Статья патриотическое воспитание в доу

Статья на тему:
Патриотическое воспитание в детском саду.

Меняются и дополняются программы,выдвигаются новые требования к образовательной деятельности детей ,а тема патриотизма остается во все времена актуальной и востребованной.Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Статью можно использовать как консультацию для воспитателей ,а можно оформить как папку-передвижку для родителей,добавив фотографии из вашей практической деятельности.

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Да, дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны и быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Методы и приемы патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Взрослый (педагог, родитель) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные песни. И порой даже не отличить где игра, а где реальность. А реального на патриотических праздниках много: ведь к детям в гости приходят настоящие военные, а у многих папа военный – это звучит гордо.

Обязательное условие воспитания начала патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных эмоциональных участников.

Развивающая среда нашей группы позволяет детям организовывать игры патриотического характера «Семья», «Новобранцы», «Офицеры», «Больница». Большой интерес у ребят вызывают выразительные атрибуты (флажки, бескозырки, пилотки, военные фуражки, бинокль, наушники, сумки-планшеты), все это помогает развивать фантазию и выдумку детей, а яркий эмоциональный рассказ педагога «оживляет», впечатляет детей, помогает ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием к своей малой Родине, как источнику патриотического начала, и постепенно подводя их к понятию Родина, в целом.

Исходя из этого, работу по патриотическому воспитанию можно разделить на разделы:

  1. «Мой дом – моя семья». Занятия по этому разделу можно начинать с младших групп.
  2. «Народная культура». Художественное слово, одежда и жилище, искусство народных праздников, традиционные русские народные ремесла, труд.
  3. Художественная литература и живопись. (А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, С.А. Есенин). Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. Рассматривая картины русских художников вместе с детьми, воспитатель может воздействовать на эмоциональную сферу ребенка (Айвазовский, Суриков, Левитан, Репин, Дейнеки, Непринцев «Отдых после боя»).
  4. «Столица нашей Родины — Москва» (занятия начинаются со средней группы, знакомим детей со своим городом, с Россией как страной: символика, герб, гимн, флаг).
  5. «Земля – наш общий дом» (знакомство детей с природой нашей Родины, с людьми разных профессий, модель земли – глобус, труд детей).
  6. «Защитники Отечества» (развлечения, праздники, спортивный досуг к 23 февраля, 12 июня, 9 мая, 4 ноября).

Большую роль играет и дает позитивный результат такие формы работы – прогулка, экскурсии, наблюдения, объяснения, оформления различных уголков («Народные ремесла», «Защитники нашего края», «Воронеж – мой город», «Символика нашей Родины» и т.д.).

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.

Поэтому, уважаемые коллеги, давайте всегда помнить, с чего начинается Родина…

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Национальной доктрине образования Российской Федерации,

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива детских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины — правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности
  • интегративности;
  • открытости

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Мною разработан мини-проект Слава Армии любимой самой лучшей на земле», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.

Мини-проект «Слава армии любимой — самой лучшей на земле»

Проект: краткосрочный, творческий

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.
  • Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  • Воспитывать умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение.
  • Познакомить детей с музыкальным жанром маар: научить слушать и исполнять маршевые песни, исполнять маршевые композиции
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве – перестраиваться в круг, становится друг за другом в шеренгу, в колонну, самостоятельно выполнять заданные построения
  • Формировать правильную осанку

В результате реализации данного проекта:

1. В воспитании патриотической личности организуется новая форма торжественного праздника «Парад маршей»

2. Дети получают более углубленные знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России

3. Развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения

4. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

5. У детей формируется представление о войне, об армии

6. Повышается профессиональный уровень педагогов

Краткое описание проделанных мероприятий

1. Проанализированна научно-методическая литература по теме проекта

2. Составлен план мероприятий проекта

3. Разработаны конспекты бесед по теме проекта

4. Выставка рисунков «Наша армия – родная»

5. Изготовление поделок для пап и дедушек

6. Фотовыставки «Мой папа – военный»

7. Чтение художественной литературы

8. Встреча с ветеранами ВОВ

9. Экскурсия к памятным местам

10. Разучивание стихов, песен, маршевых композиций

11. Знакомство с детьми кадетского класса

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

В игре, посвященной профессиям защитников отечества; при беседах, где активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Дети старших, подготовительных групп и школьники младших классов

Этапы реализации проекта

  • Чтение книг
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий
  • Проведение тематических занятий, уроков
  • Оформление выставки рисунков, фотографий
  • Разучивание песен, стихов и маршевых композиций
  • Изготовление костюмов и оформление зала для праздника «Парад маршей»
  • Торжественный праздник «Парад маршей»
  • Экскурсия к памятным местам
  • Встреча с ветеранами ВОВ
  • Подведение итогов проделанной работы
  • Обобщение результатов, составление рекомендаций

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.

Данный проект может быть использован дошкольных и школьных учреждениях для младших школьников.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Далее рассмотрим вопросы гражданского воспитания. Главная цель гражданского воспитания – подготовка молодого поколения к сознательной жизни в свободном обществе. Будущим гражданам необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности, лежащие в основе демократического общества, как можно раньше – начиная с дошкольного возраста. Формирование первичных представлений об избирательном праве, ценного отношения к избирательному праву нужно начинать со старшего дошкольного возраста в контексте развития основ правового сознания. Знакомство детей с процедурой голосования реализовалось в следующем проекте

Проект «Я — гражданин России»

Великая духовная потребность
в управлении страной не может
быть воспитана в человеке
в один день, и если в ребёнке
с детства не воспитывать
это качество, не стоит
ожидать, что оно появится
у взрослого человека
Томас Манн

Проект: комплексный, краткосрочный, познавательный

Цель проекта: Обобщить знания детей об гражданских правах и обязанностях, дать детям элементарные представления о предвыборной компании и проведении выборов президента России

  • Познакомить детей с процедурой голосования в демократическом обществе
  • Воспитывать гражданскую ответственность
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну
  • Расширять знания детей о государственной символике
  • Развивать желание больше узнать о своей Родине
  • Активизировать и расширять словарный запас дошкольников
  • Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы

В результате реализации данного проекта:

1. Дети знакомятся с документами по защите прав человека;

2. Данный проект способствует развитию у детей собственного достоинства, осознанию своих прав;

3. У детей развивается чувство ответственности;

4. Дети усваивают общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Краткое описание проделанных мероприятий

1. Ознакомление детей с их правилами и обязанностями через включение материалов Конвенции о правах ребёнка, декларации прав ребёнка на занятиях по темам: «Правила нашей группы», «Что я знаю о своих правах»

2. Беседа о конституции

3. Оформление уголка «Моя Родина – Россия»

4. Чтение художественной литературы

5. Разучивание стихов, песен о Родине

6. Знакомство с избирательным правом

7. Итоговое мероприятие: «Мой выбор», проведение выборов президента группы, путём тайного голосования

Целевая группа: дети подготовительной группы

Одним из прав граждан является избирательное право. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботе и не страдали от негативных последствий. Поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира, дать детям представление о правах человека, о демократическом устройстве общества. Данный проект будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего народа, города, научатся, ответственно относится к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны»

Данные проекты предоставляют детям возможность получать новые знания, пробуждают и развивают интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.

Таким образом, проектная модель гражданского образования позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию.

Встреча с ветеранами

Экскурсии к памятным местам

Проект «Я гражданин России»

Подведение итогов тайного голосования

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.

В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Структура формирования патриотических чувств


Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Цель духовно нравственного воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. И т.д.

Содержание
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка», День единства России; .зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «День Защитников Отечества», «Масленица»; —Весной «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица)., Летом день защиты детей, Ивана купала.


Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты

Название: Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…, Старшая группа
Автор: Малкова Дарья Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУДСОРВ «Теремок» г. Орлов, Кировская область
Месторасположение: 612270, г. Орлов, Кировская область

Статья на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»

Балдина Елена Захаровна

воспитатель 1 кв.категории

МАДОУ детский сад №39 г.Ревда

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический багаж.

Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички — все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваю основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Я в этом не испытываю трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». Постепенно от прогулки и экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и аллея около детского сада, сосновый бор, и живописная тропинка на Кабалинских родниках. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.