Ст 254 гпк рф

Содержание:

Статья 254 ГПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Текущая редакция ст. 254 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 254 ГПК РФ

1. Заявитель — это всегда лицо (физическое или юридическое), предполагающее, что ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) органа публичной власти или должностного лица нарушены его права, свободы, законные интересы. Например, органом государственной власти издан акт с нарушением компетенции и этим актом нарушены права органа местного самоуправления. В таком случае заявителем будет орган местного самоуправления.

С заявлением по делам данной категории в суд могут обратиться представители, наделенные полномочиями в соответствии с законом, в том числе в интересах несовершеннолетних могут обратиться их законные представители.

По основаниям, указанным в ст. 45 ГПК, в интересах заявителя в суд может обратиться прокурор. В порядке ст. 46 ГПК в защиту интересов других лиц от своего имени с заявлением в порядке главы 25 ГПК могут обратиться только лица в силу прямого указания закона.

Заявитель в заявлении указывает заинтересованное лицо, которое, по его мнению, допустило нарушение его прав, свобод, законных интересов.

Это орган публичной власти или должностное лицо, которое, по мнению заявителя, изданием ненормативного акта, решением, действием (бездействием) нарушило его права, свободы, законные интересы. Заявитель и заинтересованное лицо пользуются в процессе равными процессуальными правами и несут обязанности, установленные ГПК.

При определении подведомственности дел, рассматриваемых в порядке гл.25 ГПК, следует учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». В нем, в частности, указано, что судам общей юрисдикции неподведомственны дела об оспаривании ненормативных актов, которыми нарушены права заявителя сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку они рассматриваются арбитражными судами в порядке гл.24 АПК.

_______________
БВС РФ. 2009. N 4.

Заявитель вправе по своему выбору избрать судебную или административную формы защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов.

При несогласии с решением вышестоящего органа, должностного лица или служащего, он вправе обратиться в суд. При этом в суде оспаривается не решение вышестоящего органа или должностного лица, а тот ненормативный акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы.

2. Дела данной категории рассматриваются в первой инстанции судами разного уровня, начиная с районного суда, с учетом их компетенции. Специально в комментируемой статье определена лишь родовая подсудность дел об отказе на выезд из Российской Федерации лиц, обладающих сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Правила о подсудности этих дел военным судам сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года (с изм. и доп.) «О военных судах Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 25 ГПК).

4. Право суда приостановить действие решения, которое оспаривается заявителем, до вступления решения суда в законную силу направлено на усиление гарантий своевременного восстановления нарушенных прав, свобод, законных интересов. Судья вправе вынести определение о приостановлении действия оспариваемого решения в стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в стадии судебного разбирательства до постановления судебного решения. В определении должны быть указаны мотивы, по которым суд приостанавливает действие оспариваемого решения, а также указание на то, что приостановление допускается до вступления решения в законную силу.

Такое процессуальное действие суда может рассматриваться как специфическая обеспечительная мера. Основанием для приостановления действия оспариваемого решения может быть как просьба заявителя, так и инициатива суда.

Консультации и комментарии юристов по ст 254 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 254 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

СТ 254 ГПК РФ

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Комментарий к Статье 254 Гражданского процессуального кодекса

Комментарий к Статье 254 ГПК РФ скоро появится.

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Утратила силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Комментарий к статье 254 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным в комментируемой главе.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Обжалуемые решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение оформляется как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По правилам, установленным комментируемой главой, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
1) федеральных органов государственной власти:
а) представительного (законодательного) органа Российской Федерации;
б) федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , указами Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти;
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

в) территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
2) органов государственной власти субъекта РФ:
а) законодательного (представительного) органа;
б) высшего исполнительного органа;
в) иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ и (или) его высшего должностного лица;
3) органов местного самоуправления:
а) представительного органа муниципального образования;
б) местной администрации;
в) иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам комментируемой главы, относятся лица, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающие от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам гл. 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части).

К должностным лицам относятся:
1) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов РФ (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);
2) должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
3) должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);
4) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в том числе государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов РФ).

2. В порядке, предусмотренном комментируемой главой, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, имеющие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. Это, например, дела об оспаривании решений:
— квалификационных коллегий судей (ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» );
———————————
СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

— решений призывных комиссий (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» );
———————————
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

— решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению;
— решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ).

3. По правилам, предусмотренным настоящей главой, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (ст. ст. 2, 21, 26, 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» ), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ).

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

При этом следует учитывать, что в судах общей юрисдикции не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 АПК РФ).

Согласно положениям ч. 2 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (подробнее об этом см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ).

4. Согласно гл. 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм КоАП РФ:
— решений, действий (бездействия), совершенных указанными в ст. 123 УПК РФ лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство);
— решений, действий (бездействия), связанных с разрешением уполномоченными органами вопроса об освобождении от уголовной ответственности (в частности, об обжаловании лицом, отбывшим наказание, неприменения в отношении него акта об амнистии);
— прямо названных в УПК РФ решений и действий, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК РФ), отказа в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица (ст. 463 УПК РФ);
— решений, для которых гл. 30 КоАП РФ установлен порядок их обжалования, в частности постановлений по делам об административных правонарушениях (в том числе их обжалования по мотиву неразрешения в постановлении указанного в ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вопроса об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест), а также определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
— решений, действий (бездействия), в отношении которых не предусмотрено порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении).

Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам комментируемой главы.

5. Не подлежат рассмотрению по нормам главы 25 ГПК РФ также дела:
— об оспаривании лицами, указанными в ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ (порядок производства по таким делам определен гл. 26 ГПК РФ);
— о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, если органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке с учетом положений п. 2 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи (порядок производства по таким делам определен гл. 36 ГПК РФ);
— об оспаривании нотариальных действий, в том числе совершенных главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, уполномоченными должностными лицами, или об отказе в совершении этих действий названными лицами (порядок производства по таким делам определен гл. 37 ГПК РФ).

6. Предметом судебной проверки по делам об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может выступать правомерность (законность) любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Это например:
— обжалование действий (бездействия) прокурора, следователя, дознавателя;
— обжалование решений органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
— рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

254 ГПК РФ

Начальник полиции в 2014 году вынес уведомление.
На сегодняшний день ст 254 ГПК РФ утратила силу. Вопрос, теперь как обжаловать это уведомление, в порядке ст. 124-125 УПК РФ или это административный иск? В данном уведомлении указано что в течении 10 суток человек должен покинуть страну. Уточнюсь, мне нужен ответ, именно по какой статье можно обжаловать это уведомление.

Добрый день, чтобы получить подробные рекомендации по этому вопросу обращайтесь за работой в личку к выбранному юристу. И все уточняйте.

Уточнюсь, мне нужен ответ, именно по какой статье можно обжаловать это уведомление. 218 КАС РФ,административное исковое производство, срок предьявления 3 месяца.

В суде находится дело по моему иску с августа 2015 года. Я ссылаюсь на статьи 254-258 ГПК РФ. Сейчас мне нужно уточнить исковые требования (судья подсказал). С 15.09.2015 раздел ГПК, в который входят указанные статьи, утратил силу, в связи с принятием КАС. В уточненном исковом мне ссылаться на те же статьи 254-258? или теперь указывать статьи КАС? в последнем случае это изменение основания и предмета иска (то есть фактически подача нового иска)?

Наталья, изменение процессуального закона ни на что не влияет. Сам по себе процессуальный закон — не основание иска. «Что ссылаться, что указать в иске» — это уже платная услуга, составление и редактирование иска.

Ст.254 ГПК РФ с 15.09.2015 г. утратила силу. Мне нужно подать в суд заявление, оспорить решение органа опеки. На какую статью можно теперь сослаться?

Уважаемая Марина! Разъясняю Вам, что с 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/. Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти. С 15.09.2015 такие дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, рассматриваются по правилам КАС РФ (глава 22). Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений).

Жалобу на бездействие судебного пристава подавать на основании ст.254 ГПК РФ или кодекса об административном судопроизводстве?

