Система источников права во франции

Правовая система Франции и ее особенности

Французское право, с одной стороны, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:

1)романскую, куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2) германскую, включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право. Франция прошла длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединой XX в.) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций. Во-первых, эти кодексы не преследуют цели «переосмыслить» совокупность норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Во-вторых, по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая «классическое» распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности. И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение ее актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права. Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона». Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

17. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ФРАНЦИИ. СБОРНИК ПРАВА КУТЮМЫ БОВЕЗИ

Для классического феодального права характерно наличие множества источников. Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории были кутюмы т.е. обычаи.

По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника права, как акты короля.

На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право, которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д. Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского самоуправления.

Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип: «кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны.

В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.

Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового права.

Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так, юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда – венчания.

Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по их тяжести и объекту посягательства:

1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм, богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой эе группе относились преступления против нравственности.

2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников, преступления против суда и порядка управления.

3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство, нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.

Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания – возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.

Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение получает такой способ получения доказательств, как пытка.

Система источников права во франции

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Источники права Франции :

Вильданова, М. М.
Источники права Франции : Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Франция — одна из ведущих империалистических держав современности. Она входит в первую пятерку капиталистических стран вместе с США, Великобританией, ФРГ и Японией. Для экономики, политики, права этой страны свойственны общие тенденции эволюции капитализма. Вместе с тем им присущи свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими особенностями развития. Франция — страна с давними буржуазно-демократическими традициями, колыбель нескольких буржуазных революций и Парижской коммуны. «Во Франции в наиболее резких очертаниях выковывались те меняющиеся политические формы, внутри которых двигалась классовая борьба и в которых находили свое выражение ее результаты».[1] Актуальность этих слов, написанных около ста лет назад, не потеряна и сегодня. Французское право оказало значительное влияние на право разных государств, в особенности принадлежащих к одной с Францией романо-германской правовой семье.

Изучение французского права представляет значительный интерес для советских ученых. Между Францией и СССР сложились давние дружественные отношения. На встрече с представителями французской общественности Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев сказал: «. Мы с Францией действительно связаны очень крепко. И наши культуры, и наш опыт обогащают друг друга на протяжении уже многих не только десятилетий, но столетий.»[2]

Проблема источников права[3] — одна из наиболее важных для юридической системы каждой страны. В разных странах закону, обычаю, судебной практике, доктрине, справедливости, коллективному договору придается неодинаковое значение. Франция — страна «писаного» права, и закон исторически занимает ведущее место среди других источников. Этот основной источник права прошел сложный путь эволюции, менялось его положение и взаимосвязь с иными источниками в зависимости от задач господствующего класса, соотношения политических сил, и, в конечном итоге, от развития капиталистических отношений. Хотя французское право, как и вся континентальная система права, сохранило свою структуру с верховенствующим положением закона, все же роль закона в наши дни в определенной степени снижена по сравнению с прошлым веком. В настоящее время наблюдается значительное расширение нормотворческой деятельности правительственных органов и увеличение «удельного веса» актов исполнительной власти в системе источников права. Возрастающая роль решений Кассационного суда, Государственного совета и Конституционного совета в какой-то мере сближают французское право с правом США и Великобритании.

Вопрос о формах права — комплексный и многоплановый не только по объему охватываемых проблем, но и потому, что при его изучении открываются широкие возможности для выявления характерных черт буржуазного правотворчества и правоприменения. Сквозь призму источников права, их структуру прослеживается действие в стране принципа законности.

Буржуазное право было и есть важнейшее орудие классового господства. Вместе с тем борьба трудящихся капиталистических стран,

в том числе и Франции, вынуждает буржуазию довольно часто идти на компромиссы. Ярким тому примером является признание коллективного договора источником права и законодательное закрепление положений о нем.

Французское право уходит корнями в далекое прошлое. Гражданский кодекс французов, давший юридическое оформление требованиям пришедшей к власти буржуазии, прошел триумфальное шествие по всему миру. Кодексы, принятые в более позднее время, не играли уже подобной роли и, в основном, представляли собой акты консолидации. Высокая правовая культура законодательных актов несомненно представляет интерес для советской науки.

Предмет и цель исследования. Предметом исследования настоящей диссертации является система источников права Франции, ее внутренняя структура, а также установление причин, оказывающих на нее существенное влияние. В связи с этим автор ставит перед собой следующие задачи:

— проследить процесс становления и эволюции источников буржуазного права, а также проанализировать истоки буржуазного права, рожденные в недрах феодализма; особое внимание уделить эволюции основного источника права — закона;

— определить тенденции развития современной системы источников права;

— показать механизм создания закона и иных источников права, их социально-политическую сущность и особенности действия в различных отраслях;

— исследовать эволюцию теоретических концепций французского права по вопросу о формах права и дать критический анализ правовым течениям;

— выявить влияние норм международного права /международного договора, «Европейского права»/ на систему источников права Франции.

Данная работа выполнена не только с целью дать критический анализ современного французского права и определить основные тенденции его развития, но и для того, чтобы выявить положительный правовой опыт, который может быть использован у нас в стране.

Методологическая основа и информационная база исследования. Методологической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, документы международного коммунистического и рабочего движения, документы и материалы Французской коммунистической партии. На основе марксистско-ленинской методологии в диссертации используются специальные научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический. Применяя исторический метод, автор анализирует эволюцию источников феодального и буржуазного права. Рассмотрение в историческом разрезе позволяет более точно понять особенности современной системы источников, так как французское право во многих вопросах остается верным традициям прошлого. В работе широко используется сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить специфические черты французского права, как в рамках континентальной правовой системы, так и в сопоставлении с другими правовыми сетями. Формально-юридический метод необходим при изучении позитивного права.

Советская наука в решении вопроса с взаимосвязи формы и содержания исходит из фундаментального положения марксистской теории, сформулированного В.И.Лениным: «Форма существенна. Сущность формирована»[4]. В соответствующем преломлении в формах буржуазного права получают отражение закономерности развития государственно-правовой надстройки монополистического капитализма. Диссертант руководствуется этими положениями при рассмотрении исследуемой проблемы.

В работе над темой широко применялись французские источники: конституции, кодексы, иные нормативные акты и материалы судебной практики. Французская правовая наука традиционно богата концепциями источников права. Этот вопрос интересовал еще ученых в эпоху феодализма Д.Дома, К.Флери и Г.Аргу, Р.-Ж.Потье и др./. Многие их произведения были использованы при кодификации Наполеона. XIX век знаменовался монолитностью в правовой науке. Юридический позитивизм, утвердивший поклонение единственному источнику права — закону, устраивал завоевавшую власть буржуазию. Для XX века напротив характерно многообразие правовых школ и течений, представители которых дают своеобразную трактовку источникам права. В диссертации, по мере возможности, охвачена относящаяся к данному вопросу литература. В ходе работы использовались труды политических деятелей Пятой республики, материалы прессы, статистические сборники.

В советской литературе отсутствуют комплексные исследования источников права Франции. Вопросы истории развития французского права освещены в монографии П.И.Галанзы «Феодальное государство и право Франции». Эволюции форм буржуазного права и действию принципа буржуазной законности посвящено ряд работ С.Л.Зивса. Глубокий анализ буржуазных правовых доктрин по вопросам источников права дан в исследованиях И.Д.Левина, В.А.Туманова, С.В.Боботова, Д.И.Луковской. Общая оценка роли закона, судебной практики, коллективного договора и других источников права содержится в работах советских юристов, посвященных изучению отдельных институтов различных отраслей права. Характеристика источников конституционного права представлена в работах М.А.Крутоголова, особенно в книге «Президент Французской республики», в статьях и монографии В.П.Серебренникова «Конституционное право Франции». В области гражданского права — это исследования Е.А.Флейшиц, Д.М.Генкина,

в области трудового права — Б.Н.Жаркова, Э.И.Доморацкой, в области административного — И.С.Крыловой, в области уголовного — Ф.М.Решетникова.

При разработке темы диссертант использовал работы ученых других социалистических стран по вопросам французского права, монографии русских дореволюционных ученых. Интересный материал почерпнут в трудах советских историков: А.З.Манфреда, Е.В.Тарле.

Новизна исследования. Данная работа представляет собой первое в советской юридической литературе монографическое исследование источников права Франции. Новизна состоит в комплексном подходе к решению данной проблемы. Источники права изучаются в статике и в динамике /т.е. прослеживается процесс их становления и эволюции, а также анализируется система источников права в наши дни. В работе рассматривается структура построения системы источников права по горизонтали и вертикали, а именно исследуются формы права в их иерархии, и выявляются особенности источников в разных отраслях права. Автор делает выводы на основе как практических материалов, так и доктринальных концепций. Ряд данных вводится в оборот советской науки впервые.

Основными положениями, которые выносятся на защиту, являются следующие:

1.Показ общего для всех буржуазных стран и особенного, специфичного для Франции, в эволюции системы источников права,

2. Периодизация развития французского права, в основу которой положены особенности системы источников /форм/ права, доминирующее положение какого-либо источника, либо множественность форм права. На построение системы источников существенное влияние оказывают деление французского права на частное и публичное, а также соотношение внутреннего и международного права.

3.Смена традиционной формальной трактовки закона материальной в итоге принятия Конституции 1958 года, вследствие чего произошло расширение компетенции регламентарной власти и возникновение тенденции к размыванию различий между правовой силой закона и регламента.

4.Характеристика особенностей законодательного процесса во Франции. Снижение роли парламента в сфере законодательства. 5.Специфика влияния норм международного права /международного договора, «Европейского права»/ на национальное право Франции. 6.Особенности освещения во французской доктрине проблемы источников права. В работе показана эволюция буржуазной правовой мысли по данному вопросу, начиная с эпохи монопольного господства экзегетического позитивизма, периода острейшей борьбы социологических и естественно-правовых теорий с нежелающим оставлять свои позиции позитивистским направлением и заканчивая современным периодом затухания борьбы между школами и во многом аналогичном решении ими основных вопросов теории права.

Практическое применение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной, учебной и пропагандистской работе, при составлении учебных программ и курсов по истории, теории и государственному праву буржуазных стран. Предложения, высказанные в диссертации, взяты на учет в картотеку предложений по совершенствованию законодательства во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства.

Апробация работы. Основные положения работы изложены автором в публикациях, во время выступлений на теоретических конференциях аспирантов ИГЛ АН СССР и юридического факультета МТУ им. М.В. Ломоносова в 1982 и 1983 гг., а также апробированы на обсуждении дис-

сертации в Секторе современного буржуазного государства и права Института государства и права АН СССР.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, намечаются цели исследования, определяется степень разработанности проблемы и излагаются основные положения, выдвигаемые на защиту.

В первой главе прослеживается формирование и развитие источников права Франции от феодального периода до наших дней.

Первый параграф построен на следующей периодизации развития феодального права Франции. Первый период — это период становления и эволюции основных источников феодального права /IX — XIII вв./. До XIII века существовали разрозненные элементы права, но еще не было попыток их синтезировать. Римское право было в забвении, а нормы, имевшие характер обычаев, варьировались от региона к региону. Сильна была позиция канонического права. XIII век ознаменовал возрождение изучения римского права и начало его рецепции. Период XIII-XVI вв. характеризуется усилением роли обычаев и приобретением ими доминирующего положения среди источников права. Редактирование обычаев в XV — XVI вв. привело к сокращению их количества. В это время во Франции насчитывалось 60 больших сборников обычаев и 300 малых. Но создания единого права, на что было направлено редактирование, достичь не удалось. Для третьего периода /XVI — XVIII вв./ характерно создание правовых предпосылок для унификации права. Записанные и промульгированные обычаи стали по существу частью писаного права. Суды при отправлении правосудия стремились к возможному единообразию в правоприменительной деятельности, а порой занимались и правотворчеством. Институты, возникавшие в результате деятельности королевских судов, и особенно

Парижского парламента, действовали на всей территории Франция. Под влиянием римского права и по мере усиления королевской власти законодательство постепенно становится важным источником права. Некоторые ордонансы, принятые во время правления Людовика XIV и Людовика XV, были использованы впоследствии в период кодификации Наполеона. Труды ученых — юристов в предреволюционный период были проникнуты буржуазно-демократическими идеями и стремлением к созданию единого кодифицированного права.

Во втором параграфе показано, каким образом развитие права Франции отразило эволюцию буржуазной общественно-экономической формации. Последовательно рассматривается право государства эпохи промышленного капитализма и периода государственно-монополистического капитализма. Руководствуясь этой общей периодизацией права, возможно проследить развитие права также и в зависимости от особенностей построения системы источников. На структуру французского права серьезное влияние оказало деление права на публичное и частное, решение такого важного вопроса, как соотношение внутреннего и международного права. В соответствии со сказанным можно выделить следующие периоды:

— создание основных устоев национального права и монопольное господство закона, и, прежде всего, гражданского кодекса Наполеона;

— развитие источников права незаконодательного происхождения наряду с эволюцией закона;

— усиление роли актов исполнительной власти я ослабление значения закона в системе источников права.[5]

Временные рамки первого этапа — 1789 г. — конец XIX века. Важнейшим законодательным актом, в известной степени определившим развитие всей правовой системы Франции, является Гражданский ко-

декс французов /1804 г./. Как указывал Ф.Энгельс, ГКФ является «классическим сводом законов буржуазного общества»[6]. Полная или частичная рецепция кодекса имела место не только в европейских странах, таких как Бельгия, Италия, Люксембург, Испания, но и на других континентах. В диссертации дана характеристика Гражданского кодекса французов /1804 г./, Торгового /1807 г./, Гражданского процессуального /1806 г./. Уголовного /1810 г./кодексов и Кодекса уголовного следствия /УПК/ 1808 г. В результате предпринятой кодификации была создана стройная система права.

В послекодификационный период законодательная деятельность была слабой, и если издавались какие-либо нормативные акты по разным отраслям права, то они так или иначе были связаны положениями ГКФ.

Буржуазия довольно быстро отказалась от идей естественного права, господствовавших во время революции; центральное место в правовой доктрине занял юридический позитивизм. Диссертант кратко характеризует деятельность школы экзегезов, считавших закон единственным заслуживающим внимания правообразующим фактором.

В конце XIX века начинается второй период развития буржуазного права, и намечается тенденция ослабления ведущей роли закона в системе источников права. Судья помимо точного применения закона получает право восполнять пробелы в праве «в духе закона», и соответственно вносить коррективы в действующие нормы, а порой создавать новые правовые положения. В главе приводится ряд примеров создания судебной практикой правовых понятий и институтов.

В отличие от периода промышленного капитализма в XX веке возрастает вмешательство государства в экономику и иные важные сферы общественной жизни. Получает бурное развитие публичное право, что сказывается на системе источников права.

Диссертант рассматривает особенности действия отдельных источников в различных отраслях права, эволюцию кодексов в начале XX века и развитие источников незаконодательного происхождения. В работе исследуются теории «свободного права», социологического и естественно-правового течения, выступившие против юридического позитивизма. Представители этих разных правовых школ подвергли критике взгляд на закон как единственный источник права, учение о беспробельности права, принцип безоговорочного подчинения судьи закону.

Вторая глава «Современная система источников права. Закон и регламент» состоит из двух параграфов. В первом параграфе дана общая оценка современного этапа развития правовой системы Франции, для которого свойственны множественность источников, усиление роли актов исполнительной власти и ослабление значения закона в системе источников.

Центральное место в этой системе сохраняют, тем не менее, конституционные законы.

Пожалуй, ни одно из буржуазных государств не может сравниться с Францией по сложности и оригинальности конституционной истории. За два зека в стране сменилось 16 конституций, на каждую из которых может быть распространено классическое ленинское определение: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотно-

шение сил в классовой борьбе».[7]

Во французской литературе можно встретить немало попыток классифицировать конституции: теория циклов М.Ориу, конституционных фаз М.Деландра, исторических периодов М.Прело и др. В диссертации приводится классификация М.Прело, представляющаяся наиболее приемлемой.

Далее дана общая характеристика Конституции 1958 года, особенностью которой является установление системы контроля за конституционностью законов. В работе оценивается деятельность Конституционного совета.

Важное место в Конституции 1958 года отведено органическим законам. В параграфе излагается специальная процедура принятия органических законов и осуществления контроля, которому они подчинены. Для финансовых законов также предусмотрена особая процедура выработки, оставляющая за правительством широкую возможность оказывать влияние на их судьбу. Обычные парламентские законы составляют самую многочисленную группу. К ним относятся кодексы и некодифицированные законодательные акты. «Классические» кодексы в настоящее время «состарились», подверглись значительным изменениям, но за исключением Кодекса уголовного следствия /УПК/, продолжают действовать. В послевоенные годы во Франции появились так называемые «новые» кодексы: лесной, горный, трудовой, городского и жилищного хозяйства и т.д. “та кодификация существенно отличалась от кодификации в классическом понимании. Кодификация, начатая в 50-е годы и проводящаяся и сегодня, не предполагала пересмотра законодательства в какой-то области правового регулирования, а нормативные акты, как правило, без изменения включались в единый сводный акт. В систему кодексов

интегрировались и акты исполнительной власти. Достаточно верно характеризует французскую кодификацию А.И.Лубенский, как «консолидацию законодательства, сопровождаемую его частичной ревизией».[8]

Кодексы не имеют никакого приоритета по сравнению с некодифицированными законодательными актами, которых немало во французском праве.

В работе отмечены некоторые черты, типичные как для законодательства современной Франции, так и для законодательства других капиталистических стран. Речь идет, например, об издании законов, содержащих общие формулировки и устанавливающих рамки для правительственного нормотворчества. Во французской теории права эти законы называют законами-рамками.

В последнее время во Франции наблюдается значительный рост «правовой продукции. Приводимые данные свидетельствуют о своего рода «инфляции» нормотворчества в стране. Целям упорядочения служит новейшая техника. Происходит также «рационализация» способов выработки юридических норм, когда широко используются данные социологических исследований, эксперименты и т.д.

Во второй главе диссертации значительное внимание уделено изучению законодательного процесса во Франции. Детально рассматриваются все этапы выработки, принятия и вступления в силу обычных парламентских законов. «. Перевес правительства в законодательном процессе позволяет считать его созаконодательным органом, что весьма далеко от классической концепции разделения властей, требовавшей, чтобы правительство довольствовалось исполнением законов,

вырабатываемых независимым органом».[9]

Второй параграф посвящен вопросам соотношения закона и регламентарных актов.[10] В итоге принятия Конституции 1958 года произошла смена традиционной формальной трактовки закона материальной. Закон отныне — это парламентский акт, принятый в области, определенной конституцией /ст.34/. Остальные области не относятся более к ведению парламента, они принадлежат регламентарной власти. В связи с усилением исполнительной власти в политической области и необычайным разрастанием чиновничьего аппарата резко возрос поток регламентарных актов. Об этом свидетельствуют статистические данные, приводимые в диссертации.

В основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов, актов делегированного законодательства. В начале действия конституции делегированное законодательство рассматривалось как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру, как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и актов правительственных органов, свойственная для всех капиталистических стран в период общего кризиса капитализма.

В работе охарактеризованы различные виды регламентарных актов, даны возможные их классификации, особое внимание уделено тем актам исполнительной власти, которые стали подменять закон.

В третьей главе отмечено, что в современной Франции право является не только результатом творчества законодателя, но и администрации, и судей. В первом параграфе этой главы анализируется роль судебной практики в системе источников современного права. Если традиционная доктрина считала, что судьи должны твердо следовать нормам права, то современные ученые-юристы открыто признают правотворческую роль судов. Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту. Судебное решение, вступившее в законную силу, при рассмотрении конкретного дела не выходит за рамки этого дела и не может как-либо влиять на развитие права. Судебная практика становится источником права, когда в сумме аналогичных дел решена какая-то правовая проблема. Судья, хотя и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решать иначе, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

Большой интерес во французском праве представляет проблема судебного толкования, порой перерастающего в правотворчество. Между деятельностью судей в общей судебной системе и в административных судах есть довольно существенное различие. Если судья по гражданским и уголовным делам опирается, прежде всего, на закон, толкует его, а в случае пробела восполняет, то административный судья находится несколько в иной ситуации. Исторически административное право сложилось благодаря творчеству судей. Имеющийся кодекс представляет собой консолидацию законодательных и регламентарных актов, регулирующих весьма ограниченную область. Остальное — сфера регламентации судебного происхождения.

В параграфе исследуется реальный вклад судов в эволюцию права в различных отраслях. В итоге автор считает, что судебную практику следует признать субсидиарным источником права. Правила, созданные судебной практикой, вторичны по отношению к нормам законодательного происхождения, Как обоснованно отмечает Р.Давид, это обусловлено тем, что судья подчинен действию закона, он создает право в рамках, установленных законодателем.[11]

Второй параграф посвящен изучению обычая как источника права. В нем дано определение обычая, изучены вопросы о формировании, применении на практике, юридической силе обычая. Обычай во французском праве действует » в дополнение к закону», «кроме закона» и «против закона». В работе приводятся примеры применения обычаев в разных отраслях права, а также освещение этого вопроса в доктрине. Обычай признается субсидиарным источником права.

В последнем параграфе отмечено, что во Франции, как и в других капиталистических странах, на протяжении последних десятилетий прослеживается тенденция возрастания роли коллективного договора как источника права. Распространение сферы действия коллективных договоров влечет за собой сужение области нормативного регулирования трудовых отношений хозяином предприятия. С помощью коллективного договора формируется ряд правовых норм, но в условиях высокой степени кодификации права следует считать нормы этого договора субсидиарными источниками права.

В этом же параграфе исследуется возможность признания доктрины и так называемых общих принципов права источниками современного права.

В завершении третьей главы кратко изложен вопрос о соотношении норм международного и национального права, о международном догово-

ре и «Европейском праве»[12] как источниках права. Конституция Пятой республики устанавливает /ст.55/: «Договоры и соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной». В работе приводится перечень нормативных актов, издаваемых органами сообщества, и прослеживается, как эти акты оказывают влияние на национальное право: применяются ли они непосредственно, либо требуют имплементации в национальное законодательство.

В заключении отмечено, что данная работа выполнена не только с целью дать критический анализ современного французского права и определить основные тенденции его развития, но и для того, чтобы выявить положительный правовой опыт. Высказан ряд предложений по совершенствованию советского законодательства, сделанный на основе сравнительно-правового исследования институтов французского права.

В приложении к диссертации приводятся перечень органических законов, принятых во Франции с 1958 г. по 1986 г., перечень «новых» кодексов, действующих в настоящее время; таблицы, иллюстрирующие структуру общей судебной системы и административной судебной системы.

Диссертация обсуждена на заседании Сектора современного буржуазного государства и права Института государства и права АН СССР.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1.Источники права Франции.//Труды ВНИИСЗ — М.,1986.- Вып.32-33. — С.332-344.

2.Эволюция источников права Франции. — Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР за № 22467 от 13.09.85. — 20 с.

3.Источники права в освещении позитивизма и социологии права.// Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов ИГЛ АН СССР и юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: ИГП АН СССР, 1982. — С. 29-31.

4.Некоторые черты исключительной юстиции во Франции.//Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов ИГП АН СССР и юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ИГП АН СССР, 1983. — С.71-73.

[1] Энгельс Ф. Предисловие к третьему немецкому изданию работы К.Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — С.259.

[2] Известия, 1987, 1 окт. — С.2.

[3] Источники права — формы выражения действующего права.

[4] Ленин В.И. Конспект книги «Наука логики».//Полн. собр. соч. Т. 29. — С.129.

[5] Общая характеристика последнего этапа дана во II и III главах.

[6] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.//Маркс К..Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.21. — С.311.

[7] Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции, и как революция подвела итоги социалистам-революционерам.//Полн. собр. соч. — Т.17. -С.345.

[8] Лубенский А.И.Систематизация законодательства во Франции. — Информация о законодательстве зарубежных стран. — М. :ВНИИСЗ — Вып.50. — 1970. — С.6.

[9] Рок К. Рассмотрение закона в парламенте Франции.//Законодательный процесс. — София: изд-во Болг.АН, 1985. — С.128.

[10] Регламентарными актами считаются нормативные акты, исходящие от административной власти.

[11] Давид Р.Основные правовые системы современности./Сравнительное право/. — М., 1967. — С.145.

[12] «Европейское право»- термин, которым обозначается комплекс норм, принимаемых в рамках Европейского Экономического сообщества и других Европейских Сообществ.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Источники права Франции.

В разных странах обычаю, справедливости, судебной практике, доктрине, коллективному договору, закону придается неодинаковое значение. Франция – страна «писаного» права, и закон занимает в ней исторически ведущее место среди других источников. В зависимости от соотношения политических сил, господствующего класса, от уровня развития феодальных или капиталистических отношений место закона среди источников права менялось.

В первый период (IX-XIIIвв.) происходило становление и эволюция основных источников феодального права, когда существовали лишь раздробленные элементы права, но еще не было попыток их синтезировать. Римское право было в забвении а нормы, имеющие характер обычаев, варьировались от региона к региону. Сильна была позиция канонического права, которое включало в себя брачно-семейное право, наследственное право и т.п.XIII в. ознаменовал начало изучения римского права и начало его рецепции.

Период XIII-XVIвв. характеризуется усилением роли обычаев и приобретением ими доминирующего положения среди источников права. Редактирование обычаев вXV-XVIвв. привело к сокращению их количества. В это время во Франции насчитывалось 60 сборников «больших» кутюмов (территориальных правовых обычаев) и 300 «малых». Но создание единого права, на что было направлено редактирование, достичь не удалось.

Для третьего периода (XVI-XVIIIвв.) характерно создание правовых предпосылок для унификации права. Записанные и промульгированные 17 обычаи стали по существу частью писанного права. Суды при отправлении правосудия стремились к возможному единообразию и правоприменительной деятельности, а порой занимались и правотворчеством. Институты, возникавшие в результате деятельности королевских судов, и особенно Парижского парламента, действовали на всей территории Франции. Под влиянием римского права и по мере усиления королевской власти законодательство постепенно становится важным источником права. Некоторые ордонансы, принятые во время правления ЛюдовикаXIVи ЛюдовикаXV, были использованывпоследствии в период кодификации Наполеона. Труды ученых – юристов в предреволюционный период были проникнуты буржуазно-демократическими идеями и стремлением к созданию единого кодифицированного права.

Великая французская революция положила начало новому периоду в развитии права.Он длился с 1789 г. по конецXIXв. Были созданы основные устои национального права, закон среди других источников права занял монопольное положение. Важнейшим законодательным актом, определившим развитие всей правовой системы Франции, является Гражданский Кодекс (Кодекс Наполеона) 1804 г. Была проведена кодификация права, в результате которой были созданы Гражданский процессуальный Кодекс (1806 г.), Торговый (1807 г.), Кодекс уголовного следствия (1808), а также Уголовный Кодекс (1810 г.). Следовательно, возникла стройная система буржуазного права.

Схема центрального управления накануне революции.

Корольобладал абсолютной властью, а именно правом устанавливать и собирать любые налоги, издавать и отменять любые законы, объявлять войну и заключать мир, решать судебные и административные дела.

Правительствовозглавлял король (который формально являлся и первым министром). Канцлер выполнял функции министра юстиции. 4 статс-секретаря возглавляли двор, военное, морское и иностранное ведомства. Генеральный контролер финансов фактически являлся первым министром. Он занимался вопросами внутреннего управления, сельским хозяйством, промышленностью, торговлей, финансами, дорогами. Каждый министр являлся с докладом к королю, который и принимал решения по вопросу.

Верховный советрассматривал вопросы внешней политики, заключения международных договоров. Членов этого и других советов назначал король, а решения советов носили лишь рекомендательный характер.

«Черный кабинет» при ЛюдовикеXVзанимался слежкой за министрами.

Генеральные штаты— сословно-представительный орган — были распущены королем в 1614 г. и потом не собирались.

Провинциальные штатысуществовали в нескольких областях и занимались раскладкой налогов.

Парижский парламентявлялся высшим судебным органом, его юрисдикция распространялась на 1/3 страны. Кроме этого, он назначал регента, регистрировал указы короля, а также обладал правом ремонстраций 18 — доведением до короля своего мнения по тому или иному вопросу.

Провинциальные парламентыобладали судебными (в т.ч. апелляционными) функциями, а также могли (кроме Парижского парламента) регистрировать указы короля.