Профессиональная подготовка юристов

Профессиональная подготовка юристов нового поколения

Рудольф фон Иеринг в своем труде «Юридическая техника» отметил, что юристу ничего не должно быть более известно, чем способ, так как именно он и создает юриста.

Формирование системного подхода к процессу подготовки юристов предполагает постоянное переплетение теоретических знаний и профессиональных компетенций.

Одно лишь знание правовых норм не является гарантией качественного применения правовых предписаний на практике. Будущие специалисты в области права должны обладать и рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные установки, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и т.п.

Для большинства работодателей имеет значение наличие у юриста навыков толковать и применять на практике нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и события, составлять документы, давать правовые заключения и консультации, принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством, устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности за них, осуществлять меры по восстановлению нарушенных прав и многое другое.

К сожалению, современное юридическое образование преимущественно ориентировано на получение студентами только правовых знаний, то есть совокупности теоретических представлений о государстве, праве, законодательстве, правоотношениях, а также практических знаний о содержании законов и других нормативных правовых актов, этапов судебного процесса.

Большинство из приведенных умений и навыков юриста приобретаются на практике.

Правовой опыт приобретается в процессе практической деятельности, но работодатель, взявший на работу молодого юриста, обоснованно полагает, что работник уже владеет профессиональными навыками. Но, как показывает практика, не каждый выпускник вуза в начале своей деятельности способен правильно оценить конфликтную или спорную ситуацию, найти и использовать нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, и подготовить необходимый комплект документов правового характера.

Причиной этого является то, что студентов-юристов не обучают профессиональной юридической деятельности, а рассказывают о ней. А это не одно и то же. У выпускника в голове есть много сведений о том, что написано в законах и учебниках, но при этом он не умеет решать профессиональные юридические задачи, правильно и быстро оценивать спорные ситуации, готовить документы правового характера, что называется, «с нуля», так как не на все спорные ситуации можно найти готовые образцы в Интернете. Молодые юристы должны понимать, что не каждый размещенный в общедоступных правовых системах документ при его воспроизведении и предоставлении в компетентный орган, например, в суд, будет принят и повлечет за собой принятие положительного решения. Тем более что в настоящее время законодательная база молодой Республики находится в стадии формирования, и найти готовые рецепты для проблемных юридических ситуаций возможно, опираясь лишь на собственные профессиональные знания и навыки.

В ситуации динамичного социально-экономического развития государства одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно-ориентированного образования. Решение проблемы недостаточной квалификации, низкого уровня профессиональных компетенций в сфере высшего юридического образования требует пересмотра и применения новых форм и методов обучения. Это обусловливает необходимость разработки и апробирования модели формирования профессиональных компетенций будущих юристов с использованием практических тренингов. На них практикующие юристы путем проведения деловых игр обучат подготовке исков, ходатайств, заявлений и других документов. Путем моделирования судебных заседаний дадут возможность каждому попробовать себя в роли судьи, прокурора, адвоката или стороны по делу – истца или ответчика. При этом ситуации будут прорабатываться реальные и актуальные для современного общества. Игровое моделирование позволит ускорить формирование у молодых юристов профессиональных компетенций. Практические тренинги являются эффективным средством формирования профессиональных компетенций и в процессе профессиональной переподготовки юристов.

Портфолио карьерного продвижения представляет собой пакет документов, отражающих все достижения студента, как академические – учебные, так и личные – практические. Это достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в мире технология планирования профессиональной карьеры. В портфолио входит резюме, диплом, документы, подтверждающие прохождение практических тренингов, специализированных семинаров, включая дополнительную специализацию, рекомендации ведущих преподавателей учебных заведений и тренингов, а также рекомендации руководителей производственной практики. Такое портфолио поможет выпускнику юридического вуза подтвердить свою профессиональную компетентность на начальном этапе поиска работы. В дальнейшем периодическое повышение профессиональной квалификации на практических тренингах поможет молодому юристу лучше ориентироваться в условиях изменяющегося законодательства и растущих требований работодателей.

