Ст159 гк рф комментарии

Статья 159. Устные сделки

1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Комментарий к статье 159 Гражданского Кодекса РФ

1. В отличие от ранее действовавшей ст. 43 ГК 1964 г. данная статья расширяет сферу применения устной формы сделок, предусматривая в п. 1 общее правило о том, что все сделки, для которых не установлена письменная форма, могут быть совершены устно, т.е. посредством словесного их выражения (при встрече, по телефону, радиосвязи и т.д.).

2. Еще более широко устная форма допускается п. 2 в отношении сделок, исполняемых при самом их совершении. Такие сделки чаще всего используются при мелких бытовых операциях, исполняются сторонами при самом совершении, и письменная фиксация их прав и обязанностей вообще не требуется.

3. Следует считать возможным совершение допускаемых законом устных сделок и через представителя, хотя в ст. 159, в отличие от правил п. 1 ст. 160 о письменных сделках, такая возможность не упоминается. Полномочия представителя могут основываться в этих случаях как на письменной доверенности, так и на нормах закона (родители, опекуны, попечители), а также на договоре поручения (гл. 49 ГК).

4. Сделками во исполнение письменного договора, о которых говорится в п. 3, являются преимущественно действия сторон по исполнению заключенного договора и возникших из него обязательств (передача имущества, приемка работ, уплата денежного долга и т.д.). Такие действия носят разовый характер и часто влекут прекращение взаимных прав и обязанностей по сделке. Поэтому совершение таких сделок допускается по соглашению сторон в упрощенной — устной форме.

Следует полагать, что не требуется специального письменного соглашения сторон о допустимости устной формы таких сделок: сам факт их устного совершения должен считаться достаточным подтверждением того, что стороны на это согласились.

Однако в ряде случаев закон требует совершения некоторых сделок во исполнение письменного договора также в письменной форме (см., например, п. 1 ст. 655, ст. 659, п. 4 ст. 753 ГК).

Статья 159. Устные сделки

1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Комментарий к Ст. 159 ГК РФ

1. Как отмечал И.Б. Новицкий, «формы выражения воли мыслимы различные: слово, письмо, жест (например, утвердительное или отрицательное наклонение головы), в известных случаях — молчание» . Устная форма сделки позволяет стороне сделки в большинстве случаев точно выразить свою волю для непосредственного восприятия другой стороной путем произнесения необходимых слов. Конклюдентные действия, не представляя собой устную форму сделки, тем не менее допускаются вместо совершения сделки в устной форме (см. комментарий к ст. 158 ГК).

———————————
Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994. С. 131.

Законодатель не дает перечня случаев, в которых допускается устная форма сделки, указывая, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

Таким образом, действует общее правило о допустимости устной формы сделок во всех случаях, когда для совершения сделки не требуется квалифицированная форма. Это правило способствует упрощению и ускорению гражданского оборота в целом.

2. В то же время сделки, требующие в силу закона простой письменной формы, также могут совершаться устно. Речь идет о случаях, когда момент исполнения обязательства, возникающего из сделки, совпадает с моментом ее совершения, при этом важно, чтобы несоблюдение простой письменной формы сделки не влекло ее недействительность.

Таким образом, вне зависимости от субъектов сделки или ее цены (ст. 161 ГК) сделка, совершение которой сопровождается ее исполнением, может быть устной. Например, устно могут совершаться сделки розничной купли-продажи, несмотря на то, что цена приобретения может быть выше, чем 10 минимальных размеров оплаты труда, или на то, что продавцом или покупателем может быть юридическое лицо. Подтверждением этого правила являются специальные положения о розничной купле-продаже (ст. 493 ГК), в соответствии с которыми письменная форма для этого вида договоров не обязательна, а договор считается заключенным в надлежащей форме, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Связано это с тем, что, как правило, передача товара и уплата покупной цены происходят одновременно с заключением договора розничной купли-продажи.

