Закон о защите прав потребителей статья 3

Статья 3 ЗоЗПП РФ. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Последняя редакция Ст. 3 Закона о ЗПП

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Комментарий к Статье 3 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Часто приходится слышать о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это совершенно правильная позиция, так как нарушение норм законодательство не должно оправдываться отсутствием соответствующих знаний у нарушителя. Именно поэтому донесение знаний о работе и принципах определенных нормативно-правовых актов является принципиально важной задачей государства.

Сфера регулирования

Статья 3 ЗоЗПП РФ определяет и фиксирует одно из прав, которым наделяются потребители. В ней речь идет не о тех правомочиях покупателя товара или получателя услуги, которые обычно отстаиваются в повседневной жизни. Однако она имеет существенную значимость и играет определяющую роль в информационном обеспечении граждан. В итоге, ст. 3 ЗоЗПП устанавливает законодательную основу для обеспечения информацией каждого потребителя о его правах.

Содержание

Статья 3 ЗоЗПП состоит из 1 пункта и определяет правила обеспечения всех потребителей знаниями об их правах. Нормами данной статьи определяется, что государство всячески заинтересовано в повышении юридической грамотности населения в области защиты прав потребителей. Это реализуется путем включения в соответствующие государственные образовательные стандарты требований по освещению вопроса защиты потребительских прав.

Кроме того, государство всячески приветствует организацию системы предоставления доступа к информации о действия приобретателей в спорных ситуациях.

Применение

Статья 3 Закона «О защите прав потребителей» направлена на неопределенный круг аудитории. Она предусматривает фиксацию основного права гражданина – на получение информации и просвещение. Решение этого вопроса крайне актуально, так как, зачастую при осуществлении покупки или получении оказанной услуги лицо не знает своих прав и правил поведения. Именно поэтому Законом РФ «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами знания о правах потребителей причисляется к публичным и необходимым для каждого гражданина независимо от того, является ли он потребителем.

В итоге, статья 3 ЗоЗПП играет большую роль в обеспечении населения правовыми знаниями. Она определяет правомочие гражданина на получение соответствующих знаний и обязанность государства их предоставить посредством разработки соответствующих образовательных стандартов.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Комментарий к Ст. 3 ЗоЗПП РФ

Норма комментируемой статьи носит декларативный характер и в большей степени относится к области государственного планирования в области образования. Дополнительных прав потребителю данная норма практически не предоставляет, она также не регулирует порядок реализации прав, предоставляемых потребителю другими нормами Закона.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Консультации юриста по ст. 3 Закона О защите прав потребителей

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

Основным направлением деятельности Общества защиты прав потребителей в Южном административном округе (ЮАО) является защита прав потребителей, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах) , на просвещение в области защиты прав потребителей.

Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в в г. Москва соответствии с законом «О защите прав потребителей» осуществляет следующие виды деятельности:

рассматривает жалобы граждан о нарушениях прав потребителей, консультирует их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей и предпринимает необходимые действия для защиты потребителей;
проводит по собственной инициативе, по просьбе потребителей или по определению суда независимую экспертизу, товаров и услуг, выдают потребителям экспертное заключение;
осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) , и извещают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) , принимает необходимые меры для защиты прав потребителей;
в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей) ;
организует семинары и конференции по вопросам защиты потребителей;
оказывает юридическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, применения положений Закона о защите прав потребителей и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 ЗоЗПП

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28.04.2011, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

В целях формирования высокого уровня правовой культуры населения (включая уровень осведомленности и юридической грамотности), традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, преодоления правового нигилизма в обществе в Российской Федерации были разработаны и утверждены Президентом РФ Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в п. 15 которых в качестве одного из основных направлений данной политики были определены правовое просвещение и правовое информирование граждан.

Правовое просвещение, являясь одним из направлений просветительской деятельности, заключается в распространении знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации.

Более развернутое определение правового понятия «правовое просвещение» сформулировано в Концепции правового просвещения на период до 2020 года. Под правовым просвещением понимается совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.

В соответствии с положениями Модельного закона о просветительской деятельности право на просвещение является составной частью права на образование, которое реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.

В комментируемой статье закреплено право на просвещение одной из категорий населения — потребителей товаров (работ, услуг). В государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году» отмечается, что потребители являются заведомо слабыми участниками гражданского оборота, «информированность и просвещенность российских потребителей все еще не находится на должном уровне, что часто приводит к неосознанному выбору ими тех или иных товаров и услуг, в основе которых нередко лежат случаи массового введения потребителей в заблуждение».

В целях обеспечения закрепленного в российском законодательстве права на просвещение, в том числе и в области защиты прав потребителей, государство создает условия, обеспечивающие:

— развитие правовой грамотности и правосознания граждан;

— осведомленность граждан о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке;

— доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

В комментируемой статье определено два возможных способа обеспечения права потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей:

— включение соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

— организация системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания, является одним из факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа мышления. Поэтому неслучайно одним из итоговых решений заседания президиума Государственного совета РФ об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей от 16.01.2012 стало решение о необходимости практической реализации комментируемой статьи, предполагающее разработку мер по обеспечению права граждан на просвещение в области защиты прав потребителей, в том числе посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы.

В качестве примера реализации предусмотренной меры укажем на положение ФГОС среднего (полного) общего образования, предусматривающего изучение практических аспектов участия граждан в потребительских отношениях в рамках учебного предмета «Экономика» предметной области «Общественные науки» на базовом уровне. Так, предметные результаты освоения базового курса экономики должны отражать умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного использования основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика и пр.) (см.: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).

Существующие образовательные стандарты опосредованно затрагивают вопросы защиты прав потребителей в образовательной программе по иным предметам (в частности, «Право» (базовый уровень), «Право» (углубленный уровень)) и в целом способны обеспечить изучение основ потребительских знаний и реализацию права обучающихся на просвещение в области защиты прав потребителей.

Информирование потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите нарушенных прав осуществляется посредством обеспечения доступности правовой информации, в том числе размещаемой на информационно-правовых ресурсах и в информационно-правовых системах. При этом, как отмечается в государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году», последнее особо актуально в тех секторах потребительского рынка, где зачастую идет тотальная эксплуатация неграмотности граждан (жилищное строительство и предоставление жилищно-коммунальных услуг, потребительское кредитование граждан, туризм, предоставление платных медицинских услуг и др.).

Особое место в просветительской деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов занимают такие формы, направленные на реализацию права потребителей на просвещение и обеспечение доступа потребителей к квалифицированной юридической помощи, как общественные приемные, «горячие линии», тематическое консультирование производителей, продавцов и потребителей отдельных категорий товаров по вопросам их безопасности, тематическое консультирование потребителей различных видов услуг по вопросам обеспечения защиты их прав с привлечением специалистов-экспертов.

В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 06.04.2009 N 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» было поручено создать и обеспечить функционирование консультационных центров для потребителей.

По состоянию на 1 января 2013 года система информирования и консультирования потребителей Роспотребнадзора России включала в себя 84 консультационных центра и 586 консультационных пунктов для потребителей. В 2010 году специалистами Роспотребнадзора и ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» потребителям было дано 131400 консультаций, в 2011 году — 243200, 2012 году — 278300. При этом в большинстве случаев за консультациями обращаются покупатели товаров, приобретенных дистанционным способом, покупатели технически сложных товаров и мобильных телефонов, потребители услуг ЖКХ.

Последовательно растет степень востребованности консультаций по вопросам предоставления и защиты прав потребителей финансовых услуг, доля которых с 2,8% в 2010 году возросла до 3,6% в 2012 году.

Большое значение в развитии правовой грамотности и правосознания потребителей, повышении уровня их осведомленности о характере, способах, пределах осуществления и защиты своих прав имеет отмечаемый мировой общественностью Всемирный день защиты прав потребителей. Всемирный день защиты прав потребителей отмечается каждый год 15 марта и проводится под определенным девизом, определяемым Международной федерацией потребительских организаций. В 2012 году он проводился под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». 15 марта 2013 года Всемирный день защиты прав потребителей прошел под девизом «Потребительское правосудие сегодня» и способствовал повышению потребительской грамотности и информированию граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

Для повышения интереса широких слоев населения к продовольственной тематике территориальными органами Роспотребнадзора совместно с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями проводятся тематические выставки и конкурсы. Основными формами информационно-просветительской работы среди молодежи являются лекции, семинары, уроки-практикумы, деловые игры, конкурсы и викторины по основам потребительских знаний.

Права потребителей — ЗАКОНЫ РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г.)

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.