Способы организации детей на занятии приемы страховки

Способы организации детей на занятиях по физической культуре 3055

Важное условие улучшения качеств занятия — использование наиболее рациональных способов организации детей и достижения оптимальной физической нагрузки на их организм. Рациональная организация обучения детей физическим упражнениям является одной из основных предпосылок существенного повышения общей и подвижной плотности занятий по физической культуре.

Общая плотность занятия определяется как отношение времени, которое педагогически оправдано, ко всей длительности занятия. Она предусматривает:

1. Организацию детей, сообщения учебных заданий.

2. Подготовку и уборку физкультурных пособий, необходимых перестроений детей во время занятия, и др.

3. Непосредственное выполнение физических упражнений и наблюдения за ними во время отдыха, участие в подвижных играх, развитие физических качеств.

4. Объяснение воспитателя, исправление ошибок, помощь детям, страховка.

5. Использование наглядных пособий, показ упражнений.

6. Педагогический контроль.

7. Мотивация детей.

8. Воспитательная работа во время занятия.

9. Подведение итогов занятия.

Вышеупомянутые элементы педагогической деятельности воспитателя, которые направлены на повышение общей плотности занятия, постоянно дополняются и укрепляются в зависимости от возраста детей, содержания занятия, педагогического мастерства воспитателя и др.

Время, тратящееся на непосредственное выполнение упражнений, имеет наибольшее значение, потому что именно в этот период решаются оздоровительные и образовательные задачи (формирование двигательных навыков и развитие физических качеств). Отношение времени, тратящегося на непосредственное выполнение физических упражнений и подвижных игр, ко всему времени занятия называется моторной (двигательной) плотностью занятия.

Моторная плотность — наиболее специфический показатель эффективности занятия. Она может быть разной в зависимости от его содержания, организации и методики проведения. Относительно организации и методики, она полностью зависит от подготовки воспитателя к занятию и действиям во время его проведения.

Для сохранения времени занятия, для выполнения детьми упражнений большое значение имеют заблаговременное размещение и максимальное использование имеющегося физкультурного инвентаря. Плотность занятия также зависит от того, в каком сочетании по объему и длительности выполняются такие виды деятельности детей: восприятие и осмысление объяснений, показ упражнений; выполнение упражнений детьми; наблюдение за движениями других детей, отдых; вспомогательные действия (установление физкультурных пособий); паузы во время занятий (ожидание своей очереди, раздачи инвентаря и др.).

Для сохранения плотности занятия необходимо пытаться максимально сокращать время на установление и уборку пособий, четко объяснять упражнения, предотвращать неоправданные паузы для ожидания выполнения упражнений, выбирать наиболее оптимальный способ организации детей для выполнения основных движений. Моторная плотность непосредственно отображается на физической нагрузке.

Особенного внимания воспитателя требует определение и регуляция физических нагрузок, потому что от них существенно зависит результат применения физических упражнений. Под нагрузкой следует понимать определенную величину влияния упражнений, которые выполняются, на те или другие органы, системы органов или весь организм в целом. В соответствии с этим влиянием реакции организма и изменения в его состоянии в значительной мере обуславливают успешность решения задач, которые стоят перед занятием.

Физическая нагрузка зависит от многих факторов: характера упражнений и игр, сочетания разных видов движений, их интенсивности, длительности, количества повторений, темпа выполнения, координационной сложности, степени усвоения данного движения и др. Она также зависит от нервно-психического напряжения ребенка, ее эмоционального состояния.

Все эти факторы учитываются при регуляции физической нагрузки в процессе занятий. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные движения с менее интенсивными, более сложные по структуре с менее сложными, усвоеные детьми упражнения с новыми.

Исследования о влиянии разных по объему физических нагрузок на организм дошкольников свидетельствует о том, что после выполнения наиболее интенсивных упражнений (прыжки в длину, высоту с разбега, лазание по канату и др.) восстановительный период у детей в среднем длится 1,5-2 минуты. За это время пульс, как правило, снижается к исходным данным, а перестройка глубины дыхания практически происходит через 20-30 с. Следовательно, паузы для отдыха после выполнения упражнений, которые дают значительную нагрузку на организм ребенка, не должны превышать 1,5-2 минут. После выполнения движений средней и малой интенсивности (прыжки в глубину, упражнения в равновесии, подлезания под дугу и др.) время на отдых сокращается до 25-40 с.