Однако не исключаются также и иные сделки, исполняемые при самом их совершении. Как полагает В.С. Ем, «к случаям совершения сделок в устной форме также можно отнести покупку билета в театр, месячного проездного на проезд в метро и т.п.» .

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 4 т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 462.

Как уже отмечалось, указанное исключение, допускающее совершение в устной форме тех сделок, которые требуют простой письменной формы, не применяется в случаях, когда несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Таким образом, воспользоваться этой своего рода облегченной формой невозможно в случаях, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 651, 658, 820, 836, 940, 1017, 1028 ГК РФ, большинство из которых, впрочем, вряд ли предполагает одновременное совершение сделки и ее исполнение.

3. Существуют также и специальные правила, определяющие возможность заключения сделки в устной форме в случаях, когда момент исполнения совпадает с моментом совершения сделки. В соответствии со ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, когда:

— дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 тыс. рублей;

— договор содержит обещание дарения в будущем;

— предметом договора дарения является недвижимое имущество.

При этом передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

4. Кроме того, в некоторых случаях при заключении договора допускается устное волеизъявление только одной из сторон. Так, например, договор страхования может быть заключен путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. При этом согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов.

5. Положения п. 3 комментируемой статьи, согласно которым сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон заключаться устно, расцениваются неоднозначно в юридической литературе. Использованная в этой норме формулировка рассматривается как доказательство того, что действия сторон обязательства по его исполнению являются по своей природе сделками .

———————————
См. об этом: Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. М., 2005. С. 50.

В.В. Витрянский указывает, что ГК РФ (пусть и косвенно) признает действия сторон договора по исполнению договорного обязательства сделками. «В связи с этим в юридической литературе, — пишет он, — нередко можно встретить мнение о допустимости применения к отдельным действиям сторон по исполнению договорных обязательств общих положений об основаниях и последствиях недействительности сделок, а в судебно-арбитражной практике — примеры такого подхода» .

———————————
Витрянский В.В. Договор в Гражданском кодексе России и в практике его применения // Вестник гражданского права. 2007. N 2.

Под сделками во исполнение договора подразумеваются действия по передаче имущества, приемке работ, уплате долга. В.А. Белов справедливо отмечает неточность оборота «сделка во исполнение договора», поскольку исполнению подлежит обязательство, возникшее из договора .

———————————
Белов В.А. К вопросу о соотношении понятий обязательства и договора // Вестник гражданского права. 2007. N 4.

В то же время, например, в соответствии со ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Сдача результата работ по договору подряда подрядчиком и приемка его заказчиком также оформляются актом, подписанным обеими сторонами (ст. 753 ГК). Следовательно, в таком случае действие по исполнению договора не может облекаться в устную форму даже на основании соглашения сторон.

Статья 159 ГК РФ. Устные сделки

Новая редакция Ст. 159 ГК РФ

1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Комментарий к Ст. 159 ГК РФ

1. Законодатель в комментируемой статье прибегнул к обычному приему: устными могут быть все сделки, для которых закон или договор не требует письменной формы.

2. Пункт 2 рассматриваемой нормы содержит специальное правило, обеспечивающее динамику и оперативность обычного имущественного оборота: сделки, которые совершаются и исполняются в один и тот же момент, могут совершаться устно. Имеется в виду массив договоров розничной купли-продажи, перевозки общественным транспортом и многих других, которые по формальным требованиям (ст. 161 ГК РФ) нуждаются в простой письменной форме, но в силу указанного специального правила беспорочны (за некоторыми исключениями) и в устной.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем). В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7).

Другой комментарий к Ст. 159 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Большинство сделок в гражданском обороте совершается в устной форме, которая допустима во всех случаях, когда законом или соглашением сторон для совершаемой сделки не установлена письменная форма.

2. Исполнение сделки при самом ее совершении означает отсутствие разрыва во времени между моментами возникновения и прекращения прав и обязанностей сторон по сделке, т.е. исполнение производится немедленно по достижении соглашения между сторонами сделки.

