Установка и ввод в эксплуатацию коллективного прибора учета

Установка и ввод в эксплуатацию коллективного прибора учета

23 ноября 2009 г. вступил в законную силу и продолжает действовать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательный акты РФ» № 261-ФЗ, который с целью определения количества электроэнергии поставленной в многоквартирный жилой дом, обязывает собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета за счет собственных средств.

Исполнитель коммунальных услуг (компании осуществляющие управление МКД – управляющие компании)в соответствии с ФЗ-№ 261 от 23.11.2009 г. были обязаны уведомить собственников помещений (квартир) о вступлении в законную силу указанного за-кона и совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

В настоящее время не всеми собственниками помещений в МКД и исполнителями коммунальных услуг выполнены требования Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательный акты РФ» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ст.13, п.5), обязывающего собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета за счет собственных средств, и при расчетах гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК» с управляющими компаниями и жителями за электроэнергию, по-ставленную в многоквартирные жилые дома, применяются приборы учета, ранее установленные МУПВ «ВПЭС».

При этом приборы учета электрической энергии, находящиеся на балансе МУПВ «ВПЭС» были включены в договоры энергоснабжения заключенного исполнителем коммунальных услуг с ПАО «ДЭК», а жители ошибочно считают их входящими в общедомовую собственность. Однако, в состав общего имущества МКД включается ОДПУ, установленный за счет средств собственников жилых помещений в МКД, согласно п.7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а согласно пп. «к», п.11, этих же Правил, содержание общего имущества включает в себя, в том числе обеспечение организацией осуществляющей управление МКД надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов.

В соответствии с п.п. «с», п.31, «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в случае принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание и ремонт жилого помещения, организация осуществляющая управление МКД, обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, для оптимизации оплаты ОДН жильцам многоквартирных домов (собственникам помещений) необходимо провести общедомовое собрание, на котором принять решение о включении расходов на приобретение установленных ОДПУ у МУПВ «ВПЭС» в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Приобретаемые расчетные комплексы учета электроэнергии будут соответствовать всем техническим нормативам и приняты для расчетов за ОДН. Управляющие компании на основании письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 сентября 2015 г. N 30162-ОЛ/04 (текст письма расположен ниже) не вправе отказать в исполнении решения собственников помещений, отказать в дальнейшем обслуживании ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) и взыскивать с жителей дополнительные денежные средства на приобретение учетов электрической энергии.

С перечнем документов необходимых для подачи заявления можно ознакомиться здесь.

Информация по стоимости ОДПУ располагается здесь.

Типовой договор на приобретение ОДПУ находится здесь.

Заявление по замене приборов учета электроэнергии находится здесь.

Дополнительную информацию по приобретению ОДПУ можно получить по тел. 236-05-13.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 сентября 2015 г. N 30162-ОЛ/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи).

Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила N 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, согласно подпункту «к» пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

Однако, в случае если работы по восстановлению работоспособности прибора учета будут капитального характера с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей, то финансирование таких расходов осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае не устранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию прибора учета, должен в течение двух месяцев обеспечить устранение выше-указанных нарушений и обеспечить готовность прибора учета к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в много-квартирном доме.

Департамента жилищно-коммунального хозяйства

Порядок установки приборов учета

Учет ресурсов по закону.

В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, согласно статье 13 Федеральноого закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (далее — Федеральный закон «Об энергосбережении»), все потребляемые энергоресурсы (вода, тепло, эл.энергия, газ) подлежат обязательному учёту с применением приборов учета, установленных за счет собственников объектов.

Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные):

Общедомовые (коллективные) приборы — это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, то есть потребление коммунальных ресурсов всеми собственниками и пользователями помещений (жилых или нежилых), плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Индивидуальные приборы учета — это приборы, которые учитывают личное потребление коммунальных ресурсов собственником помещения (жилого или нежилого): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В индивидуальном жилом доме установке подлежат индивидуальные приборы учета.

Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).

Согласно требованиям Федерального закона «Об энергосбережении» (статья 13, часть 5) обязанность по обеспечению оснащения своих домов, помещений (жилых или нежилых) в МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников объектов.

Кроме того, согласно требованиям Жилищного кодекса (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Таким образом, все расходы по установке как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета несет собственник помещения (жилого или нежилого). При этом за установку индивидуальных приборов учета собственник оплачивает полную сумму от стоимости прибора учета плюс стоимости работ на его установку согласно счету, выставленному выбранной таким собственником монтажной организацией, а при установке общедомового прибора учета — только часть суммы от общей стоимости приборов плюс стоимости работ на его установку, пропорционально доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку приборов учета. Цена договора с ресурсоснабжающий организацией определяется соглашением сторон, а оплата собственником помещения — гражданином — осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если такой потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию и опломбирование установленных приборов учета выполняются бесплатно.

Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.

Порядок установки приборов учета.

Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:

Установка общедомовых приборов учета

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ: Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Установка и ввод в эксплуатацию коллективного прибора учета

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

от 5 августа 2010 г. N 940

Об утверждении порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов

В целях реализации основных положений Федерального закона Российской Федерации от 18.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части осуществления мер по улучшению системы учета тепловой энергии, водопотребления и водоотведения на территории городского округа Самара постановляю:

1. Утвердить Порядок установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов согласно приложению N 1.

2. Рекомендовать ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, а также товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирным домом, а также собственникам помещений многоквартирных домов использовать Основные положения по расчетам за коммунальные ресурсы по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета согласно приложению N 2.

3. Признать утратившим силу распоряжение Главы Администрации города Самары от 28.02.2005 N 31-р «Об утверждении Временного Положения о порядке установки индивидуальных (квартирных) приборов учета потребления воды».

4. Опубликовать настоящее Постановление в газете «Самарская Газета».

5. Настоящее Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы городского округа — руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Шухова К.А.

Администрации городского округа Самара

от 5 августа 2010 г. N 940

УСТАНОВКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ (ОБЩЕДОМОВЫХ) И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

(КВАРТИРНЫХ) ПРИБОРОВ УЧЕТА КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Настоящий Порядок установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов (далее — Порядок) разработан в целях упорядочения процедуры установки индивидуальных (квартирных) приборов учета используемой воды и коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды.

Основные понятия и термины

Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия и термины:

исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

потребитель — гражданин, использующий коммунальные ресурсы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

специализированная организация — организация, осуществляющая действия по установке либо замене приборов учета коммунальных ресурсов и отвечающая требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

коллективный (общедомовой) прибор учета — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, и установленное на вводах систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения в жилое здание;

индивидуальный (квартирный) прибор учета — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов в одной квартире многоквартирного дома и установленное на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в данную квартиру;

коммунальные услуги — деятельность Исполнителя по теплоснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в многоквартирном доме;

коммунальные ресурсы — холодная и горячая вода, тепловая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг;

ресурсоснабжающая организация — организация, осуществляющая снабжение коммунальными ресурсами или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома;

норматив потребления коммунальных услуг — месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов Потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных (квартирных) приборов учета и утвержденный органом местного самоуправления.

1. Коммунальные ресурсы в многоквартирных домах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения (за исключением ветхих, аварийных домов и домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года), согласно федеральному законодательству подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

2. Собственники помещений многоквартирных домов до 1 января 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными (квартирными) приборами учета.

3. Установка коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов обязательна при выполнении следующих работ:

при строительстве новых жилых домов;

при капитальном ремонте внутридомовых систем водоснабжения и отопления;

при модернизации внутридомовых систем водоснабжения и отопления.

4. Для учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, необходимо использовать коллективные (общедомовые) или индивидуальные (квартирные) приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.

Установка коллективных (общедомовых) приборов учета

5. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме осуществляется:

при управлении управляющей организацией или непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме — по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 Жилищного кодекса Российской Федерации;

при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом — по решению общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива.

6. Коллективные (общедомовые) приборы учета устанавливаются за счет средств собственников помещений пропорционально их общедолевой собственности. Исполнитель по договору, заключенному с собственниками помещений, может устанавливать коллективные (общедомовые) приборы учета за свой счет с последующей компенсацией затрат с собственников помещений многоквартирного дома.

7. Деятельность по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета используемых коммунальных ресурсов осуществляют ресурсоснабжающие организации, которые имеют непосредственное присоединение к соответствующим внутридомовым инженерным сетям и не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Условия и цена такого договора определяются соглашением сторон.

8. В ресурсоснабжающую организацию для заключения договора, регулирующего условия установки коллективного (общедомового) прибора учета, на основании решений общего собрания в многоквартирном доме обращаются:

один из собственников помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений действующий от имени всех собственников помещений в таком доме на основании решения общего собрания;

органы управления товарищества собственников жилья, либо органы управления жилищно-строительного либо жилищного кооператива, или органы управления иного специализированного потребительского кооператива.

9. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

10. Допуск в эксплуатацию приборов учета после выполнения монтажных работ осуществляется представителем ресурсоснабжающей организации в присутствии лиц, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, о чем составляется акт по форме, установленной ресурсоснабжающей организацией.

11. Коллективный (общедомовой) прибор учета считается допущенным к эксплуатации после подписания акта приемки его в эксплуатацию без замечаний. Приборы учета должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки.

12. Каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.

13. Периодическая поверка коллективного (общедомового) прибора учета осуществляется ресурсоснабжающей организацией и Исполнителем не реже двух раз в год путем сопоставления данных об объемах потребления по коллективному (общедомовому) прибору учета, представляемых Исполнителем, с фактическими показателями прибора учета на день проведения поверки. При этом проверяются наличие и сохранность контрольных пломб.

14. Техническое обслуживание прибора учета, плановые метрологические поверки прибора учета обеспечиваются за счет средств, вносимых в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, жилищно-строительного либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Ремонт коллективного (общедомового) прибора учета, находящегося на гарантийном обслуживании, осуществляет организация, установившая прибор.

Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета воды

15. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета осуществляется по инициативе:

собственника жилого помещения многоквартирного дома, собственника жилого дома за счет средств указанных лиц;

собственника комнаты в коммунальной квартире с согласия всех собственников комнат в данной квартире за счет средств собственников комнат в коммунальной квартире;

нанимателя жилого помещения за счет средств нанимателя, изъявившего желание установить прибор учета.

16. Заявления об установке приборов учета подаются Исполнителю лицами, указанными в пункте 15 настоящего Положения.

17. Отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета на вводе в дом не может являться основанием для отказа Исполнителя в установке индивидуального прибора учета и осуществлении расчетов за потребление коммунальных услуг по их показаниям.

18. Исполнитель после получения заявления от Потребителя об установке прибора учета:

обеспечивает ознакомление Потребителя с перечнем специализированных организаций, осуществляющих установку приборов учета, рекомендует потребителю для установки конкретный тип прибора учета;

в согласованное с Потребителем время обеспечивает выявление технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета, в том числе проверку технического состояния трубопроводов;

обеспечивает составление совместно с Потребителем схемы отопления, холодного и горячего водоснабжения жилого помещения с указанием места установки прибора учета;

выдает технические условия на установку и ввод в эксплуатацию прибора учета;

содействует установке индивидуального прибора учета путем своевременного и в согласованное время отключения и включения внутридомовых инженерных систем.

19. Потребитель самостоятельно приобретает прибор учета, соответствующий параметрам, указанным в технических условиях, и расходные материалы либо оплачивает их стоимость вместе с оплатой работ по монтажу прибора учета в соответствии с условиями договора со специализированной организацией на установку приборов учета.

20. Перед установкой прибора учета необходимо сверить оттиск пломбы на приборе учета с оттиском клейма завода-изготовителя, отраженным в паспорте на прибор учета. Прибор учета с просроченной датой периодической поверки (определяется с даты поверки по паспорту прибора учета) установке не подлежит. Не допускается установка прибора учета с истечением более половины срока межповерочного периода с даты поверки, указанной в паспорте.

21. После установки прибора учета Потребитель обращается к Исполнителю с требованием о приеме прибора учета в эксплуатацию.

22. Приборы учета должны быть приняты в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки.

23. При приеме в эксплуатацию приборов учета проверяются:

соответствие типа прибора учета и исполнения схемы его установки техническим условиям;

паспорт прибора учета;

соответствие заводского номера прибора учета указанному в паспорте;

качество монтажа, в том числе соответствие направления потока ресурса указателю на корпусе прибора учета;

показания прибора на момент приемки в эксплуатацию;

наличие пломб (установку пломб осуществляет специализированная организация).

24. Результаты приема отражаются в Акте приема в эксплуатацию прибора учета, составляемом в 3-х экземплярах: один экземпляр для Исполнителя, второй для Потребителя, третий для специализированной организации. Акт приема в эксплуатацию прибора учета оформляется в соответствии с приложением к Порядку.

25. Акт приема в эксплуатацию прибора учета служит основанием для изменения порядка расчета платы за коммунальные услуги.

26. Ответственность за сохранность индивидуальных приборов учета и целостность пломб на них несет Потребитель, в помещении которого установлен прибор учета.

27. При обнаружении неисправностей, нарушения целостности пломб приборов учета Потребитель обязан немедленно сообщать о них Исполнителю.

28. Исполнитель ведет реестр установленных приборов учета с отметкой даты установки и даты поверки приборов, предупреждает Потребителя о сроках очередной поверки за два месяца до истечения срока межповерочного периода.

29. Исполнитель в заранее согласованное с Потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществляет проверку правильности снятия потребителем показаний приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, по результатам проверки составляется акт, в котором фиксируются показания приборов учета, дата снятия показаний и выявленные нарушения.

30. По окончании межповерочного периода эксплуатации Потребитель обязан провести плановую поверку приборов учета или может установить новый прибор, для чего также обращается к Исполнителю с заявлением, оплачивает специализированной организации работы по замене прибора учета с оформлением Акта приема в эксплуатацию прибора учета (приложение к Порядку). При этом специализированная организация считывает последние показания сменяемого прибора и сообщает их Исполнителю.

31. Метрологическая поверка прибора учета производится специализированными организациями или лабораториями, аккредитованными Госстандартом России на право проведения поверок.

32. Техническое обслуживание, метрологическая поверка, ремонт или замена вышедшего из строя прибора учета осуществляются за счет средств Потребителей.

33. В случае если в квартире имеется врезка в трубопровод до места установки индивидуального (квартирного) прибора учета, показания такого прибора для определения размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения не применяются.

городского округа — руководитель Департамента

городского хозяйства и экологии

Администрации городского округа Самара

установки коллективных (общедомовых) и

индивидуальных (квартирных) приборов учета

ПРИЕМА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (КВАРТИРНОГО) ПРИБОРА

от «___» ___________ 201 _ г.

по адресу: ул. ___________________________________ дом N ___ кв. N ___

Комиссия в составе:

представителя специализированной организации _____________________________

(наименование организации, должность, Ф.И.О., номер телефона)

представителя Исполнителя _______________________________________________

(наименование организации, должность, Ф.И.О.,

(Ф.И.О, номер телефона)

составили настоящий акт о приемке в эксплуатацию прибора учета

__________________ (марка) ___________________ воды.

Показания на
дату приема в
эксплуатацию

1. Монтаж приборов выполнен согласно техническим условиям.

2. Врезок до приборов учета в сети водоснабжения нет.

3. Имеется (не имеется) обводная линия запорной арматуры и опломбирована (с записью в акты).

4. Монтажные узлы присоединения приборов опломбированы (дата) _____________.

5. Приборы учета введены в эксплуатацию с _____________________________.

6. Учет коммунальных ресурсов на основании показаний индивидуального прибора учета Потребителя осуществляется Исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Представитель специализированной организации _________________________

Представитель Исполнителя ___________________________________________

Администрации городского округа Самара

от 5 августа 2010 г. N 940

ПО РАСЧЕТАМ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ПО ПОКАЗАНИЯМ КОЛЛЕКТИВНЫХ (ОБЩЕДОМОВЫХ)

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (КВАРТИРНЫХ) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. Применение приборов учета при расчетах за коммунальные ресурсы начинается не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

2. Дата ввода прибора в эксплуатацию определяется по Акту приема в эксплуатацию прибора учета (п. 10 и п. 24 приложения N 1 к настоящему Постановлению).

Исполнитель совместно с ресурсоснабжающей организацией вносят необходимые изменения в договоры о приобретении коммунальных ресурсов — в части перехода на расчеты по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Исполнитель извещает организацию, осуществляющую расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, о принятии в эксплуатацию индивидуального (квартирного) прибора учета при наличии договора с такой организацией.

3. Учет потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды осуществляется путем снятия показаний соответствующих приборов учета для определения фактического потребления каждого вида ресурсов за определенный период времени.

4. Показания коллективных (общедомовых) приборов учета Исполнитель снимает ежемесячно, в течение последней недели месяца, и заносит их в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

5. Исполнитель вносит плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы:

при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета — с применением расчетных способов определения количества коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с законодательной и нормативной правовой базой Российской Федерации.

6. Плата Потребителя за потребленные коммунальные услуги вносится:

собственниками, нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, — управляющей организации;

членами товарищества собственников жилья, жилищно-строительного либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива — в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья, либо органами управления жилищно-строительного или жилищного кооператива, или органами управления иного специализированного потребительского кооператива;

собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, собственниками жилых домов — в соответствии с договорами о приобретении холодной воды, горячей воды и тепловой энергии, заключенными с лицами, поставляющими соответствующие коммунальные ресурсы.

7. Объемы потребленной за месяц холодной и горячей воды по индивидуальным (квартирным) приборам учета по каждому Потребителю учитываются Исполнителем и направляются в организацию, осуществляющую расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.

Объемы потребленных коммунальных ресурсов за текущий месяц рекомендуется учитывать при формировании начислений в платежном документе месяца, следующего за отчетным (т.е. в текущем месяце оплачивается вода, потребленная в предыдущем месяце, в том числе и по представленным показаниям индивидуального прибора учета).

Соответственно, оплата Исполнителем потребленных коммунальных ресурсов в целом по многоквартирному дому ресурсоснабжающей организации также будет производиться месяцем позже.

8. Расчет размера платы за услуги по холодному (горячему) водоснабжению рекомендуется производить следующим образом:

в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, — исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, утвержденного органом местного самоуправления, количества проживающих (зарегистрированных) граждан и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета воды, — исходя из показаний приборов учета и тарифов на холодную воду либо горячую воду, установленных регулирующими органами. В случае отсутствия у ресурсоснабжающей организации тарифа на 1 куб. м горячей воды плата за горячую воду состоит из суммы двух составляющих:

— затрат по химически очищенной воде или холодной воде для горячего водоснабжения. Объем воды по показанию прибора учета (куб. м) умножается на стоимость или тариф химически очищенной воды или холодной воды для горячего водоснабжения, установленную(ый) регулирующими органами;

— затрат тепловой энергии на подогрев воды для горячего водоснабжения. Объем воды по индивидуальным показаниям прибора учета умножается на норматив потребления тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды, установленный нормативным правовым актом органа местного самоуправления, и на тариф тепловой энергии, установленный приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области.

9. Размер платы за услугу по водоотведению определяется как произведение тарифа на водоотведение на объемы потребленных ресурсов (холодной и горячей воды) согласно показаниям приборов учета холодной и горячей воды.

10. Независимо от наличия (отсутствия) в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета Потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги исходя из объемов, приобретенных Исполнителем у ресурсоснабжающих организаций, в том числе на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

11. При наличии индивидуального (квартирного) прибора учета объем коммунального ресурса, предъявленного Исполнителем Потребителю, может не соответствовать объему коммунального ресурса, потребленного Потребителем согласно показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета. В этом случае Исполнитель должен приложить расчет или пояснение по дополнительному объему коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате Потребителям.

12. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение каждому Потребителю многоквартирного дома корректируется Исполнителем 1 раз в квартал.

12.1. Если многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета воды и частично индивидуальными (квартирными) приборами учета воды, то из общего объема холодной (горячей) воды, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб. м), вычитаются:

объем холодной (горячей) воды, рассчитанный для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, по нормативам (куб. м);

объем холодной (горячей) воды, определенный по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, установленных в жилых помещениях (куб. м).

Полученная разница распределяется пропорционально показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета воды.

12.2. Если многоквартирный дом не оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, но частично оборудован индивидуальными (квартирными) приборами учета воды, то из общего объема холодной (горячей) воды, определенного в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, вычитаются:

объем холодной (горячей) воды, рассчитанный для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, по нормативам (куб. м);

объем холодной (горячей) воды, определенный по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета (куб. м);

Полученная разница распределяется пропорционально объему воды, из расчета количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, и пропорционально показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета воды в жилых помещениях, оборудованных приборами учета.

13. Размер платы за отопление каждому Потребителю многоквартирного дома корректируется Исполнителем 1 раз в год.

Если многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, то возникающая разница между размером платы за отопление, рассчитанной по показаниям коллективного (общедомового) прибора, и размером платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанной по нормативам, распределяется пропорционально общей площади всех помещений.

Если многоквартирный дом не оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, то возникающая разница между размером платы за отопление, определенной в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, и размером платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанной по нормативам, распределяется пропорционально общей площади всех помещений.

14. Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги (п. 12 и п. 13), учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется Исполнителем Потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

15. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

16. В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального (квартирного) или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы потребленных коммунальных ресурсов для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

городского округа — руководитель Департамента