На основании Кодекса административного судопроизводства. Глава 25 ГПК утратила силу.

ст 254 ГПК утратила силу в связи с вступлением в силу КАС РФ, по моему мнению эффективнее подать жалобу вышестоящему судебному приставу.

Если согласно части 4 статьи 254 ГПК РФ суд приостановит действие оспариваемого решение органа государственной власти, то это определение вступает в силу немедленно? И как будет уведомлен об этом соответствующий орган — письмом из суда?

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Сегодня мне юрист посоветовал обжаловать незаконные действия в суд по ст. 254 гпк рф, доказывая, что внучка не приобрела право пользования квартирой и у нее нет права приватизации. Что такое право пользования квартирой-это прописка или родственная связь?

Что такое право пользования квартирой-это прописка или родственная связь ЭТО РЕАЛЬНОЕ ВСЕЛЕНИЕ И ПРОЖИВАНИЕ. УДАЧИ ВАМ

Местом жительства ребенка является место жительства их родителей. Также Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Трудно гадать, но если желаете приватизировать то, где дети в договоре соц найма указаны, то без них не получится. а если этого права у них, утрачено, то нужно через суд доказать что или не приобрела, или утратила. Но это мои предположения, нужно смотреть бумаги

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Разъясните. Имеется п.1 ст. 254 ГПК РФ. Имеется п.2 ст.441 ГПК РФ. Будет ли пропущен срок если я узнал о нарушенных правах и подал старшему приставу жалобу, затем получил постановление об отказе и подал в суд на постановление об отказе.

Срок на обжалование в таком случае не пропущен, если уложились в 3 мес. с подачей жалобы в суд по ст. 441 ГПК РФ

Собираюсь обжаловать, согласно ст. 254 ГПК РФ, решение должностного лица, а именно консультанта ВС РФ. Вопрос в следующем в какай суд направлять заявление, если я проживаю в г. Серов Свердловской области? По месту проживания или в Московский суд и какой именно?

Подается по месту нахождения ответчика.

Можно ли подать уточненное заявление если дело рассматривается в порядке статьи 254 ГПК РФ на бездействие судебного пристава.

Можно до вынесения судом решения

Дайте пожалуйста ссылку образца заявления об оспаривание приказа и характеристики (ст 254 ГПК РФ)

образец идентичен исковому только вместо слова исковое просто заявление и не ответчик а заинтересованное лицо. Надо подробнее обращайтесь:)

Здравствуте.
Можно ли в ходе рассмотрения заявления в порядке статьи 254 ГПК РФ (о признании незаконными действий должностного лица) заменить ненадлежащего ответчика надлежащим или для этого придется обращаться с новым заявлением?
Заранее благодарю за ответ.
Александр, г.Санкт-Петербург.

Александр! Вообще-то это как-то нелогично для такой категории дел, но чтобы ответить точно, надо знать, в связи с чем у Вас возник такой вопрос? Вы перепутали сами, к кому обращаться или та сторона пытается вас сбить с толку?

А что, там есть ответчик? Новое заявление нужно подавать.

Уважаемый Александр! Есть способ, но для этого было бы оптимальным изучить Вашу ситуацию и документы, поскольку из Вашего вопроса не ясно, в чем выразилось незаконное действие, почему такой «разброс» в должностных лицах (от милиции до судебного департамента).

При подаче Заявления о признании незаконными действий должностного лица на основании ст. 254 ГПК РФ и ст. 255 ГПК РФ, мной как физическим лицом. Нужно ли посылать заявление с прилагаемыми документами этому должностному лицу заказным письмом с уведомлением, а это уведомление прикладывать в документы при подаче в суд? Или суд сам их уведомит о подаче жалобы на сотрудника?

Николай, добрый день! Если речь идет о суде общей юрисдикции (уверена, что да), то не надо. Это сделает суд. Вам просто необходимо сделать копии всех документов для заинтересованного лица, подав их вместе с 2 экз заявления. Всего доброго, С уважением,

Мы (физ. лицо) подали в суд по Статья 254 (ГПК РФ) Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Суд принял нашу сторону, но подана апелляция. Переживаем за исход дела.
Вопрос: — Можно ли подать одновременно заявление в суд по Статья 252 (ГПК РФ) Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов?

