Статья 214 укРк

Уголовный Кодекс РК
Статья 214. Незаконное предпринимательство, незаконная банковская или коллекторская деятельность

Сноска. Заголовок статьи 214 в редакции Закона РК от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

1. Осуществление предпринимательской деятельности, банковской деятельности (банковских операций) или коллекторской деятельности без регистрации, а равно без обязательной для такой деятельности лицензии либо с нарушением законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, –

наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

1) совершенные преступной группой;

2) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;

3) совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Примечание. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.

Сноска. Статья 214 с изменениями, внесенными законами РК от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Уголовный процессуальный кодекс Украины
Статья 214. Начало досудебного расследования

1. Следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им с любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований, начать расследование и через 24 часа с момента внесения таких сведений предоставить заявителю выписку из Единого реестра досудебных расследований. Следователь, который будет осуществлять досудебное расследование, определяется руководителем органа досудебного расследования.

2. Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Положение о Едином реестре досудебных расследований, порядок его формирования и ведения утверждаются Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины, органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства.

3. Осуществление досудебного расследования до внесения сведений в реестр либо без такового внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. Осмотр места происшествия в неотложных случаях может быть произведен до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, осуществляется немедленно после завершения осмотра. В случае выявления признаков уголовного преступления на морском или речном судне, находящемся за пределами Украины, досудебное расследование начинается немедленно; сведения о нем вносятся в Единый реестр досудебных расследований при первой возможности.

4. Следователь, прокурор, другая должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении не допускается.

5. В Единый реестр досудебных расследований вносятся сведения о:

1) дату поступления заявления, сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;

2) фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;

3) другой источник, из которого обнаружены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;

4) краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления приведенных потерпевшим, заявителем или выявленных из другого источника;

5) предварительная правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;

6) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, которое внесло сведения в реестр, а также следователя, прокурора, внес сведения в реестр и / или начал досудебное расследование;

7) иные обстоятельства, предусмотренные положением о Едином реестре досудебных расследований.

В Едином реестре досудебных расследований автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.

6. Следователь безотлагательно в письменной форме уведомляет руководителя органа прокуратуры о начале досудебного расследования, основание начала досудебного расследования и другие сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи.

7. Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований внесены прокурором, он обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган предварительного расследования и поручить проведение досудебного расследования.

8. Сведения о юридическом лице, в отношении которого могут применяться меры уголовно-правового характера, вносятся следователем или прокурором в Единый реестр досудебных расследований немедленно после вручения лицу уведомления о подозрении в совершении от имени и в интересах такого юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями 109, 110, 113, 146, 147, 160, 209, 260, 262, 306, частями первой и второй статьи 368-3, частями первой и второй статьи 368-4, статьями 369, 369-2, 436, 437, 438, 442, 444, 447 Уголовного кодекса Украины, или от имени такого юридического лица бу дь-либо из преступлений, предусмотренных статьями 258-258-5 Уголовного кодекса Украины. О внесении сведений следователь или прокурор не позднее следующего рабочего дня письменно уведомляет юридическое лицо. Производство в отношении юридического лица осуществляется одновременно с соответствующим уголовным производством, в котором лице сообщено о подозрении.

Статья 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных пла­тежей и сборов предусмотрена в ст. 214 УК.

Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Уплата платежей — одно из основных условий опе­раций, связанных с внешней торговлей.

Преступления в сфере экономической деятельности госу­дарства подрывают основы его функционирования путем огра­ничения поступлений в республиканский бюджет средств, по­лучаемых от уплаты таможенных платежей и сборов, влияют на формирование валютных резервов, необходимых для стабили­зации курса национальной валюты, посягают на стратегичес­кие интересы, связанные с добычей и использованием сырье­вых природных ресурсов.

Под таможенными преступлениями следует понимать пре­ступное посягательство на определенный вид экономической деятельности, соединенное с одновременным посягательством на таможенные правила, причиняющее вред как отношениям в сфере экономической деятельности, так и организации тамо­женного дела в РК 1 .

При транзитном перемещении товаров через территорию государства наиболее распространенным способом является «ложный транзит», когда товары реализуются на территории государства без взимания таможенных пошлин и платежей; при отправке приобретенного товара на экспорт нередки случаи совершения «ложного экспорта»; при доставке товара под та­моженным контролем нередки случаи непоступления товара в таможню назначения, то есть совершается неуплата таможен­ных платежей и контрабанда товаров, сопряженная, как прави­ло, с фиктивным оформлением должностными лицами тамо­женных органов документов на их доставку; при осуществле­нии расчетов по контрактам наиболее распространенным является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 1 .