3. Несоблюдение требуемой законом нотариальной формы сделки всегда влечет ее недействительность в форме ничтожности (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (ничтожность) лишь в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК РФ).

4. Соглашение, на основании которого сделки, о которых идет речь в п. 3 ст. 159, могут совершаться в письменной форме, должно быть заключено в письменной форме, поскольку такое соглашение оказывается составной частью договора, во исполнение которого совершаются такие сделки.

Статья 159 ГК РФ. Устные сделки (действующая редакция)

1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 159 ГК РФ

1. Законодатель не дает перечня случаев, в которых допускается устная форма сделки, указывая, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Таким образом, действует общее правило о допустимости устной формы сделок во всех случаях, когда для совершения сделки не требуется квалифицированная форма. Это правило способствует упрощению и ускорению гражданского оборота в целом.

В то же время сделки, требующие в силу закона простой письменной формы, также могут совершаться устно. Речь идет о случаях, когда момент исполнения обязательства, возникающего из сделки, совпадает с моментом ее совершения, при этом важно, чтобы несоблюдение простой письменной формы сделки не влекло ее недействительность.

Таким образом, вне зависимости от цены сделки или от того, какие субъекты являются ее сторонами (ст. 161 ГК РФ), сделка, совершение которой сопровождается ее исполнением, может быть устной. Подтверждением этого правила являются специальные положения о розничной купле-продаже (ст. 493 ГК РФ), в соответствии с которыми письменная форма для этого вида договоров необязательна, а договор считается заключенным в надлежащей форме, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Связано это с тем, что, как правило, передача товара и уплата покупной цены происходят одновременно с заключением договора розничной купли-продажи.

2. Существуют также и специальные правила, определяющие возможность заключения сделки в устной форме в случаях, когда момент исполнения совпадает с моментом совершения сделки. В соответствии со ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, когда:

— дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3 тыс. рублей;

— договор содержит обещание дарения в будущем;

— предметом договора дарения является недвижимое имущество.

Кроме того, в некоторых случаях при заключении договора допускается устное волеизъявление только одной из сторон. Так, например, договор страхования может быть заключен путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. При этом согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов.

3. Положения п. 3 комментируемой статьи устанавливают, что сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон заключаться устно. В некоторых случаях этот способ прямо исключен законом (например, в соответствии со ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами).

4. Судебная практика:

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по делу N А54-5674/2010;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 N 17АП-2092/2011-ГК по делу N А71-12488/2010;

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 N 05АП-687/2011 по делу N А51-13332/2010.

Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратила силу.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 159 ЖК РФ

1. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является мерой по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище. Оплата жилых помещений и коммунальных услуг предусматривает выполнение гражданами денежных обязательств, вытекающих из договоров, являющихся основаниями пользования жилыми помещениями, без скидок на суммы рассчитанных субсидий и суммы предоставленных «натуральных» льгот. При этом гражданам, имеющим низкие доходы, в соответствии с комментируемой статьей предоставляются адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а отдельным категориям граждан могут предоставляться денежные компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (см. комментарий к ст. 160 ЖК).

2. Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

3. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) в странах с рыночной экономикой являются одним из основных инструментов социальной защиты граждан с низкими доходами при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В Российской Федерации данный институт действует с 1993 г. На начало 2011 г. получателями субсидий являлись почти 10% российских семей. Основным принципом предоставления субсидий стало возмещение разницы между нормативным уровнем платежей, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, с одной стороны (региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг), и некоторым максимально допустимым с точки зрения общества уровнем расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (измеряется как процент от совокупного дохода семьи), с другой стороны.

