Закон на право собственности земли

Рада приняла закон о коллективной собственности на землю

За принятие соответствующего проекта закона №6049-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о решении вопроса о коллективной собственности на землю, совершенствовании правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращении рейдерства и стимулировании орошения в Украине» во втором чтении и в целом с технико-юридическими правками проголосовали 236 народных депутатов при минимально необходимом количестве 226 голосов, сообщает корреспондент Укринформа.

«Благодаря данному закону мы, наконец, урегулируем вопрос коллективной собственности. У нас такой земли — где-то 1,5 млн гектара — и она практически никому не принадлежит, и поэтому ее никто официально не использует. А местные бюджеты теряют огромные средства. В данном законе определены четкие механизмы перехода этой земли в коммунальную собственность. Также законом вводится механизм наведения порядка в пределах одного поля: будут сбалансированы все права и небольшого владельца земельного участка, и арендатора», — объяснил председатель подкомитета Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Олег Кулинич.

Так, законом определены правила использования массива земель сельскохозяйственного назначения. Согласно им землепользователю, который использует значительную часть земель массива, дается право на получение в аренду земель под полевыми дорогами (с установлением обязанности установления земельных сервитутов для доступа к другим земельным участкам массива).

Арендаторам земельных участков, расположенных в массиве, при этом дано право предоставлять их в субаренду арендатору другого земельного участка в том же массиве, без согласования с арендодателем, оставаясь ответственным за выполнение договора аренды.

Землепользователю, который использует 75% общей площади массива, законом дается право на получение в аренду (субаренду) других земель массива с предоставлением их владельцам (арендаторам) других равноценных земельных участков в том же массиве.

В соответствии с законом, закрепляется правило, по которому условия договоров субаренды, которые заключаются при обмене правами пользования земельными участками, должны быть не хуже, чем условия договоров аренды. В то же время установлена обязательность обновления нормативной денежной оценки земли при проведении инвентаризации массива земель с/х назначения с передачей полномочий на ее утверждение сельским, поселковым, городским советам.

Законом также проведено четкое разграничение правового статуса земель под полевыми дорогами, внутри массива земель сельскохозяйственного назначения и полевыми дорогами, которые ограничивают сами массивы. При этом установлено, что могут быть переданы в аренду тем, кто использует земельные участки массива, исключительно те полевые дороги, которые находятся внутри массива, полевые дороги, которые ограничивают его, остаются землями общего пользования.

Исключена возможность изменения площади земельных участков при проведении инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, установлен на законодательном уровне правовой статус земельных участков под полезащитными лесными полосами как земель сельскохозяйственного назначения. При этом предусмотрена возможность передачи земельных участков под ними в пользование физическим и юридическим лицам при условии сохранения, возобновления и содержания насаждений.

Данный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

В «Голосе Украины» опубликовали закон о коллективной собственности на землю

Документ вступит в силу с 1 января 2019 года

Закон № 2498-VIII о коллективной собственности на землю опубликовали в официальном парламентском издании «Голос Украины». Он вступит в силу 1 января 2019 года.

Документ предусматривает, что с начала 2019 года земли прекращенных коллективных с/х предприятий (кроме тех, которые в то время будут находиться в частной собственности) считаются собственностью теробщин, на территории которых расположены. На основании этого закона можно зарегистрировать право коммунальной собственности на такие земли.

Кроме того, если до 1 января 2025 года владелец неистребованного пая или его наследник не оформил право собственности, то считается, что он отказался от получения земельного участка. Но если наследник не смог оформить документы по уважительным причинам, суд может дать дополнительное время на это.

Если этого не произошло, пай передается в коммунальную собственность теробщины как бесхозный. В течение семи лет его нельзя будет передавать в частную собственность.

В случае если владельцы паев после распределения земель, подлежащих паеванию, до начала 2019 года не приняли решение о распределении других земель, которые остались в коллективной собственности коллективного с/х предприятия, кооператива, не прекращенного как юрлицо акционерного общества, то распределение таких земель проводят с согласия большинства в соответствии с законом. Организовать распределение таких земель должен сельский, поселковый или городской совет. Завершить процесс нужно до начала 2025 года.

В Земельном кодексе предусмотрели, что земельные участки сельхозназначения можно использовать для товарного с/х производства без изменения целевого назначения земель.

Кроме того, владельцы земельных участков могут обмениваться ими. Основное условие — стоимость земель должна быть примерно равной с допустимой разницей до 10%.

Обмениваться можно даже арендованными участками, и не всегда требуется согласие собственника. Так, собственники и арендаторы земель в пределах массива могут заключить договоры на аренду или субаренду с сохранением соответствующих сроков. При этом арендатор остается ответственным за выполнение договора аренды. Собственнику земель надо сообщить о таком решении.

Право собственности на землю

В соответствии со ст. 78 ЗКУ право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, под которыми понимается часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения и определенными относительно него правами. При этом право собственности на земельный участок распространяется:

  • в установленных границах участка — на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц;
  • на пространство, находящееся над и под поверхностью земельного участка на высоте и глубине, необходимых для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Основными нормативными документами, на основании и в соответствии с которыми возникает право собственности на земельные участки, являются:

При этом необходимо учитывать, что на сегодняшний день функции по реализации государственной политики в сфере топографо-геодезической и картографической деятельности и земельных отношений, а также в сфере Государственного земельного кадастра возложены на Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (см. постановление КМУ от 14.01.2015 г. № 15 и постановление КМУ от 14.01.2015 г. № 5).

Также отметим, что в соответствии с п. 13.2 ст. 13 Закона Украины от 12.08.2014 г. № 1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» в течение срока временной оккупации любые правовые сделки с землями, которые расположены (находятся) в пределах временно оккупированной территории Украины, осуществляются по правилам, установленным ЗКУ и другим законодательством Украины относительно отчуждения (продажи, аренды) земли на территории Украины.

В ЗКУ особых норм относительно крымской земли не предусмотрено, то есть в данном случае руководствоваться следует общими нормами этого кодекса. Однако, исходя из реалий сегодняшнего дня, воспользоваться этими нормами не представляется возможным.

Субъекты права собственности на землю

Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности, а согласно ст. 80 ЗКУ субъектами права собственности на землю являются:

  • граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
  • территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
  • государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Кроме этого, в соответствии со ст. 86 ЗКУ земельный участок может находиться у граждан и юридических лиц в общей долевой собственности с определением доли каждого из владельцев, а у граждан — также в общей совместной собственности без определения долей владельцев. Субъектами права общей собственности на земельный участок могут быть граждане и юридические лица, а также государство и территориальные громады.

Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется при согласии всех собственников в соответствии с договором, а если согласие не достигнуто, то в судебном порядке; земельным участком, находящимся в общей совместной собственности, — по договору или закону.

Следует отметить, что не каждый земельный участок может быть передан или находиться в собственности граждан и юридических лиц, в частности, п. 4 ст. 83 и п. 4 ст. 84 ЗКУ установлены перечни земель коммунальной и государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность.

Также отметим, что в письме от 21.04.2008 г. № 14-17-11/4017 Госкомзема разъясняется, что ч. 3 ст. 22 ЗКУ и Закон Украины от 15.05.2003 г. № 742-IV «О личном крестьянском хозяйстве» не предусматривают возможность передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения юридическим лицам в собственность или аренду для ведения личного крестьянского хозяйства и определяют субъектом права на земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства только граждан. Несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут приобретать в собственность или аренду земли сельскохозяйственного назначения для ведения подсобного сельского хозяйства.

Кроме этого, согласно п. 13 — 15 Переходных положений ЗКУ право собственности граждан и юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения временно ограничено, а именно:

  • до 1 января 2015 года граждане и юридические лица могли приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения только в том случае, если общая площадь данных земель составляет не более 100 гектаров, которая может быть увеличена только в случае наследования земельных участков по закону. Поскольку срок действия этого ограничения закончился, то с указанной даты граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения независимо от площади таких земель;
  • до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2018 года, не допускаются: ul>
  • внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ;
  • купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
  • купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кромепередачи их в наследство, обмена земельного участка на иной земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о распределении продукции для осуществления деятельности по таким соглашениям.

Сделки (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение указанных земельных участков и земельных долей (паев), в части их купли-продажи и иным способом отчуждения, а также в части передачи прав на их отчуждение в будущем, являются недействительными с момента их заключения (удостоверения). При этом отметим, что Госземагентство в письмах от 22.08.2013 г. № 15203/17/4-13 и от 03.10.2013 г. № 22-28-0.17-17263/2-13 высказал свое мнение в отношении того, что физическое или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок в пользу государства или территориальной громады, несмотря на ограничение, установленное п.п. б п. 15 Переходных положений ЗКУ, поскольку исходя из содержания ст. 140 ЗКУ действующее законодательство разграничивает понятия «добровольный отказ собственника от права на земельный участок» и «отчуждение земельного участка по решению собственника» как основания для прекращения права на земельный участок.

Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут быть субъектами права собственности на землю, однако с учетом ограничений, установленных ст. 81 и 82 ЗКУ, в частности, указанные лица могут иметь в собственности земельные участки только несельскохозяйственного назначения. Если же лицо без гражданства, иностранный гражданин и иностранное юридическое лицо получили в наследство земли сельскохозяйственного назначения, то эти земельные участки должны быть отчуждены ими в течение одного года (ч. 4 ст. 81 ЗКУ). В письме от 10.09.2009 г. № 12991/17/12-09 Госкомзем разъясняет, что поскольку норма ч. 4 ст. 81 ЗКУ является императивной (обязательной), то с целью избежания нарушения права собственности на землю, иностранные граждане, которые приобрели в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения путем получения их в наследство, имеют право на отчуждение таких участков. При этом действие п. 15 Переходных положений ЗКУ на такие правоотношения не распространяется (см. также письма Минагрополитики от 16.06.2009 г. № 37-17-1-16/9995 и Минюста от 09.06.2009 г. № С-14667-23).

Также в письме Госкомзема от 21.04.2008 г. № 14-17-11/4014 разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 129 ЗКУ продажа земельных участков, находящихся в собственности государства и территориальных громад, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Следует уточнить, что, исходя из содержания ст. 129 ЗКУ, такая продажа земельного участка возможна только при условии приобретения данным представительством недвижимости.

Госкомзем в вышеуказанном письме обращает внимание на то, что наличие у иностранного юридического лица филиала в Украине не является выполнением вышеуказанных условий и в этом случае такое иностранное юридическое лицо не имеет права на приобретение права собственности на земельный участок. Это связано с тем, что статус филиала юридического лица и представительства юридического лица — нерезидента с правом осуществления хозяйственной деятельности на территории Украины различны.

Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

Что касается иностранных юридических лиц, то согласно ст. 82 ЗКУ они могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения только в случае приобретения объектов недвижимого имущества, а в пределах населенных пунктов также для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине. В своих письмах от 05.07.2011 г. № 10130/17/11-11 и от 23.08.2011 г. № 12859/17/11-11 Госземагентство разъясняет, что:

  • согласно нормам ЗКУ земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам. Поэтому банк с иностранным капиталом не может приобрести в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения при удовлетворении обеспечения требования ипотекодержателя путем приобретения права собственности на предмет ипотеки на основании договора об удовлетворении требований ипотекодержателя или соответствующего условия в ипотечном договоре, которое приравнивается к такому договору;
  • согласно ст. 82 ЗКУ иностранные юридические лица и совместные предприятия, основанные при участии иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов при приобретении объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине и за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества. При этом при приобретении права собственности на земельный участок несельскохозяйственного назначения государственной или коммунальной собственности иностранным юридическим лицам и совместным предприятиям необходимо руководствоваться ст. 129 ЗКУ.

Права и обязанности собственников земельных участков предусмотрены ст. 90 и 91 ЗКУ, в частности, собственники земельных участков имеют право продавать или иным путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство, сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Однако право на пользование земельным участком согласно ст. 111 ЗКУ может быть обременено и ограничено. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица или договором путем установления запрета на пользование и/или распоряжение, в том числе путем его отчуждения.

Законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены следующие ограничения в использовании земель:

  • условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
  • запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
  • условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
  • условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
  • условие предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

При этом обременения прав на земельные участки (кроме обременений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество в порядке, установленном Законом Украины от 01.07.2004 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — Закон № 1952).

Обременения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном Законом № 3613, и действуют с момента государственной регистрации.

Обременения в использовании земель, непосредственно установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действуют с момента вступления в силу таких нормативно-правовых актов.

Сведения об обременении в использовании земель указываются в проектах землеустройства относительно отвода земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) пределов земельного участка, кадастровых планах земельных участков, другой документации по землеустройству. Сведения о таких обременениях вносятся в Государственный земельный кадастр.

Особые условия использования земельных участков, связанные с определенным обременением прав собственников, устанавливаются также в других случаях, предусмотренных законодательством, в частности, в зонах охраны, санитарной охраны, санитарно-защитных зонах и зонах особого использования земель.

Каким образом оформить право собственности на земельный участок в порядке наследования по закону и завещанию?

Наследование земельного участка осуществляется по закону или завещанию.

Наследником по завещанию является лицо, определенное в завещании.

В случае отсутствия завещания, признания его недействительным, непринятия наследства или отказа от его принятия наследниками по завещанию, а также в случае неохвата завещанием всего наследства, осуществляется наследование по закону. Наследники по закону делятся на несколько очередей и каждая из них наследует имущество только в случае, если предыдущая очередь его унаследовала. Гражданским кодексом Украины установлены следующие очереди:

1 очередь: дети наследодателя, в том числе зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти, тот из супругов, который его пережил, и родители.

2 очередь:родные братья и сестры наследодателя, его бабушка и дед как со стороны отца, так и со стороны матери.

3 очередь:родные дядя и тетя наследодателя.

4 очередь:лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до времени открытия наследства.

5 очередь:другие родственники наследодателя до шестой степени родства включительно, причем родственники более близкой степени родства отстраняют от права наследования родственников дальней степени родства.

Важно!

Малолетние, несовершеннолетние, совершеннолетние нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные вдова (вдовец) и нетрудоспособные родители наследуют, независимо от содержания завещания, половину доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

Размер обязательной доли в наследстве может быть уменьшен судом с учетом отношений между этими наследниками и наследодателем, а также других обстоятельств, которые имеют существенное значение.

Для того, чтобы оформить право собственности на земельный участок в порядке наследования, наследнику необходимо осуществить следующие действия.

Шаг 1

Подать государственному или частному нотариусу заву о принятии наследства. Такое заявление подается лично нотариусу по месту открытия наследства.

Местом открытия наследства считается последнее место жительства умершего. Если такое место проживания неизвестно, местом открытия наследства является местонахождение недвижимого имущества или основной его части.

Внимание!

Гражданский кодекс Украины устанавливает шестимесячный срок для принятия заявления о принятии наследства. Такой срок исчисляется со дня смерти наследодателя или со дня, с которого она объявляется умершим.

На практике нередки случаи, когда наследники пропускают указанный шестимесячный срок. В таких случаях этот срок может быть восстановлен судом. В исковом заявлении необходимо указать причины пропуска срока.

Образец искового заявления можно скачать на сайте zem.ua

Шаг 2

Узнайте, внесенные сведения о земельном участке в Государственный земельный кадастр, есть налицо документы, подтверждающие право собственности умершего на земельный участок, или присвоенный земельном участке кадастровый номер.

Не лишним будет посмотреть сведения о земельном участке на публичной кадастровой карте по адресу http://www.map.land.gov.ua/kadastrova-karta.

Получить официальную информацию можно пу тем обращения в соответствующий территориальный орган Держгеокадастру Украины.

Часто случается, что государственный акт на имя умершего выдан, но кадастровый номер земельному участку не присвоен. К сожалению, случается и такое, что кадастровый номер есть в наличии, но сведения о земельном участке в электронной системе Государственного земельного кадастра отсутствуют. Если все в порядке, действия, предусмотренные Шаг 3-7 этой схемы, следует пропустить. Если же нет, необходимо:

Шаг 3

Заказать в землеустроительной организации изготовление технической документации по восстановлению границ земельного участка в натуре (на местности).

Чтобы найти такую организацию можно: обратиться к соседям или знакомым, которые уже оформили документы на землю, и спросить их, какая организация это делала; обратиться в местный совет — как правило, на территории сельского или городского совета работают несколько землеустроительных организаций; обратиться в районный (городской) отдел (управление) Госгеокадастра Украины и узнать, какие организации работают на территории Вашего района или населенного пункта; осуществить поиск в сети Интернет.

Обращаем внимание! Исполнителем работ в выбранной Вами землеустроительной организации может быть только лицо, имеющее сертификат инженера-землеустроителя. Перечень таких лиц размещен на официальном сайте Держгеокадастру по адресу: www.land.gov.ua («Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей» подразделения «Сертификация» раздела «Направления деятельности»). Без наличия такого сертификата у исполнителя работ техническая документация будет считаться недействительной и государственной регистрации земельного участка осуществлено не будет.

Важно знать!

Составление технической документации по землеустройству предусматривает, что инженер-землеустроитель должен определить точные границы земельного участка, их геодезические координаты и составить кадастровый план земельного участка. При необходимости, землеустроитель восстановит пограничные знаки. Это необходимо для того, чтобы внести сведения о Вашей земельный участок в Государственный земельный кадастр. В дальнейшем это позволит государственным органам, при необходимости, восстанавливать границы Вашего участка и лучше защитить Ваше право на землю. Техническая документация будет выполнена в бумажной форме и в форме электронного файла.

Шаг 4

Договоритесь с землеустроительной организацией о стоимости, сроки выполнения работ и уложите соответствующий договор. Будьте внимательны при заключении договора! Обязательно прочтите проект договора, а если какие-то из его условий Вам непонятны — обратитесь к юристам (или родственников, соседей, знакомых). Примерный договор Вы сможете найти на Земельном портале Украины zem.ua

Обратите внимание на то, чтобы в договоре были указаны конкретные сроки выполнения работ! Срок выполнения работ в соответствии с законодательством не может превышать 6 месяцев.

Шаг 5

Землеустроительная организация должна выполнить геодезические работы и разработать техническую документацию по землеустройству относительно установления границ земельного участка в сроки, установленные договором. Границы земельного участка, при необходимости, должны быть закреплены межевыми знаками установленного образца. Техническая документация должна быть составлена в бумажной форме и в форме электронного документа.

Внимание!

Требуйте от землеустроительной организации предоставления Вам экземпляра изготовленной землеустроительной документации в бумажной форме. В случае возникновения спора о границах земельного участка в суде, она будет служить доказательством.

Важно знать!

Земельный кодекс Украины устанавливает обязательность согласования границ земельного участка с собственниками и пользователями смежных участков при проведении кадастровых съемок. Однако это не означает, что сосед может безосновательно отказать в таком согласовании, требуя переноса границы в свою пользу. Все свои требования он аргументировать и подтвердить документально. Доказательствами нахождения границы земельного участка в определенном месте могут служить государственный акт на право собственности на земельный участок соседа, материалы инвентаризации земель, данные БТИ и тому подобное. А не подкреплены доказательствами отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Шаг 6

Вам следует инициировать процедуру государственной регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре и в результате — получить Извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке. Для этого следует обратиться в территориальный орган Держгеокадастру в районе (городе). Пошаговые схемы государственной регистрации земельного участка и образцы необходимых документов можно найти на сайте zem.ua

Шаг 7

По истечении 6 месячного срока со дня смерти наследодателя, Вам необходимо обратиться к нотариусу, которому было подано заявление о принятии наследства. Нотариус обязан зарегистрировать Ваше право собственности в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. С этого момента Вы являетесь полноправным владельцем унаследованной земельного участка.

Обратите внимание!

Оформить право собственности на земельный участок в порядке наследования возможно только в случае, если право собственности на нее было оформлено наследодателем должным образом, то есть, — есть документ, подтверждающий указанное право собственности.

Часто случается, что решение о приватизации земельного участка принято, но наследодатель оформить соответствующий государственный акт или свидетельство о праве собственности не успел. В таком случае наследнику необходимо обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. Образец искового заявления можно скачать на сайте zem.ua

Важно!

Часто бывает так, что земельный участок наследуют одновременно несколько человек. В таком случае указанный земельный участок наследуется в общую собственность. В будущем земельный участок может быть поделена между ними по соответствующим гражданско-правовым договором (пошаговую схему с раздела земельного участка частной собственности и образцы необходимых документов можно скачать на сайте zem.ua). Но необходимо отметить, что разделение унаследованной земельного участка между наследниками можно осуществлять только после оформления наследства и государственной регистрации права общей собственности наследников на земельный участок.

Кроме того, в выдаче свидетельства о праве на наследство, наследники могут договориться, что унаследованная земельный участок имеет в полном объеме принадлежать одному из них. Для этого другие наследники могут отказаться от наследства в его пользу. Но законодательством установлены следующие требования об отказе от наследства:

˗ наследник по завещанию вправе отказаться от принятия наследства в пользу другого наследника по завещанию,

˗ наследник по закону имеет право отказаться от принятия наследства в пользу кого — либо с наследников за законом независимо от очереди,

˗ имеет право отказаться от доли в наследстве наследника, который отказался от наследства в его пользу.

Порошенко подписал закон о коллективной собственности на землю

Документ вступит в силу на следующий день после официальной публикации

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон № 6049-д о коллективной собственности на землю. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

Документ определяет особенности использования земельных участков, расположенных в массиве земель с/х назначения, а также полезащитных лесных полос, которые ограничивают такой массив.

Так, предполагается право собственников, пользователей земельных участков с/х назначения, предназначенных для ведения личного сельского хозяйства, фермерского хозяйства, расположенных в массиве земель сельхозназначения, использовать их также для ведения товарного сельскохозяйственного производства без изменения целевого назначения таких участков.

Кроме того, собственникам земельных участков всех форм собственности законодательно разрешили обмениваться такими земельными участками.

Документ определяет особенности распоряжения землями, которые остались в коллективной собственности после распределения земельных участков между владельцами земельных долей (паев). В частности, земли коллективных с/х предприятий, которые прекращены, признаются собственностью терробщин (кроме земельных участков, находящихся в частной собственности).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку «сообщить об ошибке», чтобы сообщить об этом редакции