Состав налогового правонарушения таблица

Состав налогового правонарушения таблица

Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России

В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.

Налоговая ответственность

Обратите внимание! Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ. Налогоплательщик добросовестный, пока не доказано обратное (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства. При наличии данных обстоятельств можно применить минимальный размер штрафа.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств можно применить максимальный размер штрафа.

Также возможно одновременное привлечение организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КОАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КОАП.

Административная ответственность

Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола. КОАП предусматривает как открытое рассмотрение дел, так и закрытое. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью адвоката; пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями; участвовать при рассмотрении дела.

Протокол о правонарушениях в области налогов имеют право составлять: судьи; должностные лица органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие правонарушения, статья КОАП, предусматривающая ответственность, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. Кроме того, в протоколе должно быть указано, что лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъяснены их права и обязанности.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись. Копия протокола по просьбе лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть вручена под расписку. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе: ознакомиться с протоколом; представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.

Протокол составляется сразу после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.

Уголовная ответственность

Виды налоговых правонарушений

Актуально на: 20 февраля 2017 г.

Абсолютно все виды налоговых правонарушений поименованы в главе 16 НК РФ. Но мы рассмотрим только те из них, которые актуальны для большинства организаций и ИП. Нарушения, за которые предусмотрена ответственность для участников консолидированных групп (ст. 122.1 НК РФ), организаций, занимающихся игорным бизнесом (ст. 129.2 НК РФ), и т.д. рассматривать не будем.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение – это противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). Составы налоговых правонарушений и меры ответственности за них приведены ниже.

Классификация налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно классифицировать в соответствии с разными критериями.

По субъекту ответственности выделяют правонарушения, совершаемые:

  • только организациями;
  • организациями и ИП;
  • организациями, ИП и физическими лицами;
  • только физическими лицами.

По объему негативных последствий:

  • нарушения с материальным составом (когда бюджету наносится ущерб);
  • нарушения с формальным составом.

По причине совершения правонарушения:

  • в результате действия;
  • в результате бездействия.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

В определенных случаях к налогоплательщикам может быть применена уголовная ответственность за налоговые преступления. УК РФ предусматривает такие виды налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов / сборов с физических лиц в крупном или особо крупном размере;
  • уклонение от уплаты налогов / сборов с организаций в крупном или особо крупном размере;
  • неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;
  • сокрытие денежных средств или имущества организации (ИП), за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам и сборам.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения таблица

Перенос центра тяжести в сфере налогового контроля на камеральные налоговые проверки не только рационален с точки зрения оптимизации работы самих налоговых органов, но и способствует повышению эффективности налогового контроля с точки зрения профилактики налоговых правонарушений и преступлений. Осознание того, что вся налоговая отчетность подвергается регулярному контролю со стороны налоговых органов, дисциплинирует налогоплательщиков и заставляет их более ответственно подходить к ее составлению. Налогоплательщик должен быть готов к тому, что налоговый орган может потребовать документального подтверждения любых содержащихся в представленной отчетности данных. [c.30]

Случай 3. Следует разграничить проведение налоговых проверок непосредственно налоговыми органами и совместно с органами налоговой полиции. В этом случае процедура передачи материалов из налоговых органов в органы налоговой полиции будет сходной со случаем 2, поскольку, исходя из контекста НК, органы налоговой полиции не наделены правами контролирующего органа, а налоговые органы осуществляют контрольные функции, т.е. если осуществлялась совместная проверка, то оформление результатов выездной налоговой проверки осуществляется налоговыми органами. Отсюда можно заключить, что материалы передают налоговые органы в органы налоговой полиции. Следует отметить, что при возникновении оперативной необходимости для скорейшего выявления и пресечения налогового правонарушения или преступления мотивированный запрос составляется налоговыми инспекциями, и на основании этого запроса органы налоговой полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ выделяют своих сотрудников в состав группы проверки, начинающей свою работу по инициативе налоговых органов. Как видим, совместная деятельность налогового органа и налоговой полиции по выявлению признаков налогового преступления осуществляется как в первой и второй, так и в третьей из вышеприведенных ситуаций как бы на встречных курсах , т.е. с целью проверки правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов. [c.446]

Так, если деяние, совершенное физическим лицом, обладает признаками, позволяющими квалифицировать его и как налоговое правонарушение, и как преступление, то приоритет имеет его уголовно-правовая квалификация. [c.292]

