Ст1425 коап будет

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

СТ 14.25 КоАП РФ

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Ст. 14.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отдельные нормы содержатся в ст. ст. 23, 51 ГК РФ, иных нормативных правовых актах РФ. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц определяются соответствующими федеральными законами. Порядок ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей определяется Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой ст. 14.25 КоАП РФ выражается в несвоевременном или неточном внесении записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи выражается в незаконном отказе в предоставлении или несвоевременном предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 5.63 КоАП РФ.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи 14.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ выражается в непредставлении, или несвоевременном представлении, или представлении недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи выражается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

6. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью.

7. Субъектами правонарушений являются должностные лица, а также индивидуальные предприниматели.

К административной ответственности привлекаются также должностные лица лицензирующих органов, органов государственных внебюджетных фондов, банков, ответственные за представление сведений, предусмотренных законом о государственной регистрации.

8. Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи 14.25 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела о правонарушениях по ч. ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а по ч. 3 — должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 23.61 КоАП РФ).

Вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства

(Дракина М. Н.) («Банковское право», N 1, 2004) Текст документа

ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

До введения в действие нового КоАП РФ, т. е. до 1 июля 2002 года, статьей 14 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту — Закон) предусматривалась ответственность резидентов в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам, необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. В ныне действующей редакции ст. 14 Закона содержит отсылочную норму, указывающую, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства в настоящее время установлена ст. 15.25 КоАП РФ.

Применение части 1 статьи 15.25 КоАП РФ

При рассмотрении состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, необходимо обратить внимание на следующие моменты, связанные с установленным действующим валютным законодательством РФ порядком осуществления валютных операций. Так, Закон разделяет валютные операции на две группы: текущие и связанные с движением капитала (далее — капитальные). В Законе дан перечень текущих валютных операций, который не является закрытым, поскольку предусматривается, что иные текущие валютные операции должны содержаться в перечне, устанавливаемом Правительством РФ. К валютным операциям, связанным с движением капитала, согласно п. 10 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», относятся: — прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; — портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг; — переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; — предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); — предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; — все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Иначе говоря, если конкретная валютная операция не прописана в действующем валютном законодательстве как текущая, по определению Закона она является капитальной. Необходимость разделения валютных операций на капитальные и текущие связана с различием в порядке их проведения. Согласно ст. 6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. По общему правилу капитальные операции осуществляются при условии получения лицензии (разрешения) на совершение такой операции либо при условии предварительного уведомления о ее проведении. В настоящее время значительно расширился круг валютных операций, связанных с движением капитала, осуществление которых разрешено без лицензии (разрешения) и без уведомления ЦБ РФ . ——————————— См.: ФЗ от 31.05.2001 N 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2290; Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 N 39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций»; указание ЦБ РФ от 08.10.1999 N 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» // Вестник Банка России. 1999. N 62; указание ЦБ РФ от 21.07.1999 N 611-У «О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга» // Вестник Банка России. 1999. N 47; Положение ЦБ РФ от 24.10.2001 N 157-П «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности» // Вестник Банка России. 2001. N 73.

Так, например, согласно указанию ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У , которым дополнен перечень валютных операций, не требующих получения специального разрешения Банка России, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, наряду с возможностью переводить до 75 тысяч долларов США в течение календарного года для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, без разрешения Банка России вправе переводить из России и в Россию иностранную валюту на текущие расходы. Одновременно установлены критерии ограничения перевода иностранной валюты из Российской Федерации: сумма перевода не должна превышать в эквиваленте 2000 долларов США и не может осуществляться более одного раза в один операционный день через один уполномоченный банк. Однако на практике эти критерии не работают, поскольку любое физическое лицо при желании имеет возможность в один операционный день посетить несколько банков, в каждом из которых осуществить перевод на текущие расходы. Таким образом, в один день суммарно можно перевести за рубеж денежные средства в эквиваленте более 2000 долларов США, поскольку отсутствует механизм соответствующего контроля. ——————————— Вестник Банка России. 2002. N 52.

