Система органов власти рф схема

Система органов государственной власти

Система органов государственной власти

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Система органов государственной власти РФ

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов.

Основные функции Правительства РФ:

а) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
г) управляет федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Генеральная прокуратура РФ.

Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме. Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ.

Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей.

Главной задачей Президента является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти. В процессе этого взаимодействия сторон регулирование их отношений находит свое отражение в издаваемых в установленном порядке федеральных законах, регламентах палат Федерального Собрания, указах Президента. Президент РФ является главой демократического федеративного правового государства России с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Система органов власти рф схема

20. Система органов государственной власти России

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).

Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:

1) двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы, – являющийся представительным и законодательным органом РФ;

2) Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;

3) суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.

Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Каждый субъект РФобразует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.

Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Система органов государственной власти. Система органов государственной власти Российской Федерации

Система органов власти в РФ функционирует на базе принципов, которые могут иметь как признаки схожести с зарубежными моделями, так и обуславливать обособленность российской концепции организации политического управления. Какова специфика деятельности государственной власти в нашей стране? Каковы основные принципы взаимодействия федеральных и региональных политических институтов?

Определение системы

Что такое система органов государственной власти? В соответствии с распространенным определением, под ней следует понимать совокупность властных структур, посредством которых политические институты осуществляют свои ключевые функции: издание и исполнение законов, ведение внешней и внутренней политики, развитие экономики. Если говорить о демократических режимах, то система органов государственной власти функционирует благодаря механизмам, в рамках которых осуществляется смена и обновление соответствующих политических структур, таких как, например, плюралистическая партийная модель или же альтернативность выборов в рамках нескольких кандидатур.

Особенности российской системы

Система органов государственной власти в РФ функционирует на основе ряда принципов, которые в некоторых аспектах обобщают ее с зарубежными образцами, но в то же время обуславливают также и заметную ее обособленность. В числе принципов, общих между российской и западными политическими системами — разделение властей. Дело в том, что органы, осуществляющие государственную власть в демократических режимах, подразделяются на те, что отражают законотворческий аспект деятельности, те, что функционируют в качестве исполнительных, а также те, что выполняют судебные функции.

Среди специфических для РФ принципов деятельности структур политического управления некоторые эксперты выделяют единство системы власти. Дело в том, что во многих других государствах функции и полномочия органов государственной власти на уровне политического центра могут осуществляться на основе алгоритмов, значительно отличающихся от тех, что свойственны, к примеру, процессам на уровне субъектов (штатов, земель).

В России схемы организации власти на всех уровнях в целом очень схожи. Вместе с тем стоит отметить, что, согласно Конституции страны, местное самоуправление в РФ отделено от государственного. Эта схема также реализована и во многих других странах, где муниципалитеты функционируют в достаточной мере независимо от столичных политических институтов. Но местные органы государственной власти так или иначе подотчетны центру. С муниципальными структурами они взаимодействуют, как правило, в рамках критериев, обуславливающих разграничение полномочий.

Классификация органов власти

Рассмотрим то, каковы критерии классификации политических структур, в рамках которых в РФ функционирует система государственного управления. Так, выделяются, в частности, выборные органы государственной власти Российской Федерации (это Госдума, Президент, законодательные органы в регионах), а также те, которые формируются на основе принципов, заложенных в законодательстве о государственной службе, трудовом праве.

Другое основание для классификации органов власти — природа нормативной основы. Так, есть структуры, которые учреждаются на уровне Конституции РФ и регионов (или же, если речь идет об областях, базируются на Уставах), а есть те, что формируются в силу закона (например, это избирательные комиссии), в силу актов Президента России или постановлений Правительства, а также иных источников права на уровне распоряжений министерств.

По составу органы государственной власти Российской Федерации бывают единоличными — в лице Президента или глав регионов, а также коллективными (исполнительные органы). В зависимости от уровня политического процесса выделяются федеральные структуры или же соответствующие институты на уровне субъектов РФ. Касательно органов первого типа: это Президент, Федеральное собрание (которое состоит из двух разноуровневых палат, верхней — Совета Федерации и нижней — Госдумы), Правительство, а также высшие судебные органы.

На уровне субъектов система органов государственной власти определяется, согласно законодательству, самостоятельно, но при обязательном соответствии тем правовым нормам, которые предусмотрены Конституцией России. В регионах РФ есть, таким образом, законодательная, дополняющая ее исполнительная, а также судебная власть, структура которых в целом схожа с моделью, принятой центром. Рассмотрим, каковы особенности российской модели разделения властей.

Законодательные органы

Система органов государственной власти в России, если говорить о ее законодательной ветви, представлена следующими ключевыми структурами:

  • Федеральное собрание;
  • законодательные, народные, областные государственные собрания (парламенты) в субъектах РФ.

Основная специфика данных органов в том, что их (полностью или в рамках какой-либо палаты) во всех случаях избирает население конкретного региона или страны в целом. Исключение — высший орган государственной власти в рассматриваемой ее ветви, т. е. Федеральное Собрание.

Народом избирается состав только нижней ее палаты — Госдумы. Верхняя, Совет Федераций, формируется по принципу назначения деятелей на соответствующую должность. Можно отметить, что принимающие законы органы государственной власти субъектов федерации прямо не подотчетны Федеральному Собранию. Это, как отмечают аналитики, во многом является следствием их выборной природы. Те правовые акты, которые принимаются в регионах, должны в первую очередь соответствовать локальным интересам населения.

Исполнительные структуры

Система государственных органов исполнительной власти в России также представлена на нескольких уровнях. На федеральном — это Правительство РФ, на региональном — президенты и главы субъектов РФ, локальные правительства, министерства.

При этом все исполнительные структуры в регионах подотчетны центру. И в этом их отличие, к примеру, от законодательной ветви власти, в которой парламенты субъектов РФ не находятся в прямой зависимости от Федерального Собрания. Место и роль Президента РФ в соотношении с функциями исполнительных органов — предмет частых дискуссий. Чуть позже мы рассмотрим соответствующий аспект.

Судебная власть в РФ

Данная ветвь власти в РФ включает суды, представленные в рамках следующих видов учреждений:

  • Конституционный Суд России;
  • Верховный и иные федеральные суды;
  • органы в субъектах.

В совокупности все структуры в рамках соответствующей ветви власти формируют судебную систему России.

Органы власти вне системы?

Некоторые эксперты отмечают, что система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне включает в себя структуры, которые достаточно сложно соотнести с другими в аспекте подчиненности или разграничения полномочий. Так, например, Прокуратура России рассматривается многими аналитиками как независимый орган власти. Схожая оценка присутствует и в отношении Центробанка РФ. Хотя в обоих случаях распространенная точка зрения находит возражения в экспертной среде.

Некоторые аналитики считают, что система органов государственной власти РФ должна быть реформирована таким образом, чтобы ни одна из политических структур не была вне юрисдикции трех основных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Также можно отметить, что система органов государственной власти РФ включает структуры, которые призваны выполнять вспомогательные или же, например, совещательные функции, дополняющие деятельность основных политических структур. К ним относятся, в частности, Администрация Президента и Совет Безопасности РФ.

Полномочия Президента РФ

Соотношение полномочий главы государства и Правительства РФ — частый повод для дискуссий. Многие эксперты считают, что Президент РФ — не просто высший орган государственной власти, но и фактический руководитель исполнительной ветви, а также всей системы политического управления государства. И это несмотря на то, что его полномочия в достаточной степени ограничены Конституцией. Таким образом, если следовать этой точке зрения, федеральные органы государственной власти, относимые к исполнительным, представлены сразу несколькими субъектами управления — Президентом и Правительством.

В соответствии с Конституцией РФ, глава государства призван осуществлять общее руководство в отношении Правительства. Вместе с тем схожие полномочия есть у Премьер-Министра РФ, возглавляющего соответствующую исполнительную структуру. Говоря, таким образом, о принципе единства в системе государственной власти России, некоторые эксперты склонны понимать это явление как выраженную вертикальную субординацию, в данном случае наблюдаемую при взаимодействии Президента РФ и Правительства страны. Распространена и такая точка зрения, что глава российского государства не входит ни в одну из трех ветвей власти. Это обусловлено, полагают эксперты, спецификой его полномочий, определенных на уровне различных правовых актов.

Президент РФ — источник власти, как считают многие аналитики, предполагающий подотчетность ему большинства других структур политического управления. И потому от того, насколько эффективно ведет свою работу глава государства, зависит качество функционирования всей системы власти. Рассмотрим специфику полномочий Президента РФ подробнее.

Специфика деятельности Президента РФ

Согласно распространенной точке зрения, основывающейся на положениях Конституции РФ и иных законов, основная политическая роль Президента России — в согласовании функций других органов государственной власти, которое позволяет эффективно работать всему механизму политического управления.

Каковы ключевые направления деятельности Президента РФ? Прежде всего глава государства непосредственным образом участвует в процессе, в рамках которого формируются федеральные органы государственной власти. Также Президент РФ — один из субъектов законотворческой инициативы. Многие законы, обсуждаемые в Федеральном Собрании, инициируются главой государства.

В числе важнейших полномочий Президента РФ — обеспечение эффективного функционирования исполнительных органов власти. Собственно, данный аспект деятельности главы государства дает повод многим экспертам считать, что Президент — это также субъект исполнительной ветви.

Значимая роль главы государства в аспекте функционирования политической системы в национальном масштабе, полагают аналитики, обусловлена другой важнейшей ролью Президента, которая прописана в законодательстве — обеспечением реализации полномочий федеральных органов на всей территории РФ.

В числе специфичных для главы государства полномочий — внешняя политика, а также решение ключевых вопросов национальной обороны. В этом смысле Президент РФ, как полагают многие эксперты — ключевая фигура в системе политической власти России.

Рассмотрим теперь примеры важнейших функций и полномочий главы государства РФ.

Функции и полномочия Президента РФ

В числе значимых функций, которые призван в силу закона выполнять Президент РФ — назначение выборов в нижнюю палату Федерального Собрания (по причине истечения полномочий депутатов или в силу роспуска Госдумы).

Другая важнейшая функция главы государства — подписывание федеральных законов. Ни один из актов соответствующего типа не вступит в силу, если глава государства не подпишет его. При этом Президент имеет право вето касательно федеральных законов.

Глава государства в России — один из ключевых субъектов бюджетного процесса. И это при несомненно высокой роли экономических структур в Правительстве. Президент РФ на практике может осуществлять соответствующий тип полномочий посредством издания бюджетных посланий в адрес компетентных органов власти.

Полномочия главы государства в России реализуются посредством учреждения ряда вспомогательных политических институтов. Таких как, например, Представительство Президента в Госдуме и Совете Федерации. Посредством данных структур деятельность органов государственной власти на уровне законотворческого процесса и работа главы российского государства могут осуществляться в рамках единых приоритетов в управлении страной.

Рассмотрим, в свою очередь, аспект, отражающий взаимодействие Президента и тех структур, которые традиционно принято относить к исполнительным. Как мы уже отметили выше, многие эксперты считают, что глава российского государства — субъект исполнительной ветви власти. Данный тезис аналитики считают возможным формулировать, исходя из следующих полномочий, которыми наделен Президент РФ:

  • Премьер-министр РФ, который возглавляет Правительство, назначается именно главой государства (однако при согласии Госдумы);
  • заместители Председателя Правительства, а также министры тоже назначаются Президентом (однако по предложению Премьер-министра);
  • Председатель Правительства обязан в течение недели после своего назначения представить именно главе государства предложение, отражающее структуру министерств;
  • Президент РФ вправе принимать решение, согласно которому Правительство может быть отправлено в отставку;
  • Глава государства вправе участвовать в заседаниях Правительства на правах председателя.

Также некоторые эксперты обращают внимание на формулировки в 115-й статье Конституции РФ. Там, в частности, сказано, что Президент РФ может отменять правовые акты, издаваемые Правительством, если они противоречат основному закону страны, федеральным источникам, а также указам главы государства.

Другой аспект влияния Президента РФ на структуры исполнительной власти прослеживается в вопросах обороны. Согласно Конституции РФ, глава государства также наделен полномочиями Главнокомандующего армии. То есть посредством указов Президент РФ может принимать решения в рамках компетенций, свойственных для Минобороны и иных органов, деятельность которых релевантна соответствующей группе вопросов.

То, как Президент РФ взаимодействует с законодательным и исполнительными органами, мы рассмотрели. Теперь же затронем аспект, касающийся соотношения полномочий главы российского государства и судебных структур. В отношении них Президент РФ вправе:

  • предоставлять Совету Федерации кандидатуры судей в КС РФ;
  • назначать судей ряда федеральных судебных структур, а также учреждений общей юрисдикции, арбитражей, военных инстанций (по представлению Председателя Верховного Суда;
  • издавать указы, в соответствии с которыми осуществляется материально-техническое обеспечение учреждений в рамках соответствующей ветви власти;
  • принимать решения о помиловании.

Таким образом, мы видим, что Президент РФ — субъект государственной власти, деятельности которого свойственна исключительно широкая группа полномочий.

Аспекты единства

В российской экспертной среде также присутствует дискуссия относительно того, что такое единство системы органов власти. Выше мы обозначили, что под этим явлением чаще всего подразумевается единообразие ключевых принципов организации политического управления, а также подотчетность многих региональных органов власти федеральным.

Основной предмет дискуссии в среде экспертов — разграничение полномочий между различными управленческими структурами. Несмотря на то что органы государственной власти местного самоуправления, согласно Конституции РФ, должны функционировать отдельно от государственных, на практике встречаются случаи, когда ключевые решения на уровне политических процессов в муниципалитетах принимают именно государственные исполнительные органы (которые, в свою очередь, подотчетны федеральным).