4. Важным принципом предоставления субсидий является независимость размера субсидии от фактических расходов на цели оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В ч. 1 комментируемой статьи указывается, что при расчете субсидии используются величины регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемой для расчета субсидий (аналог понятия «социальная норма площади жилья», использовавшегося ранее в Законе об основах федеральной жилищной политики), и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

5. Размер субсидий для семей со среднедушевым доходом выше установленного прожиточного минимума определяется как разница между установленным для муниципального образования размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величиной, соответствующей региональному стандарту максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

6. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается по правилам ч. 6 комментируемой статьи.

7. Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, должен устанавливаться раздельно для семей разного состава, а также для одиноко проживающих граждан.

8. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи измеряется в процентах; на сегодня установленная в регионах величина этого показателя составляет от 10 (г. Москва) до 22% в большинстве регионов, установивших региональный стандарт численно равным так называемому федеральному стандарту, используемому только для целей межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»). Жилищный кодекс РФ не содержит запрета на установление регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан выше 22%, но органы государственной власти субъектов Федерации такие решения не принимают. В ряде регионов указанный региональный стандарт дифференцируется в зависимости от принадлежности граждан к различным социальным группам или от уровня их доходов.

9. Жилищный кодекс РФ сохранил используемый до его введения в действие порядок определения размера субсидий для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума с использованием поправочного коэффициента. При этом размер субсидий определяется как разница между установленным для муниципального образования размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величиной, соответствующей максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, умноженной на поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму. Таким образом, законодатель осуществил перераспределение средств на оказание помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг в пользу граждан, имеющих доходы ниже установленного прожиточного минимума, как нуждающихся в особой защите со стороны государства.

10. Следует подчеркнуть, что стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (устанавливается субъектом Федерации), может численно не совпадать с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органом местного самоуправления (ст. 50 ЖК), тем более с фактическим размером предоставленного жилого помещения. Представляется, что на практике эти нормативы должны быть достаточно близки, что потребует согласованного принятия решений органами государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

11. В ч. 2 комментируемой статьи дается закрытый перечень категорий граждан, имеющих право на получение субсидии в зависимости от основания пользования жилым помещением. По сравнению с категориями граждан, которым право на получение субсидий предоставлялось в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики, перечень, содержащийся в ч. 2 комментируемой статьи, расширен. Категории пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда являются новыми. К категории собственников относятся в том числе члены товариществ собственников жилья и члены жилищных кооперативов, полностью выплатившие паевые взносы за жилые помещения. К категории членов жилищных кооперативов, как и ранее, относятся граждане, не выплатившие полностью паевой взнос за жилое помещение.

12. Фактически правом получения субсидий обладают почти все граждане, проживающие в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, включая граждан, проживающих по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в домах таких жилищных фондов. Именно поэтому в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи используется понятие «пользователи жилых помещений». К категории пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ЖК РФ относятся:

— наниматели жилых помещений по договорам социального найма и найма (гл. 8), а также наниматели по договорам найма специализированных жилых помещений: служебных жилых помещений (ст. 104), жилых помещений в общежитиях (ст. 105), жилых помещений маневренного фонда (ст. 106), жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения (ст. 107), жилых помещений фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 108);

— члены семьи нанимателей жилых помещений, проживающие с ними и имеющие равные с нанимателем права и обязанности (ч. ч. 1 — 3 ст. 69 и ч. 6 ст. 100);

— бывшие члены семьи нанимателей жилых помещений, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении и сохраняющие такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи (ч. 4 ст. 69);

— граждане отдельных категорий, которым для их социальной защиты предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов по договорам безвозмездного пользования (ст. 109);

— поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам социального найма (ст. 77).

13. Существенной новеллой ЖК РФ является распространение права на субсидию на граждан, проживающих по договору найма в частном жилищном фонде. Это уравнивает права граждан и способствует повышению социальной и территориальной мобильности населения России, а также легализации отношений по найму жилья в частном жилищном фонде. Сам же размер субсидии не зависит от правового положения пользователя жилого помещения и определяется по одинаковым для всех правилам ч. ч. 1 и 6 комментируемой статьи.

