями СНиП на соответствующие здания, сооружения, конструкции и виды работ, ГОСТ на исполнительную геодезическую документацию.

4 Сертификаты, технические паспорта, протоколы испытаний или другие документы, удостоверяющие качество, безопасность и свойства материалов, конструкций и изделий, примененных при производстве работ.

5 Акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т.п.).

6 Акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования.

7 Акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, дренажных устройств, а также испытаний сварных соединений.

8 Акт о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах их прохода через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом.

9 Акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей.

10 Акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации.

11 Акты испытаний устройств, обеспечивающих взрывную, пожарную безопасность, молниезащиту, и систем противопожарной защиты.

12 Акты испытаний прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах.

13 Журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций.

14 Материалы проверок, проведенных в процессе строительства органами государственного и ведомственного надзора.

Документация, представляемая заказчиком

15 Заявление заказчика о готовности объекта к вводу в эксплуатацию с просьбой о назначении приемочной комиссии.

16 Документ, подтверждающий приемку объекта заказчиком от подрядчика.

17 Утвержденная проектная документация.

18 Документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонирования и экологических изысканий.

19 Документы об отводе земельных участков.

20 Разрешения органов Госархстройнадзора на выполнение строительно-монтажных работ.

21 Лицензия на комплексное природопользование в Пермской области с документами на специальное водопользование.

22 Документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком.

23 Справки территориальных или других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание.

24 Паспорта на установленное оборудование.

25 Акты о комплексном опробовании оборудования.

26 Специальные разрешения на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах (заключения органов Госсанэпиднадзора о радиационной безопасности объекта и о соответствии качества питьевой воды на объекте требованиям ГОСТ, разрешения органов Госгортехнадзора на эксплуатацию лифтов и другого оборудования и т.п.).

27 Справка о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом.

28 Акт о пробном выпуске продукции.

29 Справка БТИ о фактических показателях жилых домов.

30 Проект акта приемочной комиссии.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ИНСПЕКЦИЯ
Государственного архитектурно-строительного
надзора Российской Федерации

на ввод объекта в эксплуатацию

(наименование инвестора, его принадлежность)

на ввод в эксплуатацию законченного строительством _________________________________

(наименование объекта, основные его показатели)

расположенного по адресу:________________________________________________________

Разрешение выдано на основании:

заявления инвестора от ___________________N ______ ;

акта приемочной комиссии от ________________с приложением на ___________ листах;

проверки соблюдения правил приемки, выполненной __________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

инспекции Госархстройнадзора ____________________________________________________

(наименование города, района, области)

Разрешение дает право на включение объекта в государственную статистическую отчетность, техническую паспортизацию, государственную регистрацию и после этого на начало эксплуатации объекта в соответствии с его назначением.

Начальник инспекции _____________ ________________