Система налогового права понятие

Понятие и система налогового права

Право представляет собой не просто совокупность норм, а их систему. Любая система является совокупностью элементов, состоящих в определенной взаимосвязи. Свойства любой системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов. Любая система существует одновременно как подсистема и надсистема, а также развивается во времени.

Налоговое право как отрасль (элемент) права тоже представляет собой систему норм права и может быть условно разделено на подотрасли и институты по определенному критерию. Цели выделения подотраслей и институтов налогового права являются различными. Классическим способом разделения целого является разделение на две части с несовпадающими свойствами (дихотомия). Критерии для такого разделения также могут быть различными.

Система налогового права — это его внутреннее строение. Правовые нормы налогового права группируются в более крупные подразделения в зависимости от особенностей и взаимных связей регулируемых ими отношений. Традиционное для отраслей российского права деление на общую и особенную части можно проследить и на примере налогового права.

1. Налога «вообще» не существует, но существуют отдельные налоги, каждый из которых должен соответствовать нормативному определению п. 1 ст. 8 НК РФ. В то же время целесообразно урегулировать единые для всех налогов и связанные с налогообложением в целом вопросы общих норм. В связи с этим выделяются:

общая часть налогового права. К ней относятся нормы, применимые в любых налоговых правоотношениях: установление и введение налогов (ч. 3 ст. 104 Конституции России, ст. ст. 5, 12 НК РФ); определение налога (п. 1 ст. 8 НК РФ) и элементов юридического состава налога (ст. 17 НК РФ); система налогов (ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ); налоговый контроль (гл. 14 НК РФ); основания возникновения обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 44, ст. 38 НК РФ); уплата налога (ст. 45 НК РФ); принудительное взыскание налога (ст. ст. 46 — 48 НК РФ); налоговая ответственность (гл. 15, 16, 18 НК РФ) и др. При этом не следует полагать, что нормы общей части налогового права содержатся только в одном федеральном законе — в части первой НК РФ. Так, в ст. 8 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах РФ» предусматривается распределение полномочий между должностными лицами налоговых органов. Также неверным было бы утверждение, что в части первой НК РФ содержатся исключительно нормы общей части налогового права. Например, в п. 8 ст. 88 НК РФ установлены особенности камеральной налоговой проверки декларации по НДС;

особенная часть. В нее включены нормы, регулирующие отношения, связанные с исчислением и уплатой конкретных налогов, например НДС (гл. 21 НК РФ), транспортного налога (гл. 28 НК РФ в совокупности с региональным налоговым законодательством о данном налоге), налога на имущество физических лиц (Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» в совокупности с местным налоговым законодательством об этом налоге) и др.

2. В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров РФ. Исходя из этого выделяют:

международное налоговое право. К данному блоку относятся нормы, установленные в международных договорах РФ. Согласно ст. 14 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах РФ» ратификация указанных международных договоров в соответствии с Конституцией РФ осуществляется в форме федерального закона. Так, Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 80-ФЗ ратифицирована Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы, подписанная в городе Рейкьявике 26 ноября 1999 года;

национальное налоговое право. В этот блок входят нормы, установленные в национальных источниках права (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, НК РФ и иные федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ и муниципальных образований).

3. Исходя из цели правового регулирования также можно выделить:

регулятивное налоговое право. Это блок норм, реализация которых направлена на конечную цель правового регулирования — финансовое обеспечение деятельности публично-правовых образований. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как следует из п. 1 ст. 346.32 НК РФ, уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода;

охранительное налоговое право. Сюда входят нормы, предусматривающие последствия неисполнения норм регулятивного налогового права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Налоговое право условно подразделяется на правовые институты(совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения). Так, национальное налоговое право можно разделить на федеральное налоговое право, налоговое право субъектов РФ, муниципальное (местное) налоговое право. В силу ст. ст. 1, 12 НК РФ в региональном (муниципальном) налоговом праве, в частности, не могут быть урегулированы вопросы налогового контроля и налоговой ответственности, но могут содержаться правила исчисления и уплаты региональных (местных) налогов, не противоречащие федеральным нормам.

В особенной части налогового права можно выделить институты федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов, специальных налоговых режимов. В охранительном налоговом праве можно выделить институты взыскания налогов, пени, ответственности налогоплательщиков, ответственности налоговых агентов, ответственности банков и др.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

§ 3. Система налогового права

Условно все нормы налогового права можно разделить на две части — общую и особенную. Нормы общей части определяют основные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве, его основные начала (принципы), общие условия установления налогов и сборов. К их числу, например, относятся нормы-принципы, содержащиеся в ст. 57 Конституции РФ. В соответствии с ней каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Нормы общей части непосредственно конкретизируются в нормах особенной части. В первую очередь к ним относятся те, которые детально регламентируют порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

В системе налогового права также объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно отнести институт налоговой обязанности, институт представительства в налоговых отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Система налогового права содержит и такие структурные элементы как субинституты, являющиеся в свою очередь составными частями институтов. Группы норм регулирующих в частности отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, обеспечению исполнения налоговых обязанностей, зачету и возврату излишне уплаченных или взысканных сумм, осуществлению проверок, привлечению к ответственности нарушителей налогового законодательства следует рассматривать как субинституты.

