Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз это

Содержание:

Словарь госзаказа. Социально ориентированная некоммерческая организация

Сейчас деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций регулируется Законом РФ от 05.04.2010 №40-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций”.

В соответствии с этим законом, к СОНКО причисляют некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, перечисленные в этом законе.

Согласно определению, прописанному в данном законе, принадлежность НКО к социально ориентированным определяется по следующим критериям:

1. Основанные в форме общественной или религиозной организации, фонда, учреждения, некоммерческого партнерства.

2. Ведут активные социально значимые виды деятельности, направленные на укрепление общественных институтов.

К деятельности, определяемой как социально значимая, относится:

· Поддержка и социальная защита незащищенных слоев общества;

· Обучение граждан основам преодоления природных катаклизмов и техногенных катастроф;

· Поддержка жертв природных и техногенных катастроф, войн, политических гонений;

· Охрана окружающей среды, флоры и фауны;

· Обеспечение сохранности исторических и культурных памятников и зданий;

· Бесплатная юридическая поддержка граждан и НКО в виде консультаций и лекций, повышающих осведомленность людей об их правах и обязанностях;

· Профилактика девиантного поведения у граждан;

· Благотворительность, повышение заинтересованности граждан в оказании благотворительной помощи;

· Образовательная, научная, просветительская деятельность, а также деятельность в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта.

Субъекты Российской Федерации вправе дополнять этот список другими видами деятельности социальной направленности, актуальными для данного региона.

Поскольку работа социально ориентированных НКО – важна для развития гражданского общества, государство поддерживает такие организации. Форма поддержки может разной:

1. Предоставление финансовой поддержки, имущества, консультирование по юридическим вопросам.

2. Помощь в поиске высококвалифицированных кадров, повышении уровня подготовки персонала НКО.

3. Предоставление налоговых льгот социально ориентированным НКО, а также юрлицам, поддерживающим социально ориентированные НКО.

4. Задействование СОНКО в исполнении госзаказа.

Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

Согласно ч.1 ст.30 44 ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

— конкурсов с ограниченным участием;

В случае осуществления закупки у СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СОНКО.

Участие СОНКО в закупках по 44-ФЗ + образец декларации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Мы с вами подробно поговорим о том, какие организации относятся к СОНКО, каким образом они поддерживаются государством, а также рассмотрим особенности участия таких организаций в закупках в рамках 44-ФЗ. Статья будет полезна в первую очередь участникам закупок, которые относятся к данным организациям.

Содержание:

1. СОНКО расшифровка

СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться здесь, а с реестром г. Санкт-Петербурга — здесь.

4. Участие СОНКО в госзакупках

Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

Образец декларации отношения участника закупки к СОНКО (скачать образец) (docx, 13 Кб).

Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).

Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

СОНО: что это такое, формы и виды деятельности

Статьи по теме

Что такое СОНО – расшифруем и расскажем, кого к ним отнести и кто может стать, какие формы СОНО предполагает и какой процент от годового объема закупок нужно закупать у СОНО.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое СОНО;
  • формы и виды деятельности некоммерческих организаций;
  • кто может ими стать;
  • как рассчитать минимальный объем закупок;
  • о закупкахпо 44-ФЗ.

Соно — что это? Расшифровка по 44-ФЗ

Социально ориентированные некоммерческие организации или СОНО — это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом №7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ. Данное определение содержится в ч. 2.1 ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ.

СОНО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Закон 7-ФЗ).

Новые сроки оплаты ввели для СМП и СОНО на субподряде

Правительство сократило сроки расчетов с СМП и СОНО на субподряде до 15 рабочих дней. Исправьте проекты контрактов, по которым обязываете исполнителя привлекать СМП и СОНО на субподряд. С 18 октября действуют новые типовые условия контрактов. Изменения внесло постановление Правительства № 1226.

Формы СОНО и виды деятельности

Получить статус социально ориентированной некоммерческой организации вправе только организация с определенной формой и видом деятельности.

СОНО может иметь одну из перечисленных форм:

  • учреждение;
  • некоммерческое партнерство;
  • общественная или религиозная организация, объединение;
  • община коренных малочисленных народов РФ;
  • казачье общество;
  • автономная некоммерческая организация;
  • социальный, благотворительный и иной фонд;
  • ассоциация и союз;
  • другие формы, которые предусмотрены федеральными законами.

Законодатель уточнил, что преимущества предоставляются СОНО, учредители которых – не РФ, субъект РФ, муниципальное образование. При этом они:

  • решают социальные проблемы;
  • развивают гражданское общество в РФ;
  • занимаются социальным обслуживанием, социальной поддержкой и защитой граждан;
  • подготавливают население преодолевать последствия стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, предотвращать несчастные случаи;
  • оказывают помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или других катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • охраняют окружающую среду и защищают животных;
  • охраняют и содержат объекты и территории исторического, культового, культурного или природоохранного значения, места захоронений;
  • оказывают юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и просвещают население по правовым вопросам, защищают права и свободы человека и гражданина;
  • и многе другое.

Обо всем этом сказано в части 2 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Три типичные ошибки в отчете по закупкам у СМП и СОНО

Разберем три типичные ошибки при подготовке отчета о закупках у малого бизнеса. Речь идет об обязательных ежегодных закупках у СМП или СОНО в объеме минимум 15% СГОЗ. О таких закупках надо отчитаться до 1 апреля 2018 года..

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Кто может стать СОНО

Социально ориентированными некоммерческими организациями не могут стать:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • общественные объединения – политические партии.

В подтверждение своей деятельности СОНО в 2018 году представляют следующие документы:

  • копии учредительных документов для проверки соответствия указанных в них видов деятельности видам СОНО, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ;
  • выписку из Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, в которой перечислены получатели поддержки.

При этом поддержка в форме закупок у СОНО не распространяется на СОНО, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования (ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Закупки у СОНО и СМП

Заказчик обязан закупать товары, работы, услуги у СОНО и субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок. Если не выбрать нужный объем, должностное лицо оштрафуют на 50 000 руб. (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Перечня товаров, работ или услуг, которые заказчик закупает у СОНО и субъектов малого предпринимательства, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

По итогам года заказчик составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у СОНО и СМП.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Поиск торгов для субъектов малого предпринимательства

Ежедневная рассылка подходящих закупок со всех площадок

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

конкурс с ограниченным участием;

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

для обеспечения обороны и безопасности государства;

услуг по предоставлению кредита;

у единственного поставщика;

по проведению работ с использованием атомной энергии;

в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

В мае 2017 были добавлены изменения в закупках — Постановление Правительства от 20.05.2017 №608 устанавливает новые рамки для компаний, которые обязаны осуществлять часть объема закупок у субъектов СМП. В общих словах, во втором полугодии 2017 года в расширенный список организаций вошли гос. общества с государственным и муниципальным участие, годовые объемы которых составили менее 500 млн. руб. Также к этой категории относятся дочерние и субдочерние компании, при условии, что они сами не являются субъектами МСП.

С 1 июля 2017 года изменения коснулись:

  1. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона;
  2. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в абзаце выше дочерним хозяйственным обществам;
  3. хозяйственных обществ, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50% и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  4. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абзаце выше, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  5. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП.

Для этих новых категорий заказчиков годовой объем закупок у субъектов МСП, в стоимостном выражении, должен быть не менее 9%, от общего объема закупок во 2 полугодии 2017 года

А совокупный годовой объем контрактов, заключенных во 2 полугодии 2017 года, с субъектами МСП, по результатам закупок осуществляемых только с субъектами МСП, должен быть не менее 5%.

Практический онлайн-курс по получению госзаказов

Изменения в 223-ФЗ с 2018 года, коснувшиеся МСП

С внесением правок в 223 Федеральный закон с июля 2018 года, в правила закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства также будут внесены изменения:

все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

они могут проходить только на федеральных площадках (их список будет утвержден к концу июля 2018 года Правительством РФ);

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Изменятся и сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

при НМЦК более 30 млн руб, то за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане закупок с 2016 заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

О преимуществах участия в торгах, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства расскажет специалист нашей компании в видео ниже:

Данный фрагмент видео взят из обучающего курса Госзаказ — блок Госзакупки для малого и среднего бизнеса. Мы научим Вас всем нюансам государственных закупок для успешного участия и получения контрактов.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы мы предлагаем льготные условия кредитования на торговых площадках. Подробности об условиях и ставках Вы можете узнать в данном разделе.

©ООО МКК «РусТендер»