Выбор определенного способа организации детей во время выполнения движений зависит от педагогических задач, степени усвоения детьми данного движения, его сложности, наличия физкультурного инвентаря и оборудования, места проведения занятия.

Индивидуальный способ предусматривает выполнение движений одним ребенком, в то время как другие наблюдают за ним. Этот способ применяется эпизодически. Он оправдывается лишь на начальной стадии формирования навыка, когда дети знакомятся с новым движением, а также в младших группах, если выполняются упражнения, которые нуждаются в страховке (лазание по гимнастической стенке, перелезание через бревно, ходьба по гимнастической лаве). При применении этого способа моторная плотность наиболее низкая.

Разновидностью индивидуального способа является выполнение упражнений по указанию воспитателя с целью уточнения некоторых элементов двигательного действия (один ребенок выполняет, а другие наблюдают за ним). Однако индивидуальная работа с ребенком должна иметь место при любом способе ведения занятий.

Фронтальный способ организации детей чаще применяется в подготовительной и заключительной частях занятия. Этот способ применяется при разучивании несложных движений, которые не нуждаются в страховке и помощи со стороны воспитателя, а также при закреплении и усовершенствовании уже усвоенных движений. Его преимущество — в максимальном охватывании детей двигательной деятельностью и обеспечении высокой моторной плотности занятия.

Однако фронтальный способ не лишен некоторых недостатков. Основной из них тот, что воспитателю тяжело осуществлять индивидуальный подход в обучении и он вынужден в основном указывать на ошибки, характерные для большинства детей.

Поточный способ организации предусматривает выполнение по очереди одного и того же движения, чаще всего с построением в колонну. Например, упражнения в равновесии, пролезание в обруч, прыжки в длину или высоту из разбега и др. Во время выполнения упражнений потоком воспитатель имеет возможность делать индивидуальные замечания. В этом одно из значительных преимуществ данного способа.

В зависимости от конкретных условий могут быть организованы два или три потока.

Начиная со средней группы, следует приучать детей без напоминания подходить к снаряду, придерживаться своей очереди. Например, при выполнении ходьбы по бревну или лаве, как только ребенок дошел до ее середины, другой начинает ходьбу, а третий в это время подходит к снаряду. Возвращаясь на свое место, после выполнения предложенного движения ребенок также выполняет упражнение. Например, после прыжка в длину либо высоту с разбега дети идут в обратном направлении по бечевке, которая лежит на полу (земле), либо подлезают под дугу. После ходьбы по гимнастической лаве (бревну) они выполняют пролезание в обруч или прыгают на обеих ногах (как зайки), продвигаясь вперед.

При групповом способе организации дети каждой подгруппы имеют свое задание. Дошкольников распределяют на две-четыре подгруппы и каждой из них предлагают для выполнения разные движения. Более сложные упражнения выполняются под руководством воспитателя, музыкального руководителя, а другие (у старших дошкольников) — самостоятельно. Потом подгруппы меняются местами.

В применении группового способа важное значение имеет правильный отбор основных движений. Не рекомендуется применять упражнения, направленные на развитие одних и тех же групп мышц и физических качеств. Например, прыжок в длину с места и прыжок в глубину (с гимнастической лавы или куба).

Научные исследования (Г.П. Лескова, Н.А. Ноткина, Ю.Ю. Рауцкис, О.Л. Богинич и др.) подтверждают, что наиболее удачные те упражнения, которые дополняют друг друга во всестороннем влиянии на организм ребенка. Например, упражнения в лазании или равновесии рационально соединять с прыжками в высоту или длину; метание предметов в цель или на дальность — с прыжками в глубину или длину с места, пролезание в обруч (подлезание под дугой) и тому подобное.