14. Анализ положений ЖК РФ позволяет определить категории граждан, которым субсидии не предоставляются. Это, в частности, иностранные граждане, если международными договорами РФ не предусмотрено иное (ч. 12 ст. 159 ЖК); временные жильцы, проживающие безвозмездно в жилых помещениях у нанимателей по договору социального найма (ст. 80 ЖК); поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам найма в домах частного жилищного фонда (ст. 685 ГК); ссудополучатели по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (гл. 36 ГК); отказополучатели, которым право пользования жилым помещением предоставлено по завещательному отказу (ст. 33 ЖК); получатели ренты, проживающие в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34 ЖК).

15. В соответствии со ст. 80 ЖК РФ временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования жилым помещением. Поэтому необходимость в субсидировании их расходов отсутствует. Ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями в частном жилищном фонде, отказополучатели, пользующиеся жилыми помещениями по завещательному отказу, и получатели ренты, проживающие в жилых помещениях на основании договоров пожизненного содержания с иждивением, а также поднаниматели жилых помещений частного жилищного фонда не указаны в ч. 2 комментируемой статьи в качестве получателей субсидий.

16. Субсидии предоставляются на основании заявительного принципа. Размер субсидии зависит от количества членов семьи, постоянно проживающих совместно с гражданином, обращающимся за субсидией. Число таких граждан определяет величину нормативной площади жилого помещения для семьи конкретного размера. Основные принципы определения количества членов семьи предусматриваются соответствующими разделами ЖК РФ: ч. 1 ст. 69 — для нанимателей жилых помещений, ч. 1 ст. 31 — для собственников жилых помещений. Расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг членов семьи, проживающих отдельно от имеющих право на субсидии граждан, при наличии оснований могут субсидироваться на основании отдельного заявления (например, при раздельном проживании супругов).

17. Следует подчеркнуть, что состав семьи граждан, проживающих совместно, не тождествен совокупности граждан, доход которых должен учитываться при расчете совокупного дохода семьи. В соответствии с п. 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей и несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

18. Первоначально ЖК РФ устанавливал, что субсидии предоставляются гражданам органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением. Текст ч. 3 комментируемой статьи претерпел изменения в связи с изменением законодательства РФ о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Положение подп. 25 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым ранее к предметам ведения субъекта Федерации было отнесено только предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты субсидий в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» признано утратившим силу с 1 января 2008 г., в связи с чем с этого момента организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесена к предметам ведения субъекта Федерации.

19. На основании ЖК РФ в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано, что решения о предоставлении субсидий принимаются органами исполнительной власти субъекта Федерации или управомоченными ими государственными учреждениями. В случае передачи законом субъекта Федерации отдельного государственного полномочия предоставление субсидий может осуществляться органами местного самоуправления, которые вправе уполномочить осуществлять предоставление субсидий муниципальные бюджетные или автономные учреждения. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации функции предоставления субсидий осуществляют структурные подразделения органов государственной власти субъектов Федерации, занимающиеся вопросами социальной защиты населения на территориях муниципальных образований.

20. В ч. 4 комментируемой статьи устанавливается обязательство предоставляющих субсидии органов перечислить сумму субсидии до наступления у гражданина обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Этим механизм предоставления субсидий отличается от действовавшего ранее в отдельных субъектах Федерации компенсационного механизма, при котором сначала гражданин несет полные расходы, а потом часть или все его расходы компенсируются денежной выплатой.

21. Жилищный кодекс РФ (ст. 155) сохранил срок внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги, установленный ранее в ЖК РСФСР, — до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, однако дал возможность установить договором управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 155 ЖК) иной срок внесения платы. То есть существует легальная возможность установления таким договором более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Одной из основных проблем развития института профессионального управления многоквартирными домами является временной разрыв между периодом осуществления затрат, связанных с обеспечением предоставления услуг по содержанию жилого помещения и коммунальных услуг, как правило, до начала месяца, в котором будут оказаны соответствующие услуги, и периодом сбора с потребителей платежей, являющихся источником возмещения указанных затрат.