Первичным элементом системы является норма налогового права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами государственного принуждения.

Система налогового права. Нормы налогового права, виды норм. Источники налогового права.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

• основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

• национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

• регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими общими признаками:

• нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;

• нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

• нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

• налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Особенности норм налогового права:

• являются средством реализации публичных, а не частных интересов;

• почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;

• отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;

• в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;

• особый порядок их действия во времени.

В структуре норм налогового права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция.

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма налогового права, не содержатся в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Все нормы налогового права делятся на:

1) в зависимости от функций, выполняемых налоговым правом:

2) в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования (специализированные нормы):

3) по объему действия:

4) по территории действия, действующие:

• на всей территории РФ;

• на территории соответствующего субъекта РФ;

• на территории соответствующего муниципального образования.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи:

• они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;

• они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

• общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

• законность, заключающаяся в наличии юридической силы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован).

Характерные черты источников налогового права

Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.

Источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.

Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ.

К источникам налогового права можно отнести:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);

б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

влияние судебной практики на регулирование налоговых отношений достаточно велико. Характеризуя роль судебных актов в регулировании налоговых правоотношений, Г.В. Петрова отмечает, что «роль судебной практики в настоящее время сводится как к выявлению смысла большинства налоговых законов, учитывая их несовершенство, так и к выработке новых подходов, развивающих нормы налогового законодательства»

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет за Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичное право закреплено и за Верховным Судом Российской Федерации. Таким образом, две высшие судебные инстанции Российской Федерации вправе давать руководящие разъяснения практике применения законодательства. Обобщая судебную практику и давая соответствующие разъяснения, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ, по сути, осуществляют толкование норм права, конкретизируя положения законодательства и восполняя пробелы правового регулирования.

По мнению А.В. Мицкевича, «если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные или отверг как незаконные, то он тем самым дал основание к новому пониманию и применению данных правовых норм». Тем самым осуществляется нормативное толкование, то есть толкование, носящее общий характер, обязательный для применения нижестоящими судами. Подобные акты высших судебных инстанций фактически формулируют новое правило поведения неопределенного круга лиц. Оно рассчитано на многократное применение, выражает волю государства, направленную на регулирование общественных отношений именно таким образом, и соответственно обеспечено возможностью государственного принуждения. Сформулированные в результате нормативного толкования правила обладают всеми признаками нормы права, а следовательно, акты высших судебных инстанций, в которых приводится нормативное толкование, следует отнести к источникам права. «Акты судебного нормативного толкования — это акты нормативные (содержат нормы в нормах)», — отмечает профессор В.В. Оксамытный. Таким образом, нормативные акты судов относятся к источникам налогового права.

Вместе с тем огромное влияние на правоприменительную практику оказывают и иные судебные акты, не имеющие нормативного характера. В процессе осуществления правосудия судебные инстанции, применяющие конкретные нормы к конкретным правоотношениям, осуществляют толкование нормы права, которое в теории права именуется казуальным толкованием. В данном случае имеется в виду такое толкование, которое не содержит формальной обязанности для нижестоящих судов следовать такой трактовке нормы. Несмотря на отсутствие некой обязательности для нижестоящих судов, рассматривающих аналогичные дела, применять норму именно в том понимании, в котором ее излагает вышестоящая инстанция, решения вышестоящих судов являются, в известной степени, образцом для подражания для нижестоящих судов, которые, опасаясь отмены своих решений при пересмотре дела, начинают применять норму права в соответствии с позицией вышестоящих судебных инстанций.

Вместе с тем такая судебная практика не формулирует новые нормы, и, во всяком случае, в подобных судебных актах не выражается воля государства, направленная на такое регулирование общественных отношений. Значит, не умаляя значения актов судебных инстанций, осуществляющих казуальное толкование норм, следует признать, что к источникам права данные акты не относятся.

Среди конкретных документов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, имеющих огромное значение для нормативного регулирования налоговых отношений, следует выделить следующие акты:

— Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации «;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В этих актах судов содержится нормативное толкование норм налогового права, предопределяющих последующую складывающуюся правоприменительную практику.

Неоценимое значение для формирования налогового законодательства и для всего нормативно-правового регулирования налоговых отношений имеют акты Конституционного Суда Российской Федерации. Проверяя соответствие федеральных законов, конституций субъектов Российской Федерации, уставов и законов субъектов Российской Федерации нормам Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд выявляет и формулирует конституционные принципы налогообложения, которые впоследствии воплощаются в актах законодательства о налогах и сборах. Иными словами, общеобязательность содержащихся в решениях Конституционного Суда РФ норм, их универсальность и многократность применения правил, выражающих правовую позицию суда, обусловливают отнесение решений КС РФ к источникам налогового права.

Понятие и система налогового права

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности предмета и метода налогового права;

• характерные признаки источника налогового права;

• особенности действия актов законодательства о налогах и сборах;

уметь

• свободно оперировать юридическими понятиями и категориями системы налогового права;

• анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права;

владеть навыками

• правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений;

• распознавания логических ошибок в материалах судебных органов, налоговых органов и др.;

• разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налоговоправовых отношений.

Предмет и методы налогового права

Все отрасли или подотрасли нрава различаются между собой, прежде всего, по предмету правового регулирования области общественных отношений. Предмет, являясь важнейшим системообразующим началом, предопределяет обособление отдельных правовых институтов. Содержание предмета как основание для подразделения юридических норм на структурные части имеет такое же значение, как объект и среда для любой управляющей системы. Единство предмета опосредует общее условие существования любого структурного подразделения права, определяет его качество, однородность фактического содержания.

Проблема обоснования предмета правовых отношений является ключевой и наиболее сложной в теории. Общепризнанным является положение, согласно которому статус отрасли (подотрасли) определяется с помощью обособленного и индивидуального предмета. С. С. Алексеев высказал точку зрения о том, что «реальная теоретическая ценность положения о предмете правового регулирования отношений (при рассмотрении структуры права) состоит, надо полагать, в том, что предмет есть одна из главных сфер сосредоточения системообразующих факторов» [1] .

Уже само по себе словосочетание «предмет налогового права» говорит о том, что это есть некая область общественных отношений, которая складывается в определенной сфере. Согласно наиболее распространенной точке зрения налоговое право является составной частью финансового права. Предметом финансового права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Следовательно, предмет налогового права является составной частью предмета финансового права. Ю. А. Крохина обосновала позицию о том, что предмет налогового права – это «общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права» [2] .

Известные специалисты в области финансового права Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова характеризуют предмет налогового права как: «. общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения» [3] .

По мнению А. В. Брызгалина, предметом налогового права является группа однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов, отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [4] .

В связи с многогранностью предмета налогового права А. В. Деминым была предпринята попытка его дифференцировать. В связи с этим ученый-исследователь выделил три блока отношений, отражающих стадийность налогообложения как процесса, «разворачивающегося» во времени и пространстве: 1) налогово-правотворческий блок, включающий отношения по установлению и введению налогов и сборов; 2) налогово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости – принудительным взысканием налогов и сборов; 3) налогово-процессуальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности [5] .

В НК РФ определены отношения, подлежащие регулированию законодательством о налогах и сборах, тем самым обозначен и круг общественных отношений, которые возникают в области налогов и сборов. В соответствии со ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Из этого легального определения усматривается, что предмет регулирования налогового права охватывает три группы властных общественных отношений, которые складываются в процессе функционирования налоговой системы.

Поскольку все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с материальными благами, извлечением доходов (прибыли), то в предмете налогового права можно выделить имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств, а также отношения неимущественные, например, организационного, информационного, пресекательного характера и др. Первые традиционно рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие поступление налогов и сборов в доход государства.

Обобщая различные точки зрения па предмет налогового права, можно сделать вывод о том, что его предмет весьма специфичен. Предмет налогового права образует качественно особый вид общественных отношений, направленных на защиту финансово-экономических интересов государства, сбалансированное региональное развитие, развитие предпринимательства, защиту социально незащищенных слоев населения.

Предмет налогового права содержит группу норм, регулирующих властные общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Особое качество предмета позволяет говорить о том, что глубинное содержание данных отношений объективно требует адекватного юридического режима правового регулирования.

Отличительной чертой налоговых отношений является атрибутивное присутствие в них властного участника. То есть государственный суверенитет проецируясь на налоговые отношения, проявляется в одностороннем волеизъявлении государства по установлению, введению налогов и сборов, а также закреплении правил исчисления и взимания налогов и сборов, регламентации налогового контроля, привлечения налогоплательщиков к ответственности. Эти правила являются обязательными для всех участников налоговых правоотношений. При этом воля плательщика налогов имеет второстепенное значение.

Таким образом, содержание и характер налоговых отношений зависят только от одного субъекта – государства. Налицо явное неравноправие субъектов налоговых отношений.

Эти признаки налоговых отношений позволяют утверждать, что основным методом регулирования налоговых правоотношений является императивный метод. Налоговоправовые нормы в большинстве своем имеют императивный характер, т.е. являются категорическими предписаниями, жестко фиксирующими рамки должного поведения субъектов налогового права. Участники налоговых отношений не могут по своему усмотрению их изменять (дополнять, конкретизировать). Подобный вывод можно сделать, анализируя содержание ст. 2 НК РФ, определяющей налоговые отношения как «властные» отношения.

Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти [6] . Ведь налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для осуществления публичных задач и функций. Все остальные задачи имеют вторичный, производный характер [7] .

Вместе с тем преобладание в налоговых правоотношениях императивного метода не исключает возможности существования иных способов регулирования налоговых отношений. В ряде случаев в налогово-правовом регулировании присутствуют и иные методы, свойственные, например, гражданско- правовым отношениям, в частности диспозитивные методы, позволяющие другому участнику применять разрешительные формы управляющего воздействия – юридические дозволения на совершение определенных действий. В качестве примера обычно называют возможность налогоплательщиков самостоятельно определять налоговую и учетную политику, проявить волеизъявление в выборе упрощенной системы налогообложения, участвовать в налоговых правоотношениях лично, либо через представителя и др.

Метод налогового права представляет собой обусловленную спецификой предмета налоговою права совокупность приемов, способов и средств правового воздействия па участников налоговых отношений. Если предмет отрасли показывает, что конкретно регулируют налогово-правовые нормы, то метод отвечает на вопрос: как (каким образом) осуществляется правовое воздействие?

Поскольку механизм налогово-правового регулирования призван нормативно закрепить, реализовать и обеспечить, прежде всего, защиту государственных интересов, то специфика метода налогового права обусловливает наличие обязывающих и запрещающих правовых норм, поскольку все публичные отрасли права используют обязывающие, запрещающие и дозволяющие нормы. Однако удельный вес каждого вида норм, их сочетание и значение для той или иной отрасли различны и определяются, прежде всего, функционально-целевой направленностью отраслевого регулирования. Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм обусловлено публично-правовой целью обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства [8] .

Диспозитивный метод в наименьшей степени присущ налоговому праву, так как допускает различные варианты (автономию) поведения в рамках, определенных законом. Тем не менее он также имеет место. Так, И. И. Кучеров обоснованно утверждает, что в нормах законодательства о налогах и сборах диспозитивность присутствует в регулирующих отношениях, например, отношениях по предоставлению инвестиционного налогового кредита, в части, касающейся заключения соответствующих договоров [9] .

С учетом всего изложенного можно сделать вывод о том, что методы правового регулирования общественных отношений в области налогов и сборов обусловлены спецификой предмета налогового права, направленного, прежде всего, на защиту финансово-экономических интересов государства. Поэтому среди методов налогового права преобладают методы обязывающего и запрещающего характера.

  • [1]Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юрид, лит., 1975. С. 48.
  • [2]Крохина Ю. А. Налоговое право. М.: ЮПИТИ-ДЛНА. 2006. С. 35–51.
  • [3]Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: учеб, пособие. М.: Юриспруденция, 2002. С. 121.
  • [4] Финансовое право РФ: учебник / иод ред. М. В. Карасёвой. М.: Юристъ, 2002. С. 333.
  • [5]Демин А. В. Налоговое право России: учеб, пособие. Красноярск, 2006.
  • [6] Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года “О Государственной границе Российской Федерации”».
  • [7]Демин А. В. Метод налогового права: универсальные средства и отраслевые особенности // Финансовое право. 2009. № 3.
  • [8]Демин А. В. Указ. соч.
  • [9]Куперов И. И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 66.

Право, теория и понятие права

3. Особенная часть
1. Налоговое право как подотрасль финансового права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, является системой более низкого уровня.
Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством:*
цели;
задач;
предмета регулирования;
принципов;
методов регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части — Общую и Особенную.
Система налогового права делится на следующие части:
Общую;
• Особенную. Части системы налогового права представляют собой также
системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности юридических норм:
институты;
субинституты;

• нормы. 2, Общая часть включает в себя нормы, устанавливающие:
принципы налогового права;
систему и виды налогов и сборов в РФ;
права и обязанности участников отношений, регулируемых на­логовым правом;
основания возникновения, изменения и прекращения обязан­ности по уплате налогов; порядок ее добровольного и принудительного исполнения;
порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля;
способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Большинство норм Обшей части налогового права кодифици­ровано и содержится в первой (Общей) части Налогового ко­декса Российской Федерации.

« Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие поря­док взимания отдельных видов налогов. В настоящее время завершается процесс их кодификации, и
они включаются во вторую (Особенную) часть Налогового ко­декса Российской Федерации, например:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
единый сельскохозяйственный налог;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.