Система хозяйственного права рб это

Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Конституция Республики Беларусь закрепила права юридических и физических лиц на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Ст. 13. Конституции установлено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Принято различать хозяйственную деятельность и предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07 декабря 1998 г. (далее — ГК) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

В то же время под хозяйственной деятельностью принято понимать деятельность специальных субъектов хозяйствования в сфере производства, обмена и перераспределения материальных и интеллектуальных благ, а также управление и контроль за этой деятельностью со стороны государственных органов и иных лиц. Таким образом, хозяйственная деятельность – более широкое понятие, включающее в себя деятельность социально-культурных организаций или же деятельность, вспомогательную по отношению к предпринимательской и др.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности – целенаправленная деятельность соответствующих законодательных и иных государственных органов и должностных лиц, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленных целей и решение важных экономических, социальных, и других задач в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Государство владеет множеством инструментов для целенаправленного воздействия на экономику (фискальная и денежная политика, распоряжение бюджетными средствами, финансовое, торговое, валютное регулирование). Регулирование экономической деятельности осуществляется в интересах человека и общества; оно обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Совокупность норм права, регулирующих хозяйственную деятельность, принято называть хозяйственным законодательством. В силу изложенной специфики общественных отношений, которые складываются в хозяйственной деятельности, хозяйственное законодательство не может опираться только лишь на одну отрасль – гражданское или административное право.
Хозяйственное право – это комплексная отрасль, своеобразный срез, в который включены нормы различных отраслей права для решения конкретных проблем в строго определенной сфере (в сфере хозяйственной деятельности). Хозяйственное право включает нормы конституционного, административного, финансового, банковского, налогового, трудового, земельного, гражданского и иных отраслей права. Основным источником правового регулирования хозяйственной деятельности является Конституция Республики Беларусь. Конституция является документом прямого действия для всех субъектов права в Республики Беларусь.

Следующий по значению источник хозяйственного права – Граждански кодекс. Особое место занимают прочие кодексы: Банковский кодекс и Инвестиционный кодекс.

Важное значение для хозяйственного права, имеет ряд декретов и указов Президента Республики Беларусь. В частности, Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакциях.

Многие правовые вопросы хозяйственной деятельности регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, правовыми актами министерств и иных республиканских органов государственного управления, актами Национального Банка Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь, решениями местных органов управления и самоуправления. Особое место отводится актам международного права (Венская конвенция о праве международных договоров 1969, Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов 1956 и другие договоры), включая акты, подписанные в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства.

В процессе производства товаров (работ, услуг) субъекты хозяйственной деятельности вступают в разнообразные правоотношения. Правоотношение отличается от простого общественного отношения тремя признаками:
— урегулировано нормами права;

— порождает у субъектов этих правоотношений определенные права и обязанности;

— при необходимости может быть обеспечено принудительной силой государства.

Различают два вида хозяйственных правоотношений: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные правоотношения возникают непосредственно между самими субъектами этих отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они основаны на принципах свободы договора, юридического равенства сторон и иных гражданско-правовых принципах. Вертикальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер и регулируются на основе отношений власти и подчинения.

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъект правоотношения, объект правоотношения, содержание правоотношения.

Субъекты хозяйственного правоотношения – это юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, то есть деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Объектами хозяйственных правоотношений служат материальные и нематериальные блага, на достижения которых направлены действия субъектов этих отношений (объекты гражданских прав).

Согласно ст. 128 ГК к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага. Хозяйственные правоотношения принято разделять на вещные, неимущественные, обязательственные и др.

Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и обязанности их участников. Так, в договоре купли-продажи продавец обязан передать имущество покупателю, а тот в свою очередь обязан это имущество принять и уплатить за него определенную денежную сумму.

Основанием возникновения прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности являются юридические факты.

Юридические факты принято подразделять на действия и события. Действия опосредованы волей участников хозяйственных правоотношений (например, два субъекта хозяйствования заключают между собой хозяйственный договор). Юридическими фактами также признаются те события, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение хозяйственных правоотношений (например, засуха, наводнение, ураган).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Система хозяйственного права рб это

§ 1. Предмет, метод и система хозяйственного процесса

Изменения социально-политического и экономического харак­тера, произошедшие в Беларуси после провозглашения независи­мости, внедрение рыночн ых отношений в экономику, отказ от ад­министративно-плановых методов управления экономическими процессами, законодательное закрепление равенства всех форм собственности и свободы договора обусловили формирование в качестве специализированных хозяйственных судов.

В Республике Беларусь защиту экономических прав и закон­ных интересов юридических лиц и граждан, общества и государ­ства в предпринимательской сфере осуществляют специально упол­номоченные органы — хозяйственные суды.

Право на судебную защиту является конституционным и реа­лизуется субъектами хозяйствования в рамках строго определен­ной процессуальной формы. Право на судебную защиту представ­ляет собой гарантированный Конституцией механизм охраны прав и свобод, который обеспечивается деятельностью судебных орга­нов по предупреждению нарушений законных интересов, устране­нию препятствий реализации прав и свобод, восстановлению на­рушенного права посредством осуществления правосудия 1 .