Факт установления договором управления более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет за собой обязательства соответствующих бюджетов по обеспечению своевременного перечисления средств субсидий гражданам.

22. Согласно комментируемой статье субсидии перечисляются непосредственно гражданам. Таким образом, более не допускается перечисление бюджетных средств организациям, осуществляющим содержание и ремонт многоквартирных домов и предоставляющим коммунальные услуги. При передаче непосредственно гражданам права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на субсидирование жилищно-коммунального комплекса, проявляется преемственность нормативного регулирования отношений в связи с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.

23. Основным механизмом реализации положения о предоставлении субсидий гражданам в денежной форме является перечисление средств на банковские счета граждан.

Принятое во исполнение ч. 7 комментируемой статьи Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 предусматривает только денежную форму предоставления субсидий путем перечисления на банковские счета или вклады до востребования в выбранных получателями субсидий банках, либо путем выплаты (доставки) средств через организации связи, либо путем выплаты из кассы уполномоченного органа. При этом федеральное законодательство не устанавливает какого-то специального режима банковских счетов, на которые перечисляются субсидии.

24. Невыполнение получателем субсидии своих обязательств может служить основанием для приостановки и последующего прекращения предоставления субсидии. Детально эта процедура урегулирована в разделе VIII Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Возникновение у получателя субсидии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг само по себе не может являться основанием для прекращения ее предоставления. В этом случае получатель субсидии может заключить с кредитором по денежному обязательству соглашение по ее погашению. Соглашение по ее погашению должно заключаться не с органом государственной власти или государственным учреждением, предоставляющим субсидию, а с лицом, перед которым граждане имеют обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ч. 1 ст. 65, ч. ч. 5 — 8 ст. 155 ЖК). Но в случае невыполнения такого соглашения предоставление субсидии может прекращаться. Органы, предоставляющие субсидии, обязаны осуществлять необходимые меры контроля за своевременностью и полнотой внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за исполнением гражданином, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, своих обязательств по ее погашению.

25. В соответствии с ч. ч. 1 и 6 комментируемой статьи при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и при расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

26. Для установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг органам государственной власти субъекта Федерации необходимо определить уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры жилых индивидуальных или многоквартирных домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании на территории субъекта Федерации. Представляется целесообразным учитывать при таком выборе позицию органов местного самоуправления. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (п. 22), для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

27. Под уровнем благоустройства дома, учитываемым при определении домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании, целесообразно понимать наличие в многоквартирном и индивидуальном жилом доме инженерных систем подачи в жилые помещения холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, отведения из жилых помещений сточных вод, а также наличие печного отопления, газового оборудования (установок), работающего с использованием баллонов со сжиженным газом, водоразборных колонок и т.п.

От уровня благоустройства зависит перечень видов предоставляемых гражданам коммунальных услуг, стоимость которых войдет в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Под конструктивными и техническими параметрами жилых индивидуальных или многоквартирных домов целесообразно понимать этажность, материал стен, кровли, оборудование лифтом, мусоропроводом и т.п.

28. Расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг производится исходя из цен и тарифов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в тех конкретных домах, которые приняты в качестве соответствующих средним условиям в каждом муниципальном образовании (см. комментарий к ст. 156 ЖК). Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг усредненных (так называемых средневзвешенных) цен и тарифов.

При этом порядок расчета размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг заключается в суммировании стоимости содержания и ремонта жилого помещения в «среднем (типичном) для данного муниципального образования доме» и стоимости всех видов коммунальных услуг.

29. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируется по муниципальным образованиям субъекта Федерации (п. 2 ч. 10 комментируемой статьи). При этом органами государственной власти субъектов Федерации могут устанавливаться одно значение стандарта для нескольких муниципалитетов с совпадающими условиями проживания граждан в «среднем» доме, тарифами и размерами платы за жилое помещение или различные стандарты для каждого муниципального образования.

30. Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 не содержат запрета устанавливать несколько размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для одного муниципального образования. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для нескольких принимаемых за «средние» домов целесообразно устанавливать в случае, если в муниципальном образовании четко выделяются разные типы жилья, резко различающиеся по условиям оплаты, например индивидуальные жилые и многоквартирные дома. Другими словами, это может оказаться целесообразным в случае, когда оказывается затруднительно описать средние (типичные) условия для данного муниципального образования. В этом случае стандарты стоимости целесообразно устанавливать для «средних» домов из числа относящихся к каждому из типов в соответствии с п. 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

31. В комментируемой статье дано детальное перечисление полномочий Правительства РФ по установлению порядка предоставления субсидий. Часть 7 комментируемой статьи содержит поручение Правительству РФ установить порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан. Жилищный кодекс РФ не предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов по вопросам порядка и условий предоставления субсидий. Во исполнение комментируемой статьи принято Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 379 и от 24 декабря 2008 г. N 1001). В отличие от ранее действовавшего законодательства по законам, имеющим силу в наши дни, органы государственной власти не наделены компетенцией устанавливать порядок и условия предоставления субсидий. В связи с этим региональные правовые акты по этому вопросу применяться не могут. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 71) указывают, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации устанавливается только порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий их получателям. Это соответствует бюджетным полномочиям субъектов Федерации.

32. В качестве источников финансирования предоставления субсидий комментируемая статья устанавливает бюджеты субъектов Федерации. При планировании средств бюджета субъекта Федерации необходимо использовать статистическую информацию о распределении населения муниципальных образований относительно уровней среднедушевых доходов и планируемых на новый финансовый год для использования при предоставлении субсидий размеров региональных стандартов. Средства начисленных гражданам субсидий не должны перечисляться из региональных бюджетов в местные бюджеты (за исключением случая передачи с регионального на муниципальный уровень соответствующего государственного полномочия).

33. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разделе IX «Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, — органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.

34. В связи с тем, что Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ относит предоставление субсидий к полномочиям субъекта Федерации, финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий должно также осуществляться из региональных бюджетов. К таким расходам следует относить расходы на оплату оргтехники и ее обслуживание, на компьютерные программы, оплату услуг связи, информационно-разъяснительную работу, выплату заработной платы и оплату других подобных расходов.

35. В ч. 10 комментируемой статьи до признания ее утратившей силу с 1 января 2009 г. устанавливался порядок расчета размера субвенции на предоставление субсидий из бюджета субъекта Федерации местным бюджетам.

36. Комментируемая статья допускает возможность улучшения программы предоставления субсидий для граждан органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов муниципальные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в целях улучшения положения граждан, получающих субсидии и при наличии возможностей. В этом случае финансирование дополнительных расходов на предоставление субсидий в указанном порядке осуществляется за счет средств местного бюджета.

37. По смыслу ч. 11 комментируемой статьи органы местного самоуправления могут реализовать свое право одним из следующих способов или их комбинацией:

— установить муниципальный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, большего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

— установить муниципальный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи меньшего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

— для того же дома, для которого установлен региональный стандарт, установить муниципальный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг большего размера, чем соответствующий региональный стандарт.

Поскольку такое право предоставлено органам местного самоуправления федеральным законом, то разрешения органов государственной власти субъектов Федерации или какого-либо согласования с ними не требуется. Для реализации органом местного самоуправления такого права издания региональных актов также не требуется. При этом субсидии с использованием соответствующих муниципальных стандартов предоставляются теми же лицами, которые указаны в комментарии к ч. 3 настоящей статьи.

38. Жилищный кодекс РФ предусматривает как общее правило право на получение субсидий физическими лицами, являющимися гражданами РФ. В качестве исключения ч. 12 комментируемой статьи допускает возможность предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ. В остальных случаях субсидии иностранным гражданам не предоставляются.