Выплаты водителю в дтп

Виновный в аварии оплачивает ущерб

А как же купленная страховка и выплаты от страховой компании? Ведь обязательное страхование призвано защитить пострадавшего. Страховая компания выплатит ущерб, но только за добросовестного водителя.

По данным Моторного страхового бюро, 2 млн украинских водителей управляют авто без страховки: льготники и те, кто не купил полис. Понимая это, страховые компании в 2016 году ввели прямое урегулирование убытков по ОСАГО. Водитель, пострадавший в аварии, может обратиться за выплатой в свою страховую компанию. Государство тоже позаботилось о добросовестных водителях — были повышены лимиты ответственности при оформлении ДТП до 100 тыс. грн и до 50 тыс. грн. при использовании европротокола. Итак, страхование ОСАГО меняется к лучшему. А что же водители?

Некоторые водители не покупают полисы автогражданки, а нечистые на руку посредники продают клиентам недействительные полисы. Как следствие — автовладельцам, пострадавшим в ДТП, трудно получить возмещение ущерба.

Согласно статистике, 10-15% ДТП регулируются по страховкам ОСАГО, оформленным «задним числом». Порой этот номер проходит гладко, а иногда — нет.

Осенью 2016 года автомобилист из Киева, который ездил без полиса ОСАГО, попал в ДТП. Предположительно, его должны были признать виновным. Водитель, чтобы замести следы, решил приобрести полис в ближайшей точке продаж. По стечению обстоятельств, таким местом оказалась АЗС, где продаются полисы компании VUSO. Виновник аварии оформил полис на заправке, надеясь, что никто не узнает о его уловке.

После аварии водители подали документы в страховую компанию. Сотрудники ВУСО обратили внимание на то, что полис ОСАГО оформлен в день аварии. Согласно протоколу полиции, ДТП произошло в 11 часов утра, а полис ОСАГО был куплен в 12 часов дня. Стало понятно, что виновник ДТП в момент аварии не был застрахован и теперь пытается обмануть компанию. Поэтому было принято решение не выплачивать компенсацию по этому полису.

Хорошо, что второй автовладелец, которого признали пострадавшим, оказался благоразумным. Он помнил, что страхование ОСАГО — обязательно для каждого водителя, и владел действительным полисом автогражданки. Поэтому даже в таких неблагоприятных обстоятельствах благодаря своему полису ОСАГО, он вправе получить компенсацию. Для этого ему следовало обратиться в Моторное страховое бюро. Выплата была произведена, пострадавший водитель получил возмещение. В связи с тем, что виновный водитель приобрел полис после аварии, Бюро подало на него иск в суд. В результате с него взыскали сумму возмещения — 14 тыс грн.

Что будет если… в ДТП виновны обе стороны

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Ситуация, когда дорожно-транспортное происшествие вызвано неправомерными действиями обоих водителей, – не редкость. Правильно разобраться в хитросплетениях возможных вариантов страхового урегулирования таких ситуаций бывает непросто. Что же делать, чтобы получить страховое возмещение по КАСКО или ОСАГО, если в ДТП виноваты оба водителя?

Главное, что следует запомнить: если в процессе оформления ДТП вас предварительно признали виновным (окончательно решение принимает суд), обязательно проинформируйте об этом страховую компанию (СК), в которой у вас застрахована гражданская ответственность. Успеть сделать это нужно в течение 3-х рабочих дней. В противном случае, после выплаты возмещения пострадавшему лицу, СК потребует от вас возврата этих денег, так как вами не соблюдены условия договора страхования.

Что касается сроков уведомления по КАСКО, то нужно исходить из условий конкретного договора, так как в каждой СК они могут существенно отличаться.

Предлагаем рассмотреть 3 комбинации страховой защиты участников ДТП, если водители имеют различные типы страховых полисов.

1. Оба участника ДТП защищены полисом КАСКО

В этой ситуации для получения возмещения следует действовать по стандартной схеме. После оформления ДТП компетентными органами участники происшествия обмениваются данными о СК, в которых они страховали гражданскую ответственность (полис ОСАГО). Потом водители заявляют убыток в СК, где застрахованы их автомобили, чтобы получить возмещение по КАСКО.

Внимательно читайте договор КАСКО: иногда в него вписывают условия, по которым виновник ДТП возмещение не получает

Если автомобиль защищен полисом КАСКО, то вина водителя, как правило не имеет значения, следовательно, СК обязана выплатить возмещение.

Внимательно читайте договор, некоторые страховщики иногда вписывают условия, по которым виновник ДТП возмещение не получает.

В большинстве случаев после выплаты возмещения своему клиенту, страховщик обращается в СК виновника ДТП, чтобы вернуть свои деньги, выплаченные по полису КАСКО — так называемая выплата регресса страховщиком виновника ДТП. Учитывая то, что вина в происшествии обоюдная, страховщик второго участника происшествия использует такую же схему, в результате чего СК производят между собой взаимозачет долговых обязательств.

2. По КАСКО застрахован только один из виновников ДТП

Если полис не покроет стоимость ремонта автомобиля, пострадавший может потребовать возместить разницу через суд

В таком случае участник происшествия, владеющий договором КАСКО, после оформления протокола с представителями ГАИ обращается за возмещением к своему страховщику. А второй водитель, в связи с отсутствием договора КАСКО, пишет заявление в компанию, страхующую гражданскую ответственность первого участника, которая по закону обязана выплатить ему возмещение по полису ОСАГО как пострадавшему лицу.

Если полис не покроет стоимость ремонта автомобиля, пострадавший может потребовать возместить разницу через суд. Такое случается, если стоимость ремонта превышает лимит ответственности страховщика.

3. Участники ДТП защищены только полисами ГО

В данной ситуации после оформления ДТП каждый из участников столкновения имеет право обратиться в страховую компанию виновника на правах потерпевшего. Для этого водители обмениваются данными о СК друг друга, так как, согласно процедуре выплаты ущерба по страховому полису ОСАГО, возмещение пострадавшему выплачивает именно СК виновника ДТП.

В случае если стоимость ремонта полностью не покрывается страховкой, пострадавший также может вернуть разницу через суд.

Любая страховая компания обязана выплатить возмещение по ГО в рамках установленного лимита.

В течение 3-х рабочих дней виновник ДТП обязательно должен письменно уведомить СК, в которой застрахована его гражданская ответственность. Иначе страховщик регрессом потребует компенсацию выплаты из-за несоблюдения условий договора страхования с виновника ДТП.

В случае с КАСКО, виновность водителя, как правило, не имеет значения (читайте договор), следовательно, согласно договору, страховая компания должна выплатить возмещение и в этом случае. Следует отметить, что в последнее время на рынке встречаются договора КАСКО, не предусматривающие выплату, если страхователь является виновником ДТП.

Таким образом, при обоюдной вине двоих водителей, защищенных полисами КАСКО, они в полном объеме получают возмещение от страховых компаний на ремонт своих авто, если это не превышает лимит, о котором мы писали выше.

Если стоимость ремонта поврежденного автомобиля выше лимита ответственности страховщика, то разницу пострадавшему по закону должен выплатить виновник ДТП.

Все остальные нюансы (взаимозачеты СК, регрессные иски и т.п.) — дело страховых компаний, которые не должны мешать страхователю получить законное возмещение.

Константин Узунов, специалист отдела возмещений BritMark

Отныне застрахованным водителям придется возмещать ущерб потерпевшим в ДТП из своего кармана?

Верховный суд Украины вынес знаковое решение, обязав виновника ДТП возместить ущерб потерпевшему участнику происшествия, несмотря на то, что оба застрахованы по «автогражданке» и, по сути, в данном случае компенсацию должна была бы выплатить страховая компания. В связи с этим решением, являющимся руководством к действию для всех нижестоящих судов, у автомобилистов возник вопрос: какой смысл в страховании ответственности водителя, если все равно он, а не страховая компания, будет выплачивать компенсацию? За разъяснениями мы обратились к известному украинскому адвокату, специализирующемуся на автомобильных делах, Вадиму Володарскому.

— Вадим Леонидович, объясните, пожалуйста, как мог Верховный суд Украины обязать виновника ДТП компенсировать ущерб из своего кармана, если его гражданская ответственность застрахована? Чем мотивировали подобное решение?

— Произошло следующее. Верховный суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда при рассмотрении дела № 344/10 730/15-ц признал безосновательными доводы ответчика о том, что нести ответственность за ущерб должен страховщик, которому он платит страховые взносы, и что истец является ненадлежащим, поскольку он не владелец поврежденного автомобиля.

По этому делу Верховный суд постановил, что потерпевший может предъявить требование о возмещении вреда непосредственно к виновному лицу, даже если его гражданско-правовая ответственность застрахована. Суд, дескать, не вправе отказать в таком иске.

Таким решением новый состав Верховного суда Украины подтвердил правовую позицию предыдущего состава, который также выносил подобные решения, в частности при рассмотрении дел № 6−954цс16, № 6−2808цс15. Напомню, что суть позиции также заключалась в том, что потерпевший в ДТП может требовать возмещения ущерба не у страховой компании, а непосредственно у причинителя вреда, несмотря на то, что ответственность последнего застрахована.

— Получается, что после подобного прецедента наличие «автогражданки» не защищает водителя от материальных рисков в случае возникновения ДТП, а сам полис нужен лишь для того, чтобы полиция не могла выписать штраф за его отсутствие. Чем в будущем грозит такое решение Верховного суда Украины?

— Вы правы. Подобное решение Верховного суда дает основания судам низших инстанций при рассмотрении подобных дел выносить аналогичные решения. Таким образом, рушится весь институт обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Ведь теперь, по сути, водителям нет смысла тратить деньги на оформление полиса «автогражданки», так как она не страхует их риски в части компенсации ущерба, нанесенного третьим лицам в результате ДТП. То есть виновникам происшествия придется лишь уповать на настроение пострадавшего, чтобы тот не потребовал во время суда взыскивать деньги за поврежденное транспортное средство у него лично. А это уже чревато негативными коррупционными проявлениями — виновники аварий должны будут как-то мотивировать пострадавших, чтобы компенсацию выплачивала именно страховая компания.

Хочу обратить внимание на то, что Верховный суд этим своим решением проигнорировал прямую норму закона — статью 1194 Гражданского кодекса Украины, которая четко оговаривает особенности возмещения вреда лицом, чья гражданская ответственность была застрахована. В частности, в статье задекларировано следующее: «Лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты (страхового возмещения) для полного возмещения причиненного им вреда обязано уплатить потерпевшему разницу между фактическим размером вреда и страховой выплатой (страховым возмещением)». То есть изначально компенсировать ущерб по «автогражданке» должна страховая компания. Напомню, что на сегодняшний день выплата по материальному ущербу составляет 100 тысяч гривен, а по нанесению вреда жизни и здоровью — 200 тысяч гривен. Если же реальный размер нанесенного вреда выше, то, в соответствии с упомянутой статьей 1194 Гражданского кодекса, виновник ДТП обязан компенсировать разницу уже из своего кармана. Но он ни в коем случае не обязан оплачивать самостоятельно весь ущерб.

— Что посоветуете водителям, которые попали в подобную неприятную ситуацию: имея на руках полис «автогражданки», по решению суда вынуждены платить «по полной программе»?

— Я считаю, что в данной ситуации им остается один выход: подавать иск в Европейский суд по правам человека, так как только он вправе опротестовать подобное противозаконное решение Верховного суда Украины. Добиться справедливого решения будет нелегко, но на сегодняшний день лишь таким образом можно отстоять свои законные права.

Страховые выплаты пострадавшим в ДТП водителям в этом году выросли на 400-800 грн.

По итогам трех кварталов 2010 года размер средней выплаты вырос на 400 грн., по итогам года ожидается рост на 800 грн.

По данным журнала Insurance TOP, средняя выплата по полисам «автогражданки» за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го увеличилась на 400 грн. и достигла 7,65 тыс. грн. «Эта тенденция сохранится. И по итогам 2010 года средняя выплата увеличится до 8-8,5 тыс. грн.», – утверждает заместитель председателя Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

Выплаты растут быстрее премий

Специалисты Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) отмечают рост премий на рынке ОСАГО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23-24%, при этом выплаты выросли, по их подсчетам, гораздо быстрее – на 35-37%.

Всего сборы премий по «автогражданке» за 9 месяцев составили 1,14 млрд. грн., выплаты выросли на 35% – до 0,54 млрд. грн. «Ожидается, что по итогам 2010 года доля застрахованного транспорта составит около 85-90%, а объем платежей превысит 1,7 млрд. грн.», – прогнозирует Залетов.

Топ-10 без изменений

Список десяти крупнейших игроков рынка «автогражданки» по итогам третьего квартала (по сравнению со вторым) не изменился. Его возглавляет НАСК «Оранта», которая за январь-сентябрь этого года собрала 182,5 млн. грн. премий и выплатила 77,3млн. грн.

При этом эксперты отмечают, что практически у всех компаний топ-10 (кроме УПСК) снизилась доля этого вида страхования в портфеле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «ТОП-10 на несколько процентов потеряли долю рынка, которая перераспределилась между теми страховщиками, которые считаются «середняками», – отмечает Залетов.

По его мнению, потеря доли крупными страховщиками, скорее всего, связана с тем, что некоторые из них во время кризиса и даже после него затягивали с выплатами. «Пока что анализа происходящего нет, но уже видно, что происходит перераспределение доли рынка, что приводит к ужесточению борьбы между продавцами ОСАГО», – констатирует эксперт.

Требования к страховщикам вырастут

Слова Залетова подтверждает и президент МТСБУ. «В связи с тем, что этот рынок бурно растет, за его долю готовы бороться не только нынешние члены Бюро, но и новые компании. Не исключено, что среди тех, кто готов вступить в борьбу за свой кусочек рынка могут быть и весьма сомнительные страховщики», – говорит президент МТСБУ Владимир Романишин.

Чтобы избежать недобросовестной конкуренции и сомнительных игроков, по его словам, Бюро намерено до конца года определить и утвердить новые, более жесткие, требования к участникам рынка «автогражданки».

Лидеры рынка «автогражданки» по результатам 9 месяцев 2010 года

При ДТП в такси водитель может выплатить моральный ущерб пассажиру – юристы

Ущерб за причиненный вред пассажиру в случае ДТП должен возмещать подитель такси

В Украине почти все таксисты ездят без лицензий и не могут гарантировать своим пассажирам безопасность. Именно поэтому, в случае ДТП, получить компенсацию за причиненный ущерб бывает очень сложно. Юристы рассказали сайту «Сегодня», что наказать виновных все же можно, а если постараться, водитель такси, из-за которого произошло ДТП может выплатить и моральный ущерб

Так, в соответствии с частью 2 статьи 1188 Гражданского кодекса Украины, в случае причинения вреда вследствие взаимодействия источников повышенной опасности другим лицам, лица, которые совместно нанесли ущерб, обязаны его возместить, независимо от их вины. Это значит, что именно водитель транспортного средства и должен возмещать весь ущерб .

«Если говорить о моральном ущербе, то статьей 1167 Гражданского кодекса Украины предусмотрены отдельные основания возмещения морального вреда, которые позволяют осуществлять такое возмещение независимо от вины лица, которое его нанесло, среди которых – и случай возмещения морального вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья в результате действия источника повышенной опасности. Пассажиру, которому причинен вред в результате ДТП, необходимо подавать иск к обоим водителям, которые являются участниками ДТП», – советует Артем Шевцов, юрист ЮК «Де-Юре».

Несмотря на то, что рынок такси у нас не регулируется и не контролируется, в случае ДТП пассажир все же может получить компенсацию за физическую и моральную травму. Да, сделать это не так-то просто, но все же вполне возможно.

Более подробно о том, как пассажиру защитить свои права и обезопасить поездку, читайте в материале сайта «Сегодня»: ДТП с такси: как пассажиру защитить свои права и наказать виновных