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в рамках хо­зяйственного и административного судопроизводства.

Под судопроизводством доктринально понимают, во-первых, совокупность процессуальных норм, определяющих порядок дея­тельности при отправлении правосудия, права участников процес­са, гарантии их прав, общие принципы построения процессуаль­ной отрасли права и т.д., а во-вторых, деятельность суда, правовое регулирование которой составляет предмет процессуального пра­ва, и даже деятельность иных органов на стадиях досудебного про­изводства, имеющих целью подготовку материалов для суда 2 .

Хозяйственное судопроизводство является одним из видов государственной деятельности, которая реализуется посредством рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установлен­ном порядке экономических споров, возникающих в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Деятельность хозяйственного суда по осуществлению право­судия представляет собой хозяйственный процесс. Систему право­вых норм, регулирующих порядок этой деятельности, называют хозяйственным процессуальным правом.

В теории права к общим системообразующим признакам от­расли права традиционно относят: 1 ) предмет правового регулиро­вания; 2) метод правового регулирования; 3) принципы.

В связи с тем, что любая отрасль права представляет собой сис­тему юридических норм, регулирующих определенную группу отно­шений и действий, хозяйственное процессуальное право — это сис­тема юридических норм, регулирующих деятельность суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосу­дия по делам, отнесенным к ведению хозяйственных судов. Иначе говоря, хозяйственное процессуальное право регулирует порядок осу­ществления хозяйственного процесса. Социальное назначение хозяй­ственного процессуального права заключается в том, что через хозяй­ственный процесс происходит реализация норм материального права.

Сегодня хозяйственный процесс — своеобразная функция госу­дарства, вид государственной деятельности. Нормы материального права (например, гражданского) в основном регламентируют отно­шения, складывающиеся между субъектами права в гражданском обороте. В отличие от них, нормы хозяйственного процессуального права направлены на регулирование одного из видов государствен­ной деятельности, поскольку осуществление судебной власти явля­ется функцией государства. Хозяйственное процессуальное право входит в систему процессуальных отраслей права наряду с граждан­ским процессуальным, уголовно-процессуальным, административ­но-процессуальным, процессуально-исполнительным правом.

По своим содержательным характеристикам хозяйственное процессуальное право относится к отраслям права публично-пра­вового характера.

Предметом хозяйственного процессуального права как от­расли права является хозяйственный процесс. Итогом хозяйствен­ного процесса является защита (восстановление) нарушенного пра­ва или законных интересов субъектов хозяйствования, в том числе и в виде принудительного исполнения.

Метод правового регулирования хозяйственного процес­суального права. В теории права под методом правового регули­рования обычно понимается совокупность юридических способов и приемов регулирования, воздействия на отношения и деятель­ность, которые являются предметом данной отрасли права. Выде­ляются три основных метода правового регулирования: 1 ) дозво­ление; 2) запрет; 3) предписание, которые сочетаются в различных вариантах. Хозяйственный процессуальный метод правового регу­лирования включает в себя элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) нача­лом. При этом одновременное сочетание в хозяйственном процес­суальном методе правового регулирования императивных и дис-позитивных, публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой хозяйственного процессуального права. С одной стороны, хозяйственный процесс представляет со­бой властную деятельность суда по применению норм материаль­ного и процессуального права, что предполагает властное начало в механизме процессуального регулирования. С другой — хозяйствен­ный процесс есть форма принудительного осуществления субъек­тивных прав тех отраслей права (прежде всего, гражданского), ко­торые основаны на равенстве, диспозитивности их субъектов.

Как отмечает В.В. Ярков, императивные начала метода ар­битражного (хозяйственного) процессуального права в основном проявляются в следующем:

1) процессуальные нормы обеспечивают главенствующее по­ложение суда как органа судебной власти;

2) в качестве основных юридических фактов выступают влас­тные процессуальные действия суда;

3) арбитражное (хозяйственное) процессуальное право обес­печивает суду право контроля за действиями сторон, а также наде­ляет суд полномочиями по руководству процессом;

4) арбитражный (хозяйственный процесс) основывается на строго определенном процессуальном порядке осуществления пра­восудия — арбитражной (хозяйственной) процессуальной форме 3 .

Диспозитивные начала метода хозяйственного процессуаль­ного права проявляются в следующем:

1 ) равенство сторон процесса в тех возможностях, которые предоставлены им для защиты своих прав и интересов;

2) свобода пользования этими правами, поскольку субъекты хозяйственного процессуального права вправе осуществлять либо не осуществлять свои права;

3) наличие системы гарантий прав субъектов хозяйственного про­цесса (хозяйственное процессуальное право защищает интересы истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы ответчика). Специфичность метода правового регулирования хозяйственного про­цессуального права заключается в том, что для хозяйственного судо­производства характерен принцип примирения сторон, посредничества. Смысл этих процедур состоит в оказании содействия спорящим сторо­нам, в сохранении между ними партнерских отношений.

Функции хозяйственного процессуального права — это опреде­ленные обязанности, установленные законодательством в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, а именно:

  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в предпринимательской деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских отноше­ний между субъектами хозяйствования, формирование обычаев и этики делового оборота.

Итак, хозяйственный процесс есть урегулированная нормами хозяйственно-процессуального законодательства форма деятельнос­ти хозяйственных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан — предпринимателей.

Хозяйственные суды рассматривают споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности из гражданс­ких, административных, земельных, налоговых, финансовых, при­родоохранных и других правоотношений, сторонами в которых вы­ступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государство и его органы.

При рассмотрении хозяйственного процесса можно выделить три аспекта его изучения (рисунок 1.1).

Отрасль права — совокупность правовых норм, образующих самостоятельную часть системы права, регулирующих общественные отношения в области рассмотрения и разрешения хозяйственных споров

Рисунок 1.1

Хозяйственный процесс выделился из гражданского процесса, восприняв основные его институты (учение об иске; теорию доказа­тельств; состав участников судопроизводства; стадии процесса и виды производств; принципы судопроизводства; состав судебных расходов; рассмотрение и разрешение дел в судебном заседании и др.).

Хозяйственное процессуальное право как наука представляет систему правовых знаний, концепций, идей, прогнозов и представ­лений о хозяйственной (экономической) юрисдикции, принципах и порядке осуществления правосудия в экономических отношениях, тенденциях и особенностях становления и развития хозяйственных (арбитражных) судов. Не вызывают сомнения самостоятельность этой области правовых знаний и системность юридических норм.

Как система научных знаний хозяйственное (арбитражное) процессуальное право (хозяйственный процесс, арбитражное пра­во) получило наибольшее развитие накануне и после образования системы арбитражных (хозяйственных) судов, когда полемизиро-вался вопрос о преимуществах арбитражной либо судебной фор­мы защиты интересов субъектов хозяйствования (вторая половина XX в., конец 80-х — 90-е годы XX в.).

В этот период взгляды ученых разделились: одни считали хо­зяйственный процесс самостоятельной отраслью права, другие -подотраслью гражданского процессуального права.

Нет единства по этому вопросу и сейчас.

В качестве дополнительных аргументов в пользу самостоятель­ности хозяйственного процессуального права В.С. Каменков ука­зывает следующие. Во-первых, арбитражные (хозяйственные) суды и общие суды составляют две самостоятельные ветви судебной власти, поэтому арбитражный (хозяйственный) процесс следует рассматривать как самостоятельную процессуальную систему. Во-вторых, хозяйственные суды существенно отличаются от общих судов по порядку и форме деятельности, организационному пост­роению и компетенции и т.п. Хозяйственные суды имеют свою обо­собленную систему источников, реализующих их организацию и структуру, компетенцию. В-третьих, нормы, регулирующие компе­тенцию хозяйственных судов, имеют свой субъект, объект регули­рования и содержания. В-четвертых, существуют определения специфики и предмета хозяйственного судопроизводства — хозяй­ственных (экономических) споров: при рассмотрении дел хозяй­ственный суд вникает не только в правовые вопросы, но и в эконо­мические, финансовые, налоговые и др. В результате хозяйственный суд оказывает определенное влияние на деятельность не только спорящих сторон, но и других субъектов предпринимательства. В-пятых, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь являются источником права 4 .

В литературе обосновывается и иная точка зрения.

Так, А.М. Гребенцов утверждает, что арбитражное (хозяйствен­ное) процессуальное право не обладает чертами, позволяющими относить его к самостоятельной отрасли права. Автор на диссерта­ционном уровне доказывает, что нормы, регламентирующие судо­производство по делам, отнесенным к ведомству арбитражных су­дов (для Российской Федерации), входят в состав гражданского процессуального права. Вместе с тем, несмотря на единый характер гражданского процессуального права, следует различать арбитраж­ный (хозяйственный) и гражданский процесс, определяемые через характер и содержание деятельности соответствующих органов су­дебной власти. На основе сделанных выводов автор аргументирует и предлагает разработать и принять единый гражданский процессу­альный кодекс, включающий в качестве главы или раздела нормы, регламентирующие особенности судопроизводства в арбитражных (хозяйственных) судах. По мнению ученого, единое гражданское процессуальное право и законодательство исключит существующее «правовое соперничество» между арбитражным (хозяйственным) и гражданским процессом, имеющее место в настоящее время, под­нимет гражданское и административное судопроизводство на более высокий уровень развития, а также позволит проводить научные исследования в едином ключе без «теоретического дублирования» 5 .

Этой же точки зрения придерживается и Т.П. Ерохина, кото -рая говорит о необходимости обеспечения единства судебной сис­темы путем включения арбитражных (хозяйственных) судов в об­щую судебную систему и о принятии единого гражданского процессуального кодекса, в котором могут быть как общие разде­лы и главы, так и специальные, отражающие специфику судов об­щей юрисдикции и арбитражных (хозяйственных) судов 6 .

Подобные взгляды высказывались и ранее: так, Р.Ф. Каллист-ратова, развивая концепцию о широком понимании предмета граж­данского процессуального права, предлагала включить арбитраж­ный (хозяйственный) процесс в понятие гражданского процессуального права в качестве его подотрасли 7 .

Н.М. Коршунов и Ю.Л. Мареев, исследовав данную научную проблему, считают, что арбитражное (хозяйственное) процессуаль­ное право представляет собой систему норм о гражданском судо­производстве, определяющих порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражных (хозяйственных) судах или регулирующих граж­данский процесс в арбитражных (хозяйственных) судах 8 .

М. А. Рожкова по этому поводу отмечает, что наличие множе­ства схожих черт в порядках судопроизводства арбитражного (хо­зяйственного) и общего судов не должно влечь за собой объедине­ния данных правоприменительных процессов в единый гражданский процесс, поскольку каждый из них отражает специ­фику материального права, под регулирование которого подпада­ют рассматриваемые спорные правоотношения. Единое процессу­альное право не было бы неограниченно приспособленным для принудительной реализации любого субъективного права 9 .

Сходство второстепенных элементов, таких как возникнове­ние, развитие и окончание производства по делу, учение о процес­суальных отношениях, доказательствах и их оценке, учение о за­конной силе судебного решения и приговора, об исполнении решений, единство юридической природы ряда институтов судо-устройственного, арбитражного (хозяйственного), гражданского и уголовного процессуального права, а в последние годы — и адми-нистративно-деликтного права и процесса при наличии общих принципов привело к возникновению научной концепции судебно­го права. Суть этой концепции состоит в том, что судоустройствен-ные и судопроизводственные нормы рассматриваются в системе единого судебного права как взаимодействующие, объединяемые общностью целей и принципов правосудия по гражданским, ар­битражным, административным и уголовным делам.

Э.М. Мурадьян дает следующее определение: «Судебное пра­во — неординарная отрасль судоустройственного и процессуального права. Судебное право, скажем прямо и подчеркнём, не является отраслью права в традиционном и общепринятом в российском пра­воведении понимании отрасли. Судебное право представляет собой качественно преобразованную общность функционально разграни­ченных и, вместе с тем, органически связанных между собой отрас­лей судебно-процессуального права плюс судоустройства» 10 .

Концепция судебного права не разделяется многими учены­ми, поскольку в действительности имеет место не объединение, а разделение отраслей права 11 . В гражданском и уголовном процес­сах при наличии общих целей правосудия, существовании анало­гичных институтов настолько много различий, что они не позволя­ют ни с научной, ни с практической точек зрения рассматривать все виды процесса в рамках единого судебного права 12 .

Активно и перспективно развиваются учения о новых направ­лениях процессуального права как совокупности правовых норм, регулирующих юрисдикционную и иную охранительную деятель­ность специально уполномоченных государством органов: процес­суально-исполнительное право 13 , административно-деликтное про­цессуальное право 14 ; административно-процессуальное право 15 и др.

В теории права признано, что система отрасли права пред­ставляет собой совокупность всех ее норм и подразделение их на структурные части — в основном, на институты.

Система хозяйственного процесса состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть хозяйственного процесса — это система норм и правовых институтов, имеющих целью регулиро­вать наиболее общие черты процессуальных отношений для всех стадий судопроизводства.

Общая часть включает в себя следующие институты:

  • предмет, метод, источники и принципы хозяйственного процесса;
  • подведомственность и подсудность хозяйственных споров; компетенция хозяйственных судов;
  • участники хозяйственного процесса;
  • доказательства и доказывание;
  • судебные расходы;
  • процессуальные сроки;
  • иск; обеспечение иска.

Особенная часть хозяйственного процесса включает в себя нормы, объединяемые в специальные институты, которые регули­руют определенные виды процессуальных отношений. Таких спе­циальных институтов семь, сообразно количеству стадий хозяй­ственного процесса, а также учитывая особенности рассмотрения дел в порядке третейского производства:

  • производство в суде первой инстанции, включая все виды судопроизводств;
  • производство в апелляционной инстанции;
  • производство в суде кассационной инстанции;
  • производство в суде надзорной инстанции;
  • пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоя­тельствам;
  • исполнительное производство;
  • третейское разбирательство экономических споров.

Что касается хозяйственного процесса как учебной дисципли­ны, то она представляет собой совокупность правовых норм, регу­лирующих судоустройство и судопроизводство по хозяйственным (экономическим) спорам. Эти нормы изучаются с учетом их прак­тического применения.

Учебная дисциплина «Хозяйственный процесс» имеет логич­но сформированную учебную программу, охватывающую все ас­пекты хозяйственного судопроизводства 16 . При этом базовыми учебными работами для развития данной учебной дисциплины явились учебники по арбитражному процессу советского периода 17 , комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь 18 , учебные и практические 19 пособия по хо­зяйственному процессу, изданные в Беларуси 20 , России 21 , Украине 22 и других странах СНГ.

1 Таранова, Т.С. Гражданский процесс. Общая часть: курс лекций / Т.С. Таранова. — Минск: БГЭУ, 2005. — С. 15.

