Уплата авансовых платежей по ндфл ип

Содержание:

Предприниматель вправе не платить авансы по НДФЛ без налогового уведомления

Статьи по теме

Минфин разъяснил, что кодексом не предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать авансы по НДФЛ, если он не получил уведомление из инспекции.

Письмо Минфина России от 15.04.11 № 03-04-05/3-266

Вопрос: 1. Возникает ли у индивидуального предпринимателя обязанность по уплате авансовых платежей по НДФЛ, в случае если от налогового органа не было получено соответствующее налоговое уведомление?

2. Возникает ли у индивидуального предпринимателя обязанность по уплате авансовых платежей по НДФЛ за истекшие налоговые периоды (2009, 2008 гг.), в случае если им уже уплачены в установленные сроки общие суммы налога, исчисленные в соответствии с налоговыми декларациями за истекшие налоговые периоды (2009, 2008 гг.)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии с п. 9 ст. 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уплачивают авансовые платежи на основании налоговых уведомлений:

1) за январь–июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль–сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь–декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

При этом согласно п. 8 ст. 227 Кодекса обязанность по исчислению сумм авансовых платежей возложена на налоговые органы. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 Кодекса видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Кодекса налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Кодексом не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке.

2. В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Если обязанность по уплате налога на доходы физических лиц выполнена налогоплательщиком в установленный срок, необходимость в повторной уплате за истекший налоговый период суммы налога в виде предварительных платежей по налогу – авансовых платежей за этот же период не возникает.

ИП применяет общий режим налогообложения. Доход ИП в первом полугодии 2012 года сократился в два раза по сравнению с тем же периодом 2011 года. В соответствии с п. 10 ст. 227 НК РФ ИП произвел перерасчет авансовых платежей на 2012 год и 11 июля 2012 года подал уточненную декларацию по форме 4-НДФЛ. Новое налоговое уведомление было получено ИП в налоговом органе лично 11 июля 2012 года. Сумма авансового платежа по новому налоговому уведомлению была оплачена 15 июля 2012 года. Позднее было получено требование об уплате авансового платежа по старому налоговому уведомлению, а в дальнейшем по решению налоговой инспекции были приостановлены операции по счету в банке. Налоговый орган мотивирует свои действия тем, что со дня принятия налоговой декларации и до наступления очередного срока уплаты аванса не прошло пять дней. Правомерны ли действия налогового органа? Каков порядок исчисления срока, предусмотренного п. 10 ст. 227 НК РФ?

В соответствии с пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — ИП), самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ по доходам, полученным от осуществляемой ими деятельности.
В случае появления в течение года у ИП доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, он обязан представить в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов налоговую декларацию по НДФЛ (форма 4-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected] (далее — налоговая декларация)) с указанием суммы предполагаемого дохода от такой деятельности в текущем налоговом периоде. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ).
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в представленной декларации, или суммы фактически полученного дохода от предпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений (форма налогового уведомления утверждена приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-04/[email protected]):
— за январь-июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
— за июль-сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
— за октябрь-декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Налоговое уведомление может быть передано ИП (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Согласно п. 10 ст. 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в п. 1 ст. 227 НК РФ, на текущий год.
Минфин России указывает на то, что в этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (смотрите, например, письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-04-05/8-200; от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).
В рассматриваемой ситуации новая (уточненная) налоговая декларация по форме 4-НДФЛ была сдана 11 июля 2012 года, т.е. до наступления срока уплаты авансового платежа. Таким образом, ненаступивший авансовый платеж на 15 июля 2012 года должен быть пересчитан налоговым органом в силу п. 10 ст. 227 НК РФ.
По вопросу исчисления срока, в течение которого налоговый орган производит пересчет авансовых платежей, сообщаем следующее.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган в указанной ситуации был обязан осуществить перерасчет не позднее 18 июля 2012 года (с учетом выходных дней), но мог его осуществить и до наступления указанной даты. Перерасчет производится исключительно по ненаступившим срокам их уплаты. Соответственно, увеличиться или уменьшиться может только сумма авансового платежа, еще не перечисленная в бюджет.
В случае, если бы на 15 июля 2012 налоговый орган ещё не осуществил перерасчет и не направил соответствующее уведомление налогоплательщику, то налогоплательщик обязан был бы уплатить авансовый платеж по налоговому уведомлению, полученному ранее. В этом случае у налогоплательщика образовалась бы переплата по НДФЛ, которая подлежала бы возврату либо зачету в счет предстоящих платежей, в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган осуществил перерасчет 11 июля 2012 года (в день получения уточненной налоговой декларации), что подтверждается новым налоговым уведомлением, содержащим пересчитанную сумму авансового платежа. При этом налоговым органом был соблюден порядок пересчета авансовых платежей, предусмотренный п. 10 ст. 227 НК РФ.
Следовательно, налогоплательщик должен произвести оплату авансового платежа на основании нового налогового уведомления в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 227 НК РФ. В указанном случае факт неполной уплаты авансового платежа не возникает.
Нормы о том, что со дня принятия новой налоговой декларации и до момента наступления срока уплаты авансового платежа должно обязательно пройти пять дней, налоговое законодательство не содержит.
По поводу выставления требования об уплате авансового платежа и приостановления операций по банковскому счету отметим, что согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ, поскольку неуплата авансовых платежей не является недоимкой.
Отметим, что ВАС РФ в своем определении от 16.09.2009 N 12357/09 указывает на то, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, дающих налоговому органу право в принудительном порядке взыскивать с предпринимателя суммы авансовых платежей по НДФЛ, рассчитанные на основании предполагаемого дохода.
Решения налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков сумм неуплаченных авансовых платежей по НДФЛ признаются судами необоснованными (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N Ф05-14611/2010 по делу N А40-138216/2009; ФАС Поволжского округа от 22.04.2010 по делу N А65-26160/2009; ФАС Центрального округа от 21.04.2010 по делу N А68-12673/09; ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2009 N А32-23980/2008-58/435).
В другом своем постановлении от 17.12.2010 N КА-А40/16032-10 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.
Кроме того, ФАС Московского округа отметил, что из норм НК РФ не усматривается право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, исходя из сложившейся судебной арбитражной практики следует, что в случае неуплаты авансовых платежей недоимка по налогу на доходы физических лиц возникать не будет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

31 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИИ С ИП АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НДФЛ

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

Об этом Письмо ФНС России от 19.11.2012 N НД-4-8/[email protected]

В силу ст. ст. 207 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предприниматель является плательщиком НДФЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 225 Кодекса общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Согласно ст. 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Пунктом 2 ст. 227 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п. 6 ст. 227 Кодекса).

Пунктом 3 ст. 58 Кодекса предусмотрено, что в соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

На основании п. 8 ст. 227 Кодекса исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 названной статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 Кодекса.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 Кодекса, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

В соответствии со ст. ст. 45 — 47 Кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

Данная правовая позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой, складывающейся при рассмотрении аналогичной категории споров, в частности: Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 N ВАС-12357/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.12.2010 по делу N А40-138216/09-108-1001, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2010 по делу N А65-26160/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.04.2010 по делу N А68-12673/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2009 по делу N А78-2959/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2006 N Ф04-7049/2006(27692-А45-29) и другие.

В дополнение сообщается, что согласно разъяснениям ФГУП ГНИВЦ ФНС России в ПК СЭОД предусмотрена техническая возможность не включать авансовые платежи в документы по взысканию. Для этого в технологическом процессе »Формирование требований на уплату налога, пени, штрафа по решению НП» необходимо установить параметр »Включать в требование авансы» равным 0, в результате чего авансовые начисления будут исключены из документов выявления недоимки и требований об уплате в автоматизированном режиме. Описание приведено в книге 10.2 »Руководства пользователя».

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Уплата авансового платежа для ИП в 1С 8.2 по НДФЛ

В том случае, когда индивидуальный предприниматель использует обычную систему налогообложения, то в соответствии со ст. 227 НК РФ необходимо уплачивать авансовые платежи по НДФЛ. Порядок и сроки уплаты НДФЛ, а так же уплаты авансовых платежей индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами определены в п.9 ст.227 НК РФ, авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Налоговая декларация представляется индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Налогового Кодекса РФ.

Оформление платежного поручение в 1С Бухгалтерия 8.2 рассмотрено ниже.

В нашем примере рассмотрим тот случай, когда платежное поручение на уплату авансовых платежей индивидуальными предпринимателями по НДФЛ мы составляем первый раз в программе, при составлении последующего поручения, необходимо переходить к шагу №3, пропустив два первых.

Для составления платежного поручения в 1С добавляем в справочник «Виды налогов и иных платежей» новый вид платежа – «НДФЛ авансовые платежи ИП».

Откроем меню «Операции» выберем меню «Справочники» далее выберем «Виды налогов и иных платежей».

В открывшемся окне «Виды налогов и иных платежей» нажмем на кнопку «Действия», для добавления нового платежа нажмем «Добавить».

Заполним поля данной формы «Виды налогов и иных платежей в бюджет»:

  • поле «Наименование» — в данном поле указываем название налога либо взноса, в последующем можно будет осуществлять поиск данного платежа именно по этому названию, напишем «НДФЛ авансовые платежи ИП», вы можете указать любое значение которое могло бы идентифицировать данный налог.
  • поле «КБК» заполняем разряды в соответствии с применяемыми на сегодняшний день, данное поле заполняется по разрядам, необходимо в каждой группе разрядов нажать на кнопку выбрать, далее ввести в строку поиска первые значения КБК и нажать на «Искать».
  • поле «Счет учета» — выставляем счет учета в соответствии с планом счетов, нажимаем «Выбрать» и выставляем счет 68.01, данный счет соответствует налогу в программе 1С Бухгалтерия 8.2.

В нашем примере мы рассматриваем операцию по составлению платежного поручения, на уплату индивидуальным предпринимателем авансовых платежей по налогу на доходы, впервые.

Откроем регистр сведений «Реквизиты уплаты налогов и иных платежей в бюджет». Чтобы открыть данный регистр, зайдем в меню «Банк» выберем «Реквизиты уплаты налогов и иных платежей в бюджет» и перейдем в меню «Действия» далее нажимаем «Добавить».

Заполним поля открывшегося документа:

  • поле «Вид налога (платежа)» — нажимаем выбрать и выставляем значение, которое мы с ввели в шаге №1 – это «НДФЛ авансовые платежи ИП».
  • поле «Организация» — выставляется программой автоматически, либо нажимаем на кнопку «Выбрать» и выбираем из выпадающего списка.
  • поле «Получатель» – здесь необходимо указать наименование Налогового органа, в который будет производиться перечисления НДФЛ, данное значение выбирается из справочника «Контрагенты».
  • поле «Счет получателя» — необходимо указать счет получателя платежа.
  • поле «Вид перечисления» – нажимаем выбрать и указываем «Налоговый платеж».
  • поле «Статус составителя» — выбираем значение «09» что относится к налогоплательщику индивидуальному предпринимателю».
  • поле «Основание» — выбираем значение «ТП — платежи текущего года»;
  • поле «Тип платежа» — выбираем значение «АВ – уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи)»;
  • поле «Периодичность» — выставляем значение «Платеж по конкретной дате».
  • поле «Назначение платежа» — в данном поле необходимо проставить значение, оно будет проставляться в платежном поручении в поле «Наименование платежа», например «Уплата авансового платежа по НДФЛ уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами».
  • поле «Очередность платежа» — выставляем значение очередности — «4».

В данном шаге после ввода всех необходимых данных заполним платежное поручение.

В открывшемся окне «Платежное поручение» заполняем поля:

  • поле «От» — выставляем дату составления платежного поручения.
  • поле «Перечисление в бюджет» выставляем галочку, так как производится оплата налога.

Нажимаем кнопку «Заполнить» перед нами откроется регистр «Реквизиты уплаты налогов и иных платежей в бюджет», сведения которые мы заполнили в шаге №1. Выбираем значение «НДФЛ авансовые платежи ИП».

  • поле «Статья движения денежных средств» выбираем значение «Уплата налогов и взносов».
  • поле «Сумма платежа» выставляем сумму налога.
  • поле «Вид платежа» выставляем значение из выпадающего списка, в нашем примере выставляем «Электронно».

Ниже располагается строка синего цвета с реквизитами платежа, нажимаем и корректируем значения. Изменяем значение по полю «Платежи по конкретной дате» — выставляем дату уплаты налога, поле «Дата документа» — проставляем дату предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, поле «Номер документа» — проставляем значение «0».

Далее записываем документ и выводим на экран форму платежного поручения, нажав кнопку «Платежное поручение».

Платежное поручение для ИП в 1С по уплате НДФЛ составлено.

Об исчислении авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц


Об исчислении авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц

Объем мобилизуемых в бюджеты средств в виде налогов и сборов во многом зависит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) обобщены теория и практика проведения контрольной работы налоговых органов, учтен опыт, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом. Но в то же время некоторые положения НК РФ нуждаются в доработке, в частности положения, касающиеся налогообложения доходов физических лиц, в том числе нормы п. 7 и 8 ст. 227 настоящего Кодекса в отношении порядка исчисления сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

Порядок и сроки уплаты авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков регламентированы ст. 227 НК РФ, которая также устанавливает особенности исчисления сумм налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не имеют права ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

К числу частнопрактикующих лиц относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также адвокаты, осуществляющие деятельность в форме адвокатского кабинета.

Итак, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 227 НК РФ производят следующие налогоплательщики:

— физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Вышеуказанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации по форме 4-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/[email protected], или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 настоящего Кодекса видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ.

При этом критерии выбора основания для исчисления суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц НК РФ не предусмотрены.

В 2005 году работники налоговых органов рекомендовали налогоплательщикам определять сумму предполагаемого дохода не ниже дохода данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ.

Данные рекомендации не могли носить обязательный характер для налогоплательщиков.

Из п. 7 ст. 227 НК РФ следует, что у налогоплательщика возникает обязанность по представлению налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой только в случае появления таких доходов в течение года.

Следовательно, при отсутствии в текущем году доходов отсутствует и обязанность по представлению налогоплательщиком налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой.

Если такие доходы отсутствовали и в прошлом году, то согласно п. 8 ст. 227 НК РФ авансовые платежи налоговым органом не исчисляются.

Но при наличии у налогоплательщика в предыдущем году задекларированных доходов от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой и отсутствии вышеуказанных доходов в текущем году исчисление сумм авансовых платежей в соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ производится налоговым органом исходя из суммы фактически полученного дохода от вышеуказанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 Кодекса.

Поскольку доходы физического лица не изменялись с начала года (они просто отсутствовали), налоговая декларация с указанием суммы предполагаемого дохода в данном случае не представляется, и, учитывая, что в данном случае предоставление налогоплательщиками налоговой декларации в целях уточнения предполагаемого дохода п. 10 ст. 227 НК РФ не предусмотрено, перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты налоговым органом не производится.

В нашей ситуации налогоплательщик вынужден уплатить авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц исходя из суммы фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ.

При этом не однозначен и подход к решению вопроса о порядке начисления пени на суммы авансовых платежей.

В случае уплаты налогоплательщиком авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки согласно п. 3 ст. 58 НК РФ на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Кодекса, согласно п. 1 которой пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

По общему правилу, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

При этом уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном НК РФ порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, исчисленных в соответствии с установленными законодательством о налогах и сборах порядком, в том числе при корректировке налоговой базы в сторону уменьшения, излишне уплаченными (взысканными) не являются (письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74).

Данная позиция Минфина России не нашла своего подтверждения в постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», согласно которому порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам рекомендовано исходить из того, что пени, начисленные за неуплату вышеуказанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Кроме того, арбитражным судам разъяснено, что данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Как следует из вышеизложенного, ст. 227 НК РФ требует серьезной доработки, которая, по нашему мнению, может быть осуществлена по двум направлениям:

1) необходимо, чтобы налогоплательщик исчислял авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц только на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации по форме 4-НДФЛ. При этом следует обязать налогоплательщиков представлять ее к определенному сроку вне зависимости от факта появления вышеуказанных доходов в текущем году. Сроком представления данной декларации должен быть срок представления налоговой декларации за предыдущий налоговый период, то есть в рассматриваемой ситуации налогоплательщик будет обязан заявить предполагаемый доход в размере 0 руб., на основании которого должна быть рассчитана сумма авансовых платежей (0 руб.). При появлении в течение года вышеназванных видов дохода налогоплательщик будет обязан на основании п. 10 ст. 228 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию о предполагаемом доходе за текущий год;

2) необходимо, чтобы налогоплательщик, продолжающий осуществлять предпринимательскую деятельность или заниматься частной практикой, исчислял авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц только на основании суммы фактически полученного дохода от видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ. При этом сумма предполагаемого дохода может быть уточнена путем представления налоговой декларации по форме 4-НДФЛ при отклонении суммы дохода более чем на 50% не в данном налоговом периоде, а относительно предыдущего налогового периода (по данным формы 3-НДФЛ).

Для физических лиц, занявшихся в текущем налоговом периоде предпринимательской деятельностью или частной практикой, целесообразно установить обязанность по представлению формы 4-НДФЛ. В случае отклонения суммы предполагаемого дохода более чем на 50% в данном налоговом периоде эта сумма может быть уточнена путем представления новой налоговой декларации по форме 4-НДФЛ.

В настоящее время в сложившейся ситуации можно посоветовать налогоплательщикам в случае, если сумма предполагаемого дохода на текущий налоговый период отсутствует либо меньше суммы дохода за предыдущий налоговый период, непосредственно после расчета налоговым органом авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в большем размере, чем предполагалось налогоплательщиком, до наступления сроков уплаты авансовых платежей по налогу подать уточненную налоговую декларацию с реальной суммой предполагаемого дохода.