конечно подавайте, одно другому не имеет отношения

К сожалению вы не указываете предмет спора. Либо акт является нормативным либо ненормативным. Одно исключает другое. Вы уж определитесь с правовой природой оспариваемого акта.

Как правильно обратиться в суд по ст.254 ГПК РФ-с жалобой или с заявлением?

Статья 254 ГПК РФ. Подача ЗАЯВЛЕНИЯ об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего [Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 254] 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 2. ЗАЯВЛЕНИЕ подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. ЗАЯВЛЕНИЕ может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. 3. ЗАЯВЛЕНИЕ военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Уважаемый Евгений! Как Вы сами можите убедиться, что если внимательно посмотреть статью, то речь идет исключительно о заявлении. Т.о. Вам следует обратиться с заявлением. Удачи.

Ответ от 29.09.09: Уважаемый Евгений ! Как говорят: «Лучше ОДИН раз увидеть, чем ДЕСЯТЬ раз услышать». Так что сморите сами статью 254 Гражданского процессуального ко- декса Российской Федерации: Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ- ственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их пра- ва и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местно- го самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному слу- жащему. 2. З а я в л е н и е подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. З а я в л е н и е может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа мест- ного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу- жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответ- ствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федераль- ного значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. 3. З а я в л е н и е военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездейст- вие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, пода- ется в военный суд. 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в за- конную силу решения суда. Удачи Вам.

Уважаемый Евгений! Статья 254 ГПК РФ имеет название-Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом подаётся заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Я подал в Верховный Суд РФ заявление, предусмотренное ч.1 ст.254 ГПК РФ, об оспарива-нии определения судьи МосОблСуда (имеется 8 существенных нарушений норм процессу-ального права по моему делу!). Однако заявление не было рассмотрено судебной коллеги-ей по гражд. Делам ВерхСуда потому, что судья ВерхСуда вернул заявление и сообщил, что действующим гражданским законодательством не предусмотрено самостоятельное обжалование определения судьи и что для подачи новой аналогичной надзорной жалобы уже в ВерхСуд необходимо восстановить срок ее подачи по ст. 112 ГПК в суде первой инстанции.
Это противоречит ст. 254 ГПК. «Гражданин вправе оспорить. » По ст. 257 ГПК суд (а не судья) должен рассмотреть мое заявление и далее принять решение по ст. 258 ГПК. Прав ли судья ВерхСуда?
Для восстановления срока у меня нет уважительных причин. Как мне добиться передачи дела в прежний в надзорный суд: президиум МосОблСуда? (обратиться к председателю МосОблСуда, согласно N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года?, председателю ВерхСуда?, в ГенПрокуратуру?, в Европейский суд?, ?…..). Спасибо за Ваш ответ.

Суд — орган судебной власти, поэтому порядок оспаривания решений органов гос. власти и местного самоуправления не применим. Судебные постановления могли быть оспорены в порядке надзора, поскольку установленный для этого срок Вами пропущен, можете попробовать обратиться в Европейский суд. Все остальные Ваши рассуждения основаны на неправильном толковании закона. Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Обратился в суд с жалобой на действия сотрудников милиции в порядке ст. 254 ГПК РФ. Пришло определение с отказом в принятии заявления на том основании, что в жалобе я просил взыскать моральный и материальный ущерб с МВД РФ. Насколько прав судья? Что делать в этом случае? Заранее спасибо.

Здравствуйте Николай! В порядке статьи 254 оспариваются действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан, создающих препятствия в осуществлении права, либо незаконно возлагающих обязанность. То есть единственное требование, которое заявляется в порядке 254 статьи ГПК РФ — признать незаконным действие или решение. Вопросы компенсации материального и морального вреда решаются в порядке искового производства. С уважением, Александр Тимофеев.