Поскольку при выполнении некоторых движений (лазание по гимнастической стенке, канату, ползание по лаве и др.) некоторые дети длительное время ожидают своей очереди, для заполнения этих пауз рекомендуется предлагать им дополнительные упражнения. Они должны быть простые и знакомые детям. Место для их выполнения отводится рядом с основным упражнением и, как правило, в поле зрения воспитателя. Например, в старшей группе трое детей выполняют лазание по гимнастической стенке (каждый на отдельном пролете), а другие в это время прыгают со скакалкой.

Переменный (сменный) способ организации применяется, когда движение выполняет одновременно несколько детей (3-5-7), а остальные наблюдают, ожидая своей очереди. Так, когда выполняется прыжок в глубину, с лавы (бревна) могут одновременно прыгать 4-5 детей, то же — в метании в цель, лазании по гимнастической стенке (канату).

При применении переменного способа воспитателю легче наблюдать за детьми, дозировать нагрузку, исправлять ошибки, но плотность занятия ниже, чем при фронтальном способе.

Одним из эффективных способов организации старших дошкольников в основной части занятий является круговая тренировка. Детей распределяют на несколько подгрупп (4-5). Каждая из них выполняет свое движение определенное время (2-3 минуты), а затем по команде воспитателя переходят по кругу к следующему упражнению. Он имеет много общего с организацией группового способа. Однако главная его цель — направленность на комплексное развитие физических качеств у детей.

Поэтому упражнения не должны быть сложными, чтобы дети имели возможность повторять их наибольшее количество раз.

Движения для комплекса круговой тренировки подбираются с обязательным учетом принципа всестороннего их влияния на все основные мускульные группы и системы организма (дыхательную, сердечно-сосудистую и др.) — Это дает возможность более эффективно и целеустремленно влиять на развитие физических качеств: скорости, ловкости, гибкости, силы и выносливости.

Одной из особенностей круговой тренировки является сочетание достаточно четкого нормирования физической нагрузки с его индивидуализацией. Учитывая также, что большинство детей группы одновременно выполняют предложенные упражнения, создаются позитивные условия для воспитания моральных и волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности, взаимопомощи и др.

Круговая тренировка имеет значительное преимущество перед другими способами организации, способствуя увеличению моторной плотности занятия, повышению эффективности учебного процесса. Она дает возможность детям самостоятельно выполнять физические упражнения с посильной для них нагрузкой.

При составлении комплекса круговой тренировки, который выполняется в начале основной части занятия, необходимо применять усвоенные детьми упражнения и чередовать движения высокой интенсивности с упражнениями средней или низкой динамикой.

Ориентировочный комплекс круговой тренировки для детей старшей группы (физкультурный зал)

1. Лазание по гимнастической стенке разноименным способом.

2.Прыжки в высоту с разбега (2-3 шага), отталкиваясь одной ногой, пытаясь коснуться рукой предмета (шарик, мячик), который подвешен на высоте ЗО см выше поднятой вверх руки ребенка.

3. Подтягивание на руках из положения лежа на животе по гимнастической лаве с продвижением вперед.

4. Ведение большого мяча с отскоком от пола толчком ладони между предметами (кубики, кегли), которые поставлены на полу на расстоянии 1,5 м.

5. Прыжки со скакалкой произвольным способом.

Каждая подгруппа выполняет упражнение 3 минуты, а затем по кругу они переходят к другому движению.

После выполнения комплекса проводится подвижная игра.

Исследование моторной плотности занятий при использовании разных способов организации детей дало возможность установить такие соотношения времени, тратящегося на выполнение упражнений, к общей длительности занятия (в процентах): при фронтальном способе плотность составляла — 75-88%, круговой тренировке -72-84%, групповом — 66-75%, поточном — 62-70%, переменном -58-66%, индивидуальному — 18-24%.

Результаты данного исследования подтверждают, что нужно стремиться к самому рациональному способу организации детей во время выполнения основных движений. При этом следует помнить, что моторная плотность занятия не постоянна и изменяется в зависимости от его дидактичных задач. Так, меньшая плотность будет характерна для занятий, на которых изучается новый материал, потому что значительная часть времени тратится на объяснение и показ движений. Воспитатель должен уметь пользоваться всеми способами в разных сочетаниях, тогда эффективность обучения детей основным движениям значительно повышается.