До принятия части первой НК оставались практически не унифицированными меры ответственности налогоплательщиков за налоговые правонарушения и преступления. В целом ряде случаев налогоплательщик, допустивший ошибку, просчет, небрежность, невнимательность, подвергался тем же санкциям, что и лицо, сознательно совершившее подготовленное и организованное налоговое преступление. Отсутствие дифференциации в мерах ответственности за налоговые [c.311]

Безусловно, целью налоговых проверок является не только (и даже не столько) обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее достижения методами. [c.29]

Одним из эффективных методов выявления налоговых правонарушений и преступлений является метод встречной проверки, активно используемый также органами БЭП, контрольно-ревизионными и иными аппаратами. [c.478]

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, т.е. законного уклонения не бывает. [c.14]

Правда, необходимо отметить, что преступлением признаются только умышленные действия налогоплательщика. Неумышленное сокрытие объекта налогообложения (в результате ошибки, заблуждения и т.д.) является налоговым правонарушением и карается наложением санкций, предусмотренных ст. 13 Закона Об основах налоговой системы (с 1 января 1999 г. — главой 16 части I Налогового кодекса РФ). [c.37]

Деятельность налоговой полиции приносит значительный эффект. За первое полугодие 1997 г. благодаря действиям налоговой полиции в бюджет возвращено 12,6 трлн. руб. Кроме того, налоговая полиция за это время способствовала взысканию недоимок на сумму 51,4 трлн. руб. Выявлено 3 718 только крупных налоговых правонарушений и преступлений и 18 510 фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности вне налогового контроля (как правило, без постановки на налоговый учет), около 300 фактов нецелевого использования бюджет- [c.115]

Допущенное организацией налоговое правонарушение может быть сопряжено с совершением должностным лицом этой организации дисциплинарного проступка, административного правонарушения или уголовного преступления. Поскольку организация и ее должностные лица — это разные субъекты, привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц от дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за совершенное ими деяние. [c.235]

По роду деятельности нам часто приходится сталкиваться с проблемами, вызванными неправильным пониманием норм действующего законодательства, что приводит не только к ошибкам, но и к налоговым правонарушениям и преступлениям. [c.7]

В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов. [c.94]

Особое место в налоговых правоотношениях занимают органы налоговой полиции. Их основная функция, вытекающая из Налогового кодекса страны, а также соответствующего законодательства об этих органах, состоит в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений налогового законодательства. Органы налоговой полиции должны бороться с нарушениями в области налогов, которые являются или преступлениями, или административными правонарушениями. Что касается налоговых проверок, то органы налоговой полиции также могут их проводить в определенных законом случаях. [c.103]

Изложены организационно-правовые основы налоговых проверок, общая характеристика и методики их проведения. Рассмотрены практические вопросы подготовки и проведения камеральных и выездных проверок. Подробно освещены вопросы административной юрисдикции в деятельности налоговых органов, квалификации налоговых правонарушений и преступлений, дифференциации ответственности. Рассмотрены методики расследования уклонения от уплаты налогов. Отражены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов налоговой полиции. В приложениях содержатся образцы документов. [c.4]

Последний, четвертый, раздел пособия ( Общие вопросы налоговой ответственности и механизм ее реализации ) посвящен, во-первых, дифференциации уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, для чего использован прием сравнительного анализа составов налоговых преступлений и налоговых правонарушений, имеющих некоторые схожие элементы, во-вторых, определению криминалистической методики расследования налоговых преступлений. [c.17]

Следует отметить, что необходимость в передаче органами налоговой полиции материалов проведенной ими проверки в налоговые органы возникает не только в случае отсутствия в обнаруженных налоговых правонарушениях признаков преступления, но и при возбуждении по материалам проверки уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, поскольку привлечение к уголовной ответственности должностных лиц организации-налогоплательщика не исключает привлечения самой организации к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренной НК РФ, а производство по делам о налоговых правонарушениях в установленном НК РФ порядке является прерогативой налоговых органов. [c.23]

Принятие НК Российской Федерации — важный этап установления системного и комплексного налогообложения. В отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, неоднократно корректировавшего систему налоговых правоотношений, принятие этого документа предоставило налоговым органам широкие права, что, в свою очередь, существенно лишает недобросовестных налогоплательщиков возможности скрывать свои доходы и другие объекты налогообложения и тем самым уходить от налогообложения. Нормативно закрепив в ст. 106 понятие налогового правонарушения как виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые Кодексом предусмотрена ответственность, НК в гл. 15 вместе с тем определяет общие положения об ответственности за совершение налоговых преступлений. [c.267]

Признаки налогового правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. По юридическому составу налоговое правонарушение отграничивается от преступлений и иных правонарушений. [c.273]

Дифференциация уголовной и налоговой ответственности 12.1. Налоговые правонарушения и налоговые преступления [c.411]

Физические лица могут являться как субъектами налоговых правонарушений, так и субъектами налоговых преступлений. [c.414]

Прежде чем перейти к дифференциации составов налоговых преступлений и правонарушений и налоговой и уголовно-правовой ответственности, рассмотрим основные понятия и определения. [c.414]

Ответственность в случае непредставления налоговой декларации дифференцируется на уголовную и налоговую. Признаки преступления (ст. 198 УК РФ) и налогового правонарушения (ст. 119 НК РФ) охарактеризованы в табл. 12.2, 12.3. [c.420]

Лица, подлежащие ответственности за совершение преступления, налогового или административного правонарушения, достигли к моменту их совершения 16-летнего возраста и в момент совершения преступления или административного правонарушения были вменяемы (ст. 21 УК РФ, ст. 20 КоАП РСФСР), а при совершении налогового правонарушения могли отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Следует отметить то, что привлечению к ответственности за совершение указанных в данной главе правонарушений подлежат лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета на данном предприятии (т.е. руководитель или главный бухгалтер данного предприятия или иное лицо, которое осуществляет обязанность по уплате налогов и взносов). [c.442]

Процесс расследования уголовного преступления предполагает установление признаков состава преступления, а затем расследование всех обстоятельств его совершения. Это имеет прямое отношение и к расследованию налоговых преступлений. Обычно предполагается проведение ряда проверочных действий до возбуждения уголовного дела. Обязанность выявления налоговых преступлений и правонарушений возложена в соответствии со ст. 2 Закона РФ О федеральных органах налоговой полиции на указанные правоохранительные органы, являющиеся также и субъектами оперативно-розыскной деятельности на основании ст. 13 Закона Об оперативно-розыскной деятель- [c.471]

Источниками первичной информации, по которым может быть выявлено налоговое преступление, и в частности уклонение от уплаты налогов с организаций, могут быть лица определенных категорий продавцы организаций, занимающихся торговлей, очевидцы каких-либо правонарушений, не отдающие в силу выполняемых обязанностей себе отчета о сути этих правонарушений (секретари, шоферы, охранники, технические работники и т.п.), ревизоры, аудиторы, члены других контролирующих комиссий и органов, представители внештатных структур и общественности лица, замешанные в правонарушении (контрагенты, пособники, поставщики, потребители) налоговые инспекторы, работники налоговой полиции, сотрудники службы по борьбе с экономическими преступлениями органов МВД и ряда служб органов ФСБ, работники таможенных органов и т.п. [c.473]

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах (налоговых правонарушениях) и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Вопросы взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля раскры- [c.457]

Вместе с тем Кодекс не исключает возможности взаимодействия налоговых органов и налоговой полиции в процессе осуществления ими контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Органы налоговой полиции могут участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, по-видимому, в тех случаях, когда имеющиеся оперативные данные позволяют полагать, что в деятельности той или иной организации допущены нарушения законодательства о налогах и сборах, которые имеют признаки преступлений и административных правонарушений. [c.84]

Вышеуказанные факторы привели к тому, что налоговые преступления и правонарушения в Российской Федерации в 90-е гг. приобрели массовый характер. В 1997 г. федеральные органы налоговой полиции выявили 21 000 нарушений налогового законодательства, ущерб государству от которых оценивался в 6,9 млрд руб., при этом 7000 налоговых преступлений и правонарушений было совершено в крупном и особо крупном размерах. Сумма доначислений в результате применения финансовых санкций к нарушителям налогового законодательства ежегодно возрастает2. [c.316]

Рассмотрение и сравнение налоговых преступлений и налоговых правонарушений с разных ракурсов (относительно объекта и субъекта противоправного деяния, с точки зрения выделения сходств и различий объективных сторон предусмотренных законодательством составов, в частности способов совершения преступлений и правонарушений, с позиции выявления особенностей определения и специфики субъективных сторон данных нарушений) позволяет получить представление о неоднотипности правовых институтов ответственности, существующих в рамках уголовного и налогового права, об общем и о различиях составов налоговых правонарушений и налоговых преступлений. [c.17]

В соответствии со ст. 87 НК РФ правом проведения налоговых проверок в полном объеме наделены налоговые органы. Таможенные органы вправе проводить налоговые проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. 87.1 НК РФ). Органы налоговой полиции могут проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 36 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 13-ФЗ). Однако проверки, проводимые органами налоговой полиции, не названы в НК РФ налоговыми, а следовательно, на них не распространяется установленный НК РФ порядок проведения налоговых проверок1. Кроме того, в случае обнаружения в ходе проводимых ими проверок налоговых правонарушений, не содержащих признаков состава преступления, органы налоговой полиции не вправе привлекать по таким правонарушениям налогоплательщиков к предусмотренной НК РФ ответственности и обязаны направить материалы проверки в соответствующий налоговый орган, который проводит производство по делу о налоговом правонарушении и принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в установленном НК РФ порядке2. [c.23]

В теории права выделяются четыре вида ответственности, применяемых на территории России, а именно — уголовная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная и административная. Все эти виды правовой ответственности применяются за нарушения законодательства о налогах и сборах. Статьей 106 НК РФ полностью исключены из числа налоговых правонарушений преступления, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные правонарушения законодательства о налогах и сборах, поскольку Кодекс не предусматривает ответственности за их совершение. Вместе с тем наряду с перечисленными видами правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выделяется пятый вид ответственности — налоговая ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. [c.242]

Отметим, что предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона О ФОНП обязанность федеральных органов налоговой полиции осуществлять производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях не означает для налоговых полицейских возможности осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, предусмотренных гл. 16 [c.250]

Так, в письме руководителя ИМНС обязательно указывается, в чем конкретно состоят выявленные нарушения налогового законодательства, какие именно законы нарушены, каков размер ущерба, причиненного государству, сведения о правонарушениях. В этом письме фиксируется предложение о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и требование о принятии мер по обеспечению гражданского иска в целях возмещения причиненного бюджету ущерба. Фактически письмо руководства ИМНС с приложением к нему акта проверки и иных документов (о чем упоминалось выше) является заявлением о факте обнаружения преступления, и налоговая полиция в лице дознавателя или следователя должна отреагировать на это заявление в порядке, определенном ст. 109, 112 УПК РСФСР. [c.449]

См. Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 16—33 Ларичев В.Д., Решетняк Н.С, Налоговые преступления и правонарушения кто и как их выявляет и предупреждает/ Под ред. В.Д. Ларичева. М., 1998. С. 52—53. [c.467]

См. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения кго и как их выявляет и предупреждает / Под ред. В.Д. Ларичева. М., 1998. С. 135—136. [c.479]

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Элементы налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:

  • Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета налогоплательщиков.
  • Порядок составления налоговой отчетности.

Объективная сторона налогового правонарушения

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность.

Субъективная сторона налогового правонарушения

Юридическая вина в форме умысла или неосторожности.

Субъект налогового правонарушения

Лица, совершившие правонарушение:

  • Налогоплательщик.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:

(кредитная организация выступает в качестве особого субъкта правонарушения).

Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.

3 основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;
  • привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Налоговая санкция

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

  • В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.

Обстоятельства, исключающие вину

Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

  • вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельсв;
  • если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • использование налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах подготовленных финансовым органом;

Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.

Лицо не может быть привлечено к отвественности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истичение сроков давности привлечения к отвественности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответсвенности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:

  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения;
  • в силу материальной, служебной или иной зависимости;

В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях Налогового кодекса с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплателыцику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность — общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

  • противоправного поведения;
  • вреда (ущерба);
  • причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
  • вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).

Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения

Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена также в 22 главе Уголовного кодекса — «Преступления в сфере экономики».

Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 1 января 2010 года. В результате этих изменений произошел вывод из уголовной сферы части норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.

Четыре статьи Уголовного кодекса, устанавливают уголовную ответственность за налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2).

Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях — учредители.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:

  1. Уклонение от уплаты налогов и сборов;
  2. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  3. Сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Согласно ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до одного года.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Статья 199 УК РФ также рассматривает уклонение от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, но касаемо организаций. Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере наказывается:
    • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей
    • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет
    • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 199.1. устанавливает ответственность налогового агента за неисполнение им в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

И для 199, и для 199.1 УК РФ статьи:

  • крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6000000 рублей;
  • особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30000000 рублей;

Согласно ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно п. 2 ст. 14 УК РФ, не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и Административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется. Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения к уголовной ответственности.