Нормы Положения Банка России от 24 апреля 1996 г. N 39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» в редакции от 19 сентября 2001 г. значительно расширили круг валютных операций по сравнению с Законом о валютном регулировании и валютном контроле, проведение которых не требует разрешения Банка России . ——————————— Вестник Банка России. 1996. N 24, 113; 2003. N 53.

Порядок выдачи разрешений на осуществление капитальных валютных операций регулируется Положениями Банка России от 20 июля 1999 г. N 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала», в редакции от 5 июля 2001 г. , и от 21 декабря 2000 г. N 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала», в редакции от 10 сентября 2001 г. . ——————————— Вестник Банка России. 1999. N 47. Вестник Банка России. 2000. N 70; 2001. N 3.

Претерпел изменения порядок выдачи резидентам разрешений на осуществление валютных операций, связанных с отсрочкой платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности. Так, с 1 сентября 2002 года, в соответствии с Правилами выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.09.2002 N 699 , выдачу разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Компетенция Департамента валютного контроля Минфина РФ и его территориальных управлений, критерии, определяющие условия выдачи разрешений, определены Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 21.10.2002 N 100н . ——————————— Собрание законодательства РФ. 2002. N 39. Ст. 3800. Финансовая газета. 2002. N 52.

Осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без разрешения, выданного в установленном порядке, или в нарушение установленного соответствующим разрешением порядка является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ. При рассмотрении вопросов, связанных с применением ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, интересным, на наш взгляд, является Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2003 г. по делу N А23-340/03А-3-40. Суть спора заключалась в следующем. 09.01.2003 Приокским региональным управлением валютного контроля (далее — Управление) была проведена проверка ОАО «Калужский турбинный завод» (далее — Предприятие) по вопросу соблюдения валютного и внешнеэкономического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, 17.10.2001 ОАО «Калужский турбинный завод» и фирма «Эрчиммашэкспорт», г. Улан-Батор (заказчик), заключили контракт, в соответствии с которым специалистами российского предприятия осуществлялось техническое руководство по проведению ремонта и настройки систем регулирования турбин в г. Улан-Баторе. Цена контракта составила 6200 долларов США. Оплата данного контракта была произведена заказчиком-нерезидентом в размере 100% авансового платежа. Валютная операция на сумму 6200 долларов США, в виде получения инвалюты от заказчика-нерезидента за оказанные предприятием услуги на территории нерезидента, квалифицируется на основании п. 10 «е» ст. 1 Закона РФ N 3615-1 от 09.10.92 «О валютном регулировании и валютном контроле» как валютная операция, связанная с движением капитала, поскольку она не отнесена к текущим валютным операциям перечнем п. 9 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Эта операция не предусмотрена и в разрешительном перечне валютных операций, связанных с движением капитала, приведенном в Положении ЦБ РФ N 39 от 24.04.1996 «Об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций». Судом кассационной инстанции отмечено, что в силу п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения. Поскольку постановление о назначении административного наказания вынесено 23.01.2003, т. е. по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (09.11.2001), правонарушение не является длящимся, то предприятие в связи с истечением срока давности не может быть привлечено к административной ответственности. Кроме того, согласно Положению ЦБ РФ «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности» от 24.10.2001 N 157-П зачисление на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в виде предварительной оплаты, производится без разрешения Центрального банка Российской Федерации, хотя данная валютная операция связана с движением капитала. Условия этого Положения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания и рассмотрения дела не отменены. Поскольку указанный нормативный акт улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, то согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу. Судом, таким образом, сделан правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. ——————————— Вестник Банка России. 2001. N 73.

Ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность не только за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), но и с использованием резидентами заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов в кредитных организациях за пределами РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. Порядок открытия счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2002 N 200-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами — резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда» ; Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2002 N 201-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами — резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств» ; Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2001 N 100-И «О счетах физических лиц — резидентов в банках за пределами Российской Федерации» ; указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.08.2001 N 1010-У «О перечне иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской Федерации для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда». ——————————— Вестник Банка России. 2002. N 63. Вестник Банка России. 2002. N 63. Вестник Банка России. 2001. N 57 — 58.

Сейчас значительно упрощена процедура открытия счетов за рубежом для физических лиц. Если ранее открытие счетов в иностранных банках допускалось в соответствии с Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденными письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352, только на период пребывания физических лиц за границей, то с введением Инструкции ЦБ РФ от 29.08.2001 N 100-И определен перечень иностранных государств, на территории которых физическое лицо — резидент имеет право открыть счет в иностранном банке без получения специального разрешения Банка России. Эти страны должны являться членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и/или Специальной финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), членом которой стала и Россия в июле 2003 года. Такие счета физическое лицо — резидент может открывать для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Резидент должен направить в налоговый орган по месту своего жительства уведомление об открытии (закрытии) такого счета в месячный срок со дня открытия (закрытия) счета. Согласно письму МНС РФ от 1 апреля 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] «О применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства» , при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса в части осуществления валютных операций с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, необходимо учитывать, что правонарушением является не сам факт открытия счета резидента в банке за пределами Российской Федерации с нарушением установленного Банком России порядка, а использование такого счета для осуществления валютных операций». ——————————— Экономика и жизнь. 2002. N 20.

По этому поводу приведем следующий пример из арбитражной практики. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.08.03 по делу N А68-АП-75/Я-03 были оставлены в силе решения нижестоящих судов по заявлению ОАО «Центдомнаремонт», г. Тула (далее — Предприятие, Общество) о признании незаконным и отмене Постановления Приокского регионального Управления валютного контроля Минфина РФ, г. Тула (далее — Управление), от 17.02.2003 N 70-03/06 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, на основании предписания от 31.10.2002 N 028 Управлением проведена выборочная документальная проверка соблюдения Предприятием требований валютного и внешнеэкономического законодательства РФ. 28.01.2003 в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Обществу в вину вменялось то, что из Лиепайского филиала ОАО «Центдомнаремонт», у которого в банке «UNIVERSAL BANK OF LATVIA» был открыт счет в долларах США, за период с 09.12.97 по 25.07.2002 на валютные счета Предприятия было перечислено 21950 долларов США. Валютные операции осуществлялись, а также счет использовался без специального разрешения Центрального банка РФ, что является нарушением п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон), Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. 17.02.2003 Управлением вынесено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 21950 долларов США. Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, ОАО «Центдомнаремонт» обратилось за защитой в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд правомерно исходил из следующего. Справкой банка «UNIVERSAL BANK OF LATVIA» от 05.12.2002 N 12-0313/845 (т. 1, л. д. 2) и другими материалами подтверждено, что у заявителя в данном банке открыт счет в долларах США N 12001070055, с которого за период с 09.12.97 по 25.07.2002 на валютные счета Общества перечислено 21950 долларов США. Согласно п. 2 ст. 5 Закона резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с п. 1 раздела IV Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (утвержденных письмом Государственного банка СССР от 24.05.91 N 352) открытие текущих и иных счетов и совершение по ним операций в иностранной валюте за границей юридическими лицами — резидентами СССР осуществляется с разрешения Государственного банка СССР или центральных банков республик. Пунктом 10 «е» ст. 1 Закона произведенные Предприятием валютные операции отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала. На основании п. 2 ст. 6 Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Заявителем в суд не представлено доказательств наличия у него разрешения Центрального банка РФ на открытие вышеуказанного валютного счета и лицензии на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Таким образом, вина Предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении валютных операций без специального разрешения с использованием заведомо открытого с нарушением установленного порядка счета в кредитной организации за пределами Российской Федерации, доказана. Кроме того, административный орган и суд правомерно определили указанное правонарушение как длящееся на основании следующего. Длящиеся правонарушения характеризуются действием или бездействием, сопряженным с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом. Такое правонарушение начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого правонарушителя, направленного к прекращению правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, вмешательство органов власти). В данном случае прекращение правонарушения со стороны Предприятия было вызвано действиями Управления, а именно проведением выборочной проверки, следовательно, моментом окончания правонарушения следует считать составление протокола об административном правонарушении, т. е. 28.01.2003. В результате этого Управлением правомерно применены нормы КоАП РФ и сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, пропущены не были. На основании того, что п. 7 «в» ст. 1 Закона к валютным операциям относит осуществление международных денежных переводов, довод Общества о том, что указанное перемещение денежных средств в иностранной валюте не является валютной операцией, несостоятелен. Учитывая указанные обстоятельства, кассационная инстанция посчитала правомерным привлечение Предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризуется деянием (действием) и выражается: в осуществлении валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); в осуществлении валютных операций с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций (перевода, вывоза, пересылки, продажи и др.), установленные действующим законодательством.

Применение части 2 статьи 15.25 КоАП РФ

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.1995 N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. ——————————— Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4654; 2003. N 15. Ст. 1347.

Неисполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств является основанием для привлечения импортера-резидента к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ. В целях осуществления функций валютного контроля принята совместная Инструкция ЦБ РФ N 91-и, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» . ——————————— Вестник Банка России. 2000. N 59.

Согласно п. 1 письма от 23 сентября 2002 г. N 01-06/38010 ГТК РФ «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, характеризуется следующим. Объектом правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж. Предметом правонарушения являются денежные средства в иностранной валюте, переведенные из Российской Федерации в целях приобретения товаров. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврате в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины. ——————————— Таможенные ведомости. 2002. N 11; 2003. N 2.

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению. Вина физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, выражается в форме умысла или неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Вина импортера (юридического или физического лица) отсутствует, если до истечения установленного срока импортируемые товары до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. В п. 2 вышеупомянутого письма ГТК РФ подчеркивается, что при доказывании субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности. Соответствующие разъяснения по этому поводу даны и в упоминавшемся ранее письме МНС РФ от 1 апреля 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] «О применении налоговыми органами административной ответственности за нарушения валютного законодательства». Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, становится противоправным на следующий день после истечения установленного срока исполнения обязанности по ввозу товаров или возврату уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, при этом правонарушение является оконченным и длящимся до момента его завершения.

Применение части 3 статьи 15.25 КоАП РФ

Обязанность предприятий-резидентов по зачислению получаемой иностранной валюты на их счета в уполномоченных банках установлена ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» устанавливает, что обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации, подлежит не только валютная выручка от экспорта товаров, но также и от экспорта работ и услуг. ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 25. Ст. 1425; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5084; Собрание законодательства РФ. 2000. N 31. Ст. 3252; 2001. N 1 (часть II). Ст. 63; 2003. N 15. Ст. 1347.

Кроме того, согласно п. 2.1 совместной Инструкции ЦБ РФ N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» , экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютный счета в банке, подписавшем паспорт сделки (документ валютного контроля) по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России. Согласно п. 2.3 указанной Инструкции, при неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке. ——————————— Вестник Банка России. 1999. N 70 — 71, 83; 2001. N 72; 2002. N 20, 43.

Ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность предприятий-экспортеров и их должностных лиц за нарушение валютного законодательства, а именно за нарушение действующего порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки от экспорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. А ст. 16.17 КоАП РФ установлена ответственность предприятий-экспортеров за неисполнение требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности — ответственность за нарушение таможенных правил. Ст. 16.17, предусматривающая по сути ответственность за нарушение валютного законодательства, выразившееся в незачислении валютной выручки от экспорта товаров, по структуре Кодекса отнесена в главу 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)». Законодатель, по всей видимости, исходил из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации), является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 18.06.1993 N 5221-1) утратил силу с 1 января 2004 года за исключением главы 12 в связи с принятием Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. —————————————————————— Таким образом, ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 15.25 Кодекса, применяется только за нарушение порядка обязательного зачисления на счета в уполномоченных банках выручки в иностранной валюте, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. При этом органы валютного контроля, за исключением таможенных органов, не вправе применять административную ответственность за нарушение порядка обязательного зачисления на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями) — резидентами от экспорта товаров. Однако, согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса, должностным лицам органов и агентов валютного контроля предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17 Кодекса.

Применение части 4 статьи 15.25 КоАП РФ

Ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно за нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов. Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, а также нерезидентов, осуществляющих операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена подпунктом «г» пункта 2 ст. 13 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». За нарушение указанных требований установлена административная ответственность согласно ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно в нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов. В рамках рассмотрения вопросов, связанных с привлечением к ответственности по ч. 4 ст. 15.25, предлагаем проанализировать Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2003 г. по делу N А14-1112-03/33/14. ООО «Воронежрегионсоль» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об оспаривании Постановления Центрально-Черноземного регионального управления валютного контроля Министерства финансов РФ (далее — Управление) от 10.02.2003 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Решением от 13.03.2003 в удовлетворении требований заявителя отказано. В кассационной жалобе ООО «Воронежрегионсоль» просит судебный акт отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права. Как следует из материалов дела, 15.02.2002 Государственное предприятие-объединение «Артемсоль», Украина (поставщик), и ООО «Воронежрегионсоль» заключили контракт на поставку каменной соли. По данному экспортному контракту в Воронежском филиале АКБ «Промсвязьбанк» был открыт паспорт импортной сделки. Согласно п. 2.3 Ведомости банковского контроля по указанному контракту копии ГТД в Воронежский филиал АКБ «Промсвязьбанк» были представлены Обществом с нарушением 15-дневного срока, т. е. с нарушением Инструкции ЦБ РФ N 91-И, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». На основании этого в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2003, и Постановлением Управления от 10.02.2003 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб. Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, ООО «Воронежрегионсоль» обратилось за защитой в арбитражный суд. Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов. Согласно ч. 2 ст. 13 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Инструкцией N 91-И предусмотрено, что по каждому заключенному импортером контракту в уполномоченном банке оформляются такие документы банковского контроля, как паспорт импортной сделки, досье по импортной сделке, карточка платежа, учетная карточка таможенно-банковского контроля, ведомость банковского контроля. В соответствии с п. 4.8 Инструкции N 91-И после принятия решения таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявляемым таможенным режимом с третьего листа ГТД, в графе 28 которой указаны номер и дата ПСи, снимается ксерокопия, которая заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа в порядке, установленном ГТК России. Указанная в настоящем пункте ксерокопия ГТД представляется импортером в банк импортера. На основании п. 5.2 Инструкции N 91-И импортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (графа «Д» ГТД) представляет в банк импортера оформленную в соответствии с требованиями п. 4.8 данной Инструкции ксерокопию ГТД, которая помещается в досье (импорт). Досье по импортной сделке — формируемая по каждому ПСи подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Представление ксерокопии ГТД служит цели обеспечения валютного контроля и одновременно является отчетным документом по валютной операции. Таким образом, все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными, следовательно, нарушение установленных сроков их подачи является несоблюдением установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Представление Обществом в банк ксерокопии ГТД с нарушением установленного срока подтверждено материалами дела и Обществом не оспаривается. На основании этого суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены Постановления Управления от 10.02.2003. Что касается процедуры привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ, то ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ к компетенции органов валютного контроля отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25. Таким образом, должностными лицами органов валютного контроля составляются протоколы и рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов валютного контроля вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля. Согласно ст. 11 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством правами органа валютного контроля наделено, как было указано выше, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. Кроме того, органом валютного контроля в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса РФ является Государственный таможенный комитет Российской Федерации, распределяющий свои полномочия между таможенными органами. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 18.06.1993 N 5221-1) утратил силу с 1 января 2004 года за исключением главы 12 в связи с принятием Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. —————————————————————— Наконец, налоговые органы в соответствии с п. 14 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» также выполняют функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 4 статьи 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» контроль за соблюдением валютного законодательства кредитными учреждениями осуществляет ЦБ РФ. В п. 2 информационного письма РФ от 31 мая 2000 г. N 52 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле» Президиум Высшего Арбитражного Суда указал, что предоставленное ЦБ РФ право контроля за соблюдением валютного законодательства кредитными учреждениями не исключает возможности контроля за соблюдением этими учреждениями валютного законодательства со стороны иных органов валютного контроля. ——————————— Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.

Таким образом, в отношении кредитных учреждений ЦБ РФ выступает дополнительной контролирующей инстанцией.