Под уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов как видом таможенного преступления в сфере предпринима­тельской деятельности следует понимать преступное посяга­тельство на экономическую деятельность государства по фор­мированию бюджетных средств и нормальную деятельность таможенных органов по сбору таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии и других пла­тежей, при наличии уклонения от их уплаты в крупном разме­ре 2 .

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, состоит в том, что оно нарушает порядок и усло­вия взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления при перемещении через таможенную границу РК товаров и транспортных средств.

Родовым объектом данного преступления выступают обще­ственные отношения, возникающие в области финансовой де­ятельности государства, регулирующие таможенную политику, являющуюся составной частью внутренней и внешней полити­ки РК.

Родовым объектом уклонения от уплаты таможенных пла­тежей, как отмечают В. Д. Ларичев и Н. С. Гильмутдинова, яв­ляется охраняемая уголовным законом система общественных отношений, возникающих по поводу осуществления нормаль­ной экономической деятельности во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и поступления установленных законом налогов и иных платежей в государственный бюджет 3 .

Налоговыми преступлениями признаются деяния, осуществ­ляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и пося­гающие на финансовые интересы государства в части форми­рования бюджета от сбора налогов с физических и юридичес­ких лиц 4 .

Налоговые преступления — предусмотренные и запрещен­ные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния, посягающие на правоотношения в сфере налогообло­жения.

Налоговые преступления — это не только преступления, по­сягающие на финансовую систему государства, но и преступ­ления, посягающие на иные родовые объекты, например, на нормальную деятельность налоговых органов и их должност­ных лиц в связи с осуществлением ими контроля за уплатой налогов, а также на интересы налогоплательщиков. Объединя­ет эти преступления то, что все они нарушают те или иные нор­мы налогового законодательства2.

Согласно Таможенному кодексу РК уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на предусмотренный законом порядок уплаты таможенных платежей и посягает на финансо­вую систему государства3 и является видом налоговых преступ­лений.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступле­ния являются общественные отношения в области экономичес­кой деятельности, обеспечивающие финансовые интересы го­сударства, а дополнительным объектом — таможенные прави­ла, определяющие порядок уплаты таможенных платежей и сбо­ров4.

В. Д. Ларичев и Н. С. Гильмутдинова отмечают, что непо­средственным объектом данного преступления являются обще­ственные отношения, обеспечивающие интересы государства в финансовой сфере по поводу формирования госбюджета, по­средством сбора таможенных платежей и налогов с организа­ций или физического лица.

В случае непоступления в госбюджет таможенных платежей в запланированном объеме и времени, объекту данного преступ­ления причиняется вред в виде:

невозможности выполнить государством финансовые обя­зательства расходной части бюджета в связи с полным или частичным отсутствием денежных средств;

3) нанесения ущерба экономической безопасности государ­ства.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, является обеспечение государственного регули­рования особой сферы экономической деятельности, связан­ной с вывозом, ввозом, а в некоторых случаях провозом через таможенную территорию РК транзитных товаров, полуфабри­катов, сырья.

Предметом преступления являются таможенные платежи и сборы, понятие которых дано в ст. 7 Таможенного кодекса РК от 5 апреля 2003 г. Согласно таможенному законодательству РК к ним относятся: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, а также таможенные сборы за выдачу лицензии или дру­гие таможенные платежи. Основой для исчисления таможен­ных платежей является таможенная стоимость товаров и транс­портных средств, перемещаемых в качестве товара через гра­ницу РК. В ст. 290 главы 37 Таможенного кодекса РК опреде­лены таможенные платежи и налоги. При этом в главе 40 указа­ны сроки и порядок уплаты таможенных платежей, в главе 42 — изменение сроков уплаты таможенных пошлин, в главе 43 -обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, в главе 45 — взыскание задолженности и пени.

Уклонение от уплаты таможенных платежей — это предус­мотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные, уголовно наказуемые, умышленные деяния, направ­ленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных пла­тежей.

Объективная сторона данного преступления характеризует­ся действием либо бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов. Под уклонением понимаются следующие альтернативные действия:

1) заявление в таможенной декларации и иных документах необходимых для таможенных целей недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможенном режиме либо о стране происхождения товаров или транспортных средств, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или заниже­ние их размера,

2) представление таможенному органу документов, содер­жащих недостоверные сведения, дающие право на возврат упла­ченных таможенных платежей, получение выплат и иных воз­мещений или их невозвращение, либо возвращение не в пол­ном объеме либо без надлежащих документов;

3) неуплата таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и в установленные сроки, если такая неупла­та произошла без уважительных причин;

4) представление таможенному органу подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо явля­ющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

5) заявление таможенному органу иных ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей.

В разделе 9 Таможенного кодекса РК регламентировано та­моженное оформление товаров или транспортных средств, в главе 34 названного Кодекса — перемещение товаров и транс­портных средств физическими лицами, а в главе 48 — деклари­рование товаров. При этом таможенные платежи и налоги уп­лачиваются до или в день принятия таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленные сроки, то сроки уплаты таможенных платежей и налогов исчисляются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации. По решению таможенного органа плательщику мо­жет быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты тамо­женных пошлин. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не может превышать трех месяцев со дня принятия та­моженной декларации.

Диспозиция преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, является бланкетной. Чтобы дать правильную уголовно-право­вую оценку общественно опасному деянию, совершаемому в сфере таможенного налогообложения, правоохранительным органам приходится обращаться не только к нормам уголовно­го, но и к другим отраслям права (гражданского, финансового, таможенного, административного).

Обязательный признак объективной стороны рассматрива­емого преступления — крупный размер неуплаченных таможен­ных платежей или сборов, каковым в соответствии с примеча­нием к ст. 214 УК РК признается сумма, превышающая одну тысячу месячных расчетных показателей.

Размер уклонения от уплаты таможенных платежей и сбо­ров определяется на основе суммы этих платежей, которую не­обходимо было уплатить в соответствии с действующими тамо­женно — тарифными правилами. Состав рассматриваемого пре­ступления по конструкции является материальным, оно при­знается оконченным с момента причинения крупного размера.

Субъектом преступления является плательщик таможенных платежей и сборов. Плательщиками признаются декларанты или иные заинтересованные лица. Декларант (ст. 7 Таможенного кодекса РК) — это лицо, перемещающее товары через границу, который декларирует, представляет и предъявляет товары и транспортные средства от собственного имени.

Лицо, перемещающее товары (ст. 7 Таможенного кодекса РК), — есть лицо, являющееся собственником товаров, их по­купателем, владельцем либо выступающее в ином качестве, до­статочном в соответствии с законодательством РК для совер­шения с товарами действий от собственного имени.

Таможенный брокер (гл. 51 Таможенного кодекса РК) — это специалист по таможенному оформлению, получивший квали­фикационный аттестат центрального таможенного органа РК и состоящий в штате юридического лица, имеющего лицензию центрального таможенного органа РК на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

С субъективной стороны анализируемое преступление со­вершается только с прямым умыслом. Лицо сознает, что укло­няется от уплаты таможенных платежей и сборов путем дейст­вия или бездействия в крупном размере, и желает этого. В слу­чаях, если при производстве таможенного контроля будут вы­явлены сугубо арифметические ошибки при подсчете подлежа­щих уплате таможенных платежей, то есть совершенные по не­осторожности, то данные действия не повлекут ответственность пост. 214УКРК.

В число квалифицирующих признаков данного преступле­ния входят:

1. Совершение преступления неоднократно. Неоднократность означает совершение уголовно наказуемого уклонения от та­моженных платежей и сборов два и более раза, если при этом за ранее совершенное уклонение лицо не было освобождено от уголовной ответственности (ст. ст. 65, 68, 69, 76 УК РК) либо судимость не была снята или погашена в установленном зако­не порядке (ст. 77УКРК).

2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершен­ное должностным лицом таможенного органа с использованием своего служебного положения. Должностным лицом, совершив­шим данное преступление, признается лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять контроль за уплатой таможен­ных платежей и сборов.

Рассматривая данное положение, М. С. Кенжалиев отмеча­ет, что «если иметь в виду должностных лиц, непосредственно использующих для уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов свои служебные полномочия, то речь может идти дей­ствительно только о должностных лицах таможенных органов. Однако в законе употреблен термин «служебное положение», а не «служебные полномочия». Понятие «служебное положение» более широкое и охватывает как деяния должностных лиц, об­ладающих служебными полномочиями в сфере таможенной деятельности, так и не обладающих такими полномочиями, но способных в силу занимаемой должности, используя свое долж­ностное положение (правительственные чиновники, руководи­тели правоохранительных органов) не только способствовать, но и инициировать уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов. Лица, занимающие ответственные государственные должности (не относящиеся к должностным лицам таможен­ных органов), использовавшие свое должностное положение для организации, подстрекательства или пособничества в уклоне­нии от уплаты таможенных платежей и сборов, будут нести ответственность по ч. 1ст. 214 и ст. 307 УК РК «Злоупотребле­ние должностными полномочиями», в то время как склонен­ные ими к совершению данного преступления должностные лица таможенных органов — по п. «б»ч. 2 ст. 214 УК РК. Такое положение не соответствует принципу справедливости» 1 .

На этапе таможенного оформления в большинстве своем совершаются должностные преступления, когда работники та­моженных органов за взятки осуществляют выпуск товаров в свободное обращение с полным либо частичным уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов.

3. Совершение преступления организованной группой или пре­ступным сообществом (преступной организацией). Организованной группой (ч. 3 ст. 31 УК РК) признается устойчивая группа,

состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лица, создав­шие организованную группу либо руководившие ее, несут от­ветственность по совокупности ст. ст. 214 и 235 УК РК, если умысел был направлен на совершение этих преступлений.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 УК РК преступным сообществом (преступной организацией) признается сплоченная организо­ванная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях. Если рассматривать преступное со­общество применительно к ч. 2 ст. 214 УК РК, то в отношений цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений возни­кает проблема, поскольку рассматриваемое деяние не относит­ся к разряду тяжких и особо тяжких преступлений. Таким об­разом, применение квалифицирующего признака, предусмот­ренного п. «в» ч. 2 ст. 214 УК РК, с указанием на совершение деяния преступным сообществом может иметь место лишь тог­да, когда сплоченная организованная группа, помимо уклоне­ния от уплаты таможенных платежей и сборов, имела целью совершение и других преступлений, относящихся к категории тяжких или особо тяжких 1 .

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Стаття 214. Початок досудового розслідування

1. Слідчий, прокурор невідкладно, але не пізніше 24 годин після подання заяви, повідомлення про вчинене кримінальне правопорушення або після самостійного виявлення ним з будь-якого джерела обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення, зобов’язаний внести відповідні відомості до Єдиного реєстру досудових розслідувань, розпочати розслідування та через 24 години з моменту внесення таких відомостей надати заявнику витяг з Єдиного реєстру досудових розслідувань. Слідчий, який здійснюватиме досудове розслідування, визначається керівником органу досудового розслідування.

2. Досудове розслідування розпочинається з моменту внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань. Положення про Єдиний реєстр досудових розслідувань, порядок його формування та ведення затверджуються Генеральною прокуратурою України за погодженням з Міністерством внутрішніх справ України, Службою безпеки України, Національним антикорупційним бюро України, органом, що здійснює контроль за додержанням податкового законодавства.

3. Здійснення досудового розслідування до внесення відомостей до реєстру або без такого внесення не допускається і тягне за собою відповідальність, встановлену законом. Огляд місця події у невідкладних випадках може бути проведений до внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань, що здійснюється негайно після завершення огляду. У разі виявлення ознак кримінального правопорушення на морському чи річковому судні, що перебуває за межами України, досудове розслідування розпочинається негайно; відомості про нього вносяться до Єдиного реєстру досудових розслідувань при першій можливості.

4. Слідчий, прокурор, інша службова особа, уповноважена на прийняття та реєстрацію заяв і повідомлень про кримінальні правопорушення, зобов’язані прийняти та зареєструвати таку заяву чи повідомлення. Відмова у прийнятті та реєстрації заяви чи повідомлення про кримінальне правопорушення не допускається.

5. До Єдиного реєстру досудових розслідувань вносяться відомості про:

1) дату надходження заяви, повідомлення про кримінальне правопорушення або виявлення з іншого джерела обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення;

2) прізвище, ім’я, по батькові (найменування) потерпілого або заявника;

3) інше джерело, з якого виявлені обставини, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення;

4) короткий виклад обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення, наведених потерпілим, заявником чи виявлених з іншого джерела;

5) попередня правова кваліфікація кримінального правопорушення з зазначенням статті (частини статті) закону України про кримінальну відповідальність;

6) прізвище, ім’я, по батькові та посада службової особи, яка внесла відомості до реєстру, а також слідчого, прокурора, який вніс відомості до реєстру та/або розпочав досудове розслідування;

7) інші обставини, передбачені положенням про Єдиний реєстр досудових розслідувань.

У Єдиному реєстрі досудових розслідувань автоматично фіксується дата внесення інформації та присвоюється номер кримінального провадження.

6. Слідчий невідкладно у письмовій формі повідомляє керівника органу прокуратури про початок досудового розслідування, підставу початку досудового розслідування та інші відомості, передбачені частиною п’ятою цієї статті.

7. Якщо відомості про кримінальне правопорушення до Єдиного реєстру досудових розслідувань внесені прокурором, він зобов’язаний невідкладно, але не пізніше наступного дня, з дотриманням правил підслідності передати наявні у нього матеріали до органу досудового розслідування та доручити проведення досудового розслідування.

8. Відомості про юридичну особу, щодо якої можуть застосовуватися заходи кримінально-правового характеру, вносяться слідчим або прокурором до Єдиного реєстру досудових розслідувань негайно після вручення особі повідомлення про підозру у вчиненні від імені та в інтересах такої юридичної особи будь-якого із злочинів, передбачених статтями 109, 110, 113, 146, 147, 160, 209, 260, 262, 306, частинами першою і другою статті 368 — 3 , частинами першою і другою статті 368 — 4 , статтями 369, 369 — 2 , 436, 437, 438, 442, 444, 447 Кримінального кодексу України, або від імені такої юридичної особи будь-якого із злочинів, передбачених статтями 258-258 — 5 Кримінального кодексу України. Про внесення відомостей слідчий або прокурор не пізніше наступного робочого дня письмово повідомляє юридичну особу. Провадження щодо юридичної особи здійснюється одночасно з відповідним кримінальним провадженням, у якому особі повідомлено про підозру.

КОМЕНТАР від ресурсу «ПРОТОКОЛ»:

Невизначеність у правильному застосуванні судом ст. 224 КПК України – «початок досудового розслідування» поки що продовжується. Слідчий, прокурор невідкладно, але не пізніше 24 годин після подання заяви, повідомлення про вчинене кримінальне правопорушення або після самостійного виявлення ним з будь-якого джерела обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення, зобов’язаний внести відповідні відомості до Єдиного реєстру досудових розслідувань та розпочати розслідування. Іншими словами в діючому КПК України начебто відсутня процедура дослідчої перевірки повідомлення особи про наявність ознак злочину.

З одного боку це новела кримінального процесу, яка не існувала у старому КПК України (1961р.) і направлена на унеможливлення приховування заяв та повідомлень про злочин від осіб недобросовісними працівниками правоохоронних органів. З іншого боку ніхто не знає, що робити, коли, наприклад, старенька бабуся кожного тижня бачить труп у сусіда, настирливий активіст кожні три дні повідомляє про корупцію у державній адміністрації, повія кожен день пише про зґвалтування, тощо. При такій тенденції ситуація зводиться до того, що правоохоронці замість того, що розслідувати реальні злочини у «полі» займаються оформленням відмовного матеріалу у кабінетах.

Існують різні судові акти з цього приводу, і їх перелік наведено нижче. Дана ухвала Печерського суду цікава тим, що заявником за ч.1. ст. 224 КПК України є Національна асоціація адвокатів України, а суб’єктом звернення Генеральна прокуратура України, яка відмовилась вносити заяву НААУ до Єдиного реєстру досудових розслідувань. НААУ оскаржило відмову і виграла у суді. Задовольняючи скаргу суд зокрема керувався п.п.1.1 Узагальнень «Про практику розгляду скарг на рішення, дії чи бездіяльність органів досудового розслідування чи прокурора під час досудового розслідування».

І головне! Нам не вдасться узнати, що з цього приводу думає Верховний Суд України. Ухвала Печерського суду оскарженню не підлягає.

Відповідно до ч. ч. 1, 4 ст. 214 Кримінального процесуального кодексу України, слідчий, прокурор невідкладно, але не пізніше 24 годин після подання заяви, повідомлення про вчинене кримінальне правопорушення або після самостійного виявлення ним з будь-якого джерела обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення, зобов’язаний внести відповідні відомості до Єдиного реєстру досудових розслідувань та розпочати розслідування.

Але на практиці правоохоронні органи з відомих та зрозумілих тільки їм причин не вносять відомості в порядку визначеному КПК до ЄРДР, а підміняють вказані норми положеннями Закону України Про звернення громадян та розглядають їх як звернення.

Така ситуація сталася і в цьому випадку, коли підприємством було надіслано повідомлення про злочин, а прокуратурою області воно було розглянуто як звернення, і керівник слідчого підрозділу, який його розглядав, не побачив там даних, що могли свідчити про вчинення кримінального правопорушення, про що надіслав листа заявнику.

Але, заявник не погодився з таким розглядом та подав скаргу до суду. Суд, розглянувши скаргу, зобов’язав прокуратуру Полтавської області внести відомості про кримінальне правопорушення за повідомленням публічного акціонерного товариства «Полтава-Банк» від 29 листопада 2016 року до Єдиного реєстру досудових розслідувань та розпочати досудове розслідування.

Прокуратурою області було виконано ухвалу суду та внесено відомості до ЄРДР, про що повідомлено заявника.

Висновок цієї та подібних ситуацій, як зазначено в ухвалі суду, такий: повідомлення особи, яке, на її думку, містить відомості про кримінальне правопорушення недопустимо розцінювати як таке, що не містить достатніх відомостей про кримінальне правопорушення, як і підміняти нормами Закону України Про звернення громадян положення КПК, які визначають порядок реагування державних органів на одержання інформації про вчинені кримінальні правопорушення.

Від себе ще хочу додати, після отримання відповідної ухвали суду не варто заспокоюватися, а відразу після її отримання необхідно надіслати звернення до правоохоронного органу, якого вона стосується з проханням повідомити, чи виконана ухвала суду, чи внесені відомості в ЄРДР та можна попросити витяг з ЄРДР.

Судова палата у кримінальних справах ВСУ вважає, що оскільки судді є особами по відношенню до яких здійснюється особливий порядок кримінального провадження, а також у зв’язку з тим, що повинні бути забезпечені гарантії незалежності та недоторканосі суддів, як умова здійснення ними професійних обов’язків ( а не особистий привілей) вносити відомості про вчинення кримінального правопорушення суддею до ЄРДР повинні мати право тільки Генеральний прокурор України або його заступник, а не слідчий і прокурор, як це передбачено ст. 214 КПК України сьогодні. (див. також ст. 480, 481 КПК України).

Крім того судове рішення є законним і обов‘язковим для виконання на території України, доки воно не скасоване в апеляційному, касаційному, або не переглянуте в іншому порядку, передбаченому процесуальним законом, тому розглядаючи заяву про вчинення суддею кримінального правопорушення це слід враховувати уповноваженій особі при внесенні відомостей до ЄРДР.

Судом була скасована постанова про закриття кримінального провадження і учасник кримінального провадження подав заяву про скоєння слідчим та прокурором, які закривали кримінальне провадження, злочину, передбачено ст. 354 КК України. Заява не була внесена прокурором до ЄРДР і заявник оскаржив таку бездіяльність до суду. Слідчий суддя розглянув скаргу, вдався до системного аналізу ст. ст. 2 та 214 КК України і прийшов до висновку, що реєстрації в ЄРДР підлягають не будь-які заяви чи повідомленні, а лише ті з них, які містять достатні відомості про кримінальне правопорушення.

Становление уголовного законодательства Республики Казахстан об ответственности

Ильмеева Р.Ю., Карагандинский университет «Болашак»

ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И

В современных условиях реформирования уголовного законодательства Республики Казахстан важное значение имеет исторический анализ действовавших правовых норм, предусматривавших ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств и психотропных веществ. Характер и степень опасности преступлений, связанных с наркотиками, определяется тем, что злоупотребление ими приводит к развитию у человека заболевания (наркомании), характеризующегося возникновением физической и психической зависимости.

Проведенный анализ уголовных законов, действовавших на территории Казахстана, показал, что данные общественно опасные деяния всегда признавались преступными. Так, первый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июня 1922 года, выделил в Особенной части главу 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Статья 215 УК устанавливала уголовную ответственность за приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права [1].

Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного Комитета от 22 ноября 1926 года был принят новый уголовный закон — Уголовный кодекс РСФСР, введен в действие с 1 января 1927 года. Особенная часть УК также выделяла в отдельную главу «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок». Однако, из названия главы 8 УК было исключено указание на публичность порядка как объекта уголовно-правовой охраны. Кроме того, уголовно наказуемыми стали признаваться не только приготовление, а также хранение и сбыт сильнодействующих веществ. Субъектом преступления могли быть только лица, не имеющие на то специального разрешения (ст.179 УК) [2, 487].

Уголовный кодекс Казахской ССР был принят Верховным Советом КазССР 22 июля 1959 года. Это первый национальный уголовный закон в истории государства и права Казахстана. Он вобрал в себя все лучшее, что прошло проверку временем, отразил достижения теории советского уголовного права. Глава 10 УК называлась «Преступления против общественной безопасности и народного здравия». В первоначальной редакции в данную главу были включены только два состава преступлений: посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли (ст.213 УК); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств (ст.214 УК).

Указом Президиума Верховного Совета КазССР от 21 февраля 1975 года в ст.213 УК были внесены изменения; криминализированы «Хищение наркотических веществ», «Склонение к потреблению наркотических веществ» (ст.ст.213-1, 213-2 УК).

Указом от 25 июля 1973 года Уголовный кодекс был дополнен ст.214-2 УК «Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических и других сильнодействующих или ядовитых веществ».

Существенные изменения в главу 10 УК КазССР были внесены Законом от 30 июля 1987 года: Уголовный кодекс был дополнен ст.212-1 «Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли», ст.213-3 «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах»; ст.213 была изложена в новой редакции «Посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли».

Изменения в ст.214 УК вносились также Указами от 21 февраля 1975 года, 29 декабря 1982 года и законом РК от 17 марта 1995 года [3, 8-12].

Таким образом, с учетом всех изменений и дополнений УК КазССР стал содержать целую группу преступлений, связанных с наркотическими средствами: незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли; посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли; хищение наркотических средств; склонение к потреблению наркотических средств; незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств; нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств и других сильнодействующих или ядовитых веществ (ст.ст.212-1 – 214-2 УК).

Обязательным условием уголовной ответственности за незаконные посев или выращивание масличного мака, а также конопли было предусмотрено совершение их повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст.212-1 УК).

Согласно ст.213 УК уголовно наказуемым признавались посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного, а также индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской конопли.

В отдельных статьях предусматривалась ответственность за хищение наркотических средств (ст.213-1 УК), склонение к потреблению наркотических средств (ст.213-2 УК) и нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств и других сильнодействующих или ядовитых веществ (ст.214-2 УК).

Уголовная ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств дифференцировалась также в зависимости от их размера, характера совершаемых действий и цели преступного деяния.

Так, по ст.213-3 УК квалифицировались незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

По ч.1 ст.214 УК ответственность наступала за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств без цели сбыта, а по ч.4 данной статьи – за те же действия, но с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств.

Квалифицирующими (особо квалифицирующими) признаками признавались те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 данной статьи, а также по предварительному сговору группой лиц, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические средства в крупных размерах.

В ст.214 УК КазССР содержалось также специальное условие освобождения лица от уголовной ответственности. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности за приобретение сданных наркотических средств, а также за их хранение, перевозку и пересылку. Лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, освобождается от уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств.

Качественно новым этапом в развитии национального уголовного права следует считать период с момента провозглашения государственного суверенитета Казахстана (Декларация «О государственном суверенитете КазССР» от 25 октября 1990 года) по настоящее время. Обретение государственной независимости поставило перед Казахстаном целый ряд сложнейших проблем, одной из которых стало создание правовой базы для политических и экономических реформ.Государственная программа правовой реформы, утвержденная постановлением Президента страны 12 февраля 1994 года, обозначила основные направления процесса формирования нового права суверенного Казахстана, в том числе и уголовного.Конституция Республики Казахстан 1995 года провозгласила курс на создание демократического гражданского общества, в котором права и свободы человека являются высшими ценностями, а их соблюдение и защита признаются обязанностью государства. Такой подход определил иерархию задач уголовного законодательства, построение системы Особенной части Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс Республики Казахстан был принят 16 июля 1997 года, вступил в действие с 1 января 1998 года. В связи с изменившимися реалиями в УК РК в качестве родовых объектов выделены новые группы общественных отношений, ранее поглощавшиеся другими объектами, уточнены понятия других объектов преступлений. Если в УК КазССР в одной главе были объединены преступления против общественной безопасности и народного здравия, то действующий УК РК содержит две главы: глава 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и глава 10 «Преступления против здоровья населения и нравственности». Здоровье населения и нравственность – это взаимосвязанные понятия, поэтому законодатель обоснованно поместил преступления, посягающие на указанные интересы, в отдельную главу УК РК.

В группе преступлений против здоровья населения выделяются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Специфика этих преступлений определяется особенностью их предмета – ими являются наркотические средства и психотропные вещества.

Как отмечает судья Алматинского городского суда Ш.Курманбекова, Уголовный кодекс Республики Казахстан является значительным шагом вперед в вопросах борьбы с наркоманией. Впервые законодателем введена ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наряду с наркотическими средствами и психотропных веществ. Составлена сводная таблица об отнесении наркотических и психотропных веществ к небольшим, крупным и особо крупным размерам. Она создана применительно к административному и уголовному законодательству Республики Казахстан, иным нормативно-правовым актам на основе утвержденного списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, с учетом положений конвенций ООН 1961, 1971, 1988 годов, решений комиссии по наркотическим средствам экономического и социального совета ООН, рекомендаций Международного комитета ООН по контролю за наркотиками [4].

Вместе с тем, распространенность и сложность квалификации преступных посягательств обусловили дальнейшее совершенствование уголовного законодательства — изменения и дополнения в нормы Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, вносились неоднократно.

Калгужинова А.М., Четрикова Л.И., проанализировав внесенные Законами Республики Казахстан от 5 мая 2000 года, 31 мая 2002 года, 27 июня 2008 года изменения и дополнения, отмечают, что политика государства была направлена на ужесточение наказания за незаконные действия в отношении наркотических средств [5, 130-131].

В редакции данных законов ст.259 УК РК характеризуется следующими новациями:

— перечень уголовно наказуемых действий дополнился указанием на «перевозку» наркотических средств, также были изменены квалифицирующие признаки преступления (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с преступностью» от 5 мая 2000 года);

— была усилена санкция ч.1 ст.259 УК; примечание к статье было дополнено вторым пунктом, закрепившим порядок определения размера наркотических средств и психотропных веществ (Закон РК от 31 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»);

— было использовано новое структурное построение уголовно-правовой нормы, отличное от прежнего (части 1, 1-1, 2, 2-1); криминализированы квалифицирующие обстоятельства незаконных действий в отношении наркотических средств или психотропных веществ — совершение их должностным лицом с использованием служебного положения, в организациях образования, в отношении несовершеннолетних; примечание стало содержать специальное условие освобождения лица от уголовной ответственности и указание на порядок определения размера наркотических средств (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков» от 27 июня 2008 года).

Вместе с тем, следующие поправки приняты в рамках гуманизации, другого вектора уголовной политики, противоположного ужесточению ответственности. Так, Законом Республики Казахстан от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» была исключена ч.1 ст.259 УК РК, предусматривавшая ответственность за незаконные приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ. За совершение подобных деяний установлена административная ответственность.

Данное нововведение мы считаем важным, поскольку и практические работники, и научные сотрудники отмечали, что «по сути, на практике борьба с наркоманией сведена к выявлению и изоляции от общества наркоманов, т.е. к наказанию больных людей» [6, 307]. Эта ситуация сложилась в силу несовершенства уголовного законодательства и выработанной правоприменительной практики.

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает, что за потребление наркотиков в большинстве стран не предусмотрено уголовное наказание. Это объясняется тем, что международно-правовые обязательства не распространяются на криминализацию немедицинского потребления наркотиков. Так, по смыслу ст.1 и 2 Единой Конвенции 1961 года, потребление не входит составной частью в оборот наркотиков, и, соответственно, немедицинское потребление не относится к их незаконному обороту. Из анализа ст.38 Единой Конвенции 1961 года также не следует уголовное преследование потребителей наркотиков, решение этого вопроса оставлено на усмотрение каждого государства-стороны Единой Конвенции.

Таким образом, следует признать, что современные направления уголовной политики определили новый подход к конструированию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств. При этом новации характеризуют использованные приемы законодательной техники, а также совершенствование уголовно-правовых норм, вызванное двухвекторностью уголовной политики.

Необходимо отметить также, что согласно Концепции проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) ст.320 и ч.3 ст.336-2 КоАП переносятся в УК как проступок. При этом предлагается установить ответственность именно за незаконное обращение с наркотическими средствами или психотропными веществами без цели сбыта (в целях личного потребления). В целях упрощения борьбы с наркобизнесом предлагается исключить градацию по размерам наркотических средств и психотропных веществ.

1 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года //Информационная система «Параграф».

2 Советское уголовное право. Часть Особенная /Под ред.В.Д.Меньшагина. — М.: Юрид.лит., 1979. — 785 с.

3 Феткулов Г.Х. Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков — Астана: Фолиант, 2003. — 114 с.

4 Курманбекова Ш. Закон не должен иметь разночтений //Информационная система «Параграф».

5 Калгужинова А.М., Четрикова Л.И. О некоторых вопросах законодательной техники в уголовном праве Республики Казахстан //Современные проблемы и тенденции развития уголовного, права, криминологии и уголовно-исполнительного права: Материалы международной научно-практической конференции. — Караганда: КарЮИ МВД РК, 2009. — 298 с.

6 Балтабаев К.Ж. Некоторые проблемы ответственности за незаконный оборот наркотиков по законодательству Республики Казахстан //Совершенствование законодательства в свете Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года: Материалы международной конференции. — Астана: Институт законодательства РК, 2010. — 418 с.