Усыновление российских детей иностранными гражданами проблемы

Усыновление российских детей иностранными гражданами проблемы

Правовые проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами

Сидаков Бештау Владимирович,

магистрант юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова .

Проблема детского сиротства остается одной из острейших в России. За последние 10 лет их число возросло более чем на 50%. Бесспорно, передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение) предпочтительнее, чем в детские, лечебные и другие аналогичные учреждения.

Не умаляя значения альтернативных способов устройства детей в семью, отметим, что усыновление — приоритетная форма, поскольку «происходит юридическое закрепление отношений, когда усыновленный в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному ребенку и усыновители принимают на себя родительские права и обязанности».

Сегодня особое внимание уделяется международному (иностранному) усыновлению — осложненному наличием иностранного элемента (юридической связи с правопорядками нескольких государств). В ч. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ устанавливается, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. За 2012 г. иностранными гражданами усыновлено – 3 355 детей. Наибольшее количество детей усыновляется гражданами США – более 60 тысяч детей были усыновлены с 2000 по 2013 гг. [1]

Процедура усыновления детей иностранными гражданами регламентируется ст. 124, 165 СК РФ, гл. 29 ГПК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами. [2] Помимо совершенствования процесса усыновления, нельзя забывать о случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами.

Следует отметить, что на практике встречаются случаи незаконного усыновления детей, которое сопряжены с взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, фальсификацией документов.

При решении вопроса об усыновлении были выявлены следующие примеры несоблюдения законности. Практика участия прокуроров в рассмотрении дел об усыновлении выявляет наиболее часто встречающиеся следующие проблемы и нарушения закона. При решении вопроса об усыновлении прокуратурой были выявлены различные правонарушения.

Приведем некоторые из них.

1. При рассмотрении указанных дел не предоставляются необходимые документы, согласно ст. 271 ГПК РФ.

2. Предоставляется недостоверная информация заявителями либо их представителями об усыновлении.

3. Зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передать ребенка (детей) в семью иностранных граждан давали должностные лица органов опеки без достаточных оснований либо вопреки установленным в законе ограничениям. При этом компетентные органы заведомо шли на нарушение закона, мотивируя это тем, что «в любой семье ребенку будет лучше, чем в социальном учреждении», либо тем, что, по их мнению, перспектив на усыновление детей российскими гражданами нет. [3]

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей-граждан России, усыновленных гражданами США. Статистика показывает, что от жестокого обращения в американских семьях скончались, по меньшей мере, 17 детей из РФ. [4]

Незаконными являются действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные в нарушение установленного законом порядка. Такие как:

а) разрешение усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи. Если это противоречит интересам братьев и сестер (ч. 3 ст. 124, п. 2 ч. 2. ст. 154 СК РФ);

б) разрешение на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК РФ);

в) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 125 СК РФ);

г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК РФ, п. 2 ст. 35 ГК РФ) (например, подделываются документы о возрасте и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства «закрывают глаза» на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства);

д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК РФ);

е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129-131 СК РФ) и иные незаконные действия усыновления (дача взятки, подделка документов). [5]

Одна из категорий лиц, участвующих в процессе усыновления, — иностранные кандидаты в усыновители. Основная проблема — их недостаточная психологическая подготовленность к воспитанию детей. Необходим более тщательный отбор потенциальных усыновителей, в частности целесообразно проводить совместную медико-психиатрическую экспертизу. Также положительные результаты может иметь расширение существующего перечня заболеваний и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми психическими заболеваниями, независимо от признания их судом недееспособными.

Отметим, что иностранцам полезно проходить специальные ускоренные курсы в России по общению с ребенком, получить консультацию по психологическому состоянию ребенка и проблемам, которые могут возникнуть в период его привыкания к новым условиям проживания в чужой стране, причинам их возникновения и способам преодоления. Такие курсы можно сделать обязательными; отказ от посещения или ненадлежащее посещение будет расцениваться как нарушение условий усыновления.

Рассмотрим наиболее яркие примеры норм, которые не нуждаются в доработке, но наиболее рационального применения, которых следует добиваться. Во-первых, постоянно нарушаются положения ст. 122 Семейного кодекса РФ, касающиеся трехдневного срока, в которым орган опеки и попечительства, получив сведения о ребенке (в случаях, указанных в п. 1 ст. 121), обязан провести обследование условий его жизни и обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об устройстве. Во-вторых, вопреки установленному Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ст. 5) порядку, граждане богатых стран Запада, обладая значительными финансами, позволяющими им легко обходить процедурные препятствия, получают возможность встретиться с ребенком до того, как информацию о нем фиксируют в государственном банке данных. Хотя это помогает ребенку быстрее попасть в семью, тем не менее это нарушение закона (а именно — нормы о приоритетности российского усыновления), что не должно поощряться.

По мнению О.В. Пристанской, многочисленные факты усыновления детей — граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступно-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов». [6]

По данным Национального совета США по усыновлению, почти во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, т.е. дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря коррупции. В этом случае речь идет о незаконном усыновлении. [7]

На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.

Поэтому между Россией и США было подписано Соглашение об усыновлении детей. Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона. [8]

Кроме того, в документе указано, что до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство. Усыновителям, в свою очередь, будут предоставлять более подробную информацию о здоровье и психологическом состоянии ребенка.

Российской стороне пришлось столкнуться с особенностями юридической системы США, в которой законы об усыновлении варьируются от штата к штату. В России же усыновление регулируется на федеральном уровне. Отметим, что данное соглашение заключено только с Америкой. При этом другие иностранные граждане усыновляют детей из России по тем правилам, которые и были, зачастую их игнорируя. Думается, что необходимо заключить соглашение со всеми странами, либо международное соглашение, по которому так же, как и в русско-американском соглашении, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование. Также до достижения совершеннолетия все усыновленные иностранными гражданами дети должны будут сохранять российское гражданство.

Проблемы, связанные с усыновлением российских детей-сирот иностранцами, обсуждаются все чаще. Иностранные граждане признают, что обращение в Россию обусловлено тем, что для процедуры национального усыновления в их государствах предусмотрены более жесткие условия и сложный порядок. Нашему законодателю, пожалуй, стоит задуматься над этим. Сложившаяся ситуация в данной сфере требует четкого и разумного правового регулирования и контроля. [9]

Все вышеизложенное укрепляет нас в мысли, что необходимо активизировать возможности криминалистики по раскрытию, предупреждению и предотвращению незаконного усыновления иностранными гражданами российских детей.

1. Арутюнян Г.М. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право. – 2013. — № 2. – С. 18.

2. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2012. — № 3.

3. Болычевская Е.С., Златопольская М.А. Усыновление российских детей-сирот иностранными гражданами: перспективы развития механизма эффективной защиты их прав и законных интересов // Гражданское право 2013. — № 1. – С. 48.

4. Волкова Н.Д. Состояние законности при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2012. — № 9. – С. 15.

5. Глухарева В.Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2013. — № 1. – С. 7.

6. Дорожкина О.А Усыновление детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический мир. – 2013. — № 1. – С. 52.

7. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей // Журнал российского права. – 2013. — № 1. – С. 19.

8. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. – 2013. — № 2. – С. 36.

9. Слюсарева Н.Д. Проблемы с соблюдением законности, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами // 2013. — № 1. – С. 9.

Поступила в редакцию 26.04.2013 г.

[1] Болычевская Е.С., Златопольская М.А. Усыновление российских детей-сирот иностранными гражданами: перспективы развития механизма эффективной защиты их прав и законных интересов // Гражданское право 2013. — № 1. – С. 48.

[2] Дорожкина О.А Усыновление детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический мир. – 2013. — № 1. – С. 52.

[3] Глухарева В.Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2013. — № 1. – С. 7.

[4] Волкова Н.Д. Состояние законности при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2012. — № 9. – С. 15.

[5] Слюсарева Н.Д. Проблемы с соблюдением законности, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами // 2013. — № 1. – С. 9.

[6] Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. – 2013. — № 2. – С. 36.

[7] Арутюнян Г.М. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право. – 2013. — № 2. – С. 18.

[8] Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2012. — № 3.

[9] Кузнецова И.М. Новое в усыновлении, журнал российского права // Российская юстиция. — 2013. — № 1. – С. 40.

ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Секция: 10. Юриспруденция

XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Усыновление (удочерение) российских детей гражданами других государств и затем дальнейший переезд их вместе с усыновителями в другую страну – оба этих немаловажных процесса достаточно актуальны в настоящее время и очень часто встречаемы. С одной стороны, наличие тенденции к усыновлению российских детей способствует уменьшению числа беспризорных детей в нашей стране, то есть имеет, на первый взгляд, положительные последствия. К сожалению, как бы это ни было несовременно и даже в некоторой степени неумно, но зачастую эта проблема носит именно политический характер и её приходится рассматривать через призму межгосударственных взаимоотношений, а не только с точки зрения права, как хотелось бы.

Согласно положениям семейного законодательства Российской Федерации ребёнок имеет полное право при таковой возможности воспитываться в той стране, где он был рождён, то есть никто не может лишить его этого права насильно. Необходим грамотный и действенный механизм усыновления, так как этот процесс является достаточно сложным и не поддаётся унифицированию. К несчастью, данные нормы права в практической жизни применяются в противоречии с приоритетом устройства российских детей в российские семьи. То есть существует противоречие между приоритетами в усыновлении (удочерении) между российскими и иностранными усыновителями, что усложняет сам процесс усыновления и способствует увеличению разногласий [1].

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 Семейного Кодекса РФ усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребёнка, являющегося полноправным российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя, однако данные нормы не применяются в практической деятельности судьями.

Для решения этого противоречия можно воспользоваться вполне приемлемым способом, который был предложен членом Адвокатской палаты Московской области Галиной Юрьевной Федосеевой. Она предложила закрепить нормы о применении наиболее благоприятного права (в отношении ребёнка конечно же), что вообще ещё не применялось в юридической практике законодательством России. Устанавливать «благоприятность» или же «неблагоприятность» права предстоит российскому судье, который будет рассматривать данное спорное дело, и который должен проанализировать иностранное право страны усыновителя, причём сделать это достаточно сложно, так как некоторые аспекты права могут быть несравнимы [2].

На трёх этапах процедуры «международного» усыновления последовательно осуществляется специальное государственное регулирование, которое позволяет проконтролировать весь процесс его проведения:

· подготовительный этап (на нём происходит подготовка потенциального усыновителя, регистрация его в качестве кандидата в усыновители в специальной базе и подбор ребёнка для усыновления по необходимым, заранее оговоренным критериям);

· судебный этап (на этом этапе осуществляется непосредственно рассмотрение заявления об усыновлении (удочерении) конкретного ребёнка, выбранного из общей базы и вынесение положительного/отрицательного судебного решения об усыновлении);

· постсудебный этап (этот этап характеризуется документальной регистрацией усыновления, постановкой усыновлённого ребёнка на государственный учёт) [3].

Для полноты исследования необходимо также отметить следующие частые нарушения законодательства, которые наиболее часто возникают на первом этапе усыновления:

· умышленное сокрытие от потенциальных достойных кандидатов в усыновители сведений о детях, которые находятся в базе данных;

· умышленное искажение/изменение сведений о детях в базе данных для усыновления посредством несвоевременного и незаконного изменения этих данных, что влечёт за собой уголовную ответственность лица;

· получение заведомых отказов от принятия в семьи граждан путём предложения детей, к примеру, несоответствующей желаниям возрастной группы или не того пола, как было указано в заявке;

· требование как у российских, так и у иностранных потенциальных усыновителей пакета документов, не предусмотренного законодательством, а также вымогание денежных средств для благополучного для усыновителя исхода дела.

В соответствии законодательством РФ при рассмотрении судом дела об усыновлении (удочерении) обязательным и неотъемлемым пунктом считается участие в процессе принятия положительного или отрицательного решения в вопросе усыновления органов опеки, а также местного прокурора. Несмотря на то что, этот пункт считается обязательным к исполнению он переходит достаточно поверхностно и, скорее, символически. К сожалению, нередко встречается такая ситуация, когда органы опеки и попечительства и прокурор лишь формально (документально) исполняют свои обязанности.

Порядок и условия признания действительности за границей решений российских судов об усыновлении (удочерении) в первую очередь зависят от правовых положений соответствующего иностранного законодательства той страны, где проживает усыновитель.

Существуют и международные конвенции, которые могут помочь в разъяснении противоречий, возникающих между двумя государствами. Например, в РФ 7 сентября 2000 года была подписана Гаагская конвенция о защите детей, но в нашей стране она до сих пор не ратифицирована, то есть не имеет полной силы действия.

Как решение многих проблем возможно заключение Россией двусторонних договоров, посвященных усыновлению детей, то есть заключение конкретных договоров между Россией и определёнными государствами, но этот вопрос достаточно сложно осуществить, так как необходимо найти так называемую «золотую середину» в принятии двустороннего решения. Также сомнительным остаётся вопрос в справедливости такого решения. К тому же, достаточно сложно и долговременно осуществление договоров на различных условиях со всеми странами мира.

13 июля 2011 года в Вашингтоне был подписан Договор между Россией и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Его анализ прошёл в несколько этапов, и подписание потребовало преодоления некоторых политических сложностей. Данный договор позволяет упростить систему усыновления (удочерения) и позволяет усыновителям получить доступ к определённым базам наиболее скоро, нежели это было раньше. Но в противовес всему вышесказанному в данном абзаце, следует отметить, что всё более частыми становятся случаи жестокости и издевательства, а иногда даже причинения тяжёлого вреда и даже убийства российских детей в приёмных американских семьях.

Судя по статистике именно в последние 10 лет участились случаи жестокости по отношению к российским детям в иностранных семьях. По какой именно причине это происходит не могут ответить даже психологи, так как существует целый ряд определённых факторов «напряжённости» современной жизни, которые и провоцируют вспышки гнева по отношению к детям.

Одним из наиболее перспективных способов решения данной проблемной ситуации, с точки зрения российского законодательства, является установление минимально допустимого срока общения усыновителя с усыновляемым ребёнком с целью установления необходимого доверительного контакта и полной уверенности в возможности дальнейшей совместной жизни ребёнка и усыновителя. Именно по этой причине невозможно мгновенное принятие решения в усыновлении, так как при возможном дальнейшем отказе усыновителя от ребёнка, последний может получить психологическую травму и закрыться от внешнего мира [4].

Актуальные проблемы усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство Петухова Эльвира Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петухова Эльвира Александровна. Актуальные проблемы усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:04-12/1972

Содержание к диссертации

Глава 1. Развитие института усыновления (удочерения) детей в России с. 12

1. История становления и развития института усыновления (удочерения) в российском законодательстве с.12

2. Развитие межгосударственного института усыновления (удочерения) детей с.23

Глава 2. Правовое регулирование усыновления (удочерения) в современном российском законодательстве с.32

1. Правовая природа усыновления (удочерения) с.32

2. Условия усыновления детей, оставшихся без попечения родителей по семейному законодательству Российской Федерации с.З 8

3. Порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей. с.78

4. Правовые последствия усыновления детей, оставшихся без попечения родителей С.101

5. Отмена усыновления детей, оставшихся без попечения родителей. с. 112

Глава 3. Особенности законодательного регулирования процедуры и правил усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство с.130

1 . Сравнительный анализ некоторых положений российского семейного законодательства и Соединенных Штатов Америки по усыновлению с .130

2.Анализ материалов дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами в Республике Бурятия с 1999 г. по 2003 г с.153

Заключение с. 162

Список литературы с. 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Усыновление (удочерение) является одной из основных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое часто осуществляется в Российской Федерации. Вместе с тем в последние годы получает все более широкое распространение усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, имеющих российское гражданство.

Так, в 1997-1999 гг. иностранными гражданами было усыновлено 17605 детей — граждан Российской Федерации, в 2000-2001 гг. каждый четвертый усыновленный ребенок, усыновлен указанными гражданами.2

Создание нормативно-правовой основы функционирования института усыновления, а также процесс активного законотворчества в сфере усыновления иностранными гражданами детей — граждан Российской Федерации, развивающийся в России в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Принятие Семейного кодекса Российской Федерации 8 декабря 1995г. заложило основу современного правового регулирования усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с его положениями принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам усыновления. Однако анализ правоприменительной практики, действующего законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить негативные стороны правового регулирования процесса усыновления в Российской Федерации, что требует внесения изменений и дополнений в законодательные акты в целях их совершенствования.

Особого внимания заслуживают вопросы процессуального характера, связанные с установлением усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство. В связи с этим возникает необходимость изучения норм зарубежного законодательства, регулирующего институт усыновления, и проведения сравнительно-правового анализа в целях защиты прав и интересов усыновляемого ребенка — гражданина Российской Федерации.

Таким образом, теоретическая разработка проблем усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, является актуальной для науки права.

Вышеизложенное предопределило выбор темы исследования, а также круг анализируемых вопросов.

Цель исследования заключается в совершенствовании нормативно-правового регулирования усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, направленном помимо прочего на предупреждение противоправных деяний в отношении усыновляемого ребенка.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

• изучить историю формирования российского и межгосударственного законодательства об усыновлении;

• исследовать сущность природы правоотношений, возникающих при усыновлении;

• определить содержание условий усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство;

• провести анализ правовых норм о судебном порядке усыновления и его отмены, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

• выработать практические рекомендации по применению и совершенствованию норм семейного законодательства, касающихся вопросов усыновления.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются правовые отношения, возникающие в результате усыновления и вопросы, связанные с защитой прав и интересов усыновляемого ребенка.

Предметом исследования выступают нормы законодательства Российской Федерации, международные договоры, регламентирующие порядок усыновления иностранными гражданами детей — граждан Российской Федерации, а также их правоприменительная практика.

Методология и методы исследования. Настоящее диссертационное исследование базируется на диалектическом познании правовых явлений в единстве их социального содержания и юридической формы, обеспечивающем научный подход к изучению явлений и процессов общественной жизни и позволяющем рассматривать их во взаимосвязи и постоянном развитии.

В процессе работы использовались следующие методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, логический, системного анализа и правового моделирования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы правового регулирования отношений, возникающие в результате усыновления, в разное время в той или иной мере освещались в работах Б.С. Антимонова, А.Ю.Азизовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, К.А. Граве, И.В. Гессена, А.Г.Гойхбарга, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Н.М.Ершовой, В.М.Забродиной, О.С. Иоффе, Л.А. Кузьмичевой, А.И. Пергамент, В.А.Рясенцева, Б.П. Хаскельберга, Г.Ф. Шершеневича, В.П. Шахматова и других ученых. Их труды явились теоретическим фундаментом для дальнейших научных исследований вопросов усыновления и нашли логическое продолжение в более поздних работах М.В. Антокольской, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой и других.

Однако, несмотря на несомненную значимость этих исследований существует большой круг вопросов в данной области, требующих своего разрешения, что связано с изменением социально-экономического положения в стране, ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из этого требуется рассмотреть проблемы, возникающие в результате усыновления, в том числе связанные с усыновлением иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство.

Необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся мотивов усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, условий аккредитации иностранных представительств, особенности осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей за рубежом, правила постановки таких детей на учет в консульских учреждениях Российской Федерации.

Данный вид усыновления, получивший развитие в Российской Федерации в последние годы, повлек за собой увеличение количества противоправных действий против усыновленных иностранными гражданами детей — граждан Российской Федерации со стороны усыновителей. Так, в 1999 г. получил широкое освещение в прессе случай насилия над российским ребенком, усыновленным американскими гражданами. Аналогичные случаи имели место в Греции и Италии. Такие последствия явились результатом пробелов в правовом регулировании процедуры усыновления в Российской Федерации, а также нарушения правоприменения установленных законом норм усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство.

Таким образом, существующее состояние вопроса требует проведения правового анализа норм действующего законодательства

Российской Федерации в целях выявления его недостатков и разработки предложений по его совершенствованию. Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой одно из первых комплексных монографических исследований теоретических проблем правового регулирования усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— проведен сравнительно-правовой анализ применения норм российского законодательства и международных договоров, регулирующих данный вид усыновления по материалам 5-тилетней судебной практики в Республике Бурятия и материалам, представленным к оформлению усыновления детей — граждан Российской Федерации гражданами Соединенных Штатов Америки, Германии. В процессе исследования выявлены пробелы в законодательстве, регулирующем процедуру усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, а также регламентирующем защиту прав и интересов усыновленного ребенка на территории иностранного государства до его совершеннолетия;

— предложен новый подход к определению правовой природы усыновления, порядка усыновления, обеспечению тайны усыновления;

— предложен новый подход к разграничению условий усыновления с учетом норм действующего российского и иностранного законодательства об усыновлении;

— обоснован и разработан комплекс мер по совершенствованию правового регулирования усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство с учетом интересов усыновляемого ребенка, усыновителей и их родственников, общества и государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, сходные с отношениями между кровными родителями и детьми. Выделяется ряд признаков, позволяющий разграничить отношения между усыновителем и усыновленным ребенком и правоотношения между кровными родителями их детьми.

2. При усыновлении иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, необходимо соблюдать условия усыновления, предусмотренные семейным законодательством.

В целях защиты прав и интересов усыновляемого ребенка -гражданина Российской Федерации необходимо соблюдать дополнительные условия, закрепленные в законодательстве страны в зависимости от гражданства усыновителя.

3. В связи с тем, что при усыновлении иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, возникают сложности в осуществлении защиты прав усыновляемого ребенка, целесообразно установить адаптационный период для усыновителей сроком от 3 до 6 месяцев в виде совместного проживания для определения совместимости характеров и эффективности усыновления ребенка.

4. Предлагается включить в перечень обязательных документов, представляемых иностранными гражданами при подаче заявления об усыновлении нормы иностранного права государства, чьим гражданином является усыновитель, в целях защиты прав и интересов усыновляемых детей — граждан Российской Федерации.

5. Сложившаяся ситуация в сфере международного усыновления требует четкого и разумного правового регулирования и контроля. Это относится и к российскому законодательству, где необходимо привести законы в соответствие с существующими международными договорами.

В целях защиты прав и интересов усыновляемого ребенка -гражданина Российской Федерации иностранными гражданами необходимо на уровне международных соглашений ввести дополнительные гарантии. Государство обязано позаботиться об устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей внутри страны.

6. В целях совершенствования законодательства предлагается: дополнить ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации словами: «при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором указанные лица имеют постоянное место жительства, при усыновлении лицом, имеющим двойное гражданство — в соответствии с законодательствами тех государств, гражданином которых он является», изложив п. 1 ст. 165 СК РФ в следующей редакции: «Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором указанное лицо имеет постоянное место жительства; при усыновлении лицом, имеющим двойное гражданство, — в соответствии с законодательствами тех государств, гражданином которых он является) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления».

Теоретическую основу исследования составили работы в области истории государства и права, гражданского права, семейного права, гражданского процесса, международного частного права, психологии, социологии, относящиеся к проблемам диссертационного исследования -MB. Антокольской, Б.С. Антимонова, С.С. Алексеева, А.Ю. Азизовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, К.А. Граве, Н.М. Ершовой, И.В. Гессена, А.Г.Гойхбарга, В.М. Жуйкова, В.Н. Забродиной, С.А. Ивановой, Н.С. Малеина, А.И. Пергамент, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.М.Забродиной, О.С. Иоффе, О.А Кабышева, Г.С. Красницкой, И.М. Кузнецовой, Л.А. Кузьмичевой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, П.И. Седугина, Б.П. Хаскельберга, Г.Ф. Шершеневича, В.П. Шахматова и других.

Эмпирическая база. В качестве нормативной базы использовались международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Россией, Конституция РФ, действующее семейное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в исследуемой сфере, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, опубликованная судебная практика — Верховного Суда Российской Федерации, Владимирского областного суда, Омского областного суда, Верховного Суда Республики Бурятия, публикации практикующих юристов, судей по обобщению практики дел и иные документы, имеющие отношение к исследуемой теме — образцы документов, представленные иностранными усыновителями.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка определения места и роли правового регулирования усыновления российских детей иностранными гражданами в семейном законодательстве Российской Федерации, подготовлены предложения по совершенствованию правового регулирования усыновления, разработке рекомендаций по досудебному регулированию вопросов усыновления российских детей иностранными гражданами.

Данное исследование способствует развитию семейного права как науки по вопросам усыновления российских детей иностранными гражданами.

Практическое значение исследования определяется актуальностью сформулированных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования усыновления российских детей иностранными гражданами. Содержащиеся в диссертации выводы, рекомендации, научные материалы могут быть использованы в правоприменительной практике, в том числе в деятельности органов исполнительной власти, судебной практике; в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вопросов усыновления российских детей иностранными гражданами, а также в процессе преподавания курса семейного права на юридическом факультете.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского и предпринимательского права юридического факультета Академии труда и социальных отношений. Выводы, положения и результаты исследования излагались на заседаниях указанной кафедры.

Материалы исследования используются в учебном процессе при проведении курсов «Семейное право», «Актуальные проблемы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» на юридическом факультете Бурятского государственного университета, в практической деятельности органов внутренних дел Республики Бурятия.

По теме диссертации опубликованы три научные статьи.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, перечня нормативных актов, списка использованной литературы послуживших основой для формирования и обоснования положений диссертации, выносимых на защиту.

История становления и развития института усыновления (удочерения) в российском законодательстве

Говоря об институте усыновления в России, необходимо обратиться к истории его развития.

Усыновление не всегда понималось однозначно и выполняло одинаковую социальную роль в различные общественно-исторические эпохи.

На Руси усыновление как искусственное «сыновство», как прием стороннего в состав семьи, совершалось с древних времен. Усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти, которое освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья» и утверждалось епархиальным архиереем. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых находилась Русь.

Русское древнее право предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время:1

-через обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

-женитьба на вдове брата;

-фактический прием усыновляемого ребенка в дом;

-особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

В Законах Хаммурапи Царя Вавилона было установлено: «Если человек усыновит малолетнего, находящегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду» .

Законы Ману также упоминают усыновление: «Кому природа не дала сына, может усыновить себе постороннего с тем, чтобы не прекращались могильные жертвы» .

Следует отметить, что усыновление долгое время не подвергалось существенным изменениям. В Московском государстве имелось лишь одно важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей3. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX века. Отметим наиболее характерные правовые акты по усыновлению.

Так, 11 октября 1803 года был принят Указ, который давал право бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии, герба и оставлении им после смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались родными «во всех наследственных линиях и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства».

Указ от 16 ноября 1817г. предоставлял усыновителям право усыновлять нескольких лиц с присовокуплением своего имени, фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был бы обойден ближайший наследник, который по закону мог иметь преимущественное перед другим право на получение недвижимого имущественного имения.

Правовая природа усыновления (удочерения)

Законодателем закреплено, что усыновление или удочерение детей (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.1

В качестве приоритетной формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление закреплено во всех существующих правовых системах современности.2 Именно усыновление позволяет в наибольшей степени обеспечить права и интересы ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, право ребенка жить и воспитываться в семье.

Вместе с тем, законодатель не дает нам точного определения, характеризующее правовую природу усыновления, он выделяет усыновление как одну из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим нам представляется необходимым рассмотреть правовую природу усыновления, исходя из его содержания и сущности с учетом мнений ученых — юристов.

В науке семейного права остается спорным вопрос: «Какие правоотношения возникают в результате усыновления, такие же, как между кровными родителями и их детьми или только аналогичные им?»

По мнению одних авторов, в результате усыновления возникают отношения родства между усыновителем, его родственниками и усыновленным и его потомством. Акт усыновления в правовом отношении приравнивается к рождению ребенка.

В этой связи уместно отметить мнение Я.Р. Веберса о том, что родство является связью не естественного, а социального характера. По мнению автора, родство представляет собой «не только такую связь, которая вытекает из общности крови, но и такую связь между людьми, которая не имеет под собой такого факта». Я.Р. Вебере рассматривает усыновление детей как полноценное родство в социальном смысле.

Таким образом, авторы указанной точки зрения считают, что в результате усыновления усыновленный ребенок в правовом отношении становится таким же родственником, как и его родные дети, а усыновитель -родителем по отношению к усыновленному ребенку и его потомству.

Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы. Так, по мнению Л.А. Кузьмичевой, сущность порождаемых усыновлением отношений, как и отношений, основанных на кровном родстве, является одинаковой, ибо усыновление также создает отношения, в силу которых признается, что усыновленные — это дети усыновителей, а последние -родители этих детей. Данные отношения представляют собой с социальной точки зрения подлинно семейно — родственные отношения, не смотря на юридический способ их установления.3

Вместе с тем в науке семейного права существует и иная точка зрения. Так, Е.М. Ворожейкин утверждает, что родство — это только биологическая категория и никакого другого родства, в том числе юридического, «формального» не существует.

Другие авторы считают, что родство — прежде всего кровная связь лиц, которая не может быть создана законодателем. По мнению В.М. Забродиной, усыновление есть обеспеченный сохранением тайны добровольный, санкционированный государством юридический акт, в силу которого между усыновленным (и его потомством) и усыновителем (и его родственниками) возникают отношения, приравненные к родительским.

Вместе с тем, по нашему мнению, отношения между усыновителем и усыновленным ребенком, возникающие в результате усыновления, сходны с отношениями между кровными родителями и их детьми. Данной позиции придерживаются и зарубежные ученые. Например, один из болгарских цивилистов считает, что созданные посредством усыновления семейные отношения только схожи с отношениями, которые возникают в результате кровного родства. Несмотря на все усилия законодателя уровнять такие отношения, абсолютной идентичности добиться не удалось.3 Объяснение тому то, что происхождение — это биологическая связь лиц, тогда как усыновление есть искусственная правовая связь. Как отмечал А.Г. Гойхбарг, усыновление есть создание искусственных семейных отношений за отсутствием по общему правилу естественной связи.

Сравнительный анализ некоторых положений российского семейного законодательства и Соединенных Штатов Америки по усыновлению

Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Вопросы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей каждая страна решает в соответствии со своим законодательством. Но всегда и везде приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей было и остается — усыновление.

Принятие решения об усыновлении ребенка является личным желанием каждого человека. Как и когда, под влиянием чего возникает это желание, что является стимулом к принятию решения об усыновлении? Можно предположить, что большим стимулом к принятию решения об усыновлении ребенка служат примеры тех, кто уже усыновил ребенка и живет счастливо. Иногда решение об усыновлении ребенка принимается благодаря случайно попавшейся на глаза информации в газете, журнале, на телевидении.

Мотивы усыновления ребенка бывают различные. Подавляющее большинство граждан, обращающихся с просьбой об усыновлении ребенка, не имеют собственных детей. Это бездетные семейные пары, которые не мыслят семьи без ребенка. Чаще всего они уже использовали разные способы лечения бесплодия. И в итоге приходят к выводу, что усыновление ребенка остается для них единственным путем создания полноценной семьи. Действительность такова, что практически каждая семья не может быть счастлива без ребенка. Со временем одинокие граждане или бездетные пары задумываются: а для чего мы живем? Кому передать то, что накопил, что имею (интеллектуальные и материальные блага)? Кто — то раньше, а кто — то позже осознает, что смысл человеческой жизни в продолжении себя, своего рода.

Изучение мотивации кандидатов в усыновители показывает, что подавляющее большинство стремится найти в усыновлении ребенка способ удовлетворения естественной потребности — иметь ребенка, которого они лишены по разным причинам (чаще всего это неспособность иметь своего ребенка), и с его помощью создать полноценную семью. Этот мотив преобладает как у российских, так и у иностранных граждан.1

Если среди граждан Российской Федерации большинство усыновителей составляют граждане, у которых нет ни одного ребенка, то среди иностранных усыновителей, например канадцев, шведов, американцев — часто встречаются супруги, которые имеют уже одного или нескольких детей, но они считают, что полная семья должна иметь не менее трех детей. Российские граждане из-за экономических сложностей предпочитают принимать в семью только одного ребенка. Тем не менее, практика последних лет показывает, что, усыновив одного ребенка и успешно справившись с трудностями, усыновители решаются взять на воспитание ещё одного ребенка. Таким усыновителям отдается предпочтение при рассмотрении кандидатур.

Другим мотивом усыновления ребенка является желание заполнить пустоту, образовавшуюся в жизни по разным причинам: умер или погиб собственный ребенок, собственные дети выросли и живут своей жизнью, а силы и возможности для того, чтобы вырастить еще одного ребенка имеются.

По нашему мнению, к таким случаям следует подходить с осторожностью, поскольку кандидаты в усыновители с данной мотивацией спешат как можно быстрее заполнить образовавшуюся пустоту, утолить печаль и тоску с помощью ребенка — сироты. Поспешность приводит лишь к тому, что не оправившиеся после трагедии родители, приняв чужого ребенка, подсознательно сравнивают его с родным ребенком. А поскольку дети сироты имеют некоторые проблемы со здоровьем, особенно в части их психического состояния, которые не возникают у детей, воспитывавшихся в семье, идеализация прошлого и пережитого, свойственная любому человеку, негативно отражается на его отношении к приемному ребенку.

В связи с этим уместно отметить слова А.М.Нечаевой: «усыновление не может служить средством избавления от личной неустроенности взрослых, своего рода заплатой на их собственной жизни. В интересах усыновляемого приобретение не любого воспитателя и не всякой семьи, а здоровой семьи, где царит атмосфера взаимопонимания и доброжелательности».

Так, американская семья Саксон, у которых погиб талантливый девятилетний сын, усыновила трехлетнего мальчика из России. Однако отношения между усыновленным ребенком и усыновителями складывались достаточно сложно. Стремление малыша к самостоятельности и независимости воспринималось усыновителями как упрямство, дефекты произношения оценивались как недостатки интеллектуального развития. Объективно оценить усыновленного ребенка усыновителям мешало постоянное сравнение с тем, как развивался их собственный сын в таком же возрасте.