Трудовой кодекс рф 2004 г

Статья 34. Иные представители работодателей

СТ 34 ТК РФ.

Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 34 Трудового кодекса РФ

1. Особые правила установлены в отношении представительства работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации или ее субъектов, иные государственные органы, органы местного самоуправления. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении возникших при этом коллективных трудовых споров, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении деятельности соответствующих комиссий они могут быть представлены органами исполнительной власти (федеральными или субъектов РФ), иными государственными органами, органами местного самоуправления.

2. Общие полномочия федеральных органов исполнительной власти по представительству работодателей — подведомственных указанным органам организаций при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне установлены Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне». Полномочия конкретных органов исполнительной власти на представление работодателей в отношениях социального партнерства могут устанавливаться в положениях об этих органах. В частности, полномочия на представительство соответствующих работодателей оговорены применительно к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подп. 21 п. 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868).

3. Данный вид представительства работодателей используется в тех случаях, когда решение вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров, находится вне сферы компетенции конкретного работодателя (например, определение размеров оплаты труда лиц, работающих в организациях, финансируемых из соответствующего бюджета).

Возможность представления указанных работодателей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не исключает представительство со стороны объединения работодателей.

4. Представление указанных работодателей в иных отношениях социального партнерства осуществляется по общим правилам представительства работодателей (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней).

Проблемы толкования терминов Трудового кодекса Российской Федерации

(Акопов Д. Р.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 2) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНОВ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Акопов Д. Р., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Кавказской академии государственной службы, кандидат юридических наук.

Подробный анализ особенностей толкования Трудового кодекса содержится в работе И. О. Снигиревой . В данной статье хотелось бы остановиться на некоторых других проблемах, возникающих при толковании норм Трудового кодекса. ——————————— Снигирева И. О. Толкование норм Трудового кодекса РФ и других актов трудового законодательства // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16 — 18 января 2003 г.) / Отв. ред. К. Н. Гусов. М.: ТК Велби, 2004. С. 5 — 20.

Несмотря на то что в Трудовом кодексе Общая часть значительно расширена по сравнению с КЗоТ 1971 г., тем не менее она существенно уступает по своему «удельному весу» общим частям других кодексов — например, Уголовного или Гражданского. Это приводит, в частности, к тому, что многие используемые Кодексом специальные термины в самом Кодексе не определены. Как указывает А. Ф. Черданцев, «словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной интерпретации» . Таким образом, не найдя в Кодексе определения термина, правоприменитель может использовать слово в обыденном смысле, который далеко не всегда полностью совпадает со специально-юридическим значением термина. Типичным примером является термин «ликвидация организации». Трудовой кодекс называет ее в качестве одного из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, но определения этого термина не дает. Такое определение содержится в Гражданском кодексе — ликвидацией организации в соответствии со ст. 61 ГК РФ называется ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В обыденном же значении это понятие шире — современный толково-словообразовательный словарь дает следующее толкование слова ликвидация: 1. Прекращение деятельности предприятия, учреждения и т. п. Очевидно, что обыденное толкование приведет к грубому нарушению трудового законодательства, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом прекращение организации с переходом прав и обязанностей в результате преобразования, слияния, разделения, присоединения является реорганизацией (ст. 57 ГК РФ), при которой трудовые отношения с согласия работника продолжаются (ст. 75 ТК РФ), т. е. увольнять никого нельзя, работникам должна быть предложена работа в одной из организаций правопреемников, и только если они откажутся, возможно увольнение (п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Следует отметить, что при ликвидации организации увольнению подлежат все работники, в том числе беременные женщины, которых ни по каким иным основаниям по инициативе работодателя увольнять нельзя. Такое увольнение есть не просто нарушение трудового законодательства, а уголовное преступление, предусмотренное ст. 145 УК РФ. Таким образом, неправильное толкование термина ликвидация может привести к привлечению к уголовной ответственности. Представляется, что п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК следует дополнить, изложив его в следующей редакции: «1) ликвидации организации (ее прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам) либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;». ——————————— Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С. 139. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000.

С другой стороны, использовать термины, определенные для иных отраслей права, следует с осторожностью. Так, в действовавшей до вступления в силу Закона от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» редакции ст. 57 ТК упоминались существенные условия трудового договора. В цивилистической литературе общепризнано, что существенными условиями договора являются те условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора . Как справедливо указывала Л. А. Чиканова, понимать так этот термин применительно к ст. 57 ТК было нельзя . ——————————— Российская газета. 2006. 7 июля. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— См., например: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1998. С. 238; Завидов Б. Д. Договорное право России. М., 1998. С. 22. Чиканова Л. А. Трудовой договор // Трудовое право. 2004. N 4 — 5 (50 — 51). С. 59; Варов В. Ответы на вопросы // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 117 — 118.

В новой редакции термин «существенные условия» не употребляется, зато в ст. 20 ТК содержится следующая дефиниция: «Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ, АДВОКАТЫ, УЧРЕДИВШИЕ АДВОКАТСКИЕ КАБИНЕТЫ, И ИНЫЕ ЛИЦА, ЧЬЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ПОДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И (ИЛИ) ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, ВСТУПИВШИЕ В ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РАБОТНИКАМИ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДАЛЕЕ — РАБОТОДАТЕЛИ — ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ)» (выделено мной. — Д. А.) и затем отдельно: «…физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями)». Таким образом, новая редакция Трудового кодекса называет индивидуальными предпринимателями, в частности, нотариусов и адвокатов. Между тем согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, то же говорит об адвокатской деятельности п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» . ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357. Собрание законодательства РФ. 2002. N 23.

Провести разграничение правового регулирования труда работников, занятых обслуживанием домашнего хозяйства физического лица и работающих у работодателей — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и иных лиц, использующих наемный труд при осуществлении профессиональной деятельности, было совершенно необходимо . Не вызывает особых возражений и единый подход ко всем работодателям, использующим наемный труд при осуществлении профессиональной деятельности. Однако вряд ли стоило объединять их всех термином «индивидуальные предприниматели». Опять термин используется не так, как в других нормативных актах. ——————————— См. об этом: Акопов Д. Р. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица и трудовое право // Указ. новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. С. 281 — 285.

К сожалению, иногда законодатель использует термины, которые были определены в утративших силу законах. В ст. 41 ТК РФ в качестве одного из вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя, названы условия высвобождения работников. Определения термина «высвобождение» Кодекс (и вообще действующее законодательство) не содержит. В обыденном значении упомянутый выше толковый словарь определяет его как «процесс действия по знач. глаг.: высвобождать, высвобождаться», а глагол «высвобождать», в свою очередь, как: «1. Извлекать, вытаскивать откуда-л., освобождая от чего-л. стесняющего, мешающего движению. 2. разг. Избавлять от чего-л. (обычно от тяжелых, неприятных занятий) // Освобождаться для иной деятельности // Делать свободным для чего-л. 3. Освобождать (от неволи, чьей-л. власти и т. п.)». Как все это понимать применительно к коллективному договору, не совсем ясно. Дело в том, что законодатель использовал здесь термин, легальное определение которого содержалось в отмененном КЗоТ 1971 г. Статья 40.2 определяла высвобождение как увольнение в связи с ликвидацией организации, а также проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников. Придав слову «высвобождение» такое значение, смысл рассматриваемой нормы можно понять — имеется в виду, что в коллективный договор могут быть включены дополнительные гарантии работникам при увольнении по этим основаниям, предусмотрены категории работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении однородных работ или должностей, помимо упомянутых в ст. 179 ТК РФ (при равной производительности труда и квалификации) и т. д. Представляется, что в ст. 41 ТК слова «условия высвобождения работников» следует заменить словами: «дополнительные гарантии работникам при ликвидации организации, а также сокращении численности или штата». Содержание некоторых терминов со временем изменяется, чаще всего по объему. В качестве примера можно привести работников, непосредственно обслуживающих товарные либо денежные ценности, которые могут быть уволены за совершение виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к ним со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Изначально Постановление НКТ СССР от 6 ноября 1930 г., которым впервые было предусмотрено увольнение за утрату доверия , имело в виду работников, с которыми заключаются «особые письменные договоры об имущественной ответственности за недостачу ценностей, переданных под ответственность работника» . Однако впоследствии Верховный Суд признавал законным увольнение за утрату доверия охранника торговой базы , а также грузчика , с которыми такие договоры не могли быть заключены. В первоначальной редакции Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора» разъяснялось, что для расторжения трудового договора в связи с утратой доверия не имеет значения, в каких пределах на увольняемых работников могла быть возложена материальная ответственность (п. 17) . ——————————— ИНКТ. 1930. N 31 — 32. Постановление НКТ СССР от 29 октября 1930 г. N 332 // ИНКТ N 31 — 32. Сб. постановлений и определений Верховного Суда РСФСР по трудовым делам, 1953 — 1958 гг. М.: Госюриздат, 1959. С. 51. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1975. N 11. С. 15. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. N 3.

В то же время в последующих редакциях упомянутого Постановления указанное разъяснение исчезает , в пришедших ему на смену постановлениях Пленума Верховного Суда РФ его также нет. ——————————— Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 6.

М. В. Лушникова указывает, что «судебная практика последовательно проводит в жизнь принцип толкования всех сомнений и неразрешимых противоречий в пользу работника», хотя и отмечает, что он, «к сожалению, не признан законодателем» . Принимая во внимание этот принцип, следует полагать, что к лицам, с которыми договор о полной материальной ответственности не может быть заключен, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не применяется. Таким образом, можно предложить следующую формулировку п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК: «…совершения виновных действий работником, с которым может быть заключен договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности (статья 244 настоящего Кодекса), если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;». ——————————— Лушникова М. В. ТК РФ: проблемы конкуренции норм и презумпций // Указ. новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. С. 39.

В литературе по теории права формулируется следующее правило: нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно и то же значение. Это правило вытекает, как указывает А. Ф. Черданцев, из того предположения, что законодатель логически последовательно использует термины . Однако на практике, к сожалению, законодатель поступает так не всегда. И. О. Снигирева отмечала, что, хотя некоторые ученые (экономисты и юристы) пытались разграничить понятия «оплата труда» и «заработная плата», эта попытка не увенчалась успехом, и фактически Трудовой кодекс использует эти термины как синонимы . ——————————— Черданцев А. Ф. Указ. соч. С. 141. Снигирева И. О. Указ. соч. С. 11.

Есть и другие примеры. Так, Трудовой кодекс использует фактически как равнозначные термины «прекращение» и «расторжение» трудового договора. Казалось бы, из содержания ст. 77 — 84 ТК РФ следует, что расторжение — термин более узкий, частный случай прекращения трудового договора. Так следовало бы называть прекращение трудового договора только по соглашению сторон и по инициативе работника либо работодателя. Однако ст. 6 ТК отнесла к ведению федеральных органов государственной власти, в частности, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Вряд ли это следует понимать так, что порядок прекращения трудовых договоров по основаниям, которые ст. 77 — 84 ТК не называют расторжением, относится к компетенции субъектов Федерации, а не федеральных органов. То же относится к ст. 43 ТК, где сказано, что коллективный договор сохраняет свое действие в случае расторжения трудового договора с руководителем организации. Трудно представить, что по мысли законодателя при увольнении руководителя по иным основаниям коллективный договор утрачивает силу. Часть 3 ст. 178 ТК в редакции Закона от 30 июня 2006 г. предусматривает выплату выходного пособия при расторжении трудового договора по пп. 7, 8 и 9 ч. 1 ст. 77 и по пп. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 83 ТК. Между тем прекращение трудового договора ни по одному из этих оснований соответствующие статьи расторжением не называют. И наоборот, ст. 279 ТК говорит о прекращении «трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса», хотя, как указал Пленум Верховного Суда, увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 ТК), по существу, является увольнением по инициативе работодателя , и, следовательно, точнее было бы говорить о расторжении трудового договора. ——————————— Пункт 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 8 апреля.

Статьи 181 и 279 ТК (в ред. Закона от 30 июня 2006 г.) предусматривают выплату компенсации в размере не менее трехмесячного среднего заработка при увольнении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера в случае смены собственника имущества организации и в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК. Между тем во всех остальных случаях (ст. 178 и 84 ТК) подобная выплата называется выходным пособием.

Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400(424) статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например, о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

В Кодексе состоит из 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. « Профессиональная Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы тп».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. От 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Состоит из 6 глав:

· Общие положения

· Основные права профсоюзов

· Гарантии прав профсоюзов

· Защита прав профсоюзов

· Ответственность профсоюзов

· Заключительные и переходные положения

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

12. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (общая характеристика).

Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ»

определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В данном законе даются следующие понятия:

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В гл. I «Общие положения» даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Глава II «Права граждан в области занятости»закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

Глава III «Гарантии государства в области занятости» устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

Главы V—VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям — в подборе необходимых кадров.

урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 1091 ; Нарушение авторских прав

Трудовой кодекс рф 2004 г

Тексты кодексов РФ представлены в актуальной редакции.
Для перехода к полному тексту документа достаточно щелкнуть мышкой по названию.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 г.
В новом кодексе преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора.
Трудовой кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Первая часть налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.
Вторая часть налогового кодекса введена в действие с 1 января 2001 г. Она содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах.

Гражданский кодекс (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями)

Систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующий договорные и иные обстоятельства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях — также государства и муниципальных образований).

Гражданский кодекс регулирует в т.ч. отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
Гражданский кодекс является основным источником гражданского права. В силу его исключительной важности, Гражданский кодекс иногда называют «экономической конституцией» страны.

Уголовный кодекс (УК РФ) от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Уголовный кодекс РФ принят взамен кодекса РСФСР 1960 г.
Кодекс является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории России.
Уголовный кодекс введен в действие с 1 января 1997 г.

Семейный кодекс (СК РФ) от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Семейный кодекс РФ пришел на смену Кодексу о браке и семье РСФСР.
В СК РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Семейный кодекс введен в действие с 1 марта 1996 г.

Лесной кодекс от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (ЛК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Закреплены правовые основы лесных отношений.
Установлено, что лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесной кодекс введен в действие с 1 января 2007 г.

Водный кодекс от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Закреплены правовые основы использования и охраны водных объектов (далее — водные отношения).
Установлено, что водное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Они регулируют водные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством (в той мере, в какой они не урегулированы кодексом).
Определены основные принципы водного законодательства.
Водный кодекс введен в действие с 1 января 2007 г.

Жилищный кодекс (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Жилищный кодекс РФ заменил действовавший более 20 лет Жилищный кодекс РСФСР.
Правовое регулирование зависит от вида жилищного фонда.
Жилищный кодекс введен в действие с 1 марта 2005 г.

Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Новый Градостроительный кодекс РФ принят взамен кодекса 1998 г.
Градостроительная деятельность включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий, архитектурно-строительное проектирование. Сюда также входят строительство, капремонт и реконструкция объектов капстроительства.
Определяются основные понятия, принципы законодательства, полномочия органов в области градостроительной деятельности.
Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс РФ введен в действие со дня его официального опубликования.

Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) пришел на смену кодексу 1964 г. В новом ГПК РФ наиболее четко отражены современные аспекты экономической, политической и общественной жизни, систематизированы нормы гражданского процессуального права.
Кодекс введен в действие с 1 февраля 2003 г.

Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Новым Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) заменяется АПК РФ, действовавший с 1995 г.

В АПК РФ заложены основы судопроизводства в арбитражных судах. Здесь рассматриваются дела, касающиеся предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения АПК РФ посвящены общим принципам и задачам судопроизводства, рассмотрению отдельных категорий дел, пересмотру и исполнению судебных актов. Определена подсудность дел арбитражным судам. Установлен состав участвующих лиц.
Закреплены примирительные процедуры. Отдельная глава посвящена корпоративным спорам. Предусмотрена процедура упрощенного производства. Определены особенности рассмотрения дел, в которых участвуют иностранные лица.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ введен в действие с 1 сентября 2002 г.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

КоАП РФ — это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности.
Закреплены общие положения, группы административных правонарушений (АП), определены органы, которые могут рассматривать дела о них. Отдельные разделы посвящены производству по делам об АП, исполнению и пересмотру решений.
Общими положениями устанавливаются задачи законодательства об АП, определяются понятия правонарушения, административной ответственности и наказания. Закреплены принцип равенства перед законом, презумпция невиновности.
КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в различных сферах. В их числе — электроэнергетика, окружающая среда, здравоохранение, строительство, транспорт, связь и информация, предпринимательская деятельность, таможенное дело, безопасность дорожного движения.
КоАП РФ введен в действие с 1 июля 2002 г.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

С 1 июля 2002 г. действует Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ). Он заменил собой УПК РСФСР. Это основной источник, регулирующий порядок привлечения к уголовной ответственности.
Раскрыты общие положения, определен порядок досудебного и судебного производств. Конкретизированы нормы о возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании. Определены основы международного сотрудничества, порядок оформления процессуальных документов. Отдельные разделы посвящены пересмотру и исполнению судебных актов. Закреплены примирительные процедуры. Предусмотрено уголовное преследование. В УПК РФ конкретизируется ряд статей Конституции РФ. Отдельный раздел посвящен доказательствам.

Земельный кодекс от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Закреплены правовые основы использования и охраны земель.
Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.
Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ) (с изменениями и дополнениями)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ — свод правил, регулирующих отношения между транспортными организациями, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях России.
Положения Кодекса посвящены следующим вопросам: содержание и использование внутренних водных путей; госрегистрация судов и прав на них; экипаж судна; организация грузовых, пассажирских и почтовых перевозок; провозная плата; аренда судов; спасание людей, судов и иного имущества; ответственность при перевозках и др. Отдельная глава содержит нормы о безопасности судоходства. Урегулирована деятельность порта. Четко регламентированы правоотношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями. Установлен порядок предъявления и рассмотрения претензий. Определены специальные сроки исковой давности.
Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ РФ) (с изменениями и дополнениями)

Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) разработан для того, чтобы урегулировать отношения в соответствующей сфере. Определены сфера применения Кодекса, основные понятия, задачи госконтроля и надзора за торговым мореплаванием. Определены требования к экипажу, в том числе к капитану. Урегулированы трудовые отношения на судне. Установлена ответственность за ущерб, причиненный собственником судна, в том числе в связи с перевозкой опасных и вредных веществ.
Отдельные главы посвящены морским протестам, претензиям и искам. Определен порядок их предъявления.
КТМ РФ введен в действие с 1 мая 1999 г.

Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом.
БК РФ введен в действие с 1 января 2000 г.