Уголовный кодекс норвегия

Уголовный Кодекс

Общегражданский Уголовный Кодекс Норвегии ( Almindelig borgerlig Straffelov , встречается также сокращение: strl .) был принят норвежским парламентом 22 мая 1902 года и вступил в силу 1 января 1905 года. Отдельные положения Уголовного Кодекса пересматриваются по мере необходимости, так в 2005 году было принято решение о обновленной версии уголовного кодекса, который бы включал в себя все изменения и дополнения, принятые парламентом страны. Работа над новой редакцией кодекса продолжается. Окончательный вариант кодекса вступит в силу после его подписания королём Норвегии.

Уголовный Кодекс 1902 года

Уголовный Кодекс 1902 года состоит из трёх составных частей. В первой части даны общие определения, которые касаются всех видом правонарушений. Вторая часть кодекса посвящена преступлениям. В третьей части речь идёт о провинностях. Проще говоря, общие определения имеют непосредственное отношение ко всем видам определения наказания по всем другим законам. Чтобы кодекс вступил в силу парламенту Норвегии пришлось принять отдельный закон, получивший название «Закон о вступлении в силу Общегражданского уголовного кодекса» (« Lov om den almindelige borgerlige Straffelovs Ikrafttr æ den », встречается также сокращение: strl . ikrl .). Этот уголовный кодекс в Норвегии действует и по сей день, но неоднократно отдельные его положения пересматривались и дополнялись. Все изменения в кодексе подлежат подробному разъяснению компетентным органом. До 1949 года эту роль исполнял совет по вопросам криминального кодекса ( Straffelovr å det ) , в настоящее время этот орган называется комитетом по вопросам уголовного кодекса ( Straffelovkomit é en ).

Кодекс 1902 года стал результатом многолетней работы профессора и гос. адвоката Бернхарда Гетца ( Bernhard Getz ), который возглавлял комиссию по разработке уголовного кодекса с 1895 года. До принятия уголовного кодекса с 1842 года в Норвегии действовал Закон об уголовном праве ( kriminalloven ), а до 1842 года суды Норвегии опирались в своих решениях на законодательство по наказаниям Закона Норвегии короля Кристиана V от 1687 года ( Christian Vs Norske Lov fra 1687).

Уголовный Кодекс 2005 года

В обновлённой версии кодекса встречаются важные дополнения:

1. Даётся более чёткое и точное определение различия между преступлением и провинностью.

2. Определяется общее правило, согласно которому пособничество также является наказуемым деянием

3. Даётся новая трактовка таким основополагающим понятиям как умышленное действие и действие по неосторожности

4. Устанавливаются более жёсткие положения по наказанию за неумышленные действия или действия по неосторожности, в результате которых в последующем были совершены поступки с умыслом.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.

Общегражданский Уголовный Кодекс Норвегии

В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия — страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень — на зиму, а зима — на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии — от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала &laquoЦерковная кафедра&raquo ( Prekestolen ) — горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия — вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы — столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии — с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.

О Норвегии

  • Общая информация
  • Знакомство с Норвегией
  • Шпицберген и Свальбард
  • Государственное устройство
  • Социальная политика
  • Судебная система
  • Правовая система
  • Уголовное право
  • Гражданское право
  • Промышленность
  • Обзор нефтяной промышленности
  • Экспорт
  • Налоговая система
  • Магазины
  • Уголовное право

    Уголовное право. Уголовное законодательство в Норвегии в отличие от других отраслей права давно уже кодифицировано. Первый Уголовный кодекс был принят в 1842 г. Действующий Уголовный кодекс Норвегии 1902 г. занимает особое место в истории буржуазного уголовного законодательства. Составленный по проекту видного норвежского криминалиста Гетца (профессор университета, с 1887 г. — генеральный прокурор) УК 1902 г. был первым из кодексов, в котором нашли отражение идеи социологической школы уголовного права, хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей.

    Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки. Это различение существенно для определения подсудности и в ряде других вопросов. Традиционная система наказаний в УК 1902 г. дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежали превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа.

    Вместе с тем в УК 1902 г. предусматривались некоторые меры либерального характера (отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и др.). Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. Впоследствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности. (При министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению уголовного кодекса.)

    Смертная казнь отменена за общеуголовные преступления с 1902 г., а за все преступления — с 1979 г. Смертные приговоры не приводились в исполнение за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации — с 1948 г. Вопросы судоустройства и процессуального права по традиции регулируются в Норвегии крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает широкий круг вопросов. Еще в 1887 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс, в 1915 г. — Гражданский процессуальный кодекс и одновременно с ним Закон о судах, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов. Правовые исследования в Норвегии ведутся, главным образом, на юридическом факультете университета в Осло.

    Уголовное законодательство Норвегии

    • Объем: 240 стр.
    • Жанр:в оенное право, н ормативные правовые акты, у головное право
    • Тег:Н орвегия

    © Издательство «Юридический центр Пресс», 2003

    © Ю. В. Голик, науч. ред., вступ. статья, 2003

    © А. В. Жменя, перевод с норвежского, 2003

    Уважаемый читатель!

    Перед Вами книга, входящая в серию работ, объединенных общим названием: «Законодательство зарубежных стран», реализуемую издательством «Юридический центр Пресс».

    Обращение к опыту зарубежного законотворчества позволяет представить отечественную правовую систему в соотношении с правовыми системами других государств, ибо, как писал Рене Давид: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара. Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».

    Правоведу предпочтительней обратиться к первоисточнику и самому поразмышлять об особенностях законодательства той или иной страны, его сильных и слабых сторонах и сравнить с законодательством собственной страны с тем, чтобы понять ценности и приоритеты, тенденции и перспективы его развития.

    В предлагаемой Вашему вниманию серии планируется издание не только тех зарубежных кодексов, которые в последние годы появились в переводе на русский язык, но и тех, которые все еще сравнительно мало известны российским юристам. К научной подготовке этих изданий привлекаются преподаватели ведущих вузов России, известные зарубежные криминалисты, обладающие большим опытом научных исследований в области юриспруденции, а также высококвалифицированные переводчики.

    Издательство «Юридический центр Пресс», рожденное в городе, который по своему историческому предназначению был призван стать «окном в мир», надеется внести свою скромную лепту в то, чтобы еще шире распахнуть «наши окна» и обозреть зарубежное право во всем его богатстве и многообразии.

    Надеемся на этой стезе найти в Вас благодарного и взыскательного Читателя.

    Вступительная статья

    Уголовное законодательство Норвегии состоит из двух кодексов: Общегражданского уголовного кодекса (Уголовного кодекса) и Военного уголовного кодекса. Оба они были приняты в один день на заре прошлого века в 1902 году и с тех пор исправно служат государству и народу этой скандинавской страны с суровым климатом и степенными, полными достоинства людьми. Когда Кодексы писались, в Норвегии использовался несколько другой язык. Сегодня его называют старонорвежским. Однако через несколько лет была проведена соответствующая реформа сродни той, что в 1917–1918 гг. была проведена в России, и Норвегия перешла на тот язык и на ту грамматику, которая существует и поныне. Язык изменился, а Уголовные кодексы остались. Разумеется, в них неоднократно вносились всевозможные изменения – в Общегражданский значительно чаще, а в Военный реже – и они в этой связи оказались написанными как бы на двух языках: старонорвежском (особенно это касается Военного уголовного кодекса), со всеми прелестями оборотов и анахронизмов, и современном. Для носителей языка это не Бог весть какая проблема – читаем же мы без труда дореволюционные тексты с «ятями» и «фитой», хотя названия и написание этих букв бо́льшая часть читателей уже и не знает. Для переводчика же это оказалось серьезной проблемой – надо было передать не только точное значение термина, но и смысл, который законодатель вкладывал в него тогда, передать сам «дух закона».

    Я недаром упомянул «дух закона». Норвежцы очень бережно и даже трепетно относятся к своей истории. Это проявляется во всем. Например, в преамбуле к Уголовному кодексу перечислено несколько десятков законов, которые предшествовали принятию данного Уголовного кодекса, поскольку именно они регулировали вопросы преступности и наказуемости деяний, а начинается этот перечень с актов XVII в., о которых уже никто, кроме историков, и не помнит. Такие же указания есть и в Военном уголовном кодексе. Подобное отношение к собственному достоянию, безусловно, внушает уважение.

    Оба эти документа действуют в паре. В Военном уголовном кодексе есть множество указаний на Общегражданский кодекс, который является в данном случае как бы основным, базовым, ибо Военный уголовный кодекс действует только в отношении военных преступлений и правонарушений, предусмотренных самим этим нормативным актом. Он состоит их четырех частей, но часть третья «Военные статьи» действует только в военное время (§ 3), а часть четвертая утратила свою силу более восьмидесяти лет тому назад.

    Норвежское законодательство очень своеобразное. На сегодняшний день в этой стране едва ли не самое разработанное законодательство по вопросам рыболовства. Большое внимание уделяется всему морскому праву, что нашло свое отражение и в Уголовном кодексе, где целая глава – 30-я – посвящена преступлениям на море. В равной степени норвежцы очень бережно относятся к охране окружающей среды. Внимательный читатель может найти в Кодексе § 400, где предусмотрена ответственность для тех, кто без специального разрешения собирает морошку на морошковых полях в районе г. Тромсе. Именно там расположены самые большие в Скандинавии девственные, по сути дела реликтовые морошковые поля. Эта норма закона не менялась с момента принятия Кодекса, хотя тогда, как мы прекрасно понимаем, вопрос охраны окружающей среды не стоял так остро, как сегодня.

    Структурно Кодекс состоит из трех частей, подразделенных на сорок три главы, в которых объединено 436 параграфов (на самом деле такое количество было на момент принятия, а сейчас – с учетом последующих изменений – их чуть больше). Часть 1 содержит общие положения. Говоря привычным для нас языком – это Общая часть Уголовного кодекса. Часть 2 озаглавлена «Преступления» и является Особенной частью Уголовного кодекса. Часть 3 называется «Незначительные преступления» и представляет собой нечто вроде перечня уголовных проступков, которые законодатель счел необходимым включить в Уголовный кодекс, но в то же время в силу их малозначительности не стал их включать в Часть 2. Почти всегда названия глав Части 3 дублируют названия соответствующих глав Части 2 с соответствующим добавлением. Так, глава 11 (Часть 2) называется «Должностные преступления», а глава 33 (Часть 3) – «Незначительные должностные преступления».

    Следует обратить внимание на то, что сам закон рассматривает преступления и незначительные преступления как две различные правовые категории. Именно такой вывод следует из сопоставления абз.1 § 2: «Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые во второй части настоящего Закона, являются преступлениями» и абз.2 § 2: «Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые в третьей части настоящего Закона, являются незначительными преступлениями». Это, видимо, объясняется тем, что теория уголовного проступка появилась несколько позже принятия Норвегией Уголовного кодекса, поэтому и осталась такая самобытная терминология.

    Отличия между преступлениями и незначительными преступлениями, как следует из абз.1 § 2, заключаются в размере наказания, предусмотренного за конкретное деяние: преступление – это такое деяние, которое может привести «к тюремному заключению на срок свыше 3 месяцев, содержанию под стражей на срок свыше 6 месяцев или увольнению с официальной службы в качестве основного наказания». (§ 3 Военного уголовного кодекса дает немного отличное от этого понятие преступления). Никакого другого указания на то, что́ законодатель понимает под преступлением, в Кодексе нет. Это достаточно типичная ситуация для многих стран, когда законодатель не дает никакого специального общего определения преступления, полагая, что под преступлением следует всегда понимать то, что описано в данном законе.

    Кстати, из анализа текста этого же параграфа следует, что преступления могут быть предусмотрены и иными законами, однако практика последних десятилетий идет по тому пути, что все иные нормоустановления инкорпорируются в Уголовный кодекс, который является единым нормативным актом, предусматривающим преступность и наказуемость деяний.

    Что касается наказания, то закон так же не содержит никакого общего определения наказания, а сразу переходит к видам наказания. Наказания существуют обычные – § 15 и дополнительные – § 16. К основным относятся тюремное заключение, арест, содержание под стражей, общественные работы и штрафы (закон – здесь и в Особенной части – говорит именно о штрафах, а не о штрафе. Везде употребляется множественное число). При назначении тюремного заключения суд может дополнительно назначить штрафы, вне зависимости от того, предусмотрены они санкцией за данное правонарушение или нет (§ 26а). Точно так же суд может поступить при назначении наказания в виде общественных работ (§ 28а).

    К дополнительным наказаниям относятся лишение гражданских прав (§§ 29–31) и запрет на нахождение в определенных районах (§ 33). Среди лишения гражданских прав специально выделяется лишение права «навсегда или на определенное время» служить в армии Королевства (права на военную службу) – § 30. Иными словами, в Норвегии уже более ста лет закон рассматривает службу в армии как почетный долг и обязанность каждого гражданина, а лишение этого права возможно лишь в случае совершения преступления и только по суду.

    Помимо собственно уголовного наказания закон предусматривает и иные правовые последствия совершенного деяния. Наибольший интерес представляет принудительное психиатрическое лечение (§ 39) и принудительное попечение (§ 39а), которое осуществляется в специализированном, соответствующим образом оборудованном учреждении службы здравоохранения. Применяется к лицам, освобожденным от наказания на основании абз. 2 § 44 (эти лица во время совершения деяния имели психическое расстройство высокой степени). По сути дела речь идет о разных режимах принудительного психиатрического лечения.

    Несомненный интерес для российского читателя представляет глава 3а «Уголовная ответственность предприятий», появившаяся в кодексе относительно недавно – в июле 1991 г. Глава совсем небольшая, в ней всего два параграфа, но они принципиально изменили юридическую картину. Речь идет об ответственности юридических лиц в широком смысле этого слова: «Под предприятием подразумевается компания, объединение или иная ассоциация, единоличное предприятие, образование, жилищная или публичная деятельность» (абз. 2 § 48а). Как свидетельствуют те, кто знает Норвегию, эти нормы действуют. В качестве наказания применяются штрафы и лишение права осуществлять какую-либо деятельность или ее отдельные формы.

    Особенная часть начинается с главы 8 «Преступления против независимости и безопасности государства» (надо заметить, весьма проработанная глава, в которую неоднократно вносились изменения за прошедшее столетие). Учитывая, как построена эта глава и какое внимание ей уделяет законодатель, можно сделать вывод, что норвежцы исходят из того, что только сильное государство способно защитить права человека и гражданина, поэтому не имеет никакого принципиального значения, где и под каким номером помещены статьи о защите личности. Важно, ка́к эта личность охраняется. А охраняется она хорошо. Во всяком случае, с точки зрения законодательства. Уже глава 10 «Преступления, касающиеся осуществления гражданских прав» нацелена на это, а далее идет ряд глав, где подробно описаны соответствующие группы преступлений: глава 19 – «Преступления сексуального характера», глава 20 – «Преступления, связанные с семейными отношениями», глава 21 – «Преступления против личной свободы» и т. д.

    Завершает кодекс Часть 3, содержащая более ста статей, предусматривающих ответственность за малозначительные преступления.

    Итак, я обратил внимание пытливого читателя лишь на наиболее значимые моменты в уголовном законодательстве Норвегии. Но эти моменты показались интересными мне, и это не означает, что они будут интересны и всем остальным. Специалисты найдут здесь для себя много интересного, а просто любопытные обогатятся новыми знаниями.

    Ю. В. Голик, доктор юридических наук, профессор Елецкого государственного университета, директор Центра Российского государственного торгово-экономического университета по изучению организованной преступности в экономике и торговле.

    Общегражданский уголовный кодекс (уголовный кодекс)

    Принят 22 мая 1902 года С изменениями на 21 марта 2003 года

    Название Закона изменено в соответствии с Законом от 23 января 1998 г. № 9. См.: Законы от 13 декабря 1946 г. № 14, от 11 июня 1971 г. № 52, ранее книгу NL 6, предписание от 4 марта 1690 г., 6 февраля 1694 г., 21 сентября 1695 г., 16 октября 1697 г., 22 октября 1701 г. (см. предписание от 24 января 1710 г. и 12 февраля 1745 г., рескрипт от 8 августа 1738 г. и 23 сентября 1763 г., инструкции от 9 декабря 1746 г. и 5 июня 1776 г.), 8 октября 1725 г., 17 марта 1741 г., 7 февраля 1749 г., 20 ноября 1750 г., 5 февраля 1751 г., 23 февраля 1752 г., 18 декабря 1767 г., 27 апреля 1771 г., 20 февраля 1789 г., 27 сентября 1799 г., 19 апреля 1805 г., 28 сентября 1813 г., Законы от 25 октября 1815 г., 20 августа 1842 г., 27 мая 1854 г., 4 июля 1857 г., 9 июня 1866 г., 4 мая 1872 г., 3 июня 1874 г., 30 апреля 1877 г., 29 мая 1879 г., 9 июня 1883 г., 6 июня 1884 г., 21 июня 1886 г., 6 июля 1887 г., от 29 июня 1888 г. № 2, 29 июня 1889 г., 28 июня 1890 г., 6 июля 1891 г., 18 июня 1892 г., 2 мая 1894 г., 23 июля 1894 г. и 6 июня 1896 г.

    Часть 1. Общие положения

    Вводные положения

    § 1. Первая часть настоящего Закона применяется в отношении всех уголовно наказуемых деяний, если не установлен иной порядок. Уголовный кодекс действует с ограничениями, следующими из договоренностей с иностранными государствами или норм международного права.

    Изменен в соответствии с Законом от 19 июля 1996 г. № 57 (вступил в силу 24 июля 1996 г.).

    § 2. Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые во второй части настоящего Закона, являются преступлениями. При условии, если не установлено иное, то же самое касается уголовно наказуемых деяний, рассматриваемых в других законах, если они могут привести к тюремному заключению на срок свыше 3 месяцев, содержанию под стражей на срок свыше 6 месяцев или увольнению с официальной службы в качестве основного наказания.

    Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые в третьей части настоящего Закона, являются незначительными преступлениями, так же, как и рассматриваемые в других законах, если они не относятся к преступлениям в соответствии с вышесказанным.

    § 3. Если уголовное законодательство было изменено после совершения деяния, то, за исключением случаев, когда установлен иной порядок, применяются положения уголовного законодательства, действовавшие при совершении деяния. Действующие при разрешении конкретного вопроса положения уголовного законодательства применяются, если они ведут к принятию более выгодного для обвиняемого решения, чем положения, действовавшие во время совершения деяния. Однако, в случаях апелляции, обжалования или ходатайства о возобновлении дела не учитываются положения, вступившие в силу после принятия решения, касающегося апелляции, обжалования или ходатайства о возобновлении дела.

    Если судебное преследование или исполнение наказания были начаты в законном порядке, то во внимание не должно приниматься то, что в соответствии с вступившим в силу позднее законом право судебного преследования или исполнения наказания теряет силу или обвинение становится зависимым от заявления пострадавшей стороны или передается ему.

    Устанавливаемый в новом Законе срок начала судебного преследования или ходатайства о его начале пострадавшим не начинает действовать до вступления в силу Закона.

    § 4. Везде, где в настоящем Законе используется слово «деяние», в это понятие также включается воздержание от деяния, если только иное четко не прописано или не вытекает из контекста.

    § 5. Использованное в настоящем Законе понятие «близкие» включает супруга/у, родственников по прямой линии, родных сестер и братьев или таких же родственников по мужу/жене, приемных родителей, приемных детей, а также невесту/жениха. В случае расторжения брака в отношении событий, имевших место до расторжения, продолжают действовать нормы о близких.

    В качестве состоящего в родстве рассматривается также супруг/а, состоящий в родстве.

    Если два человека проживают совместно в условиях, сходных с браком, то это считается браком.

    Изменен Законом от 11 июня 1999 г. № 39 (вступил в силу 1 июля 1999 г. в соответствии с резолюцией от 11 июня 1999 г. № 663).

    § 6. Словосочетание «движимое имущество» в настоящем Законе включает также энергию, производимую или хранящуюся для производства света, тепла или движения.

    1. Под «общественным местом» в настоящем Законе понимается любое место, предназначенное для публики или часто посещаемое ею.

    2. Деяние рассматривается как публичное, если оно совершено путем издания печатаного материала или при присутствии большого числа лиц, или при таких обстоятельствах, когда оно может быть легко замечено с места общественного скопления и было замечено кем-либо, кто находился там или поблизости.

    § 8. Положения настоящего Закона, имеющие отношение к военному времени, также действуют, если вооруженные силы или любая их часть были приведены в боевую готовность.

    § 9. В настоящем Законе под значительными телесными повреждениями или вредом здоровью понимается ущерб, при котором человек теряет или получает тяжелые повреждения зрения, слуха, способности говорить или детородных функций, становится инвалидом, не может продолжать свою работу, или тяжело изуродован, заболевает опасной для жизни или продолжительной болезнью, или получает существенные повреждения психики.

    Случаями нанесения значительного ущерба также считаются преступления в отношении беременных женщин, в результате которых плод получает повреждения или происходит выкидыш.

    Изменен Законом от 22 мая 1992 г. № 49.

    § 10. Под печатным материалом понимается текст, изображение и т. п., которые были размножены путем печати или каким-либо другим химическим или механическим способом.

    Под изданием также подразумевается расклеивание, вывешивание и т. п. материалов в общественных местах.

    § 11. Под одним месяцем понимается календарный месяц; под одним днем понимаются 24 часа.

    Второй абзац § 148 и первый абзац § 149 Закона о судах применяются для отсчета устанавливаемых законом сроков.

    Изменен Законом от 14 апреля 1972 г. № 14.

    Глава 1. Сфера действия Уголовного кодекса Норвегии

    § 12. В случаях, если иное не установлено, Уголовный кодекс Норвегии применяется в отношении деяний, совершенных:

    1. в Королевстве, включая

    a) любое сооружение или комплекс, размещенные в норвежской части континентального шельфа, которые используются для разведки, использования или хранения морских природных месторождений,

    b) комплекс для транспортировки нефтяных ресурсов, связанный с оборудованием или комплексами, размещенными в норвежской части континентального шельфа.

    c) зону безопасности вокруг таких сооружений и комплексов, названных в пунктах a и b настоящей статьи,

    d) норвежское судно (включая норвежскую буровую платформу или подобный мобильный объект) в открытом море и

    e) норвежское воздушное судно вне территорий, находящихся под юрисдикцией какого-либо государства.

    2. На норвежском морском или воздушном судне, вне зависимости от местонахождения, членом команды или другим лицом, находящимся на судне; под судном здесь понимается также буровая платформа или подобный мобильный объект.

    3. За границей гражданином Норвегии или постоянно проживающим в Норвегии, если деяние

    a) относится к рассматриваемым в настоящем Законе, главах 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 26 или 33 или §§ 135, 141, 142, 144, [147a, 147b], 169, с 192 по 195, с 197 по 199, 202, 203, 204, первый абзац, d, с 222 по 225, с 227 по 235, 238, 239, с 242 по 245, 291, 292, 294, № 2, 317, с 326 по 328, 330, последний абзац, 338, 342, с 367 по 370, или 423 и, в любом случае, когда оно

    b) является преступлением или незначительным преступлением, совершенным в отношении норвежского государства или норвежской государственной власти,

    c) уголовно наказуемо также в соответствии с законодательством страны, в которой оно совершено,

    d) имеет отношение к суду ЕАСТ (Европейская Ассоциация Свободной Торговли – прим. редактора) и относится к рассматриваемым в § 163, § 167 и § 165 настоящего Закона или в §§ 205–207 Закона о судах,

    e) является уголовно наказуемым в соответствии с Законом от 6 мая 1994 г. № 10 о выполнении § 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении,

    f) будет уголовно наказуемым в соответствии со ст. 113 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (повреждение подводного морского кабеля и трубопроводов),

    g) уголовно наказуемо в соответствии с законом от 17 июля 1998 г. № 54 об осуществлении § 5 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, или

    h) уголовно наказуемо в соответствии с Законом от 15 декабря 1995 г. № 74 о запрете членовредительства.

    4. За границей иностранцем, когда деяние или a) относится к рассматриваемым в настоящем Законе, §§ 83, 88, 89, 90, 91, 91a, 93, 94, с 98 по 104a, с 110 по 132, 147a, 147b, 148, 149, 150, 151a, 152, первый, см. второй абзацы, 152a, 152b, 153, с первого по четвертый абзацы, 154, 159, 160, 161, 169, с 174 по 178, с 182 по 185, 187, 189, 190, с 192 по 195, 217, 220, 221, с 222 по 225, с 227 по 229, с 231 по 235, 238, 239, 243, 244, 256,

    258, с 266 по 269, 271, 276, 291, 292, 324, 325, 328, 415 или 423, или в Законе о военных тайнах, §§ 1, 2, 3 или 5,

    b) является преступлением, наказуемым также в соответствии с законодательством страны, в которой оно совершено, и виновный постоянно проживает в Королевстве или пребывает здесь, или

    c) имеет отношение к суду ЕАСТ и относится к рассматриваемым в настоящем Законе, § 163, см. § 167 и § 165 или в Законе о судах, §§ с 205 по 207, или

    d) подпадает под Закон от 13 июня 1997 г. № 47 об осуществлении Соглашения Совета Европы от 31 января 1995 г. о незаконном обороте и торговле наркотиками и психотропными веществами на море.

    В случае, когда наказуемость деяния зависит или на нее воздействуют проявившиеся или предполагаемые последствия, то деяние рассматривается как совершенное также там, где эти последствия проявились или предполагаются.

    Изменен Законами от 15 декабря 1950 г. № 6, от 11 мая 1951 г. № 2, от 15 февраля 1963 г. № 2, от 18 июня 1971 г. № 81, от 14 апреля 1972 г. № 14, от 1 июня 1973 г. № 29, от 10 июня 1977 г. № 74, от 16 февраля 1979 г. № 3, от 7 июня 1985 г. № 54, от 11 июня 1993 г. № 76, от 11 июня 1993 г. № 81, от 27 ноября 1992 г. № 113, от 23 июня 1995 г. № 35, от 15 декабря 1995 г. № 74 (вступил в силу 1 января 1996 г.), от 19 июля 1996 г. № 57 (вступил в силу 24 июля 1996 г.), от 17 июля 1998 г. № 54 (вступил в силу 1 марта 1999 г.), от 3 декабря 1999 г. № 82 (вступил в силу 1 января 2000 г. в соответствии с резолюцией от 3 декабря 1999 г. № 1202), от 10 декабря 1999 г. № 84, от 3 июня 1997 г. № 47 (вступил в силу 1 мая 2000 г. одновременно с вступлением в силу для Норвегии Соглашения Совета Европы от 31 января 1995 г.), от 11 августа 2000 г. № 76, от 8 декабря 2000 г. № 84, от 28 июня 2002 г. № 54, от 10 января 2003 г. № 2. Изменится Законом от 18 июня 1999 г. № 40, который был изменен Законом от 8 декабря 2000 г. № 84 (вступит в силу в момент вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).

    1. Параграфы 147a и 147b были добавлены в нумерацию в соответствии с Законом об изменениях от 28 июня 2002 № 54, но по ошибке были вновь удалены с принятием Закона об изменениях от 10 января 2003 г. № 2.

    2. Существовавшее ранее положение с таким содержанием в пункте 3а было по ошибке отменено Законом от 11 августа 2000 г. № 76. Положение настоящего параграфа в пункте h было дополнено Законом от 8 декабря 2000 г. № 84, который сразу же вступил в силу.

    § 12a. Если в отношении лица вынесен окончательный приговор, который подпадает под:

    1. Закон от 20 июля 1991 г. № 67 о перевозке осужденных,

    2. Закон от 25 марта 1977 г. № 22 о переводе судебного преследования из или в другую европейскую страну или

    3. международный договор в рамках Шенгенского сотрудничества, то уголовное дело не может быть возбуждено, а приговор вынесен в Королевстве за одно и то же уголовно наказуемое деяние, если

    a) он был оправдан,

    b) он был признан виновным без принятия какой-либо санкции,

    c) принятая судом санкция была приведена в исполнение или приводится в исполнение, или

    d) принятая судом санкция перестает действовать в соответствии с нормами страны суда.

    Если судебное расследование в стране суда происходило не по просьбе норвежских властей, первый абзац не действует в отношении дел, названных в первом абзаце, пунктах 1 и 2,

    a) если деяние совершено в Королевстве, см. § 12, первый абзац, пункт 1, и второй абзац,

    b) если преступник во время деяния постоянно проживал в Норвегии или являлся гражданином Норвегии и преследование необходимо в общественных интересах,

    c) если деяние было направлено против лица, занимающего официальную должность в Королевстве, или официального института, или другого учреждения официального характера в Норвегии, или преступник сам занимал официальную должность в Норвегии,

    d) если деянием был захват воздушного судна или другое международное преступление в соответствии с международным правом, или

    e) что-либо иное следует из договора об экстрадиции или многосторонней международной договоренности.

    Если судебное преследование в стране суда осуществлялось не по просьбе норвежских властей, то первый абзац не действует в отношении дел, названных в первом абзаце, пункт 3, когда

    a) деяние, ставшее основанием для вынесения приговора иностранными властями, полностью или частично было совершено в Норвегии. Если деяние только частично было совершено в Норвегии, то исключение все равно не применяется, если деяние было частично совершено на территории участвующей в соглашении страны, в которой был вынесен приговор,

    b) деяние, которое стало основанием для вынесения приговора, уголовно наказуемо в Норвегии в соответствии с главами 8, 9 или 14 настоящего Закона или в соответствии с Законом от 18 августа 1914 г. № 3 о военных тайнах, или

    c) деяние, которое легло в основу приговора иностранного суда, было совершено норвежским чиновником в нарушение его служебных обязанностей.

    Дополнен Законом от 22 февраля 1974 г. № 9, изменен Законом от 25 марта 1977 г. № 22, Законом от 20 июля 1991 г. № 67, Законом от 16 июля 1999 г. № 67 (вступил в силу 27 апреля 2001 г. в соответствии с резолюцией от 27 апреля 2001 г.).

    § 13. В случаях, рассматриваемых в § 12, пункт 4, a и b, преследование может быть начато только по решению Короля.

    В случаях, рассматриваемых в § 12, пункт 4b, нельзя осуществлять преследование, если только наказание не может быть применено также согласно законодательству страны, в которой совершено деяние. Также не может быть вынесено более строгое наказание, чем соответствующее законам данной страны.

    Первый и второй абзацы не применяются, если уголовное преследование осуществляется в Норвегии в соответствии с договоренностью с иностранным государством о переводе уголовных дел.

    В каждом случае, когда подвергшийся наказанию за границей осуждается в Норвегии за то же деяние, уже отбытое наказание должно быть в максимально возможной мере вычтено из приговора, выносимого здесь.

    Изменен Законом от 25 марта 1977 г. № 22 и Законом от 27 ноября 1992 г. № 113.

    § 14. Отменен Законом от 19 июля 1996 г. № 57.

    Уголовный кодекс норвегия

    НОРВЕГИЯ. КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ.

    Государство на севере Европы, занимающее северную и западную части Скандинавского полуострова, остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген.

    Территория — 324 тыс. кв. км. Столица — г. Осло.

    Население — 4,4 млн. чел. (1998 г.).

    Официальный язык — норвежский.

    Господствующая религия — лютеранство.

    В IX в. на основе отдельных племен стала складываться раннефеодальная норвежская государственность. В Х в. принято христианство. С 1380 г. — в унии с Данией, с 1537 г. — провинция Дании. В 1814 г. Норвегия перешла под власть Швеции с правом самоуправления. В 1905 г. парламент Норвегии принял резолюцию о расторжении унии со Швецией, одобренную референдумом.

    Норвегия — унитарное государство, состоящее из 19 областей (фюльке). Во главе каждой области стоит назначаемый Королем губернатор (фюлькесман). В областях (кроме Осло и Бергена) существуют выборные советы (фюлькестинги).

    Действующая Конституция была промульгирована 17 мая 1814 г. По форме правления Норвегия — конституционная парламентская монархия.

    Главой государства является Король. Конституция называет особу Короля «священной и почитаемой»; он не подлежит ответственности за свои действия. Король обладает законодательными и исполнительными правомочиями. Поправка к Конституции, принятая в 1913 г., закрепляет за ним право отлагательного вето. В перерывах между сессиями Король может самостоятельно принимать нормативные акты, имеющие силу закона, по вопросам промышленности, торговли, охраны порядка. Король наделен определенными полномочиями в отношении парламента: он открывает парламентские сессии, выступая на первом заседании с тронной речью, имеет право созывать чрезвычайные сессии. По совету правительства Король назначает и увольняет высших должностных лиц, ему принадлежит право помилования. Он решает вопросы внешней политики: заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, принимает дипломатических представителей, вправе начать войну для обороны страны и заключить мир. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами. Все акты Короля должны быть контрасигнованы соответствующими министрами, которые несут за них ответственность.

    Законодательная власть принадлежит норвежскому парламенту Стортингу. В его состав входят 165 человек, избираемых на 4 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Во время работы парламент делится на 2 палаты: 1/4 депутатов образует верхнюю палату Лагтинг (41 место), остальные — нижнюю, Одельстинг (124 места). Парламент ежегодно собирается на сессии, которые обычно начинаются в первый будний день, следующий за 10 января. Сессия продолжается столько времени, сколько Стортинг сочтет нужным. Палаты заседают раздельно, на заседаниях должно присутствовать не менее половины членов палаты. Премьер-министр и министры вправе участвовать в парламентских дебатах, но они не имеют решающего голоса. Правомочия парламента перечислены в Конституции: он издает законы, устанавливает налоги и пошлины, предоставляет займы за счет королевства. Парламент обладает контрольными полномочиями: осуществляет контроль за финансами, проверяет протоколы и официальные отчеты правительства, может требовать сведения о договорах, заключенных Королем с иностранными государствами.

    Все законопроекты, представляемые депутатами или членами правительства, должны быть сначала рассмотрены Одельстингом. Далее они отсылаются в Лагтинг, который или одобряет их, или возвращает со своими поправками в Одельстинг.

    Если законопроект дважды пройдет через Одельстинг и дважды будет отклонен Лагтингом, он может быть принят в случае одобрения на совместном заседании Стортинга большинством в 2/3 голосов. Принятый законопроект отсылается Королю для утверждения. Поправки к Конституции представляются на рассмотрение парламента только в первую, вторую или третью сессию после новых выборов. Стортинг должен определить, принимать для обсуждения эти поправки или нет. Если вопрос будет решен положительно, поправки рассматриваются на совместном заседании палат и в случае принятия 2/3 депутатов вступают в силу без королевского утверждения.

    Правительство (во главе с Королем оно образует Государственный совет) состоит из Премьер-министра (им обычно становится лидер партии парламентского большинства) и не менее чем 7 министров, которые назначаются и увольняются королем. Компетенция правительства весьма обширна. После того как в 1884 г. была установлена конституционная монархия, большинство прав Короля перешло к Государственному совету. Ныне в руках этого органа сосредоточена подавляющая часть вопросов государственного управления. Правительство обладает, кроме того, некоторыми полномочиями в области законодательства: оно подготавливает большинство законопроектов. Важные права закреплены за Премьер-министром: он может увольнять министров в отставку, ему принадлежит решающая роль в определении правительственной политики, он участвует в назначении высших должностных лиц. Правительство осуществляет возложенные на него функции через департаменты, возглавляемые министрами. Перечень департаментов законодательно не установлен, но их сравнительно немного (10-20). Правительство ответственно перед парламентом.

    Правовая система. Общая характеристика

    Правовая система Норвегии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также «северной») правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем.

    Первые записи норвежских правовых обычаев относятся к XII в. К этому времени вся территория страны, хотя и считавшейся единым королевством, была поделена на 4 тинга — объединения кланов со своими собраниями представителей кланов, устойчивыми правовыми и иными обычаями и др. Сборники правовых обычаев 2 из этих объединений — «Законы гулатинга» (1150 г.) и «Законы фростатинга» (1190 г.) сохранились до наших дней почти полностью и являются ценнейшими документами по истории средневекового права.

    На основе этих сборников в период правления короля Магнуса, прозванного «улучшателем законов», был издан первый общенациональный свод «Закон земли» (1274-1276 гг.), в котором регулировались вопросы, относящиеся к правовому положению церкви, излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. Действие этого свода законов было распространено на территории, принадлежавшие в то время Норвегии, Гренландию, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова. В дополнение к «Закону земли» был издан «Закон городов» (1276 г.), заменивший местные городские сборники обычаев общенациональными правилами торговли и мореплавания. Эти кодифицированные собрания законов сохраняли свое действие на территории Норвегии на протяжении нескольких столетий, хотя отдельные их положения заменялись новыми законами.

    После завоевания страны Данией (1380 г.) развитие норвежского права оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, поскольку большинство судейских должностей занимали датчане и решения, вынесенные местными судами, подлежали обжалованию в Верховный суд Дании. И все же, хотя в начале XVI в. Норвегия превратилась почти в рядовую датскую провинцию, ее правовая система всегда оставалась в достаточной степени самостоятельной, и датские короли, считавшиеся одновременно и королями Норвегии, издавали для нее отдельные законы, иногда, правда, совпадавшие с законами, изданными для Дании. В 1602-1604 гг. для Норвегии был подготовлен и издан «Свод законов короля Кристиана IV», представлявший собой, по существу, новую редакцию законодательных сборников Магнуса» улучшателя законов» — в переводе с древненорвежского и с включением всех (позднее изданных для Норвегии) законодательных актов.

    Действительно радикальная реформа всего законодательства была осуществлена в 1687 г. с изданием «Норвежского свода законов короля Кристиана V» в 6 книгах. Он охватил все отрасли права и считается основой современной правовой системы страны, хотя формально силу сохраняют весьма немногочисленные его положения. При подготовке этого свода законов было широко использовано тогдашнее датское законодательство, однако известное влияние на него оказали концепции римского права, а также, по-видимому, некоторые традиции собственно норвежского права.

    Дальнейшее развитие норвежского законодательства, в том числе в период, когда страна, освободившаяся от датского господства, была насильственно присоединена к Швеции (1814-1905 гг.), шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации (осуществляемые каждые два года юридическим факультетом университета в Осло издания действующих норвежских законов с 1682 г. содержат их собрания в хронологической последовательности).

    Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль. Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут самостоятельно регулировать правовые отношения.

    В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения Верховного суда, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные по конкретному делу, имеют, по существу, силу «убеждающего прецедента» и тщательно изучаются судами, принимающими решения по делам, где возникают правовые вопросы аналогичного содержания. При этом должно быть отмечено, что Верховный суд Норвегии в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам рассматриваемого им дела.

    В норвежской системе права важное значение придается работам ученых-юристов, трактующим положения закона либо судебные решения, а также материалам обсуждения законопроектов, позволяющим выявить «истинные намерения» законодателя (нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу).

    Среди источников норвежского права с конца XIX в. возрастает роль законодательных актов, которые все чаще издаются по вопросам, ранее регулировавшимся исключительно обычаями или судебными прецедентами.

    С 1880 г. наблюдается тенденция к сближению законодательства Норвегии и других Скандинавских стран, прежде всего по вопросам торговли, мореплавания, а также семейного, наследственного права и др. Важную роль в этом процессе играют комитеты из представителей всех Скандинавских стран, разрабатывающие проекты законов, которые затем вносятся на рассмотрение парламентов соответствующих государств.

    Правовые исследования в Норвегии ведутся главным образом на юридическом факультете университета в Осло.

    Гражданское и смежные с ним отрасли права

    Сфера гражданского права, которая, согласно принятой в Норвегии концепции, включает и вопросы, относимые во многих других странах к области торгового права, остается в целом некодифицированной, хотя в 1953 г. и была создана комиссия, имеющая соответствующее поручение. Важнейшую роль играют крупные законодательные акты, принятые уже в XX в. : законы о торговом мореплавании (1907), купле-продаже (1907), договорах (1918), недвижимости (1935), страховании (1930), ценах, конкуренции и монополиях (1953), корпорациях (1957), деньгах и кредитовании (1961), обязательствах, вытекающих из правонарушений (1969), и др., проекты которых, как правило, были подготовлены совместно с юристами из других Скандинавских государств.

    Положения названных законов нередко дополняются принципами, выработанными судебными прецедентами. Так, в сфере обязательств из правонарушений в ряде случаев применяется принцип (согласно правилам, выработанным судьями в конце XIX в.) строгой ответственности, при котором не требуется доказывания вины лица, причинившего ущерб, или, скажем, нанимателя, обязанного отвечать за действия своих служащих. В области законов о компаниях отсутствуют нормы, регулирующие отношения участников компаний с неограниченной ответственностью. Они подчиняются правилам, выработанным в судебных прецедентах.

    В сфере семейного права Норвегия первой из Скандинавских стран ввела ряд прогрессивных принципов: закреплено полное равенство имущественных прав супругов (Закон о семейной собственности 1927 г.), гражданский брак приравнивается по своим последствиям к церковному, установлены весьма либеральные правила развода (Закон о браке и разводе 1918 г. с поправками 1969 г.), внебрачные дети во многом приравнены к законнорожденным (законы о детях 1956 г.), подробно регулируется усыновление (Закон 1927 г.). В области наследственного права норвежское законодательство характеризуется стремлением закрепить права пережившего супруга и потомков по прямой линии независимо от того, идет ли речь о наследовании по закону или по завещанию (Закон о наследовании 1972 г.).

    Трудовые отношения в Норвегии регулируются законодательством и коллективными договорами между представителями работников и предпринимателями либо их объединениями. Согласно Закону о производственной демократии 1976 г. на предприятиях с количеством работников более 200 должны создаваться объединенные советы предприятия, включающие представителей администрации и профсоюза, если в него входит более 2/3 работников. Закон о защите рабочих и производственной среды 1977 г. требует, в частности, производить увольнение работников лишь «по справедливой причине». Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок» к заработной плате с учетом количества детей.

    С конца 1880-х — начала 1900-х гг. в стране стала создаваться, а после Второй мировой войны существенно расширилась система социального обеспечения: выплата пенсий по старости и инвалидности, пособий безработным, а также вдовам и сиротам. Эти мероприятия оплачиваются из страховых взносов работников и предпринимателей, а также за счет средств органов местного самоуправления и центральной власти.

    Мероприятия в области охраны окружающей среды основываются на законах об охране природы 1970 г., об отдыхе на открытом воздухе 1957 г., о «дикой природе» 1981 г., а также на законах, регулирующих охоту и рыболовство, и инструкциях министерства окружающей среды.

    Уголовное законодательство в Норвегии в отличие от других отраслей права давно кодифицировано. Первый Уголовный кодекс был принят в 1842 г. Действующий УК Норвегии 1902 г. занимает особое место в истории буржуазного уголовного законодательства. Составленный по проекту видного норвежского криминалиста Гетца (профессор университета, с 1887 г. Генеральный прокурор) УК 1902 г. был первым из кодексов, в котором нашли отражение идеи социологической школы уголовного права, хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей. Все преступные деяния разделены в кодексе на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки. Это различение определяет подсудность и в ряде других моментов. Традиционная система наказаний в УК 1902 г. дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежали превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа. Вместе с тем в УК 1902 г. предусматривались некоторые меры либерального характера (отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и др.). Существенным дополнением к кодексу служил принятый в 1900 г. Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. В последствии УК 1902 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности (при Министерстве юстиции действует постоянная комиссия по обновлению уголовного кодекса).

    Смертная казнь отменена за общеуголовные преступления с 1902 г., а за все преступления — с 1979 г. Смертные приговоры не исполнялись за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации — с 1948 г.

    Вопросы судоустройства и процессуального права по традиции регулируются в Норвегии крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает широкий круг вопросов. Еще в 1887 г. был принят Уголовно-процессуальный, в 1915 г. — Гражданский процессуальный кодекс и одновременно с ним Закон о судах, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов.

    Судебная система. Органы контроля

    Систему общих судов в Норвегии возглавляет учрежденный в XVII в. Верховный суд, состоящий из председателя (по традиции он называется юстициарием) и 17 судей, входящих в одну из двух палат. Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из 3 судей) и уголовным (в коллегиях из 5 судей) делам. При разбирательстве гражданского дела Верховный суд может рассматривать все фактические и юридические его аспекты, а уголовного — лишь вопросы, относящиеся к применению права, характеру наказания и процессуальным нарушениям, допущенным в нижестоящих судах.

    Поскольку Верховный суд не заслушивает устных объяснений и показаний сторон или свидетелей, он, как правило, избегает оценивать фактические обстоятельства дела иначе, чем это было сделано нижестоящими судами.

    В составе Верховного суда функционирует Специальный проверочный апелляционный комитет (в составе 3 судей, назначаемых председателем Верховного суда). Он предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями. Комитет вправе не допустить к рассмотрению в Верховном суде жалобы, явно не обоснованные либо с суммой иска ниже 12 тыс. крон, если не найдет причин сделать исключение. Он может также отвергнуть жалобы по гражданским делам, руководствуясь некоторыми иными соображениями. В то же время при определенных обстоятельствах комитет может разрешить, чтобы жалоба на решение окружного или городского суда по гражданскому делу была направлена, минуя иные инстанции, непосредственно в Верховный суд. По уголовным делам комитет может самостоятельно отменить вынесенный нижестоящим судом приговор либо изменить его в пользу осужденного.

    Суды провинций действуют в 5крупнейших городах страны — Осло, Скине, Бергене, Тронхейме и Тромсе. Они выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суда первой инстанции по определенной категории уголовных дел. Суды провинций в коллегиях из 3 судей рассматривают жалобы на решения по гражданским делам, вынесенные окружными и городскими судами, если сумма иска составляет не менее 2 тыс. крон. По ходатайству одной из сторон либо по решению самого суда в его состав могут быть дополнительно включены 2 или 4 непрофессиональных судей. Для рассмотрения дел, связанных с торговлей и мореплаванием, к заседаниям суда могут привлекаться непрофессиональные судьи, обладающие специальными знаниями.

    Приговоры по уголовным делам, вынесенные городскими или окружными судами, могут быть обжалованы в суд провинции только по вопросу о признании подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу. По первой инстанции суд провинции рассматривает уголовные дела о преступлениях, по которым грозит наказание строже, чем 5 лет лишения свободы, а также может разобрать дело о менее тяжком преступлении, если об этом ходатайствуют органы обвинения. Уголовные дела рассматриваются 3 профессиональными судьями и отдельным жюри из 10 присяжных (для вынесения вердикта о виновности требуются голоса не менее 7 присяжных).

    Окружные и городские суды (их около 100 в стране) представляют собой центральное звено судебной системы; они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. Этим судам подсудны по первой инстанции все гражданские дела, кроме находящихся в компетенции некоторых специальных судов. Дела в них рассматривает судья, как правило, единолично либо, по требованию сторон, совместно с двумя непрофессиональными судьями, пользующимися одинаковыми с ним правами (такой состав суда обязателен при разбирательстве споров, связанных с мореплаванием и недвижимостью). В некоторых случаях для рассмотрения сложных гражданских дел по решению суда провинции образуется коллегия из 3 профессиональных судей. Принятая в Норвегии судебная процедура (по большинству гражданских дел) требует, чтобы перед обращением в суд была предпринята попытка примирения сторон путем разбирательства дела в согласительном совете (из 3 членов), образуемом при каждом муниципалитете (члены этих советов, избираемые на 4 года, как правило, не юристы). Соглашение, достигнутое в результате такого предварительного разбирательства, приобретает силу судебного решения, но при некоторых обстоятельствах может быть обжаловано в суд. Однако иски, обращенные к государству или муниципальным властям, споры об имуществе супругов, дела об установлении отцовства, по вопросам патентов и некоторые другие разбирательству в согласительном совете не подлежат.

    Окружные и городские суды рассматривают по первой инстанции все уголовные дела, за исключением тех, что входят в компетенцию суда провинции. Они разбирают дела обо всех кражах, мошенничестве и иных имущественных преступлениях, а также о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. Уголовные дела рассматриваются коллегией в составе одного профессионального и двух непрофессиональных судей. Единолично судьи решают вопрос о предании суду, а также разбирают дела о проступках.

    Наряду с общими в Норвегии имеются специальные суды, функционирующие в самых различных областях. В их числе суды по вопросам публичного управления имуществом с весьма своеобразной иерархией судей, рассматривающих дела об управлении имуществом разводящихся супругов, умерших, банкротов и др. Гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством, подлежат разбирательству в созданных с этой целью специальных судах. Имеются суды по делам об опеке, суды по жилищным делам, где рассматриваются споры об аренде домов или квартир, и др. Как правило, все они состоят из 1 профессионального и 2 непрофессиональных судей, а их решения могут быть обжалованы в суды провинций либо в Верховный суд.

    В соответствии с Законом о трудовых спорах 1927 г. был создан Суд по трудовым делам, который выступает в качестве апелляционной инстанции, разбирающей жалобы на решения по трудовым спорам, вынесенные окружными и городскими судами. Его решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд. Наряду с профессиональными судьями в его состав назначаются представители объединений предпринимателей и профсоюзов. В 1952 г. в дополнение к нему в Осло был создан специальный Суд по трудовым конфликтам, призванный предупреждать забастовки и бойкоты (они могут состояться лишь после окончания слушания дела в этом суде). Этот суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам.

    Особое место в системе судебных учреждений Норвегии занимает Суд импичмента, который в качестве первой и единственной инстанции рассматривает обвинения в преступных злоупотреблениях, выдвинутые против членов правительства, парламента или Верховного суда. В состав его входят 10 членов второй палаты парламента и 5 членов Верховного суда. Созывается он с перерывами порой в несколько десятилетий.

    Суды административной юстиции в Норвегии отсутствуют, но судебная практика выработала неписаное правило, согласно которому общие суды могут принимать жалобы на решения любых административных органов, в том числе правительства и Короны. Лишь некоторые судебные функции выполняет Суд государственного страхования, принимающий жалобы на акты соответствующих государственных органов.

    Назначение на судейские должности в общие и в большинство специальных судов производится Королем по представлению министра юстиции пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет. Для занятия судейской должности требуется сдача соответствующих экзаменов по юридическим дисциплинам в системе гражданской службы, наличие определенного опыта работы (в качестве адвоката, прокурора, судьи низшего суда) и достижение 30- (Верховный суд) или 25-летнего возраста. На практике средний возраст впервые назначаемых на должность судьи за последние десятилетия составлял 45 лет, а верховных судей — свыше 45. Непрофессиональные судьи отбираются судьей для рассмотрения конкретного дела из общего списка лиц, избираемых в этих целях соответствующим муниципальным советом каждые 4 года.

    Расследование уголовных дел производится, как правило, полицией. Полицейские начальники вправе ограничиться, если речь идет о проступке, за который грозит штраф или лишение свободы на срок до 3 месяцев, официальным «предостережением» либо назначением штрафа без передачи дела в суд. При этом обвиняемый может отказаться от уплаты штрафа и потребовать судебного разбирательства. Уголовное преследование в суде осуществляют по указанной категории дел полицейские служащие, по более серьезным делам- окружные прокуроры («государственные адвокаты»), обладающие полномочиями ограничиться «предостережением», назначением штрафа или отсрочить предъявление обвинения, если лицом соблюдены определенные условия. Окружные прокуроры осуществляют надзор за деятельностью полиции, и они вправе давать указания полицейским органам и отменять их постановления.

    Расследование наиболее сложных уголовных дел, в особенности тех, где обвиняемому грозит пожизненное заключение, а также поддержание обвинения по ним осуществляется генеральным прокурором («генеральным адвокатом»). Он наблюдает также за деятельностью окружных прокуроров.

    Выполнять обязанности защитника по уголовному делу или представителя интересов сторон в гражданском процессе могут лишь лица, получившие разрешение или права адвоката от Министерства юстиции. Для этого надо иметь юридическое образование, сдать установленные для гражданских служащих экзамены, внести определенное страховое обеспечение и др. Для выступлений в суде провинции и в Верховном суде необходимо выполнить соответственно еще более строгие требования: получить разрешение министра юстиции и звание сначала «адвоката при суде провинции», а затем «адвоката при Верховном суде».

    С 1962 г. в Норвегии введена должность Омбудсмана, избираемого парламентом на четыре года и призванного расследовать по жалобам граждан или по собственной инициативе все случаи «несправедливости» по отношению к гражданам со стороны центральных и местных властей либо отдельных гражданских служащих. Омбудсман не вправе отменять решения административных органов, однако на практике его отрицательные заключения приводят к их отмене.