Статья 254 ГПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (действующая редакция)

Это старая редакция документа

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 254 ГПК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также ГПК РФ значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

3. Исходя из содержания ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что оспариваться могут не только действия указанных в статье лиц, но и их решения.

4. Каждый гражданин имеет возможность обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции, если считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) не только органов государственной власти или должностных лиц, но и органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих (ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

5. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

— федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

— органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

— органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

6. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), которые имеют обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, ч. 3 ст. 254 ГПК РФ).

7. К должностным лицам, в частности, относятся:

— лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);

— должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

— должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);

— должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (ст. 359 ТК РФ, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды (ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

8. Должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ. Так, если орган или должностное лицо, в отношении которых прокурором внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу, оснований для отказа в принятии такого заявления ст. 134 ГПК РФ не содержит.

Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

9. В соответствии с положениями, закрепленными в ст. ст. 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», к федеральным государственным служащим относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы), учрежденных федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, входящих в реестр должностей федеральной государственной службы, утвержденный Президентом РФ, и получающие вознаграждение за счет средств федерального бюджета. К государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, учрежденных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, входящих в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, утвержденный законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и получающие вознаграждение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (ст. ст. 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

10. Суду общей юрисдикции подведомственно разрешение заявления муниципального образования (например, о признании частично недействительным закона субъекта Российской Федерации «Об областном бюджете» в части передачи в бюджет города расходов областного бюджета по компенсационным выплатам на детей без возмещения органам местного самоуправления дополнительных расходов), оспаривающего решения и действия органа государственной власти — областного Собрания депутатов, нарушающие, по мнению заявителя, права и свободы граждан, в данном случае жителей муниципального образования.

11. Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальными служащими являются граждане, осуществляющие на постоянной основе на основании контракта профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы, которые установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, и получающие денежное содержание за счет средств местного бюджета.

12. При этом необходимо иметь в виду, что в федеральных органах государственной власти, иных федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями соответственно государственной и муниципальной службы (п. 6 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Решения, действия (бездействие) лиц, занимающих такие должности, не подлежат оспариванию по правилам главы 25 ГПК РФ.

13. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»), решений призывных комиссий (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (п. 6 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

14. По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

15. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (ст. ст. 2, 21, 26, 32 Федерального закона «О техническом регулировании»), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

16. Правила совершения следственных действий по уголовному делу определены в уголовно-процессуальном законодательстве. Оспаривание этих действий производится в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ. В порядке гражданского судопроизводства, как это указано в ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», жалоба на постановление дознавателя о производстве обыска и на действия должностных лиц, утвердивших и санкционировавших это постановление, рассмотрена быть не может, поскольку нормами гражданского процессуального права отношения, возникающие при расследовании уголовного дела, не регулируются. Восстановление нарушенного права кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления возможно после проверки в суде правомерности действий должностных лиц, участвовавших в проведении предварительного следствия по уголовному делу, по правилам уголовного судопроизводства применительно к тому порядку, который предусмотрен в главе 16 УПК РФ для обжалования в суд иных следственных действий (ст. ст. 125, 126 УПК РФ).

17. С учетом конституционных гарантий судебной защиты любых прав граждан заинтересованное лицо вправе обратиться в суд по поводу нарушения его прав в сфере применения норм уголовно-процессуального права. Однако такие жалобы (заявления) не могут рассматриваться по правилам гражданского судопроизводства.

18. В порядке главы 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм КоАП РФ:

— решений, действий (бездействия), совершенных указанными в ст. 123 УПК РФ лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство). Вместе с тем в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации, или предоставивших такие сведения не в полном объеме (ч. ч. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

— решений, действий (бездействия), связанных с разрешением уполномоченными органами вопроса об освобождении от уголовной ответственности (в частности, об обжаловании лицом, отбывшим наказание, неприменения в отношении его акта об амнистии);

— прямо названных в УПК РФ решений и действий, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК РФ), отказа в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче лица (ст. 463 УПК РФ);

— решений, для которых главой 30 КоАП РФ установлен порядок их обжалования, в частности постановлений по делам об административных правонарушениях (в том числе их обжалования по мотиву неразрешения в постановлении указанного в ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вопроса об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест), а также определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

— решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ. В таком же порядке могут быть оспорены действия должностных лиц в случае, когда дело об административном правонарушении не возбуждалось.

Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.

19. Несоблюдение лицом, уполномоченным разрешать конкретные процессуальные вопросы, требований УПК РФ и КоАП РФ о необходимости вынесения по результатам их рассмотрения тех или иных процессуальных документов (например, направление письма вместо процессуального документа) само по себе не может повлиять на вид судопроизводства, в котором подлежит обжалованию (оспариванию) документ, вынесенный по результатам рассмотрения процессуального вопроса.

20. Не подлежат рассмотрению по нормам главы 25 ГПК РФ дела:

— об оспаривании лицами, указанными в ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (порядок производства по таким делам определен главой 26 ГПК РФ);

— о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, если органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке с учетом положений п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи (порядок производства по таким делам определен главой 36 ГПК РФ);

— об оспаривании нотариальных действий, в том числе совершенных главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, уполномоченными должностными лицами, или об отказе в совершении этих действий названными лицами (порядок производства по таким делам определен главой 37 ГПК РФ).

21. Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

22. Нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 ГПК РФ решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

23. Родовая подсудность дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе воинских должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определяется в соответствии со ст. ст. 24 — 27, ч. ч. 2 и 3 ст. 254 ГПК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 9, ст. ст. 14 и 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

24. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; дела об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки. Дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда РФ.

25. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанные с государственной тайной, в том числе об оспаривании отказа в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну; дела об оспаривании постановлений квалификационных коллегий судей, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки. Окружные (флотские) военные суды рассматривают гражданские дела об оспаривании военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, связанные с государственной тайной.

26. Районными судами рассматриваются все дела об оспаривании решений, действий (бездействия), не отнесенные ст. 27 ГПК РФ и п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» к подсудности Верховного Суда РФ, не отнесенные ст. 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, а также не отнесенные ст. ст. 7, 14 и 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» к подсудности военных судов. Гарнизонными военными судами рассматриваются все дела об оспаривании военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судов.

27. Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории (в том числе об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа, выданного мировым судьей), как не отнесенные законом к их подсудности (ст. 23 ГПК РФ).

28. Установленная ч. 2 комментируемой статьи родовая подсудность не может быть изменена по соглашению заявителя и органа (лица), принявшего оспариваемое решение, совершившего оспариваемое действие (бездействие).

29. Судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

30. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Согласно правилам, закрепленным в ст. 398 ГПК РФ, заявителями по этим делам могут также выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации.

31. Заявления по делам рассматриваемой категории, подсудные районным судам и гарнизонным военным судам, подаются в суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) органа государственной власти, органа военного управления, органа местного самоуправления, должностного лица, в том числе воинского должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 254 ГПК РФ предусмотрена альтернативная подсудность для заявителей-граждан. Эти лица вправе по своему усмотрению подать заявление об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых наступили указанные в ст. 255 ГПК РФ последствия, в суд по месту своего жительства. Заявитель-гражданин в силу ч. 2 ст. 441 ГПК РФ не может обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, связанных с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Такие заявления подаются в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные должностные лица.

32. Если место нахождения органа или лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция (например, местная администрация расположена вне границ данного муниципального образования), то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо.

33. Согласно ч. 1 комментируемой статьи гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия). Например, п. 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

34. Исходя из положений ч. 4 комментируемой статьи судья вправе приостановить действие оспариваемого решения не только по заявлению лиц, участвующих в деле, но и по собственной инициативе, что не предрешает результата рассмотрения дела судом.

35. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя.

36. Однако, если федеральным законом предусмотрено приостановление выполнения соответствующего решения в случае его оспаривания, судья обязан проверить, приостановлено ли выполнение оспариваемого решения органом или должностным лицом после поступления к ним жалобы на это решение (например, п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции»). Если этого не было сделано, суду следует вынести определение о приостановлении действия этого решения до вступления решения суда в законную силу.

37. Полномочия представителя на подачу заявления от имени гражданина должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ.

38. Дела по заявлениям военнослужащих на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц рассматриваются военными судами (военными судьями) применительно к правилам, установленным Законом РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главами 23, 25 ГПК РФ.

39. Военным судам подсудны также заявления военнослужащих на конкретные действия или решения соответствующих органов военного управления или воинского должностного лица, вытекающие из отношения военной службы.

40. Исходя из положений ч. 5 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» военнослужащие вправе оспаривать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла названной нормы в военный суд могут быть оспорены действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.

41. В то же время военный суд не вправе принимать к производству заявления граждан, уволенных с военной службы, если их права были нарушены не в период ее прохождения. Так, к примеру, военный суд обоснованно отказал в принятии жалобы (заявления) офицера запаса на действия областного военного комиссара, связанные с перерасчетом назначенной ему пенсии. Действия военкомата, которые оспаривал офицер запаса, имели место после его увольнения с военной службы и связаны с пенсионным обеспечением, поэтому должны быть оспорены в суд общей юрисдикции.

42. По смыслу Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ст. 4), военные суды рассматривают заявления военнослужащих лишь на действия воинских должностных лиц и органов военного управления. Заявления, оспаривающие правомерность действий других военнослужащих и граждан, не могут рассматриваться военным судом в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

43. Руководящие органы военно-страховой компании в состав Минобороны не входят, не являются органами военного управления, и заявления на их действия не могут быть предметом рассмотрения военного суда.

44. Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предусмотрен обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования. Военнослужащий по своему выбору вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

45. Требования имущественного характера, вытекающие из административно-правовых отношений, подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства.

46. Если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, узнало об этом и полагает, что его права и законные интересы ущемлены, то оно имеет право на оспаривание этих действий и судебную защиту и в порядке судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, может обращаться в суд в соответствии с установленной подсудностью, пользоваться услугами адвоката или иной квалифицированной юридической помощью.

47. Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

48. Граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Принятие решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не является исключительной компетенцией межведомственных комиссий и органов местного самоуправления.

49. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, могут быть также оспорены:

— решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

— действия (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание в порядке ст. 32.6 КоАП РФ и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право.

50. В том же порядке, при отсутствии спора о праве, подведомственном суду, лицо, осуществившее самовольную постройку на отведенном ему в установленном законом порядке земельном участке, в случае отказа в оформлении самовольного строения вправе оспорить действия соответствующих государственных или муниципальных органов.

51. А вот заявления граждан о признании права собственности на самовольную постройку, осуществленную ими на не принадлежащем им земельном участке, подлежат рассмотрению судами в порядке искового производства.

52. Поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

53. Если нормативный правовой акт не зарегистрирован, не опубликован в предусмотренном законом порядке, то рассмотрение дела об оспаривании такого акта может осуществляться по правилам главы 25, а не главы 24 ГПК РФ — в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Такие дела подсудны районным судам, поскольку к подсудности Верховного Суда Российской Федерации не отнесены.

54. Заявление, оспаривающее отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации по тому основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается соответственно в верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд, суд автономной области, суд автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения, а заявление, оспаривающее другие действия, связанные с охраной государственной тайны, — по общим правилам подсудности (ст. ст. 23 — 27, 254 ГПК РФ, ст. ст. 4, 7, 22, 23, 26 Закона РФ «О государственной тайне»).

55. Заявление, оспаривающее действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается государственной пошлиной в установленном НК РФ размере.

56. Учитывая требования ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого искового заявления, в заявлении, о котором идет речь в комментируемой статье, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.

57. Судья вправе оставить заявление без движения при наличии оснований, предусмотренных ст. 136 и ч. 3 ст. 247 ГПК РФ.

58. Приняв заявление к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

59. См. также комментарий к ст. ст. 4, 10, 22, 24 — 27, 53, 245 — 248, 255, 257, 268 ГПК РФ.