При применении любого из отмеченных способов организации детей с целью повышения моторной плотности занятия нужно обеспечить группу необходимым количеством физкультурных пособий. Например, ходьба по гимнастической лаве или метание мяча в один щит всегда будут иметь низкую плотность. Нужно предоставлять преимущество пособиям коллективного типа. Так, подлезание под шнур, натянутый между двумя стойками на расстоянии 5-6 м (или поперек зала) на высоте 40-50 см, будет более рациональным с точки зрения плотности, чем подлезание под одну или две дуги; во время прыжков в глубину с гимнастической лавы можно повторить движение большее количество раз, чем во время прыжков с одного-двух кубов и тому подобное.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение, а также непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и некоторых упражнениях (во всех возрастных группах), что повышает эмоциональное настроение детей и их двигательную активность.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Бойко Марта Александровна,
воспитатель ГБОУ начальная школа-детский сад №687
Центрального района Санкт-Петербурга
«Центр реабилитации ребенка»

Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка.

Успешное решение учебно-воспитательных задач и повышение двигательной активности во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.

1.Рациональный выбор организации детей для решения задач физического воспитания:

а) Учет уровня сформированности двигательного навыка, физических возможностей детей.

б) Обеспечение безопасности детей, возможности страховки.

в) Учет условий и оборудования детского сада.

г) Учет подготовки самого воспитателя.

д) Учет возрастных особенностей детей.

е) В зависимости от сложности самого физического упражнения.

Вывод: воспитатель для каждого физического занятия выбирает нужный способ организации.

2.Характеристика способов организации.

Все дети выполняют одно и то же движение одновременно.

— постоянное взаимодействие воспитателя и детей;

— высокую двигательную активность;

— закрепление двигательных навыков.

— слабый контроль за качеством выполнения;

— затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.

Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.

Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Остальные дети активно наблюдают.

— строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.

— маленькая двигательная активность детей.

Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.

Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают.

— высокий контроль за качеством выполнения.

— Двигательная активность невысокая.

Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.

Дети без остановки друг за другом переходят от одного спортивного снаряда к другому, выполняя одно или несколько физических упражнений. Может быть организован в один или два потока по кругу.

— высокую двигательную активность;

— Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.

Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.

Группа делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выполняет своё физическое упражнение. Через определенное время дети меняются.

— высокую двигательную активность;

— приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.

— ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.

В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.

Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений.

Способы организации детей на занятии

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движе-ния. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения.

Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Поточный способ предусматривает выполнение физии-ческих упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения трав-матизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физи-ческих упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Двигательно-оздоровительный режим программы «Физкульт-Ура!»

Основной целью урока является полноценное физичес-кое развитие ребёнка.

Программа включает в себя:

— обучение основным видам движений (разные виды ходьбы, бега, прыжки);

— развитие пространственной ориентации;

— развитие всех двигательных качеств (гибкость, ловкость, выносливость, быстрота реакции).

На каждом занятии дети вместе с учителем выполняют игровые упражнения на ковре, которые способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.

В конце каждого урока учитель проводит подвижные игры.

Пособие предполагает один из вариативных подходов к организации физического воспитания дошкольников. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздаровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Способы организации детей при выполнении физ.упр.

существуют различные методы организации работы детей на занятии.

Фронтальный метод организации работы детей чаще всего применяют при начальном разучивании упражнений, выполнении общеразвивающих упражнений. Он состоит в том, что всем учащимся дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением педагога. Сигнал к началу упражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять. Чтобы хорошо видеть, как каждый ребенок выполняет задание, учитель занимает в зале или на площадке такую позицию, которая обеспечивает хороший обзор. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений педагог задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофоне.

Посменный метод применяют в тех случаях, когда нужен контроль за выполнением движений и одна половина занимающихся выполняет упражнение, а другая следит за правильностью движений и конечных поз. Его также применяют, когда каждому выполняющему нужна помощь, например удержание за ноги во время выполнения упражнения. Во всех случаях задание, как и при фронтальном методе, для всех одинаковое, но выполняется не всей группой сразу, а последовательно мальчиками и девочками или половинами отделений. Плотность занятия при посменном методе такая же, как и при фронтальном, так как в обоих случаях между упражнениями детям нужен отдых; только в первом случае отдыхает сразу вся группа, а во втором — посменно.

Поточный метод: упражнения выполняют последовательно друг за другом все дети. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяется тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности, требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ребенку приходится довольно долго ждать очереди.

Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Педагог находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу педагога отделения меняются местами. Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как педагог не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.

Индивидуальный метод предполагает задания каждому ребенку, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим. Педагог контролирует выполнение заданий.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 1435 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Презентация по физкультуре на тему:
Презентация » Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду»

В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ СОСТАВИЛА: АЗОВЦЕВА С.Ю. ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №3 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ Во всех возрастных группах ГБДОУ проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале и одно на открытом воздухе, согласно расписанию. Во 2 группе раннего возраста и в 1 младшей группах занятие длится 10 мин., в 2ой младшей группе – 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей разновозрастной группе– 25-30 мин. в подготовительной группе – 30 -35 мин

ЗАДАЧИ Оздоровительные – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям; Образовательные – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры; Воспитательные – решаются в процесе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).

ПРОДОЛЖЕНИЕ Цели, которые ставит педагог, планируя физкультурное занятие, должны конретизироваться в задачах. Если физкультурное занятие преследует сугубо оздоровительные цели , как, например, беговая тренировка в медленном темпе, то приоритеты отдаются группе оздоровительных задач, а затем определяются задачи (для данного конкретного вида физкультурной деятельнос­ти) развивающего цикла и, наконец, образовательные. Если цель занятия — обучение движениям, то на первое место выдвигаются задачи образовательные. При закреплении движений, их совершенствовании уместнее в первую очередь планировать развивающие задачи. Но любая физкультурная деятельность будет успешнее и в плане обеспечения здоровья ребенка, и в плане его обучения и развития, если на занятии будет решаться комплекс взаимодополняющих задач.

НО ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА СУЩЕСТВУЮТ И СВОИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В младших группах воспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приемам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования. В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности. В старших группах у детей следует развивать высокую физическую рабо­тоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку. Создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.

БАЗОВАЯ ЦЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ ЛЮБОГО ВИДА это накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту. В каждом возрасте физкультурная деятельность имеет разную направленность. Для детей это радость от свободы движений. Поэтому главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребенка — это доставить детям максимум удовольствия от движений .

СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕПРИНЯТАЯ И СОДЕРЖИТ ТРИ ЧАСТИ: вводную (18 % общего времени занятия) ; основную (67 % общего времени занятия) ; заключительную (15 % общего времени занятия) .

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ 1. Вводная часть: -корригирующая ходьба; -различные виды ходьбы; -построения и перестроения; -повороты; -различные виды бега; -упражнения в равновесии. 2. Основная часть: Общеразвивающие упражнения с предметами и без них: -ритмические упражнения; -упражнения-имитации; -упражнение- «азбука»; -элементы йоги. Основные виды движений: -метание; -лазание; — прыжки; -равновесие; — подвижная игра. 3. Заключительная часть: -различные виды ходьбы; -упражнения на восстановление дыхания; -малоподвижные развивающие игры; — игры на РТВ (развитие творческого воображения); — телесно-тренировочные упражнения; -дыхательные упражнения с элементами йоги; -хоровод.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, здать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка. В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку. После ОРУ следуют упражнения в основных движениях ОВД (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются. В основную часть занятия входит подвижная игра , усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ. 1. Фронтальный. 2. Групповой. 3. Индивидуальный.

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей. При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами. При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. По мере освоения техники — ОВД выполняютя потоком . Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений. На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ В третьей ( заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

ТИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Гимнастика Игры Спортивные упражнения Простейший туризм Основные движения: Бег, прыжки, метание, лазание и т.п. Подвижные: Сюжетные, бессюжетные Летние: Плавание, езда на велосипеде и т.п. Пеший Общеразвивающие упражнения С элементами спортивных игр Зимние: Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках Лыжный Построения и перестроения Танцевальные упражнения

СОДЕРЖАНИЕ В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого); в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением; В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением; В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением. В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища. Моторная плотность занятия должна быть не менее 80%. В противном случае тренировочный эффект не достигается, а занятие воспринимается организмом как набор беспорядочных движений.

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ. При первом подходе их разделяют на три основные группы : занятия, на которых дети обучаются определенным видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки, и занятия, на которых дети совершенствуют качество движений. При втором подходе выделяют обучающие, развивающие и оздоровительные занятия. При третьем подходе выделяют две группы занятий: так называемые «традиционные» и «нетрадиционные». Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Младшая и средняя группы: 1. Классические (обучающие, смешанные, вариативные). 2. Двигательные рассказы. 3. Сюжетно-игровые. 4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр). 5. Контрольные занятия. 6. Тематические. 7. Интегрированные. Старшая, разновозрастная группа 1. Классические. 2. Двигательные рассказы. 3. Сюжетно-игровые. 4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов). 5. Контрольные занятия. 6. Соревнования. 7. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов. 8. Занятия по интересам. 9. Тематические. 10. Интегрированные. 11. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье). 12. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК (лечебно-физкультурного комплекса), релаксации.

ПРОДОЛЖЕНИЕ Подготовительная группа: 1.Классические. 2. Двигательные рассказы. 3. Сюжетно-игровые. 4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов 5. Контрольные занятия. 6. Соревнования. 7. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК, релаксации. 8. Занятия-тренировки, походы в парк. Экскурсии-тренировки в ФОК (физкультурно-оздоровительном комплексе). 9. Посещение спортзала, спортивной площадки ближайшей школы. 10. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов. 11. Занятия по интересам. 12. Тематические. 13. Интегрированные. 14. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье).

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. Чтобы подобрать упражнения для каждого занятия, нужно учитывать: поставленные задачи, возраст детей, состояние их здоровья, физическое развитие, подготовленность, время года, климото-метеорологические условия, место занятия в режиме дня, наличие оборудования, инвентаря, игрушек и др. Наилучший результат достигается тогда, когда для решения поставленных задач используются упражнения (строевые, ОРУ, ОВД, подвижные игры). Дифферинцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Наглядные: Наглядно-зрительный прием, который заключается в правильной, четкой демонстрации образца движения или его отдельных элементов. В качестве наглядного пособия могут быть использованы галограммы сложных движений (метание, прыжок в длину с места и с разбега, прыжок в высоту с разбега). Тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность (дотянуться до колокольчика, который педагог держит выше вытянутых рук ребенка и др.). Предметы дают возможность ребенку прочувствовать и осознать сделанную им ошибку, возникновению самоконтролю при выполнении движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ Словесный: Включает такие приемы, как одновременное описание и объяснение детям нового задания с опорой на имеющейся у них жизненный опыт и представления или проведения небольшой беседы. Важны пояснения ( в бросках мяча, если он большой, то ноги ставятся врозь перед броском, если мяч маленький, то одна нога – вперед, другая – назад и т.д.) и указания. Не допускать использования так называемого «обезьяньего » метода, когда на всех этапах обучения упражнение показывается педагогом, а дети механически повторяют его. В старшем возрасте это недопустимо. Следует добивать того, чтобы простые упражнения дети выполняли не только по показу, но и по слуху. Сначала дети выполняют упражнения по словесной инструкции медленно, что способствует усвоению терминологии, ориентироваться в словесных заданиях и четко переводить их в движения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ Практические: Необходимо детям закладывать сразу правильную информацию и постоянно контролировать правильность выполнения и экономичность движения. Необходимо задействовать как можно больше анализаторов и при этом использовать приспособления для уменьшения количества неверно выполненных движений, искажающих технику упражнения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №3 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АЗОВЦЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА