Ст 188 ч 11 коап рф с комментариями

Статья 188. Утратила силу

Комментарий к статье 188 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия и т.д. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, могут быть вещи, не являющиеся товарами, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, например: рукопись научной статьи или иной объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, модель, промышленный образец. Предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных Таможенным кодексом 2003 г. (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ) и Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, правил в отношении количества и стоимости товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей (Приказ Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2008 г. N 1202, устанавливающий требования к заполнению грузовой таможенной декларации). Перемещение тех же предметов, предназначенных для предпринимательской деятельности, регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»; Указами Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и от 4 декабря 2008 г. N 1726 о внесении изменений в этот Список. Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079). Порядок осуществления специального контроля регулируется Регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 мая 2005 г. N 167 (с изм. от 25 января 2010 г. N 19) и другими нормативными правовыми документами.

Для уяснения понятий контрабанды, предусмотренной ст. 188 УК, целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» (БВС РФ. 2008. N 8. С. 3 — 8).

3. Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 188 УК, характеризуются действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов. Перемещение через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11, ст. ст. 291, 309, 310 и 314 ТК означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории; в) пересылка почтой; г) использование трубопровода или линий электропередач. Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство, искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации, ограниченные таможенной границей. В случаях, предусмотренных ТК, таможенной территорией могут считаться свободные таможенные зоны и свободные склады, расположенные за пределами таможенной границы. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей, которая частично совпадает с Государственной границей РФ (ст. 2 ТК РФ). Ввоз товаров, предметов и транспортных средств связан с фактическим их перемещением через таможенную границу. Под вывозом понимается подача таможенной декларации и совершение других действий (вход, въезд физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, в пункт пропуска, сдача предметов транспортным органам либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории) до фактического пересечения таможенной границы (п. п. 8 и 9 ст. 11 ТК), а также пересечение таможенной границы вне установленных мест (п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде»).

Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляются одним из указанных в законе способов. УК называет шесть способов совершения преступления.

4. Перемещение помимо таможенного контроля означает совершение любых действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. физическое перемещение товаров и иных предметов через Государственную границу РФ вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. При ввозе преступление совершается вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (ч. 1 п. 8 Постановления от 27 мая 2008 г. N 6).

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров или иных предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (использование тайников, специально изготовленных или приспособленных, сокрытие в полостях человеческого тела, придание одним предметам вида других и т.д.) (ч. 2 п. 8 указанного Постановления).

Под обманным использованием документов понимается представление органу таможенного контроля в качестве оснований для перемещения через таможенную границу предметов, заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам. Имеются в виду документы, выданные таможенными органами (накладные, багажные квитанции, акты выгрузки товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии, сертификаты). Обманное использование средств таможенной идентификации означает предъявление таможенному органу в качестве условий перемещения товаров через таможенную границу поддельных печатей, штампов, пломб, цифровой или буквенной маркировки и других средств идентификации, указанных в ст. 83 ТК, для индивидуализации предметов, а также в целях недопущения их взлома (п. 9 указанного Постановления).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает умышленное незаявление о них по установленной форме в таможенной декларации, что является обязательным для принятия решения таможенным органом об исчислении размеров таможенных платежей и в других целях. Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другим наименованием, декларация содержит ложные сведения: например, изделия из драгоценных металлов задекларированы как бижутерия (п. 10 указанного Постановления).

5. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов, а также в зависимости от способа его совершения и времени пересечения. При ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (Государственную границу), если перемещение предметов совершено помимо таможенного контроля, вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне коридора пропуска, установленного для следования товаров к месту прибытия, если пункт пропуска установлен не на границе, а в глубине таможенной территории РФ (ч. 4 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6). Контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров и иных предметов в связи с обнаружением этого факта, в том числе в момент представления таможенному органу указанных документов (при внутреннем таможенном транзите, в момент помещения товара под таможенный режим либо при выпуске товара). В тех случаях, когда преступные действия не были обнаружены в процессе перемещения товаров или иных предметов, преступление считается оконченным с момента принятия таможенным органом решения о выпуске товаров или иных предметов либо с момента фактического выведения этих предметов из-под таможенного контроля (ч. ч. 2 и 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 2008 г. N 6). При вывозе товаров или иных предметов контрабанда будет признана оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, при ее подаче или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, до фактического пересечения ими таможенной границы. Закон считает таковыми действиями: вход или въезд физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ, сдачу товаров транспортным организациям или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправления за пределы РФ либо фактическое пересечение товарами и транспортными средствами вне установленных мест (п. 9 ч. 1 ст. 11 ТК; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

6. Обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК. Это сумма, превышающая 1,5 млн. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Определяя размер контрабанды, следует исходить из таможенной стоимости товара, незаконно перемещенного через таможенную границу (т.е. фактически из стоимости его приобретения), а в случае отсутствия таких цен — из рыночной стоимости товаров или устанавливать ее на основании заключения экспертов (ч. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П). При решении вопроса о виновности лица в контрабанде иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, дорожных чеков, ценных бумаг и валютных ценностей следует иметь в виду, что ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ) определяет сумму наличной иностранной валюты, единовременно ввозимой в Российскую Федерацию или вывозимой из нее, не подлежащей декларированию таможенному органу. В настоящее время эта сумма исчисляется в эквиваленте 3000 долл. США. Сумма, превышающая этот предел, но не более 10000 долл. США, должна быть обязательно задекларирована. Поэтому крупный размер контрабанды будет исчисляться не из всей суммы перевозимой иностранной валюты, не заявленной в декларации, а из той ее части, которая превышает размер дозволенного ввоза или вывоза без декларирования (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6); аналогичный подход следует применять к незаконно перемещаемым товарам (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П).

Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.

7. Преступление совершается с прямым умыслом.

8. Субъект преступления: для ч. 1 ст. 188 УК — лицо, достигшее возраста 16 лет; для ч. ч. 2 и 3 ст. 188 УК — должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности.

9. Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это могут быть должностные лица таможенных органов, другие должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, или должностные лица, освобожденные в соответствии со ст. 386 ТК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК; б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, связывания. В том случае, если насилие выразилось в причинении тяжкого вреда здоровью или убийстве, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по п. «в» ч. 3 ст. 188 и ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

10. Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы. По ч. 4 ст. 188 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, в том числе и тех, кто непосредственно не перемещал товары и иные предметы через таможенную границу, а, например, закупал товары за границей для ввоза их в Российскую Федерацию, подделывал документы или содействовал перемещению предметов в пункте таможенного контроля (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

СТ 18.8 КоАП РФ

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 18.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Однако, как и многие другие конституционные права, свобода передвижения не носит абсолютного характера, и ее осуществление может быть ограничено с учетом положений ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ с целью защиты прав и свобод других лиц.

В ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» содержатся положения, направленные на пресечение незаконного пребывания иностранных граждан на территории России. В связи с этим в данной статье указаны основания для признания иностранных граждан незаконно находящимися на территории Российской Федерации, например, нарушение установленных правил при въезде на территорию Российской Федерации или отсутствие либо утрата документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Главой IV указанного Закона установлен порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено названным Законом, международными договорами РФ или указами Президента РФ.

Согласно статье 18.8 КоАП РФ лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ или указами Президента РФ.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— разрешение на временное проживание (документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность, подтверждающий права лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство);

— вид на жительство (документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию);

— иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Отсылка к международным договорам РФ расширяет данный перечень. Так, например, в соответствии с приложениями к Соглашению о взаимных безвизовых поездках граждан, заключенному между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан 30 ноября 2000 г., определяется перечень действующих документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации.

Аналогичные перечни документов, удостоверяющих личность, предусмотрены Соглашениями о взаимных безвизовых поездках между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения (от 25 сентября 2000 г.), Правительством Республики Молдова (от 30 ноября 2000 г.), Правительством Республики Узбекистан (от 30 ноября 2000 г.), Правительством Республики Абхазия (от 2 октября 2009 г.), Правительством Республики Южная Осетия (от 1 февраля 2010 г.).

К иным документам, удостоверяющим личность лица без гражданства, можно отнести документы, предусмотренные в том числе Указом Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике». Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан, поэтому в дальнейшем все, что касается иностранных граждан, будет относиться и к лицам без гражданства, за указанными исключениями.

Иностранные граждане могут въезжать на территорию Российской Федерации по визе либо в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

Виза является разрешением на въезд, пребывание и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством РФ.

В ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» прописаны основания для выдачи иностранному гражданину визы, а именно приглашения на въезд в Российскую Федерацию.

В зависимости от цели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранным гражданам выдаются различные категории виз: дипломатическая (ДП); служебная (СЛ); обыкновенная (О); транзитная (ТР1 или ТР2); виза временно проживающего лица (ВП), срок действия которых различен.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы.

Гражданам ряда стран не требуется виза для въезда в Российскую Федерацию, но при этом в большинстве случаев срок их пребывания на территории Российской Федерации ограничен. Так, например, граждане Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Украины, Узбекистана могут осуществить безвизовый въезд на территорию Российской Федерации.

В частности, Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республика Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства» обеспечиваются равные права граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства без заполнения миграционной карты.

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде с территории страны.

Миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине и о сроке его временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина.

Форма миграционной карты и порядок ее использования установлены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте».

Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания.

На иностранного гражданина возлагается обязанность предъявления миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Факт въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации является основанием для постановки на миграционный учет. Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через границу РФ в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина.

Категории иностранных граждан, освобождаемых от заполнения миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию и предъявления ее при выезде из Российской Федерации, установлены нормами п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 05.10.2004 «Об использовании миграционной карты единого образца».

Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок постановки на миграционный учет, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

— в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, — равен сроку действия выданной ему визы;

— в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток;

— в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высоко квалифицированным специалистом, и членов его семьи — определяется сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

По истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

Срок временного пребывания может быть сокращен по ряду причин. Например, это может произойти в том случае, когда иностранному гражданину предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, но в государстве гражданства данного лица произошло изменение политического строя, вследствие чего угроза его жизни перестала существовать.

Основанием выезда иностранного гражданина из Российской Федерации является аннулирование визы.

По общему правилу временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ.

Если срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин также обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Исключение могут составлять случаи продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина.

Например, иностранные граждане имеют право заключать контракт о прохождении военной службы, что вытекает из положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта РФ с заявлением о желании проходить военную службу по контракту (см. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 N 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту»).

Если с иностранным гражданином прекращен (в том числе досрочно) или не продлен трудовой договор (гражданско-правовой договор) на выполнение работ (оказание услуг) и не заключен новый указанный договор, то иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении установленного срока действия разрешения на работу.

В соответствии со ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан высококвалифицированный специалист может осуществлять поиск новой работы в течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора (гражданско-правового договора). В течение указанного срока разрешение на работу, выданное такому специалисту, а также виза и вид на жительство, выданные ему и членам его семьи, считаются действительными. Если новый трудовой договор не будет заключен, специалист и члены его семьи должны будут покинуть территорию России. На это отводится еще 30 рабочих дней (т.е. всего 60 рабочих дней).

Если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении 15 дней со дня истечения срока действия патента.

Иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешения на пассажирские перевозки и прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные порты, открытые для международного пассажирского сообщения, могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз.

В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации МИД России либо территориальный орган ФМС России проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Иностранные граждане обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке и при условиях, которые определены Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» или международным договором РФ.

Иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия подлежит постановке на учет по месту пребывания. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении территориальным органом ФМС России уведомлений об их прибытии в место пребывания. Для этого иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления. Принимающая сторона с соблюдением семидневного срока представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления.

Миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных названным Законом.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган ФМС России в месте нахождения жилого помещения заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.

По истечении года со дня получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание он обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган ФМС России по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего места проживания в Российской Федерации с приложением документа, который сможет подтвердить доходы иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание (к таковым относятся справка о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина). Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. Уважительной причиной, названной в качестве отсрочки, для подачи данных сведений может служить болезнь (подтвержденная документально), командировка (подтверждается работодателем) и проч. Законодательство не содержит какого-либо перечня причин, которые признаются уважительными в случае просрочки представления необходимой документации. В связи с этим признание фактических обстоятельств, в силу которых иностранный гражданин нарушил установленные сроки, уважительной причиной относится к исключительной компетенции ФМС России как уполномоченного органа государственной власти. Однако такая отсрочка может предоставляться на срок не более чем шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов.

Свобода выбора места жительства, которой обладают иностранные граждане, также ограничена Законом о правовом положении иностранных граждан. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания или избирать место проживания вне пределов субъекта РФ, в котором ему разрешено проживание.

При выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание ему разъясняются основные требования федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, правовой статус лица, получившего разрешение, основания аннулирования разрешения, а также обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением необходимых документов в территориальный орган ФМС России. Иностранный гражданин предупреждается, что он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. Об этом у иностранного гражданина берется расписка.

При этом иностранный гражданин может получить разрешение на изменение места проживания, подав заявление в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания об изменении места жительства вне пределов субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание, и таким образом реализовать свое право на свободу выбора места проживания.

Заявление составляется в произвольной форме с указанием мотивов и предполагаемого места проживания. К заявлению прилагаются документы или их заверенные копии, подтверждающие наличие оснований для изменения места проживания (например, документ, подтверждающий право пользования жилым помещением в предполагаемом месте проживания; паспорт члена семьи, постоянно проживающего в указанном субъекте РФ). Решение об изменении места проживания вне пределов субъекта РФ принимается только при условии согласия территориального органа ФМС России по предполагаемому месту проживания. О принятом решении территориальный орган ФМС России сообщает иностранному гражданину, направляя ему уведомление.

В случае положительного решения иностранный гражданин информируется о необходимости его обращения в территориальный орган ФМС России для снятия с регистрации по месту жительства. Иностранный гражданин также предупреждается об обязанности обращения в территориальный орган ФМС России по новому месту проживания для регистрации по месту жительства под расписку. Срок действия нового разрешения на временное проживание должен соответствовать сроку действия первичного разрешения.

Лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в виде документа, территориальным органом ФМС России по новому месту временного проживания оформляется и выдается новый документ. Ранее выданное в виде документа разрешение подлежит изъятию.

Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях транзитного проезда через ее территорию определяется в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Разрешением на транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина является транзитная виза. Указанная виза выдается на основании действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения на территории Российской Федерации при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство, либо визы государства назначения, либо паспорта этого государства, либо мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Последнее основание может быть использовано при выдаче транзитной визы, дающей право на остановку либо на эвакуацию иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Наличие транзитной визы не требуется, если иностранный гражданин осуществляет транзитный проезд через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках установленных транспортных магистралей.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении:

— российской транзитной визы (либо визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство, либо визы государства назначения);

— действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов (либо подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации).

Основанием осуществления транзитного проезда через территорию Российской Федерации в безвизовом режиме является, например, перелет на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий: оформлены документы на право въезда в государство назначения, имеется авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия.

Транзитная виза выдается на срок до 10 дней, а для граждан, следующих в государство назначения воздушным транспортом, — на срок не более трех дней.

Транзитная виза иностранному гражданину, следующему через территорию Российской Федерации в государство назначения на легковом автотранспортном средстве, выдается на срок, необходимый для транзитного проезда по кратчайшему маршруту. Указанный срок рассчитывается исходя из суточного пробега транспортного средства, равного 500 км.

Статья 30 названного Закона предусматривает визу с правом на остановку на территории Российской Федерации, которая может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки.

Объектом правонарушений выступают общественные отношения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

2. Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.

3. Субъектами правонарушения выступают физические лица, а именно иностранные граждане и лица без гражданства.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1.1, 3, 4 ст. 18.8 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 18.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции), ФМС России и ее территориальных органов, а также судьи, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

6. Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1.1, 3, 4 комментируемой статьи составляют должностные лица ФМС России и ее территориальных органов, а также органов внутренних дел (полиции).