2 Российская юридическая энциклопедия. — М., 1999. — С. 951.

3 Арбитражный процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В.В. Ярков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 34.

4 Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. -Минск: Книжный дом, 2005. — С. 16.

5 Гребенцов, А.М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России: авто-реф. . дис. канд. юрид. наук / А.М. Гребенцов; Уральская государственная юри­дическая академия. — Екатеринбург, 2001. — С. 5-7.

6 Ерохина, Т.П. Некоторые проблемы подсудности в гражданском судопроиз­водстве: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Т.П. Ерохина. — Саратов, 2004. — С. 13.

7 См.: Каллистратова, Р.Ф. Государственный арбитраж. Проблемы совер­шенствования организации и деятельности: автореф. . дис. д-ра юрид. наук / Р.Ф. Каллистратова. — М., 1972. — С. 32.

8 Коршунов, Н. М. Гражданский процесс: учебник для вузов / Н.М. Коршу­нов, Ю.Л. Мареев. — М.: Норма, 2004. — С. 563-564.

9 Рожкова, М. А. Актуальные вопросы арбитражного процессуального пра­ва: соотношение гражданского и арбитражного процесса, понятие гражданского дела, диспозитивность в арбитражном процессе / М.А. Рожкова // Законодатель­ство. — 2001. — № 10. — С. 49-59.

10 Мурадьян, Э.М. О новой публикации по судебному праву / Э.М. Мурадьян // Государство и право. — 2008. — № 11 . — С. 1 24 -1 25.

11 О современном состоянии данной концепции см.: Мурадьян, Э.М. Судебное право / Э.М. Мурадьян. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 575 с.

1 2 См.: Гражданский процесс: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.К. Треушникова. — М.: Городец, 2007. — С. 39.

13 См.: Булатов, Б.Б. О процессуально-исполнительном праве / Б.Б. Булатов, В.И. Горобцов // Правоведение. — 1986. — № 5. — С. 79-80.

14 См.: Круглов, В.А. Административно-деликтное процессуальное право как самостоятельная отрасль права / В.А. Круглов // Закон и право. — 2006. — № 6. — С. 50-52.

15 См.: Святохина, Ю.В. Административно-процессуальное право: формирование и содержание административно-юстиционной модели: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Ю. В. Святохина. — Воронеж, 2007. — 24 с.

16 Хозяйственный процесс: типовая учебная программа для студентов спец. 1 -24 01 02 — Правоведение, 1 -24 01 03 — Экономическое право высших учебных заведений / авт.-сост.: И.Н. Колядко [и др.]: учебное пособие. — Минск: БГУ, 2005.

17 См., напр.: Абова, Т.Е. Арбитражный процесс в СССР / Т.Е. Абова. — М.: Юрид. лит., 1985; Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А. Добровольско­го. — 2-е изд. — М.: МГУ, 1983. — 325 с.; Побирченко, И.Г. Советский арбитраж­ный процесс / И. Г. Побирченко. — Киев: Вища школа, 1 988. — 272 с.

18 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: научно-практический комментарий / А.Д. Авдеев [и др.]; под общ. ред. В.С. Каменкова, И.Н. Колядко. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. — 735 с.

19 Практикум по хозяйственному процессу / Т.А. Белова [и др.] / под общ. ред. И.Н. Колядко, Г.В. Яковлевой. — Минск: Амалфея, 2002; Грановский, А.А. Подготовка к рассмотрению дел в хозяйственном суде: практическое пособие / А.А. Грановский [и др.]; под общ. ред. В.С. Каменкова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — 287 с.

20 Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.В. Жанда ров, С.Н. Колбасин. — Минск: Академия МВД, 2006. — 340 с.; Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И. Э. Мартыненко. — Гродно: ГрГУ, 2005. — 275 с.

21 Арбитражный процесс: учебник для вузов / ред. Я. Ф. Фархтдинов. — М. СПб.: Питер, 2004. — 508 с.; Арбитражный процесс: учебник / под ред. М.К. Треушникова. — М.: Городец, 2007. — 656 с.; Арбитражный процесс: учебник для студентов вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В.В. Ярков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 875 с.

22 Васильев, С. В. Хозяйственное судопроизводство Украины: учеб. посо бие / С.В. Васильев. — Харьков: Эспада, 2002. — 361 с.; Абрамов, Н.А. Хозяйственно-процессуальное право Украины: учеб. пособие (курс лекций) / Н.А. Абрамов. — Харьков: Одиссей, 2002. — 253 с.; Арбыражш суди Украши: юторико-правовий нарис, портрети, поди / за заг. ред. Д.М. Притики. — К.: Видавничий Дш «1н Юре», 2001. — 205 с.

Система хозяйственного права

Хозяйственное право (как отрасль прав) — это система правовых норм, которые регулируют отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности и/или руководства ею (такой деятельностью) с применением различных методов правового регулирования.

Хозяйственное право является комплексной отраслью права, в которой собраны правовые нормы основных отраслей права, приуроченные к одному предмету правового регулирования — хозяйственной деятельности.

Хозяйственное право как учебная дисциплина — это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности. Объем и содержание хозяйственного права как учебной дисциплины зависит от профиля подготовки. Общий курс имеет определенную систему, которая состоит из двух частей — общей и специальной.

Общая часть содержит материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности независимо от отрасли и сферы этой деятельности, включает следующие разделы:

1. Понятие, метод и система хозяйственного права, включающие в себя темы хозяйственной деятельности, организации и управлении хозяйственной деятельностью, хозяйственных правоотношениях, хозяйственного законодательства, понятия хозяйственного права.

2. Субъекты хозяйственных правоотношений, раскрывающие вопросы об общей характеристике субъектов хозяйственных правоотношений, правовом положении предприятий, правовом положении хозяйственных обществ, правовом статусе индивидуальных предприятий и других субъектов хозяйствования, правовом положении хозяйственных организаций, которые обеспечивают организацию и управление хозяйственной деятельностью.

3. Имущественные основы хозяйствования, выявляющие общие положения имущественных отношений в сфере хозяйствования, особенности правового режима отдельных категорий имущества в сфере хозяйствования

4. Хозяйственные обязательства, в которых говорится об общих положениях относительно хозяйственных обязательств, хозяйственном договоре, особенностях правового регулирования отдельных видов хозяйственных договоров.

5. Хозяйственно-правовая ответственность.

6. Правовое регулирование экономической конкуренции и монополистической деятельности.

7. Правовое регулирования банкротства, в котором рассматривается банкротство как правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности, судебные процедуры, которые применяются к должнику в процессе ведения дела о банкротстве.

Наличие в хозяйственных отношениях общих черт, присущих большинству их видов, обуславливает так называемое общее правовое регулирование этих отношений — относительно основных положений создания, деятельности и прекращения субъектов, их имущественной основы, договорных положений взаимоотношения между ними, ответственности за нарушение установленного порядка в сфере хозяйствования, в т.ч. в сфере экономической конкуренции, негативных последствий неэффективного хозяйствования в форме определения этих субъектов банкротами.

Однако, хозяйственные отношения чрезвычайно разнообразны, что обусловлено сложностью хозяйственной жизни — многоотраслевой современной экономикой, разными условиями хозяйствования, в зависимости от определенных категорий объектов, определенных территорий, относительно определенных субъектов, необычных форм хозяйствования (чрезвычайных ситуаций, военного положения) и т.д.

Так, банковская деятельность отличается от других видов хозяйственной деятельности и субъективным составом, и правовым положением субъектов такой деятельности, и государственным регулированием банковской сферы, и требованиями банковских операций.

Особенность присуща и хозяйственной деятельности, которая осуществляется на определенных территориях (например, на территории государственной границы). Осуществление инвестирования при участии иностранного инвестора характеризуется не только спецификой его правового положения и формами иностранного инвестирования. а и специальным правовым режимом иностранных инвестиций. Необычные (экстремальные) условия хозяйствования также влияют на правовое положение субъектов хозяйствования, относительно которых могут применяться запрещенные при обычных условиях хозяйствования мероприятия.

Обозначенные обстоятельства обуславливают специальное регулирование определенных категорий хозяйственных отношений, что нашло отражение в Хозяйственном кодексе Украины, разделы VI — VIII которого посвящены такому регулированию, а также большому количеству специальных законов и принятых соответственно к ним подзаконных нормативно-правовых актов.

Специальная часть хозяйственного права как учебная дисциплина и отрасль права содержит материал относительно регулирования хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни, об особенностях правового регулирования отдельных видов хозяйственных отношений, включающие в себя следующие:

1. Общие положения учета специфики отдельных видов хозяйственных отношений в процессе их правового регулирования.

2. Правовое регулирование биржевой деятельности.

3. Правовое регулирование коммерческого посредничества (агентских отношений) в сфере хозяйствования.

4. Правовое регулирование капитального строительства.

5. Правовое обеспечение инновационной деятельности.

6. Правовое регулирование финансовой деятельности.

7. Особенности правового регулирования коммерческой концессии.

8. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

9. Правовой режим иностранного инвестрирования.

10. Специальные режимы хозяйствования.

ВЫВОДЫ. Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную систему. Как правило, отрасль хозяйственного права, а также учебный курс делят на общую и специальную части. Общая часть содержит материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности независимо от отрасли и сферы этой деятельности. Специальная часть хозяйственного права как учебная дисциплина и отрасль права содержит материал относительно регулирования хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни.

Тема 1. Хозяйственное право: понятие, предмет, методы, принципы, источники

Хозяйственное право – совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Предметом хозяйственного права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию экономики. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель-орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это: во-первых — самостоятельная деятельность, во-вторых — деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак — это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет хозяйственного права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.

Понятие ХП появилось в 1921 году в Германии.

Важной особенностью хозяйственного права является субъективный состав. В хозяйственном праве за основу берется понятие “хозяйствующий субъект” — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие “хозяйствующий субъект” шире понятия “предприниматель”, так некоммерческая организация — учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

ХП как отрасль права имеет три формы проявления: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Современная концепция хозяйственного права разработана в работах академика В.В.Лаптева, действительного члена АН УССР В.К. Мамутова, профессора В.С.Мартемьянова, профессора В.К. Андреева, доктора юридических наук В.В. Толстошеева, профессора А.Г. Быкова и др. Нормы хозяйственного права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы содержатся в законах и других нормативных актах и образуют отрасль законодательства — хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм хозяйственного права носит регулятивный характер. Хозяйственное право относится к числу комплексных отраслей права. Оно использует нормы многих отраслей права.

ХП регулирует не только предпринимательские отношении, но и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечение интересов государства и общества. Многие ученые ставят под сомнение само существование хозяйственного права как отрасли права.

1. Под методами правового регулирования, применяемыми в ХП как в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Хозяйственно-правовые отношения регулируют как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа государственное управление — предприниматель). Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений и метод согласования — субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и метод РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того. используется метод ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

2. ХП как наука создала ряд оригинальных и в разной степени адекватных развитию хозяйственного законодательства юридических теорий концепций, например:

1) концепция “двухсекторного права” (П.И.Стучка) — 20-е годы;

2) концепция предпринимательского права (Л.Я.Гинцбург, Е.Б.Пашуканис), в 30-е годы;

3) В 40-50 годы разработана концепция “хозяйственно-административного права” (С.Н. Братусь);

4) концепция комплексной отрасли права (Ю.К.Толстой, МД. Шаргородский);

5) в 60-е годы сформировалась новая концепция предпринимательского права (В.В Лаптев, В.К. Мамутов), (с начала 60-х до конца 80-х годов).

Современная концепция ХП перенесла в сферу хозяйственного права отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения, изменив предмет ХП. Расширилось и число субъектов — участников хозяйственных отношений.

3. Принципы права как основные исходные положения отрасли права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы ХП. Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов закрепленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится и на основе и других принципов, а именно:

— свобода предпринимательской деятельности;

— юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

— получение прибыли, как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской деятельности;

государственное регулирование предпринимательской деятельности.

4. Под системой хозяйственного права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Хозяйственное право РФ, как системное понятие — это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Они группируются по институтам. Институт хозяйственного права — совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права, так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач регулирования и регулируемых общественных отношений.

Система хозяйственного права и его структура как отрасли права, само хозяйственное право, как и другие отрасли права, подразделяются на Общую и Особенную части.

4. Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками хозяйственного права признаются нормативные правовые акты (НПА), в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками хозяйственного права являются Конституция, Федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота, нормы международного права и НПА субъектов РФ.

Нормы хозяйственного права содержатся также в федеральных законах об арбитражном суде.

Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. По мнению авторов нового гражданского кодекса (С.С.Алексеев, Е.А Суханов, В.Ф. Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.

В ХП вертикальные отношения — предприниматель — орган управления регулируются комплексно гражданским и административным правом, поэтому оно носит комплексный характер.

В хозяйственной деятельности велика экономическая роль государства, Это исключает одномерный подход — либо гражданско-правовой, либо административно-правовой. В регулировании хозяйственных отношений как показал экономический кризис нельзя исходить только из экономической теории монетаризма, исходя из ограничения государственного регулирования экономики (идея саморегулирования рынка потерпела фиаско). Современная научная концепция хозяйственного права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:

Хозяйственные (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) в зарубежных странах урегулированы специальным законодательством — хозяйственным кодексом.

Кризис сделан очевидным,что монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования хозяйственных отношений, наносит ущерб экономической безопасности страны. В ней принижается роль системы публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающей ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.

Важное значение для системы источников хозяйственного права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов судов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти. Для предпринимательского законодательства в качестве источников выступают также законы, принятые в бывшем СССР и союзных республиках.

Многие предписания российского предпринимательского законодательства на практике, к сожалению, не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. В современном предпринимательском законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность как синоним обязанности.

Возникает вопрос, что же такое норма права.

Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания хозяйственного права, поэтому в ней выражены, прежде всего, основные черты содержания всего права в целом. Норма права есть особый вид социальных не технических норм, т. е. правил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (общественных отношениях). Это правило, содержа­щее прямое предписание — дозволение, разрешение, огра­ничение, запрет, либо наложение обязанности, и определяю­щее то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельствах, например, при использовании воздушного пространства.

Правовая норма— это общеобязатель­ное правило социального поведения (а не профессиональной деятельности), установленное или санкционированное государством, выраженное им публич­но в формально-определенных предписаниях и охраняе­мое органами государства путем контроля за его соблюде­нием и применения предусмотренных законом мер прину­ждения за правонарушения.

Та часть нормы, которой установлена мера поведения, права и обязанности участников данного отношения, на­зывается диспозицией.

Диспозиция может относиться как к правам и обязанно­стям, так и к объекту отношения, его субъектам, докумен­там, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения. Однако всякая норма, предусматриваю­щая, например, виды субъектов (товарищества, акционер­ные общества), виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериаль­ные блага и т.п.), виды документов (доверенность, сертифи­кат качества и т.п.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения.

Закрепление условий, при которых возникают, изме­няются или прекращаются права и обязанности участни­ков общественного отношения, называется гипотезойправовой нормы. Гипотезой могут служить: любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или дан перечень случа­ев, когда допускаются те или иные действия. Само упот­ребление слов «по договору» означает наличие заключенно­го договора, т. е. условия, предусмотренного гипотезой дан­ной нормы.

Соблюдение норм невозможно без при­менения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты прав и свобод граждан и организаций, интересов общества и государства.

Закрепленные в нормах права предписания о мерах защиты прав и принуждения за неисполнение обязанно­стей называются санкциями правовой нормы. Нормы всеобщего содержания устанавливают исходные нача­ла (принципы) или общие определения для «национального» права в целом или для отрасли права.

К общеправовым нормам-принципам относятся, прежде всего, нормы Конституции РФ.

Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуры государства, называются учредительными, или отправными, нормами.

Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, называются дефинитивными нормами.

Как отправные (учредительные), так и дефинитивные нормы не формулируют деталей правового регулирова­ния, но они подлежат обязательному учету при приме­нении любых конкретных норм хозяйственного права. Важное практическое значение имеет деление норм права на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы — это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нор­мой. Они характерны, прежде всего, для норм публично-пра­вового регулирования, т. е. права, где стороны отношения находятся в неравном положении (отношения «власти и подчинения»). Например, законы о налогах, об управлении, о правилах дорожного дви­жения и т. п.

Диспозитивные нормы, характерные для частного (гра­жданского, трудового, хозяйственного права, допускают регули­рование отношения по соглашению сторон и устанавлива­ют правило лишь на случай отсутствия соглашения). Этим нормам присуща формула: «если иное не установлено дого­вором». Например: «Если срок аренды в договоре не опреде­лен, договор аренды считается заключенным на неопреде­ленный срок» (п. 2 ст. 610 ГК). Такие нормы предоставляют широкую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства.

Нормы о праве собственности, праве на отдых, на труд являются управомочивающими, чем подчеркивается их главное социальное на­значение, нормы об обязанности платить налоги, соблюдать законы и т.п. — обязывающими. Нормы, устанавливающие запрещение действия, называются запретительными.

Различают абсолютно определенные («пенсии не подлежат обложению налогами»), относительно-определенные (в частности, альтеративные, диспозитивные) («условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил») либо альтернативные. Признак может от­носиться не ко всей норме, а к гипотезе, диспозиции или санкции.

Бланкетными называются нормы, прямо не содержа­щие конкретного правила поведения.

По степени обязательности включения исполнения требований правовых норм выделяются три группы норм:

предписание — императивная норма (только так и не иначе);

согласие – диспозитивная норма (может быть установлено договором);

дозволение и возможность выбора.

Например, согласие на приоритет корпоративной нормы подтверждает право акционерного общества включать в устав любую рациональную корпоративную норму, не противореча­щую закону, независимо от наличия или отсутствия в нем дозволения или согласия.

Любая правовая норма представляет собой решение типичной задачи социального, экономического или организацион­но-административного характера. Поэтому алгоритм разра­ботки нормы аналогичен алгоритму принятия решения системного анализа проблемы.

Комплекс мер, предназначенные для поддержания и защиты конкуренции, которая является сутью нормальных экономических и иных отношений предусматривает антимонопольное законодательство. Защита конкуренции является сутью нормальных экономических и иных отношений. Законная защита конкурирующих предприятий, недопущение частных монополий, возникших как в рамках самой рыночной системы, так и порождаются действиями государственной власти, так как следует согласиться с тем, что серьезная монополия без поддержки государства невозможна.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В сфере налогообложения действуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В законодательстве о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации— юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

банки (банк)— коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

лицевые счета— счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка— сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановкена учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе;

учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком и другие.

В третьей части Гражданского кодекса от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ, в шестом разделе международное частное право установлено, что определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом.

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В связи с ожидаемым вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретает Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных и компенсационных мерах при импорте товаров», регулирующий защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации, а также Федеральный закон от 2009 года №296-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

В сфере антидемпинговых мер применяются понятия:

1) аналогичный товар — товар, который полностью идентичен товару, который является или может стать объектом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является или может стать объектом расследования;

2) антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

3) антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;, а также демпинговая маржа — выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене; демпинговый импорт; импортная квота; компенсационная; компенсационная; материальный ущерб отрасли российской; непосредственно конкурирующий; нормальная стоимость; обычный ход торговли; отрасль российской экономики — все российские производители аналогичного товара (для целей расследования, предшествующего введению антидемпинговой меры или компенсационной меры) или непосредственно конкурирующего товара (для целей расследования, предшествующего введению специальной защитной меры) либо те из них, доля которых в общем объеме производства в Российской Федерации соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть и другие.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .