Трудовой кодекс рф реорганизация

Комментарии к СТ 75 ТК РФ

Статья 75 ТК РФ. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

1. Статья 75 определяет, какие правовые последствия возникают для работников при смене собственника имущества организации, изменении ее подведомственности (подчиненности) или реорганизации.

Комментируя данную статью, необходимо, прежде всего, определиться с таким понятием, как «смена собственника имущества организации». Статья 75 ТК не раскрывает его содержания, а гражданское законодательство, определяющее правовой режим деятельности юридических лиц, правила их ликвидации и реорганизации, не использует подобной правовой категории.

С точки зрения ГК РФ в случае, предусмотренном комментируемой статьей, речь может идти о передаче права собственности на имущество (ст. 235 ГК РФ). Такой вывод следует из анализа ст. ст. 212 — 215 и 217 ГК РФ.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (ст. 213 ГК РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 214 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ГК РФ.

Таким образом, исходя из приведенных положений ГК РФ под сменой собственника имущества организации в смысле ст. 75 ТК следует понимать смену формы собственности имущества, на основе которого осуществляет производственную деятельность организация-работодатель, т.е. переход государственной собственности в частную или наоборот в порядке, предусмотренном соответствующим законом.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 разъяснено, что под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности: при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами товарищества или общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК с лицами, перечисленными в этой норме, т.к. в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит (п. 32). При этом, как отмечено в названном Постановлении Пленума ВС РФ, расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному ст. 75 ТК РФ, возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Иначе говоря, под сменой собственника имущества организации следует понимать смену собственника всего имущества организации, а не ее части.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в связи со сменой собственника имущества организации трудовые отношения по решению нового собственника могут быть прекращены только с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером организации. При этом новый собственник вправе принять решение о прекращении трудовых отношений с названными работниками в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество организации.

Если в течение этого срока указанные работники по решению собственника не были уволены, впоследствии их увольнение по данному основанию не допускается (см. коммент. к ст. 81).

Предусмотренные комментируемой статьей различия в правовых последствиях при смене собственника имущества организации для руководителей и других работников вполне оправданы, т.к. назначение на должность и прекращение полномочий руководителя организации в соответствии с законодательством осуществляется собственником имущества организации. Например, руководитель государственного унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия (ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от имени которого выступает соответствующий государственный орган; руководитель акционерного общества назначается на должность и освобождается от должности на основании решения соответствующего органа юридического лица.

Так как в ч. 1 комментируемой статьи речь идет о смене собственника имущества организации, ее правила о расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером не распространяются на случаи реорганизации юридического лица (см. п. п. 5, 6 комментария).

3. Предоставив новому собственнику имущества организации право расторгать трудовые договоры с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, ч. 2 ст. 75 прямо оговаривает, что смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудового договора с другими работниками организации. Трудовые отношения с ними продолжаются и при новом собственнике. Причем в этом случае никакого дополнительного оформления трудовых отношений не требуется. Однако если работник в связи со сменой собственника имущества организации откажется продолжать работу, он на этом основании подлежит увольнению со ссылкой на п. 6 ст. 77 ТК РФ. Отказ работника от продолжения работы у нового собственника должен быть выражен в письменной форме. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи правило о продолжении трудовых отношений с работниками не исключает права нового собственника имущества организации проводить в ней структурные и иные изменения, в т.ч. сокращение штата или численности работников. Однако проведение такого сокращения при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности. Такая регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 2 названного Закона датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Дополнительные гарантии для работников при смене собственника имущества организации в процессе приватизации предусмотрены и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно ст. 14 названного Закона со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе сокращать численность работников указанного унитарного предприятия.

Поскольку смена собственника имущества организации не влечет для работников (за исключением руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) каких-либо правовых последствий, трудовое законодательство не устанавливает специальных сроков предупреждения работников об этом изменении. Вместе с тем, учитывая, что согласно ч. 3 ст. 75 ТК в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ, работодатель обязан поставить в известность работников организации о происшедшем изменении (очевидно, после регистрации перехода права собственности).

Кроме того, работодатель обязан внести соответствующие изменения и в трудовые книжки работников, в частности, отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки сделать запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставить основание переименования — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дату и номер (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

4. Часть 5 комментируемой статьи определяет правовые последствия для работников в связи с изменением подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (т.е. слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

В отличие от ситуации, связанной со сменой собственника имущества организации, предусмотренной ч. 1 комментируемой статьи, правила ч. 5 этой статьи относятся ко всем работникам организации, в т.ч. и к ее руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру. В соответствии с ней изменение подведомственности (подчиненности) организации, а равно ее реорганизация не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Вопрос о подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации не связан, как правило, с объемом прав и обязанностей работника. Поэтому передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого или ее реорганизация не прекращает действия трудового договора. При этом какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений в этом случае не требуется. В трудовые книжки работников в этом случае вносится запись о новом названии организации (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Изменение подведомственности организации осуществляется, как правило, в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и им подведомственны, например государственные и муниципальные унитарные предприятия, научно-исследовательские институты и центры, поликлиники.

5. Сущность реорганизации юридического лица выражается в изменении количества (состава) первоначально существующих юридических лиц либо в изменении вида юридического лица. Правила реорганизации юридического лица установлены ст. ст. 57, 58 ГК РФ.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

В случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

6. В соответствии с ч. 6 ст. 75 трудовой договор с работником расторгается, если он не согласен продолжать работу в реорганизованной или сменившей подведомственность организации. Свое несогласие (отказ от продолжения работы) работник должен выразить в письменной форме (путем подачи заявления). Расторжение трудового договора в этом случае производится на основании п. 6 ст. 77 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией).

Статья 75 ТК РФ. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

Текущая редакция ст. 75 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 75 ТК РФ

1. Смена собственника имущества организации, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация, изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основаниями изменения трудового договора. Указанные факты влекут за собой не изменение содержания трудового договора, а всего лишь замену стороны трудового правоотношения или изменение правового статуса работодателя.

Между тем комментируемая статья включена в главу 12 ТК РФ, имеющую название «Изменение трудового договора». Впрочем, в той же главе находится ст. 76 ТК РФ, которая предусматривает отстранение от работы работника, в том числе, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Представляется, это объясняется не столько несовершенством законодательной техники, сколько стремлением законодателя сгруппировать все случаи, когда исполнение первоначально заключенного трудового договора не происходит в точном соответствии с ним.

2. В соответствии с п.32 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности, при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, а также при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность, кроме того — при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.

Относительно хозяйственных товариществ и обществ Пленум ВС РФ отмечает: поскольку в соответствии с п.1 ст. 66 и п.3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов их учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники согласно п.3 ст. 48 ГК РФ имеют корпоративные права в отношении таких юридических лиц, то изменение состава участников (акционеров) не является сменой собственника имущества организации.

В этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество.

Следует отметить, что, несмотря на позицию Пленума ВС РФ, суд может достаточно вольно трактовать понятие «смена собственника имущества». Так, в определении Московского областного суда от 16 марта 2006 года по делу N 33-1752 указывается, что под сменой собственника имущества организации необходимо понимать смену собственника организации в целом, как имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, сырье, продукцию, долги, права требования и другие исключительные права, что возможно, например, в результате смены учредителей, продажи предприятия в порядке ст. 559 ГК РФ, приватизации государственных или муниципальных предприятий и т.д.

Что касается изменения подведомственности организации, то в большинстве случаев она применяется в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и, соответственно, им подведомственны (научно-исследовательские институты, поликлиники, образовательные учреждения и др.).

Реорганизация юридического лица-работодателя (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) согласно ст. 57 ГК РФ может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения согласно положениям ст. 17.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» не является его реорганизацией. Действующим законодательством предусмотрены три типа государственных или муниципальных учреждений: казенное учреждение; бюджетное учреждение; автономное учреждение. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном ФЗ «Об автономных учреждениях».

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1505-р, государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Нужно отметить, что ст. 75 ТК РФ связана только с изменением статуса работодателей — организаций, юридических лиц, и не включает в сферу своего действия работодателей — физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица
3. При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

В этой связи КС РФ отметил: введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников. В случае расторжения трудового договора с главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков согласно ст. 181 ТК РФ (см. определение КС РФ от 27 мая 2010 года N 699-О-О).

При этом смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Действительно, в результате смены собственника организации как имущественного комплекса в целом для ее работников не меняются условия труда, они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой организации.

Однако в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст. 77 ТК РФ.

Статья 75 ТК РФ также содержит условие: при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

В свою очередь, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация или изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Однако при отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч.5 комментируемой статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст. 77 ТК РФ.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 года N 24-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав частями пятой и шестой статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации» ч.5 комментируемой статьи носит гарантийный характер. Она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, при реорганизации юридического лица, т.е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п.6 ст. 77 ТК РФ, либо трудовой договор расторгается по инициативе работника. Таким образом, ч.5 комментируемой статьи не может рассматриваться как нарушающая конституционные права.

Другой комментарий к ст. 75 ТК РФ

1. Как следует из ст. 212 ГК, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом права всех собственников защищаются равным образом.

В силу ст. 213 ГК коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, однако могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации этой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Содержание комментируемой статьи затрагивает достаточно узкий круг обстоятельств, позволяющих говорить о переходе права собственности на имущество организации.

Смена собственника имущества организации имеет место в случаях:

а) перехода государственного предприятия из собственности Российской Федерации в собственность ее субъекта, и наоборот;

б) перехода государственного предприятия в муниципальную собственность;

в) перехода муниципального предприятия в собственность государства;

г) приватизации государственного или муниципального предприятия;

д) смены собственника имущества учреждения, если деятельность последнего финансируется собственником (ч. 3 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Не является сменой собственника имущества юридического лица изменение состава его учредителей (участников), если это не влечет изменения формы собственности на имущество (ч. 4 п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

2. В соответствии со ст. 223 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления (ст. 131 ГК).

3. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (за исключением руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера).

Руководитель, его заместители и главный бухгалтер при смене собственника организации могут быть уволены новым собственником не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности. Расторжение трудового договора осуществляется согласно п. 4 ст. 81 ТК; при этом новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (см. ст. 181 ТК и комментарий к ней).

4. Трудовые отношения со всеми остальными работниками продолжаются и подлежат прекращению лишь в случае, если работник отказывается от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации. В этом случае работник вправе уволиться по собственному желанию (см. ст. 80 ТК и комментарий к ней), а при отсутствии соответствующего письменного заявления работника трудовой договор с ним прекращается в силу п. 6 ст. 77 ТК. Сокращение численности или штата работников при смене собственника имущества организации допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

5. В соответствии со ст. 57 ГК реорганизация юридического лица возможна в виде слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования. Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при реорганизации юридического лица всегда возникают одно или несколько новых юридических лиц при возможном прекращении деятельности одного или нескольких действовавших. Поэтому нельзя считать реорганизацией в смысле ст. 57 ГК и комментируемой статьи изменение организационной структуры и структуры управления организации (например, разделение структурных подразделений, их ликвидацию либо создание новых). Также не является реорганизацией юридического лица создание нового корпоративного юридического лица, в том числе дочернего или контролируемого посредством передачи в уставный капитал нового юридического лица определенного имущества.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации, а равно ее реорганизация сами по себе не являются основанием для прекращения трудового правоотношения с работником. Однако для его продолжения закон требует получение согласия работника. Такое согласие может быть получено посредством ознакомления работников под расписку с приказом (распоряжением) руководителя нового юридического лица, в котором должны быть указаны факт реорганизации юридического лица, его реквизиты (наименование), а также вменено в обязанность соответствующих представителей администрации ознакомление работника с данным приказом (распоряжением).

Если в результате реорганизации юридического лица происходит высвобождение работников, расторжение трудовых договоров с ними должно производиться по правилам, установленным для увольнения в связи с сокращением численности или штата (см. ст. 81 ТК и комментарий к ней).

В случае отказа работника от продолжения работы при реорганизации организации он может быть уволен по п. 6 ст. 77 ТК. Не исключается также увольнение работника по собственному желанию (см. ст. 80 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 75 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 75 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Трудовой кодекс рф реорганизация

Права и обязанности сторон трудового договора при реорганизации юридического лица (работодателя)

А. Е. Сухарев, доцент кафедры трудового права УрГЮА, кандидат юридических наук

Правильное определение комплекса прав и обязанностей сторон трудового договора при реорганизации юридического лица (работодателя) относится к числу востребованных практикой вопросов, требующих серьезного теоретического анализа. Права и обязанности работника и работодателя при реорганизации юридического лица (работодателя) регламентируются ст. 75 ТК РФ.

Ч. 5 ст. 75 ТК РФ (в редакции ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) устанавливает: «Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации» 1 .

Данная правовая норма позволяет сделать ряд важных выводов.

Во-первых, следует признать незаконной и противоречащей ст. 75 ТК РФ распространенную практику увольнения работников переводом к другому работодателю на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или на основании ст. 80 ТК РФ с последующим новым приемом их на работу правопреемником реорганизованного юридического лица. Перевод в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, означает прекращение трудовых отношений, а прекращение трудовых отношений при реорганизации юридического лица без волеизъявления на это работника, как уже отмечалось, не допустимо в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ и также п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Как неоднократно подчеркивалось в юридической литературе 2 , в случае реорганизации следует применять п. 3.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69, устанавливающей следующее правило: «Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется основание переименования – приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер». То есть в рассматриваемой ситуации в трудовые книжки работников (в графу 3) должна быть внесена запись следующего содержания: «Организация такая-то с такого-то числа реорганизована (с указанием формы реорганизации) в такую- то». В графе 4 должно быть проставлено основание реорганизации – решение о реорганизации, принятое учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Пункт 3.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек в данном случае будет применяться по аналогии.

Во-вторых, продолжение трудовых отношений в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ означает сохранение неизменными всех условий трудовых договоров, определенных сторонами, включая трудовую функцию, условия оплаты труда и иные. Если же руководитель (единоличный или коллегиальный исполнительный орган) посчитает нецелесообразным сохранение прежних условий трудовых договоров, он может вносить в них изменения лишь в соответствии с действующим законодательством о труде. При невозможности предоставления работнику работы по прежней трудовой функции его должность сокращается (а сам работник может быть уволен в связи с сокращением численности или штата работников организации) с соблюдением порядка и предоставлением работнику гарантий и компенсаций в соответствии со ст. 81, 82, 178, 179,180 ТК РФ. При сохранении прежней трудовой функции работника и изменении иных условий трудового договора (например, размера тарифной ставки или оклада, системы оплаты труда) работодатель обязан соблюдать правила, предусмотренные ст. 74 ТК РФ, регламентирующей изменение условий трудового договора, определенных соглашением сторон, по инициативе работодателя.

Важно подчеркнуть, что предупреждение о сокращении замещаемой работником должности (или сокращении численности работников организации), а равно предупреждение об изменении организационных или технологических условий труда, влекущих за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, может исходить лишь уже от реорганизованного юридического лица. Предупреждение же об этом до реорганизации будет юридически ничтожным, так как руководитель «прежнего» (до реорганизации) юридического лица не вправе во взаимоотношениях с работниками устанавливать численность и штаты, условия труда «будущего» (после реорганизации) юридического лица. То есть юридические действия – уведомления работников о соответствующих изменениях должны совершаться правомочным работодателем (зарегистрированным реорганизованным юридическим лицом).

В практическом плане это означает, что работодатель после реорганизации столкнется с необходимостью обеспечить все прежние условия труда минимум в течение двух месяцев после реорганизации. Например, если в одностороннем порядке работодателем будет понижен размер оплаты труда (по сравнению с тем, который существовал до реорганизации), работники могут взыскать не доплаченную заработную плату через органы по рассмотрению трудовых споров, в том числе и в судебном порядке.

Пример: в 2003 г. в одном из научно-исследовательских институтов в г. Екатеринбурге ежемесячная заработная плата работникам была снижена до установленного законодательством минимального размера. Один из работников обратился с исковым заявлением в Кировский районный суд г. Екатеринбурга о взыскании разницы между выплаченными ему денежными средствами и ранее установленным при приеме на работу размером заработной платы. Иск в этой части был полностью удовлетворен. Суд мотивировал свое решение (в этой части) невозможностью изменения условий трудового договора работодателем в одностороннем порядке. Доводы работодателя об уменьшении финансирования из бюджета, которое повлекло за собой вынужденное временное снижение заработной платы работникам, во внимание приняты не были. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда при рассмотрении кассационной жалобы, поданной работодателем, не нашла оснований для отмены судебного решения и оставила его без изменений.

В-третьих, в Инструкции по заполнению трудовых книжек и в иных нормативных актах не решен вопрос о том, какой субъект должен вносить в трудовые книжки указанную запись о реорганизации юридического лица – «прежний» или «новый» работодатель. Учитывая, что запись должна вноситься уже после реорганизации, очевидно, что таким субъектом может быть лишь уже реорганизованное юридическое лицо. По этой же причине новому работодателю необходимо издать приказ о продолжении трудовых отношений с работниками и внесении соответствующей записи в трудовые книжки. Тем не менее, учитывая, что ранее (до 6 октября 2006 г. – даты вступления в силу ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) ч. 5 ст. 75 ТК РФ непосредственно предоставляла работнику право не соглашаться на продолжение трудовых отношений после реорганизации, а в ТК РФ в действующей редакции данное право, как уже отмечалось, также следует из содержания ч. 5 ст. 75 ТК РФ и прямо предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, работники, не согласные на продолжение работы в реорганизованном юридическом лице, до реорганизации должны быть уволены по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.

В силу этой причины прежний работодатель заранее должен уведомить работников о предстоящей реорганизации и запросить их согласие на продолжение трудовых отношений с юридическим лицом после его реорганизации. В случае выраженного в произвольной форме отказа кого-либо из работников от продолжения трудовых отношений трудовые договоры с такими работниками должны быть расторгнуты по указанному основанию в последний день осуществления деятельности реорганизуемого юридического лица до его реорганизации или по соглашению сторон в более ранний срок.

Кроме того, следует отметить, что ст. 75 ТК РФ не лишает работника права выразить свое несогласие на продолжение трудовых отношений и непосредственно после реорганизации, то есть уже после внесения записи в трудовую книжку работника о реорганизации. В последнем случае обязанность по немедленному расторжению договора по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, будет возложена на нового работодателя (уже реорганизованное юридическое лицо).

В-четвёртых, при сокращении численности или штата работников и их увольнении по соответствующему основанию (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) на нового работодателя может быть возложена обязанность произвести не только выплаты, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ, но и при определенных условиях дополнительные выплаты по сравнению с предусмотренными законодательством о труде, а именно:

— если они предусмотрены в прежнем коллективном договоре, заключенным между работниками и прежним работодателем в лице их представителей;

— если их включение в коллективный договор не противоречит действующему законодательству о труде;

— если данный коллективный договор пролонгирован с новым работодателем.

Следует подчеркнуть, что подобная обязанность может быть возложена на нового работодателя лишь при соблюдении всех указанных условий.

Часть 3 ст. 41 ТК РФ предусматривает: «В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями». Так, например, коллективным договором могут быть установлены за счет средств работодателя дополнительные льготы: выходное пособие при увольнении работников в случаях их отказа от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией; увеличенный по сравнению с Трудовым кодексом РФ размер выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата работников; иные выплаты увольняемым работникам.

Право на данные выплаты (если они будут предусмотрены коллективным договором) должно быть предоставлено не отдельным работникам, а всем работникам соответствующих категорий. В противном случае возможно признание дискриминации в сфере труда, запрет которой установлен ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 и ст. 3 ТК РФ. Размер выходного пособия при увольнении в соответствии с ч. 4 ст. 178 ТК РФ может быть также повышен непосредственно трудовым договором, но такое повышение также должно распространяться не на отдельных работников, а на всех работников соответствующих категорий. В противном случае подобное «выборочное» повышение размера выходного пособия в трудовых договорах с отдельными работниками должно рассматриваться как дискриминация в сфере труда.

Носителем соответствующих обязательств по указанным выплатам будет и новый работодатель.

Как предусматривает ч. 4 ст. 43 ТК РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации».

В указанной ситуации новый работодатель будет правопреемником прежнего работодателя по заключенному прежним работодателем коллективному договору.

Согласно ч. 5 ст. 43 ТК РФ: «При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности».

Согласно ч. 6 ст. 43 ТК РФ: «При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации».

Важно подчеркнуть, в двух последних указанных случаях указанные обязательства также будут возложены на нового работодателя и сохранят свое значение на более длительный срок, если коллективный договор будет пролонгирован сторонами на срок до трех лет в соответствии с ч. 7 ст. 43 ТК РФ или будет заключен новый коллективный договор с сохранением данных обязательств работодателя.

В-пятых, если реорганизация юридического лица происходит одновременно со сменой собственника имущества организации, помимо вышеуказанных норм следует руководствоваться дополнительными правилами, установленными ст. 75 ТК РФ для таких случаев.

Согласно ч. 1 ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При этом в соответствии со ст. 181 ТК РФ в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.

Согласно ч. 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 75 ТК РФ смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Таким образом, основным правом работника, определяющим все его иные права и обязанности работодателя при реорганизации юридического лица (организации) следует рассматривать право на продолжение трудовых отношений.

1 Ч. 5 ст. 75 ТК РФ в прежней редакции предусматривала следующее правило: «При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются». Новая редакция ч. 5 ст. 75 ТК РФ не изменила юридического содержания указанной нормы (трудовые отношения при реорганизации юридического лица-работодателя продолжаются), но придало ей большую определенность в силу прямого указания законодателя на недопустимость расторжения трудовых договоров на основании проведенной реорганизации. По-видимому, и в новой редакции ч. 5 ст. 75 ТК РФ сохраняется необходимость согласия работника на продолжение трудовых отношений, хотя рассматриваемая правовая норма такого «права на выражение согласия» непосредственно уже не предусматривает. Право согласиться или нет на продолжение трудовых отношений при реорганизации юридического лица (работодателя) следует, по моему мнению, из права работника на отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации, закрепленного п. 6 ст. 77 ТК РФ.

2 См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. проф. Орловский Ю. П. М., 2005. С. 258.