Ст упк дознание

Статья 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарии к ст. 40.1 УПК РФ

1. Самостоятельным субъектом уголовного процесса является руководитель подразделения дознания, являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

2. Под группой в нашем определении понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы — помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.

3. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель — руководитель следственно-оперативной группы, в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

4. В коммент. ст. приведен неполный перечень полномочий начальника подразделения дознания. Последний также вправе возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

5. Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служить дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

6. См. также комментарий к ст. ст. 39, 40 УПК.

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарии к ст. 40 УПК РФ

1. Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.

2. Комментируемая статья наделила полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов и др.).

3. Полный перечень органов дознания — учреждений следующий: органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

4. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок и главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

5. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

6. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.

7. Милиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. ст. 1, 7 Закона РФ «О милиции»).

8. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4904.

9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4905.

10. К органам Федеральной службы безопасности относятся:

— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

11. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся:

— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

— региональные управления ФСКН России;

— управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

12. Компетенция органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ограничена происшествиями, содержащими признаки незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

13. Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

14. Органами Федеральной службы судебных приставов являются ФССП России и ее территориальные органы.

15. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания.

16. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три . Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно, в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 30 декабря 2008 г.).

17. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.

18. Начальники органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас — это директор Федеральной службы судебных приставов и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов . Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20 «Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов».

19. Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

20. Именно поэтому в настоящее время уголовно-процессуальный статус прежде всего старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ небезупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы — признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

21. Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.

22. Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

23. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре ).

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собр. законодательства РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5491.

24. См. также комментарий к ст. ст. 5, 41, 151, 157 УПК.

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания (действующая редакция)

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 40 УПК РФ

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности — ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет полиция, одним из основных направлений деятельности которой является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц. В состав полиции входят подразделения, на которые возлагается производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам и осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

3. Расследование в форме дознания производят дознаватели: ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным — либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геологоразведочных партий).

4. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция вправе в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Ст упк дознание

Заключение / Задачи и полномочия органов дознания

В работе были рассмотрены проблемы правового регулирования выполнения з адач и реализации полномочий органов дознания. Тема данного исследования достаточно актуальна ввиду того, что одной из отличительных черт нового Уголовно-процессуального кодекса Р РФ является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования, которая осуществляется в тех случаях, когда по данному делу предварительное следствие не обязательно, а также того, что значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет производить более эффективно и мобильно предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.

В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Соответственно, дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается. Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности, осуществление которой также входит в задачи органов дознания.

В соответствии с законом орган дознания наделен следующими основными правами:

· рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

· ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

· принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

· производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

· применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством;

· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);

· обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК);

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно — процессуальным законодательством.

В соответствии с уголовно — процессуальным законодательством дознаватель обязан:

· осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

· производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;

· применять меры уголовно — процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 — 14 УПК РФ);

· информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

· в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

· выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

· заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);

· разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 — 72 УПК РФ);

· осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно — процессуальным законодательством.

Органы дознания входят в состав различных силовых структур, деятельность которых имеет свои особенности, что налагает свой оттенок на процесс выполнения задач и реализации полномочий органами дознания, входящих в данные структуры.

Как видно из анализа норм права, регулирующих полномочия органов дознания, они наделены широким спектром прав от проведения оперативно-розыскной деятельности, следственных действий в процессе осуществления дознания до поддержания обвинения в суде по поручению прокурора.

Реализация данных полномочий требует от сотрудников органов дознания неукоснительного соблюдения законности в процессе их деятельности, прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, что соответствует устоям и традициям развитого демократического общества.

Статья 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания

Новая редакция Ст. 40.1 УПК РФ

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к Статье 40.1 УПК РФ

1. Самостоятельным субъектом уголовного процесса является руководитель подразделения дознания, являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

2. Под группой в нашем определении понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.

3. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель — руководитель «следственно-оперативной группы», в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

4. В к.с. приведен не полный перечень полномочий начальника подразделения дознания. Последний также вправе возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ).

5. Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служить дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

6. См. также комментарий к ст. ст. 39, 40 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. О круге должностных лиц, наделенных полномочиями начальника подразделения дознания, см. п. 17.1 ст. 5 настоящего Кодекса.

2. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в УПК РФ урегулированы впервые. Он получил распорядительные полномочия, связанные с распределением обязанностей между дознавателями (п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи), право отменять решение дознавателя о приостановлении дознания, вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений дознавателя (п. п. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи).

3. Предназначение начальника подразделения дознания заключается в осуществлении текущего процессуального контроля за деятельностью подчиненных ему дознавателей в целях обеспечения эффективности и законности расследования уголовных дел.

4. Контролирующая деятельность начальника подразделения дознания не подменяет и не заменяет надзора прокурора в досудебном производстве, а органично способствует ему. Начальник подразделения дознания имеет возможность более оперативно руководить расследованием. В этой связи ему предоставлены права проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Указания начальника подразделения дознания в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ могут касаться наиболее принципиальных вопросов дела: направления расследования, производства отдельных следственных действий, избрания в отношении подозреваемого меры пресечения, квалификации преступления и объема обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем.

Правило об обязательности исполнения указаний начальника подразделения дознания и невозможности приостановить их исполнение в связи с обжалованием ограничивает процессуальную самостоятельность дознавателя.

6. Полномочия уголовно-процессуального характера начальника подразделения дознания предназначены для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль может осуществляться как с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого начальника подразделения дознания (проверка материалов уголовного дела, дача указаний, принятие дела к своему производству), так и посредством обращения к прокурору. В частности, по ходатайству начальника подразделения дознания прокурор может отменить незаконные или необоснованные постановления дознавателя об отказе в возбуждении дела. В том же порядке начальник подразделения дознания может добиться отстранения подчиненного ему следователя от производства по делу.