Система жилищного законодательства в рб

Жилищный Кодекс Республики Беларусь
Статья 3. Жилищное законодательство. Задачи и принципы жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

3. Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией Республики Беларусь права граждан Республики Беларусь на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда.

4. Жилищное законодательство основывается на принципах:

обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;

содействия гражданам в приобретении жилых помещений;

предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в социальной защите;

неприкосновенности жилых помещений;

недопустимости произвольного лишения жилых помещений;

судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.

Понятие жилищного права и жилищного законодательства

Главная > Лекция >Государство и право

Тема 1. Понятие жилищного права и жилищного законодательства

Сущность конституционного права на жилище.

Понятие жилищного права и его место в системе права.

Предмет и методы регулирования жилищного права. Принципы жилищного права.

Понятие и система жилищного законодательства.

Тема 2. Жилищный фонд и его составные части. Управление жилищным фондом

Основные термины и понятия, используемые в актах жилищного законодательства.

Жилищный фонд и его составные части.

Назначение жилых домов и иных жилых помещений.

Органы управления жилищным фондом. Государственная регистрация жилых помещений.

Государственный учет жилищного фонда.

Контроль за использованием жилищного фонда.

Тема 1. Понятие жилищного права и жилищного законодательства

1. Сущность конституционного права на жилище.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, то есть имеет постоянный характер. Она может изменяться с возрастом, с изменением семейного положения, материального благосостояния и т.д., но сам факт потребности человека в жилище остается неизменным.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей деклараций прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В п. 11 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Право на жилище на территории Республики Беларусь впервые было закреплено в Конституции СССР 1977 г. С установлением независимости Республики Беларусь оно было перенесено в Конституцию страны.

Статья 48 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (далее — Конституция) устанавливает право граждан Республики Беларусь на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством (местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и организациями) бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Анализ конституционных норм, а также положений, предусмотренных законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:

– путем предоставления жилых помещений в пользование по договору социального найма в домах государственного жилищного фонда. Конституция предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право. К ним относятся только граждане, нуждающимся в социальной защите;

— путем коммерческого найма. Круг граждан, имеющих право на заключение данного договора, неограничен;

– путем приобретения либо строительства жилых помещений за собственные средства. В этом случае граждане решают свои жилищные проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других действий, не противоречащих законодательству.

Таким образом, действующая Конституция закрепляет рыночные подходы к решению жилищной проблемы, не предусматривает обеспечение всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальным жильем. Помещения социального пользования предназначаются для предоставления малообеспеченным гражданам.

Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан также гарантируется ст. 29 Конституции. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Право на жилище относится к числу основных прав. Законодательством запрещаются любые действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Как верно отмечает российский юрист Л.О.Красавчикова, «неприкосновенность жилища – это неприкосновенность не объекта… это неприкосновенность одного из элементов личной жизни граждан».

Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст. 30 Конституции. Согласно ей граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в пределах, определенных Конституцией и законом.

2. Понятие жилищного права и его место в системе права.

Жилищное право — это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

В науке нет единого мнения по вопросу его состава и места жилищного права в системе права в целом.

Является ли жилищное право самостоятельной отраслью права? По мнению ученых-юристов, нет. Вместе с тем вопрос о месте жилищного права в системе права является дискуссионным уже в течение нескольких десятилетий. По этому поводу в юридической науке высказаны многочисленные и самые разнообразные точки зрения, которые можно свести к трем основным группам. Одни авторы (В.Н. Литовкин, В.Ф.Чигир) считают, что жилищное право — это институт или даже подотрасль гражданского права. Так, В.Ф. Чигирь в своих работах делает такого рода вывод: «жилищные правоотношения — это гражданско-правовые отношения, а нормы права, на основе которых они возникают, составляют самостоятельный институт гражданского права, именуемый жилищным правом». Более многочисленная часть исследователей считает, что жилищное право представляет собой комплексную отрасль права. Такой вывод впервые сделал еще в 1947 г. В.К.Paйxep. Он писал, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. По мнению В.К.Райхера, данные отношения входят во вторичное образование системы права — комплексную отрасль права. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Действительно, разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права происходит не по одному, а по разным основаниям и на разных уровнях. По мнению А.В.Мицкевича, подобное разделение свидетельствует о многообразии общественной жизни и потребностей, обусловливающих формирование системы права. Профессор Ю.К.Толстой приходит к выводу о существовании двух типов отрасли права: основных и комплексных. Последние состоят из норм, взятых из основных отраслей права, регулируют разнородные отношения, занимают, по мнению Ю.К.Толстого, лишь условное место в систематике права.

Жилищное право — это комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского (большая часть норм), административного и других отраслей права. Как комплексная отрасль права (правовой комплекс) жилищное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предоставления их в пользование, управления и эксплуатации жилищных фондов, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специфической чертой общественных отношений, регулируемых нормами жилищного права, является то, что они возникают, существуют и развиваются, главным образом, по поводу особого материального объекта — жилища (жилого дома, квартиры, комнаты и т.д.), специально предназначенного для проживания граждан.

Понятие «жилищное право» в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов — Жилищного кодекса Республики Беларусь, законов о приватизации жилищного фонда, о совместном домовладении, о государственной регистрации недвижимого имущества, о государственных социальных льготах и других, в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают все разнообразные виды жилищных отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями.

Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других отраслях права. Например, для отношений пользования жилыми помещениями характерен гражданско-правовой метод (с использованием административно-правовых средств); для отношений распределения (предоставление) жилья, управления жилищным фондом, других отношений организационного, управленческого характера — метод административного права (метод власти-подчинения). Вместе с тем жилищное право — это не механическая совокупность разнообразных правовых норм. В процессе кодификации жилищно-правовой материал был не просто систематизировано изложен в законах и Жилищном кодексе, а переработан и обогатил содержание правовых норм, восполнил пробелы в праве, ввел в юридическую ткань новые, особые системные нормативные правовые обобщения (в том числе понятие «жилищные отношения»), что позволило создать относительно самостоятельное комплексное правовое образование.

3. Предмет и методы регулирования жилищного права. Принципы жилищного права.

Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.

Общим предметом жилищного права являются общественные отношения по поводу жилища. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по реализации права граждан на жилище, обеспечения их в тех или иных формах жилыми помещениями и связанных с ними иных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

Пункт 10 статьи 1 Жилищного кодекса определяет жилищные отношения как отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда. Следовательно, понятие «жилищные отношения» является собирательным, охватывающим различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, приобретению и строительству жилых помещений, по пользованию жилыми помещениями, по управлению жилищным фондом, эксплуатации жилищного фонда и т.д. Таким образом, жилищные отношения — это общее родовое понятие по отношению к отдельным их видам.

К жилищным отношениям применяются различные методы правового регулирования. Регулирование жилищных отношений происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм: государственного, административного, гражданского и иных отраслей права. Так, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность. В других отраслях преобладает метод равенства сторон (дозволения). Например, в гражданском праве используется диспозитивный метод правового регулирования, который предусматривает для субъектов известную альтернативную возможность поведения в рамках правовой нормы. В то же время своего специфического метода правового регулирования жилищное право не имеет, для него характерны как гражданско-правовой, так и административно-правовой метод регулирования.

В жилищном праве в различных видах жилищных отношений действуют оба указанных метода в различных вариациях, своеобразие которых определяется конкретными способами регулирования: дозволение (использовать жилое помещение для проживания), запрет (например, использовать жилое помещение не по назначению), позитивное обязывание (например, платить за жилое помещение и коммунальные услуги). В структуру метода правового регулирования входят такие элементы, как установление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других элементов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на общественные отношения.

Система жилищного законодательства

Конституция РФ является правовой основой развития жилищного законодательства. Она имеет высшую юридическую силу; законы и иные правовые акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное положение основано на ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Действующее законодательство позволяет органам власти субъектов РФ до принятия соответствующих федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, осуществлять собственное правовое регулирование. При принятии соответствующего федерального закона законы субъектов РФ приводятся в соответствие с федеральным законом.
Следует отметить, что разграничение полномочий не означает «разделение» предметов регулирования Российской Федерацией и субъектами РФ. Единые общие подходы и единообразие требований к содержанию и использованию жилищных фондов вызывает необходимость общего регулирования ряда вопросов. Исходя из общих

норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации 15 субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией, а также вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией.
Так, Жилищный кодекс определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия на учет в качестве нуждающихся (ст. 51, 52, п. 3 ст. 12 ЖК). Что касается порядка ведения такого учета, то согласно ст. 52 ЖК таковой подлежит установлению законом субъекта РФ (ч. 7). Кодексом отнесены к ведению субъектов РФ, в частности, вопросы установления порядка определения общей площади предоставляемого жилья (ч. 9 ст. 57 ЖК), установление размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения для расчета субсидий и проч. (ч. 1 ст. 159 ЖК).
Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК).
Как следует из положений данной статьи, наибольшую юридическую силу в регламентации жилищных отношений имеет Жилищный кодекс. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных актах, положениям Жилищного кодекса применяются положения Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК).
В связи с вопросом о приоритете норм Жилищного кодекса обратим внимание на следующее.
Жилищное законодательство содержит нормы разных отраслей, и прежде всего гражданского законодательства (наличие договорных отношений, вопросы права собственности на общее имущество многоквартирного дома, распоряжения этой собственностью, организация и деятельность жилищных кооперативов, ТСЖ и проч.).
Обратимся к ст. 3 ГК РФ. Согласно этой статье нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, следовательно, и в Жилищном кодексе, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Таким образом, в случае несогласованности между нормами Жилищного и Гражданского кодексов предпочтение должно быть отдано Гражданскому кодексу.
Такое несоответствие прослеживается, в частности, в вопросах конкурсного отбора управляющей организации (ст. 161 ЖК). Решение о проведении такого конкурса принимает орган местного само-
управления независимо от того, имеет ли он собственность в многоквартирном доме (ч. 4). Вместе с тем по правилам проведения открытого конкурса его организатором может быть собственник имущества или обладатель имущественных прав либо специализированная организация по договору с собственником или обладателем имущественного права (ст. 447 ГК). И далее, часть 5 ст. 161 ЖК обязывает собственников жилых помещений в доме заключить договор управления, тогда как ими не была выражена воля на проведение конкурса по отбору управляющей организации.
Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ принимаются соответствующими органами в пределах их полномочий.
Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение Жилищного кодекса, других федеральных законов, указов Президента РФ. Кодекс содержит большой «перечень» вопросов, подлежащих решению Правительством РФ *. В частности, утверждение типового договора социального найма (ст. 63), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157).
Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты на основании Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК).
Акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной «подчиненности». Каждый последующий акт, определяемый в ст. 5 (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д. — ч. 3—7), должен соответствовать предыдущим. Так, указы Президента РФ не должны противоречить Жилищному кодексу, другим федеральным законам (ч. 3); постановления Правительства РФ принимаются во исполнение Жилищного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 4) и т.д.

Органы местного самоуправления могут принимать акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах
/>своих полномочий в соответствии с ЖК, другими федеральными 17 законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом как Российской Федерации, так и субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (см., например, ч. 4 ст. 49 ЖК). Согласно Жилищному кодексу органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50 ЖК), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156 ЖК) и т.д.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в ст. 5 в составе жилищного законодательства.
Такая позиция представляется сомнительной. Обратимся к ст. 72 Конституции РФ, согласно которой жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Следовательно, систему жилищного законодательства образуют:
федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (федеральное жилищное законодательство);
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ).
Следует также упомянуть акты судов Российской Федерации, подлежащие обязательному применению и главным образом способствующие защите прав и законных интересов граждан. Это, в частности, постановления Конституционного Суда РФ:
от 5 февраля 1993 г. № 2-П, которым отмечено, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом;
от 23 июня 1995 г. № 8-П, установившее, что временное отсутствие гражданина само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением;
от 3 ноября 1998 г. № 25-П, которым снято ограничение на приватизацию комнат в коммунальной квартире [5].
Позиции данных постановлений реализованы в Жилищном кодексе. Так, ст. 71 ЖК устанавливает, что временное отсутствие на-

18 нимателя жилого помещения по договору социального найма, кого- либо из членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору. Если ЖК РСФСР предусматривал возможность выселения в административном порядке, то согласно Жилищному кодексу РФ выселение из жилого помещения возможно только по решению суда (ст. 84).
Заслуживает внимания и ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в частности: о применении судами Конституции РФ (от 31 октября 1995 г. № 8); постановление Пленума ВС СССР от 3 апреля 1987 г. № 2.
Так, упомянутое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [6] предусматривает, что при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации (ранее — прописки), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими помещение и на каких условиях (п. 13).
Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. установил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (п. 6).
Федеральные жилищные законы действуют на всей территории России, если сфера действия закона прямо не ограничена. Так, согласно ст. 57 ЖК по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Действие закона может быть распространено на определенные категории граждан (например, положения раздела IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса определяют порядок предоставления и пользования жилыми помещениями, предназначенными для определенных категорий граждан).
Акты жилищного законодательства по общему правилу вступают в силу со дня их опубликования, если не указан иной срок (см. Фе-

деральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опублико- 19 вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Так, Законом о введении в действие Жилищного кодекса РФ установлен срок введения в действие Жилищного кодекса — 1 марта 2005 г. Это обеспечивало соответствующим государственным органам (и не только им) возможность принятия необходимых мер к его применению.
Жилищный кодекс устанавливает правила применения жилищного законодательства в случаях пробелов в законодательстве. Такие пробелы восполняются путем применения:
закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона); общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права).
Для применения аналогии закона необходимо наличие предусмотренных ст. 7 ЖК РФ условий: жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников этих отношений; отсутствие норм законодательства, прямо регулирующих такие отношения; наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие существу соответствующих отношений.
Применяя аналогию закона, необходимо найти самую близкую по основным признакам норму из всех имеющихся в законодательстве.
При отсутствии норм жилищного законодательства, которые можно применить по аналогии закона, права и обязанности участников отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства — аналогия права и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Лекция 7. Жилищное право Республики Беларусь

Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения. Основные принципы жилищного права.

Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права

Понятие жилищного фонда. Виды жилищных фондов в Республике Беларусь

Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения

Жилищному праву свойственны свои специфические предмет регулирования, принципы, наличие основных положений, отдельных особых способов и приемов правового регулирования. Ему присущи также наличие специфического механизма и режима правового регулирования. Жилищное право как комплексная отрасль имеет свою систему, т.е. свои правовые институты, правовые нормы, которыми регулируются соответствующие

группы однородных жилищных отношений.

Таким образом, жилищное право — это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые называются жилищными отношениями. Жилищные отношения -это имущественные отношения товарно-денежного характера, имеющие стоимостную форму. Они регулируются нормами гражданского права. Из этого следует, что

жилищные правоотношения являются гражданско-правовыми отношениями, а нормы права, регулирующие их, составляют отдельный институт, именуемый жилищным правом. Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.

Субъектами жилищных отношений являются:

граждане Республики Беларусь;

-иностранные граждане и лица без гражданства;

-юридические лица независимо от форм собственности;

Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами (принципами права) понимаются основные начала, важнейшие положения правового регулирования общественных отношений.

В жилищном праве проявляются действия принципов нескольких отраслей права, которые пронизывают все жилищное законодательство. Важнейшими принципами жилищного права являются принципы’ Недопустимости произвольного лишения жилища и доступности для граждан условий найма жилых помещений. Эти конституционные принципы (ст. 48 Конституции) имеют исключительно важное значение для реализации права на пользование жилищем. Они получили законодательное развитие в Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее — ЖК) и других актах жилищного законодательства, предусматривающих невозможность расторжения договора найма в домах государственного и общественного жилищных фондов по требованию наймодателя и выселения из жилых помещений, не иначе как по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.

Гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора найма или поднайма жилого помещения; вступления в члены организаций граждан-застройщиков либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья (право собственности, завещательный отказ и др.). Для охраны жилищных прав особое значение имеет принцип неприкосновенности жилища (ст. 29 Конституции). Этот принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище, направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. Никто не может без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нем граждан, но и иные формы получения сведений о том. что происходит в жилище. Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц является преступлением.

Не менее важное значение для регулирования жилищных отношений имеют иришщпь Л Ьбщедемократического, гуманистического отношения к гражданам — нанимателям и собственникам жилых помещений, а также пршшщНцивилизованного использования жилых помещений. Выделяют также принцип А едопустимости ограничения (или лишение) права пользования жилым помещение за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушали права и законные интересы других лиц. Данный принцип заключается в том, что никто не может быть произвольна лишен жилья и что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав-и свобод других лиц (ст. 23,48 Конституции).

Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права.

Жилищное законодательство представляет [собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Систему жилищного законодательства образуют источники жилищного права. Они представляют собой систему, состоящую из актов различной юридической силы. Юридическая сила нормативного правового акта определяется положением органа, издавшего его, в общей структуре государства. Классификация нормативных правовых актов по юридической

силе дает возможность разделить их на законы и подзаконные нормативные акты.

К числу важнейших актов жилищного законодательства следует отнести, в частности: Конституцию, Жилищный, Гражданский кодексы, Кодекс о браке и семье, Законы «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», «О прокуратуре», «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О социальной защите граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС» и др., постановления Правительства, регулирующие жилищные правоотношения. Ряд важнейших жилищно-правовых норм содержится и в постановлениях министерств и ведомств, в решениях органов местного управления и самоуправления, в локальных нормативных актах (например, в коллективных договорах).

Жилищное законодательство: общий обзор

Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу жилых помещений с участием граждан, юридических лиц и государственных органов.

В соответствии со ст. 3 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) жилищное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из ЖК, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ЖК, то применяются правила международного договора.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией права граждан Республики Беларусь на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда.

Жилищное законодательство основывается на принципах:

§ обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;

§ содействия гражданам в приобретении жилых помещений;

§ предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в социальной защите;

§ неприкосновенности жилых помещений;

§ недопустимости произвольного лишения жилых помещений;

§ судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.

Конституция рассматривает жилище в качестве необходимого элемента достойного уровня жизни, право на который имеет каждый гражданин Республики Беларусь (ст. 21).

Согласно ст. 48 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате.

Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется государством. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли (ст. 29).

ЖК является фундаментом жилищного законодательства Республики Беларусь и служит юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, системы жилищных правоотношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок и иных юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

В целях дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2013 г. № 97 утверждена Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

§ повышение качества и сохранение доступности жилищно-коммунальных услуг;

§ снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг;

§ реализация энерго– и ресурсосберегающих мероприятий;

§ повышение эксплуатационной надежности жилищного фонда посредством увеличения объемов капитального ремонта и тепловой модернизации, а также безопасности граждан при пользовании лифтами за счет замены лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации;

§ техническое обслуживание жилищного фонда в городских поселениях на конкурсной основе;

§ прозрачность начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги;

§ выделение текущего ремонта из состава работ по техническому обслуживанию жилищного фонда и переход на подомовый учет затрат;

§ привлечение собственников жилых помещений к управлению недвижимым имуществом совместного домовладения и сохранность такого имущества;

§ развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов;

§ повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения, обеспеченности населения централизованным водоснабжением и водоотведением, в том числе в сельских населенных пунктах и агрогородках;

§ строительство мусороперерабатывающих предприятий в каждой области;

§ увеличение объемов сбора и извлечения вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов.

Вопросы развития жилищного законодательства всегда остаются актуальными. Совершенствование нормативно-правовой базы является одной из основных задач в системе мер по проведению жилищной реформы.

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права.

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 32, за месяц 65