Развод на дороге ментами

Как не попасться на «разводы» гаишников: несколько простых правил

Каждый водитель должен знать свои права, чтобы не дать себя одурачить

Ликбез по правам водителя и инспектора: когда нужно останавливаться, какие документы показывать, за что могут забрать машину и что грозит за неуплату штрафов.

Дорожное законодательство меняется в последнее время настолько часто, что в нем водители уже начали путаться. Не секрет, что гаишники либо не знают законодательства, либо специально путают водителя, чтобы развести на взятку. Мы собрали ответы на самые популярные вопросы автомобилистов.

Автор предупреждает, что не дает советы о том, как ездить с нарушениями и избегать ответственности, а наоборот – призывает к тому, чтобы все водители ездили исключительно по правилам и, соответственно, без аварий с тяжелыми последствиями.

Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября), водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь — только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных рамках).

Если же инспектор потребовал остановиться, помните, что делать это можно лишь с соблюдением ПДД — то есть, плавно снижая скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Напомним, что нельзя останавливаться на мосту и под ним — такое требование инспектора можно игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле «аварийку».

В новых ПДД, как и предполагалось, прописано, что автовладелец имеет право передать автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис автогражданки первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда, штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.

Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД. Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации (абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ О дорожном движении от 13.08.2011), причем документы можно просто показать, например, через стекло, а не передавать в руки. Но таким образом, чтобы у сотрудника ГАИ была возможность их внимательно рассмотреть и, в случае необходимости, переписать данные.

Страховой полис нужно иметь при себе, но показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов ДТП либо для составления протокола. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть машину, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же автомобиль находится в розыске.

Создание аварийной ситуации

Частый «развод» со стороны гаишников — говорить водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом предусмотрено лишение прав сроком от 6 месяцев до 1 года. Нередко водители тут же пытаются откупиться даже в том случае, если речь шла о таком популярном нарушении как несоблюдение рядности при повороте (255 грн штрафа).

На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная ситуация, четко не написано. В ч. 4 ст. 122 КУАП Украины есть косвенное упоминание о том, что это нарушения, «вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры к обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан».

Однако при составлении протокола о таком нарушении работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная обстановка. К примеру, водитель, выезжая на главную трассу, не уступил дорогу транспортным средствам, едущим по ней. В результате участники движения вынуждены были резко затормозить или же, уходя от столкновения, выехать на обочину. Но к протоколу обязательно должны прилагаться доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно — права можно не отдавать.

«Развод» на пешеходном переходе

Пропустить пешехода — святая обязанность водителя, тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком. Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать, двигаясь на очень маленькой скорости и «рывками». Если у инспекторов стоит цель оштрафовать как можно больше автомобилистов, — например, чтобы выполнить план (хотя его наличие в ГАИ отрицают, верится в это с трудом), — часто они становятся сразу за зеброй и останавливают каждого второго с обвинением в том, что водитель не пропустил пешехода, как того требуют ПДД. Нередко гаишники даже ставят своего знакомого, который ступает на зебру в тот момент, когда автомобиль начинает движение.

Согласно ч. 1 ст. 122 КУАП, «нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах» карается штрафом в 255—340 грн.

Обжаловать такой штраф несложно. Так, ПДД требуют при проезде зебры «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать полную остановку». Если вы проехали на небольшой скорости и не сбили пешехода (и жалоб на то, что его не пропустили, не было) – значит, необходимости в полной остановке не было.

Дышать на инспектора никто не обязан

Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: «А ну дыхни». Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни один из законодательных актов «дышать» на инспектора не обязывает. Адвокат Владимир Караваев советует водителям на такую просьбу отвечать фразой «Дышать я буду на жену». По его словам, в 90% случаев водителя после этого сразу же отпускают.

Юристы говорят, что в случае, если инспектор подозревает водителя в том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то, согласно постановлению КМУ №1103 от 17.12.08, он обязан произвести комплекс действий.

Во-первых, предложить водителю пройти добровольный тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (показания которых записывают в протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то, каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны отпустить.

В том случае, если результат исследования меньше 0,2 промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола водителю и отпустить. Если прибор показал превышение этой цифры, то инспектор должен задать вопрос «согласен ли водитель с результатами теста».

В том случае, если водитель согласен, то его отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола, датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки.

Уже у врача у водителя обязаны взять биологические пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол, забирает права и передает их в суд.

«Законный угон» на штрафплощадку

Любимое занятие сотрудников ГАИ — проверить документы и в случае отсутствия любой «бумажки» забрать автомобиль и поехать на нем на штрафплощадку. Еще одна причина, по которой забирают автомобиль, — нарколог признал водителя пьяным.

Юристы объяснили, что ни одно из вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку. Согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).

Отметим, что законодательство обязывает сотрудника ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать автомобиль.

Если инспектора ГАИ своим ходом доставляют машину нарушителя на штрафплощадку, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины (Незаконное завладение транспортным средством) — автовладельцу нужно подавать заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают — в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты, когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения закона.

Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку — заблокировать двери и положить ключи себе в карман.

В том случае, если инспектор силой отберет ключи и вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК Украины (Разбой . Нападение с целью овладения чужим имуществом. ). На такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.

Неуплата за парковку

Хотя к ГАИ вопрос деятельности незаконных платных парковок не имеет никакого отношения, на этом вопросе мы остановимся в связи с его актуальностью.

Каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку, нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права.

Для проверки автор этих строк в течение последних полутора месяцев принципиально не заплатил ни одному из столичных парковщиков ни копейки, хотя останавливаться в центре приходилось часто. В ответ на требование составить в присутствии двух свидетелей акт о том, что я отказываюсь платить за эту услугу и передать этот документ в суд, парковщики молча уходили. Для эксперимента, правда, хозяин машины несколько раз сказал, что работает в Администрации президента (как вариант — помощником нардепа, в прокуратуре, киевской администрации, суде) — деньги за парковку также после этого никто не требовал.

Согласно ПДД, езда по тротуарам запрещена. Причем за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 255—340 грн. (ч. 1 ст. 122 КУАП). То есть на большинстве так называемых киевских платных парковках можно штрафовать абсолютно всех автомобилистов (яркий пример — Крещатик). Разрешено лишь заезжать на тротуар для того, чтобы запарковаться. Но учтите, что парковка разрешена лишь в том случае, если остается не менее двух метров для свободного прохода пешеходов. Автор знает более пяти случаев, когда водители останавливались на якобы законных парковках и «попадали» на 255 грн штрафа.

Еще один риск — поддаться на уговоры парковщика и поставить машину возле супермаркета или рынка во втором ряду. Якобы за 5 грн он посмотрит, чтобы все было в порядке. Нередки случаи, когда оставленный так автомобиль царапают или бьют, а приехавшие на место ДТП гаишники составляют протокол именно на водителя, запарковавшегося с нарушениями. Ни в одном из описанных случаев парковщик ответственности не несет никакой. В чем тогда заключается суть услуги под названием «парковка», вопрос остается открытым.

В Сети рассказали, как избежать популярной схемы «развода» на автодорогах

Один из пользователей социальной сети Facebook «разложил по полочкам», как правильно себя вести водителю во время мошеннической инсценировки ДТП с пешеходом.

Вот что написал пользователь Антон Балаба на своей странице в социально сети:

«Пишу данный пост, потому как в наш родной Киев понаехало всякого отребья и резко ухудшилась криминогенная обстановка. Причем действуют «по шаблонам» 90-х годов, будьте бдительны!
Сегодняшняя история о моей куме и ее правильных действиях в данной ситуации.

Итак, вы едете на своей машине, темно, вы едете медленно, как вдруг неожиданно из темноты появляется тело, падает вам на капот, перекатывается по нему и падает на землю и начинает громко вопить! Тело — волне симпатичная девушка лет 18-25. ЕЕ молодой человек (ну как без него) сразу же кидается к машине и начинает тарабанить по стеклам и кузову с криками: «. ах ты ж . ты тварь человека сбили. ща порву. «.

Правильные действия:
— из машины в такой ситуации ни в коем случае не выходить! А еще лучше заблокироваться внутри.

Неправильные действия:
— выйти из машины.

Далее на этот весь концерт, прибегает какой-то шустрый дядя, который оттесняет молодого человека и представляется помощником народного депутата (для установления доверия). Дядя говорит, сейчас все разрулим.

Он (дядя) оттаскивает в сторону орущего МЧ, поднимает орущую девушку, осматривает ее и о чем-то начинает с ними общаться. Далее подходит к вам и говорит, что тут пахнет тюрьмой, поэтому милицию вызывать не надо, нужно попробовать договориться.

Правильные действия:
— не выходя из машины, вызвать скорую, которая автоматически вызовет милицию.

Неправильные действия:
— начать договариваться и распрощаться как минимум, с тем, что у вас в кошельке, и тем, что у вас на кредитной карточке.

Далее приезжает скорая и осматривает тело девушки и констатирует, что тело не пострадало, в госпитализации не нуждается, и вообще, тело имеет ушиб и гематому как минимум недельной давности.
Наша доблестная милиция, моментом усекает суть происходящего, опрашивают потерпевших и отпускает их.

Далее наступает вторая часть марлезонского балета.

Попытка развода ментами, что они зря приехали шо ли?

Доблестный представитель правопорядка начинает объяснять, что тут тюрьмой пахнет и начинает советовать,

КАК ПРАВИЛЬНО написать пояснения, только забывает уточнить, что это «правильно» с его точки зрения и позволит ему содрать с вас «в три шкуры».

Правильные действия:
— написать в пояснениях, что вы ехали медленно, улица не освещена, знак пешеходного перехода без подсветки и закрыт деревьями, разметка на дороге отсутствует, тело потерпевшей появилось совершенно неожиданно, на потерпевшей была темная одежда и вопреки ПДД отсутствовали светоотражающие элементы (пункт 4.4 ПДД).

Неправильные действия:
— написать в пояснениях, что вы видели пешеходный переход, видели знак и увидели пешехода перед ДТП. В таком случае вы гарантировано попрощаетесь с суммой эквивалентной 1000 у.е., как минимум, если у вас денег не окажется, вас ждет судебный процесс.

Далее представитель правопорядка вам предложит проехаться в больничку, чтобы взять кровь на анализ на наличие спиртного или наркотиков.

Правильные действия:
— посоветовать менту начать заполнять протокол, остановить двух свидетелей, достать тест Драгера, убедиться, что при вас и при свидетелях, достанут и распечатают новый мундштук, и продуться на месте (таковы требования порядка освидетельствования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.12.2008 № 1103). И ТОЛЬКО если вы не согласны с показаниями прибора, при задувке на месте, или если не желаете продувать, ТОЛЬКО в таких случаях вас должны повезти на анализы. Рассказки ментов, о том, что у них нет при себе «теста Драгера» вас не должны волновать.

Неправильные действия:
— поехать в больничку, предварительно не продувшись на месте, и не начав заполнять протокол. Вы рискуете, что вас привезут к заранее подготовленному врачу.

Далее «доблестный» страж правопорядка будет настаивать на вызове эвакуатора и доставлении вашего авто на штрафплощадку.

Правильные действия:
— прямо сказать, что в соответствии со статьей 265-2 Кодекса Украины об админправонарушенях, доставку на штрафплощадку подлежат ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО транспортные средства, которые СУЩЕСТВЕННО препятствуют дорожному движению. Если инспектор ГАИ считает, что автомобиль существенно движению препятствует, то вы (ваши знакомые, просто прохожие, встречные водители и т.д.) могут авто переставить, чтобы оно СУЩЕСТВЕННО не препятствовало движению.

Неправильные действия:
— согласиться на эвакуатор и штрафплощадку, подписав протокол временного задержания авто. В этом случае вам предстоит заплатить за эвакуатор (около 1000 грн.) и за каждые сутки нахождения авто на штрафплощадке (если не ошибаюсь, 150 грн. в сутки). Ну а забрать вы свое авто сможете только по решению суда. Т.е. суток 15 оно там простоит, минимум.

Моя кума поступала правильно (за исключением продувки на месте, она таки поперлась в больничку, где ее и продули с помощью того же «теста Драгера»), поэтому ей все обошлось лишь потрепанными нервами. Права вернули, а расстроенные до обидного «гайцы» рванули от больнички как ужаленные.

Готовим заявление в милицию о факте мошенничества.
Повторюсь, будьте бдительными!»

Присоединяйтесь к группе ТСН.Авто в Facebook

3 самых грязных уловки ГИБДД для развода водителей

Если вы уверены в том, что назубок знаете ПДД и вероятность попасть на штраф к вам не относится, то сильно ошибаетесь. Рассмотрим наиболее часто применяемые придорожными полицейскими уловки, попасться на которые, увы, может даже самый законопослушный водитель.

ПЕШЕХОД НЕ ВСЕГДА ПРАВ

В последнее время участились случаи «развода» автомобилистов за якобы не пропущенного ими пешехода. Речь, разумеется, идет о нерегулируемом пешеходном переходе, где согласно п. 14.1 ПДД «водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть». За нарушение предусмотрен штраф в виде 1500 рублей.

А как быть, если человек, собравшийся перебежать улицу, находится на противоположной стороне движения и не мешает свободному проезду автомобиля? Правила не обязывают при таких обстоятельствах останавливаться и пропускать пешехода, а понятие «уступить дорогу» имеет совершенно четкое определение — «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Иными словами, если вы не помешали пешеходу, то и нарушением ваши действия назвать нельзя! Однако попробуйте объяснить это подстерегающему у «зебры» экипажу ДПС, с которым проще договориться, нежели потом ходить по судам.

Почему большинство водителей считает себя асами

Еще одна спецслужба хочет заниматься поборами на дорогах

МНИМЫЙ ВЫЕЗД НА «ВСТРЕЧКУ» ЧЕРЕЗ СПЛОШНУЮ

Отдельной «похвалы» заслуживает четко слаженная работа сразу двух экипажей, которые с радостью делят между собой содержимое ваших карманов, причем для этого даже не обязательно что-то нарушать.

Новый гаишный тренд: на трассе вас останавливает сотрудник ГИБДД и сообщает о том, что несколькими километрами ранее автомобиль с данными регистрационными знаками совершил выезд на полосу встречного движения через сплошную линию разметки и (или) в зоне действия запрещающего знака, нарушив п. 9.2 ПДД. Хорошо, если в машине установлен видеорегистратор, а еще лучше — с GPS/ГЛОНАСС-приемниками. Тогда есть шанс отстоять свою правоту.

Впрочем, полицейские не лыком шиты и берут исключительно на испуг, что невольно заставляет водителя подумать о том, а не выехал ли он и в правду где-то там на «встречку» по чистой случайности. Для пущей солидности инспектор поинтересуется по рации у якобы зафиксировавшего данное нарушение экипажа тот ли это был автомобиль, а в ответ, как вы понимаете, получит подтверждение о том, что машина именно с вашими номерами совершила противоправное деяние, о чем имеется соответствующая запись.

Наказание, напомним, за подобное нарушение суровое: или штраф в сумме 5000 рублей, или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Что будете делать? Ведь демонстрировать запись гаишники вам не обязаны — она станет доказательством вины в «группе разбора» или суде, поэтому чтобы не рисковать заветной «корочкой», водители в большинстве своем сами инициируют «решение вопроса на месте».

НЕ УСПЕЛ ПРОПУСТИТЬ «МИГАЛКУ»

Как быстро можно перестроиться, чтобы пропустить прилипший в хвосте автомобиль с включенными сиреной и мигалкой, если соседний ряд напрочь забит другими машинами? Довольно сложно вклиниться в поток, толкающийся в перманентной пробке, а между тем полицейских, спешащих то ли на вызов, то ли за вашими кровными, это совсем не беспокоит.

Когда дальше по ходу движения вас остановит блюститель порядка и обвинит в том, что ваше авто не «предоставил преимущество транспортному средству с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом», рассказ про заторы на проезжей части избежать штрафа или лишения «прав» помогут вряд ли. В лучшем случае нарушителю грозит наказание в виде 500 рублей, в худшем — хождение пешком от 1 до 3 месяцев.

Но еще более любопытным является тот факт, что закон не регламентирует никаких определенных временных рамок, в которые следует уложиться водителю, чтобы пропустить автомобиль спецслужб. Только вот знания российского законодательства совсем не защитят вас от того, что в рамках этого самого закона вы не окажетесь очередной его жертвой.

Внимание киевлянам: новый “развод” на дороге (ФОТО)

Мошенники имитируют легкое ДТП и вымогают деньги на ремонт “пострадавшего” автомобиля премиум-марки.

В Киеве зафиксирован новый вид автомобильного мошенничества.

Пользователь социальной сети Facebook Виталий Лункан снял на мобильный телефон мошенников, которые работают по определенной схеме, пишет Автоцентр.

– Внимание киевлянам и гостям столицы, – пишет Виталий. – Эти два мошенника на “бехе” работают на Окружной в районе Заболотного. Если вы увеличите фото, то увидите подготовку к разводу: пластиковую бутылку с водой. Развод стандартный: мошенники в слепой зоне сближаются с вашей машиной и один из них бьет бутылкой по заднему крылу, имитируя соприкосновение. Далее мошенники останавливают вас и пока один из них разговаривает с вами, другой незаметно царапает ваше крыло. На их BMW царапина давно готова. Лекарство: включаете свои телефоны на запись и демонстративно даете мошенникам понять, что не верите им. Если все же они остановили вас, закрывайтесь и вызывайте полицию. Все, что можете им сказать: я звоню в полицию. Попытка вступить с ними в диалог чревата потерей денег.

Другой пользователь Facebook Андрей Байбородин поделился своей историей: – только на 102 надо звонить самому. Иначе они как бы звонят в правоохранительные органы и их товарищ начинает пугать от имени милиционера по телефону. Обычно если им показываешь страховку и предлагаешь вызвать ментов, то они уезжают. Этот развод был более актуален, когда не было обязательного страхования. Хуже, если водитель выпил или после пьянки – тогда вызывать милицию вы сами не захотите. У меня знакомый попал так в 4 утра, – продолжает Андрей. – Сильно испугался. Они вызвали милицию, как потом оказалось, ненастоящую. Люди в форме составили протокол, но предложили оценить ущерб и разойтись миром. Он согласился. Поехали на фирменное СТО (в 5 утра) их приняли (охрана и работник СТО в сговоре), написали счет, даже с печатью. Предложили отдать деньги сразу же (лже-милиционеры с ними ездили). Как-то насобирал к 7 утра 25000 грн. После того, как протрезвел, начал через знакомых милиционеров разбираться. Оказалось, что прибывшие на ДТП работники ГАИ совсем не настоящие (он номер машины запомнил). Более того, на том СТО не знакомы с сотрудниками, которые там “работали” в 5 утра.

Андрей также приводит еще одну историю, произошедшую с ним. После такого “прикосновения” бутылкой мошенники начали мигать фарами, требуя остановки. Когда остановился, Андрей показал им страховку и предложил вызвать милицию. Тогда они сказали, что царапина небольшая и уехали.

Таким образом, чтобы не стать жертвой мошенников, следует в любом случае вызвать полицию. Не поддавайтесь на уговоры мошенников разрешить все по согласию и проверяйте личности работников МВД, которые приехали по вызову другой стороны.

Развод «на пьянку». Как быть, если ГАИ обвиняет в нетрезвом вождении

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Новогодние праздники уже на носу. В этот период многие хоть немножко, но выпивают. И в ГАИ об этом прекрасно знают. Что делать, если вы пили давно или вообще не употребляли алкоголь, а инспектор грозит вам ответственностью за «пьяное» вождение?

В прошлый раз АвтоПортал уже рассказывал об употреблении алкоголя возле автомобиля и распивании спиртных напитков в салоне. Поскольку праздники уже совсем близко, мы решили подробно рассказать о правилах поведения с ГАИ в случае обвинений в езде подшофе.

С одной стороны все понятно и логично. Выпил — за руль не садись. Но наши читатели буквально засыпали нас письмами о разных методах «развода», которыми якобы пользуются украинские инспекторы ГАИ. Чтобы не быть голословными, обратимся к нашим читателям. Мы выбрали два письма и отправили их на рассмотрение юристам из компании «Safir Consulting Group»

«Не употребляю алкоголь больше года. На той неделе остановили гаишники. Претензия — от меня разит и руки трясутся. Это было 11часов дня. Я говорю, мол, давай пройду тест. Он соглашается и достает алкотестер, показывает инструкцию, что-то там собирает, нажимает какие-то кнопки и дает подуть в него. Дую. прибор показывает 0,46 промилле (т.е. я должен быть пьяным). Я начинаю с ними ругаться и требую проверки мочи на алкоголь в медучреждении. Они, улыбаясь, соглашаются. Едем в наркодиспансер. По дороге гаишник кому-то звонит и говорит, что везет клиента (т.е. меня). По приезду нас встречает доктор и проводит забор мочи. Относит на анализ и выдает заключение -алкогольное опьянение. Я просто в жутком шоке. Начинаю что-то доказывать, а они, смеясь, говорят, мол, проводивший анализы доктор их какой-то родственник, и что если я дальше буду «рыпаться», останусь без прав и штраф еще заплачу. И тут же говорят, что давай договариваться. В результате отдал им 500грн (при себе больше не было). А они мне, мол, если кто из наших остановит, скажи, что Иваныч уже проверил. Вот такая ситуация. за рулем 12 лет, но такого со мной еще не бывало».

Ваше несогласие с результатами первичного осмотра делает его результаты ничего не означающими для целей признания вины в административном правонарушении и является основанием для проведения осмотра квалифицированным врачом в специализированном учреждении охраны здоровья

Советы юристов:

На данный момент процесс прохождения подобных обследований регулируется Порядком направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью определения состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под влиянием лечебных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, и проведения такого осмотра № 1103 от 17.12.2008 года.

При проведении первичного осмотра рядом с Вами должны были находиться двое независимых свидетелей (которыми ни в коем случае не могут выступать сами сотрудники ГАИ!). Их, по всей видимости, не было, что считается достаточно серьезным нарушением Порядка. Ваше несогласие с результатами первичного осмотра делает его результаты ничего не означающими для целей признания вины в административном правонарушении и является основанием для проведения осмотра квалифицированным врачом в специализированном учреждении охраны здоровья. Ситуация значительно усложняется наличием преступного сговора между медработником и сотрудником ГАИ. Никто не лишает Вас права пройти еще одно обследование у врача, компетентность и независимость которого не вызывает у Вас очевидных сомнений и использовать результаты этого обследования в дальнейших судебных разбирательствах (хотя найти медицинское учреждение, которое будет полностью компетентно и согласится провести такое исследование, непросто). Проблема заключается также в том, что в условиях отечественной судебной системы нельзя с уверенностью предвидеть реакцию суда на результаты такого обследования. Кроме того, время с момента задержания, потраченное на проведение первичной экспертизы и поиск другого медицинского учреждения, может также повлиять на мнение суда по поводу актуальности результатов экспертизы.

Отказ от проведения анализа сотрудником ГАИ – правомерный и является основанием для проведения осмотра врачом

Руслан:

Я отказался от теста, так как не доверяю ГАИ. После этого поехал на медобследование, сдал анализы. Через 3 дня ответ, что был абсолютно трезв. На суде заключение (справка) о моей трезвости ничего не дала, и судья признала виновным. Я подал на апелляцию! Что делать?

Советы юристов:

Отказ от проведения анализа сотрудником ГАИ — правомерный и является основанием для проведения осмотра врачом (согласно упомянутому выше порядку).

В описанной ситуации не хватает некоторых деталей. В случае, если дело дошло до суда, имело место составление протокола об административном правонарушении. Если результаты обследования показали, что Вы были трезвы, правомерность составления протокола об административном правонарушении и признание Вас виновным вызывает огромные сомнения.

Ни в коем случае не подписывайте протокол без своих комментариев, замечаний. Не оставляйте пустых граф – перечеркивайте их буквой «Z»

Если по результатам «государственного» обследования было признано, что Вы находились в состоянии алкогольного опьянения, а обследование, на которое Вы ссылаетесь, было проведено Вами в противовес первой экспертизе, следует укрепить свою позицию при рассмотрении дела в апелляционном суде: пригласить свидетелей, если таковые имеются, внимательно исследовать протокол и указать на его недостатки: в протоколах часто отсутствуют указания на норму, которая нарушена водителем, необходимые отметки, указания на наличие свидетелей и их личные данные.

Это лишь два показательных примера. Но даже их предостаточно для того, чтобы усомниться в целесообразности введения уголовной ответственности за вождение в пьяном виде, о чем сегодня говорится в Верховной Раде. Если действительно имеют место подобные случаи, можно только представить, сколько невинных водителей (в основном, малоимущих) будут получать срок, и каковыми будут неофициальные «тарифы» за закрытие подобных дел.

Как не стать жертвой

Напомним, признаками алкогольного опьянения являются (согласно инструкции МВД и МОЗ № 400/666 от 09.09.2009):

Сотрудники ГАИ имеет право проверять водителя на трезвость только при наличии признаков алкогольного опьянения

а) запах алкоголя из полости рта;

б) нарушение координации движений;

в) нарушение речи;

г) выраженное дрожание пальцев рук;

ґ) резкое изменение окраски кожного покрова лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке.

Если этих признаков не обнаружено — проверять на трезвость не имеют права! Юристы из компании «Safir Consulting Group» считают, что лучший метод уберечь себя от различного рода превышения полномочий ГАИ — быть юридически подкованным. Но это не значит, что нужно перелистать все законы и зазубрить Порядки. Нет! Достаточно просто знать ключевые моменты, играющие важную роль в подобных ситуациях.

На стадии обследования сотрудником ГАИ:

ГАИ обязана ознакомить с показателем допустимой погрешности алкометра и указать ее в протоколе

— нужно попросить сотрудника ГАИ ознакомить с показателем допустимой погрешности алкометра и проследить, чтобы эти данные были занесены в протокол;

— большинство приборов могут негативно «среагировать» на недавно употребленную пищу, лекарства. В своих пояснениях в протоколе факты принятия пищи/лекарств можно отобразить;

— нужно внимательно следить за прибором при контрольном заборе воздуха и отражать в протоколе замеченные нарушения. Любые моменты, которые показались вам странными. Например, потряхивание алкометра и пр.;

— алкотестеры имеют активный и пассивный режимы. Если включить пассивный режим (измерение окружающего воздуха) и проводить измерения в салоне автомобиля алкотестер зафиксирует малейшее наличие паров ВНЕ выдыхаемого воздуха (особенно если алкоголь в машине разлит намеренно). Вывод: «дышать в трубочку» нужно только на свежем воздухе;

«Дышать в трубочку» нужно только на свежем воздухе. Если делать это в салоне автомобиля — алкотестер зафиксирует малейшее наличие паров ВНЕ выдыхаемого воздуха (особенно если алкоголь в машине разлит намеренно)

— помните, протокол об административном правонарушении — одно из самых важных средств противодействия недобросовестным сотрудникам ГАИ! Поэтому нужно:

1) фиксировать даже мельчайшие нарушения, не стесняясь задержки во времени;

2) особое внимание в пояснениях уделить отсутствию двух свидетелей либо их заинтересованности (например, если в качестве свидетеля вам «подсовывают» сотрудника ГАИ);

3) пустые графы протокола (в том числе — графы о свидетелях!) перечеркнуть таким образом, чтобы ничего нельзя было дописать, и в пояснениях на всякий случай на это указать;

4) сразу же требовать второй экземпляр протокола;

5) если удастся зафиксировать на видео процесс обследования — указать в протоколе на факт съемки на любительскую камеру;

6) если вам не сообщили о ваших правах или отказались подробно разъяснить их — тоже об этом написать.

Протокол об административном правонарушении – одно из самых важных средств противодействия недобросовестным сотрудникам ГАИ

— На стадии медицинского осмотра действовать сложнее, т.к. механизмов противостояния врачу, который в теории должен быть абсолютно незаинтересованным лицом, предусмотрено немного. Поэтому следует заранее «заготовить» адрес альтернативного медучреждения в вашем населенном пункте, куда можно было бы поехать для прохождения настоящего обследования. Дабы не рекламировать частные медцентры публиковать список мы не станем. Наша рекомендация — прямо сейчас поищите их в интернете, прозвоните близ лежащие клиники и уточните, проводят ли там экспертизы по определению уровня алкоголя для использования в судебных разбирательствах

— Также следует воспользоваться возможностью позвонить в службу доверия. Кроме того, «боевой дух» сотрудника ГАИ можно убавить сообщением о намерении поднять вопрос о превышении служебных полномочий/ злоупотребления ими.

Не стесняйтесь указывать в протоколе малейшие проступки ГАИ. Не сообщили о Ваших правах или отказались разъяснить – пишите и это. Пробуйте снимать происходящее на видео, а также можете позвонить в службу доверия

О видеосъемке

Многие считают, что в спорах с сотрудниками ГАИ лучше всего снимать все на видео. Так ли это, и всегда ли целесообразно кричать инспектору «Улыбнитесь, вас снимают», мы поинтересовались у юристов:

Право на видеосъемку — спорное на данный момент, и, как много остальных прав в нашей стране, на практике зависит от ситуации. С одной стороны, видеосъемка действий сотрудников ГАИ не запрещена (но и прямо не разрешена). Кроме того, в письме МВД Украины от 24.02.2010 года отмечается, что такую съемку осуществлять можно. С другой стороны, 20.07.2012 в МВД было выдано письмо абсолютно противоположного содержания: поскольку сотрудник ГАИ, как и любое другое частное лицо, пользуется правами, закрепленными в Гражданском кодексе, на него распространяется право запрещать видеосъемку себя в соответствии со ст. 307 ГКУ. В случае неповиновения водителя требованию сотрудника ГАИ остановить видеосъемку, МВД в своем письме грозится привлекать таких лиц к ответственности за невыполнение законных требований сотрудников милиции.

Аргументы, высказанные в предыдущем письме, о том, что сотрудник милиции — лицо публичное, и в связи со своим особенным статусом и выполняемыми функциями все-таки может подлежать видеосъемке при выполнении своих служебных функций. Следует помнить о такой позиции МВД, принимая решение о съемке сотрудника ГАИ (потому что в некоторых случаях, несмотря на недовольство «гаишников», адекватная реакция на видео все-таки присутствует).

Выводы

Если вы знаете, что не употребляли алкоголь сегодня, вчера и уж тем более позавчера, используйте все вышеуказанные методы сопротивления

Если вы знаете, что не употребляли алкоголь сегодня, вчера и уж тем более позавчера, используйте все вышеуказанные методы сопротивления. То есть, давайте понять инспекторам ГАИ, что вы не тот, с кого можно получить определенную сумму денег за «мошенничество». Следите за каждым действием инспекторов, привлекайте свидетелей. А главное — ни в коем случае не подписывайте протокол без своих комментариев, замечаний. Не оставляйте пустых граф — перечеркивайте их буквой «Z».

Для общего развития и понимания времени «выветривания» алкоголя, рекомендуем изучить данную таблицу:

Объем 100 г
Объем 300 г
Объем 500 г


*Для женщин к указанном времени по выведению алкоголя из организма следует добавлять 20%.