Сергей Рубин,
депутат Народного Совета ДНР,
фракция «Свободный Донбасс»

Профессиональная подготовка юристов: специалисты публичного и частного права

Объем учебной нагрузки: 750 академических часа

По результатам итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Производство по делам об административных правонарушениях: судебная практика применения норм КоАП РФ

Защита прав юридических лиц в ходе проверок: актуальные вопросы и судебная практика

Налоговое право: продвинутый уровень

Практические вопросы защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров

Ведение уголовных дел: досудебное и судебное производства (практические рекомендации)

Право собственности и другие вещные права: законодательные новеллы и проблемы правоприменения

Обязательственное и договорное право: реформа гражданского законодательства и судебная практика

Практика применения трудового законодательства: актуальные изменения

Актуальны проблемы семейного и наследственного права

Защита прав и интересов потребителей: практические рекомендации

Законодательство о предпринимательской деятельности.

Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) лиц

Ведение гражданских дел в судах: практические рекомендации

Доп. информация

Оформление договора в кабинете 505 (2 корпус 5 этаж)

Дополнительную информацию Вы можете получить у менеджера программ
Тамары Борисовны Олиговой
по e-mail: [email protected],
[email protected]
или тел. 8-499-244-87-41

268 000 рублей

(предусмотрена поэтапная оплата)

Даты проведения

с 10 ноября 2018 по 4 июля 2019 года

19 марта 2019 года

(понедельник, среда с 18.45 до 21.55; с уббота с 10.00 до 16.50)

Профессиональные требования к качеству подготовки юристов

В свою очередь каждое образовательное учреждение юридического профиля любого образовательного уровня получает социальный заказ государства (ведомства) на подготовку специалистов определенной квалификации и выдает ему функциональную модель предстоящей деятельности его выпускников109. В ней определены профессиональные задачи, которые должен уметь выполнять выпускник по роду его будущей профессиональной деятельности. На основе этой модели каждое образовательное учреждение определяет квалификационные требования к специалисту — выпускнику образовательного учреждения (его факультетов). В этом документе устанавливаются конкретные требования к объему и уровням знаний, умений и навыков, качествам и способностям, которыми должны обладать выпускники данного учебного заведения, чтобы грамотно выполнять свои функциональные обязанности по роду предстоящей профессиональной деятельности, установленные в модели специалиста. В квалификационных требованиях также должны найти отражение личностные, коллективистские и профессионально-деловые качества, которые нужно формировать у будущих специалистов в процессе учебы. Для этих целей используются: законы Российской Федерации по вопросам образования, директивные указания правоохранительного ведомства, функциональная модель, квалификационные требования и анализ опыта работы ВЫПУСКНИКОВ образовательного учреждения. Они составляют основу для разработки квалификационной характеристики специалиста (КХС) — выпускника образовательного учреждения определенного уровня. В ней должны быть отражены необходимые уровни качеств, знаний, навыков, умений специалиста-выпускника, вытекающих из профессиональных требований. В частности, выпускник юридического образовательного учреждения как специалист в области юриспруденции должен:

а) обладать социальными, профессиональными, деловыми, психологическими и педагогическим качествами цивилизованного человека, гражданина, профессионала, специалиста, к основным из которых относятся:

• образованность: понимание научной картины мира и закономерностей природы, общества, жизни и деятельности человека, его развития и поведения; научное знание о самореализации человека в жизни, ее здоровом образе и личных возможностях; потребность в непрерывном самосовершенствовании — самообразовании, самовоспитании, саморазвитии и самообучении; знакомство с общечеловеческой, отечественной и национальной культурой; понимание гуманистических, демократических, нравственных и правовых тенденций и проблем развития мира и российского общества, своей профессии и ее места в жизни общества, людей и своей собственной; видение взаимосвязи различных знаний, сторон жизни и профессиональной деятельности, их целостность, необходимость всестороннего подхода к решению их проблем;

