Система медицинского права рф

Система медицинского права рф

«Медицинское право», 2003, N 4

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЕГО МЕСТО

В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования медицинского права, в высшей степени многогранны и весьма динамичны. Между ними не существует раз и навсегда установленных границ, и поэтому в практике правового регулирования, да и правоприменения часто возникают проблемы разграничения предмета правового регулирования для отнесения той или иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права, тем более если речь идет о новой отрасли российского права. Например, если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу оказания медицинской услуги, возмещения вреда, причиненного здоровью при ненадлежащем врачевании, то обычно говорят о гражданско-правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений. Если же предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и управления, направленной на лицензирование, сертификацию, стандартизацию, реализацию целевых программ и т.п., а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, то обычно говорят об административно-правовом регулировании исследуемых общественных отношений.

Медицинское право (правовое регулирование медицинской деятельности), таким образом, включает в свой состав два крупных блока: горизонтальные правоотношения (отношения свободных, равных субъектов, направленные на реализацию частного интереса) и вертикальные правоотношения (отношения власти и подчинения, направленные на реализацию публичного интереса).

Большое внимание исследованию данного вопроса в своих работах уделил А.В.Малько [1]. По его мнению, с которым можно полностью согласиться, законный интерес — это «отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным» [2]. Как видно из приведенного определения, на первое место выдвигаются интересы частные, но с определенными оговорками.

Содержание законного интереса состоит из двух элементов: возможности пользоваться конкретным социальным благом и обращаться в необходимых случаях за защитой к государству в лице его компетентных органов. Причем второй элемент является дополнительным. Он проявляется только в ситуации ущемления первого элемента. Сущность же законного интереса заключается в юридическом дозволении.

Медицинское право строится по предметному (территориальному) принципу, направлено на урегулирование отношений по поводу охраны здоровья граждан во всем их многообразии (медико-социальная помощь, лекарственное обеспечение, санитарно-гигиенические мероприятия, помощь в отправлении правосудия и т.п.). В связи с отмеченным, нередко медицинское право относят к комплексным отраслям права в противовес базовым отраслям [3].

Предмет комплексной отрасли разнороден с точки зрения конструкции «предмет-метод». В то же время, с точки зрения существа возникающих в социуме общественных отношений, он един, так как представляет собой систему, ориентированную на решение определенных обществом и государством задач [4]. Следует также заметить, что отрасль права, по этой конструкции, должна обладать собственным предметом регулирования и особым методом регулирования. Если оба признака налицо — перед нами отрасль права. Если же предмет «делился» с другой отраслью права, получившей рождение по объективным и субъективным факторам раньше, то перед нами — отрасль законодательства, но не права. Иными словами, необходимо было признать за отраслью права двойной мандат — свой предмет и свой метод [5]. Однако в скором времени выяснилось, что практически невозможно провести различие по методу правового регулирования. Не удалось доказать и тезиса о том, что определенной группе общественных отношений соответствует одна отрасль права. На сегодняшний день, невозможно найти ни одной группы общественных отношений, регулируемых одной отраслью права и не регулируемых другой. Это несоответствие попытались разрешить с помощью конструкции о разных уровнях системы права, о наличии основных, специальных и комплексных отраслей права. Однако данные попытки не позволили разрешить основной вопрос — есть ли соответствие определенной группы общественных отношений определенной отрасли права или нет? Практика показала, что односторонней связи нет, что для всех известных отраслей и групп общественных отношений характерна многосторонняя связь. Поэтому медицинское право, несмотря на всю его «комплексность», столь же полноценно и самостоятельно, как и другие отрасли права [6].

Предметы отраслей права индивидуально определены и в то же время тесно связаны друг с другом. Более того, часто предметы отраслей переплетаются и взаимно пересекаются. Этот процесс не произволен, он отражает факт регулирования одних и тех же общественных отношений с разными целями, под разными углами зрения и, следовательно, разными отраслями.

Интересный материал содержится в сборнике «Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство», выпущенном под эгидой Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в 1995 году. В нем убедительно показано, что, несмотря на вторжение норм ГК в регулирование семейных, трудовых, жилищных и иных отношений, последние не утрачивают своей специфики, хотя с возрастанием роли товарно-денежных отношений происходит сближение категорий и понятий, применяемых в гражданском праве и иных отраслях права и законодательства.

Процесс специализации является, по нашему мнению, объективным результатом развития общественных отношений. Истоки правовой специализации кроются в общественном разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в системе «личность — общество — государство». Цель специализации и выделения самостоятельной отрасли права — наиболее полно, с учетом специфики отношений охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состояние. Не случайно активно развиваются новые отрасли российского права, генетически родственные гражданскому праву, из лона которого они вырастают. Как пишет А.Е. Черноморец: «Гражданское право — их альматерь, в ней лежит их генетическое начало, но, «повзрослев» в ее логове, они способны выйти на самостоятельный путь своего развития» [7].

Медицинское право, объединяющее в предметной области правового регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с такими отраслями, как конституционное, гражданское, административное — некоторыми другими отраслями материального права, а также с отраслями процессуального права (гражданским процессуальным правом и уголовным процессуальным правом).

Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования медицинского права. Нормы Конституции РФ провозглашают право на охрану здоровья и медицинскую помощь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, государственную защиту материнства и детства.

Административное право взаимодействует с медицинским правом прежде всего посредством наличия в том или другом здравоохранительном правоотношении субординации.

Гражданское право связано с медицинским посредством общности нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ) и их защиты (ст. 12 ГК), институтом возмездного оказания услуг (глава 39 ГК), страхования (глава 48 ГК), обязательств вследствие причинения вреда (глава 59 ГК) и некоторыми другими.

Процессуальные отрасли связаны с медицинским правом, в первую очередь, посредством института сведущих лиц — лиц, содействующих отправлению правосудия (экспертов и специалистов).

От конституционного права медицинское право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий для реализации права на жизнь и здоровье, сохранение в тайне информации конфиденциального характера, а не отношения по установлению пределов и характера государственного регулирования в основных сферах общественного развития и взаимоотношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и закреплены лишь основные устои здравоохранительных отношений, определенные через права и свободы человека и гражданина.

От административного права, являющегося отраслью, призванной урегулировать управленческие отношения, медицинское право отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти и подчинения, но они касаются управления лишь узкого спектра общественных отношений. Элемент субординации, присутствующий в медицинском праве, носит строго ограниченный законом характер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.

От процессуальных отраслей права, являющихся отраслями, которые опосредуют порядок охраны (защиты) прав и законных интересов, а также применения мер государственного принуждения, медицинское право отличается тем, что оно является отраслью материального права.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: медицинское право занимает самостоятельное место в системе российского права; его нормы регулируют специфические группы отношений по поводу охраны здоровья граждан, составляющих обособленный, но тесно связанный с иными отраслями права предмет регулирования.

1. См.: Малько А.В. Законные интересы советских граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 1985.

2. Малько А.В. Субъективное право и законный интерес// Правоведение. — 2000. — N 2. — С. 35.

3. См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. — М., 1947. — С. 188; Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М., 1999. — С. 44-46; Литовка А.Б., Литовка П.И. Медицинское право — комплексная отрасль права России: становление, перспективы развития // Правоведение. — 2000. — N 1. — С. 81.

4. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. — М., 1995. — С. 41.

5. См.: Лившиц Р.З. Современная теория права. — М., 1992. — С. 5-59.

6. См.: Мохов А.А. Медицинское право — самостоятельная отрасль российского права // Право и политика. — 2002. — N 8. — С. 128-138.

7. Черноморец А.Е. Система российского права: доктринальное искажение тенденций ее формирования // Актуальные вопросы современной юриспруденции. Материалы «Научной сессии» юридического факультета ВолГУ / Отв. ред. А.Е.Черноморец, М.И.Фетюхин. Ч. 1. — Волгоград, 2002. — С. 12.

Кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой гражданского права

и процесса ВФ МИУ (г. Волгоград)

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: баланс березовый по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Система медицинского права рф

§ 3 Система и источники медицинского праваа

Выделяя медицинское право как комплексную отрасль права, важно определить и охарактеризовать его систему и источники. Это важно как в учебных, так и в практических целях, поскольку дает возможность более якисног го изучения медицинского права и системного его восприятие. Наличие системы медицинского права позволяет законодателям при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию того или иного напря м медицинской деятельности, эффективно сочетать положения этих правовых документов с уже существующей юридической базой. Система медицинского права также снижает вероятность для должностных лиц сферы здравоохранения ‘я, обладающие административно-распорядительные функции, утверждение неправомерных социально-экономических решений. Будучи такой, что объективно существует, система медицинского права предоставляет возможность анализировать ее внутреннее строение, составных частейтини.

. Система медицинского права — это его внутреннее строение.

Медицинское право существует в трех измерениях:

Исходя из такого подхода вопрос о системе целесообразно рассмотреть по каждой из них. Так, система медицинского права как отрасли права состоит из следующих элементов::

— нормы медицинского права;

— институты медицинского права;

— подотрасли медицинского права.

Такое распределение связано с рассмотрением внутренней структуры медицинского права по принципу:»от меньшего к большему», т.е. от самых мелкой части (норма медицинского права) к большей (институт и во дгалузь), которые уже в своей совокупности и образуют медицинское право как отрасль права.

Первичный элемент системы медицинского права — норма медицинского права, являясь структурным элементом системы права, является общеобязательным правилом поведения, предназначенным для урегулирования медицинских правоотношений дносин и обеспеченным силой государственного принуждения. К особенностям медицинского права следует отнести то обстоятельство, что медицинские правоотношения регулируются нормами различных отраслей права: уголовного, граж ного, административного и др.. Например, вопросы осуществления принудительных мер медицинского характера урегулированы с помощью норм уголовного права. Взаимоотношения пациента и частной лечебной ус танов при заключении договора на оказание медицинской помощи регламентируются нормами гражданского праваава.

. Институт медицинского права — это структурный элемент системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности.

К основным институтов медицинского права относятся: управление в сфере здравоохранения, лечебно-профилактическая помощь населению, обеспечение лекарственными средствами, оказание платных медицинских услуг а и.

Подотрасль медицинского права — это структурный элемент системы права является обособленной частью отрасли права, которая регулирует качественно однородные группы общественных отношений.

Среди подотраслей медицинского права выделяются права населения в области здравоохранения, гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, медицинская экспертиза и др..

Рассматривая систему медицинского права как учебную дисциплину, необходимо сказать о важности внутреннего строения медицинского права с позиций образовательного процесса. По этому критерию система медицинского права вклю ючае общую и особенную части. Общая часть включает нормы, имеющие значение для всех институтов и подотраслей медицинского права. Это нормы, регулирующиечі:

— организацию здравоохранения населения Украины;

— права человека в области здравоохранения;

— защита прав пациентов и др..

В свою очередь особенная часть медицинского права включает большое количество институтов, каждый из которых посвящен регулированию определенной разновидности общественных отношений. К ним относятся::

— правовое обеспечение медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека;

— юридическое регламентация предоставления платных медицинских услуг;

— юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

— дефекты оказания медицинской помощи: юридическая квалификация и др..

И, наконец, система медицинского права как часть правовой науки включает составные элементы медицинского права, которые подвергаются научному осмыслению с целью наиболее полного и всестороннего решения задач, и стоят перед учеными. Система медицинского права как часть правовой науки включает следующие основные направления:

— теоретико-правовые основы медицинского права как комплексной отрасли украинского права;

— соотношение и взаимодействие медицинского права с другими отраслями права;

— поиск оптимальных путей регламентации новых направлений медицинской деятельности;

— совершенствование образовательных программ в области юридического образования и др..

Таким образом, систему медицинского права необходимо рассматривать с позиций отдельной отрасли права, учебной дисциплины и части правовой науки. Именно такое, комплексное восприятие, позволяет более глубоко познать к ключевые аспекты медицинского права, исследовать его составляющие элементи.

Рассматривая систему медицинского права, очень важно ориентироваться в источниках этой отрасли права. Под источником права (в теории права нередко наряду с этим термином употребляется понятие»форма права») в общ гальнотеоретичному смысле понимают способ закрепления правовых норм. Исторически выделяют несколько источников права. Это нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор. На сегодняшний день наиболее распространенным источником является нормативно-правовой акт, который и будет дальше показан как основной источник медицинского права. В аспекте изучения юридической регламентации медицинской деятельности не димо отметить, что источники медицинского права — это способ внешнего закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. С позиций современного развития правовой науки можно выделить следующие особенности источников медицинского праваправа:

Следует выделить четыре критерия для классификации источников медицинского права:

Согласно первому критерию (юридическая сила) источники медицинского права делятся на законы и под законные акты. Законы в сфере медицинского права — это нормативно-правовые акты, которые характеризуются высокой юридических методических силой и принимаются в установленном порядке по наиболее важным вопросам медицинской деятельности высшим органом законодательной власти Украины качестве примеров можно привести. Закон Украины от 4 апреля 1996 № 123/96-ВР»О лекарственных средствах»,. Закон Украины от 24 февраля 1994 г. Л ® 4004-XII»Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», а также. Закон Украины от 6 апреля 200 0 p № 1645-11. И»О защите населения от инфекционных болезнейороб».

Подзаконные акты в сфере медицинского права — это акты, принимаемые на основе и во исполнение законов Украины. Президентом Украины, различными государственными органами и органами местного самоуправления (кабинет ом. Министров Украины,. Министерством здравоохранения Украины, органами управления здравоохранения на местах, областными советами и т.п.). Приведены примеры подзаконных актов как источника медицинского права:

-. Указ. Президента Украины от 6 декабря 2005 № 1694/2005″О неотложных мерах по реформированию системы здравоохранения населения»;;

-. Постановление. Кабинета. Министров Украины от 31 марта 2004 № 411″Об утверждении. Положения о. Государственном реестре лекарственных средств»;;

-. Приказ. Министерства здравоохранения Украины от 2 сентября 2005 г. № 441″Об утверждении. Перечня лекарственных средств, разрешенных для применения в Украине, которые отпускаются без рецептов из аптек и а их структурных подразделений»;

-. Распоряжение. Киевской областной государственной администрации от 20 июля 2005 p N? «.

Общее правило в структуре источников права, которое действует также и в системе медицинского права, заключается в том, что закон по юридической силе всегда более значимый, чем подзаконный акт. В случае возникновения спорного остей между положениями закона и подзаконного акта по одному и тому же вопросу — действует закон.

зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает как медицинские правоотношений ни, так и правоотношения от других отраслей права. Это прежде всего. Конституция Украины,. Гражданский кодекс Украины,. Уголовный кодекс Украины и др.. В свою очередь специальные источники медицинского права — это норма тивно-правовые акты, посвященные исключительно вопросам регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности качестве примеров можно привести. Закон Украины от 22 февраля 2000 p. М 1489-111″О психиатрической д опомогу»или. Закон Украины от 16 июля 1999 № 1007-XIV»О трансплантации органов и других анатомических материалов человекуюдині».

По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть материальные и процессуальные. Нормативно-правовые акты материального характера преимущественно регулируют содержательную сторону медицинских правов отношений, то есть права и обязанности участников. К такого рода источникам относятся. Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г. № 2801-XII. Если же говорить об источниках медицинского пр ава преимущественно процессуального характера, то это акты, регулирующие порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права, т.е. определяют порядок, процедуры осуществления тех или иных знач ущих для медицинской деятельности явлений качестве примера источника медицинского права с преимущественно процессуальным характером можно привести. Приказ. Государственного комитета. В страны по вопросам регуляторной политики и предпринима тва,. Министерства здравоохранения от 16 февраля 2001 № 38/63″Об утверждении. Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по переработке донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов, хозяйственной деятельности по медицинской практике и проведения дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ», которое определило порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на т еритории Украины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателяммцями.

И, наконец, в зависимости от сферы действия источника медицинского права могут быть:

— общегосударственные (нормативные акты. Верховной. Рады Украины,. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины, центральных органов исполнительной власти и т.п.);

— республиканские (Автономная. Республика. Крым);

Первые действуют на всей территории Украины, вторые и третьи — только на определенной территории Украины. Закон Украины от 5 июля 2001 N ° 2586-III»О борьбе с заболеванием туберкулезом»- пример общественность льнодержавного источники медицинского права. В то же время. Распоряжение. Киевской городской государственной администрации от 04 октября 2005″Об организации профилактических мероприятий по защите населения г.Киева от заболеваний гриппом, птичьим гриппом и других острых респираторных заболеваний»- один из вариантов местных источников медицинского праврава.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Медицинское право. Правовое регулирование здравоохранения в РФ

Понятие медицинского права

Еще в начале прошлого века было высказано мнение о том, что врачебное право — отрасль законодательства, которая состоит из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В настоящее время медицинское (врачебное, здравоохранительное) право или право об охране здоровья граждан представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права, систему нормативных актов или норм, регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

Медицинское право формируется как комплексная отрасль законодательства, включающая нормы многих отраслей российского права, регулирующих отношения в различных сферах медицинской деятельности — от управления здравоохранением до конкретных отношений между лечебными учреждениями и гражданами.

Медицинская деятельность тесно связана с нормами различных отраслей права:

  • гражданское законодательство (регулирует имущественные и личные неимущественные отношения);
  • трудовое законодательство (регулирует общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью граждан);
  • законодательство о браке и семье (определяет юридические основы семейно-брачных отношений);
  • природоохранительное законодательство (закрепляет нормы природопользования и экологической безопасности);
  • административное законодательство (регулирует отношения в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и управления);
  • уголовное законодательство (регулирует отношения по защите граждан от преступных посягательств на их права).

Правовое обеспечение охраны здоровья граждан в России

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) Русская Правда Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.

Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.

Важным юридическим актом своего времени был изданный в 1735 г. специальный Генеральный регламент о госпиталях. В 1833 г. был обнародован Свод законов Российской империи, один из томов которого был посвящен Врачебному уставу.

Отдельный сборник юридических актов под названием «Врачебно-санитарное законодательство в России» был издан в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что эти документы отражали в основном различные вопросы санитарно-полицейского характера, они сыграли значительную роль в развитии основ отечественного медицинского права.

В советский период истории страны вопросы здравоохранения полностью регламентировались государством через различные нормативные акты (декреты, постановления, законы, указы и т.д.).

Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются:

  • соответствующие положения Конституции Российской Федерации и конституций республик в составе Российской Федерации;
  • Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и другие законы Российской Федерации;
  • указы и другие нормативные акты Президента России;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ (1993 г.) отдельная статья 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.).

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 году, также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые были разработаны институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.Е. Семашко.

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (ВОЗ, 1980 г.), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию и повышению качества медицинского обслуживания.

Одной из важнейших статей Основ является статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.

3. Доступность медико-социальной помощи.

4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В настоящее время в РФ действует целый ряд законов, детально регламентирующих отдельные направления практической медицинской деятельности:

  • Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Кроме вышеперечисленных Законов ожидается принятие следующих нормативных актов:

  • о здравоохранении в Российской Федерации;
  • о государственном регулировании частной медицинской деятельности;
  • о правах пациентов;
  • о страховании профессиональной ответственности медицинских работников;
  • о медицинских изделиях;
  • о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств.

2. Источники медицинского права

— это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности.

Основным или традиционным источником права вообще и медицинского права в частности являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.

Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Нормативные правовые акты Правительства РФ, Министерств и ведомств

Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями. В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.

Кодекс законов об охране здоровья включает в себя следующие блоки:

законы профилактической направленности;

законы, определяющие права и ответственность медицинских работников;

законы, регулирующие финансирование здравоохранения;

законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.

законы, принимаемые субъектами РФ

международные правовые акты

Под нетрадиционным источником права понимают систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности неуполномоченными специально на то органами.

Система нетрадиционных источников права выглядит следующим образом:

нормативные акты общественных объединений;

Определенную роль в качестве источника медицинского права могут играть обычаи. Эти нормы медицинской этики являются устойчивыми, многократно применяются и передаются внутри медицинского сообщества; охраняются силой общественного мнения.

3. Субъекты медицинского права

— это участники конкретного правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты могут быть разделены на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся, в первую очередь, физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды).

Среди коллективных субъектов можно выделить публично-правовые образования (государства, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), организации (юридические лица, органы и т. п.).

Под субъектами медицинского права понимают лиц, обращающихся за помощью, и лиц, управомоченных оказывать медицинскую помощь.

Классификацию субъектов медицинского права можно производить по целому ряду оснований.

Рассмотрим субъекты, управомоченных оказывать медико-социальную помощь населению.

В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица, субъекты могут быть представлены:

индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ);

организацией (ст. 50 ГК РФ).

По признаку происхождения собственности:

публичные (учрежденные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием);

частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права).

По происхождению капитала субъекты делятся на:

По экономическим критериям:

Особое место занимает государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования. В основном, их участие осуществляется косвенно, через свои органы и учреждения.

Физические лица в рассматриваемых правоотношениях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков, которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение.

К таким признакам относятся:

Медицинские работники как субъекты здравоохранительных правоотношений. К медицинским работникам как субъектам медицинского права применимы все те положения, которые мы отмечали для физических лиц. В то же время имеется и определенная специфика в их правовом статусе.

Право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание. Для занятия отдельными видами деятельности могут потребоваться и иные документы: лицензия, сертификат и т. д. Устанавливаются также требования к стажу работы для занятия определенными видами деятельности; учитывается перерыв в работе по специальности и иные особенности.

Могут предъявляться «повышенные» требования к физическому и психическому состоянию медицинских работников для их занятия отдельными видами деятельности. В связи с этим, условием допуска к такого рода работам являются:

предварительное прохождение медицинских осмотров;

сдача анализов на наличие возбудителей отдельных болезней человека;

Система медицинского права

Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является ее дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное. Серьезные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право. В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права.

Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия — своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространенность общественных отношений данного типа; Необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства).

Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования. В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования. Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей. Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.).

Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей. Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права.

Отношения, связанные со здоровьем человека во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности. Удельный вес общественных отношений, обуславливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению) постоянно увеличивается. Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни. Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонировании. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические, и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается, прежде всего, обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведет к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения. Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчете стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами, юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причиненный здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением.

В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности.

Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% — отсутствием надлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений.

Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе, методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены?

К сфере медицины имеют непосредственное отношение закрепленные Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Поскольку сохранение и улучшение здоровья являются первейшими жизненными потребностями человека, то их удовлетворение всеми незапрещенными способами относится, прежде всего, к сфере частной жизни граждан.

Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.), оказание помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках Государственных или иных программ за счет средств государства, муниципальных образований. Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения.

Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п. В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделенные компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод.

Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный — социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса. Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский кодекс, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права. Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия.

На данный момент административно-правовой метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология» лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья.

Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии (деонтология — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.), вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права — медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г. на IV Международной медикоправовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право — это 16-я отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр. Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение. Пивные причины тому — несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищенность как пациента, так и медицинского работника.

Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении наряду с другими следует назвать:

— совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень);
— признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень).

Становление новой отрасли права — процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих.

Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность:

— действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения;
— учебные программы юридических и медицинских вузов все чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права;
— диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности;
— научно-практические конференции всероссийского и международного уровня организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права;
— в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус открыто новое научное направление — «медицинское право».

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Международное право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх