Возврат уплаченной суммы денег

Содержание:

Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 123-VI ЗРК
«О таможенном регулировании в Республике Казахстан»

Раздел 2. Таможенные платежи, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины

Глава 11. Учет исчисленных, начисленных, уплаченных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов и авансовых платежей. зачет (возврат) уплаченных сумм таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, пеней, процентов и сумм денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Статья 114. Зачет (возврат) сумм денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

1. При использовании денег в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов их перечисление в бюджет в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также возврат со счета временного размещения денег указанных денег осуществляются таможенным органом в случаях, когда:

1) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечено деньгами, внесенными в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла;

2) пени, проценты уплачены в бюджет;

3) взамен денег предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов другим способом в случае, когда такая замена производится до наступления срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) не наступил срок уплаты процентов, в случае начисления таких процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин.

2. Перечисление денег в бюджет в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов и (или) возврат со счета временного размещения денег таможенного органа на банковский счет плательщика осуществляются в порядке, определенном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, не позднее истечения срока исковой давности, установленного в статье 89 настоящего Кодекса.

При наличии у плательщика не исполненной (полностью или частично) в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, не уплаченных в срок пеней, процентов, а также задолженности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов перечисление денег в бюджет в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов и (или) возврат со счета временного размещения денег таможенного органа на банковский счет плательщика осуществляются после проведения зачета указанных сумм в счет исполнения указанных обязанности, задолженности.

3. При возврате суммы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов со счета временного размещения денег вознаграждение по нему не выплачивается, суммы не индексируются, тарифы по оказанию банковских услуг оплачиваются таможенным органом за счет переводимых средств.

4. В случае отсутствия заявления плательщика на возврат суммы обеспечения со счета временного размещения денег или перечисления такой суммы в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган перечисляет сумму обеспечения со счета временного размещения денег в бюджет в порядке, определенном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, при одновременном соблюдении следующих условий:

отсутствие у плательщика не исполненной (полностью или частично) в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, а также задолженности по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

окончание срока исковой давности, установленного в статье 89 настоящего Кодекса.

Можно ли вернуть госпошлину?

Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж который взимается при обращении в государственные органы. При этом заявитель должен требовать совершения каких-либо значимых для себя юридических действий.

Госпошлина уплачиваются перед обращением в тот или иной орган и является залогом принятия его к производству и начала рассмотрения. Деньги подлежат уплате при подаче заявления в налоговые органы, Росреестр, а также суд.

Данный платеж не взимается, если речь идет об оспаривании законности действий должностных лиц государственных органов.

Правила возврата госпошлины

Зачисление данных денег урегулировано нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Данный правовой акт содержит исчерпывающее перечисление ситуаций когда лицо может обратиться по вопросу возврата денежных средств

Их следует рассмотреть более детально:

    • Когда документ был оставлен без рассмотрения или возвращен истцу. Деньги можно вернуть, если рассмотрение дела была прекращено не по требованию заявителя. Все случаи когда иск принимается к производству и по нему выносится то или иное судебное решение, не могут стать основанием для возврата денег;
    • Когда заявитель уплатил пошлину в большем размере, чем это требовалось. Если такое обстоятельство будет установлено, орган принявший средства, обязан их вернуть;
    • Возможно частичное перечисление. Для этого необходим расчет и установление такого факта;
    • Если лицо откажется от своих намерений по обращению в государственный орган. То есть действия, за которые заплачена сумма не будут выполнены по причине добровольного отказа заявителя.

Во всех указанных ситуациях, заявление и просьба вернуть сумму должны быть адресованы в тот орган, в который деньги и были уплачены.

Заявление в налоговую на возврат госпошлины

Заявление на возврат госпошлины в налоговую должен включать несколько существенных условий. Его следует правильно оформить. Только таким образом, можно обоснованно вернуть сумму, которая была уплачена.

К числу важных пунктов, следует отнести:

  • Заявление следует подавать в орган расположенный по месту жительства заявителя;
  • Необходимо указать свои паспортные данные и сумму которая была уплачена;
  • Перечисление осуществляется на основании ст. 333.40 НК РФ. Необходимо указать ее в обращении;
  • К заявлению на перечисление следует приложить документы свидетельствующие о ее уплате.

При этом если требование связано с уплатой всей суммы, потребуется приобщить оригиналы бумаг. А если же лицо просит вернуть только часть суммы, необходимо проложить копии соответствующих документов об уплате.

Возврат излишне уплаченной госпошлины в суд

Заявление о возврате госпошлины в суд должно точно соответствовать нормам закона. Необходимо аргументировать свое требование и изложить все значимые обстоятельства.

Грамотно составленное заявления поможет вам как можно скорее вернуть все затраченные средства. Необходимо чтобы оно включало в себе нормы закона и подробно описывались причины, по которым требования должны быть удовлетворены. Необходимо понимать, что в случае составления неправильного заявления, суд вправе вам отказать.

Заявление на возврат госпошлины в Росреестр

Образец завялвения на возврат госпошлины в Росреестр, в целом, будет соответствовать обращению в судебный орган. Основным отличием является реквизиты адресата. При этом необходимо подробно отразить причину и основания для перечисления денежных средств. Как правило, это будет отказ от совершения значимых действий, за которые были уплачены деньги.

Возврат излишне уплаченной госпошлины

Нередко, при рассмотрении исковых требований, выясняется факт излишне уплаченной суммы денег. В этом случае заявитель должен дождаться судебного решения. Только после этого лицо вправе обратиться с просьбой вернуть ему данные денежные средства. При этом следует получить документ из судебной инстанции который подтвердит факт переплаты.

Документы для возврата госпошлины

Чтобы получить излишне затраченные деньги, следует подготовить ряд документов. В первую очередь, необходимо предоставить платежный документ о перечислении денег. Еще одним ключевым документом станет обращение о возвращении денежных средств.

Порядок возврата из бюджета ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств

Ошибочно уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, поступившие на определенную дату в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (имеющих статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющих такового), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств (п.п. 14.1.182 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату (п.п. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями ст. 43 НКУ на основании заявления налогоплательщика.

Законодательством не утверждена форма заявления на возврат средств из бюджета (кроме возврата сумм единого социального взноса).

Поэтому такое заявление оформляется в произвольной форме с учетом требований соответствующих нормативных документов относительно реквизитов. Так, заявление на возврат средств оформляется:

Текст заявления можно составить следующим образом.

«Прошу денежные средства в сумме ________________, ошибочно уплаченные на счет № _____________ по коду классификации доходов бюджета _________________ платежным поручением № _____ от ___________, зачесть в счет уплаты ________________ на счет № ________________ код платежа (классификации доходов бюджета) _____________».

Дополнительно отметим разъяснение в Базе знаний «ЗІР» (подкатегория 135.04), где ГФС указывает на то, что единый взнос не входит в систему налогообложения и не относится к источнику пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Поэтому законодательные основания для осуществления возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам и сборам в счет погашения долга по уплате единого взноса отсутствуют.

Иными словами, нельзя зачесть переплату по налогам и сборам в счет уплаты единого взноса.

Требования законодательства относительно возврата денежных средств из бюджета

Согласно ст. 43 НКУ ошибочно и/или излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату налогоплательщику:

  • при отсутствии налогового долга. В противном случае возврат средств осуществляется только после полного его погашения (п. 43.2 ст. 43 НКУ);
  • в течение 1 095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (п. 43.3 ст. 43 НКУ);
  • по заявлению налогоплательщика (кроме случаев возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем осуществления перерасчета по общим годовым облагаемым налогом доходам налогоплательщика), на основании которого органом ГФС готовится заключение для Казначейства, осуществляющего непосредственный возврат средств налогоплательщику (п. 43.4 ст. 43 НКУ);
  • в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления на возврат средств из бюджета (п. 43.5 ст. 43 НКУ) На это также обращает внимание главный орган ГФС в письме от 10.06.2013 г. № 4620/6/99-99-22-02-04-15;
  • из бюджета, в который такие средства были зачислены (п. 43.6 ст. 43 НКУ);
  • в соответствии с требованиями Порядка № 1146 и Порядка № 787.

Оформление заявления на возврат денежных средств

Заявление на возврат средств из бюджета оформляется в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации (п. 5 раздела I Порядка № 787):

  • причины возврата денежных средств из бюджета;
  • наименования плательщика (субъекта хозяйствования);
  • кода ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилии, имя, отчества физического лица;
  • регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеют отметку в паспорте);
  • местонахождения юридического лица (место жительства физического лица) и номера контактного телефона;
  • суммы, подлежащей возврату;
  • способа перечисления средств из бюджета (в безналичной форме с указанием реквизитов счета получателя средств или в наличной форме). При этом в заявлении можно указать доверенное лицо для получения денежных средств. В этом случае к заявлению прилагаются доверенность, удостоверенная согласно требованиям ГКУ, и копия паспорта доверенного лица.

При этом в п. 6 Порядка № 1146 уточняется, что в заявлении налогоплательщик должен указать направление перечисления средств, которые возвращаются:

  • на текущий счет плательщика налога в учреждении банка;
  • на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГФС, независимо от вида бюджета;
  • наличными денежными средствами по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
  • наличными денежными средствами со счетов банков в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
  • почтовым переводом через предприятия почтовой связи;
  • для дальнейших расчетов в качестве авансовых платежей (предоплаты) или денежного залога.

Срок подачи заявления

Подпунктом 43.3 ст. 43 НКУ установлен срок подачи заявления на возврат денежных средств из бюджета — 1 095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Этот срок может быть продлен при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 102.6 ст. 102 НКУ, в частности, если налогоплательщик находился в данный период за пределами Украины. В этом случае документальным подтверждением являются:

  • паспорт гражданина Украины для выезда за границу или другой документ, который дает право на выезд из Украины и въезд в Украину, с визами и без виз при наличии соответствующих отметок органов пограничной службы;
  • извлечение из базы данных «Сведения о лицах, которые пересекли государственную границу Украины» с сопроводительным письмом за подписью должностного лица, уполномоченного Администрацией Государственной пограничной службы Украины.

Механизм продления срока предусмотрен Порядком, утвержденным приказом Минфина от 20.10.2017 г. № 861. Для продления срока налогоплательщик подает заявление в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств, определенных этим документом, в произвольной форме со сжатым и четким обоснованием оснований для продления предельных сроков со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В заявлении указывается исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, который выдал документ). Заявление подается налогоплательщиком только вместе с документальным подтверждением. Налогоплательщик может направить заявление в орган ГФС по почте с уведомлением о вручении или подать его лично. Орган ГФС рассматривает заявление в течение 20 календарных дней и принимает по нему мотивированное решение.

Процедура возврата денежных средств из бюджета

Получив от налогоплательщика заявление о возврате денежных средств из бюджета, орган ГФС его регистрирует, после чего проверяет наличие указанной в нем суммы денежных средств как ошибочной и/или излишне зачисленной в бюджет по данным интегрированной карты налогооплательщика.

В случае подтверждения суммы орган ГФС готовит соответствующее заключение и направляет его в Казначейство (не позднее 5 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления) вместе с заявлением налогоплательщика и оригиналом/копией документа на перевод либо бумажной копией электронного расчетного документа, подтверждающей перечисление средств в бюджет (п. 5 раздела I Порядка № 787).

На основании полученного заключения Казначейство в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат налогоплательщику указанной суммы (п. 43.5 ст. 43 НКУ).

Казначейство имеет право ввернуть документы без исполнения в случаях, указанных в п. 11 раздела I Порядка № 787, в частности при:

  • превышении установленных законодательством сроков представления документов;
  • несоответствии информации, изложенной в заявлении, данным, приведенным в представлении или постановлении суда, либо данным органа Казначейства о зачислении средств в бюджет.

Дополнительно отметим, что органы Казначейства осуществляют возврат денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в местные бюджеты населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, перечень которых утвержден КМУ, по представлению органов, которые контролируют взимание поступлений из бюджета, согласованному соответственно с Донецкой и Луганской областными военно-гражданскими администрациями в соответствии с п. 24 1 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины. Эти администрации в течение двух рабочих дней согласовывают представление путем заверения подписью руководителя соответствующей областной военно-гражданской администрации, скрепленной гербовой печатью, и не позднее следующего рабочего дня после согласования возвращают его органу, который подал представление, для дальнейшей передачи органам Казначейства в соответствии с законодательством (п. 9 1 раздела I Порядка № 787, п. 8 Порядка № 1146).

В статье также освещаются следующие вопросы:

    • Особенности возврата денежных средств в системе электронного администрирования НДС
    • Особенности возврата таможенных платежей
    • Оформление заявления на возврат средств авансовых платежей (предоплаты)
    • Оформление заявления на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных, других платежей и пени
    • Особенности возврата средств при оспаривании декларантом таможенной стоимости товара
    • Особенности возврата сумм единого социального взноса
    • Особенности возврата сумм налога на доходы физических лиц и военного сбора
    • Особенности проведения зачета излишне уплаченных денежных обязательств или суммы невозмещенных налогов налогоплательщика в случае ликвидации, не связанной с банкротством
    • Особенности возврата денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных на счета Минюста за получение информации из государственных реестров

Касательно зачета или возврата излишне/ошибочно уплаченной суммы налога

ДГД по Костанайской области разъясняет, что согласно статье 599 Налогового кодекса зачет или возврат излишне/ошибочно уплаченной суммы налога, платы и пени производится по представленному налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому заявлению на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, таможенных платежей, пеней и штрафов и проводится в национальной валюте налоговым органом, в котором по лицевому счету налогоплательщика числится излишне уплаченная сумма.

В налоговом заявлении юридического, физического лица должны быть указаны следующие данные:

— наименование либо фамилия, имя, отчество заявителя;

— РНН, БИН/ИИН, адрес заявителя;

— вид налога или другого обязательного платежа, по которому образовалась излишне уплаченная сумма;

— сумма, подлежащая зачету или возврату;

— код и вид налога, платы, на который зачитывается излишне уплаченная сумма;

— в случае возврата на банковский счет — номер банковского счета налогоплательщика и наименование банка, или организации, осуществляющей отдельные виды операций, а также их реквизиты.

При возврате излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик к налоговому заявлению должен приложить подлинник или копию платежного документа об уплате налога или другого обязательного платежа.

Излишне уплаченной суммой налога, платы, пени является положительная разница между уплаченной в бюджет (с учетом зачтенных и возвращенных сумм) и исчисленной, начисленной (с учетом уменьшенной) суммами налога, платы, пени в бюджет за налоговый период с учетом расчетов по данному виду налога, платы, пени за предыдущие налоговые периоды.

Излишне уплаченная сумма налога, платы, пени не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности другого налогоплательщика.

Срок проведения зачета составляет десять рабочих дней:

— по налоговому заявлению на зачет — со дня представления такого заявления в налоговый орган;

— без заявления — со дня образования излишне уплаченной суммы в лицевом счете.

Излишне уплаченная сумма налога, платы подлежит обязательному зачету в счет погашения налоговой задолженности в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика — в счет погашения:

пени по данному виду налога, платы;

штрафа по данному виду налога, платы;

2) по налоговому заявлению на зачет — в счет погашения:

недоимки по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;

пени по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;

штрафа по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет;

предстоящих платежей по виду налога, платы, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Налоговое заявление по ошибочным суммам, заявление банка представляются в орган налоговой службы, в который произведена ошибочная уплата налога, другого обязательного платежа в бюджет.

Ошибочно уплаченной суммой налога, другого обязательного платежа в бюджет является сумма, при перечислении которой допущена любая из следующих ошибок:

1) в платежном документе:

неверно указан идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

неверно указан идентификационный номер налогового органа;

текстовое назначение платежа не соответствует коду назначения платежа и (или) коду бюджетной классификации доходов;

2) ошибочное исполнение банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежного документа налогоплательщика (налогового агента);

3) уплата произведена в налоговый орган, в котором налогоплательщик — отправитель денег не состоит на регистрационном учете;

4) налогоплательщик — отправитель денег не является плательщиком по данному виду налога или другого обязательного платежа в бюджет.

В случае подтверждения налоговым органом наличия ошибки данный налоговый орган:

1) проводит зачет ошибочно уплаченной суммы на надлежащий код бюджетной классификации и (или) в надлежащий налоговый орган;

2) производит возврат на банковский счет налогоплательщика.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в национальной валюте на банковский счет налогоплательщика (налогового агента) при отсутствии налоговой задолженности налоговым органом, в котором ведутся лицевые счета налогоплательщика по такому налогу, плате, пени.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления на возврат.

НДС и возвраты денег покупателям.

При расторжении договора или изменений его условий аванс (частичная оплата) может быть возвращен покупателю. В этом случае сумма НДС, начисленная с аванса (частичной оплаты) и уплаченная в бюджет, принимается к вычету (абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ).

Вычет производится в полном объеме после возврата аванса (частичной оплаты), но не позже чем через год (п. 4 ст. 172 НК РФ). Для этого организация-продавец должна отразить в учете все корректировки, связанные с возвратом. Затем нужно зарегистрировать счет-фактуру, выписанный на ранее полученный аванс (частичную оплату), в книге покупок с пометкой «Возврат аванса». Срок регистрации такого счета-фактуры в книге покупок также ограничен одним годом (с момента возврата аванса (частичной оплаты)). Это следует из положений пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Подтвердить право на вычет можно с помощью документов, свидетельствующих о расторжении (изменении условий) договора и возврате денежных средств покупателю (заказчику).

Иногда при изменении условий договора сумма аванса (частичной оплаты) превышает новую стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав). Например, если покупатель отказывается от части товара или приобретает товар, который облагается НДС по меньшей ставке, чем было предусмотрено первоначальным договором. Если неотработанную часть аванса (частичной оплаты) поставщик не засчитывает в оплату будущих поставок, он должен вернуть ее покупателю (ст. 487 ГК РФ). При этом к вычету можно предъявить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет с суммы превышения аванса (частичной оплаты) над новой договорной стоимостью товаров. Такой вывод следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Н.А. Комова
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (БСС Главбух)