Закон о жск рсфср

Закон о жск рсфср

от 5 октября 1962 г. N 1395

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ И КООПЕРАТИВНОМ

ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РСФСР

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. N 561 «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве» Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Обязать Госплан РСФСР предусматривать в проектах планов развития народного хозяйства РСФСР на 1963 — 1965 годы задания Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому, Красноярскому, Новосибирскому и Свердловскому горисполкомам по строительству в городах и поселках городского типа жилых домов жилищно-строительных кооперативов в объеме, установленном для РСФСР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. N 561 .

Разрешить Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому, Красноярскому, Новосибирскому и Свердловскому горисполкомам устанавливать дополнительные объемы строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов в пределах выделенного им кредита на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство и при наличии необходимых мощностей строительных организаций и предприятий строительной индустрии, а также материалов и оборудования.

2. Обязать Госплан РСФСР и Всероссийский Совет народного хозяйства предусматривать в проектах годовых планов развития народного хозяйства РСФСР выделение для строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов материалов и оборудования по нормам и ценам, установленным для государственного жилищного строительства.

3. Обязать Госплан РСФСР, Всероссийский Совет народного хозяйства, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский, Ленинградский, Красноярский, Новосибирский и Свердловский горисполкомы, совнархозы, министерства и ведомства РСФСР включать в государственный план подрядных строительно-монтажных работ строительство жилых домов жилищно-строительных кооперативов.

Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому, Красноярскому, Новосибирскому и Свердловскому горисполкомам представлять с проектами годовых народнохозяйственных планов в Госплан РСФСР заявки на подрядные строительно-монтажные работы по строительству домов жилищно-строительных кооперативов силами подрядных строительных организаций министерств и ведомств СССР.

4. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком обеспечить отвод в установленном порядке свободных от застройки земельных участков для строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов в районах, имеющих дороги и магистральные сети водопровода, канализации и электроснабжения, а также сети газоснабжения в газифицированных городах.

Установить, что исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, предприятия, организации и учреждения могут оказывать на договорных началах силами подведомственных управлений домами помощь жилищно-строительным кооперативам в техническом обслуживании кооперативных жилых домов.

5. Утвердить прилагаемый Примерный устав жилищно-строительного кооператива.

В связи с этим считать утратившим силу Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1958 г. N 1125 (СП РСФСР, 1958, N 13, ст. 154).

6. Предоставить Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и Ленгорисполкому право решать вопрос о прекращении выдачи кредита индивидуальным застройщикам и об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах республиканского (АССР), краевого, областного и районного подчинения и поселках городского типа без изменения установленного для автономной республики, края, области и города Ленинграда общего задания по индивидуальному жилищному строительству.

7. Обязать Госплан РСФСР совместно с Всероссийским Советом народного хозяйства, Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Госстроем РСФСР в месячный срок разработать и представить в Совет Министров РСФСР на утверждение мероприятия по обеспечению индивидуального жилищного строительства необходимыми материалами за счет развития производства местных строительных материалов, а также выделяемых для РСФСР рыночных фондов.

8. Обязать Госстрой РСФСР разработать и утвердить в месячный срок инструкцию о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства.

9. Обязать Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся обеспечить:

а) разработку проектов планировки и застройки районов индивидуального жилищного строительства;

б) финансирование затрат, связанных с разработкой проектов планировки и застройки районов индивидуального жилищного строительства, за счет средств, получаемых хозрасчетными группами при главных архитекторах городов и горкомхозах за работы по отводу земельных участков и за другие услуги.

10. Поручить ЦСУ РСФСР установить по согласованию с Госпланом РСФСР, Министерством коммунального хозяйства РСФСР, Министерством финансов РСФСР и Российской республиканской конторой Стройбанка СССР ежемесячную отчетность по кооперативному жилищному строительству.

11. Поручить Министерству юстиции РСФСР совместно с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством коммунального хозяйства РСФСР, Министерством финансов РСФСР и Российской республиканской конторой Стройбанка СССР представить в Совет Министров РСФСР предложения о внесении в действующее законодательство РСФСР изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

Закон о жск рсфср

§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о жилищной кооперации

Правовое регулирование жилищной кооперации в нашем государ­стве претерпевало значительные изменения в зависимости от полити­ческой и экономической ситуации.