• общая воспитанность: общечеловеческие ценности жизни и здоровья, уважение к правам и свободам человека, непреклонность, независимость и настойчивость в обеспечении прав граждан, любовь к окружающей природе, Родине и семье, интегрированность в мировую и национальную культуру, в современное общество и нацеленность на совершенствование этого общества, высокое нравственное сознание, гуманность, твердость моральных убеждений; гражданская зрелость и высокая общественная ответственность; коллективизм, товарищество, готовность прийти на помощь; стремление к содействию, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

• профессиональная воспитанность: правосознание, чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело, профессиональная культура; глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; честность, порядочность, нетерпимость к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; любовь к избранной профессии, потребность к активному участию в защите прав и свобод граждан, укреплению законности и правопорядка, созданию правового государства и службе в правоохранительных органах;

• общая развитость: развитые интеллектуальные, моральные и физические качества и способности; способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы; культура мышления и искусство логического анализа, знание их общих законов и умение в письменной и устной форме правильно (логично) их выстраивать; культура речи, общительность, наблюдательность, уравновешенность, быстрота реакции, работоспособность, выносливость; индивидуальная одаренность, способности, общественно и лично значимые особенности личности;

• профессиональная развитость: воля в исполнении своего долга и принятых правовых решений; трудолюбие, добросовестность, ответственность, целеустремленность, инициативность, настойчивость; самообладание, смелость, стойкость (профессиональная, моральная, психологическая), надежность, мужество; организаторские, профессиональные и специальные способности; профессионально развитые наблюдательность, память, мышление, бдительность и др.; способность вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

• основные учения в области гуманитарных (социологии, педагогики, психологии, этики и др.) и социально-экономических наук, уметь использовать методы этих наук в своей профессиональной

• Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;

• Федеральные законы, государственные и иные правовые акты и нормативные документы в области правоохранительной деятельности и решение задач по специальности;

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• реализовывать в своей профессиональной деятельности свой патриотический, гражданский и профессиональный долг, мировоззренческие знания и убеждения, гуманитарные, психологические, педагогические, этические, экономические знания, знания общечеловеческой морали, морали общества, нормы культуры и морали, научные положения;

• на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности; на основе системного подхода строить и использовать модели профессиональной деятельности и решения ее проблем, осуществлять их качественный и количественный анализ;

• исходить не только из сиюминутных интересов и задач, но видеть перспективы, учитывать возможные последствия своих решений и действий, не допускать тех, которые отрицательно сказываются на психологии и воспитанности людей, отношении их к праву, правоохранительным органам, сотрудникам и на их поведении;

• строго соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;

• толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

• обеспечивать соблюдение законодательства в своей деятельности, строго, компетентно и неотступно соблюдать законность;

• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

• разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

• принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

• вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;

• предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав физических и юридических лиц;

• понимать и учитывать психологию людей и групп, оказывать правовоспитательное воздействие на них, воспитывать в духе уважения к закону, соблюдения правопорядка и содействия правоохранительным органам в профилактике и борьбе с преступностью;

• вести профессиональную деятельность в различных регионах Российской Федерации;

• взаимодействовать с общественностью, гражданами, представителями средств массовой информации при решении профессиональных задач;

• уверенно действовать в экстремальных ситуациях борьбы с преступниками, террористами, при чрезвычайных обстоятельствах;

• изменять вид, характер и стиль своей профессиональной деятельности, осуществлять переоценку накапливаемого опыта, анализировать свои возможности с учетом изменяющейся социальной и правовой политики и на основе появления новых научных положений;

• систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе, использовать при этом информационные образовательные технологии.

Наличие в образовательном учреждении документально оформленной КХС служит основанием для составления учебного плана — набора учебных дисциплин с учетом специализации обучающихся в нем.

Изложенная КХС характеризует образованного юриста как всесторонне подготовленного профессионала — личность. Юрист любого ранга — это государственный служащий, призванный блюсти законы, соблюдать и проводить в жизнь требования государственных и региональных нормативно-правовых актов. Специфика органов правоохранительной деятельности, где подавляющее большинство работников — юристы, обязывает их поддерживать порядок в обществе, охранять жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Подлинным юристом, — пишет юрист-философ А.П. Опусов, — не является тот, кто обеспокоен только пунктуальным исполнением правовых норм, фетишизирует государство и закон и рассматривает их в качестве конечной цели своей профессиональной деятельности. Юрист, который желает соответствовать своему высокому званию, подобен врачу, в первую очередь озабоченному состоянием здоровья больного, стремится оказать правовую помощь в рамках и на основе закона каждому человеку, будь то преступник, лицо, предрасположенное к правонарушению или же правопослушный гражданин110.

Задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами. Общественные перемены, произошедшие в России в последнее десятилетие, определили главную задачу — построение в стране демократического общества и правового государства. Эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Новый государственный строй нуждается в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего общества. Сегодня стране нужен новый профессионал правоохранительных органов. В обществе юрист воспринимается как интеллектуал, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки.

Профессиональная подготовка юристов

В связи с разработкой стандарта юридического образования а также с учетом опыта преподавания специальных дисциплин (криминалистика, судебная бухгалтерия, судебная медицина и др.) в юридических вузах Минобразования и специальных учебных заведениях МВД, ФСБ, Прокуратуры и других ведомств авторы сопоставляют структуру профессиональных задач правоведа и структуру действующей модели его подготовки. На основе такого сопоставления авторы вносят свои предложения по совершенствованию действующего стандарта 021100 «Юриспруденция».

В структуре задач правоприменительной деятельности к числу базисных относится задача установления юридических фактов. Эта задача включена в уставы правоохранительных органов (МВД, ФСБ, Прокуратура и др.) как задача раскрытия и расследования преступлений. Она выражена в процессуальном требовании обоснованности судебных решений и доказанности его фактических оснований (ст.296,299 УПК РФ, 124 АПК РФ). Она присутствует в структуре принятия любого правового решения в качестве его фактического основания.

Следует подчеркнуть, что в общей системе задач правоприменительной деятельности эта задача является наиболее сложной и трудоемкой, так как фактическая структура правоотношений является индивидуально-конкретной и требует кропотливого индуктивного исследования. Задача осложняется тем, что указанная структура существует не в абстракции, как правовая норма, а в сложной системе конкретных информационных, трудовых, хозяйственных и технологических связей и конфликтных личностных интересов и отношений. Как правило, решение этой задачи требует прослеживания дерева целей участников правоотношений и имеет многовариантную структуру.

В силу этих причин, решение указанной базисной задачи требует значительных трудовых затрат и занимает доминирующую (от30 до 90%) часть рабочего времени юриста[1].

В соответствии с научной концепцией построения модели специалиста (Н.Ф.Талызина и др.) указанная модель должна строго соответствовать структуре профессиональных задач специалиста. Это отправное методологическое требование построения модели (а, следовательно, стандарта образования) совершенно не учитывается в действующем образовательном стандарте 021100 «Юриспруденция».[2]

Квалификационные требования к специалисту указанного стандарта вообще не содержат указанных требований. В них правильно сказано о том, что «юрист должен уметь: толковать и применять законы, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, принимать правовые решения».[3] Однако ничего не сказано о том, что юрист должен владеть современными знаниями и технологиями установления юридических фактов. Без точного установления фактов юристу нечего «толковать», «квалифицировать», ибо отсутствует фактический базис принятия юридических решений.

Единственной дисциплиной стандарта, предусматривающей блоки знаний, связанных с установлением юридических фактов является криминалистика. В силу этого обстоятельства, а также поскольку преподавание этой дисциплины имеет в настоящее время для подготовки юридических кадров особое значение, структура программы по этой дисциплине и общая организация преподавания по ней требуют самостоятельного рассмотрения.

Основные блоки действующей программы по этой дисциплине, рекомендованной Советом по Правоведению УМО Университетов РФ [4] в содержательном и методическом плане воспроизводят программу по советской криминалистике для юридических вузов 1965 г.[5]

Между тем, за указанный период в государстве и обществе произошли такие изменения, которые не могут игнорироваться в системе профессиональной подготовки юристов.

В области криминалистки эти изменения требуют коренной перестройки преподавания.

1. Сформировались самодостаточные ведомственные системы подготовки кадров для органов МВД, ФСБ и Прокуратуры, которые полностью обеспечивают кадрами свои органы с учетом профиля будущей работы своих выпускников: оперативно- розыскная работа, предварительное расследование, прокурорский надзор, борьба с организованной преступностью, налоговая, таможенная, пенитенциарная сфера и др. Подчеркнем, что каждая из этих профессиональных областей деятельности требует глубокой специализации, информационного и технического обеспечения, которые не могут быть реализованы при подготовке юриста широкого профиля, осуществляемой в вузах Минобразования.

В связи с этим коренным образом изменилось трудоустройство выпускников юридических вузов и университетов. Если в 60-е годы до 80% их направлялось на работу в МВД и Прокуратуру, то сейчас – это редкое исключение.

2. Сформировалась новая экономическая система, активно требующая квалифицированные юридические кадры, что вызвало интенсивный количественный рост юридических вузов и факультетов, исчислямых сейчас сотнями. При этом основными потребителями юридических кадров являются суды, адвокатура, учреждения Минюста, органы управления, а также юридические службы финансовых, промышленных, торговых и иных хозяйственных учреждений. Таким образом, юридические образовательные учреждения системы Минобразования в настоящее время готовят кадры для органов правосудия, управления и экономики, а не для ведомств, осуществляющих борьбу с преступностью.

Из сказанного видно, что дисциплина «Криминалистика», преподаваемая в этих юридических вузах в настоящее время не соответствует изменившемуся профилю профессиональной подготовки юриста широкого профиля.

Так, выпускник университета не осуществляет непосредственно оперативно розыскных действий, а программа обязывает его детально изучать соответствующие методики (см. тему 18 «Основы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов при расследовании»; тему27 «Основы методики расследования по горячим следам»; тему16 «Оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты»; тему 15 «Криминалистическая идентификация по признакам внешности»). В рамках общей подготовки юриста широкого профиля (федеральный компонент) студент в принципе не может получить полноценной следственной специализации, между тем 10 тем программы (темы 29 -39) «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений» ставят перед собой эту явно невыполнимую задачу. Достаточно сказать, что почти каждая из рассматриваемых в этом разделе программы тем, например «Расследование убийств», «Расследование половых преступлений», «Расследование экологических преступлений» и т.п. требует самостоятельной глубокой специализации.

Существенный методологический недостаток действующей программы по криминалистике состоит в том, что она пытается представить систему науки криминалистики вместо того, чтобы представлять содержание учебной дисциплины, строго согласованной с моделью выпускника данного профиля. Современная криминалистика как наука представляет многогранную и обширнейшую систему знаний, которая может быть адресована специалистам совершенно различного профессионального профиля. В зависимости от этого профиля криминалистика, как учебная дисциплина, должна получать особое направление, как по содержанию знаний, так и по набору практических и инструментально-аналитических навыков. Так, криминалистика для оперативного работника и розыскника существенно отличается от криминалистики для следователя, а последняя от криминалистики для экспертов-криминалистов или руководителей структурных подразделений МВД, ФСБ. Вместе с тем, при всей своей многоликости криминалистика, как учебная дисциплина, содержит инварианту, которой, по нашему убеждению, являются информационные технологии установления юридических фактов. Они и должны составить содержание образовательного стандарта для подготовки юриста — правоведа. Специальные учебные заведения, как показывает современный опыт их преподавания, имеют возможность учесть специфику профессиональной подготовки по криминалистике в соответствующих курсах, спецкурсах, спецсеминарах и практикумах.

О недостаточном методическом уровне преподавания дисциплины свидетельствует включение в программу понятий и категорий, не получивших в науке криминалистики однозначного определения и потому порождающих путаницу в головах студентов. К числу таких категорий относится пропагандируемая авторами программы «криминалистическая характеристика преступления». Раздел программы «Криминалистическая тактика» при рассмотрении следственных действий содержит многочисленные дублирования курса уголовного процесса.

В разделе программы «Методика расследования отдельных видов преступлений» не определены критерии отбора рассматриваемых видов и содержатся дублирования курса уголовного права.

Вместе с тем в программе отсутствуют блоки знаний, совершенно необходимые юристу широкого профиля для его ориентировки и принятия решений в типовых проблемных и конфликтных юридических ситуациях.

К числу таких блоков относится судебная экспертиза, аккумулирующая комплекс проблем, связанных с использованием в системе правосудия возможностей современной науки и техники, и достижения научно-технического прогресса.

На службе правосудия в настоящее время находятся технически оснащенные учреждения государственной судебной экспертизы в системе Минюста, МВД, ФСБ. Минздрава, Таможенного комитета, обладающие многотысячным кадровым потенциалом. Существует глубокая профессиональная специализация экспертов, позволяющая решать сложнейшие задачи по установлению юридических фактов в любых областях правоприменительной деятельности. Отсутствие этих блоков в программе обезоруживает юриста, делает его подготовку ущербной и недостаточной.

Действующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования №021100 по специальности «Юриспруденция», утвержденный 14 марта 2000 г. вообще исключил многие аспекты экспертной деятельности из числа знаний, необходимых юристу.

Это решение было ошибочным и способно нанести только вред юридическому образованию.

1.Оно противоречит самой структуре юридической деятельности. Известно всем, что в настоящее время юридические решения по всем сколько-нибудь серьезным и значимым делам, как правило, требуют производства экспертизы.

2. Оно противоречит государственной политике развития судебно-экспертной деятельности, выраженной в создании сети государственных судебно-экспертных учреждений и издании ряда специальных законов и нормативных актов, прямо регулирующих эту деятельность (Закон о государственной судебной экспертизе, закон об Аудите, закон об оценочной деятельности и др.)

3.Оно противоречит стандартам Высшей аттестационной комиссии, введшей специальность «Судебная экспертиза» в стандарт специальностей 12009, а также практике преподавания судебной экспертизы в юридических вузах системы МВД и созданию для нее самостоятельного образовательного стандарта.

В целом это решение не только не соответствует перспективам развития юридического образования в новом веке, но отбрасывает его далеко в прошлый век.

Напомним, что до его принятия в учебных планах юридических вузов в качестве обязательных изучалась судебная бухгалтерия, судебная медицина, судебная психиатрия, сообщающие студенту необходимые знания из этих отраслей экспертной деятельности. Сейчас этих курсов нет даже в рекомендованных программах специализации.[6]

Спрашивается, может ли юрист, не имеющий представления (не говорим о глубокой специализации) о судебной бухгалтерии, финансово-экономической экспертизе, экспертизе документов, аудите ориентироваться, планировать исследования и принимать решения при рассмотрении коммерческих, финансово-кредитных и хозяйственных споров?!

Может ли юрист, не знакомый с возможностями судебно-медицинской, психологической и психиатрической экспертизы, наладить психологический контакт, правильно решить дело о спорном отцовстве, назначить и оценить экспертные заключения о причинах смерти, тяжести телесных повреждений, идентификации личности и по другим повседневным юридическим делам?!

Предложения о необходимости радикального изменения программ преподавания криминалистики и судебной экспертизы неоднократно делались учеными и практиками, как на страницах монографий и журналов, так и в ходе многочисленных конференций и Ученых советов.

Эти предложения при всей их актуальности и государственной значимости, наталкиваются на инертность соответствующих кафедр, не желающих брать на себя бремя такой перестройки. Однако именно они решают быть ей или не быть.

В связи с изложенным, представляется целесообразным:

1. Привести действующую программу по криминалистике в соответствии с задачей подготовки юриста широкого профиля и обеспечения его базовыми знаниями по информационным технологиям установления юридических фактов.

Всю работу по пересмотру действующей программы по криминалистике проводить под непосредственным контролем Минобразования, представителей заинтересованных ведомств и юридической общественности.

2. Ввести в действующий стандарт 021100 «Юриспруденция» в качестве базовой дисциплину «Судебная экспертиза».

В качестве основного содержания этой программы предусмотреть следующие положения.

  • Понятие, предмет и метод судебной экспертизы. Классификации судебных экспертиз, судебно-экспертных задач и методик.
  • Система судебно-экспертных учреждений.
  • Подготовка и назначение судебных экспертиз.
  • Тактика проведения экспертизы
  • Заключение эксперта и его оценка в качестве судебного доказательства.
  • Судебно-экспертные методики и технологии в практике судебно-экспертных учреждений. Формирование судебно-экспертных методик. Аттестация экспертных кадров.
  • Проблема сертификации экспертных методик и лицензирования деятельности экспертных учреждений.
  • Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий.
  • Криминалистическая экспертиза наркотических и сильнодействующих психотропных веществ.
  • Биологическая экспертиза.
  • Криминалистическая экспертиза волокнистых материалов.
  • Почвоведческая экспертиза.
  • Почерковедческая и автороведческая экспертиза.
  • Видео-фонографическая экспертиза.
  • Компьютерно-техническая экспертиза
  • Технико-криминалистическая экспертиза документов.
  • Взрыво-техническая и взрыво-технологическая экспертиза.
  • Судебно-баллистическая экспертиза.
  • Трасологическая экспертиза.
  • Дорожно-транспортная экспертиза.
  • Товароведческая экспертиза.
  • Строительно-техническая экспертиза.
  • Бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза.
  • Судебно-медицинская экспертиза и освидетельствование.
  • Судебно-психиатрическая экспертиза.
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Судебно-экологическая экспертиза.
  • Нормативно-технические исследования[7]
  • Оценочные исследования.

Такая дисциплина, известная в англоязычных странах как «судебные науки», представляет необходимый юристу единый комплекс естественно-научных и технических знаний, используемых при осуществлении правосудия.

Игнорирование этой системы знаний отрывает юридическое образование от общего потока научного знания и несовместимо с общепризнанным требованием использования научно-технического прогресса для целей правосудия.

2. Сформировать Редакционный совет по подготовке новых программ по дисциплинам «Криминалистика» и «Судебная экспертиза» по специальности 021100, включив туда авторитетных юристов, независимых экспертов и представителей Минюста, Судебного департамента, других заинтересованных ведомств и представителей юридической общественности.

3. Обеспечить широкое и объективное обсуждение новых программ в качестве элемента государственного стандарта высшего профессионального юридического образования .

Новые программы должны восполнить существенный пробел в действующем образовательном стандарте путем наполнения его знаниями информационных технологий установления юридических фактов. Эти знания представляют важнейший компонент профессиональной подготовки юриста широкого профиля.

Эти дисциплины следует рассматривать как междисциплинарное юридическое знание, актуальное не только для сферы борьбы с преступностью, но и для любой другой правоприменительной деятельности (рассмотрение гражданских, хозяйственных, финансово-кредитных, административных, международных, таможенных, налоговых и других споров)

Полагаем, что совершенствование преподавания криминалистики и судебной экспертизы в образовательных учреждениях системы Минобразования будет способствовать повышению общего уровня подготовки юридических кадров в Российской Федерации.

[1] Разброс показателей определяется спецификой профессиональных задач. Так у следователя, осуществляющего исследование по ряду версий эти показатели выше, чем у судьи, осуществляющего верификацию факта по представленной ему версии обвинения или истца.

[2] Утвержден 14 марта 2000 Минобразования РФ.

[3] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 021100 «Юриспруденция» (третий уровень высшего профессионального образования). Москва. 2000.

[4] См. Учебные программы по специальности «Юриспруденция». Общие курсы. М., 2001, с. 364 -366.

[5] См. Программа по советской криминалистике для юридических высших учебных заведений. Утверждена Учебно-методическим управлением по вузам 5 апреля 1965 г. М. 1965 г.

[6] См. Учебные программы по специальности «Юриспруденция». Специальные курсы. М.,2001

[7] Полагаем, что материал программы, предусмотренный разделом 4 «Методика расследования отдельных видов преступлений», должен рассматриваться в спецкурсах по следственной специализации.

Профессиональная подготовка юриста;

Понятие, задачи, значение, система, источники курса.

Предмет курса – то, что подлежит изучению, т.е. круг вопросов, определяющих порядок и формы профессиональной подготовки юриста, получения юридического образования, формы и методы обучения студентов, вопросы, касающиеся профессиональной деятельности юриста в сфере правотворчества, государственного управления и контроля в сфере правоохранительной деятельности.

система курса – последовательность изучения вопросов, входящих в предмет изучения. Вопросы системы курса :

— профессиональная подготовка юриста. содержание и этапы.

— юридическое образование в РФ

— общая характеристика специальности юриспруденция

— юридический факультет мгу Огарева

— формы и методы обучения

— основные направления профессиональной деятельности

Система источников курса включает в себя акты:

1 Конституция РФ = международные правовые акты

2 принципы и нормы международного права (Ч.4., ст.15 Конституции РФ)

3 ФЗ о внесении изменений и дополнений в конституцию

6 конституции субъектов РФ, Уставы субъектов

7 законы субъектов РФ

8 Иные НПА (подзаконные) – указы президента, постановления и распоряжения правительства

9 постановления пленума верховного суда РФ

10 опубликованные и неопубликованная судебная практика

14 научные статьи

— получение представления об основных видах деятельности юриста

— понимание различий между основными юридическими профессиями

— получение знаний о профессиональных требованиях, предъявляемых представителям различных юридических профессий и использование полученных знаний для планирования своей будущей профессии

Понятие и виды профессиональной подготовки юристов. Содержание и эффективность всех видов юридического образования, доступ к нему всегда привлекали внимание общества. В последние годы в новых условиях эти проблемы обострились. С одной стороны, резко расширился доступ к различным видам и формам юридического образования. Это хорошо, поскольку выравнивает возможности граждан и делает более справедливой конкуренцию на рынке труда. С другой — возникла опасность получения некачественного юридического образования, не дающего должной подготовки к труду юриста и даже в лучших случаях ориентированного на уже устаревшие задачи.

Под профессиональной подготовкой юристов в данном случае понимается получение юридического образования в том смысле, какой дан в Преамбуле Закона РФ «Об образовании». Здесь сказано: «Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом»*(215).

По своему характеру и содержанию профессиональная подготовка юриста между тем должна отражать потребности в профессиональной юридической деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать юристами получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.

Желающий стать юристом должен заботиться о том, чтобы получить такую подготовку, которая позволит ему найти интересную, полезную и хорошо оплачиваемую работу и выполнять ее надлежащим образом, получая при этом необходимое одобрение.

Поэтому будущий юрист вынужден силой обстоятельств:

— во-первых, выбрать наиболее подходящий и доступный путь получения юридического образования;

— во-вторых, осознать необходимость действительного и эффективного использования его возможностей.

Виды профессиональной подготовки юристов. Сейчас они весьма разнообразны и требуют подробного описания. Традиционными видами являются:

1) среднее юридическое образование;

2) высшее юридическое образование;

3) подготовка в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

Готовить юристов в России имеют право только учебные заведения, получившие для этого необходимые виды разрешений: лицензию и аккредитацию, что позволяет, во-первых, обучать студентов в соответствии с государственными стандартами, и во-вторых, выдавать пользующиеся признанием дипломы о получении высшего образования (ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.*(216)).

Сейчас в некоторых вузах ведется подготовка так называемых бакалавров и магистров. Ряд вузов готовится к переходу на такую систему, ориентируясь на определенные международные соглашения, обозначаемые как Болонский процесс. В результате возникает необходимость оценки правового значения получаемого образования.