Вплоть до 20-х гг. ХХ в. организация и деятельность жилищных кооперативов регламентировались актами региональных органов власти. Впервые упорядочение данных отношений, связанных с жи­лищной кооперацией на уровне Союза ССР, нашло свое отражение в постановлении ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. «О жи­лищной кооперации» 1 . В этом документе, в частности, определялись следующие виды жилищных кооперативов: жилищно-арендные коо­перативные товарищества; жилищно-строительные кооперативные товарищества; общегражданские жилищно-строительные товари­щества.

Однако такое многообразие в жилищной кооперации просущест­вовало недолго. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 ок­тября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жи­лищного хозяйства в городах» 2 часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а все различные виды жилищных кооперативов были принудительно реорганизованы в жи­лищно-строительные кооперативы. по существу была установлена жесткая привязка кооперативов к государственным и партийным органам 3 . После этого в феврале 1938 г. были ликвидированы союзы жилищно-строительных кооперативов всех уровней. Окончатель­ное «уравнение» всех жилищных кооперативов было оформлено с утверждением 31 октября 1939 г. Примерного устава жилищно­строительного кооператива 1 .

В военный период жилищное строительство, в том числе и коо­перативное, по понятным причинам практически было прервано. После окончания Великой Отечественной войны восстановление разрушенного жилищного фонда и строительство нового жилья производились государством практически без помощи жилищной кооперации.

Второе дыхание социалистическая жилищная кооперация получи­ла только после ХХ съезда КПСС. Совет Министров СССР 20 марта 1958 г. принял постановление «О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации» 2 . В Постановлении указывалось на необ­ходимость более широкого распространения жилищно-строительных кооперативов. Предприятия и учреждения получили возможность создавать кооперативы для своих работников, для чего требовалось обращаться в исполкомы местных Советов народных депутатов.

В связи с принятием вышеназванного документа 24 сентября 1958 г. постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден новый Примерный устав жилищно-строительного кооператива 3 .

Совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. «Об индивидуальном и кооперативном жи­лищном строительстве» 4 предусматривалась необходимость включе­ния в государственные плановые задания кооперативного строитель­ства. Кроме того, данным актом были предусмотрены новые льготы организационного и финансового порядка 5 . В октябре того же года снова был утвержден Примерный устав жилищно-строительного кооператива 6 .

По существу с октября 1937 до марта 1988 г. в отечественной право­вой регламентации жилищная кооперация отождествлялась с организа­циями, именовавшимися «жилищно-строительными кооперативами». В юридической литературе существовали различные точки зрения о наименовании таких объединений. Некоторые авторы — И.П. Про-копченко, И.Б. Марткович, В.Р. Скрипко, П.Г. Соловьев — употребля­ли термин «строительные кооперативы» 1 , В.К. Райхер предлагал такие объединения именовать «жилищными кооперативами» 2 , Е.Н. Гендзе-хадзе — «кооперативами по организации строительства и использова­ния жилых домов» 3 . Однако большинство исследователей не уходили от понятия, ранее уже сформулированного в законодательстве, упот­ребляя словосочетание «жилищно-строительные кооперативы» 4 .

Жилищный кодекс РСФСР 1983 г. содержал 15 статей, посвящен­ных жилищной кооперации. Однако кроме повышения уровня норма­тивного регулирования до уровня закона принципиальных изменений в правовом регулировании жилищной кооперации не произошло.

Началом нового этапа развития нормативно-правового регулирова­ния жилищной кооперации, как нам представляется, следует считать принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР 31 марта 1988 г. по­становления № 406 «О мерах по ускорению развития жилищной коопера­ции» 5 . Впервые на государственном уровне было признано, что жилищная кооперация не внесла должного вклада в решение проблемы обеспечения населения жильем. Данным документом наряду с попыткой обеспечить динамику развития организации соответствующих кооперативов была провозглашена необходимость существования разных форм жилищной кооперации: жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Уже через два месяца, 26 мая 1988 г., был принят Закон Союза ССР «О коопе­рации в СССР» 6 , который законодательно закрепил две эти формы.

До принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР названного постановления полная выплата паевого взноса означала лишь завер­шение погашения задолженности кооперативу и не изменяла сущно­сти жилищного правоотношения. С принятием этого постановления член жилищного кооператива получил возможность в случае полной выплаты паевого взноса передать квартиру своим родственникам либо другим лицам, имеющим в соответствии с законодательством право на вступление в кооператив и берущим на себя обязательство по соблюдению устава кооператива, если при этом не ущемляются права членов семьи, проживающих совместно с выбывающим членом кооператива. Постановление связывало с фактом выплаты паевого взноса возникновение нового субъективного права члена кооператива в жилищном правоотношении — возможность по своему усмотрению передать квартиру родственникам либо другим лицам с соблюдением ряда условий. Требования были указаны гражданину как передаю­щему, так и приобретающему квартиру. Общим основанием для них являлось соглашение о передаче кооперативной квартиры.

Условия, предъявляемые к передающему, сводились к двум мо­ментам: 1) чтобы была произведена полная выплата паевого взноса (за исключением передачи квартиры совместно проживающим членам семьи); 2) чтобы при передаче не ущемлялись права членов семьи пай­щика, проживающих совместно с выбывающим членом кооператива. Последнее положение вызвано тем, что у членов семьи, постоянно проживающих вместе с пайщиком, было равное право пользования жилым помещением, в связи с этим изменение в осуществлении этих прав, а тем более их прекращение должны были происходить с их пись­менного согласия. Лицам «передающим» требовалось предоставлять доказательства того, что члены их семей не нуждаются в данной жилой площади. Под ущемлением прав члена семьи следовало понимать при­знание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий при передаче квартиры другим лицам.

Требования, которые предъявлялись к лицу, получающему квар­тиру, были следующими:

во-первых, чтобы лицо было нуждающимся в улучшении жилищ­ных условий. Для этого не обязательно было стоять в очереди на по­лучение жилого помещения в исполкоме местного Совета народных депутатов или на предприятии, достаточно было фактической нуж­даемости;

во-вторых, чтобы по общему правилу лицо постоянно прожива­ло в данной местности, о чем могла свидетельствовать постоянная прописка;

в-третьих, чтобы лицо достигло 18-летнего возраста;

в-четвертых, важно, чтобы лицо брало на себя обязательство по со­блюдению устава данного кооператива.

Принятое в члены кооператива лицо вносило паевой взнос на счет кооператива. Размер вносимого пая не должен был быть меньше балансовой стоимости квартиры. После этого выплачивался паевой взнос за вычетом амортизационных отчислений лицу, выбывшему из кооператива. Данное правило не применялось, когда передача про­исходила безвозмездно.

На практике зачастую общее собрание (конференция) жилищного кооператива отказывало в приеме в члены кооператива, несмотря на то, что все оговоренные постановлением условия были соблюдены 1 .

Сформулированное в постановлении ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР № 406 право передачи квартиры фактически означало предоставление права распоряжения путем продажи, дарения, мены. Однако это право в полном объеме является одним из основных эле­ментов права собственности. Названное постановление логически подводило законодателя к тому, что кооперативная квартира, паевой взнос за которую полностью выплачен, должна принадлежать члену кооператива на праве собственности 2 .

С 1 июля 1990 г. вступил в силу Закон Союза ССР «О собственности в СССР», который кардинально изменил отношение к жилым помеще­ниям как членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплативших паевые взносы, так и самих кооперативов. Указанные граждане стали собственниками занимаемого (бывшего кооперативного) жилья, а кооперативы стали трансформироваться первоначально в кооперативы, имеющие на праве собственности толь­ко объекты общего пользования (с 1 июля 1990 по 1 января 1995 г., т.е. до вступления в действие части первой Гражданского кодекса РФ), а затем в кооперативы, не имеющие на праве собственности недви­жимые объекты общего пользования, подлежащие преобразованию в товарищества собственников жилья 1 .

Нельзя не согласиться с тем, что в последнее время произошло ожив­ление интереса к жилищной кооперации 2 . ЖК РФ с учетом положе­ний ГК РФ достаточно подробно урегулировал отношения, связанные с организацией и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также упорядочил нормативно-правовое регулирова­ние прав и обязанностей членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов 3 .

Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также — жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.

5. Действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 110 ЖК РФ

1. До введения в действие комментируемого Кодекса организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов вызывали значительные трудности, в том числе из-за того, что в Российской Федерации этот вопрос достаточным образом законодательно не был урегулирован.

Кооперативы фактически руководствовались практикой, сложившейся еще при действии Примерного устава ЖСК , и началами, предусмотренными ст. 116 ГК РФ, гл. 5 ЖК РСФСР, некоторыми положениями Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», а также Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» .
———————————
Примерный устав жилищно-строительного кооператива отменен Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1989 г. N 126 «О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР по вопросам кооперации» // СПП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 73.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355. Данный законодательный акт действует в части, не противоречащей ГК РФ и ЖК РФ.

Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения, регулирующие правовой режим такого вида потребительских кооперативов. Как следует из ст. 116 данного Кодекса, жилищными и жилищно-строительными кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Цель создания таких кооперативов — удовлетворение жилищно-бытовых потребностей членов кооператива (п. 1 ст. 51 Закона о кооперации в СССР). Подобное определение дано и в ч. 1 комментируемой статьи. Члены таких кооперативов своим имуществом, как правило, денежными средствами, участвуют в строительстве либо приобретении многоквартирного дома с последующей его эксплуатацией.

2. Безусловно, основным видом кооперации, удовлетворяющей жилищно-бытовые потребности своих членов, остаются жилищно-строительные кооперативы, которые организуются для строительства многоквартирных жилых домов и их последующей эксплуатации. При этом данные кооперативы можно разделить на два вида: создаваемые гражданами при содействии органов местного самоуправления либо заинтересованных юридических лиц (условно назовем их патронажными) и организуемые гражданами и (или) юридическими лицами самостоятельно.

В первом случае, как правило, в члены жилищно-строительных кооперативов принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Имеют место случаи, когда субъекты Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные юридические лица принимают на себя значительную часть расходов по строительству дома, подведению и подключению объектов инженерной инфраструктуры. Так, в г. Москве установлено, что, во-первых, жилищно-строительные кооперативы освобождаются от надбавок к сметной стоимости жилых домов; во-вторых, до 50% затрат на строительство домов ЖСК покрывается из городского бюджета и за счет реализации на коммерческой основе до 10% общей жилой площади в каждом кооперативном доме. Кроме того, согласно этому документу предполагается предусматривать в бюджетных показателях ассигнования на покрытие расходов по строительству домов ЖСК с учетом объемов, предусмотренных в ежегодных инвестиционных программах правительства г. Москвы.

Во втором случае все затраты возлагаются на членов конкретного жилищно-строительного кооператива.

3. Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности потребительскими кооперативами, в том числе жилищными и жилищно-строительными. Однако это обусловливается тем, что такая деятельность должна служить целям, ради которых созданы названные кооперативы. В отличие от прежнего законодательства ГК РФ устанавливает правило, по которому доходы, полученные жилищными и жилищно-строительными кооперативами от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом и уставом, могут распределяться между их членами.

4. Следует иметь в виду, что с возникновением права собственности у членов кооператива, выплативших паевой взнос (см. ст. 129 ЖК и комментарий к ней), кооперативные отношения прекращаются и, как следствие, кооперативы будут преобразовываться в ТСЖ, следовательно, жилищные кооперативы как таковые имеют временный характер деятельности.

5. Деятельность специализированных жилищных потребительских кооперативов, таких как жилищные накопительные кооперативы, ЖК РФ не регулирует, на деятельность данных юридических лиц распространяет свое действие специальный Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» .
———————————
В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается минимальное количество членов кооператива — не менее пяти физических или юридических лиц. Максимальное количество определяется количеством жилых помещений в кооперативном доме (причем именно жилых помещений, а не только квартир; к примеру, при разделе кооперативной квартиры может появиться два жилых помещения, соответственно, будут представлены два члена кооператива).

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

Раздел V. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ

Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ

Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 349-ФЗ)

1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ)

2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 349-ФЗ)

3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 № 349-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также — жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.

5. Действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.

Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы

1. Членом жилищного кооператива может быть:

1) гражданин, достигший возраста шестнадцати лет;
2) юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации;
3) юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 349-ФЗ)

2. Категории граждан, указанных в статье 49 настоящего Кодекса, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 112. Организация жилищного кооператива

1. Количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.

2. Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей.

3. В собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив.

4. Решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители).

5. Членами жилищного кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива.

6. Решение собрания учредителей жилищного кооператива оформляется протоколом.

Статья 113. Устав жилищного кооператива

1. В уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

1.1. В уставе жилищного кооператива может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в жилищном кооперативе, с учетом функций указанных систем.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ)

2. Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.

Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива

Государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 115. Органы управления жилищного кооператива

Органами управления жилищного кооператива являются:

1) общее собрание членов жилищного кооператива;
2) конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива;
3) правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Статья 116. Управление в жилищном кооперативе

1. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 116.1. Требования к должностным лицам жилищного кооператива

(введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ)

Членами правления жилищного кооператива (в том числе председателем правления кооператива), членом ревизионной комиссии (ревизором) кооператива, а также главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера) кооператива не могут являться граждане:

1) имеющие судимость за умышленные преступления;
2) в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года.

Статья 117. Общее собрание членов жилищного кооператива

1. Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, — более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

2. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

3. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.

4. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.

5. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 113 настоящего Кодекса, проведение общего собрания членов жилищного кооператива с использованием системы осуществляется с соблюдением требований, установленных статьей 47.1 настоящего Кодекса.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ)

Статья 118. Правление жилищного кооператива

1. Правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.

2. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива).

3. Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.

4. Правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива (конференции).

Статья 119. Председатель правления жилищного кооператива

1. Председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.

2. Председатель правления жилищного кооператива:

1) обеспечивает выполнение решений правления кооператива;
2) без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
3) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Кодексом или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.

3. Председатель правления жилищного кооператива при осуществлении прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.

Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива

1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года. Количество членов ревизионной комиссии жилищного кооператива определяется уставом кооператива. Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления жилищного кооператива, а также занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива.

2. Ревизионная комиссия жилищного кооператива из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:

1) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год;
2) представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;
3) отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.

4. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива.

5. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) жилищного кооператива определяется уставом кооператива и другими документами кооператива.

Статья 121. Прием в члены жилищного кооператива

1. Гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.

2. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).

Статья 122. Реорганизация жилищного кооператива

Жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.

Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива

Жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Статья 123.1. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

1. Жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в системе в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, порядком, составом, сроками и периодичностью размещения в системе устав кооператива, а также следующие документы и информацию:

1) количество членов жилищно-строительного кооператива;
2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива;
3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства;
4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;
5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений;
6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.

2. Жилищно-строительный кооператив по требованию члена этого кооператива обязан предоставить для ознакомления, в том числе с использованием системы:

1) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;
2) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;
3) документы, подтверждающие права жилищно-строительного кооператива на земельный участок;
4) протоколы общих собраний членов жилищно-строительного кооператива, заседаний его правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;
5) документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов жилищно-строительного кооператива или копии таких доверенностей;
6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) жилищно-строительного кооператива;
7) иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом жилищно-строительного кооператива, его внутренними документами, решениями общего собрания членов этого кооператива.

3. Жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;
2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;
3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.

4. Решение общего собрания членов жилищно-строительного кооператива по вопросу внесения изменений в проектную документацию считается принятым при условии, если за него проголосовало более трех четвертей членов жилищно-строительного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.

5. Осуществляющий в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство многоквартирного дома (далее в настоящей главе — контролирующий орган), получает сведения, содержащиеся в реестре членов жилищно-строительного кооператива, а также иную информацию, предусмотренную настоящей статьей, из системы.

Статья 123.2. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

1. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Кодекса.

2. Контролирующий орган при осуществлении контроля вправе:

1) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, и его территориальных органов документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
1.1) осуществлять контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 настоящего Кодекса требований к размещению им информации и документов;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
2) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома);
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
2.1) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
2.2) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 116.1 настоящего Кодекса;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
3) осуществлять в соответствии с частью 4 настоящей статьи проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
3.1) получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
3.2) получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
3.3) ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
4) требовать от органов управления жилищно-строительного кооператива устранения выявленных нарушений;
5) рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;
5.1) принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
6) обращаться в суд с заявлением в защиту предусмотренных настоящей главой прав и законных интересов членов жилищно-строительного кооператива, которые своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома, в случае нарушения таких прав и интересов;
7) направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
8) принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительного кооператива, его должностных лиц к ответственности, установленной настоящей главой и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
9) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
(п. 9 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)

3. В случае неисполнения жилищно-строительным кооперативом в установленный контролирующим органом срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создают реальную угрозу правам и законным интересам членов жилищно-строительного кооператива, контролирующий орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности жилищно-строительного кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения жилищно-строительным кооперативом соответствующих нарушений. Контролирующий орган в случае неисполнения его предписаний жилищно-строительным кооперативом вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации этого кооператива.

4. Предметом проверки деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса.

5. Основанием для проведения контролирующим органом на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство, плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи жилищно-строительному кооперативу разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого кооператива на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения жилищно-строительным кооперативом выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ)
2) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;
3) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Контролирующий орган при осуществлении контроля размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проведенных проверках деятельности жилищно-строительного кооператива, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о привлечении к административной ответственности за нарушение требований настоящего Кодекса и иных требований, установленных законодательством.
(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ)